Президент в системе разделения властей

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

I ВАРИАНТ

1.Идея реинкарнации принадлежит:

А) древнеиндийской философии Б) древнекитайской

В) древнегреческой Г) древнерусской

2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

А) следование строгому порядку, соблюдение этикета

Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным

В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей

1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

А) социология Б)философия В) биология Г) история

5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

А) изучение только объективных связей явлений материального мира

Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления

В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов

Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи

6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал:

А) Фома Аквинский Б) Августин Блаженный В) У.Оккам Г) Илларион

7. Соотнести:

А) создал теорию общественного договора

Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную

В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег

1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор

8. У истоков социологии как науки стоят:

А) Г. Спенсер Б) А. Смит В) К. Маркс Г) О.Конт Д) В. Ленин

9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?

А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм

10. Древнейшим философским памятником являются:

А) Библия Б) Коран В) труды Конфуция Г) Веды

11. Верно ли суждение?

А, Теория ОЭФ на первый план выдвигает самобытность истории каждого народа.

Б, Исходит из единства исторического процесса для всех народов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны Аи Б 4) оба неверны

II ВАРИАНТ

1. Атеистической религией называют:

А) конфуцианство Б) зороастризм В) буддизм Г) даосизм

2. Соотнести название науки и ее предмет:

А) наука о бытии Б) учение о познании В) наука о законах красоты

Г) наука о морали Д) учение о сущности и природе человека

1) этика 2) гносеология 3) онтология 4) философская антропология 5) эстетика

3. Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

А) представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью

Б) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

В) допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

Г) для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь

4. Наука об обществе как системе – это:

А) история Б) политология В) социология Г) биология

5. Утверждение, что человек – главное творение Бога, является постулатом:

А) древневосточной философии Б) античной философии

В) средневековой философии Г) мифологии

6. Соотнести высказывание и имя его автора.

А) первоначальное состояние человека было «война всех против всех»

Б) государство – большая семья, а правитель «отец и мать народа»

В) «Знание – сила», а приобретение нового знания связано с опытом, а не с опорой на авторитет Писания

Г) суверенный государь выше права и морали

1)Р.Бэкон 2) Томас Гоббс 3) Макиавелли 4) Конфуций

7. А.Смиту не принадлежит:

А) теория разделения властей Б) теория стоимости

В) утверждение, что труд – источник богатства

В) создание классической экономической теории

8. Идея о том, что система общественных отношений определяется отношениями собственности, принадлежит:

А) В. Ленину Б) К. Марксу В) Бернштейну Г) А. Смиту

9. Социалисты-утописты

А) критиковали капитализм и призывали к революции

Б) верили в возможность создания нового общества без революционных потрясений

В) создали революционную партию

Г) считали движущей силой истории классовую борьбу

10. Развитие и смена ОЭФ определяется:

А) развитие знаний Б) неизбежность смены ОЭФ

В) классовая борьба Г) случайными факторами

11. Верно ли суждение?

А. Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.

Б, Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны Аи Б 4) оба неверны

Ключ:

ИСПОЛНЯЕТСЯ пять лет Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

Договор действует строго на основе и в рамках Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Договор и являющиеся его неотъемлемой частью Соглашения предусматривают разграничения предметов ведения органов государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в соответствии с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральными законами.

Первостепенным является положение об обеспечении соответствия Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, в том числе с использованием согласительных процедур. Исходя из взаимного интереса и необходимости межрегиональной координации, включая регулирование федеральными правовыми актами, учитывая географические, экономические, национальные и иные особенности Республики Саха (Якутия), были конкретизированы предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Для реализации положений Договора в соответствии со статьей 6 и в целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, было заключено за подписями председателя правительства Российской Федерации и председателя правительства Республики Саха (Якутия) пятнадцать Соглашений по отдельным предметам совместного ведения. Во всех этих Соглашениях в специальных статьях оговорено, что Соглашение «заключается сроком на пять лет и автоматически продляется на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит путем письменного уведомления другой стороне за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить действие настоящего Соглашения».

Будучи председателем правительства Российской Федерации, В.Путин своим распоряжением от 19.10.99 заблаговременно утвердил правительственную комиссию под руководством первого заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам реализации Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года, а также по пролонгации Соглашений между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Данная комиссия провела значительную организаторскую работу. Под ее началом заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в октябре-декабре 1999 г. выработаны согласованные предложения по пролонгации 14 (четырнадцати) из 15 (пятнадцати) Соглашений, заключенных между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) в 1995 году, подписаны соответствующие протоколы.

При этом речь не идет о внесении изменений и дополнений в тексты Соглашений содержательного характера, внесение которых регламентируется новым Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.

В согласованных с федеральными министерствами и ведомствами протоколах достигнуто общее решение о приведении отдельных формулировок Соглашений в соответствие с принятыми после 1995 года федеральными законами. Действующие Договор и Соглашения не противоречат, а наоборот, вписываются в положение пункта 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.

Республика Саха (Якутия) старается применять цивилизованный механизм в укреплении конституционной модели федеративных отношений и реализации договорного права субъектов Российской Федерации. От благотворного влияния Договора и Соглашений по разграничению полномочий по отдельным предметам совместного ведения республики с федеральным Центром выигрывают не только коренные народы Крайнего Севера, но и представители всех других народов, населяющих республику. Большинство многонационального народа Республики Саха (Якутия), кстати, является русскоязычным.

И тщетно пытаются некоторые «доброхоты» искать сепаратистские тенденции в нашей республике.

Споры и разногласия по осуществлению полномочий по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Саха (Якутия) могут иметь место. Договор предусматривает разрешение подобных случаев цивилизованным путем — путем использования согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры разрешаются в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Но такого явления на практике не было. По одному из 15 Соглашений федеральное министерство высказало предложение не продлевать его в прежнем виде. Однако вместо Соглашения «О разграничении полномочий в области бюджетных отношений» проработано новое Соглашение «О мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Саха (Якутия)», которое подписано со стороны правительства Якутии.

Совершенствование федеративных отношений, без сомнения, способствует укреплению российской государственности, урегулированию различных сторон национальной политики. В этих вопросах ни унитаристский, ни силовой подходы не принесут положительных результатов, не помогут сохранению единства и целостности Российской Федерации. Дальнейшее развитие конституционно-договорных отношений между федеральным Центром и регионами полностью соответствует требованиям Основного закона страны.

Мы признательны руководителям федеральных структур власти, которые конструктивно и с соучастием воспринимают проблемы далекой северной республики. Без практической помощи федеральных структур невозможно было бы осуществлять государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, определять правовой статус северных и арктических территорий, обеспечивать досрочный завоз топлива, продовольствия, создавать необходимый сезонный и межнавигационный их запас. Именно в оперативном решении прежде всего подобных жизнеобеспечивающих вопросов на деле проявляется действие существующих Соглашений. Хорошей практикой становится проведение совместных заседаний правительства Республики Саха (Якутия) с коллегиями федеральных министерств по обсуждению предметов совместного ведения. Буквально на днях в Якутске и других населенных пунктах республики побывала коллегия Министерства образования Российской Федерации во главе с министром В.Филипповым.

Ровно пять лет минуло со дня подписания в Кремле руководителями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Договора и Соглашений между правительством Российской Федерации и правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения. Никаких письменных уведомлений о прекращении действия Соглашений нет. Иного подхода мы и не ждали.

Реальные возможности для совершенствования конституционно-договорных отношений субъекта с федеральным Центром дает новый пятилетний период в начале тысячелетия. Мы и впредь будем твердо следовать по этому пути развития.

Разделение властей было «открыто” англичанином Локком и французским философом Монтескье в XVII-XVIII веках. Они говорили о том, что власть всегда порождает злоупотребления, поскольку все правители хотят сосредоточить ее в своих руках. Поэтому они предложили разделить государственный механизм на несколько «ветвей”. В этом случае в государстве возникает несколько центров, которые контролируют друг друга и никому не позволяют захватить всю власть целиком.

Это не значит, что они независимы друг от друга, и что государство делится на три части, которые никак не связаны между собой. Нет, государство и государственная власть едины, но его органы имеют разные задачи и могут действовать только в установленных для них границах.

С разделением властей связано правило «сдержек и противовесов”, которое означает, что государственный аппарат строится так, чтобы каждая из ветвей власти уравновешивала две другие и не позволяла им расширять свои полномочия. Так, например, Президент может, в некоторых случаях распустить Государственную Думу, а она может начать процесс отрешения его от должности, в просторечии именуемый «импичментом”, если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление. Т.е. можно сказать, что Дума и Президент сдерживают и уравновешивают друг друга.

Точно также суды могут признавать недействительными указы Президента РФ, если они противоречат федеральному закону или Конституции РФ, но в то же время Президент РФ назначает судей всех судов, кроме высших.

Совет. У разделения властей есть большое практическое значение. Распространенное мнение о том, что спорить с государством, а тем более судиться с ним бесполезно, родилось в те времена, когда все государственные органы дружно работали под единым руководством и проводили в жизнь линию партии. Сегодня ситуация изменилась, и каждая ветвь власти и даже каждый государственный орган руководствуются собственными целями.

Они уже не защищают, во что бы то ни стало, интересы друг друга, напротив, между ними все время возникают споры, в том числе и судебные. Поэтому, не добившись своего в одном органе, гражданин может обратиться в другой и получить там поддержку. Но для того, чтобы умело пользоваться принципом разделения властей в своих интересах, нужно разбираться в устройстве государственного аппарата.

Ст. ст. 111, 117 Конституции РФ

Ст. 93 Конституции РФ

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм. П. р. в. нельзя абсолютизировать. В различных государствах конституционное регулирование П. р. в. отличается существенным своеобразием. Благодаря П. р. в. в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или органа. Тем самым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Президент в системе разделения властей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *