Чем отличается жилищный кооператив от ТСЖ?

В настоящее время в очередной раз продлен срок выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом (до 1 января 2008 года). Также ранее отменены положения ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», устанавливающие обязательность преобразования жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в которых полностью внесены паевые взносы, в товарищества собственников жилья. В связи с этим все еще остается актуальным для нашего многострадального населения вопрос: «А что же все-таки выбрать-то?» «А то ведь сейчас не выберешь — потом хуже станет. Назначит государство какую-нибудь частную управляющую компанию во главе с начальником нечестным, и начнет он народные денежки-то разбазаривать. А если и выбирать, то стоит ли кому-нибудь чужому самое дорогое, что есть, — жилье свое доверять или лучше самим объединиться и взять все в свои руки? Если объединяться, то в ТСЖ или в жилищный кооператив?» В общем, вопросов много, а ответов на них, ясных для простого обывателя, как не было, так и нет.
Ст. 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из способов управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом. При выборе одного из этих объединений важно понимать их основные различия, недостатки и преимущества.
Государство в последнее время активно пропагандирует организацию в многоквартирных домах именно ТСЖ, несмотря на несовершенство законодательства и огромное количество противоречий и трудностей в практическом его применении. В то же время слишком мало говорится об альтернативной форме объединения граждан для управления многоквартирным домом — жилищных и жилищно-строительных кооперативах (ЖК и ЖСК), хотя они и существуют гораздо дольше «новомодных» ТСЖ. В связи с такой»вопиющей несправедливостью» обратим наше пристальное внимание именно на положения законодательства, регулирующие вопросы создания и деятельности ЖК и ЖСК, и внимание читателей на некоторые моменты, которые, как нам кажется, являются весьма важными, а также на основные правовые отличия ЖСК и ТСЖ. Возможно, материалы данного небольшого обзора заставят читателей более серьезно задуматься о выборе способа управления своим жильем и, в зависимости от конкретных обстоятельств, позволят сделать наиболее правильный выбор.

***

В соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса РФ, ЖК или ЖСК признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Особенности указанных двух видов кооперативов заключаются в том, что члены жилищно-строительного кооператива участвуют своими средствами в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, а члены жилищного кооператива финансируют приобретение и содержание уже готового многоквартирного дома, а также, при необходимости, его реконструкцию.
Установлено, что жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Поэтому к регулированию их деятельности применяются положения ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах.
Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не преследующим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Предпринимательскую деятельность потребительский кооператив вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и поскольку такая деятельность соответствует указанным целям.
В отличие от других видов некоммерческих организаций, потребительский кооператив имеет право распределять полученную прибыль между его членами в соответствии с законом и уставом кооператива. Все прочие некоммерческие организации (к коим относятся ТСЖ) не вправе распределять прибыль от предпринимательской деятельности между своими участниками (членами). Кроме того, цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива. Например, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, согласно ст. 110 Кодекса, создаются в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Поэтому статус потребительских кооперативов, к числу которых относятся также жилищные и жилищно-строительные, весьма своеобразен: такие кооперативы фактически занимают как бы промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, оставаясь при этом de jure некоммерческими юридическими лицами.
Указанная особенность потребительских кооперативов является одной из причин того, что к ним не применяются правила, установленные ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» для других разновидностей некоммерческих юридических лиц. Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о таких кооперативах.
Таким образом, при благоприятном стечении обстоятельств и наличии квалифицированного руководства жилищный кооператив, кроме всего прочего, может превратиться в неплохой источник доходов для его членов.

***

Следующей особенностью ЖК и ЖСК является то, что согласно ст. 112 ЖК РФ «количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме».
Это означает, что если число членов-учредителей кооператива менее 5, то решение о создании кооператива не считается принятым, сам кооператив будет считаться несозданным, а в государственной регистрации будет отказано. Если же впоследствии (уже после создания ЖСК или ЖК) количество членов уменьшится, например до 4 или менее, то такой кооператив подлежит либо реорганизации, либо ликвидации.
Такая же ситуация обстоит и с количеством жилых помещений. В многоквартирном кооперативном доме должно быть не менее 5 квартир. Соответственно, если число членов ЖСК или ЖК превышает количество жилых помещений, то вновь создаваемому кооперативу будет отказано в государственной регистрации, а уже созданному кооперативу придется принимать решение либо о разделе жилых помещений, либо об исключении отдельных членов кооператива, либо о реорганизации кооператива.
Следует заметить, что для создания ТСЖ соблюдения подобных условий не требуется. ТСЖ может быть создано и в двухквартирном доме с любым количеством членов. Также нормы ЖК РФ содержат специальные положения о создании ТСЖ при объединении нескольких многоквартирных домов, нескольких расположенных близко жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов. ЖК или ЖСК могут быть созданы только в многоквартирном доме с соблюдением вышеуказанных условий.
Но для ТСЖ есть и свои ограничения: создать их могут только собственники жилых помещений — физические и юридические лица.
Членами ЖК и ЖСК, согласно ст. 111 ЖК РФ, могут быть любые граждане (не обязательно собственники), в том числе иностранные граждане, а также лица, обладающие двойным гражданством, лица без гражданства, которым ко дню вступления в кооператив исполнилось полных 16 лет.
При этом малоимущие граждане, а также иные категории граждан, прямо перечисленные в ст. 49 ЖК РФ, имеют преимущественное право на вступление в ЖСК и жилищные кооперативы, если последние организуются при содействии (в том числе при оказании финансовой поддержки) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 111 ЖК РФ).
Так же как и в ТСЖ, членами ЖК или ЖСК могут являться юридические лица. Исходя из определения жилищного кооператива, можно сделать вывод, что такие юридические лица не вправе нарушать назначение жилого помещения, т.е. должны использовать жилое помещение лишь для целей проживания в нем граждан (например, сотрудников данного юридического лица).
Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей.
При этом согласно ст. 112 ЖК РФ, посвященной организации жилищного кооператива, «решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители)». То есть только в том случае, если оно принято единогласно.
При создании ТСЖ дело обстоит несколько иначе. В соответствии со ст. 136 ЖК РФ решение о создании ТСЖ считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

***

Структура органов управления ТСЖ и жилищных кооперативов, их основные права и обязанности фактически идентичны. Это общее собрание членов кооператива или ТСЖ, правление и председатель правления. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общим собранием членов избирается ревизионная комиссия. Однако на законодательном уровне есть существенные различия.
В частности, между нормами, регулирующими статус органов управления ТСЖ, налицо существенное противоречие. Согласно ст. 144 ЖК РФ «органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества».
Анализ этой статьи позволяет сделать один очень важный вывод: председатель правления ТСЖ не входит в состав органов управления ТСЖ. Однако если исходить из положений ст. 149 ЖК РФ, то по существу председатель правления ТСЖ выполняет функции единоличного исполнительного органа управления ТСЖ.
Данную коллизию можно разрешить путем внесения соответствующих положений в устав ТСЖ. В частности, могут быть введены определенные ограничения полномочий председателя правления, например, по отдельным категориям сделок, которые могут совершаться только после одобрения правлением или общим собранием.
Ст. 137, 138 ЖК РФ устанавливают права и обязанности членов ТСЖ. Глава 14 ЖК РФ детально регламентирует вопросы порядка организации и проведения общего собрания членов ТСЖ, компетенцию органов управления ТСЖ. Следует заметить, что аналогичные нормы по отношению к жилищным и жилищно-строительным кооперативам в ЖК РФ отсутствуют. Из положений главы 11 ЖК РФ следует, что состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, определяются Уставом кооператива в соответствии с жилищным законодательством.
С одной стороны, отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей как самого кооператива, так и его органов управления предоставляет учредителям ЖК и ЖСК достаточно широкие возможности для самостоятельного определения этих прав и обязанностей, а также для установления наиболее удобного порядка принятия решений для каждого конкретного случая. В данном случае учредители кооперативов ограничены лишь нормами закона.
С другой стороны, закрепление основных прав и обязанностей организации, прав, обязанностей и порядка организации органов управления на законодательном уровне позволяет избежать множества проблем и разногласий.
В частности, невключение в устав ТСЖ обязанностей, предусмотренных ст. 138 ЖК РФ, не освобождает ТСЖ от их несения, так же как невключение в устав ТСЖ прав, предусмотренных ст. 137 ЖК РФ, не означает невозможность или неправомерность их использования.
Также невозможно ограничить положениями устава круг вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов ТСЖ, установленных ст. 145 ЖК РФ. Невключение в устав обязанностей правления ТСЖ не позволит руководителям ТСЖ избежать ответственности за их неисполнение. При этом законом не запрещено закрепление в уставе ТСЖ иных дополнительных прав и обязанностей для органов управления ТСЖ.
Кроме всего прочего, законодательное закрепление четких и единообразных правил определения состава органов управления и органов контроля за деятельностью организации, срока действия их полномочий, порядка принятия ими решений и т.п. позволяет избежать путаницы в правоприменительной практике.

***

Одним из самых важных отличий ТСЖ от жилищных и жилищно-строительных кооперативов являются правила определения количества голосов, которыми обладает каждый гражданин при голосовании на общем собрании по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом, а также при принятии решений в уже созданных ТСЖ или кооперативах.
В соответствии со ст. 135, 136 ЖК РФ решение о создании ТСЖ и о принятии Устава ТСЖ принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 — 48 ЖК РФ.
По тем же правилам происходит и принятие решений на общем собрании членов ТСЖ.
Согласно ч. 3 ст. 48 ЖК РФ «количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме».
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ «доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения».
То есть чем больше у собственника квартира, тем больше у него голосов. Таким образом, владелец 5-комнатной квартиры или нескольких квартир может оказать большее влияние на результаты голосования, чем собственник или даже несколько собственников 1-комнатных квартир. А в домах с подавляющим большинством муниципальных квартир все решения будет принимать их собственник, то есть муниципалитет.
Решения общего собрания жилищного кооператива принимаются по принципу: «Один член кооператива = 1 голос». Такой подход кажется нам более демократичным по отношению к жильцам дома.
Также, исходя из положений ст. 117 ЖК РФ, общее собрание членов жилищного кооператива принимает свои решения открытым голосованием. Возможность проведения тайного или заочного голосования в жилищном кооперативе нормами ЖК РФ не предусмотрена.
Общее собрание членов ТСЖ, исходя из смысла ст. 146 и 47 ЖК, вполне может быть проведено в форме заочного голосования. Данный способ принятия решений достаточно широко практикуется в ТСЖ. Но, к сожалению, такого рода голосование создает широкое поле для всяческих злоупотреблений, начиная от фальсификации подписей жильцов и заканчивая уголовно наказуемыми деяниями. Не случайно в г. Москве создана комиссия для проведения проверки организации работы по созданию ТСЖ в Северном и Северо-Западном административных округах (распоряжение Правительства Москвы от 29 ноября 2006 г. N 2462-РП).

***

Еще одной довольно интересной особенностью жилищных кооперативов являются положения ст. 126 ЖК РФ о временных жильцах в жилом помещении в доме жилищного кооператива.
Согласно положениям указанной статьи для того чтобы разрешить проживание в жилом помещении временным жильцам, член ЖК или ЖСК обязательно должен получить предварительное письменное согласие всех проживающих совместно с ним членов его семьи (в том числе временно отсутствующих), а также предварительно уведомить (как правило, в письменной форме) об этом правление кооператива. При этом не играет роли, полностью ли внесен паевой взнос или еще не полностью. Какого-либо разрешения со стороны правления кооператива не требуется, но необходимо учитывать положения статьи 80 ЖК РФ, исходя из смысла которых можно сделать вывод, что правление вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит менее учетной нормы.
Также в соответствии со ст. 80 Жилищного кодекса РФ:
— срок проживания временных жильцов не может превышать шести календарных месяцев подряд. Плата за проживание с временных жильцов не взимается. Но это вовсе не означает, что член ЖСК, впустивший временных жильцов, не обязан платить за потребляемые ими коммунальные услуги. В соответствии с ч. 12 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов;
— временные жильцы обязаны освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока, а в случае, если срок не согласован, — не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования со стороны члена ЖСК или жилищного кооператива либо совместно проживающих с ним членов его семьи;
— в случае прекращения членства в кооперативе временные жильцы, вселенные бывшим членом кооператива, также подлежат выселению;
— при отказе временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания (либо при предъявлении к ним со стороны члена ЖСК, жилищного кооператива и совместно проживающих с ним членов его семьи требования об освобождении жилого помещения) временные жильцы подлежат выселению в судебном порядке без предоставления им другого жилого помещения.
Таким образом, нормы ст. 80, 126 ЖК РФ позволяют избежать злоупотреблений как со стороны членов ЖСК, вселивших временных жильцов, так и со стороны самих временных жильцов.
В ТСЖ соблюдения такого рода условий не требуется. Собственники вправе распоряжаться своей квартирой как им вздумается(разумеется, в рамках закона), могут пустить жить в нее кого угодно и в каком угодно количестве и ни перед кем не обязаны об этом отчитываться. Однако злоупотребление собственниками своими правами зачастую приводит к грубому нарушению социальной справедливости, а иногда и действующего законодательства. На практике нередко встречаются случаи, когда собственник отказывается платить за коммунальные услуги, потребляемые временными жильцами. В этом случае подлежат применению нормы подп. 7 п. 1 ст. 8 и ст. 1102 — 1109 ГК РФ о необоснованном обогащении.
Кроме того, установление уведомительного порядка вселения временных жильцов для ЖК и ЖСК представляется нам весьма разумным, прежде всего, с точки зрения безопасности. Ни для кого не секрет, что некоторые люди с целью получения какой-либо выгоды пускают жить к себе в квартиру малознакомых или вовсе незнакомых людей. С учетом высокого уровня преступности в нашей стране далеко не лишним будет знание о том, кто проживает в соседних с вами квартирах.
Подводя итог, можно сказать, что у каждой из рассмотренных форм объединения граждан есть свои плюсы и свои минусы, которые могут иметь разное значение для каждого отдельно взятого дома. Надеемся, что наш небольшой обзор будет полезен читателям при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом.
В любом случае, выбор остается за вами…

Вступив в ЖСК, гражданин становится его членом. Заметим, что правовое положение члена ЖСК существенно отличается как от правового положения собственника жилья (частного дома или приватизированной квартиры), так и нанимателя жилого помещения. Если первый волен распоряжаться жильем по собственному усмотрению, а второй пользуется правами, предусмотренными ЖК, то член ЖСК является собственником пая (паенакопления), а не квартиры, поскольку собственником последней является жилищно-строительный кооператив.

В случае смерти члена ЖСК право пользования жилым помещением в жилищно-строительном кооперативе сохраняется лишь за членами семьи, проживавшими вместе с ним, при условии вступления в кооператив одного из них (статья 55 Примерного устава ЖСК, утвержденного Постановлением СМ УССР от 30 апреля 1985 года № 186). Поэтому дети умершего члена кооператива, которые проживали вместе с ним, могут вступить в ЖСК и имеют право пользоваться квартирой. Не имеющие права на вступление в кооператив или отказавшиеся от этого права наследуют лишь паенакопление в установленном законом порядке. Дети умершего члена ЖСК, которые не проживали вместе с ним, наследуют лишь пай, а не кооперативную квартиру.

Собственником квартиры является кооператив, и решение о дальнейшей судьбе квартиры относится к полномочиям общего собрания ЖСК. Общее собрание может принять решение, например, о предоставлении такой квартиры другому члену этого ЖСК, который нуждается в улучшении жилищных условий, и наследнику просто выплатят стоимость пая, принадлежавшего его умершему родственнику. Таким образом, наличие пая еще не гарантирует, что его собственник станет членом ЖСК (это решение принимается общим собранием ЖСК) и получит возможность проживать в квартире наследодателя. Но наличие права на наследование пая дает основания требовать своей части в нем.

Право собственности

Порядок оформления права собственности на жилое помещение в кооперативном доме вызывает много вопросов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Украины «О собственности», член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива или общества, который полностью внес свой паевой взнос за предоставленные ему в пользование квартиру, дачу, гараж, другое здание или помещение, приобретает право собственности на это имущество. Часть 3 этой же статьи предусматривает, что гражданин, который стал собственником этого имущества, имеет право распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, обменивать, сдавать в аренду, заключать другие соглашения, не запрещенные законом.

Итак, первый вопрос — момент приобретения права собственности. В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О собственности», право собственности на квартиру в доме ЖСК возникает после полного внесения паевого взноса. Означает ли это, что момент полной уплаты (на практике это подтверждается платежным документом) паевого взноса и есть моментом обретения права собственности? В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса (далее — ГК), моментом возникновения права собственности у покупателя имущества по договору является момент передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором. Договор купли-продажи квартиры считается заключенным (статья 153 ГК), если между сторонами в надлежащей форме, то есть нотариально удостоверенной (статья 227 ГК), достигнуто соглашение по всем важным условиям.

Таким образом, право собственности при обретении квартиры по договору, заключенному в надлежащей форме, возникает с момента передачи квартиры, а при приватизации жилья — с момента принятия решения органом приватизации. Платежные документы (или справка председателя кооператива, удостоверенная главным бухгалтером ЖСК, о полной уплате паевого взноса) правоустанавливающими документами не являются.

Следующей важной проблемой является фиксация в правоустанавливающих документах собственников жилья. При приватизации государственного жилого фонда в свидетельстве о праве собственности указываются все совладельцы, то есть лица, которые проживали в данном жилом помещении (или за которыми сохранялось такое право) и имели право на его приватизацию. В правоустанавливающем документе на кооперативную квартиру отмечается лишь член ЖСК, который полностью внес свой паевой взнос. Другие члены семьи, проживающие вместе с ним, и те, кто имеет часть в паенакоплении, в данный документ не вписываются. При этом нарушаются их права. Это касается, прежде всего, второго из супругов. Так, в соответствии со статьей 16 Закона Украины «О собственности», имущество, нажитое супругами за время брака, является их общей совместной собственностью, и каждый из супругов имеет равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Оформление правоустанавливающего документа на одно лицо допускает возможность для недобросовестного отчуждения им квартиры, без ведома и согласия других членов семьи, нарушая их права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 6.1 Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минюста от 28 января 2003 года № 6/5, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления проводится оформление прав собственности на объекты недвижимого имущества с выдачей свидетельства о праве собственности членам жилищного, жилищно-строительного и других кооперативов, обществ или объединений, которые полностью внесли свои паевые взносы. Пунктом 12 перечня правоустанавливающих документов предусмотрено извлечение из нотариально удостоверенного договора, заключенного между жилищно-строительным кооперативом или членом этого кооператива и местными органами исполнительной власти, о бессрочном пользовании отведенным земельным участком и о строительстве многоквартирного дома с правом собственности на отдельную квартиру, при наличии акта о принятии дома в эксплуатацию. Других правоустанавливающих документов относительно членов ЖСК данный перечень не содержит. В итоге пробелы, которые существовали в подобных нормативно-правовых документах, все еще не устранены, и проблемы остаются нерешенными.

ОВЧАРЕНКО Егор — юридическое бюро «Правозащита», г. Киев

Уголовное дело в отношении председателя правления ПЖСК «Грин Парк» направлено в суд. Его обвиняют в продаже квартир в домах, которые он и не собирался строить.

Обвинительное заключение утвердила прокуратура Центрального района Петербурга. Руководителю кооператива инкриминируют мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.

По версии следствия в 2015–2016 годах председатель правления ЖСК (согласно данным сайта rusprofile.ru им является Николай Метельков) разместил в СМИ рекламу комплекса «Грин Парк» во Всеволожском районе (рядом с ещё одним проблемным объектом – ЖК «Румболово-Сити») и стал продавать квартиры. Генподрядчиком называли ООО «РСК», а девелопером выступала, видимо, родственная ей структура RCC (Russian Construction Company).

Комплекс должен был состоять из восьми трёхэтажных корпусов общей площадью более 26 000 кв.м (на фото). В проекте также был детский сад площадью 750 кв.м и магазин – 150 «квадратов».

Однако участки под будущим комплексом относились к землям сельскохозяйственного назначения и в жилую функцию так и не были переведены. Кроме того, не получено и разрешение на строительство. «Создав видимость начального этапа строительства, обвиняемый, не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства, похитил денежные средства граждан в общей сумме свыше 6 млн рублей, распорядившись ими по своему усмотрению», – говорится в сообщении прокуратуры. Уголовное дело направлено в Куйбышевский районный суд для рассмотрения по существу.

Компания RCC успела запустить ещё два проекта. Так, на Всеволожском проспекте запланировали четырёхэтажный комплекс «Комфорт» на 96 квартир. Застройщиком выступал ПЖСК «Комфорт» с тем же председателем правления. На этом объекте вроде бы даже возвели один этаж. Ещё один трёхэтажный проект заявлен в Тосно – тоже около сотни квартир.

39. Понятие жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов (далее по тексту – жилищные кооперативы) регулируется гл. 11 ЖК РФ. Жилищный кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (ст. 110 ЖК РФ). Члены жилищного и жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

Жилищные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица. Статьей 49 ЖК РФ определены категории граждан, имеющих преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления:

1) малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими в целях жилищного регулирования являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в установленном законом порядке с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

2) иные граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем 5, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме. Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей, в котором вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив. Решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители). Решение собрания учредителей жилищного кооператива оформляется протоколом.

В уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения:

• о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности;

• о порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

• о размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке их внесения, об ответственности за нарушение обязательств по их внесению;

• о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в т. ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

• о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

• о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие ЖК, другим федеральным законам положения.

Государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Органами управления жилищного кооператива являются:

• общее собрание членов жилищного кооператива;

• конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более 50 и это предусмотрено уставом жилищного кооператива;

• правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Чем отличается жилищный кооператив от ТСЖ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *