Защитим детей

УДК 362.7 ББК 60.542.14 П 44

Т.Н. Поддубная

Социальная защита детства: соотношение понятий

Аннотация:

В статье рассматриваются содержание и сущность социальной защиты детства, приводятся соотношения , .

Социальная защита детства, правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, система социальной защиты детства, социальная защищенность детства, показатели социальной защищенности детства, социальное неблагополучие детей, интегральные показатели (ивдикаторы) социального благополучия (неблагополучия) детей.

Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связано с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего его института — института социальной защиты детства В условиях коренной ломки общественных отношений обращение к проблеме гуманизации обусловлено как объективными потребностями «очеловечивания» общества, так и обострением социально-правовых, экономических проблем мира детства, связанных с неблагополучием в семье, ростом детской преступности, увеличивающимися тенденциями использования труда несовершеннолетних, порой, небезопасного, состоянием здоровья детей и многим другим.

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного разви-,

стало одним важнейших элементов правового статуса ре,

правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую за» .

, , состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социальной защиты детства. Не

— —

ские обоснования социальной защиты как детства в целом, так и отдельных категорий детей, семей, женщин. В

, — —

ратуре отсутствуют детальные обоснования содержания, , —

,

и развития института социальной защиты детства в Рос. -обеспечения деятельности социальных педагогов в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо проработаны стандарты и нормы их профессиональной деятельности. Недостаточно представлены критерии и индикаторы эффективной социальной защиты детства в об-

, —

В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защи-«, -ными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана «, » «.

В общеупотребительном значении понятие защитить» означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду . Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на её права, свободы .

В теории права под охраной понимают всю совокуп-,

— , , -, -.

В соответствии с «Основны ми направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 , в которых впервые была разработана целостная система социально — экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, лежащая в основе государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ после ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социальнопсихологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система

Любая система имеет следующие основные признаки:

• общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;

• наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;

• определенная иерархия функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.

В становлении системы социальной защиты детства ОБ. Степанов прослеживает следующие моменты :

• развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;

• развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;

• становле ние форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социальноэкономического развития, социокультурными особенностями развития общества.

В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих со:

— — ;

— ,

компетентных органов и учреждений, межведомственной , —

— ;

— финансово-экономического и материально-техни-

— — ;

— .

,

следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-псжолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально^ытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т.д.) и субъек-

тивные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовдетворенности) детей их социальной защитой и (юш) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).

Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства» или предложенное ЕМ. Рыбинским понятие «социальное неблагополучие детей» , которое ученый связывает с такими факторами, как само, -творенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы мо-

— , снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-^офессиональную . , -ное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их . , социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.

Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интефального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой ЕМ. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.

Таковы в самых общих чертах соотношения поня-, -. , заключается в укреплении правового статуса ребенка как , , имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обще, -.

Примечания:

2. -циальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года: (Национальный план действий в интересах детей):

14.09.1995 . 942 // —

нодательства РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

4. Гражданское право (часть 1): Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, АЛ. Сергеева. — М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Рус. яз., 1999. — Т. 1. — 1999.

Теория и практика управления образованием

УДК 341.231.14 DOI: 10.14529^180401

ББК Х404.53

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ РЕБЕНКА И ЕГО ЗАЩИТЫ

Т.В. Осипова1, Ж.Г. Почивалова2, О.В. Коляда3

1 Аппарат Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия, 2Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, Россия,

3Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

Ребенок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и поддержке со стороны государства и общества. Данная статья посвящена одной из актуальных государственно-правовых проблем России — правам ребенка, гарантированным Конституцией РФ. Представлены статистические данные, подтверждающие актуальность указанной проблемы. Определены предмет и эмпирическая основа исследования, сформулированы задачи исследования. Выделены международные, российские нормативные документы, охарактеризованы исследования ученых по проблеме прав ребенка и его защиты, а также ключевые понятия «детство», «права ребенка», «защита прав ребенка». Описан педагогический опыт в решении проблемы правового образования несовершеннолетних. Определены перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: детство, права ребенка, защита прав ребенка.

Введение. Права ребенка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону — это лица, не достигшие 18 лет). В России во все времена существовала проблема прав ребенка, к сожалению, она неполностью решена и сегодня. Поэтому необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающих систему правовых условий для реализации этих прав. На наш взгляд, комплекс указанных мер должен носить как юридический, так и педагогический характер.

Актуальность определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и поощрения прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении. Положения национального законодательства государств, в том числе нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение детей, неоднообразны.

Существуют различия в отношении определения понятий «ребенок», «детство», «права ребенка». Многие нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение детей, регулирующие правовой статус ребенка, несогласованны, противоречивы. Тем не

менее интерес ученых к проблеме реализации прав ребенка подтверждает ее актуальность. Доказывается необходимость разрешения противоречий для создания эффективной системы защиты и поощрения прав ребенка; изучения отличительных признаков прав ребенка как несовершеннолетнего члена семьи.

Предметом исследования являются правовые нормы, призванные защитить права несовершеннолетних граждан, обеспечивающие их полноценное всестороннее развитие.

Цель исследования — доказать актуальность проблемы прав ребенка и выявить наиболее эффективные направления защиты прав ребенка.

Задачи исследования: определить проблемы правового воспитания и выявить педагогические условия, обеспечивающие защиту прав ребенка; изучить международные и конституционные основы, нормы действующего российского законодательства, определяющие правовой статус ребенка и регламентирующие вопросы обеспечения и защиты прав ребенка; рассмотреть систему органов власти, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав ребенка; выделить исследования ученых по проблеме прав ребенка; определить перспективы дальнейшего исследования.

Методы исследования: анализ нормативных документов, аналитических материалов и исследований ученых, изучение и обобщение опыта работы Челябинской области по защите прав ребенка, метод перспективного анализа и метод актуализации.

Дети — общечеловеческая ценность, особая социально-демографическая группа, которая нуждается в заботе государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения.

Состояние проблемы. Проблемы детства рассматриваются нами как совокупность различного рода трудностей, мешающих благоприятному гармоничному развитию личности подрастающего гражданина нашей страны. К проблемам детства относятся также рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями, бедность семей с детьми, рост социального сиротства, рост преступности, вооруженные конфликты, безработица, нравственная деградация, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей; насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность. Неблагоприятные тенденции, ухудшающие положение детей, создают угрозу будущему страны.

Подтверждение тому — официальная статистика. По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20 % . За первое полугодие 2018 года в Российской Федерации умерло 4244 ребенка в возрасте до 1 года . Младенческая смертность в 1-м полугодии 2018 года снизилась до 5,1 % .

В Челябинской области с начала 2018 года в результате преступных посягательств погибли 24 несовершеннолетних. Об этом на форуме по защите прав детей-сирот, организованном прокуратурой Челябинской области, сообщила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи регионального надзорного ведомства Людмила Елчева. При этом всего с начала года жертвами преступлений стали 973 ребенка и подростка против 2053 пострадавших (47 погибших) в 2017 году. Кроме того, 736 детей сами совершили те или иные преступления .

Все эти аргументы свидетельствуют об актуальности проблемы исследования и под-

тверждают необходимость ее научной разработки с целью создания эффективной модели обеспечения и защиты прав ребенка.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, вызывают особую тревогу. Поэтому так важна проблема защиты прав, жизни и здоровья детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание психолого-педагогических, социально-культурных условий для успешного развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Человек с детства приобретает определенные права. Проблема прав ребенка и его защиты всегда была актуальной. Мария Мон-тессори сравнивает ребенка с рабом, отмечает, что ребенок должен иметь такие же права, как взрослый . Однако на протяжении всей истории права детей нарушались. И лишь в 1917 году впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила Международным годом ребенка, это было началом действий в защиту прав детей.

Несмотря на то, что существуют организации, которые занимаются защитой прав детей: международная Ассоциация заботы о детях, Союз спасения детей, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другие, положение детей в обществе оставляет желать лучшего и требует немедленных действий. Однако мы не можем не отметить значение единственной действовавшей Лиги спасения детей (создана в октябре 1918 года). В.Г. Короленко — инициатор создания Лиги спасения детей, сформулировал принципы: жизнь каждого ребенка есть абсолютная ценность; каждый ребенок имеет право на счастливое детство и условия для здорового роста.

Об актуальности проблемы прав ребенка свидетельствуют нормативные документы. Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека, ее отдельная статья посвящена детям. В Декларации прав ребенка , были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Особое значение имеет Конвенция о правах ребенка — юридический механизм (принята 20 ноября 1989 года), обеспечивающий защиту прав ребенка . В ст. 2 данного документа отмечается, что «государства — участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обя-

занности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону» . Реализация четырех идей должна обеспечить улучшение положения детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции все права детей одинаково значимы. Согласно Конвенции о правах ребенка, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В 2002 году была принята декларация «Мир, пригодный для жизни детей», в которой определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации.

В Российской Федерацией разработаны и приняты более 100 законов, посвященных защите прав ребенка. Реализованы разнообразные государственные концепции и программы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации , создает условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент России Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ, согласно которому 2018-2027 годы станут в России Десятилетием детства. «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановляю: объявить 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства», — говорится в указе. Данный стратегический документ определил основной приоритет государственной внешней и внутренней политики на ближайшие десять лет. За этот период вокруг представленной государственной идеи сплотятся неравнодушные, творческие, неординарные и профессиональные люди. Будут объединены усилия федеральных, региональных и местных властей, предпринимателей и общественных организаций. По инициативе Президента РФ создан Государственный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно Фонд финансирует социальные проекты, направленные на профилактику семейного и детского неблаго-

получия, сокращение сиротства, адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также другие направления развития системы поддержки семьи и детства.

На официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Челябинской области представлены актуальные темы, направления работы, благотворительной деятельности. Так, например, в Челябинске прошла X Всероссийская выставка-форум «Вместе — ради детей!». Основная направленность секций — формы организации социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (сохранение семейного окружения ребенка, поддержка родителей детей-инвалидов, оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями, формирование позитивного социального опыта подростков и т. д.). На интерактивной площадке Челябинской области было представлено несколько десятков программ разной направленности. Среди них: проект социально-реабилитационного центра «Здоровье», который занимается проведением эффективной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый год реабилитацию проходят 900 юных челя-бинцев с самыми разными заболеваниями от рождения и до 18 лет.

Кроме того, на Южном Урале стартовал межрегиональный медиафестиваль «Южный Урал. Россия без сирот!». Маргарита Павлова, Уполномоченный по правам человека Челябинской области пишет: «медиафестиваль отсчитывает свою историю с 2012 года, когда в Челябинской области прошел первый фестиваль видеороликов, сделанных в творческих студиях детских домов Челябинской области. Авторами работ стали воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уполномоченный по правам ребенка Ирина Буторина отмечает: «В 2018 году, в год начала Десятилетия детства, мы расширили цели и задачи медиафести-валя, добавив проблематику безопасного детства, в частности, акцентировав внимание на информационной безопасности подрастающего поколения».

В Челябинске 7 сентября 2018 года завершила свою работу IX Всероссийская выставка-форум «Вместе — ради детей! Вместе 10 лет». Масштабное мероприятие, собравшее представителей из 57 регионов России, закончилось пленарной сессией, где были подведены

промежуточные итоги работы форума. Экспертный совет предложил Фонду поддержки детей начать работу еще по двум программам -«Безопасное детство» (предполагает сосредоточиться на комплексном охвате всех сторон жизни ребенка — от снижения детского неблагополучия и предотвращения жестокого обращения с детьми до кибербезопасности); «Город для детей» (предполагает участие в реализации нацпроекта РФ по развитию малых городов и сельских поселений страны). Награждены лидеры форума в номинациях -«Дружественная детям среда» (социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом), «Профессиональные ключи» (успешная реализация программ профессиональной стажировки), «Лучшее 1Т-решение» (эффективное применение современных технологий в поддержке семей с детьми) и «Мастер доверия» (лучшее представление детского телефона доверия в РФ).

14 южноуральцев награждены медалью «Спешите делать добро»: в номинации «Дважды победивший смерть» (Артем Запевалов, студент Копейского политехнического колледжа имени Хохрякова, за проявленный характер и мужество при спасении людей на пожаре); в номинации «Посвящаю свою жизнь людям» медалью награждена Наталья Тре-тинская — инициатор акции «Бесплатный хлеб пенсионерам», в номинации «Мужество и отвага» (Дим Гиндыш, ученик 9 «В» класса школы № 1 имени Гагарина», город Златоуст) -оказал помощь в задержании преступника; в номинации «Не сдаваться и верить!» медалью награждена Анна Широкова, председатель Снежинской городской общественной организации помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья «Бумеранг добра» и другие.

Анализу международных документов посвящено исследование Т. А. Титовой ; реа-

лизации прав детей в семье — работа С.А. Сорокина ; историко-цивилистический аспект проблем детства представлен в исследовании Л.Ю. Голышевой . Представляет интерес работа О.В. Бутько , в которой представлен комплексный анализ правового статуса ребенка в Российской Федерации, также принципы правового положения детей. В диссертации В.В. Ясеновой анализируются средства защиты прав ребенка. Еще Ювенал говорил о том, что «детству следует оказывать величайшее уважение» .

Д.И. Фельдштейн уделяет большое внимание феномену детства. «Детство — это особое, целостно представленное социальное явление, имеющее определенную временную протяженность. Как особый социальный феномен, детство исторично — на разных исторических этапах развития общества оно имеет разную емкость, разную структуру» .

Д.В. Суслова в научной статье «Права ребенка в современном мире» представляет факты, анализирует события, свидетельствующие о бесправном положении детей, нарушениях прав детей (каторжные работы, смертная казнь, вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, эксплуатация детского труда, жестокое обращение и т. д.).

Наиболее типичные нарушения прав детей-сирот — невыполнение государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей (алиментные выплаты).

Заслуживают особого внимания работы, посвященные сиротам, нарушениям их прав. Сироты часто не знают о своих правах, не знают, как защитить свои права. Критическая ситуация, в которой оказались дети, требует обращения к определенной системе ценностей, принципам гуманизма, демократизма, толерантности, индивидуализации и дифференциации, воспитания в коллективе и т. д.

Обратимся к понятию «права ребенка». Будем рассматривать данное понятие в контексте общечеловеческих ценностей. Личность ребенка — величайшая ценность. Он обладает такими же правами, как и взрослый

человек, но, к сожалению, он не может защитить свои права. Ребенок — самая незащищенная часть планеты. В то время как правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений.

Права ребенка — «свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка». Отдельная статья Всеобщей декларации прав человека посвящена правам ребенка.

О. В. Бутько отмечает, что «каждое право ребенка представляет собой комплекс взаимообусловленных правомочий ребенка, родителей, воспитателей, органов государственной власти и местного самоуправления. Данная позиция утверждает сложную природу прав ребенка» . В.И. Абрамов кратко трактует понятие «права ребенка» как права человека применительно к детям. Это свидетельство того, что ребенок имеет такие же права как взрослый человек, только с учетом возраста.

Мнения ученых по вопросу классификации прав ребенка разные, но сходство в том, что все они справедливо считают, что личные права составляют базу для политических, социально-экономических, культурных прав гражданина.

Защита прав ребенка в России имеет актуальное значение. В.И. Абрамов под защитой прав ребенка понимает систему мер, которые применяются для обеспечения реализации субъективных прав ребенка . А механизм защиты прав ребенка, по его мнению, это «система взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав» .

Воспитание и проблема защиты прав ребенка. Важнейшими условиями реализации возможностей личности, успешности ребенка является сотрудничество, взаимодействие субъектов воспитания. Атмосфера взаимоуважения, доверия в социально-культурной среде рождает чувство защищенности в каждом ребенке. В современных образовательных учреждениях присутствуют явления, которые вызывают напряжение в отношениях с детьми. Это подтверждают итоги проведенного нами опроса «Самочувствие ребенка».

В опросе приняли участие 67 детей. Им было предложено оценить работу своего образовательного учреждения по 5-балльной системе, высказать мнение о том, что их удов-

Ориентация воспитателей на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки. Необходим коллектив единомышленников для создания благоприятной социально-культурной, воспитательной среды, обеспечивающей атмосферу взаимопомощи, доброжелательности, соучастия.

Проблемы современного общества (экологическое неблагополучие, рост преступности, падение жизненного уровня, физическое насилие в семье, нервные заболевания и т. д.), несомненно, отражаются на детях.

Существенную роль в этих процессах играют механизмы защиты прав детей независимо от источника условий, способствующих их нарушению. Еще одним важным аспектом является проведение качественной оценки ситуации с соблюдением прав детей в конкретном регионе и в Российской Федерации в целом. Это позволяет своевременно учитывать новые социальные вызовы, оперативно реагировать и принимать адекватные профилактические меры.

Одним из эффективных путей означенной проблемы является обучение правам ребенка, содействующее воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма. Создание социально-культурной среды обеспечит защиту прав ребенка. Консолидация всех сил позволит решить проблему защиты прав ребенка. Перспективным направлением представляется концепция личностной или социальной безопасности, которая наиболее полно охватывает и обосновывает аспекты защиты прав человека и ребенка.

Соблюдение прав ребенка, на наш взгляд, является не только проблемой юридической, но и педагогической. Действительно, в современной России уделяется внимание юридической подготовке педагогических кадров. Это, несомненно, актуально и значимо. Но не менее серьезным остается вопрос овладения правовыми знаниями, включающими не только знание своих прав, но и обязанностей, несовершеннолетних граждан нашей страны, что особенно важно для детей группы социального риска (сироты, дети из неблагополучных семей, инвалиды детства и др.). На наш

взгляд, указанная категория детей и подростков в большей степени нуждается в правовых знаниях и умениях использовать их в сложных жизненных ситуациях.

Следовательно, проблема правовой подготовки несовершеннолетних должна стать междисциплинарной — юридико-педагоги-ческой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осознавая важность преодоления правового нигилизма среди молодежи, многие государственные, коммерческие и общественные организации выстраивают эффективное взаимодействие с детскими учреждениями различного типа.

Так, Уральский банк реконструкции и развития в рамках благотворительной программы «Дети верят в чудо» провел для старших воспитанников Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних Курчатовского района города Челябинска мастер-класс по основам юридической грамотности. Мастер-класс виртуально столкнул детей с реальной ситуацией с недвижимостью, кредитами и трудоустройством. Каждый воспитанник после выпуска, не имея достаточного багажа знаний и опыта, в сложных ситуациях часто теряется и поддается на уловки мошенников. Поэтому мастер-класс чрезвычайно актуален и необходим для выпускников и старших воспитанников Центра.

В ведущих вузах Челябинска созданы и успешно функционируют юридические клиники, призванные осуществлять безвозмездную помощь гражданам России, в том числе и несовершеннолетним, по защите их прав.

Юридическая клиника в Уральском филиале ГОУ ВПО Российском государственном университете правосудия была создана в 2008 году и успешно функционирует в настоящее время.

Юридическая клиника УФ РГУП осуществляет деятельность по двум основным направлениям: 1) бесплатное консультирование граждан; 2) «Живое право».

За бесплатной юридической помощью в юридическую клинику УФ РГУП могут обратиться социально незащищенные категории граждан г. Челябинска и Челябинской области, в том числе дети-сироты и дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.

Студенты 1-го и 2-го курсов занимаются направлением «Живое право», суть которого -правовое воспитание школьников. Студенты разрабатывают правовые уроки и выезжают в

школы и лицеи города, где в доступной форме разъясняют права детей.

Таким образом, реалии современного общества диктуют необходимость подхода к проблеме защиты прав ребенка с позиций междисциплинарного юридико-педагогиче-ского подхода, что, на наш взгляд, повысит эффективность защиты подрастающего поколения граждан России.

Литература

1. Абрамов, В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ доктор юридических наук. — Саратов, 2007. -455 с.

2. Антология гуманной педагогики. Мон-тессори / сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М, 1999. — С. 90-91.

4. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. — Краснодар, 2004. — 241 с.

5. Голышева, Л.Ю. Правовое положение детей в России (исторический аспект): дис. … канд. юрид. наук. — Ставрополь: СГУ, 2003.

6. Гревцева, Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: моногр. / Г.Я. Гревцева. — Челябинск, 2011. -345 с.

8. Декларация о правах ребенка. 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. -М. : Юрид. лит., 1990.

12. Король, И.Г. Личные неимущественные права ребенка: автореф. дис. … канд. юрид. наук /И.Г. Король. — М., 2008.

13. Мастыкина, И. Проблемы защиты прав детей в РоссНН /И. Мастыкина. — 2004. -26 июля. — htpp://www. hro.org/editions/child/ 2004/07/26. pphp.

март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. -С. 93-96. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 101/5181/(дата обращения: 19.08.2018).

18. Статистика детских домов и сирот в России // Коммерсантъ. — https://www. kommersant.ru/doc/3414174.

19. Титова, Т.А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека / Т.А. Титова. — Екатеринбург, 2000. -181 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Ясеновая, В. В. Частноправовые средства реализации права на защиту здоровья детей в России / В.В. Ясеновая. — М., 2011. -188 с.

Осипова Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, osipova.osipova.74@mail.ru.

Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории, Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, J210708@mail.ru.

Коляда Олеся Владимировна, доцент кафедры театрального искусства, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, vokal74@mail.ru.

Поступила в редакцию 26 августа 2018 г.

DOI: 10.14529/ped180401

THE ISSUE OF PROTECTION OF CHILDREN’S RIGHTS

^V. Osipova1, osipova.osipova.74@mail.ru, Zh.G. Pochivalova2, J210708@mail.ru, O.V. Kolyada3, vokal74@mail.ru

Keywords: childhood, child’s rights, protection of child’s rights.

10. . Air Force of the USSR, 1990, no. 45, art. 955. (in Russ.)

11. . Russian Gazette, 1993, no. 237. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 26 August 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Практически во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.)

Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20/11/1959)

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 N 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р»

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017»

Гражданский кодекс Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Ребенок имеет право:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать своих родителей;
  • право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства;
  • на общение с родителями и другими родственниками;
  • на защиту своих прав и законных интересов;
  • выражать свое мнение;
  • на имя, отчество и фамилию;
  • на изменение имени и фамилии;
  • на имущественные права.

Защита прав и законных интересов осуществляется:

  • родителями (лицами, их заменяющими);
  • органом пеки и попечительства;
  • прокурором и судом.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Целями данного закона, основанного на международных документах, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе и других правовых актах является:

  • физическое, интеллектуальное, духовное развитие ребенка;
  • защита прав и интересов;
  • защита в области образования, воспитания;
  • охрана здоровья;
  • защита прав и интересов в сфере профессиональной подготовки и занятости;
  • право на отдых, оздоровление;
  • защита от информации, наносящей вред его здоровью;
  • защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конвенция ООН провозглашает:

…ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания… (из Преамбулы Конвенции о правах ребенка 1989 г.)

Каждый ребенок имеет право:

  • на обеспечение своих прав государством независимо от расы, пола, религии и других дискриминационных оснований
  • на сохранение своей индивидуальности
  • на проживание и воспитание в семье, не разлучаться со своими родителями
  • на свободу мысли, слова, вероисповедания, на беспрепятственное выражение своих мыслей и убеждений
  • на свободу мирных собраний и участие в организациях
  • на доступ к информации из различных источников, способствующих развитию
  • на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения
  • на образование, основанное на обеспечении равных возможностей, доступности, развития различных форм образования

В статье 38 п.1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», и данное правовое положение закрепляется основными законами нашего государства.

Если твои права нарушают, ты можешь обратиться за помощью:

  • к родителям – именно они являются твоими представителями по закону;
  • к администрации школы;
  • к школьному социальному педагогу, который помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • в территориальные отделы образования;
  • в милицию;
  • в прокуратуру;
  • в органы опеки и попечительства;
  • в суд.

Защитим детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *