Евгений Леонидович улан удэ

Точнее, познакомилась я с ней самостоятельно и лично (дело было до карантина). Ибо когда посмотрела трансляцию, не смогла удержаться от того, чтобы не побывать в «санктум санкторум» и не лицезреть своими глазами, как молодой мастер создает свои шедевры.

…Немногие знают, что под крышей деревянного здания по улице Красногвардейская Улан-Удэ есть православный храм Архистратига Божия Михаила, внутри которого и находится мастерская. Дверь отворяет ее хозяйка — 27-летняя Мария Васильева.

Образование строгого режима

— Я родилась в городе Чебоксары Чувашской Республики, прожила там все детство и часть отрочества, — начала она свой рассказ…

…Азы непростого искусства Мария осваивала и дома, под патронажем местной мастерицы. И едва окончила 11 классов, уже знала, что будет поступать в иконописную школу Тобольской православной духовной семинарии. А через месяц после того как поступила, засомневалась, сможет ли учиться тут.

Духовное учебное заведение оказалось закрытого типа — наподобие военного училища или пансиона благородных девиц. Пять лет его воспитанницы общались с одними и теми же людьми. Могли и с другими, если было с кем — в чужом-то городе. Однако местные жители сторонились строго одетых девочек-подростков— в платках и длинных юбках. Каникулы у них длились всего месяц летом и неделю зимой и разрешались только тому, у кого не было плохих оценок.

— Нас поступило 10 человек, а выпустилось 4. Те, кто плохо учились, просто отчислялись. Само же отделение создавалось и для того, чтобы у семинаристов, обучающихся на священников, имелись потенциальные жены, а у семинаристок — мужья. Некоторые даже поступали с этой целью.

Распорядок дня был суровым — впрочем, как и образ жизни. В 7.00 — подъем. Учениц будили классные дамы, которые круглосуточно следили за ними. Около часа отводилось на то, чтобы умыться и одеться (делать макияж и маникюр запрещалось). В 8.00 — молитва. Для нее требовалось перейти из своего здания в соседнее. Затем — завтрак и пары. На младших курсах больше изучалась теория, нежели практика. Но на всех преподавались преимущественно богословские дисциплины — катехизис, литургика, реставрация, иконописание, библейская история, церковно-славянский язык. После — обед и свободное время, провести которое разрешалось по собственному усмотрению, но в рамках дозволенного — поспать, погулять, поработать. С 17.00 — снова занятия, правда, сокращенные. В 20.00 — ужин, а в 23.00 — отбой. За час до этого приходилось явиться на свой этаж, иначе можно было не попасть в комнату. И такой график — все будние дни. А по выходным — утренняя и вечерняя службы.

— Жили мы на полном обеспечении — получали и еду, и одежду, и даже небольшую стипендию, которой лишались за «двойки» и «тройки». Могли говорить с родными по стационарному телефону при классной даме, либо писать им бумажные письма, либо пользоваться таксофоном. Позже стали звонить и по сотовым, но в специально обозначенное время. Да и не было их тогда особо, как и компьютеров. У одной девочки имелся единственный на всех учащихся «дореволюционный» ноутбук, выключавшийся при неверном движении. Не могли слушать светскую музыку — только духовные песнопения, иначе рисковали заработать себе наказание. С этим табу связана памятная история, которая сейчас кажется забавной, а тогда — не очень. По ночам наш заведующий — «черный монах» — часто обходил окрестности и смотрел, кто чем занят и почему не спит. В одну из них несколько человек, включая меня, сидели в мастерской, поочередно «олифили» икону и наслаждались свободой. А в моих наушниках громко играла попсовая песня наподобие нынешних «егорокридовских». И тут открылась дверь, и зашел он… Постоял, посмотрел и, казалось, понял: я делаю что-то не так. К счастью, все обошлось. Но поджилки потряслись!

Сегодня Мария уверена, что не отправила бы обучаться своего ребенка в столь суровое место и полушутя-полусерьезно негодует: почему родители не забрали ее оттуда, как сердце выдержало? Но тут же добавляет: «Зато человеком выросла!».

Все начинается с досок

Помимо духовного образования девушка решила получить и светское — на случай, если не сможет писать иконы, а семинарский диплом не будет котироваться на трудовом рынке. И получила — там же, в Тобольске. Она поступила на заочное отделение по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» в Тобольскую государственную социально-педагогическую академию, которую окончила в 20 лет.

Однако опасения не оправдались, а события развернулись судьбоносно. Практически вся семья Маши трудилась в храме при монастыре на родине, чей настоятель позже был назначен митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским и сейчас известен нам как Савватий Антонов. И переехала следом за ним на чужбину для работы при епархии, когда Мария еще училась на третьем курсе духовной семинарии. А вскоре и она перебралась в столицу Бурятии, да так и осталась здесь. Мария попросила благословения у владыки и открыла иконописную мастерскую, где мы сейчас и сидим.

Лик апостола Павла. Фото: instagram.com Державная икона Божией Матери. Фото: instagram.com Преподобный Спиридон Триминфунтский. Фото: instagram.com Архистратиг Божий Михаил. Фото: instagram.com Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).. Фото: instagram.com

— Все начинается с досок. Заказываю их в Москве. Они проклеиваются желатиновым клеем, перетягиваются марлей или хлопчатобумажной тканью. Обратная сторона покрывается морилкой — специальной жидкостью для придания цвета дереву, а также воском из скипидара и парафина для защиты его от насекомых. А лицевая сторона, в свою очередь, левкасом — особым грунтом из мела, желатина и олифы (у меня — еще и «Фейри» с целью обезжиривания) для подготовки иконы к написанию. Сюда кистью или твердым карандашом наносится рисунок, закрепляется несмываемой, только счищаемой тушью и покрывается сусальным золотом нужного оттенка.

И вот наступает самый ответственный этап, на который моя собеседница, по ее признанию, настраивается долго: рисуются одежды и пишется лик. Затем делаются надписи, нимбы и проводится опуш — тонкая полоса, обрамляющая поле. И, наконец, изображение вновь заливается олифой, которая выступает связующим звеном между всеми слоями. Если «левкасить» нужно около недели, а золотить можно до месяца, то «олифить» необходимо сутки, а то и несколько — «гонять» пленкообразующее вещество рукой по поверхности через определенные промежутки даже в ночное время, пока оно не достигнет смолообразного состояния и не потянется тонкими ниточками вслед за пальцами. Тогда можно снимать верхние, лишние слои калькой раз за разом, чтобы оставить нижний, защитный. Если этот момент упущен — дело пропало: придется переделывать все.

— Каждая икона пишется по определенным канонам и имеет собственную символику, куда я не вправе привносить свои смыслы. Разные святые изображаются в разных одеждах, а их списки пополняются и уточняются. И каждая требует определенного времени. Маленькие — около двух недель, средние — около месяца, а огромные — и того больше. Например, одну для иконостаса размером с эту стену создавала три месяца.

Сердце, следующее за кистью

Сейчас Мария Васильева работает над изображением Святой Блаженной Ксении Петербургской для храма Вознесения Господня на берегу реки Уда. Всего же она написала порядка 70 икон, причем несколько из них — в семинарии. Первую — на втором курсе. А в качестве диплома на пятом курсе выбрала молящуюся «Марию Египетскую», которая украшает сейчас Абалатский монастырь в пригороде Тобольска.

— Труд нелегкий, а потому и «удовольствие» недешевое. Печатные иконы стоят от 500 рублей, рукописные — от 25 000 рублей и выше. Но не все могут оценить вложенные усилия. Когда человек видит работу, узнает ее цену и говорит: «Я подумаю», значит, не купит 100%. Удивляет и огорчает, что в большинстве своем улан-удэнская молодежь предпочитает отпечатанные на бумаге «венчальные пары» — написанным вручную. Конечно, первые обходятся в разы дешевле, но вторые остаются как благословение бога и память на десятилетия. В конце концов, всегда можно договориться с мастером или сэкономить на чем-то, коль решено венчаться. Не просто смотреть, но и платить готовы православные меценаты, глубоко верующие люди или ценители искусства, которые приходят по рекомендации. Один мужчина делал заказ для крестника, другой — для себя. У последнего, кстати, сотрудника МЧС, цокольный этаж дома — словно иконостас!

Реставрированные иконы — еще дороже, поскольку и сам процесс сложнее и опаснее. Он подразумевает не просто чистку специальными составами, но и использование опасных химикатов с негативным влиянием на организм. Маша вспоминает: ее однокурсница, занимавшаяся реставрацией чаще остальных, заполучила экзему на руках. А педагог, преподававшая эту дисциплину, страдает от разрушения костей в свои 40-45 лет и сейчас работает на другой должности в музее. Но Мария никогда не отказывает стареньким бабушкам и деревенским храмам — берет символическую плату только за материалы или не берет вообще.

— Вроде бы знаешь и умеешь все, а все равно испытываешь страх и собираешься с духом всякий раз! Перед работой я молюсь. А если кисточка выпадает из рук, понимаю, что отвлекаюсь на посторонние мысли, и сосредотачиваюсь.

— Как новые знакомые реагируют на твою профессию?

— Стараюсь сразу не называть ее, а прежде пообщаться с людьми, ведь «иконописец» — синоним «монаха» для многих из них, и показать, что я — обычная девушка, пусть и творческая, и верующая. Если будут материться в моей мастерской, конечно же, попрошу покинуть ее. Но не стану никогда навязывать свое мировоззрение. Каждый сам решает, как ему жить и куда идти.

Мария Васильева за работой. Фото: Андрей Сафонов.

Роксана Родионова

Читайте «МК в Бурятии» на Google News

Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников

«Страница-20»

По правилам Чемпионата старшеклассники читают случайные отрывки из произведений современной и классической, русской и зарубежной литературы без предварительной подготовки. Отрывки готовятся организаторами.
На конкурсе оценивается техника чтения и артистизм участников. Возрастной ценз – от 14 до 17 лет включительно.
Чемпионат в России пройдет уже в 6-й раз, в прошлом сезоне он прошёл более чем в 90 городах, а количество участников превысило 100 тысяч.
Призовой фонд составляет 300 тысяч рублей и передается Чемпиону России.
В течение 4-х лет Республиканская детско-юношеская библиотека является организатором регионального этапа Чемпионата.

Регламент Чемпионата «Страница 20» в Республике Бурятия:
— С 01.03.2020 по 20.03.2020 г. отборочные туры проводились на площадках библиотек, в образовательных школах и ССУЗах. В районах отборочные туры проводили межпоселенческие центральные библиотеки, в г. Улан-Удэ – общеобразовательные школы и ССУЗы. В каждом отборочном туре был выявлен один победитель;
— Финал регионального этапа прошел 15 апреля в режиме онлайн, где был определен Чемпион Бурятии.

Ведущим финала был основатель чемпионатов по чтению вслух «Открой рот» и «Страница 20» Михаил Фаустов.
Чемпионкой Бурятии стала Аделина Нестерова, ученица школы №1.

Жюри финала:
— Соелма Дагаева — Министр культуры Республики Бурятии
— Аюна Дашанимаева — директор Республиканской детско-юношеской библиотеки
— Надежда Разуваева – актриса Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ.

В финале приняли участие около 20 старшеклассников, победивших в отборочных турах, прошедших в Бурятии в начале марта. Победитель будет представлять Бурятию в конференции «Восток», которая собирает лучших чтецов из 9 регионов.

Всего игры турнира пройдут в 60 регионах страны и завершатся финалом на учебной сцене школы-студии МХАТ им. Чехова в Москве в июле 2020 года. Главный приз — 300 тысяч рублей.
Участники турнира без подготовки должны прочитать отрывки из книг, а компетентное жюри оценивает технику чтения и артистизм по шестибалльной шкале.

Чемпионат — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений классической и современной художественной литературы. Чемпионат состоит из нескольких этапов: отборочного, полуфинального, финального.

Этап Чемпионата — стадия Чемпионата, предназначенная для определения лучших участников. Отборочные этапы проводятся в средних школах и других образовательных учреждениях города, на территории которого проводится Чемпионат, в учреждениях культуры, молодежных центрах, библиотеках муниципальных образований, на территории которых проводится Чемпионат. В зависимости от размеров территории и количества участников отборочного этапа предусмотрены как очная, так и заочная («Народное голосование») формы проведения полуфинала Чемпионата. В финале Чемпионата, как правило, участвуют от 8 до 12 победителей полуфиналов.

Финал — заключительный этап Чемпионата, в ходе которого определяются чемпион региона (города), который получает право участвовать в одном из семи региональных всероссийских полуфиналов.

Территория Чемпионата — регионы и города, в которых проводятся отборочные этапы. Территорией Чемпионата может быть как один город, так и территория субъекта РФ.

Цель — развитие и популяризация культуры чтения среди школьников и учащихся средних специальных учебных заведений, знакомство подростков с лучшими образцами российской и зарубежной литературы в востребованном игровом формате Чемпионата; содействие педагогам учреждений среднего и среднего специального образования РФ в работе по воспитанию подрастающего поколения в духе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

— обеспечить методико-педагогическое сопровождение проекта и профессиональное консультирование на всех этапах реализации;

— обеспечить школьные, региональные этапы, два полуфинала и суперфинал Чемпионата литературными источниками для участников;

— обеспечить учреждения среднего и среднего специального образования комплектами для проведения отборочных этапов (планшеты, карточки, песочные часы, конверты с заданиями и пр.);

— обеспечить проведение региональных финалов с участием местных и приглашенных членов судейского жюри;

— обеспечить проведение 7 всероссийских полуфиналов с участием местных и приглашенных членов судейского жюри. Обеспечить участие победителей региональных этапов в полуфиналах;

— обеспечить проведение суперфинала Чемпионата «Страница’19» в Москве с участием приглашенных членов судейского жюри. Обеспечить участие 7 победителей полуфиналов в суперфинале;

— подвести итоги Чемпионата в 2019 г. и подготовить предложения экспертов для работы в 2019-2020 гг.;

— обеспечить рекламно-информационную поддержку на всех этапах реализации проекта.

Учредитель Чемпионата — Ассоциация «Межрегиональная федерация чтения».

Для проведения этапов Чемпионата в регионах создаются региональные оргкомитеты. Отборочные этапы Чемпионата проводятся организаторами отборочных туров в местах их проведения — школах, молодежных и культурных центрах и т.д. Ответственность за проведение отборочных этапов возлагается на сотрудников указанных учреждений.

Проведение отборочных туров контролируется представителями Учредителя Чемпионата на территории проведения.

Участники Чемпионата

Участниками Чемпионата могут стать все желающие, обучающиеся в общеобразовательных организациях, в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Участие лиц моложе 14 лет и старше 17 лет недопустимо, за исключением случаев, когда участнику исполняется 18 лет после победы в первом отборочном туре.

Участие в Чемпионате является бесплатным и добровольным.

Для участия в Чемпионате необходимо обратиться в местный оргкомитет и дать согласие на обработку персональных данных и видеосъемку.

Число участников отборочного тура — не более 10 человек от одного образовательного учреждения (муниципального образования).

В случае, если количество желающих принять участие в отборочном туре превышает 10 человек, возможно проведение дополнительного отборочного тура.

Регламент Чемпионата

Отборочный этап определяет участников полуфинала. Отборочный этап, полуфинал и финал проводятся согласно Правилам проведения Чемпионата. В полуфинал выходят победители отборочных туров.

Определение полуфиналистов может проводиться в одной из двух форм — очной по результатам отборочных туров, либо путём народного голосования в сети интернет. Количество туров в полуфинальном этапе при очной форме проведения — от 2 до 5.

В зависимости от количества полуфиналов в финал выходят от 1 до 3 лучших участников.

В любом случае в региональном финале могут принимать участие не более 12 и не менее 8 человек.

Победители финалов в регионах выходят во всероссийские полуфиналы. Всероссийские полуфиналы проводятся в мае 2019 года согласно распределению по региональным конференциям. Победитель каждого всероссийского полуфинала выходит во всероссийский финал.

Победитель Чемпионата Москвы выходит во всероссийский финал напрямую.

Чемпион России определяется на всероссийском финале. Призовой фонд Чемпионата составляет 300000 рублей и передается Чемпиону. Призы за все места, кроме первого — на усмотрение Оргкомитета.

«Страница-19» Региональный этап в Бурятии

Республиканская детско-юношеская библиотека стала организатором регионального этапа Чемпионата в Улан-Удэ в третий раз. В 2019 году состоялось 57 отборочных туров из заявленных 60.

Участники Чемпионата

Общеобразовательные школы г. Улан-Удэ-

Районные библиотеки, Закаменский район, Окинский район, Курумканский район, Джидинский район, Заиграевкий район, Иволгинский район, Кабанский район, г. Селенгинск, Мухоршибирский район, Прибайкальский район, Селенгинcкий район, Тарбагатайский район, Тункийнский район, Бичурский район, Бабушкинская городская библиотека.

Жюри чемпионата:

Дарима Сангажапова — актриса, артистка Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Н. Намсараева, народная артистка Республики Бурятия, заслуженная артистка России, заслуженный работник культуры Монголии;

Ирина Эрмиль — журналист, ведущая программы «Вся Бурятия», корреспондент программы «Восточный экспресс»;

Цокто Жигмытов — писатель, сценарист, кандидат философских наук.

Доржи Найданов — режиссёр культурно-массовых мероприятий, продюсер, диктор;

Анна Зуева — собственный корреспондент федерального телеканала «Общественное телевидение России», ведущая новостей на телеканале «АТВ»;

Ксения Шабаева — корреспондент и ведущая программы «Масскульт» ТРК «Тивиком», ведущая новостей на «Love Radio»;

Василий Дамов (г. Красноярск) — журналист, блогер, политолог, член жюри «Открой Рот» и «Страницы» с многолетним стажем и обширной географией;

Мария Мордовская — журналист, телеведущая, радиоведущая. Руководитель и редактор программ телеканала «Ариг Ус», ведущая музыкального эфира радио «Сибирь» Улан-Удэ;

Александр Бузин — сценарист, заведующий отделом культурно-просветительских проектов и связей с общественностью Национальной библиотеки Бурятии;

Евгений Пилицкий — радиоведущий, ведущий программы «Час для вас», автор и ведущий программ «Культурист», «Киноходавтор» радио «Мир» Улан-Удэ;

Янина Нимаева — журналист, корреспондент телеканала «Ариг Ус»;

Анна Виноградова — детская писательница, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, лауреат премии им. Исая Калашникова и международного конкурса «Добрая лира».

Чемпионка Бурятии — Дарья Васильева.

Финалисты
— Виктория Ангоренова
— Кристина Красикова
— Екатерина Оноприенко
— Наталья Латыпова
— Екатерина Караваева
— Максим Павлов (н/я)
— Евангелина Павлова
— Дарья Васильева
— Мария Кандрашина

Победители полуфиналов

I Полуфинал

Школа №1 — Иван Кузнецов
Школа №8 — Дмитрий Скороходов
Школа №14 — Игорь Попов
Школа №18 — Максим Куржумов
Школа №25 — Дарья Сутягина
Школа №33 — Валентина Будаева
Школа №38 — Артем Савицкий
Школа №46 — Мария Рычкова
Школа №63 — Дарья Хамуева
Иволгинский район — Настя Комарова
Прибайкальский район — Виктория Ангоренова
Тарбагатайский район — Кристина Красикова
Бурагроколледж — Алексей Ванжилов
Курумканский район — Мэргэн Цыбиков
Тункинский район — Алина Таханова

II полуфинал
Школа №7 — Аделина Пойманова
Школа №17 — Дарья Павлова
Школа №25 — Софья Дьяченко
Школа №27 — Инна Горновская
Школа №31 — Екатерина Локтева
Школа №33 — Аяна Алексеева
Школа №37 — Екатерина Оноприенко
Школа №43 — Александра Шипко
Школа №54 — Виталина Худжаерова
Школа №58 — Владислав Еловенков
РМК — Алина Николаевская
Заиграевский район — Яна Селицкая
Селенгинский район — Наталья Латыпова
Джиндинский район — Александра Сухарева
Кабанский район — Елизавета Кацман

III полуфинал
Школа №2 — Эдуард Любовников
Школа №12 — Надежда Елистратова
Школа №17 — Анна Черноярова
Школа №19 — Елена Бусоева
Школа №32 — Екатерина Караваева
Школа №35 — Максим Павлов
Школа №42 —
Школа №52 — Жамсо Рыгзенов
Школа №55 —
Школа №57 — Арсалан Бальчинов
БРПК — Евангелина Павлова
Мухоршибирский район — Надежда Гуслякова
Селенгинск — Светлана Пешкова
Бичурский район — Алина Сафонова
Бабушкин — Алина Новикова

IV полуфинал

Школа №9 — Валерия Мартынова

Школа №13 — Арсалан Жамьяндабаев

Школа №15 — Екатерина Немчинова

Школа №19 — Мария Кандрашина

Школа №20 —

Школа №32 — Александр Сальников

Школа №35 — Дмитрий Оплачко

Школа №44 — Владислав Очиров

Школа №41 — Николай Павлов

Школа №48 — Дарья Васильева

Школа №56 — Софья Захарова

Школа №65 — Денис Арефьев

Закаменский район — Виктория Юркина

Окинский район — Арюна Урбаева

Руководитель проекта — Менеджер культурно-просветительных проектов Эрдыниева Сэсэгма Валерьевна, Центр чтения юношества (ул. Ключевская, 23а), тел. для справок: 8-924-456-01-47

Евгений Леонидович улан удэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *