ПДК веществ в сточной воде

«Сточные воды» и «очищенные сточные воды» — это два принципиально разных понятия. Очищенные сточные воды – это вода, прошедшая очистку перед сбросом в водоемы, в то время как к неочищенным сточным водам относятся стоки, сбрасываемые населением и предприятиями в городскую канализационную сеть.

Нормативы и предельно-допустимые концентрации химических веществ в сточной воде

Нормативы содержания вредных веществ в очищенной и неочищенной сточной вода также существенно отличаются. Качество очищенных сточных вод регламентируется СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Смысл всех этих нормативов сводится к тому, что в водные объекты – реки, ручьи, озера – допустим сброс только воды, очищенной до такой степени, что это не нанесет существенного вреда экологии, и вода в этих водоемах будет соответствовать нормам для природной воды.

Предприятия, самостоятельно очищающие сточную воду и осуществляющие ее сброс в водоемы, обязаны разрабатывать и согласовывать с Росприроднадзором Нормативы допустимых сбросов, получать разрешение на сброс и проводить регулярный производственный контроль содержания загрязняющих веществ в очищенных стоках.

Неочищенная сточная вода – это бытовые стоки и стоки предприятий, поступающие в городскую канализационную сеть, за очистку и сброс которых отвечают городские водоканалы. Основным нормативным документом, регламентирующим содержание вредных веществ в сточной воде, сбрасываемой в сети канализации является Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Органы местного самоуправления, в соответствие с п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» вправе устанавливать местные нормативы содержания загрязняющих веществ в сточной воде, и нормы эти, зачастую, вызывают недоумение. В частности, действующее на территории Новосибирска Постановление мэрии города Новосибирска от 30 июня 2017 года N 3051 «О нормативах водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему водоотведения (канализации) города Новосибирска» устанавливают более строгие нормы содержания загрязняющих веществ в сточной воде, а по некоторым показателям – нормы оказываются даже более строгими, чем предъявляются к питьевой воде!

Так, содержание алюминия в сточных водах, принимаемых в канализацию города Новосибирска, не должно превышать 0,04 мг/л (норма по Постановлению Правительства №644 отличается более, чем в 100 раз — 5 мг/л !), в то время как норма для питьевой воды централизованных источников водоснабжения – по СанПиН 2.1.4.1074-01 – 0,5 мг/л.

Сравнение Федеральных норм, установленных Постановлением Правительства № 644 от 29.07.2013, и местных норм по Постановлению мэрии города Новосибирска №3051 от 30.06.2017 приведено в Таблице:

Сравнение федеральных и местных (г. Новосибирск) нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах

Показатель Ед.изм. Норма по постановлению Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 Местная норма (Новосибирск)
Водородный показатель (рН) ед.pH 6,0-9,0 6,5-8,5
Жиры мг/дм3 50 5
Нефтепродукты мг/дм3 10 0,5
Летучие органические соединения (ЛОС) (в том числе толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные по сумме ЛОС) мг/дм3 20 не нормируется
Сульфиды мг/дм3 1,5 не нормируется
Хлор и хлорамины мг/дм3 5,0 не нормируется
Соотношение ХПК: БПК5 (при превышении показателя ХПК 500 мг/дм3 2,5 не нормируется
Взвешенные вещества мг/дм3 300 214
Сухой остаток мг/дм3 не нормируется 1000
БПК (полное) мг/дм3 не нормируется 204
БПК5 мг/дм3 300 179
ХПК мг/дм3 500 306
Азот общий мг/дм3 50 не нормируется
Нитраты мг/дм3 не нормируется 10,4
Фосфор общий мг/дм3 12 не нормируется
Фосфаты (по P) мг/дм3 не нормируется 4,2
АПАВ мг/дм3 10 не нормируется
НПАВ мг/дм3 10 не нормируется
АПАВ+НПАВ мг/дм3 не нормируется 2
Фенолы (сумма) мг/дм3 5 0,1
Сульфаты мг/дм3 1000 100
Хлориды мг/дм3 1000 300
Метанол мг/дм3 не нормируется 2,5
Азот аммонийный (Аммоний-ион) мг/дм3 не нормируется 8,0
Нитриты мг/дм3 не нормируется 0,8
Алюминий мг/дм3 5 0,04
Железо мг/дм3 5 1
Литий мг/дм3 не нормируется 0,08
Марганец мг/дм3 1 0,01
Медь мг/дм3 1 0,1
Цинк мг/дм3 1 0,1
Цианиды мг/дм3 не нормируется 0,05
Фтор мг/дм3 не нормируется 3,3
Олово мг/дм3 не нормируется 0,1
Хром общий мг/дм3 0,5 не нормируется
Хром Cr(VI) мг/дм3 0,05 0,02
Никель мг/дм3 0,25 0,1
Кадмий мг/дм3 0,015 0,1
Свинец мг/дм3 0,25 0,1
Мышьяк мг/дм3 0,05 0,05
Формальдегид мг/дм3 не нормируется 5,0
Ртуть мг/дм3 0,005 0,00001

Зачем делать анализ сточной воды?

Проведение анализа сточных вод в независимой лаборатории Академлаб позволяет получить независимую оценку состава сточных вод, сливаемых в централизованную систему водоотведения, сравнить полученные данные с результатами анализа сточных вод, получаемыми лабораториями водоканала и, в некоторых случаях, опротестовать размер платы за сброс сточных вод с превышением ПДК. Также проводить регулярный анализ сточной вод необходимо для корректного декларирования состава и свойств сточных вод

Кроме того, при наличии согласованных с природоохранным ведомством нормативов предельно-допустимых сбросов, предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за составом сточных вод силами аккредитованной лаборатории.

Перечень показателей для анализа сточных вод

Лаборатория «Академлаб» аккредитована на анализ сточных вод по большинству показателей, представленных в таблице с нормативами:

  • водородный показатель
  • взвешенные вещества
  • фенол
  • АПАВ
  • нефтепродукты
  • жиры
  • ХПК
  • хлориды
  • сульфаты
  • алюминий
  • мышьяк
  • кадмий
  • хром общий
  • хром VI
  • медь
  • железо общее
  • марганец
  • никель
  • свинец
  • цинк
  • фосфор общий
  • сероводород и сульфиды
  • хлор и хлорамины
  • ртуть
  • БПК5
  • азот общий
  • температура
  • летучие органические соединения

Стоимость анализа сточных вод

Отправить заявку
11 ноября 2016

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия
от 4 августа 2009 г. N А39-2648/2009
(извлечение)

Арбитражный суд Республики Мордовия установил:

общество «С.» обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Р.». Истец просит взыскать с ответчика 426500 рублей 50 копеек, составляющие плату за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

Ответчик иск не признал, изложив возражения в отзыве и дополнительном отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Между истцом (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор N 079 от 21 января 2009 года. Исходя из условий пунктов 2.4.1., 2.4.3. договора истец обязался принимать от ответчика сточные воды в систему канализации общества «С.». В соответствии с пунктом 2.5.1. истец обязался осуществлять контроль за установленными нормативами сброса загрязняющих веществ путем отбора проб. Порядок отбора проб и доведения результатов их лабораторного исследования также согласованы пунктом 2.5.1. Этим же пунктом установлено, что наличие превышения ПДК загрязняющих веществ является основанием для взимания с абонента повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, 29 января 2009 года сторонами спора произведен совместный отбор проб сточных вод акционерного общества «Р.», о чем составлен акт N 9 от 29.01.2009 года. Анализ проб произведен лабораторией организации ВКХ (истца). Результаты отражены в справке за подписью начальника лаборатории. Из справки видно, что в стоках предприятия ответчика превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ четырех видов (фосфаты, сульфаты, медь, железо).

Сведения, указанные в справке, стороны отразили актом N 9 от 05 февраля 2009 года, который подписан со стороны ответчика без возражений руководителем экологической службы предприятия.

По результатам анализа отобранной пробы организация ВКХ произвела расчет повышенной платы за сброс сточных вод с повышенным содержанием загрязняющих веществ. Расчет произведен за период с 29.01.2009 года по 26.03.2009 года, исходя из объема стоков 11653 куб. м, по тарифу 10,339 руб./куб. м. Размер платы без НДС составил 361441 рубль 11 копеек, с НДС — 426500 рублей 50 копеек.

Из переписки сторон спора видно, что ответчик, получив расчет и счет-фактуру N 1288 от 20 апреля 2009 года на сумму 426500 рублей 50 копеек, в нарушение принятых в пункте 2.5.1. обязательств повышенную плату истцу не перечислил, платежное требование, выставленное к банковскому счету ОАО «Р.», не акцептовал. Истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Заслушав доводы сторон спора, исследовав доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, в ред. от 23.05.2006 N 307) абонент (заказчик) обязан: обеспечивать выполнение условий договора и требований настоящих Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются — абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 09.04.2004 года N 122 утвержден Порядок взимания с организаций повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 1 Порядка N 122, он распространяется на организации, осуществляющие водоотведение в системы канализации населенных пунктов, (далее — абонентов) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.

Порядок регулирует механизм взимания платы организациями ВКХ за фактический прием сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов.

Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в количествах, соответствующих установленным нормативам водоотведения; сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 2 Порядка).

Пунктом 3 Порядка N 122 установлено, что условия приема загрязняющих веществ в сточные воды, отводимые абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются организациями ВКХ исходя из предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ на выпусках системы канализации в водные объекты с учетом фактической эффективности очистки загрязняющих веществ на очистных сооружениях.

В соответствии с пунктом 7, за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации населенных пунктов с абонентов взимается повышенная плата, размер которой определяется исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязнений в сточных водах, в следующих размерах: за превышение допустимой концентрации по одному загрязнителю в однократном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, одновременно по двум показателям — в двукратном, по трем — в трехкратном и т.д. (но не более 5-ти тарифов за один кубометр).

Пунктом 8 Порядка N 122 установлено, что повышенная плата за превышение концентрации вредных веществ в сточных водах рассчитывается по объему сточных вод с момента обнаружения нарушения до очередного отбора организациями ВКХ (не реже одного раза в месяц), при этом абонент должен представить в течение месяца мероприятия по доведению сбрасываемых сточных вод до норм предельно-допустимой концентрации, в противном случае повышенная плата взимается за три месяца.

Правила приема производственных сточных вод в систему канализации филиала ООО «С.» «К.» г. Рузаевка утверждены руководителем предприятия истца, согласованы Главой администрации городского поселения Рузаевка, Мордовским управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.

Пункт 21 названных Правил устанавливает, что при расчете повышенной платы за содержание в сточных водах загрязняющих веществ выше установленных ПДК, фоновое содержание веществ артезианских вод «К.» вычитается. При использовании воды из собственных артезианских скважин фоновое содержание веществ не учитывается.

Действия сторон договора в случае обнаружения в сточных водах загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ПДК, а также при наличии разногласий по результатам анализа проб определены в пунктах 40, 41 Правил.

В частности, полученный результат о превышении ПДК загрязняющих веществ действует до отбора следующей пробы. Проба может быть отобрана повторно, после предоставления отчета о проведении комплекса мероприятий, предотвращающих сброс загрязняющих веществ, превышающих ПДК.

При расхождении результатов анализа проб абонента с данными лаборатории «Коммунальных ресурсов» абоненту необходимо подать заявку на повторный анализ. После чего абонент и организация ВКХ двухсторонне опломбируют пробы и доставляют их в независимую лабораторию для проведения анализов. При этом обязательно составление акта вскрытия пломб. При повторном анализе проб в независимой лаборатории должна быть использована та же методика, что при проведении анализа в лаборатории организации ВКХ.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик представил суду протокол анализа пробы от 29.01.2009 года, который произведен Центром лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому округу (далее Центр). Из названного протокола следует, что анализ начат 29.01.2009 года, окончен 03.02.2009 года. Согласно протоколу, выявлены превышения ПДК по пяти загрязнителям, вид загрязнителей не совпадает с результатами анализа лаборатории истца.

Ответчик полагает, что анализ Центра следует считать наиболее достоверным, на основании указанного анализа заявил, что на нем лежит обязанность оплатить повышенный сброс двух загрязнителей.

Такой вывод сделан ответчиком со ссылкой на пункт 21 Правил приема производственных сточных вод в систему канализации ООО «С.». Поскольку ответчик использует собственную артезианскую воду, он полагает, что из фона загрязнений сточных вод следует исключить загрязнители, присутствующие в артезианской воде на выходе от скважины.

Данный довод является ошибочным и основан на неверном толковании условий пункта 22, без учета правовых норм, названных выше.

В силу действующего законодательства на ответчике, сбрасывающем в систему канализации производственные сточные воды, лежит обязанность оплатить в особом порядке сброс в сточных водах опасных загрязнителей в случае превышения содержания их допустимой концентрации.

Исходя из пункта 21 Правил от 03.10.2006 года, организация ВКХ при анализе сточных вод не учитывает как загрязнители абонента, те, которые содержит артезианская вода, полученная указанным абонентом от собственных источников организации ВКХ, что является правильным.

В данном случае ответчик использует для нужд предприятия собственную артезианскую воду, поэтому обязан оплатить весь фон загрязнителей при превышении ПДК.

Суд принимает, как достоверный анализ лаборатории истца, исходя из следующего.

Процедура отбора проб 29 января 2009 года отражена в акте N 9 от 29.01.2009 года. Согласно акту пробы отобраны параллельно, то есть, одна опечатанная пробы осталась у ответчика (абонента).

Результаты анализа пробы, отобранной истцом для анализа, отражены в справке, а затем подтверждены сторонами в совместном акте N 9 от 05 февраля 2009 года. При этом представитель ответчика подписал акт без замечаний и возражений.

Между тем, как утверждает ответчик, параллельная проба отдана на анализ в Центр 29.01.2009 года, результат анализа был готов 03.02.2009 года. Ответчик, как заинтересованное лицо, к 05 февраля 2009 года (дата подписания совместного с истцом акта N 9) не мог не знать о том, что анализы Центра не совпадают с результатами, полученными истцом. Тем не менее, акт N 9 от 05.02.2009 года, отражающий данные справки химлаборатории истца, ответчиком был подписан без возражений.

Не произведены ответчиком и действия, установленные пунктами 40, 41 Правил сброса производственных сточных вод в систему канализации ООО «С.». Заявка на повторный анализ ответчиком в адрес истца не направлялась. Заявку на повторный анализ ответчик истцу не подал. Истец в доставке пробы в независимую лабораторию не участвовал. Акт о вскрытии пломб на пробе суду не представлен.

Пунктом 8 Порядка N 122, утвержденного Правительством Республики Мордовия, установлено, что повышенная плата за превышение концентрации вредных веществ в сточных водах рассчитывается по объему сточных вод с момента обнаружения нарушения до очередного отбора организациями ВКХ (не реже одного раза в месяц), при этом абонент должен представить организации ВКХ в течение месяца мероприятия по доведению сбрасываемых сточных вод до норм предельно-допустимой концентрации, в противном случае повышенная плата взимается за три месяца.

Истец произвел расчет повышенной платы за период с 29.01.2009 года по 26.03.2009 года, что при отсутствии доказательств о проведении ответчиком мероприятий по доведению сточных вод до норм ПДК в более короткий срок, является законным.

Ответчик также считает, что истец неправомерно включил в сумму повышенной платы налог на добавленную стоимость. По мнению ответчика, повышенная плата является мерой гражданско-правовой ответственности, что исключает применение налога на добавленную стоимость.

Названный довод судом отклоняется по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 Правительству Российской Федерации предоставлено право определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации приняло постановление от 07.03.1995 N 239, которым утвердило Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот Перечень включены услуги систем водоснабжения и канализации.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, в пункте 11 которых определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 — 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно пункту 13 названных Правил существенными условиями договора являются порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Исходя из характера указанного платежа, порядка его определения и уплаты, повышенная плата за превышение ДПК загрязняющих веществ в сточных водах представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Обязанность внесения указанной платы предусматривается договором.

Доходами от реализации в силу статьи 249 Кодекса признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии со статьей 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) включается в налогооблагаемую базу.

Исходя из указанных норм, истец правомерно включил в сумму повышенной платы налог на добавленную стоимость.

Указанная правовая позиция прямо соотносится с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 24.01.2006 N 7217/05, а также с разъяснениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.09.2007 N 03-03-06/1/697.

На основании изложенного иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Госпошлина по делу в сумме 10030 рублей 01 копейка относится на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит возмещению истцу.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

взыскать с открытого акционерного общества «Р.» (г. Рузаевка Республика Мордовия) в пользу общества с ограниченной ответственностью «С.» (филиал — «К.» г. Рузаевка Республики Мордовия) повышенную плату за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 426500 рублей 50 копеек, 10030 рублей 01 копейку в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ПДК веществ в сточной воде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *