УК 243

Новая редакция Ст. 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, —

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Комментарий к Статье 243 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступают история и культура как общественные и нравственные ценности, дополнительным — чужая собственность.

2. Важное значение имеют предметы посягательства, к которым относятся: а) памятники истории; б) памятники культуры; в) природные комплексы; г) иные объекты, взятые под охрану государства; д) документы и предметы, имеющие историческую или культурную ценность.

3. Памятники истории и культуры представляют собой объекты, охраняемые государством и включенные в соответствующие нормативные акты в качестве таковых, составляющие часть культурного достояния страны, народа, человечества. К ним относятся произведения искусства, созданные для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, мемориальные сооружения.

5. К иным объектам, взятым под охрану государства, можно отнести ботанические сады, парки, отдельные территории и акватории (пригодные для отдыха, организации лечения и профилактики заболеваний) и т.д.

6. Документы и предметы, имеющие историческую и культурную ценность, законодательно регламентированы. Они должны обладать особой ценностью, быть исключительными, неповторимыми.

Подобные предметы и документы могут обнаруживаться в ходе археологических раскопок, представлять собой предметы и ценности, связанные с историческими событиями, деятельностью выдающихся личностей, отражающие исторические события в жизни народа, государства, общества.

7. Объективная сторона составов преступления характеризуется уничтожением или повреждением указанных предметов.

8. Об уничтожении или повреждении предметов (документов), имеющих историческую или культурную ценность, см. в коммент. к ст. 164, 167.

9. Составы преступления материальные, следовательно, между действием (бездействием) преступника и наступившим материальным последствием должна быть установлена причинная связь.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

11. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

13. Основной состав преступления отражает умышленные преступления небольшой тяжести, квалифицированный — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются: а) памятники истории и культуры — объекты материальной культуры федерального, регионального или местного значения, обладающие исторической, художественной, научной или иной культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках памятников истории и культуры; б) природные комплексы и объекты, взятые под охрану государства, которые представляют собой особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, природные заказники; памятники природы, ботанические сады и т.п.); в) объекты, взятые под охрану государства, — различные здания и иные сооружения, территории, имеющие историческое значение; г) предметы и материалы, имеющие историческую или культурную ценность, — предметы, полученные в результате археологических раскопок, художественные ценности, старинные книги, уникальные музыкальные инструменты, почтовые марки и иные предметы коллекционирования, редкие коллекции флоры и фауны и т.п.

2. Объективная сторона преступления включает в себя два альтернативных действия: уничтожение или повреждение указанных предметов.

Проект закона «Об амнистии» в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков стал объектом внимания со стороны общественности, а также новостных порталов. Предлагаем проанализировать указанный законопроект с точки зрения его применения к лицам, осужденным по ч.1, 2 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (уклонение от уплаты налогов). При это обращаем внимание на то, что редакция Закона может отличаться от Проекта и будет иметь юридическую силу после официального опубликования Закона.

За годы независимости в Беларуси проведено уже 14 амнистий, и наверняка наработанный опыт будет использован законодателями. В последний раз, в 2015-м, на свободу вышли 1 834 осужденных, еще 2 150 срок сократили на один год. По словам В. Сукало, в текущем году амнистия коснется тех, кто отбывает наказание за менее тяжкие преступления, которые не представляют повышенной общественной опасности.

Справочно: Исходя из ст. 12 УК, следует, что преступление, предусмотренное ч.1 ст. 243, является менее тяжким.

Согласно законопроекту, лица, осуждённые за преступление предусмотренное ч.2 ст. 243 УК (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере) подлежат освобождению от наказания. Однако существует одно ограничение, данные лица, осуждённые за преступление предусмотренное ч.2 ст. 243 УК, должны отбыть не менее одной трети назначенного срока наказания.

Стоит учитывать, что, согласно законопроекту, данное ограничение не будет распространяться на следующие категории лиц:

  1. несовершеннолетних;
  2. беременных;
  3. женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет;
  4. пенсионеров;
  5. инвалидов I и II группы, лиц, больных активной формой туберкулеза; лиц, больных онкологическими заболеваниями второй, третьей и четвертой клинических групп; ВИЧ-инфицированных с 3-й или 4-й стадиями заболеваниями;
  6. ветеранов боевых действий на территории других государств;
  7. граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  8. лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных силах СССР, КГБ СССР, Вооруженных силах РБ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РБ. А также лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в СК, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований КГК, прокуратуры, МЧС.

Данные лица подлежат освобождению от назначенного наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, а также от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения без назначения наказания.

Эти лица могут быть не только освобождены от уголовной ответственности — в отношении них могут также прекратить предварительное расследование и производство по уголовным делам, не рассмотренным судами.

На кого «Амнистия-2019» не будет распространяться ни при каких условиях?

Амнистия, предусмотренная законопроектом, не будет распространяется на лиц:

  1. к которым в течение 2014 -2019 годов применялась амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;
  2. которые на день постановления приговора, вступления приговора в законную силу и на день рассмотрения материалов о применении амнистии, полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;
  3. злостно наущающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности и др.

Справочно: документами, подтверждающими факт возмещения причиненного вреда (ущерба), уплаты дохода полученного от незаконной предпринимательской деятельности, неосновательно приобретенной выгоды, иного дохода, полученного преступным путем, является заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания (месту работы).

Как правило, законы об амнистии исполняются на протяжении шести месяцев после их принятия. При этом специально созданные комиссии и суды будут рассматривать всех, кто попадает под действие закона, который еще предстоит разработать. Этим займется Верховный суд Республики Беларусь и МВД.

С нетерпением ждем закон «Об амнистии».

Фраза «там был наш огород, а теперь его хотят отобрать по непонятным причинам» требует множества уточнений.

Обращайтесь в сельсовет письменно.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Земельные участки предоставляются во временное пользование по решению Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур гражданам:

в населенных пунктах (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), в которых они зарегистрированы по месту жительства, если в данных населенных пунктах у этих граждан отсутствуют земельные участки, предоставленные им (находящиеся у них) для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства;

в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) до 1 января 1999 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для индивидуального садоводства, а также гражданам, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) после 1 января 1999 года в меньших размерах, чем установлено, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства, а также гражданам, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Гражданам, имеющим в собственности сельскохозяйственных животных, предоставляются во временное пользование земельные участки для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных в населенном пункте, в котором зарегистрированы по месту жительства граждане (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), либо на территории района, в котором находится данный населенный пункт.

Размеры предоставляемых земельных участков устанавливаются в зависимости от местных условий и особенностей, а также волеизъявления лиц, которым предоставляются земельные участки.

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, —

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Комментарий к Ст. 243 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления выражается в том, что варварское отношение к памятникам, предметам и документам, имеющим историческую и культурную ценность, лишает последующие поколения достоверной информации об исторических процессах.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект — отношения в области общественной нравственности, по сохранению, использованию и государственной охране памятников истории, культуры и природных объектов, имеющих историческую или культурную ценность.

3. Предмет преступления — памятники истории, культуры, природные комплексы, объекты, взятые под охрану государства, предметы или документы, имеющие историческую или культурную ценность.

Памятники истории и культуры — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Признаны следующие виды памятников истории и культуры: 1) памятники; 2) ансамбли; 3) достопримечательные места (см. ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2010)) . Таковыми могут быть признаны, в частности, гражданские и культовые здания, кремли, крепости, дворцы, усадьбы, остатки древних архитектурных сооружений, триумфальные арки, мосты, надгробные памятники, а также произведения монументальной живописи, скульптуры, прикладного искусства, находящиеся в государственных музеях и хранилищах, сооружения и места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни России. Обязательные требования к этим объектам: 1) обладание культурной и исторической значимостью; 2) особый правовой статус (зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2010. N 49. Ст. 6424.

Природные комплексы и объекты, взятые под охрану государства, — функционально и естественно связанные между собой объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (см. ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Природные комплексы являются частью природной среды, представляют собой либо естественную экологическую систему, либо природный ландшафт. К таковым относятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, ботанические сады. Например, природный комплекс «Озеро Байкал», исторический культурный ландшафт Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность, связаны с событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, предметы и фрагменты, полученные при археологических раскопках, художественные ценности, т.е. картины и рисунки ручной работы, художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы, редкие рукописи и документальные памятники, старинные книги, архивы, части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и иные движимые предметы, взятые государством под охрану (см. ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

4. Объективную сторону преступления образует уничтожение или повреждение вышеуказанных объектов.

Уничтожение — приведение соответствующего материального объекта в полную негодность, в состояние, при котором объект навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению (разрушение, ликвидация, истребление и иные действия).

Повреждение — существенное изменение объекта путем удаления каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам. Способы различны — затопление, загрязнение, рубка и т.д.

Для квалификации действий виновного способ уничтожения или повреждения памятников не имеет значения.

В случаях уничтожения или повреждения памятников истории и культуры по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы содеянное квалифицируется по комментируемой статье. Если наряду с указанными деяниями совершены действия, предусмотренные ст. 282 УК (например, если на памятники нанесены надписи или рисунки соответствующего содержания, в присутствии посторонних лиц высказывались националистические лозунги), содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. ст. 243 и 282 УК (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

5. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к действиям и косвенный умысел относительно исторической и культурной ценности объекта. Неосторожное совершение таких действий исключает ответственность по данной статье.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные лица, виновные в совершении указанных деяний, могут дополнительно нести ответственность по ст. ст. 285, 286 УК.

7. Квалифицирующими признаками ч. 2 комментируемой статьи являются:

а) особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов, а также не подлежащие вывозу из Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 18.12.1991 N 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» (в ред. от 12.04.1996) , от 30.11.1992 N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации» (в ред. от 17.05.2007) , Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) , Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) ), либо если особая ценность конкретного объекта истории или культуры, предмета или документа будет установлена экспертизой (искусствоведческой, экологической и др.);
———————————
Ведомости РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1891; Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 786; N 24. Ст. 1333; СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1835.

САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1961; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4611; 2003. N 9. Ст. 851; 2007. N 21. Ст. 2491.

Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

б) памятники общероссийского значения, входящие в Перечень объектов исторического или культурного наследия федерального (общероссийского значения) (см. Указы Президента РФ от 20.02.1995 N 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» , от 05.05.1997 N 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 734.

УК 243

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *