ВУЗ, это что?

Всего найдено: 65

Вопрос № 304532

Скажите, пожалуйста, как правильно писать название специальности, направления подготовки, если перед ней указан шифр? Кавычки уместны при написании этих названий?

Ответ справочной службы русского языка

Принятое написание: специальность 10.02.01 «Русский язык».

Вопрос № 300451

Как правильно:учиться на эту специальность или учиться по этой специальности?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: учиться этой специальности, обучаться по специальности, приобретать специальность.

Вопрос № 299587

Здравствуйте, текст взят из ст. 15 тк рф: Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного випоручаемой работнику работы) в интересах, под … Здесь пишется ПО должности, а в случае: принять НА должность.. Вопрос, как объяснить другому человеку разницу в написании, заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Употребление предлога по в данном случае обусловлено последующим рядом: по профессии, по специальности. Авторы текста употребили общий (подходящий ко всем словам) предлог. В иных контекстах возможно: работа в какой-либо должности.

Вопрос № 298910

Добрый день! Как будет сказать правильней «Я окончила университет по специальности юрист», или «по профессии юрист»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: окончила университет со специальностью «юрист».

Вопрос № 297249

правильно писать: учусь НА специальности или учусь ПО специальности?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: учусь по специальности, учусь специальности.

Вопрос № 295787

Подскажите пожалуйста, как будет правильней: «Дело в том, что моя девушка по специальности — «режиссер театрализованных представлений», работает в Доме Дружбы.» или «Дело в том, что моя девушка по специальности — режиссер театрализованных представлений, работает в Доме Дружбы.» То есть, вроде бы специальность пишется в кавычках с маленькой буквы, но тут ведь специальность — сказуемое.

Ответ справочной службы русского языка

Использовать кавычки нет необходимости.

Вопрос № 290033

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, верно записать название специальности «инженер-строитель-гидротехник». Спасибо огромное за ваш труд. Наталия Д.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: инженер-строитель — гидротехник, инженер-строитель (гидротехник).

Вопрос № 289988

Правильно писать Окончил РУДН по специальности «Лечебное дело» или «лечебное дело»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: по специальности «лечебное дело».

Вопрос № 286438

По роду службы встречаю много слов с IT: IT-отрасль, IT-специальности, IT-фирма. Употребление таких слово норма? Как правильно их писать? Это заимствования?

Ответ справочной службы русского языка

Да, такие написания вошли в практику употребления (ср. DVD-плеер, HD-изображение) и уже закреплены орфографическими правилами. «Дефис употребляется в составе письменных эквивалентов сложных слов, часть которых передается цифрой, буквой или буквами (в том числе нерусского алфавита) или иным начертанием (даже таким, которое невозможно «прочесть»), напр.: 25-процентный, 150-летие, 300-миллионный, 5 1/2-тысячный, Т-образный, IBM-совместимый, γ-активный, «S-образное движение ловкого тела» (Купр.), ww-образные трубки».

Сочетания типа IT-отрасль заимствованными не являются, они образовались в русском языке с использованием заимствованных элементов.

Вопрос № 285835

К вопросу № 285832: На мой взгляд, есть ошибка в построении фразы. Должно быть «Вы НЕ ТОЛЬКО получите важные и полезные знания по специальности, но и покатаетесь на горных лыжах по трассам лучшего финского курорта Леви, расположенного за Полярным кругом!» Так лучше? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Да, так будет лучше. Ответ дополнен. Спасибо!

Вопрос № 285832

Добрый день! Интересует Ваше экспертное мнение, есть ли в данной фразе ошибка? «Вы получите не только важные и полезные знания по специальности, но и покатаетесь на горных лыжах по трассам лучшего финского курорта Леви, расположенного за Полярным кругом!»

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание полярный круг пишется со строчной буквы. Слова не только лучше поставить перед глаголом: Вы не только получите… но и покатаетесь…

Вопрос № 284919

Здравствуйте, возникли трудности при написании автобиографии в местах, где перечисляются образовательные учреждения, специальности и квалификации, а также места работы и должности. Ответьте, пожалуйста, корректно ли написано? Спасибо. Н-р: В 1986 году поступила и в 1991 году закончила Алма-Атинский институт народного хозяйства по специальности финансы и кредит с присвоением квалификации — экономист.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неудачно. Во-первых, сочетание закончить институт неправильно. Верно: окончить институт. Во-вторых, глаголы поступить и окончить по-разному присоединяют к себе существительное: поступить (во что?) в институт, окончить (что?) институт. Несогласованное определение экономист не требует отделения от определяемого слова знаком тире. Возможен такой вариант: С 1986 по 1991 г. обучалась в Алма-Атинском институте народного хозяйства по специальности «финансы и кредит». Присвоена квалификация «экономист».

Вопрос № 284305

Нужны ли кавычки: диплом по специальности «физика твердых тел»?

Ответ справочной службы русского языка

Четких правил, как писать названия специальностей, нет. Мы рекомендуем писать названия специальностей в кавычках с маленькой буквы: диплом по специальности «физика твердых тел».

Вопрос № 282691

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед союзом «и» в следующем предложении:
По образованию я социолог (имею диплом бакалавра социологии НИУ ВШЭ 2012 г.) и для меня было бы большой удачей работать по специальности в области аналитики социальных медиа и управления репутацией.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед первым союзом и нужна, она разделяет части сложного предложения.

Вопрос № 279690

Устроилась в детский сад, но по своей специальности проработала недолго, так как дальнейшей перспективы не было перешла на химзавод.
Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в данном предложнии?

Ответ справочной службы русского языка

Устроилась в детский сад, но по своей специальности проработала недолго. Так как дальнейшей перспективы не было, перешла на химзавод.

Категория: Первый проректор по образовательной деятельности.

Вопрос: Добрый день, Екатерина Геннадьевна. Ответ на вопрос, столь интересующий меня, будет важен не только мне, но и другим аспирантам. Заканчивается срок обучения в аспирантуре. Защита ВКР аспиранта пройдет совсем скоро и возникает вопрос: будет ли в этом году хоть какой-то документ, подтверждающий, что аспирант, успешно прошел все этапы обучения? Научной деятельности было посвящено три года аспирантов, сотрудников кафедр. Государство, в свою очередь, затратило на наше обучение значительную сумму денежных средств и не совсем понятно, что же получается в итоге.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны:

В соответствии с пунктом 3 статьи 60 вышеупомянутого федерального закона лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Таким образом, результат успешного прохождения государственной итоговой аттестации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки. Однако в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112, диплом об окончании аспирантуры выдается лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в случае обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные стандарты высшего образования по уровню подготовки кадров высшей квалификации вступили в силу с 2014 года. Вы, как лицо, зачисленное на обучение ранее этого срока, были зачислены и обучались в соответствии с федеральными государственными требованиям к реализации программ аспирантуры.

Исходя из всего вышесказанного, лицам, зачисленным на обучение ранее 2014 года, не может быть выдан диплом об окончании аспирантуры. При этом лицам, завершившим обучение в аспирантуре по федеральным государственным требованиям, выдается справка об обучении или о периоде обучения по форме, утвержденной приказом уполномоченного ректором должностного лица. В данную справку может быть внесена информация о сданных экзаменах и результатах прохождения государственной итоговой аттестации.

См. также: Письмо за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки С. А. Пилипенко.

Уровень магистратуры по-российски

Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата

В чем отличие магистратуры от специалитета

Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее

Отсрочка для поступления в магистратуру

Поступление в магистратуру: условия, формы и стоимость

Магистратура на западе

Впервые понятие магистратуры было введено еще в Древнем Риме еще в VI веке до н.э., но тогда оно применялось как общее название государственных должностей в Римской республики. Магистратуры были выборными (ординарными), когда из нескольких претендентов отбирался один магистрат, и назначаемыми (экстраординарными), когда статус магистрата придавался назначением.

С появлением первых университетов еще в раннем средневековье появилась необходимость в аттестации их профессоров. Тогда статус магистра скорее соответствовал ученой степени (наравне с другими учеными степенями того времени), нежели академической квалификации выпускника университета в ее нынешнем понимании.

Хотя грань между академической и ученой степенями размыта, и часто не проводится, провести ее можно по следующему критерию. Если степень присуждается выпускнику вуза для «потребления» ее во внешней, реальной жизни, то ее можно именовать академической (степень «массового потребления»), а если она больше нужна для внутриуниверситетской аттестации, то е лучше именовать ученой.

В Средние века учёная степень магистра – «Magister artium liberalium» носил учитель так называемых свободных наук, магистры, вместе с докторами наук, имели право участвовать в выборах ректора.

Впоследствии в связи с переходом к одноуровневой системе ученых степеней (доктор философии, доктор наук) к XIX веку ученая степень магистра (именно как ученая степень) перестала присуждаться и сохранилась только в системе научной аттестации в Российской империи и Англии.

Но по мере того, как внешняя среда стала «потреблять» не только бакалавров, но и магистров, качественно различая их по уровню подготовки, степень магистра стала восприниматься как академическая степень, т.е. просто как более высокая квалификация выпускника университета. В ходе Болонского процесса национальные уровни высшего образования стран Европы («Licenciatura», «Diplomado», «Maestria» и тому подобные) были приведены в соответствие друг другом и стандартизированы.

Современная магистратура называется на западе «graduate», то есть законченное, или выпускное образование. Хотя с дипломом бакалавра можно устроиться в любой области, для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре, которая дает более практическое образование и профессиональную специализацию. Продолжается магистратура обычно 2 года (от 1 года до 3 лет), причем по статистике поступают в нее далеко не все выпускники бакалавриата. Часть выпускников бакалавриата сначала выходят на рынок труда и только потом снова возвращаются в университет – на уровень магистратуры.

Специалисты, получившие диплом магистра, или как его еще называют мастера, высоко ценятся на рынке труда и, конечно, зарабатывают больше, чем бакалавры. Магистратура дает возможность пойти в докторантуру и защитить диссертацию на степень доктора (PhD), которая открывает путь к научной карьере.

Примеры магистерских степеней на западе:

  • Магистр наук (MS – Master of Science),
  • Магистр искусств (MA – Master of Arts),
  • Магистр делового администрирования (MBA – Master of Business Administration),
  • Магистр права (LLM – Master of Laws),
  • Магистр изящных искусств (MFA – Master of Fine Arts).

Помимо этих чисто академических степеней существует также особый вид профессиональных степеней магистерского уровня по юридическим и медицинским специальностям – «Doctor of Law» и «Doctor of Medicine», которые являются подтверждением профессиональной квалификации. Их получение занимает 3-4 года.

Появление магистратуры в России

Понятие «магистр», как и «бакалавр», применялось еще в царской России, но тогда это была ученая степень (в другие периоды – ученое звание), она присваивалась в период 1753-1918 годов.

На первом отрезке времени, до 1802 года магистр – это ученое звание и оно присваивается, университетами, что называется, неформально, без закрепления этой процедуры в уставных уложениях того времени. Но уже с 1803 года ученая степень магистра присуждается на основе утвержденного указом императора Александра I положения о производстве в ученые степени (при этом степень магистра сначала занимала среднее положение между ученой степенью кандидата и степенью доктора наук, а с 1884 года полностью замещает кандидатскую степень).

Сразу после Октябрьской революции (01.10.1918) все ученые степени, в т.ч. ученая степень магистра, были отменены. Хотя позднее в 1934 году система ученых степеней была восстановлена, ученая степень магистра была заменена в ней на ученую степень кандидата наук, которая полностью соответствовала ей по рангу. В Болонской системе российская степень кандидата наук соответствует ученой степени доктора философии – PhD.

Второе появление в нашей стране магистратуры произошло в связи присоединением России к Болонскому процессу (процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). На самом деле даже немного раньше – еще до этого в 1996 г. магистратура появилась в России как третья ступень высшего образования (для получения которой нужно было учиться 6 лет). До 2008 магистратура не была массовой, так как сосуществовала со ступенью «дипломированный специалист», на которого на большинстве программ нужно было учиться 5 лет, и который был более понятен абитуриентам и рынку труда.

Как мы уже писали применительно к бакалавриату, в связи присоединением России к Болонской конвенции с 2003 года в нашей стране был запущен процесс гармонизации систем высшего образования и создания единого европейского пространства высшего образования. С этого момента и до настоящего времени идет нескончаемая череда изменения образовательных стандартов (ГОС, ГОС-2, ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++), существенно локализовавших специалитет и сделавших на большинстве направлений магистратуру единственным форматом на втором уровне образования.

Сначала, уже в 2005 году, было введено в действие новое (второе) поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вместе с которыми наравне со специалитетом в вузах России появился бакалавриат и магистратура. Затем в 2009 году вышли т.н. федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколение), по которым бакалавриат и магистратура стали господствующими уровнями, а программы специалитета (классическое «советское» обычно 5-летнее одноуровневое высшее образование) были сохранены только в медицине, искусстве и военных науках, а в других областях – только точечно. С введением ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++ позиции магистратуры в системе образования только усилились, т.к. она стала безальтернативной, но вот со смыслами в магистратуре здесь не все ладно, что и постараемся разобрать в следующем разделе.

Хотя наша отечественная магистратура носит то же имя, что и «западная» магистратура, во многих вузах она существенно отличается от нее по своему предназначению. Проблема заключается в том, что в России студент получает специализированное профессиональное образование обычно уже на уровне бакалавриата (исключение составляют только немногие вузы проекта 5-100).

Магистратура вследствие этого чаще всего превращается в своего рода «предаспирантуру», позволяющую подготовить и представить пробную диссертацию. Она готовит не высококвалифицированных специалистов для бизнеса, государства, производства и сферы здравоохранения, а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Такие программы магистратуры совершенно не походят для выпускников бакалавриата иных направлений, так как их освоение предполагает ранее полученную специализацию в одноименном бакалавриате.

Наши образовательные стандарты предполагают достаточно большой блок педагогической практики в магистратуре. Выпускник российской магистратуры – это ассистент (преподаватель) реже младший научный сотрудник без степени, который чаще всего идет в аспирантуру. Так как у него по существу просто нет другого выбора, если он хочет выйти на более или менее приемлемый уровень доходов.

Окончание аспирантуры с ее квалификацией преподавателя высшей школы его единственный шанс подняться на ступеньку старшего преподавателя или научного сотрудника, где оклад уже повыше и нагрузка хоть немного ниже. А после защиты кандидатской диссертации выпускник аспирантуры становится полноправным преподавателем или исследователем.

Довольно часто программа магистратуры может быть «отформатирована» под программу второго высшего образования. В данном случае есть риск нарваться на недостатки другого рода, и они заимствованы из классических программ второго высшего образования (сокращенный и ускоренный специалитет). Это когда обе стороны образовательных отношений понимают их формальность: студенты делают вид, что ходят на занятия и учатся (а на самом деле большинство из них работают), а преподаватели – что преподают актуальные знания (а на самом деле читают по книжкам что-то).

Значительно реже можно встретить настоящую магистратуру, в которой вам дают хорошую и практическую профессиональную специализацию, сочетающуюся с постановкой менеджеральных компетенций. Примеры такой магистратуры можно найти, например, в ВШЭ и РАНХиГС. В последнем случае можно даже найти двухдипломную магистратуру, совмещенную со степенью MBA. Есть неплохие примеры инженерной магистратуры, основанной на CDIO.

Основное отличие магистратуры от специалитета заключается в том, что входом на нее является окончание специалитета, когда можно переопределиться с направлением обучения. Т.е. выпускник магистратуры – это достаточно эрудированный человек, проучившийся на двух разных по направлениям программах (хотя они могут быть и близкими).

У такого выпускника сформированы (во всяком случае, должны быть сформированы) не только профессиональные, но так называемые «soft-skills» (комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т.е. не связаны с конкретной предметной областью).

Выпускники специалитета проходят более узкую, по сути «тоннельную» образовательную траекторию и в совершенстве владеют профессиональными и узкопрофессиональными (специальными) компетенциями. Став специалистом, выпускник сможет работать только в определенном сегменте, который отвечает его специальности. Но в России, согласно новейшим исследованиям, по своей профессии работает лишь около 20% выпускников вузов, значит вероятность, что вы «промахнетесь» с выбором специальности очень высока.

Специалитет сейчас сохранен в сферах безопасности, военных наук, медицины и искусств. Его главный недостаток – это низкая адаптивность выпускников на рынке труда. Если за время обучения на программе, а это 5-6 лет, требования рынка труда меняются, что очень вероятно в наших динамичны условиях, то у вас будут проблемы и с поиском работы и с адаптацией на рабочем месте.

Магистратура вместе со специалитетом в соответствии с новым Федеральными законом «Об образовании» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) относятся ко второму уровню высшего образования. Соответственно, магистратура – второе высшее образование всего в двух случаях:

  • Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления,
  • Поступление в магистратуру после специалитета.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, «Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».

Сделано это для того, чтобы те, кто закончил специалитет до перехода на уровневое образование, когда специалитет («дипломированный специалист») и магистратура относились к разным ступеням (второй и третьей, соответственно), был в равных условиях с выпускниками уровневого бакалавриата.

Последний прием на программы «дипломированного специалиста» в нашей стране состоялся в 2010 г. (по ГОС-2), т.к. с 2011 г. набирали уже только бакалавров (по большинству направлений) и «простых» специалистов (по отдельным направлениям). Соответственно, последний выпуск «дипломированных специалистов» состоялся по очной форме обучения в 2015 году (для 5-летних программ) и в 2016 (для 6-летних программ). В этот же год был и последний выпуск заочников, т.к. по 6-летним программам обычно не было заочной формы.

Из сказанного следует, если в дипломе у вас написано «дипломированный специалист», а закачивали вы до 2015-2016 годов, смело можете поступать на бюджет в магистратуру – она не будет для вас вторым высшим. Только по конкурсу пройти придется, а в хороших ведущих вузах, да на популярные направления он может быть просто запредельным. А плохое образование вам зачем?

Если же вы заканчивали уже «фгос-овский» специалитет набора 2011 года или позднее, то магистратура для вас – второе высшее образование, а оно в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение. Но это дает вам возможность «без обид» выбраться хороший вуз и направление под себя (бесплатно-то уже нельзя).

Сразу оговоримся, что на наш взгляд служба в вооруженных силах России (по-простому «служба в армии») является не только гражданским долгом перед своей Родиной, но и определенной школой, которую необходимо пройти, чтобы ощутить себя настоящим мужчиной. Но при этом, вне военного времени человек сам вправе выбирать время, когда ему получать формальное (высшее) образование, необходимое для достойной интеграции в социум, а когда проходить «мужскую школу».

В соответствии с Федеральным законом РФ «О всеобщей воинской обязанности» N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. (дословно) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Ни убавить, ни прибавить. Итак, магистратура (второй уровень высшего образования) дает право на отсрочку при двух но: во-первых, поступление должно состояться в год получения степени бакалавра (первый уровень высшего образования), а во-вторых, ваша программа магистратуры должна иметь государственную аккредитацию. Если вы и дальше захотите пользоваться образовательной отсрочкой, то у вас один путь – поступление в аспирантуру (второй уровень высшего образования).

Для поступления в магистратуру необходим диплом о получении высшего образования любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура или аспирантура) и успешное прохождение конкурсных вступительных испытаний. При этом сам порядок и содержание вступительных испытаний определяются вузами самостоятельно и поэтому сильно разнятся.

Список документов для поступления в магистратуру непринципиально отличается от списка, который необходим при прохождении вступительных испытаний в бакалавриат или специалитет. Основные отличия в том, что вместо аттестата о полном общем образовании нужен диплом о получении любого уровня высшего образования, а также в том, что не нужно предоставлять данные ЕГЭ. Ведущие университеты, а также на некоторые специальности в качестве конкурса при поступлении требуют портфолио, состав которого определяется в зависимости от профиля программы.

Обучение в магистратуре возможно в рамках очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форм, а также с применением дистанционных технологий. Выбор конкретной формы завит от ваших личных предпочтений, финансов и вашей занятости. Тем абитуриентам, кто еще молод и планирует заниматься научной или преподавательской деятельностью, предпочтительнее очная форма обучения, а тем, кто уже имеет практический опыт и кому диплом необходим для освоения новой специальности, можно остановиться на заочной или очно-заочной форме, в т.ч. с применением дистанционных технологий.

Как мы уже писали выше на бюджет в магистратуру можно поступить, если вы имеете либо степень бакалавра, либо полученный до изменений 2011 года диплом «дипломированного специалиста». В обоих случаях магистратура будет рассматриваться как первое высшее образование и поэтому абитуриенты будут допущены к конкурсу на бесплатные места. У тех, кто защитил магистерскую диссертацию или диплом специалиста нового образца, доступно только обучение на внебюджетной основе.

Стоимость обучения в магистратуре сильно варьирует в зависимости от местонахождения вуза, его престижности, формы обучения и популярность выбранного профиля обучения. В ряде случает на цену также влияют результаты вступительных испытаний и ваше портфолио.

Цены в ведущих московских университетах колеблются от 200 до 300 тысяч рублей за год очного обучения, а если это двухдипломная программа – то стоимость обучения может быть доходить до 500 тыс. руб. и выше.

Зачем идти в магистратуру?

Итак, какую же «добавленную стоимость» формирует магистратура по сравнению с программами высшего образования (бакалавриатом и специалитетом), и зачем тратить еще два года своей молодости на продолжение учебы?

Магистратура в России предполагает минимум два года обучения сверх стандартных четырех лет бакалавриата, но эти два года принципиально меняют человека. Разница между обладателями магистерского и бакалаврского дипломов заметна даже невооруженным глазом.

В бакалавриате закладываются базовые знания, и по его окончания вас уже можно идентифицировать как человека с высшим образованием, но полученные здесь профессиональные компетенции, закладываемые преимущественно на последнем курсе, не стоит переоценивать, они носят ознакомительный характер.

В магистратуре (хорошей, правильной магистратуре), наоборот, основываясь на полученном вами надпрофессиональном багаже, полученном в бакалавриате, происходит ваша профессиональная «заточка». За два года вы сможете уяснить все тонкости избранной профессии, приобрести необходимые для практики навыки и опробовать многие из приобретенных знаний «в реале».

По сравнению со специалитетом, магистратура не настолько узконаправленно рассматривает профессию, особенно с учетом бакалаврского уровня. Поэтому магистры могут рассчитывать на более продуктивный карьерный рост, чем специалисты. И еще одно немаловажное отличие в пользу диплома магистра, чтобы начать работу за границей, требуется иметь именно его, так как специалитет не является котируемым вне России, а бакалавриат вряд ли позволит претендовать на желаемую должность.

Чтобы не ошибиться с выбором вуза, на базе которого вы буде становиться профессионалом, желательно проработать самые разные доступные данные обо всех возможных вузах. и в первую очередь это данные рейтингов вузов: как международных, так и российских. Наш рейтинг «Национальное признание» позволит вам заглянуть внутрь вуза, объективно посмотреть на тех, кто будет вас учить, оценить («по Станиславскому»), верите вы им или нет.

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.
Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии».

Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

ВУЗ, это что?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *