Золотова судья верховного суда

Как назначали судей в Верховный суд: небольшой стаж и скандалы

06.09.2018

Вспоминаем самые громкие назначения.
Назначение новых судей в Верховный суд России в СовФеде нередко проходит в непростой обстановке, часто в обсуждение вмешивается глава ВС Вячеслав Лебедев. Каверзные вопросы задает член СФ Антон Беляков: в связи с чем назначают судей, не работавших во всех инстанциях и с маленьким судейским стажем, почему служители Фемиды сожалеют о том, что оправдательные приговоры все же бывают.

Маленький стаж и скандал с председателем
Одно из наиболее громких назначений на пленарном заседании СФ было в июне 2015г., вскоре после появления нового Верховного суда РФ. Тогда президент Владимир Путин предложил кандидатуру судьи Арбитражного суда столицы Елены Золотовой в Экономколлегию ВС. Член СФ А.Беляков поинтересовался, почему предложен кандидат, не поработавший во всех инстанциях и со столь маленьким опытом в качестве судьи (7 лет). «В европейской практике и ранее в нашей стране, прежде чем судья начнет работать в Верховном суде, он обычно работает в первой инстанции, в кассационной, апелляционной. Он получит опыт и затем может работать на высшей должности. Тут нам представили претендентов, у которых опыт работы в самом низовом звене. Если перевести на СОЮ – это судьи райсуда, перескочившие через кассацию и апелляцию, без соответствующего опыта, они станут работать в Верховном суде, – выразил недоумение А.Беляков. – Поясните, у нас проблема с кадрами, которые прошли всю вертикаль, или каков смысл назначения людей, не обладающих достаточным опытом?» Он подчеркнул, что ранее в ВС назначали судей со стажем 15-20 лет, работавших во всех инстанциях. В.Лебедев подчеркнул, что согласно международной и российской практике, на пост судьи ВС вправе назначить «не только карьерных судей, поработавших во всех судебных инстанциях», но и практикующих юристов, никогда не работавших судьей.
А.Беляков затем напомнил о скандале 2012г. с участием Е.Золотовой. Тогда судья обратилась с заявлением в СКР, сообщив о давлении на нее со стороны руководителя АС Москвы Сергея Чучи. Она настаивала, что председатель через своих замов принуждал ее к отмене обеспечительных мер по иску АФК «Система» к ОАО «РЖД» (позже дело получил другой судья). Проверка ни к чему не привела, а Е.Золотова осталась в суде. В свою очередь, С.Чуча дал ей замечательную характеристику для ВККС. А.Беляков пожелал узнать, чем закончилась эта история. «Данный вопрос не относится к повестке», – заявила председатель СФ Валентина Матвиенко.
Сама Е.Золотова объяснила ситуацию так: «У меня отняли дело, мне пришлось обратиться в следственные органы, так как посчитала это фактом оказания давления. Все мои заявления по неясным причинам СКР направил в Высший арбитражный суд, который мне дал ответ», – уточнила судья, не раскрыв какой. После голосования сенаторов Е.Золотова получила назначение в ВС.

Сожаление об оправдательных приговорах
Не обошлось без каверзных вопросов и в декабре 2014 г. перед голосованием касательно кандидатуры Светланы Шмотиковой, зампреда Верховного суда Республики Карелия, которая в итоге получила назначение в уголовную коллегию Верховного суда России.
Со стажем у судьи все оказалось в порядке: более 25 лет работы в качестве судьи, сначала в Кондопожском горсуде Карелии, с 2000г. – в ВС республики.
Загвоздка оказалась в ее ответе на вопрос сенатора А.Белякова. Он попросил С.Шмотикову объяснить, по какой причине, согласно статистическим данным, суды выносят 99,4% обвинительных приговоров по уголовным делам. «Я наивно надеялся, что в ответе услышу хотя бы каплю сожаления о том, что у нас так мало оправдательных приговоров — только 0,6%. Для сравнения — во времена сталинских репрессий оправдательных приговоров было примерно 12%. А в загнивающей Европе — до 30%. Но выяснилось, что судьи сожалеют об ином…», — написал сенатор в блоге после заседания. «Значительное число дел иногда заканчивается оправдательными приговорами в связи с недостатками работы следствия. Возможно, так еще и меньше было бы оправдательных приговоров», — ответила С.Шмотикова. Вскоре слово взял глава ВС В.Лебедев, заявивший, что «лозунг «больше оправдательных приговоров» является ущербным для государства».

Отдельная история
В июне 2016г. СовФед назначил Елену Корнелюк на пост судьи ВС. Эта женщина – вдова сотрудника ВГТРК Игоря Корнелюка, за убийство которого получила срок украинская военнослужащая Надежда Савченко. Впоследствии Е.Корнелюк и сестра другого погибшего журналиста Антона Волошина призвали Владимира Путина помиловать Н.Савченко.
До назначения Е.Корнелюк работала судьей в Арбитражном суде Ямало-Ненецкого АО. Согласно документам Высшей квалифколлегии судей, ее судейский стаж на момент назначения – более 6 лет. Однако это не стало преградой для назначения, не привело к критике, как в случае с Е.Золотовой. Е.Корнелюк стала судьей коллегии ВС по экономическим спорам.
Напомним, летом 2014г. корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк, длительное время работавший на Ямале, и звукооператор Антон Волошин погибли под Луганском. После смерти журналистов глава государства подписал указ об их награждении орденом Мужества.

Двум братьям, расправившимся с рыбаком в День работников сельского хозяйства, дали 34 года «строгача» — приговором недовольны обе стороны. Часть 8-я

«Он же сам виноват, он их довел! Люди сколько убивают, такие сроки не получают», — отреагировали на суровый, с их точки зрения, приговор односельчане братьев, осужденных за убийство Сергея Елесина. Между тем жалоба родственников убитого на службу 112, которая не спасла рыбака, продолжает путешествие по этажам судебной системы.

Ситдиковы во время процесса были немногословны. В последнем слове оба просили прощения за убийство Елесина, заявив, что раскаиваются
Фото: Ангелина Головатая

«ЗАТЯНУЛ ЗА СОБОЙ РОДНОГО БРАТА СВОЕГО»

На последнее слово Фаниса и Рамиса Ситдиковых пришли многочисленные родственники и знакомые как со стороны подсудимых, так и со стороны убитого — активиста федерации рыболовов Татарстана Сергея Елесина. Плакать мать Ситдиковых и жена старшего из братьев начали еще в коридоре. В суде они сели рядом с Елесиными и друзьями погибшего.

Приговор предваряло последнее слово Фаниса, в котором он извинился перед родственниками, а также признался, что затянул за собой родного брата.

— Извиниться я хочу перед родственниками, перед родителями за то, что совершил такое преступление. Затянул за собой родного брата своего. Очень сожалею об этом. Надеюсь на ваше справедливое разбирательство, — сказал Ситдиков-младший.

Старший брат Рамис уже выступал с последним словом предыдущем заседании, но снова воспользовался этой возможностью.

— Я тоже хочу извиниться, ваша честь, перед родственниками — перед женой погибшего, братом, матерью. Я этого не совершал. Надеюсь, что вы разберетесь. Извините, раскаиваюсь, — обратился он к присутствующим в зале.

Судья Ильфир Салихов удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Решение было оглашено через полтора часа, когда к гособвинению в лице прокурора отдела уголовно-судебного управления ведомства Андрея Андронова присоединился прокурор РТ Илдус Нафиков.

Два часа судья зачитывал приговор. Главным сюрпризом стал тот факт того, что, в отличие от гособвинения и следствия, Салихов не усмотрел в действиях Ситдиковых предварительного сговора.

— Преступление было совершено по мотивам личной неприязни, — заявил судья.

Зато во мнении, что Фанис, сжигая автомобиль, совершил преступление по ч. 1. ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба»), суд и гособвинение сошлись. Ранее его действия квалифицировались по ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом»).

В отличие от гособвинения и следствия Ильфир Салихов не усмотрел в действиях Ситдиковых предварительного сговора
Фото: Ангелина Головатая

34 ГОДА КОЛОНИИ РАЗДЕЛЯТ ПО-БРАТСКИ

В последние минуты заседания родственницы Ситдиковых плакали и молились. Перед оглашением приговора судья заявил, что братья представляют повышенную опасность для общества. Фаниса приговорили к 18,5 годам колонии строгого режима с последующим ограничением свободы на 1 год, Рамиса — к 16 годам колонии строгого режима с тем же сроком ограничения свободы. Матери Ситдиковых стало плохо, она сползла на скамейку, ее начали успокаивать и давать таблетки. Отец, Рамиль Ситдиков, от слез удержался.

Гражданские иски Андрея и Натальи Елесиных суд постановил возместить частично. «Жизнь человека является высшей ценностью, поэтому потерпевшим Андрею и Наталье Елесиным убийством Сергея Елесина причинены большие нравственные и физические страдания. С подсудимого Фаниса взыскать в пользу жены 1,5 миллиона рублей, в пользу Андрея — 1 миллион рублей. С Рамиса в пользу Елесиной — 1 миллион рублей, в пользу Елесина — 700 тысяч рублей», — отметил Салихов. Кроме того, руководствуясь принципами разумности и справедливости, судья отменил арест на долю Ситдикова-старшего в квартире, поскольку она является единственным пригодным жильем.

— Приговор понятен? — обратился судья к подсудимым и их защитника.

— Я не согласен, я не убивал, — ответил Рамис.

— Нет, непонятен. Как может быть так? — возмутился Ситдиков-младший.

Салихов пояснил, что решение суда можно обжаловать в апелляционном порядке.

Адвокаты братьев Марат Барышников и Альберт Гатауллин сделали ставку на то, что в смерти Елесина виновны низкая температура, заболевания рыбака, дикие животные, но только не действия их подзащитных
Фото: Ангелина Головатая

Кто-то упомянул Аллаха, на что мать Елесина ответила: «Когда убивали, об Аллахе не вспоминали. Что натворили…»

Нафиков с Андроновым быстро покинули зал, воздержавшись от комментариев.

Недовольство приговором со стороны родных Ситдиковых росло.

— Он же сам виноват, он их довел! Люди сколько убивают, таких сроков не получают! — возмущались односельчане братьев уже в коридоре. Мать погибшего Нина Елесина и его брат Андрей Елесин приговором также оказались не удовлетворены — на сей раз скромным сроком заключения. Однако будут ли они обжаловать решение суда, Елесины также пока не решили.

По окончании заседания родственники и друзья Ситдиковых еще около 20 минут стояли возле входа в Верховный суд, расположившись в тени слева от главной лестницы. Судя по тому, что все они окружили устало сидящего на поребрике адвоката братьев Марата Барышникова, предметом обсуждения был вынесенный приговор. Настрой у собравшихся был удрученным, что, впрочем, неудивительно. При появлении корреспондента «БИЗНЕС Online» Барышников покинул собрание, а затем разошлись и все остальные.

Юрист потерпевших Андрей Сучков в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» по окончании процесса заявил, что оснований для обжалования приговора нет. «В данной ситуации надеяться, что будет вынесено пожизненное, нереально и необъективно. Нет смысла обманывать потерпевших, этого не будет. Все решается соразмерно тяжести содеянного и характеру преступления», — сказал он.

На последнее слово Фаниса и Рамиса Ситдиковых пришли многочисленные родственники и знакомые как со стороны подсудимых, так и со стороны убитого
Фото: Ангелина Головатая

ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ СЛУЖБЫ 112 ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Не больше месяца Верховный суд РТ рассматривал уголовное дело о громком убийстве Сергея Елесина. По версии следствия, 10 октября дорожная стычка активиста федерации рыболовов РТ и братьев Ситдиковых, которые навеселе возвращались с празднования Дня работника сельского хозяйства, из мелкого ДТП переросла в драку с последующим убийством. Братья били Елесина по голове руками, ногами и лопатой. Бездыханное тело поместили в его автомобиль и уехали, но спустя несколько часов Фанис Ситдиков вернулся с канистрой бензина и поджег машину.

На следующий день после пропажи Елесина развернулись его поиски, организованные федерацией рыболовов РТ. Десятки человек, включая волонтеров и близких рыбака, прочесывали поля Лаишевского района. К поискам привлекли полицию и МЧС, в воздухе работал даже частный вертолет. Но на место, где находилась сгоревшая машина Chevrolet Niva с его телом, указал один из предполагаемых убийц Фанис.

Убийство Елесина вскрыло острую проблему обнаружения человека, подающего сигнал бедствия. Во время преследования проявившими агрессию Ситдиковыми Сергей звонил в службу экстренной помощи 112, но помощи от оператора так и не дождался. Допрошенная в суде оператор службы Ольга Перминова рассказала, что передала вызов Елесина в полицию, пожарную часть, единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) и службу 01. Она также указала и на то, что полиция долго не принимала вызов. По версии МВД по РТ, на указанное рыбаком место выехал экипаж ГИБДД, но ничего не обнаружил.

Друзья и близкие Елесина провели митинг у стен МЧС, одним из лозунгов которого было: «Мы пришли сюда сделать так, чтобы эта служба сработала, когда нас будут добивать!» Узкое место в работе службы, на которое указали участники митинга, — отсутствие системы геолокации, которая определяет местоположение звонившего. Скандал дошел до министра связи РФ Николая Никифорова и главы МЧС РФ Владимира Пучкова. Никифоров пообещал, что в течение нескольких лет геолокация в регионах будет введена.

Родственники погибшего также подали жалобу на действия службы 112, но СК отказал в возбуждении уголовного дела в отношении службы спасения. Верховный суд РТ оставил в силе решение Советского райсуда. Впрочем, впереди кассационная жалоба.

Судебный процесс начался с неожиданного для многих появления прокурора Татарстана Илдуса Нафикова в роли гособвинителя
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

СУД ПОД НАДЗОРОМ ИЛДУСА НАФИКОВА

Судебный процесс начался с неожиданного для многих появления Нафикова в роли гособвинителя. Председательствующим судьей был назначен Салихов, осудивший в 2004 году 16 участников банды «Жилка», а в 2011-м — экс-главу Верхнеуслонского района Александра Тимофеева.

С учетом смягчающих обстоятельств (наличие двух малолетних детей) у Рамиса Ситдикова и отягчающих у обоих братьев (алкогольное опьянение) Нафиков потребовал для Рамиса 19 лет тюрьмы с последующим ограничением свободы в 1,5 года, а для Фаниса — 22 года заключения с последующим ограничением свободы на 2 года. Исковые требования брата погибшего Андрея Елесина и его жены Натальи Елесиной на возмещение 4,5 млн. рублей Нафиков попросил удовлетворить полностью.

Ситдиковы во время процесса были немногословны. В последнем слове оба просили прощения за убийство Елесина, заявив, что раскаиваются. Однако поведение в суде, а именно признания в том, что следствие оказывало на них давление, а также отказ от прежних показаний говорили не в их пользу. Кроме того, Фанис попытался вывести из-под удара правосудия старшего брата, заявив, что тот для убийства был слишком пьян. Адвокаты братьев Барышников и Альберт Гатауллин сделали ставку на то, что в смерти Елесина виновны низкая температура, заболевания рыбака, дикие животные, но только не действия их подзащитных.

Золотова судья верховного суда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *