Занятие для детей начальной школы права детей

Занятие по курсу «Права ребенка» для детей 6-8 лет воспитатель Петухова Жанна Викторовна МКДОУ Бугалышский детский сад №2 с. Средний БугалышТема: «Права детей» Заметка: занятие ориентировано на младший школьный возраст, но можно адаптировать и для старшего дошкольного возраста.
Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.
2. Развивать аналитическое и критическое мышление.
3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.
Оборудование: набор карандашей, «Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка», жетоны, «Живое право. Книга для преподавателя».Ход занятия:1. Организационный момент.
2. Разминка.
— Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах — капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть — у себя).
— Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)
— Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).
— Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).
— Что вам не понравилось в ходе игры?
— Почему вам показалась игра нечестной?
— Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).
-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?
Что наша жизнь – игра… И на уроках права вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры — законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.
— Составьте словосочетание со словом » право».
— Как называется основной международный документ по правам человека? ( Всеобщая декларация прав человека)
— А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
— Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
— Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.
3. Сообщение темы урока.
— Мы приступили к изучению нового раздела — «Права детей». Наш первый урок посвящен международным документам о правах детей.
4.Объяснение нового материала.
— Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
1)Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
2) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. «провозглашение»),
Конвенция ( с лат. «соглашение»).
— Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию,приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на уроке.
— Итак, Конвенция — очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
— Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет)
(На доске учитель схематично изображает ребенка)
— Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.)
— Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Все права можно разделить на 3 группы:
Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)
— Сейчас вы получите «Сокращенный вариант Конвенции» и будете работать в группе. Вашу работу я буду оценивать по следующим критериям: активность, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак, у вас три минуты, чтобы выяснить, какая из статей является, по вашему мнению, приоритетной.
5. Работа по группам.
6. Проверка работы групп.
Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.
7. Закрепление изученного материала.
— Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки:
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
1) В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
2) В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3) Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4) Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5) В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6) Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9) Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура -36 градусов «прав человека».
— У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
— Как вы думаете, почему результат низкий?
— От кого зависит температура прав человека в школе?
— Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Это и будет вашим домашним заданием.
8. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.
9. Итог занятия
— Назовите основные международные документы по правам ребенка?
— В чем разница Конвенции и Декларации?
— Кого в Конвенции считают ребенком?
— Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право — право знать о своих правах.
— Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семьСценарий внеклассного мероприятия по теме: «Мы тоже имеем права», 2-4 классыЧто? Где? Когда? в детском саду. Права ребенкаПознавательное мероприятие по праву для младших школьников. Сценарий

«ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми, тема нашего классного часа «Твои права и обязанности». Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

  • Право на жизнь

  • Право на имя при рождении

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на отдых и досуг

  • Право иметь имущество

  • Право свободно выражать свои взгляды

  • Право на свободное перемещение

  • Право на заботу и воспитание родителями

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

— Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у вашего папы?

— У кого больше всего обязанностей?

— А какие обязанности существуют у учеников?

— А откуда вы это знаете? (Устав школы)

— Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

— А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом: (слайд 5)

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;

  • Прилежно учиться;

  • Иметь аккуратный вид;

  • Соблюдать правила техники безопасности;

  • Беречь школьное здание, оборудование;

  • Придерживаться общепринятых правил поведения;

  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

Игра «О каком праве идет речь?»

  1. Мы дошкольниками были,

Мы ходили в детский сад,

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа дверь!

Нам скорее подари

Расписные буквари.

(право на образование)

2.На прививку! Третий класс!

Вы слыхали? Это нас.

Я уколов не боюсь!

Если надо – уколюсь!

На прививку вызывают,

Братцы, нас!

(право на охрану здоровья)

3.Но вот пришла лягушка,

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца.

Представьте себе,

Прожорливое брюшко.

Представьте себе,

И съела кузнеца. (право на жизнь)

4.Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я! (право на жизнь)

  1. Стал сапожником Енот,

Он для всех обувку шьет:

Тапки – на лапки,

Сапожки – на ножки,

Даже старые ботиночки

Принимает для починочки. (право на труд)

  1. Ох, случилась вдруг беда,

Выпал птенчик из гнезда.

Он зовет на помощь мать,

Ищет мать, ищет мать. (право на родительскую заботу)

  1. К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе. (право на образование)

Игра «Разрешается – запрещается»

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это … разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают –

Это … запрещается.

С мамой дети жить должны,

Ей цветы всегда дарить –

Это … разрешается.

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать – всегда

Запрещается!

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

Запрещается!

Вместе дружно в мире жить.

С разными детьми дружить –

Это … разрешается.

Бегать, прыгать и учиться,

Если заболел – лечиться.

Это … разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго … запрещается

Все дети и подростки должны иметь средства и возможности для потенциально полного развития.
Жизнь, выживание, максимальное развитие, доступ к охране здоровья и доступ к службам здравоохранения являются не только фундаментальными потребностями детей и подростков, но и основными правами человека.

Основным инструментом для защиты и реализации этих прав является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР). КПР отражает международный консенсус, достигнутый в отношении стандартов для обеспечения общего благополучия всех детей и молодых людей в возрасте до 18 лет. Помимо того, что КПР предоставляет возможности для информационно-пропагандистской работы в отношении охраны здоровья детей и подростков и соответствующей практической поддержки, она является нормативно-правовой основой работы ВОЗ по широкому спектру вопросов, связанных со здоровьем и развитием детей и подростков.

Создание потенциала в области применения КПР в качестве нормативно-правовой основы

Для содействия интеграции «основанной на правах перспективы» в планирование и проведение политики, мероприятий и программ по охране здоровья детей и подростков Департамент по здоровью и развитию детей и подростков (ЗДП) разработал учебный курс. Курс направлен на укрепление понимания и знаний о правах ребенка и основах КПР. Участники из ВОЗ и стран узнают о связях между потребностями, обязанностями и правами, а также о том, как можно использовать КПР для разработки политики, планирования, составления программ и управления программами по охране здоровья детей и подростков.

Разрабатывая специальные контрольные перечни в отношении прав человека, департамент ставит своей целью систематическую интеграцию основных норм и стандартов в области прав человека в свои методики и руководящие принципы.

Мониторинг КПР и применение процесса отчетности КПР

Когда государство ратифицирует КПР, оно вступает в непрерывный цикл мониторинга и отчетности относительно потенциальных возможностей его детей и подростков осуществлять свои права. Государства-участники подготавливают доклады с анализом ситуации, которые передаются для изучения Комитету Организации Объединенных Наций по правам ребенка (Комитету). Процесс отчетности КПР может действовать как ценный механизм мониторинга и оценки состояния здоровья детей и подростков. В обязанности ЗПД входит координация вклада ВОЗ в работу Комитета. С 1998 года ЗПД подготовил и представил Комитету более 50 комментариев в области здравоохранения по докладам государств-участников. В результате, Комитет активно рекомендовал ряду стран обратиться за поддержкой к ВОЗ, а также принять или усилить виды деятельности в интересах прав ребенка в этих странах.

Для усиления мониторинга здоровья в рамках процесса отчетности КПР Департамент разрабатывает основные показатели здоровья детей и подростков в контексте КПР.

Более того, рекомендации Комитета в отношении здоровья детей и подростков, данные странам после рассмотрения их усилий по исполнению КПР, могут служить полезной платформой для деятельности в странах. ЗПД содействует последовательному выполнению в странах рекомендаций Комитета в отношении здоровья путем, помимо прочего, проведения семинаров по вопросам их выполнения и с помощью распространения рекомендаций региональным и страновым бюро ВОЗ.

Новорожденные, дети грудного возраста и дети других возрастных групп

В области здоровья новорожденных и детей ЗПД все шире использует КПР в качестве нормативно-правовой основы для решения проблем кормления детей грудного и раннего возраста и выживания детей. В сотрудничестве с Гарвардской школой общественного здравоохранения разрабатывается методика основанной на правах оценки законов, политики и программ, связанных со здоровьем детей, которая станет ценным вкладом в анализ ситуации в странах в контексте выживания детей.

Подростки

В области здоровья подростков нормы и стандарты прав человека систематически интегрируются как в нормативную, так и техническую работу Департамента. Учебные материалы включают модули по правам человека, и ЗПД будет проводить систематическую оценку законов и политики в области сексуального и репродуктивного здоровья подростков с точки зрения прав человека. Такая основанная на правах оценка позволит определить политику и правовые барьеры на пути обеспечения доступа подростков к службам охраны сексуального и репродуктивного здоровья.

Ссылки по теме

  • Документы о правах — на английском языке

Занятие для детей начальной школы права детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *