Пребывание иностранного гражданина в РФ

Разбор ситуации по шагам:

  • Сроки
  • Права временно пребывающих в РФ
  • Обязанности временно пребывающих в РФ
  • Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Сроки

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так:

  • срок пребывания определяется сроком действия выданной визы в случае визового въезда в страну;
  • срок пребывания не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся:

  • продление действия визы или срока временного пребывания;
  • выдача новой визы;
  • выдача разрешения на временное проживание;
  • выдача вида на жительство;
  • подача заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание;
  • подача заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ.

Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

  1. иметь в собственности имущество;
  2. наследовать имущество;
  3. самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;
  4. совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;
  5. иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  6. иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);
  7. участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

  1. в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Для большинства иностранных граждан и лиц без гражданства, которым можно приезжать в Россию без визы, установлено ограничение суммарного срока пребывания в России — не более 90 дней подряд, и при этом не более 90 дней из каждых 180 (ст. 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных граж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», далее — «Закон об иностранцах»).

Это новое правило касается только тех иностранных граждан (или лиц без гражданства), которые въехали в РФ без визы, и у которых имеются только паспорта и миграционные карты — но ни патента, ни разрешения на работу, ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство, ни продления срока пребывания Федеральной миграционной службой — нет и не было. У туристов и частных визитёров, для которых в первую очередь предназначена эта справка, обычно так и бывает.

90 из 180 — как считать?Править

Конкретно в ныне действующем законе написано:

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»», который ввёл эту норму, принимали явно в спешке. И приняли весьма сырой, недоработанный закон, который допускает совсем не однозначное толкование.

Под занавес 2015 года приняли ещё одну поправку — Федеральный закон от 30.12.2015 N 466-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»». Постановили, что не только суммарный, но и непрерывный срок пребывания не должен превышать 90 суток. До этого была неоднозначность: можно ли воспользоваться т.н. «экватором», стыком 180-дневных периодов: пробыть, например, 30 дней в конце первого периода, далее без выезда из России — ещё 80 дней в начале второго периода, и в итоге — 110 дней подряд, но в каждом периоде — не более 90 получилось. Теперь так явно нельзя.

Но юридической ясности с правилами счёта дней нет до сих пор.

Так, из текста федерального закона не ясно, для кого и от какой даты начинать отсчёт первого периода в сто восемьдесят суток, и куда его отсчитывать — в прошлое или в будущее? От даты первого въезда в Россию (сколь бы давно это ни было)? От даты выезда? От даты первого в 2014 году въезда? От 1 января 2014 года — даты вступления в силу 389-ФЗ?

Или вообще за любые 180 суток подряд — хоть откуда их считай?

Но уже понятно, какие трактовки миграционного закона — явно неверные:

  • Что можно въехать не раньше, чем через 90 или 180 дней после выезда. Это не так: ограничивается суммарное время пребывания в России, а не интервал между выездом и последующим въездом. Только если после въезда в РФ в 2014 году иностранец пробыл 90 (или почти 90) дней — тогда, действительно, ему нужно ждать примерно 90 дней после выезда, чтобы въехать снова. А если пробыл только 80 дней — можно выехать и хоть сразу же въехать — но только на оставшиеся 10 дней, не больше.
  • Что теперь въезжать в Россию можно только два раза в год. Нет, количество въездов и выездов не регламентируется.
  • Что можно быть 180 дней в году. Нет, 180 дней подряд никак нельзя. Только 90 дней из 180. Дни, проведённые в России, суммируются не за календарный год или полугодие, а именно за 180-дневные периоды.

Период в 180 дней — это просто 180 суток, идущие подряд, независимо от дней недели, месяцев и лет. И ничего более. Не шесть месяцев и не календарное полугодие. Такой период может начаться в одном году, а завершиться в другом. Начало и окончание периода не обязаны совпадать с месяцами или кварталами, и не всегда бывают в одно и то же число месяца.

И первые, и последние неполные сутки, проведённые в России, считаются за полные.

Система миграционного учётаПравить

Система миграционного учёта — это закрытая ведомственная компьютерная сеть с общей сетевой базой данных. Есть мощный центральный сервер этой системы, а к нему подключаются, как клиенты, компьютеры российских пограничников, сотрудников МВД, ФСБ и других госорганов.

Когда любой иностранный гражданин или лицо без гражданства въезжает в Россию через любой пограничный пропускной пункт, или когда выезжает из России — сведения о нём поступают на сервер и сохраняются в этой базе данных. Кто когда въехал, кто когда выехал, сколько дней был в России — всё это сохраняется.

В некоторых международных аэропортах всё это наиболее автоматизировано. Там иностранец подаёт свой загранпаспорт с электронным носителем информации — специальный сканер за секунду её считывает, и компьютер делает запрос к серверу системы, чтобы сверить данные. Если всё в порядке, запрета на въезд нет — автоматически распечатывает миграционную карту, указав в ней срок допустимого пребывания данного иностранца в России. Пограничник ставит штампы в паспорт и миграционную карту, иностранец расписывается на ней — добро пожаловать в Российскую Федерацию. Если же что-то не так — компьютер показывает «красный свет», и пограничник такого иностранца не пропускает.

Но и в наземных погранпунктах, где пассажиры поездов и автобусов заполняют миграционные карты от руки в двух экземплярах и сдают паспорта для проверки — пограничники тоже вводят в компьютер все их данные и проверяют, не закрыт ли кому въезд или выезд.

Также в систему миграционного учёта вносятся данные обо всех выданных и сданных миграционных картах, визах, патентах и разрешениях на работу, разрешениях на временное проживание и видах на жительство, о нарушениях и штрафах иностранцев, о принятых решениях о неразрешении въезда или о нежелательности пребывания в РФ, о выдворении, депортации, реадмиссии. И многие другие сведения.

Любой сотрудник, имеющий доступ к системе, может со своего служебного компьютера посмотреть информацию на любого иностранца — найти её по имени или фамилии, по номеру паспорта или по другим данным.

Можно ли подключиться к системе миграционного учёта? Законным образом постороннему человеку к ней подключиться нельзя. Это — государственная информационная система, содержащая конфиденциальную информацию. На сайте ГУВМ МВД РФ есть проверка действительности разрешений на работу, патентов, приглашений, некоторых других документов, частично — проверка наличия запрета на въезд в Россию конкретных иностранных граждан.

Более подробные сведения о себе из системы миграционного учёта иностранец может получить, только обратившись в орган ГУВМ МВД в России или представительство ГУВМ МВД за рубежом (есть такие представительства при некоторых посольствах и консульствах РФ). Он имеет на это право в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон об учёте). Или это может делать другой человек по доверенности от этого иностранца, действующей на территории России и дающей право подавать такие запросы и получать такие сведения. Просто так их получить по закону нельзя.

Исключения из правилПравить

Для граждан некоторых государств меж­ду­на­род­ным до­го­во­ром пре­ду­смот­рен дру­гой по­ря­док.

Для граждан Белоруссии и Казахстана возможно не ограниченное по времени пребывание в России. На них правило «90 дней из 180» не распространяется — т.к. есть международное соглашение, которое имеет большую силу, чем национальный закон. Подробнее см. .

Граждане Сербии и Кубы могут без визы пробыть в России не более 90 дней из 180, но при этом — не более 30 дней подряд. Таков совместный эффект действующего Закона об иностранцах и двусторонних межправительственных соглашений.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся аспектов пребывания и работы в России иностранных граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции. По мнению члена экспертного совета, руководителя аналитического центра Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция» (МАТМ), эксперта подкомитета по вопросам трудовой миграции Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности Евгения Володина, у иностранных граждан не всегда складывается комплексное понимание особенностей положений миграционного законодательства в условиях действия ограничений, введенных Правительством России в связи с пандемией коронавируса.

Специфика пребывания иностранцев на территории России на текущий момент регламентируется, в первую очередь, Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Так, в соответствии с упомянутым выше Указом в случае, если в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года у иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, истекает срок действия постановки на учет по месту пребывания, регистрации по месту жительства, визы, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации, такой срок будет продлен на 185 календарных дней с даты окончания соответствующего документа.

Вместе с тем, предусмотренные Указом послабления не распространяются на обязанность иностранных граждан вставать на учет по месту пребывания. Таким образом, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до и после «закрытия границ», должны в установленные законом сроки быть поставлены на учет по месту пребывания. Аналогичная обязанность сохраняется за иностранцами также в случае смены места их пребывания (переезда на новое место фактического проживания в пределах территории Российской Федерации), если такая смена произошла после 15 марта.

Отсутствие документов, подтверждающих факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания («регистрации»), будет рассматриваться МВД России уже как административное правонарушение.

Отдельно необходимо отметить, что виза иностранного гражданина, срок действия которой истек в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, является действительной в течение 185 дней с даты окончания срока ее действия, указанного в данной визе, в том числе для выезда из Российской Федерации без необходимости оформления транзитной визы с кодом «ТР1». Такой же подход применяется и в отношении срока временного пребывания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации о краткосрочных безвизовых поездах для отдельных категорий граждан.

При этом продление виз иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, срок действия которых истекает в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, при наличии законных оснований для такого продления в настоящее время проводится ответственными подразделениями МВД по вопросам миграции в штатном режиме. Визовую анкету следует подавать в подразделения по вопросам миграции не позднее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока действия ранее полученной визы.

Важно также понимать, что льготный порядок привлечения иностранных работников, предусмотренный Указом, действовавший в период с 15 марта по 15 июня, более не применяется. В настоящее время иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в любом случае обязаны получать предусмотренные законом разрешительные документы.

Ранее выданные разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, находящимися на территории России, подлежат продлению в обычном порядке при наличии оснований для их продления и соблюдении срока подачи соответствующих заявлений.

Следует отметить, что на сегодняшней день возможность приглашения иностранных граждан с деловой и рабочей целями у российских компаний по-прежнему остается ограниченной.

Распоряжением Правительства России от 16.03.2020 г. № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» предусматривается право въезда на территорию России иностранных граждан, участвующих в проведении наладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства или привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, указанных в списке, направленном в ФСБ России и МВД России профильным федеральным органом исполнительной власти.

В случае если у заинтересованных представителей бизнес-сообщества имеется необходимость задать конкретные практические вопросы в сфере трудовой миграции, такая возможность предусмотрена на совместном Информационно-консультационном ресурсе МАТМ и ТПП РФ «Трудовая миграция в период пандемии и после» по ссылке http://ialm.ru/tm2020/tmvo/.

В целях организации эффективного консульского обслуживания российских граждан, защиты их прав и охраняемых законом интересов за пределами Российской Федерации российскими консульскими учреждениями ведётся учёт постоянно проживающих и временно пребывающих в соответствующих консульских округах граждан Российской Федерации. Данная процедура, основанная на прямом обращении граждан в консульское учреждение, не является обязательной, однако позволяет решать определённые вопросы, не выезжая в Россию (участие в выборах и референдумах, оформление паспортов, регистрация актов гражданского состояния и другие).

В этой связи Генеральное консульство России в Хьюстоне в рамках своего консульского округа осуществляет работу на следующих направлениях:

  • Постановка на консульский учёт:
  • Учёт прибывших из другого консульского округа;
  • Учёт усыновленных российских граждан;
  • Снятие с консульского учёта;
  • Учёт временно находящихся за границей.

Граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.

Снятие с регистрационного учёта в России оформляется соответствующим органом внутренних дел путём проставления в паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации («внутренний паспорт»), отметки в виде штампа «Снят с регистрационного учёта». В некоторых случаях выдаётся «Адресный листок убытия» (Форма 7) к паспорту с пометкой о выезде за границу.

В паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации («загранпаспорт»), органами внутренних дел производится отметка «Для проживания за границей» (или «Выезд на постоянное жительство»), которая скрепляется подписью сотрудника паспортно-визовой службы и печатью.

Граждане Российской Федерации считаются временно пребывающими за границей, если они не сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации. К этой категории относятся граждане, находящиеся в служебной командировке, и граждане, временно находящиеся за границей в частной поездке (учёба, лечение, работа по контракту, туризм, предпринимательская деятельность, посещение родственников и знакомых и другие частные дела).

Минюст приступил к разработке законопроекта о внесении изменений в ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, который предусматривает передачу функций по принятию решения о нежелательности пребывания в России иностранного гражданина или лица без гражданства от Минюста к ФСИН России. Одновременно разрабатывается проект Указа Президента РФ о внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний и проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В пояснительной записке напоминается: положениями ч. 4 ст. 25.10 Закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ регламентировано, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории страны, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности.

При этом, по действующему законодательству, решение о нежелательности пребывания в России иностранца, находящегося в местах лишения свободы, принимает федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами юстиции, а решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, принимает ФСИН России.

«Таким образом, в отношении одной и той же категории граждан предполагается вынесение решения как о неразрешении въезда, так и о нежелательности», – указал Минюст. Кроме того, подготовку материалов о нежелательности в отношении указанных лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России осуществляет ФСИН.

По мнению авторов поправок, их принятие позволит оптимизировать процесс подготовки указанных материалов и принятия решений о нежелательности пребывания в России иностранных граждан.

Заместитель руководителя тверского филиала Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев пояснил, что в настоящее время ФСИН в отношении иностранных граждан, отбывающих наказания в местах лишения свободы на территории РФ, руководствуется Инструкцией «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы». Данной инструкцией предусмотрена возможность по результатам рассмотрения запроса ФСИН возврата Минюстом РФ документов для дополнительной проверки и доработки.

По мнению Антона Алексеева, при передаче функций по принятию решений о нежелательности пребывания иностранца в России к ФСИН, с одной стороны, упростится процедура принятия таких решений, поскольку она будет в ведении одного государственного органа. С другой стороны, дополнительный контроль за действиями ФСИН в этой области может снизиться. «В целом предлагаемая Минюстом РФ инициатива передачи части своих функций другому ведомству больше представляется перераспределением полномочий и продиктована рациональностью», – заключил Антон Алексеев.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что законопроект будет касаться только тех иностранных граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы или имеют непогашенную судимость на территории России. По ее мнению, учитывая, что подготовку материалов, необходимых для принятия Минюстом решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ, осуществляет ФСИН, предложение законопроекта передать ведомству полномочия по принятию решений Службе исполнения наказаний является верным.

Анна Минушкина обратила внимание, что, как правило, Минюст принимает решение о нежелательности пребывания в отношении всех иностранных граждан, которые совершили умышленное преступление, в том числе преступление небольшой или средней тяжести. «Учитывая, что ФСИН является наиболее приближенным к таким категориям лиц органом, это позволит при принятии решений в наибольшей степени учитывать все обстоятельства дела: характеристику, наличие близких родственников – граждан РФ, наличие иной связи с РФ, длительность проживания в России и т.д.», – считает эксперт.

Пребывание иностранного гражданина в РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *