Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Экономическое регулирование общественных экологи­ческих отношений — это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которо­го решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов.

Суть экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, что экономические средства и методы, облекаемые в правовую форму, побуждают субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, должно принести им определенные экономические выгоды в процессе хозяйст­венной деятельности.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды регламентируется главой IV Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 14 данного закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит:

  • разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344);
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16). Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами.
О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия принято постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О вышеназванное постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера — сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18). В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Общая характеристика методов экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность приемов и способов воздействия на поведение физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, с целью формирования у них экономического стимула к наиболее рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, а также соблюдению требований экологического законодательства.

Методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», который посвящает им отдельную главу и входящие в ее структуру правовые нормы. Законодатель достаточно подробно рассматривает методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ. Для субъектов РФ порядок разработки, финансирования и реализации целевых экологических и природоохранительных программ устанавливается с учетом регионального законодательства субъектов. Законом предусмотрено новшество, которое связано с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц в случае экологических рисков.

Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше. Вопрос использования экономических методов в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования относится к числу наиболее сложных и наименее разработанных в теории экологического права. Отсутствует даже единое мнение о том, что относится к экономико-правовым средствам, каково содержание экологических налогов, сборов и платежей и чем они отличаются друг от друга. Но наука, законотворчество и практика не стоят на месте: в каждой из этих сфер делаются попытки найти оптимальные пути решения. Особенно активно апробируются новые способы экономического воздействия в последние годы, что вызвано и рыночными преобразованиями в стране, и интенсивным развитием экологического и налогового законодательства, и общим ухудшением состояния окружающей среды.

Выделяют следующие методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Законодательством РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды. Важными элементами экономического механизма регулирования являются планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию. Они осуществляются в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков, с привлечением аудиторских фирм.

Разработка экологически обоснованных прогнозов и программ социально-экономического развития России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ), который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов развития государства в области экономики и социальной сферы, а также общий порядок их подготовки и принятия.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ и о возможных его изменениях, основанных на законах рыночного хозяйствования, используемых при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики.

Концепция социально-экономического развития РФ — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ — это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на основе комплексного анализа:

  • демографической ситуации в стране;
  • научно-технического потенциала государства;
  • накопленного национального богатства;
  • социальной структуры общества;
  • внешнего положения РФ;
  • состояния природных ресурсов;
  • перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности, учитывают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

По масштабам выделяют следующие виды прогнозов социально- экономического развития РФ:

  • в целом по Российской Федерации;
  • по регионам;
  • по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики;
  • развития государственного сектора экономики.

По срокам прогнозов социально-экономического развития выделяют:

  • государственное прогнозирование на долгосрочную перспективу (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период);
  • государственное прогнозирование на среднесрочную перспективу (разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется);
  • государственное прогнозирование на краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно).

На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты развития страны, определяются его возможные цели и пути их достижения.

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

  • оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика современного состояния экономики РФ;
  • концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

К методам экономического регулирования природопользования и обеспечения охраны окружающей среды относится установление и взимание платы:

  • за природопользование в пределах установленных лимитов, которая включает в себя плату за использование отдельных видов природных ресурсов;
  • за использование отдельных видов природных ресурсов сверх установленных лимитов;
  • за негативное воздействие на окружающую среду, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду.

В частности, порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Суть данного порядка заключается в различиях оплаты за загрязнение в пределах, не превышающих установленных лимитов; за загрязнение в пределах установленных лимитов, временно согласованных нормативов и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды. Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются природопользователями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды, которые используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическое регулирование в области природопользования и охраны окружающей среды связано также с государственной поддержкой предпринимательской деятельности, обеспечивающей рациональное природопользование. Меру экологически допустимого поведения предпринимателей определяют законодательно установленные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в частности, предусматривает, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка данной предпринимательской деятельности осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *