Регистрация, что это?

Срок действия временной прописки интересует многих, поскольку о её получении приходилось заботиться каждому хотя бы раз в жизни. В частности, это нужно, если человеку нужно какое-то время жить далеко от места своей постоянной прописки. Какое-то время проживание возможно и без документального сопровождения. Но если время пребывания вне своей законной жилплощади затягивается, лучше все оформить на бумаге, чтобы в случае чего не возникало никаких претензий.

Так что если планируете временно, но достаточно долго жить по какому-то другому адресу, следует обратиться в миграционные службы для получения временной прописки. Причем регистрация такого плана не бесплатная. Это ещё один момент, с которым должен ознакомиться гражданин, прежде чем обращаться в соответствующие органы. Заплатив определенную цену, вы получите необходимые права, что есть у других жителей рассматриваемой местности. Особенно это важно для граждан, которые приехали в регион, чтобы начать трудовую деятельность на официальных основаниях. Потому разберем вопрос временной прописки более подробно.

Что такое временная прописка

Временной пропиской в РФ называют услугу, которой должны воспользоваться все граждане, планирующие жить не по месту своей постоянной регистрации. Причем проживать они должны на временной основе, планируя через определенный промежуток времени вернуться на свое законное место пребывания.

Рассматриваемая практика позволяет приезжему гражданину получить максимум из преимуществ, что доступны людям, которые живут в рассматриваемом ареале на постоянной основе. В частности:

  • официально трудоустраиваться на любую должность в зависимости от своей квалификации и предложений рынка труда;
  • качественная медицинская помощь в случае болезни (для человека с временной пропиской и его ребенка);
  • возможность устроить ребенка в местные образовательные учреждения (детский садик, школу и т.п.);
  • беспрепятственно оформить документы в местных органах без необходимости ездить к месту постоянной прописки;
  • оформление кредитов и займов в местных банках.

Причем это далеко не самый полный перечень. Проще говоря, человек может рассчитывать на все те же льготы и права, что есть у людей, которые живут в этом городе постоянно. В связи с этим, рассматриваемая услуга строго контролируется с помощью нормативно-правовых актов.

Для лучшего понимания можно потратить время на изучение ст. 683 и 685 ГК. Там особенно акцентируется внимание на том, что к оформлению всех необходимых бумаг следует приступить как можно скорее, если в планах остаться на новом месте сроком дольше 90 суток.

Сколько действует разрешение на проживание

Прежде чем прописывать себя на новом месте следует разобраться с обозначенными законами сроками. Срок, на протяжение которого действует разрешение на проживание, является практически главным вопросом, что интересует граждан, вынужденных им заниматься.

Согласно действующему законодательству, срок в течение которого приезжий гражданин может оставаться на жилплощади решает исключительно её владелец. Но поскольку эта сделка имеет обоюдную заинтересованность жильца и человека, который предлагает ему свою недвижимость, решение принимается по их согласию. Правда есть в этом правиле и ограничение. Оно касается действующего законодательства. В частности, нельзя чтобы сроки, обозначенные в договоре между сторонами сделки, были больше или меньше тех, что обозначены законом.

Другими словами, максимальный срок составляет 5 лет, а минимальная продолжительность – всего 6 месяцев. Если же нужно пожить в квартире дольше максимального термина, выход есть. Заключается он в повторном прохождении процедуры.

Как проходит оформление

Сделать документ не так просто как могло бы показаться на первый взгляд. В частности, нужно обратить особое внимание на то, где раньше проживал человек и то, где он планирует остановиться уже после приезда на новую территорию.

Например, возьмем ситуацию, когда человек планирует остановиться в гостинице, пансионате или другом подобном заведении. В таком случае оформление временной прописки не будет являться его проблемой. Заняться рассматриваемым вопросом должен один из работников заведения, где проживает постоялец. Все что должен сделать путешественник – предоставить необходимый набор документов, включающий паспорт.

Но поскольку проживание в гостинице для среднестатистического человека слишком дорого удовольствие, особенно если речь идет о Москве, цена квартиры взятой в аренду кажется более привлекательным вложением. Кроме того человек может попросту приехать в гости к родственникам и остановиться у них, решив найти на новом месте работу. В этом случае пребывание на новой жилплощади нужно обязательно зарегистрировать соответствующим образом. И на этот раз рассматриваемая задача ложится уже на плечи заинтересованного лица.

При этом процедура будет выглядеть следующем образом:

  • собрать необходимые бумаги;
  • узнать, где расположен территориальный орган ФМС, после чего отнести туда документы;
  • подождать пока идет проверка запроса (сотрудники удостоверяются, что нет причины для отказа);
  • получить прописку (свидетельство о ней).

Если человек регистрируется на небольшой срок, скорее всего, платить он не будет. Но есть одно обстоятельство, которое нужно учитывать – оплата по коммунальным платежам должна вноситься именно людьми, которые проживают в квартире. В том числе, если это человек с временной пропиской.

Какова цена временной прописки

Наконец мы добрались к самому интересному вопросу – какова стоимость получения временной прописки? Этот вопрос непростой, поскольку стоимость зависит от многих факторов. Но в первую очередь от гражданства человека, который заинтересован в получении документа. А также от местности, где он хочет получить прописку.

Для примера возьмем наиболее распространённый случай, а именно получение разрешения на временное пребывание в Москве.

Граждане РФ от 500 рублей/3 месяца до 4 500 рублей/год
Граждане СНГ (а также стран, где работает безвизовый режим с РФ) от 500 рублей/3 месяца до 4 500 рублей/год
Страны, с которыми РФ поддерживает визовый режим от 1000 руб./3 месяца до 10 тыс. рублей/год

Причем в Москве ещё не самые высокие цены. Это могут подтвердить люди, которые захотели получить временную регистрацию в Питере. Здесь минимальный тариф начинается с 900 рублей за три месяца, а максимальный составляет 7000 рублей за год для жителей РФ. Если же вы являетесь гражданином другой страны, готовьтесь заплатить до 100 тысяч рублей за 5 лет временной регистрации в Санкт-Петербурге.

Какие есть риски

Следует быть осторожными с фирмами, которые предлагают оформлять прописку самостоятельно. Если человека обманут, предоставив поддельные документы, ему придется заплатить штраф. К тому же большая проблема появляется, когда нужно найти человека, который согласиться пусть и на временных основаниях, но прописать у себя постороннее лицо. Если у вас нет какого-то хорошего знакомого или родственника, скорее всего, найти того, кто согласиться предоставить свою жилплощадь будет непросто.

В связи с этим в крупных городах появились услуги предлагающие разрешение на прописку взамен материального вознаграждения. Но при этом человек, которого прописывают на жилплощади, там фактически не проживает. Эта практика нарушает закон, потому пользоваться ею не рекомендуется, если не хотите нажить себе неприятностей. Человек обязательно должен жить по адресу, где зарегистрирован.

При этом владелец недвижимости также сталкивается с самыми разными проблемами и рисками. Наиболее популярные среди них следующие:

  • жильцы могут сдать недвижимость в субаренду;
  • зарегистрированный человек может оказать протест при попытке выселить его;
  • приезжие могут не оплатить коммунальные счета;
  • новые жители квартиры могут нанести ей существенный вред, испортив ремонт, мебель или коммуникации;
  • люди могут не использовать недвижимость по назначению (например, устроить в квартире офис или что-то наподобие этого);
  • жильцы могут заняться оформление документов на недвижимость без согласия её владельца (например, самостоятельно прописаться);
  • размер квартплаты увеличиться, но владелец не сможет внести изменения в договор, пока не истечет срок регистрации, и в связи с этим понесет убытки (особенно если срок аренды длительный).

В связи с этими трудностями, людей, которые готовы временно прописать на своей территории незнакомого человека, не много. Потому искать недвижимость желательно через специальные агентства, которые изначально регулируют трудности. Это обязательно условие, если планируете арендовать или сдавать квартиру на долгое время.

Если же с жильцами возникли какие-то трудности или более серьезные конфликты, решить их можно с помощью судебного разбирательства. Самостоятельно выдворять недобросовестных съёмщиков можно попробовать, но только без рукоприкладства и т.п. В противном случае владельцы недвижимости могут сами оказаться виноватыми. А вот через суд можно взыскивать и материальные убытки, и моральные компенсации, если такие имеют место.

Принят Государственной Думой 13 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2013 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места пребывания;

снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;

место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.»;

2) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.»;

3) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.»;

4) в абзаце третьем части первой статьи 6 слова «документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ)» заменить словами «документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами»;

5) статью 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.».

Статья 2

1) дополнить статьей 3222 следующего содержания:

«Статья 3222. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.»;

2) дополнить статьей 3223 следующего содержания:

«Статья 3223. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.».

Статья 3

Статья 4

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов «не превышающем пяти тысяч рублей,» дополнить словами «а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19.151 и частью 2 статьи 19.152, — семи тысяч рублей,»;

2) в абзаце первом части 11 статьи 18.8 слова «срока пребывания, -» заменить словами «срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -«;

3) в статье 18.9:

а) в абзаце первом части 1 слова «выезда за ее пределы -» заменить словами «выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -«;

б) в абзаце первом части 4 слова «миграционного учета -» заменить словами «миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -«;

4) статью 19.15 изложить в следующей редакции:

«Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.»;

5) дополнить статьей 19.151 следующего содержания:

«Статья 19.151. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.»;

6) дополнить статьей 19.152 следующего содержания:

«Статья 19.152. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.»;

7) в статье 19.16:

а) в наименовании слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),»;

б) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -«;

8) в статье 19.17:

а) в наименовании слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),»;

б) в абзаце первом части 1 слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),»;

в) в абзаце первом части 2 слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),»;

9) в статье 19.18:

а) в наименовании слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),»;

б) в абзаце первом слова «удостоверения личности гражданина (паспорта)» заменить словами «документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)»;

10) в статье 19.27:

а) в абзаце первом части 1 слова «лицом без гражданства -» заменить словами «лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -«;

б) в абзаце первом части 2 слова «принимающей стороной -» заменить словами «принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -«;

11) в статье 23.3:

а) часть 1 после цифр «19.15,» дополнить цифрами «19.151, 19.152,»;

б) пункт 9 части 2 после цифр «19.15,» дополнить цифрами «19.151, 19.152,».

Статья 5

1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

«10) фиктивная регистрация по месту жительства — регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;

11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.»;

2) часть 1 статьи 19 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.»;

3) в статье 23:

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.»;

б) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, — после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.».

Президент Российской Федерации

В. Путин

В отдельных случаях подписываемый договор требует государственной регистрации и будет считаться для третьих лиц заключенным только с момента такой регистрации. Если это требование проигнорировать, возникает опасность того, что по иску контрагента суд признает договор незаключенным.

В отличие от нотариального удостоверения, необходимость которого может быть предусмотрена соглашением сторон, требование об обязательной государственной регистрации сделки может быть установлено только законом. Незарегистрированный договор считается незаключенным, а потому не существующим и не порождающим правовые последствия для третьих лиц. Для самих же сторон договор будет порождать только те правовые последствия, которые связаны с необходимостью регистрации договора и исполнения ряда его условий, не затрагивающих интересы третьих лиц.

В законе предусмотрена обязательная государственная регистрация:

  • договоров с недвижимым имуществом;
  • договоров с некоторыми видами движимого имущества.

Регистрация договоров с недвижимым имуществом

Обязательной государственной регистрации подлежат следующие договоры с недвижимым имуществом.

1. Договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ) (подробнее см. Что учесть арендатору, если договор аренды подлежит государственной регистрации, Что учесть арендодателю, если договор аренды подлежит государственной регистрации).

Регистрация обязательна в том числе для тех договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года. И если стороны их не зарегистрировали, стоит сделать это сейчас. В противном случае такие договоры по общему правилу не влекут правовых последствий для третьих лиц. А это может нарушить интересы арендатора.

Нужно ли регистрировать долгосрочные договоры аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года?

Да, нужно. Если такой договор еще не зарегистрирован, то стоит сделать это сейчас.

Если этого не сделать, то стороны не смогут ссылаться на такой договор перед третьими лицами. Например, арендатор не сможет воспользоваться преимущественным правом на заключение договора на новый срок.

В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, первоначально возникла неясность, нужно их регистрировать или нет.

Обоснование: Это было связано с несогласованностью сфер действия нескольких федеральных законов, принятых в процессе осуществления реформы гражданского законодательства. Дело в том, что первоначально Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) отменил необходимость регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, включая договоры аренды недвижимости (ч. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Этот закон вступил в силу со 2 марта 2013 года.

Однако 4 марта в Закон № 302-ФЗ были внесены изменения: согласно статье 3 Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 21-ФЗ) отмена регистрации сделок с недвижимым имуществом не распространяется на сделки аренды недвижимого имущества. Закон № 21-ФЗ вступил в силу с даты опубликования, то есть с 4 марта 2013 года.

Таким образом, поскольку Закон № 21-ФЗ не содержит оговорку об обратной силе, получается, что Закон № 302-ФЗ в отношении договоров аренды (в части отмены необходимости их регистрации) действовал ровно два дня: 2 и 3 марта 2013 года.

С формальной точки зрения, долгосрочные договоры аренды, заключенные в эти два дня, не подлежали регистрации.

Однако, исходя из принципов правовой определенности и добросовестности участников гражданского оборота, нужно было признать, что такие договоры также должны были быть зарегистрированы без каких-либо исключений.

Неопределенность в этом вопросе устранил Пленум ВАС РФ.

В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, Пленум ВАС РФ разъяснил следующее.

1) К таким договорам суды должны применять те разъяснения, которые Пленум ВАС РФ дал для случая, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, но не зарегистрировали его в нарушение требований закона.

2) Это значит, что последствия для сторон договора и для третьих лиц будут разные.

С одной стороны, стороны не смогут ссылаться друг перед другом на то, что договор не зарегистрирован. В частности, если в договоре предусмотрена неустойка за просрочку внесения арендной платы, такая неустойка может быть взыскана с должника.

С другой стороны, такой незарегистрированный договор по общему правилу не влечет каких-либо правовых последствий для третьих лиц. Арендатор по такому договору не будет иметь преимущественного права на заключение договора на новый срок, а переход права собственности на недвижимое имущество (предмет договора аренды) от арендодателя к третьему лицу может являться основанием для изменения или расторжения незарегистрированного договора аренды.

Такие разъяснения содержатся в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 98), а также в пунктах 3 и 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» (далее – информационное письмо Президиума ВАС РФ № 165).

2. Договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ).

3. Договор финансовой аренды (лизинга) (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», п. 2 ст. 609 ГК РФ). Подробнее см. Что следует учитывать лизингополучателю, если договор лизинга подлежит регистрации, Что нужно учесть лизингодателю, если договор лизинга подлежит регистрации.

4. Договор безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия (п. 3 ст. 689, п. 2 ст. 609 ГК РФ).

5. Договор участия в долевом строительстве (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Внимание! С 1 июля 2014 года отменено требование о государственной регистрации договора залога недвижимости.

Это следует из пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ, который установил, что правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», не подлежат применению к договорам ипотеки, которые будут заключаться после вступления в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ (т. е. после 1 июля 2014 года).

Тем самым для ипотеки, как и для многих других сделок с недвижимостью, устранили чрезмерные требования по регистрации договора.

В свою очередь, залог движимого имущества с 1 июля 2014 года может быть учтен путем направления уведомлений о залоге для регистрации залога нотариусом в реестре уведомлений о залоге такого имущества (п. 4 ст. 339.1 ГК РФ, ст. 103.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1).

Регистрация договоров с некоторыми видами движимого имущества

Сделки с движимым имуществом подлежат регистрации только в случаях, прямо предусмотренных в законе (п. 2 ст. 164 ГК РФ). В настоящий момент есть только один такой случай: он касается музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении таких предметов и коллекций, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).

На практике можно столкнуться с необоснованными требованиями о необходимости регистрировать договоры с тем или иным видом движимого имущества. В частности, на это может сослаться недобросовестный контрагент, который хочет, чтобы суд признал договор незаключенным. Практика в таких ситуациях – на стороне добросовестных участников гражданского оборота.

Пример из практики: суд отказался признать договор купли-продажи автотранспортного средства недействительным. Вопреки мнению ответчика, закон не требует государственной регистрации таких договоров

Истец обратился в суд с иском о признании незаключенным договора купли-продажи автотранспортного средства, заключенного с ответчиком. До рассмотрения дела судом истец уточнил исковые требования и просил признать этот договор недействительным как не соответствующий законодательству. По мнению истца, обязательность регистрации договоров купли-продажи автотранспортных средств установлена статьей 164 Гражданского кодекса РФ, приказами МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – приказ № 624) и от 7 июля 1998 г. № 413 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МВД РФ от 26.11.1996 № 624» (далее – приказ № 413).

Суды отказали в удовлетворении исковых требований. При этом суд кассационной инстанции указал, что необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами законодательством не установлена. Приказы № 624 и № 413, на которые ссылается истец в кассационной жалобе, такую необходимость также не устанавливают. Они регулируют только порядок регистрации самого автотранспортного средства в органах ГИБДД (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. № Ф03-А59/03-1/392).

Последствия несоблюдения требования о регистрации договора

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий.

Однако отсутствие регистрации не означает, что стороны могут не исполнять условия договора.

Таким образом, если договор, который нужно было зарегистрировать, в итоге не был зарегистрирован, то это повлечет следующие правовые последствия.

1. Незарегистрированный договор обязателен для его сторон с момента подписания. Разумеется, если стороны согласовали все существенные условия. Во взаимоотношениях друг с другом они не вправе ссылаться на незаключенность договора в обоснование неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Сама по себе государственная регистрация имеет целью защиту третьих лиц, которые могут приобретать права на имущество, ставшее предметом договора. Однако стороны обязаны исполнять его условия независимо от наличия или отсутствия регистрации.

2. Незарегистрированный договор по общему правилу не порождает правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору. Поскольку из-за того, что договор не зарегистрирован, третьи лица не могут знать о факте заключения договора и его условиях.

Но это правило не действует, если третьему лицу по тем или иным причинам было известно о наличии незарегистрированного договора. Например, если новый собственник объекта недвижимого имущества узнал о наличии арендатора и не изъявил желания прекратить арендные правоотношения. Это означает, что арендодатель был согласен на сохранение договорных отношений с таким арендатором. И если впоследствии он потребует выселения на том основании, что договор не был зарегистрирован, то в иске может быть отказано. Это объясняется тем, что собственник недвижимого имущества (арендодатель) действует недобросовестно, ссылаясь на отсутствие государственной регистрации договора, о котором он знал в момент приобретения имущества.

Такие разъяснения содержатся в пунктах 2–4 информационного письма Президиума ВАС РФ № 165.

В то же время, если договор, требующий государственной регистрации, совершен в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от его регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации договора. В этом случае договор будет зарегистрирован на основании решения суда (п. 2 ст. 165 ГК РФ). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации сделки (п. 3 ст. 165 ГК РФ).

Таким образом, при использовании данного способа защиты истец должен доказать, что одновременно выполняются два условия.

Во-первых, что договор совершен в надлежащей форме. Это обстоятельство, как правило, можно доказать, представив подписанный экземпляр договора, на котором отсутствует штамп регистрирующего органа. Так, закон прямо требует, чтобы договор аренды здания или сооружения был совершен в письменной форме путем составления единого документа (п. 1 ст. 651 ГК РФ). Если же, к примеру, долгосрочный договор аренды будет совершен не путем составления единого документа, как этого требует пункт 1 статьи 651 Гражданского кодекса РФ, а путем обмена документами, то в этом случае у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора. В этом случае будет нарушена форма договора аренды недвижимого имущества, что исключает удовлетворение искового требования о регистрации договора.

Во-вторых, что контрагент уклоняется от регистрации договора. Это можно подтвердить, к примеру, письмом, в котором истец просил контрагента предоставить необходимые для регистрации договора документы. Важно иметь доказательства того, что контрагент это письмо получил. Таким доказательством может быть подпись контрагента, его представителя или его работника о принятии письма либо квитанция об отправке этого письма контрагенту по почте с уведомлением о вручении.

Срок исковой давности по требованиям о регистрации договора составляет один год (п. 4 ст. 165 ГК РФ). Этот срок исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что другая сторона уклоняется от государственной регистрации (п. 59 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного суда РФ № 25)). При этом сторона, которая фактически исполняла сделку до ее необходимой государственной регистрации, не вправе ссылаться на истечение срока исковой давности по требованию другой стороны о ее государственной регистрации (п. 61 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25).

Срок исковой давности по требованиям одной стороны сделки к другой стороне о возмещении убытков, которые вызваны уклонением последней от государственной регистрации этой сделки, составляет три года (п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25).

Если от регистрации договора уклонялись обе стороны, то у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора.

Пример из практики: суд признал договор аренды незаключенным, поскольку стороны не обращались за его регистрацией

Суд отметил, что договор аренды не зарегистрирован и ни одна из сторон не обратилась в регистрирующий орган за его регистрацией. Поэтому договор следует считать незаключенным. А значит, права и обязанности, вытекающие из данного договора, у его сторон не возникли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 апреля 2006 г. по делу № А05-14505/2005-3).

Регистрация, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *