Материнский капитал при разводе

21 сентября 2017 11:55

В упоминаниях о материнском (семейном) капитале большинство граждан привыкли к тому, что в чаще всего в подобных сообщениях говорится о праве на М(С)К у матери, с 1 января 2007 года родившей или усыновившей второго, третьего или последующего ребёнка. Вместе с тем, претендовать на получение материнского капитала, может и отец (или мужчина – усыновитель) второго или последующего ребёнка, но только в нескольких определённых законом случаях.

Первостепенное право на получение материнского капитала всегда остаётся за матерью, далее оно может перейти к отцу. Причиной может быть смерть матери, лишение её родительских прав или совершение преступления в отношении ребёнка. В случае, если умерли и мать, и отец, либо они оба лишены родительских прав, право на материнский капитал переходит к детям. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает не только в связи с переходом его от женщины (матери) к отцу ребёнка, но и в связи с переходом к мужчине – единственному усыновителю второго, третьего, или последующих детей. Важно, чтобы решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года, и усыновитель ранее не пользовался правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на материнский капитал у мужчины (отца, усыновителя) при соблюдении всех вышеперечисленных условий не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, когда очередность рождения или усыновления данного ребенка была учтена при определении факта возникновения права на материнский капитал у женщины. Кроме того, право на материнский капитал у мужчины не возникает, если после смерти усыновительницы или матери ребенок, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на материнский капитал, в законном порядке признан оставшимся без попечения родителей.

Чтобы в указанных случаях оформить свое право на М(С)К, мужчина может обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства и представить следующие документы:

    паспорт;
    свидетельство обязательного пенсионного страхования;
    свидетельства рождения всех детей или решение суда об усыновлении;документы, доказывающие тот факт, что мужчина имеет право на материнский капитал (согласно вышеозначенным условиям, к примеру, свидетельство о смерти матери или решение суда о лишении женщины родительских прав).

Получив сертификат, отец может направить его средства на улучшение жилищных условий и оплату получения образования детьми. Формирование накопительной части пенсии доступно исключительно женщинам – об этом прямо указано в законе о материнском капитале.

Судя по тому, что государство пока не собирается отказываться от выплат материнского капитала, а семей, получивших эти деньги, становится все больше, реально предположить, что подобных дел в судах может оказаться немало. Поэтому разъяснения Верховного суда по делу о разделе недвижимости, купленной семьей на материнский капитал, могут оказаться полезными как судьям в регионах, так и простым гражданам, если им придется столкнуться с подобной проблемой.

Все началось с решения городского суда города Славянска Краснодарского края. Там суд рассмотрел иск о разделе недостроенного дома. Бывший муж потребовал, чтобы суд признал право собственности на половину недостроенного дома за ним. Дом семья строила в браке, брак закончился, дом остался. Но до конца оформить его не смогли, так как это — недострой.

Горсуд поступил стандартно — все нажитое супругами в браке считается их общей собственностью и в случае развода делится пополам. Такое решение и было принято — половину дома суд присудил бывшей жене, вторую половину — бывшему мужу.

Краевой суд, куда недовольная экс-супруга обратилась, оспаривая такой дележ, подтвердил правоту своих коллег — раздел, дескать, был справедливым.

Но гражданка дошла до Верховного суда, и суд, самым внимательным образом перечитав дело, сказал — заявительница-то права. А городской и краевой суды приняли решение, в котором «существенно нарушены нормы материального и процессуального права».

По мнению Верховного суда, эти нарушения так повлияли на рассмотрение дела, что не дали возможность принять правильное и законное решение. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда оба состоявшихся решения отменила и разъяснила почему.

Итак, супруги из Краснодарского края прожили в браке семь лет. У них двое детей. Как и положено, государство выделило женщине материнский капитал. Деньги пошли на строительство дома для семьи. Дом не достроили, но за мамой признали право собственности на строение.

Женщина, получившая материнский капитал, подписала обязательство, в котором было сказано, что она должна в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта на строение оформить недвижимость в общую собственность на себя, супруга и детей, определив размеры долей для каждого. Этого требует закон.

Деньги материнского капитала не могут быть совместно нажитым имуществом и не подлежат разделу

Местные суды, когда рассматривали дело, пришли к выводу, что строили дом во время брака и он является совместно нажитым. Но дом не достроили, его нельзя ввести в эксплуатацию, поэтому доли детей в нем определить пока нельзя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда заявила следующее. Материнский капитал можно потратить лишь на строго прописанные в законе цели. Одна из них — улучшение жилищных условий семьи. Причем у родителей есть выбор — строить дом, реконструировать уже имеющийся, вкладывать деньги в строительный кооператив. В общем, участвовать во всем, что в итоге даст взрослым и детям жилье и что не противоречит закону. Можно класть кирпич самим, можно договариваться с фирмой, а можно и с физическим лицом.

По закону такое жилье должно быть в обязательном порядке оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи — родителей и детей. Причем на всех детей, а не только на тех, после рождения которых государство дало маме деньги.

Верховный суд подчеркнул — закон о материнском капитале специально очертил круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, купленное или построенное на средства этого капитала. А еще этим законом установлен и вид собственности — общая долевая.

По Семейному кодексу (статьи 38 и 39) в случае развода разделу имущества между супругами подлежит только общее имущество, нажитое в браке. В этот перечень общего имущества входят и денежные выплаты, полученные каждым из супругов. Но общими будут лишь те денежные выплаты, которые не имеют специального целевого назначения. Это сказано в 34-й статье Семейного кодекса.

А средства материнского капитала по закону имеют целевое назначение. Они не могут являться совместно нажитым имуществом, а значит, не подлежат разделу между супругами. Дети, сказано в законе, должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, купленной на материнский капитал. Причем неважно, деньги были потрачены на это целиком или частью. Поэтому дом, даже недостроенный, надо делить на всех, как того требует Семейный кодекс и закон о материнском капитале. Это дело Верховный суд велел пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Семейный, или, как его чаще называют, материнский капитал, – господдрежка детей, а не родителей. Тем не менее, если выделенные государством деньги потрачены на жилплощадь, супруги имеют право на долю в общей собственности. Но что происходит, когда речь идет о «гражданском браке», и может ли отец, не зарегистрировавший брак с матерью детей, претендовать на купленную на маткапитал квартиру? В разнице между «родителем» и «супругом» разобрался Верховный суд.

Гражданский муж – без прав?

В ч. 4 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” указано, что жилое помещение, купленное на средства от материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей. Однако в подзконном акте – Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ, – говорится, что речь идет не просто об отце или матери, а о супруге – то есть на общую собственность родитель может претендовать в случае, если брак зарегистрирован. Но можно ли выселить из квартиры, купленной на материнский капитал, «гражданского» мужа, который, хотя и является отцом детей, в браке с их матерью не состоял?

Такой вопрос возник у жительницы Адыгеи Елены Багаевой*. У нее и Сергея Батурина* было четверо детей, но в браке они не состояли. Багаева получила материнский капитал и купила на него дом. Изначально дом принадлежал ее отцу и после его смерти перешел по наследству к Багаевой. Позже она продала жилье, снова выкупила его на средства маткапитала и оформила договор дарения, по которому дети получили 4/5 в общей долевой собственности, а одна часть досталась ей самой. У отца детей доли в собственности не было.

Когда в семье начались конфликты, Багаева вместе с детьми выехала из дома, оставив там гражданского мужа. Он, по ее словам, создавал препятствия ей и детям в проживании. Чтобы выселить Батурина, женщина отправилась в суд. В иске, направленном в Гиагинский районный суд Республики Адыгея, она просила признать, что Батурин больше не имеет права пользоваться не принадлежащим ему помещением. Ведь членом семьи его считать нельзя – брак не зарегистрирован, он не ведет с заявительницей общее хозяйство, у них нет общего бюджета. Собственником дома он не является, соглашение о порядке пользования жилым помещением между сторонами отсутствует, а съезжать он не хочет – хотя и имеет финансовую возможность. Суд требования Багаевой поддержал и пришел к выводу, что отца семейства надо выселить.

Батурин с решением первой инстанции не согласился и оспорил его в Верховном суде Республики Адыгея. Он обратил внимание суда на то, что в спорный дом его вселил отец гражданской жены, и он жил там 15 лет еще до смерти тестя, а после сам нес все расходы по содержанию дома: поменял в нем окна, двери и полы, установил изгородь. Фактически дом никогда не продавался, не принадлежал еще кому-то, кроме тестя Батурина и его гражданской супруги, а представленные суду документы о его продаже и новой покупке – подделка, заявил мужчина. Отрицал он и то, что препятствовал в проживании Багаевой. По его словам, она сама ушла из дома с другим мужчиной.
Суд его требования поддержал. Батурин – отец детей, но вопреки требованиям закона не включен в число долевых собственников жилого помещения, указали члены коллегии под председательством судьи Натуси Бзегежевой. Сославшись на положения закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», они сделали вывод: ответчик приобрел право пользования спорным жилым помещением вследствие её приобретения на средства материнского капитала. Причем он сохраняет это право, поскольку вселен в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то есть до декабря 2004 года: кодекс не позволял прекратить право пользования при смене собственника жилого помещения, напомнили судьи и постановили в исковых требованиях заявительнице отказать (дело № 2-778/2015 ~ М-699/2015). Решение поддержал Президиум ВС Адыгеи.

ВС заступился за брак

Доказывать свою правоту Батурина пошла в Верховный суд. Коллегия под председательством судьи Александра Кликушина установила: требования заявительницы обоснованы. Правами собственников жилого помещения, приобретаемого за счёт средств семейного капитала, должны обладать сама получательница сертификата на материнский капитал, её дети, а также её супруг, являющийся отцом детей, указали в определении по делу (дело № 24-КГ16-22) судьи, сославшись на постановление Правительства, конкретизирующее способы и порядок направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. А Жилищный кодекс РСФСР в этом случае неприменим, так как переход права собственности на жилое помещение произошел уже после вступления в силу Жилищного кодекса РФ в декабре 2004 года.

Другими словами, ВС четко определил, что право собственности на недвижимое имущество, приобретённое на средства материнского капитала, принадлежит получателю сертификата на материнский капитал, его детям по крови или усыновлённым детям, а также супругу, одновременно являющемуся родителем одного или нескольких детей, резюмировала Марина Костина, адвокат Юридической группы «Яковлев и Партнеры».

«При этом особого внимания заслуживает позиция суда о том, что наличие гражданского брака в данном вопросе не имеет правового значения. То есть лицо, не состоящее в зарегистрированном браке с получателем материнского капитала, не имеет права на долю в недвижимости, приобретённой за счёт данных средств, пусть даже отношения между ними по факту являются брачными. Хотя полагаю, что признание такого права возможно при наличии иных оснований, например, в случае подтверждения факта приобретения данного имущества, в том числе за счёт средств такого лица», – отметила Марина Костина.

Определение ВС по-своему новаторское, считает Дмитрий Куликов, Коллегия адвокатов «Юков и Партнеры». «С одной стороны, ВС фактически изменил собственную позицию, принимая решение, противоречащее собственным разъяснениям от 2009 года. Более того, суд фактически сузил значение слова «родитель” до «супруг, являющийся отцом или матерью детей”, основываясь при этом на подзаконном акте – Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ», обратил внимание юрист. Такой подход может вызвать сомнения, так как, как правило, при расхождении закона и подзаконного акта последний не применяется, указал Куликов. Тем не менее ЖК предписывает в подобных ситуациях учитывать конкретные обстоятельства дела – что и сделал ВС, в отличие от суда апелляционной инстанции. Последний вынес формально верное решение, но не учел обстоятельство: статус Батурина как члена семьи фактически прекратился, а правом собственности на жилое помещение он не обладает, поскольку не был законным супругом Багаевой. «Режима общей собственности у истца и ответчика не было, а сам факт отцовства не влечет права на материнский капитал – это все-таки государственная поддержка детей, а не их родителей. Формальность оказалась излишней, на что верно указал Верховный суд», – заключил Куликов.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

В каких случаях отец имеет право на получение материнского капитала?

В каких случаях отец имеет право

на получение материнского капитала?

Воспитание детей – процесс многогранный и всеобъемлющий. Хорошо, когда о малышах заботятся двое, но случается, что папа становится единственным родителем в семье.

На протяжении 11 лет государство оказывает поддержку семьям, которые воспитывают двух и более детей. Основной формой такой поддержки стал материнский (семейный) капитал (МСК).

Несмотря на то, что первоочередное право на МСК имеет мать ребенка, переход права от матери к отцу возможен, если она умерла, лишена родительских прав (в отношении ребенка, с рождением которого возникло право на сертификат), совершила преступление в отношении любого из детей.

Для определения права мужчина должен быть отцом, как предыдущего ребенка, так и ребенка, давшего право матери на МСК, которое было ею реализовано (получен сертификат и средства не были использованы полностью).

Отец может реализовать свое право на сертификат, в том числе, если он является единственным усыновителем второго или последующих детей (решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 года).

УПФР в Колпинском районе напоминает, что для получения сертификата на материнский капитал следует обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства в любое удобное время. Заявление о выдаче сертификата можно подать через электронный сервис ПФР «Личный кабинет гражданина», лично или через доверенное лицо в Управлении ПФР, в МФЦ или направить по почте.

При оформлении сертификата отцу потребуются документы:

— удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания;

— подтверждающие рождение (усыновление) детей;

— подтверждающие гражданство Российской Федерации ребенка, с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский (семейный) капитал;

— подтверждающие смерть матери, родившей (усыновившей) детей, лишение ее родительских прав, совершение ею умышленного преступления в отношении ребенка (детей).

Распорядиться средствами материнского (семейного) капитала отец может по всем направлениям, включая ежемесячные выплаты, за исключением одного – формирования накопительной части пенсии, поскольку в законе такая возможность предусмотрена только для матерей.

Материнский капитал при разводе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *