Школьный фельдшер

Красночикойскую школу без Натальи Сергеевны Нагаевой представить практи-чески невозможно. Девятнадцать лет фельдшер «ведёт» чикойских учеников. «Можно ска-зать, что дети со свои-ми болячками растут у меня на глазах», — говорит сама медра-ботник. Да, сейчас школа для Натальи Сергеевны — второй дом, не просто место работы, а место лю-бимой работы. А когда-то всё начиналось и без особого стремления.

После одиннадцати классов было желание стать педагогом, но немного не хватило баллов, и про учёбу в педагогическом университете пришлось забыть. Вместо этого вчерашняя школьница пошла работать, а работу выбрала для себя не из лёгких — санитарочкой в поликлинике центральной районной больницы. Общительная, открытая, сопереживающая, она сумела реализовать себя в работе, почувствовать «вкус» медицины. А здесь ещё и старшие товарищи агитировали стать полноправной коллегой. Врачи Турчины, которые тогда работали в ЦРБ, фигурально выражаясь, соблазнили девчонку медициной. И в августе Наташа поступила в Петровск-Забайкальское медицинское училище на фельдшерское отделение.

Сначала учёба шла туго: анатомия, гистология, гигиена. «Зачем мне это?» — думала девушка. Всё чужое, непонятное. На втором курсе и вовсе хотела всё бросить, да стыдно было перед родителями, не хотелось выглядеть легкомысленной вертушкой и бросать дело на полдороге. Доучилась. Получив диплом, вернулась в Красночикойскую ЦРБ — даже недели не отдохнула.

«Места фельдшеров были в трёх сёлах, но мама, она тоже работала в больнице, упросила администрацию меня не отправлять в деревню. «Как же она такая молоденькая одна будет?» И меня временно, на время декретного отпуска медсестры, определили в детское отделение. А где-то через полгода вызывает меня заместитель главного врача Галина Степановна Малышева и говорит: «В школе место фельдшера освободилось. Зачем тебе терять квалификацию, и работать будешь самостоятельно». Я согласилась», — вспоминает Наталья Сергеевна.

Родная школа встретила приветливо, ведь именно отсюда спортсменка и активистка, участница агитбригады ушла в большую жизнь. Теперь вернулась специалистом возвращать добро, когда-то полученное в ученические годы.

Пришла в школу в августе. Подготовка кабинета, знакомство с документацией, а с 1 сентября начался первый учебный год в роли школьного фельдшера. Теперь за плечами почти не один десяток лет. Пришёл опыт, доскональное знание обязанностей, уверенность в своих силах и главное — понимание того, что профессия была выбрана правильно.

Со своими проблемами, болячками и ученики, и учителя, и работники школы идут в кабинет фельдшера. Обстановка там, надо отметить, всегда позитивная, такая же, как и хозяйка. Улыбнётся, посочувствует, скажет: «Сейчас полечимся, и всё будет хорошо», и это действительно помогает.

Обязанностей у школьного фельдшера много. Медосмотры детей, диспансеризация, профилактические прививки, контроль за санитарным состоянием школы, школьной столовой, территории вокруг образовательного учреждения, санитарно-гигиенические мероприятия во время роста эпидемических заболеваний (гриппа и др.). Наблюдение за диспансерными больными, ведение учётной документации, проведение санитарно-просветительской работы (классные часы) и т.д.

Важной составляющей частью работы фельдшера является приём учащихся, а их в школе 542. Надо осмотреть, диагностировать, оказать помощь, если школьная аптечка позволяет, или направить в детскую поли-клинику. По-разному бывает.

Как и в любой школе, а не только в «Ералаше», ученики порой хотят отлынить от уроков и приходят к фельдшеру. Вот здесь-то и про-является педагогический талант Натальи Сергеевны. «Они такие жалобы придумывают, у хроников таких не бывает, жалуются, кривля-ются. Сначала поддакиваю, а потом спра-шиваю: «У тебя, наверное, сегодня контрольная работа по физике или по химии, да? Вот если бы сразу честно сказал, я бы тебе помогла, но врать нехорошо. Поэтому иди-ка ты учись». Кто обижается, у кого здоровое чувство юмора — смеются и идут на уроки», — рассказывает про борьбу с симулянтами медработник. У неё и без них забот хватает, в школе 47 детей, состоящих на диспансерном учёте, семь инвалидов. За ними нужен постоянный контроль. А ещё текучка. Школа большая, и случаи разные бывают: ушибы, растяжения, головная боль, помощь реально нуждающимся. Обращаются к фельдшеру и взрослые. Однажды техническому работнику, моющему окна, упало на руку стекло и разрезало руку. Рана была опасная, и Наталье Сергеевне пришлось оперативно реагировать — оказывать медицинскую помощь. «А вот с детьми, сколько работаю, слава богу, ничего по-настоящему опасного не происходило. Благо, техника безопасности в Красночикойской СОШ соблюдается», — говорит Н.С. Нагаева.

За столько лет работы Наталья Сергеевна стала в школе своей, плавно на неё легли обязанности по организации медосмотра учи-телей, их санитарные книжки, хотя как будто это не её дело. По этому поводу фельдшер говорит следующее: «Я здесь работаю, я отвечаю за санитарное состояние школы, и мне сподручнее этим заниматься». Фельдшер не отказывает в помощи работникам школы: кому давление измерит, кому укол поставит. На всех у неё хватает душевного тепла и милосердия.

На посту фельдшер не только в учебное время. Детский лагерь «Лидер», государствен-ная итоговая аттестация в девятых и одиннадцатых классах, общешкольные походы и Дни здоровья. Медработник всегда в строю и всегда в готовности прийти на помощь. «Я люблю свою работу, мне нравится работать с детьми», — констатирует Наталья Сергеевна.

Главным в своей работе Н.С. Нагаева считает профилактику. «В образовательном учреждении очень важно заниматься профилактикой, не только рассказывать и учить, как вести себя во время всплеска каких-либо заболеваний (простудные, педикулёз, чесотка и т.д.), но и проводить специфическую профилактику, включая прививки. Всем известно, что легче заболевание предотвратить, чем потом исправлять последствия», — говорит она.

А ещё Наталья Сергеевна добрая жена, умелая хозяйка дома, которая заботится о престарелой маме и троих детях, верный друг и добрый человек, который умеет дарить людям тепло своей души.

Каковы должностные обязанности медработника в школе?

Уточнение функциональных обязанностей медицинских работников образовательных учреждений проводилось только один раз. В приказе Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 № 885/143 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» была помещена Инструкция о работе медицинского персонала общеобразовательных школ. Именно эти документы в настоящее время определяют содержание деятельности медицинских работников образовательных учреждений.
Медицинская сестра образовательного учреждения обязана:
— оказывать помощь врачу в проведении медицинских осмотров школьников и в реализации всех, назначенных в результате медицинского осмотра, мероприятий (подготовлять медицинские карты школьников и заполнять общую часть карт; записывать анамнез учащихся, жалобы, сведения о перенесенных заболеваниях, о прививках, проводить антропометрические измерения, биопробы, определять остроту зрения и слуха и вносить их результаты в медицинскую карту школьника — форму N 26; давать направления, по указанию врача школы, в лечебно-профилактические учреждения для проведения дополнительных лабораторных исследований, для консультации с врачами-специалистами, для проведения лечебной физкультуры, а также получать заключение от них);
— вести медицинскую учетно-отчетную документацию. Доводить до сведения учителей результаты медицинских осмотров с рекомендациями врачей-специалистов.
— контролировать организацию рационального режима дня и питания, гигиенические условия обучения и воспитания учащихся, организацию трудового воспитания (проводить ежедневный обход школьных помещений, обращая особое внимание на санитарное содержание классов, учебных кабинетов, мест занятий физкультурой, мастерских, состояние искусственной освещенности, температурного режима, организацию проветривания, соблюдение продолжительности перемен и перерывов между сменами, на расстановку парт (столов) в классах и станков в мастерских и т.д.).
— осуществлять контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытья посуды, а также за соблюдением сроков реализации продуктов и готовой пищи; проводить ежедневный осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, ожогов и микротравм, отмечая результаты осмотра в специальном журнале; контролировать прохождение обязательных медицинских осмотров персоналом пищеблока.
— периодически посещать занятия по физическому воспитанию в целях осуществления контроля за выполнением школьниками правил личной гигиены (соответствием костюма, обуви и т.д.); проверять выполнение указаний врача о распределении учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физической культуры, ставить об этом в известность преподавателя и врача; определять плотность урока.
— проводить работу по профилактике травматизма (в т.ч. спортивного), учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм.
— консультировать педагогических работников по вопросам маркировки парт и рассаживания детей за партами в соответствии с ростом, зрением и слухом, и в дальнейшем контролировать правильность их рассаживания.
— приглашать к врачу школы учащихся, нуждающихся в повторных осмотрах и лечении, контролировать посещение школьниками врачей-специалистов лечебных учреждений.
— организовывать и проводить профилактические осмотры учащихся после каникул и других случаев длительного отсутствия их на занятиях.
— проводить после осмотра врача и под его контролем профилактические прививки учащимся, предварительно оповещая об этом родителей, вести их учет, а также учет и изоляцию заболевших школьников; проводить осмотры, термометрию и прочие мероприятия в отношении контактировавших с инфекционными больными детей, сообщать врачу и директору школы, в детскую поликлинику и санэпидстанцию о каждом случае инфекционного заболевания.
— контролировать проведение политехнического обучения учащихся, самообслуживание, а также внеучебные дополнительные занятия в группах продленного дня.
— проводить совместно с врачом амбулаторный прием учащихся, организовывать обследование учащихся на гельминты и под руководством врача проводить дегельминтизацию.
— осуществлять контроль за своевременным и полным прохождением персоналом образовательного учреждения обязательных медицинских профилактических осмотров.
— проводить с учениками занятия в санитарных кружках, осуществлять подготовку классных и общешкольных санитарных постов, принимать участие в соревнованиях санитарных постов.
— вести учет и хранение медицинского инвентаря и медикаментов и прививочного материала, следить за своевременным их пополнением, нести ответственность за сохранность оборудования врачебного кабинета, медицинского инвентаря и медикаментов.
Медицинская сестра имеет право:
— сообщать врачу и руководителю образовательного учреждения о выявленных недочетах;
— выдавать справки о перенесенных инфекционных заболеваниях и проведенных прививках учащимся, отъезжающим в оздоровительные лагеря.

Школьный фельдшер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *