Владимир Владимирович дмитриев Москва

Дмитриев Владимир Владимирович (1900–1948) – художник театра, живописец. Прошел режиссерскую школу у В.Э. Мейерхольда, учился живописи у К.С. Петрова-Водкина. Со своего театрального дебюта в 1918 г. и на протяжении 1920-х гг., В.В. Дмитриев плодотворно работал, всегда предлагая острые, неожиданные сценические решения. К началу 1930-х гг. он уже оформил немало ярких драматических и музыкальных постановок в ленинградских театрах.
С аналитическим методом филоновской школы Дмитриев познакомился во время работы коллектива МАИ в Доме печати. В 1931 г. пригласил Т.Н. Глебову участвовать в оформлении оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Ленинградском Малом театре оперы и балета. В своей работе Глебова использовала «аналитический метод» построения картины. Критика неоднозначно оценила новую постановку, обращая внимание на несоответствие содержания оперы и сценографии.
В.В. Дмитриев был частым гостем дома Алисы Порет и Татьяны Глебовой. Герой нескольких живописных полотен Т.Н. Глебовой
Из дневника Павла Филонова.
По предложению т. Глебовой ходил с дочкй в Михайловский смотреть «Мейстерзингеры» в постановке тт. Глебовой и Дмитриева. В антракте познакомился с Дмитриевым. Эту постановку можно отнести к левой части изофронта, хотя художники исходили из основ аналитического искусства. Их проекты значительно урезаны дирекцией театра – это повредило постановке, кроме того им пришлось торопиться. Но и при учете слабых мест постановки – постановка крепкая, а в последнем действии сконцентрирована замечательная, еще небывалая сила
В этом действии, где задником является гигантская панорама Нюрнберга, написанная по принципам сделанной картины, художникам удалось достигнуть почти одинаковой степени напряжения цвета и формы в костюмах и в декорациях и тем создать динамическое единство того и другого.
Именно эта увязка и динамическая напряженность не удаются никому из постановщиков.
Мих. Глух. Вагнер в Малом оперном:
Художники Дмитриев и Глебова не только не пытались преодолеть статичность, заложенную в музыке, но, наоборот, усугубили ее неудачным, условно-декоративным оформлением. Художники пошли по стопам буржуазно-художественной культуры. На сцене развешаны красочные полотна, панно, скорее уместные для музея, чем для оперы Вагнера…
Из воспоминаний Марии Юдиной:
Татьяна Николаевна Глебова ведь музыкант, она играла на скрипке, обожала орган и дружила с Исаей Александровичем Браудо; поэтому так изумительна и была ее постановка (декорации и костюмы, 1932 г. – прим. автора) «Нюренбергских мастеров пения» Вагнера в Ленинграде, в Малом оперном театре (увы, шла она недолго — столь частая участь самого прекрасного!!). 12 мая 1932 года: Филонов П.Н. Дневники, 1930–1939 гг. / вступ. ст. Е. Ковтуна. СПб., 2000. С. 146 На премьере «Мейстерзингеров» // Красная газета, веч. Вып. 1932. 11 мая: Филонов П.Н. Дневники, 1930–1939 гг. / вступ. ст. Е. Ковтуна. СПб., 2000. С. 512 Юдина М.В. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С. 271

В 1930-х сотрудничал с такими известными балетмейстерами, как В. Вайнонен, для которого оформил балеты «Пламя Парижа» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1932 и ГАБТ, 1934 и 1947), «Партизанские дни» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1937), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (ГАБТ, 1939), и Р. Захаров — для него Дмитриев оформил балет «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1936). В этих работах художник участвовал не только как сценограф, но и как соавтор либретто балетов «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».

Начиная с 1927 в содружестве с режиссером Н. Смоличем и дирижером С. Самосудом на сцене Ленинградского Малого оперного театра работал над оперными спектаклями «Прыжок через тень» Э. Кшенека (1927), «Джонни» Э. Кшенека (1928), «Нос» Д. Д. Шостаковича (1930), «Кармен» Ж. Бизе (1933), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1934, параллельно работал над спектаклем «Катерина Измайлова» в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, реж. Немирович-Данченко), «Именины» Б. Желобовского (1935). Вместе с Н. Смоличем работал над оперными спектаклями и в других театрах: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (ГАБТ, 1931 и ГАТОБ, 1935), «Гугеноты» Д. Мейербера (ГАТОБ, 1935), «Кармен» Ж. Бизе (Зеленый театр ЦПКиО им. М. Горького в Москве, 1935 и ГАБТ, 1936), «Тихий Дон» И. Дзержинского в Харьковском государственном академическом театре оперы и балета (1936), «Тарас Бульба» Н. Лысенко и «Отелло» Дж. Верди в Киевском государственном академическом театре оперы и балета (1939 и 1941).

В 1938 переехал в Москву и фактически стал главным художником МХАТа (официально был утвержден в этой должности в 1941 и занимал ее по 1948).

Помимо МХАТа работал в Театре им. Евг. Вахтангова в Москве: «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» М. Горького (1932 и 1933), «Человек с ружьем» Н. Погодина (1937), «Я — сын трудового народа» В. Катаева (1938), «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и Б. Эрдмана (1940), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1941), «Гроза» А. Н. Островского (1944), «Последний день» В. Шкваркина (1945), «Дорога победы» В. Соловьева (1946), «Накануне» по И. С. Тургеневу (1948); в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина: спектакли «Петр I» А. Н. Толстого (1935), «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу (1941), «На дне» М. Горького (1944); в московском Театре Революции и ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького: «Бесприданница» А. Н. Островского (1940 и 1948); в Театре им. М. Ермоловой в Москве: «Бешеные деньги» А. Н. Островского (1945); в ленинградском государственном театре оперы и балета: опера «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1945); в Большом театре: опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1944) и др. В 1946 работал над оформлением спектакля «Униженные и оскорбленные» по роману Ф. М. Достоевского. Премьера спектакля, осуществленного режиссером Г. Товстоноговым, состоялась в 1956 на сцене ленинградского Театра им. Ленинского комсомола.

В 1946 создал декорации к постановке оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева на сцене ленинградского Малого оперного театра, где началось творческое содружество художника с молодым режиссером Б. Покровским, которое получило продолжение в постановках Большого театра: опер «Бэлла» А. Александрова (1946), «Вражья сила» А. Серова (1947), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948).

Дмитриев известен в основном как художник театра. Оформил около 150 драматических, оперных и балетных спектаклей в театрах СССР и опубликовал множество статей о них. В театральных работах 1920-х ощущалось влияние экспрессионизма и конструктивизма. В начале 1930-х в творчестве мастера произошло утверждение реалистических тенденций. Стремился к воссозданию на сцене образа места действия в виде исторически конкретной, стилистически и бытово достоверной картины жизни. Художественными средствами создавал эмоциональную среду жизни героев спектакля, являясь художником театра психологического реализма. Выставки работ Дмитриева проходили в Москве в 1954 и в 1976.

Владимир Владимирович дмитриев Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *