Муниципальная гражданская служба

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей правоохранительной службы.

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта* Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.
3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

3. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

2. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

3. Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

Статья 15. Реестры государственных служащих

1. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

2. Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

3. Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государственных служащих.

4. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта Российской Федерации составляют Реестр государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

5. Реестр федеральных государственных служащих и реестры государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации.

6. Содержание и порядок ведения Реестра федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации.

7. Содержание и порядок ведения реестров государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Статья 16. Управление государственной службой

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы.

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

2. Признать утратившими силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 31 мая 2003 г., No 103 (3217).

_______Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

УДК 331.101.3 © Е.Е.Делих

Е.Е.Делих

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РФ: ОБЩЕЕ И УНИКАЛЬНОЕ

В период финансово-экономических трудностей, в который вступила Россия, актуализируется проблема мотивация труда как для рядовых служащих, так и для их управленцев. Чтобы уберечь исследователей от ошибочных выводов, необходимо учитывать наличие индивидуальных особенностей в государственной гражданской и муниципальной службе.

Ключевые слова: муниципальная должность муниципальной службы, муниципальный служащий категории «А», «Б» и «В», государственная гражданская служба, прямое подчинение, предельный возраст.

нешняя мотивация труда сотрудников напрямую зависит от тех организацион-^^ных и материальных условий, которые предусматривают работодатели. Бытует мнение, будто муниципальная служба в Российской Федерации представляют собой откровенно копированную законодательную базу, структуру и методы управления государственной гражданской службы России. На самом деле, в большей части, так и есть. Муниципальная служба представляет собой организационно-правовую платформу государственной гражданской службы. В настоящей работе мы не будем затрагивать общие качества объекта исследования, в наличии которого никто не сомневается. На основе федеральных и региональных законодательных актов будет проведен анализ и выявлены уникальные, отличительные особенности как государственной гражданской, так и муниципальной службы в РФ.

Конституция Российской Федерации в статье 32 ч.4 декларирует гражданам РФ равный доступ к государственной службе . Местное самоуправление согласно статье 12 Конституции РФ выведено за пределы органов государственной власти и по действующему законодательству в Российской Федерации обеспечивается институтом муниципальной службы.

Вопросами государственной гражданской

Особенностями муниципальной службы, разработкой вопросов организации и функционирования института местного самоуправления занимались такие ученые, как С.А.Авакьян, А.А.Акмалова, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов,

В.И.Васильев, В.В.Еремян,

Е.И.Козлова, Г.Н.Комкова,

О.Е.Кутафин, И.И.Овчинников, Н. В.Постовой, В.И.Фадеев,

Н.Н.Черногор, Н.М.Чепурнова, Е.С.Шугрина и др.

Так, В.А. Козбаненко в своей работе пишет: «…оба эти вида публичной службы (государственная гражданская и муниципальная службы — прим, автора), обеспечивая властные полномочия и управленческие функции, осуществляются на

профессиональной основе кадровым корпусом го-

Н.С.Бондарь, Е.И.Колюшин, В.А.Кряжков, А.Н.Писарев,

сударственных и муниципальных служащих, имеющих по своей природе немало общего и особенного»^].

Так, например, в федеральном законе от 02.03.07 № 25 -ФЗ в статье 13 «Ограничения, связанные с муниципальной службой» мы читаем:

«1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ);

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию (прим, автора), если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства-участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства-участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (прим, автора ) (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет (прим, автора) — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.» .

В аналогичной статье 16 №79-ФЗ «Ограничения, связанные с гражданской службой» мы замечаем следующее:

«1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (прим, автора);

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.»

В отличие от ограничений для муниципальной службы в государственную службу запрещено принимать гражданина, у которого не снята (погашена) судимость в установленном федеральным законом порядке. «Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами».

Как мы видим, в аналогичной статье 13 №25-ФЗ отсутствует такое условие. Следовательно, если нет ограничений по законодательству субъекта федерации или местных правовых актов, то гражданин, отбывший наказание с непогашенной судимостью, вправе занимать должности муниципального служащего.

Прямое подчинение — это непосредственное подчинение одного объекта (например: сотрудника или подразделения) ближайшему другому субъекту (руководителю). При таком подчинении руководитель имеет право отдавать распоряжения подчиненному объекту и требовать исполнения этих распоряжений по функциональным (выполнение служебных обязанностей) и административным вопросам, соответственно через решение вопросов приема на работу, увольнения, дисциплинарных взысканий, применения поощрений, предоставление указаний, поручений, контроля за их выполнением.

В законе «О муниципальной службе в РФ» введены ограничения для поступления на службу, если соискатель имеет близкие родственные отношения с главой муниципального образования (см. примечание автора).

Зачем законодателям дифференцировать главу муниципального образования с другими муниципальными служащими, когда можно применить общие ограничения для всех категорий служащих по аналогичному запрету в №79-ФЗ » О государственной гражданской службе»?

Возможно, в структуре муниципального управления, заместители главы муниципального образования могут не иметь непосредственного подчинения главе муниципального образования, а также, начальники отделов, которых должен куриро-

вать заместитель главы, непосредственно подчинены главе муниципального образования.

Подобное ограничение выделено в ст. 13 п. 1.1 ФЗ «О муниципальной службе», где «гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства … с главой муниципального образования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общим для обоих рассматриваемых нами законов является условие запрещения занимать должности с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Главу муниципального образования, по мнению автора, выделили из общего правила ограничений из-за того, что глав муниципальных образований районов субъектов федераций, городских округов или внутригородских территорий города федерального значения не назначают вышестоящие чиновники, а избирают народным голосованием. Таким образом, родственники, которые, подпадают под настоящие ограничения, обязаны будут либо уволиться, либо изменить свое служебное положение относительно прямой зависимости (подчинения) от вновь избранного муниципального топ-менеджера.

Интересен и тот факт, что «гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет», а очередная аттестация муниципального служащего прекращается при достижении им 60-летнего возраста . То есть, после достижения 65-летнего возраста, муниципальный служащий не имеет права подтверждать свое соответствие замещаемой должности муниципальной службы и подлежит увольнению.

Предельный возраст у гражданского служащего ограничивается 60-тью годами. Государственному «гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше, чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.»

Более того, гражданский служащий «по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового дого-

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

вора на должности, не являющейся должностью гражданской службы».

Следовательно, в государственной гражданской службе можно продолжать занимать должность на более поздний возрастной срок, а, работа на условиях срочного договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы, вероятно, не имеет возрастного ограничения.

Интересен тот факт, что «гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»^], в случаях, предусмотренных соответствующим федеральным законом. Что же касается муниципального служаще-

го, то подобные запреты для него и его семьи отсутствуют .

Отличительные особенности муниципальной службы и государственной гражданской службы можно отметить в структуре реестра муниципальных должностей муниципальной службы, принятом соответствующим субъектом федерации и в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. В качестве примера можно рассмотреть реестр муниципальной службы категории «»В» принятый в Омской области и реестр должностей для территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации , которые максимально близки между собой по иерархии в государственной гражданской и муниципальной структуре.

Таблица 1

Сравнительная таблица реестра должностей государственной гражданской и муниципальной службы

Государственная гражданская служба Муниципальная служба

1.Должности категории «руководители» Глава местной администрации

Главная группа должностей Первый заместитель главы муниципального образования

Руководитель территориального органа* 11-1-2- Первый заместитель главы местной администрации

051 Заместитель главы муниципального

Представитель федерального органа исполни- образования Заместитель главы местной администрации

тельной власти 11-1-2-052 Руководитель аппарата главы муниципального

Уполномоченный федерального органа испол- образования Управляющий делами местной администрации

нительной власти 11-1-2-053 Руководитель аппарата местной администрации

Ведущая группа должностей Глава администрации округа в городе Председатель комитета

Заместитель руководителя территориального Директор департамента Руководитель бюро

органа 11-1-3-054 Начальник управления

Заместитель представителя федерального органа исполнительной власти 11-1-3-055 Заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти 11-1-3-056 Начальник отдела территориального органа 111-3-057 Заместитель начальника отдела территориального органа 11 -1 -3-058 Начальник инспекции

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

Главная должность Заместитель руководителя аппарата главы муниципального образования Первый заместитель главы администрации округа в городе Заместитель главы администрации округа в городе Управляющий делами администрации округа в городе Первый заместитель председателя комитета Первый заместитель директора департамента Первый заместитель руководителя бюро Первый заместитель начальника управления Первый заместитель начальника инспекции Заместитель председателя комитета Заместитель директора департамента Заместитель руководителя бюро Заместитель начальника управления Заместитель начальника инспекции Заместитель управляющего делами местной администрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Должности категории «помощники (советники)» Ведущая группа должностей Помощник руководителя территориального органа 11-2-3-059 Ведущая должность Помощник главы муниципального образования Советник главы муниципального образования Пресс-секретарь главы муниципального образования Начальник управления в составе комитета, департамента, бюро Заместитель начальника управления в составе комитета, департамента, бюро Начальник отдела Заместитель начальника отдела Начальник сектора Помощник главы местной администрации Советник главы местной администрации Помощник первого заместителя главы муниципального образования Советник первого заместителя главы муниципального образования Помощник заместителя главы муниципального образования Советник заместителя главы муниципального образования Помощник первого заместителя главы местной администрации Советник первого заместителя главы местной администрации Помощник заместителя главы местной администрации Советник заместителя главы местной администрации Помощник управляющего делами местной администрации Советник управляющего делами местной администрации Помощник руководителя аппарата местной администрации Советник руководителя аппарата местной администрации Помощник главы администрации округа в городе Советник главы администрации округа в городе Советник Консультант

3. Должности категории «специалисты»

Старшая должность

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

Старшая группа должностей Главный специалист-эксперт 11-3-4-060 Ведущий специалист-эксперт 11-3-4-061 Специалист-эксперт 11-3-4-062 Главный специалист Ведущий специалист

4. Должности категории «обеспечивающие Младшая должность

специалисты» Специалист 1 категории

Старшая группа должностей Специалист 2 категории

Старший специалист 1 разряда 11-4-4-063 Специалист

Старший специалист 2 разряда 11-4-4-064

Старший специалист 3 разряда 11-4-4-065

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда 11-4-5-066

Специалист 2 разряда 11-4-5-067

Специалист 3 разряда 11-4-5-068

Таким образом, государственная гражданская служба представлена широкой стратификацией в категории «специалисты» и «младшая группа», в сравнении с муниципальной службой соответствующего уровня, а в категории «высших и ведущих» должностей присутствует явный дисбаланс в пользу муниципальной службы. Следовательно, вся функционально-организационная нагрузка в государственной гражданской службе ложится на младший персонал, а в муниципальной службе на старший и высший состав. Следует отметить, что всю «черную» или рутинную работу в муниципальных и государственных гражданских службах выполняют так называемые технические работники, выведенные за штат должностей служащих. Возможно, эта категория расширится за счет удаления с государственной гражданской и муниципальной службы младший и средний состав должностей. Тем не менее, экономия бюджетов, которые обеспечивают заработной платой эти службы,

не станет существенна. Значительная часть заработной платы сосредоточена именно в категории высших и главных должностей, которые обеспечиваются значительным, по сравнению с младшим и средним персоналом, коэффициентом надбавки на базовую ставку специалиста.

Государственная гражданская служба и муниципальная служба имеют одинаковые надбавки за стаж и возможность сохранять льготы по стажу при переходе служащего из одной структуры в другую. Чины гражданских служащих имеют соответствующий эквивалент в любых военных, гражданских и специальных государственных службах. Тем не менее, уникальное, которое все же присутствует в государственной гражданской и муниципальной службе, позволит соискателю на соответствующую должность обойти определенные барьеры, препятствующие этому трудоустройству, а также учитывать характерные для этих структур стимулы и мотивацию к труду.

Библиографический список

1. Конституция РФ. Изд-во: Мартин, 2014 .- 64 с.

2. Уголовный Кодекс РФ ст.86 п.1 / Режим доступа:

http://base.garant.ru/10108000/13/#block_10013, свободный.

3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»// Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 -ФЗ (ред. От 30 .03.2015) » О муниципальной службе в

Российской Федерации»]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_177254/?frame=2 //© КонсультантПлюс, 1992-2015,свободный.

5. Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»// Правовая справочно-информационная система «Гарант».

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (с изменениями на 22 декабря 2014 года) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

8. Закон Омской области от 13 ноября 2007 года № 969-03 «О Реестре должностей муниципальной службы в Омской области» (с изменениями на 9 ноября 2012 г.)// Правовая справочно-информационная система «Гарант».

1. Konstituciya RF. Izd-vo: Martin,2014 .-64 s.

2. UgolovnyjKodeks RF st.86 p.1

http://base.garant.rU/10108000/13/#block_10013, svobodnyj.

4. Federal’nyjzakonot 02.03.2007 № 25 -FZ (red. Ot 30 .03.2015) » О municipal’nojsluzhbe v Rossijsko-

jFederacii»/ Rezhimdostupa:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177254/?frame=2 // Konsul’tantPlyus, 1992-

2015,svobodnyj.

5. Federal’nyjzakonot 22 dekabrya 2014 goda № 431-FZ «0 vneseniiizmenenij v

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

THE STATE CIVIC AND MUNICIPAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: GENERAL AND UNIQUE

Eugeny E. Delhikh,

undergraduate, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Сведения об авторе:

Делих Евгений Евгеньевич — магистрант Сибирского института бизнеса и информационных техноло гий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: paladin.deluxee@yandex.ru.

Муниципальная гражданская служба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *