До какого приватизация квартир?

«Сигнал принимать данный закон пришел от президента нашей страны Владимира Владимировича Путина, он услышал предложения всех фракций», — заявил перед голосованием спикер Вячеслав Володин. «Фракция ЛДПР высказывала это предложение, «Справедливая Россия» высказывала, КПРФ высказывала, «Единая Россия» высказывала и прорабатывала его в правительстве все последнее время», — отметил он. «Поэтому этот закон — труд всех депутатов всех фракций, мы выходим на консенсус по этому закону», — акцентировал внимание он.

Решение о бессрочной всеобщей приватизации — это консолидированная позиция президента РФ Владимира Путина, правительства и всех думских фракций, подчеркнул ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Он сообщил, что депутаты фракции «Единая Россия» за последнее время провели более двух тысяч встреч с избирателями и подробно обсуждали в том числе этот вопрос. В результате единороссы «пришли к единому мнению, что нужно снять ограничения по срокам и сохранить приватизацию жилья для всех категорий граждан», подтвердил он.

Для начала обратимся к закону.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а именно со ст.15 данного закона «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона».
Приватизация жилья военнослужащим — довольно сложный и трудоемкий процесс. Основная проблема заключается в следующем: в большинстве случаев военнослужащие получают жилое помещение, принадлежащее Министерству Обороны, заключая договора социального найма. Начиная процесс приватизации, человек может столкнуться с рядом проблем, например, отсутствие собственника дома, в котором проживает семья военнослужащих; или отсутствие управляющей компании; отсутствие технического паспорта. Кадастрового паспорта на квартиру и другими проблемами. Все это приводит к остановке самого процесса приватизации. Приватизация жилья предполагает два варианта передачи жилого помещения в собственность:
— каждый член семьи, участвующий в приватизации получает свою определенную долю в квартире;
-жилое помещение передается в собственность одному члену семьи.
Следует знать, что в заявлении, которое подготавливается на приватизацию, необходимо проставить подписи всех членов семьи военнослужащего, не забывая и про несовершеннолетних детей.
В случае возникновения каких-либо проблемных ситуаций, связанных с приватизацией, следует помнить, что возможна приватизация квартиры военнослужащим и любой жилой площади, находящейся в федеральной собственности, через суд. Таким образом не важно получил ли военнослужащий квартиру от Министерства обороны, федеральной службы охраны и ли другого федерального учреждения — решение о приватизации для военных служебных квартир принимает суд.
Для начала у военнослужащего на руках обязательно должно быть, либо Решение Федерального органа исполнительной власти, либо договор социального найма жилого помещения с министерством обороны либо другим федеральным ведомством, в соответствии с которыми, военнослужащему и членам его семьи было предоставлено в пользование жилое помещение — квартира. Если такой документ есть — считайте, полдела сделано.
Государство, в соответствии с действующем законодательством, обязано передать военнослужащему в собственность служебное жилое помещение. К договору социального найма необходимо приложить акт передачи жилого помещения или ордер на вселение, т.е. любой документ, подтверждающий предоставление «служебной квартиры» (постановление, распоряжение).
Также военнослужащему необходимо получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которая доказывает, что квартира действительно находится в собственности Российской Федерации. Право оперативного управления может быть не закреплено вообще, или принадлежать определенному госоргану ( в таком случае, в исковом заявлении необходимо просить прекратить это право оперативного управления).
Для прохождения военной приватизации необходимо получить послужной список.
Следующий шаг — необходимо грамотно составить исковое заявление в суд о признании за военнослужащим права собственности на служебную квартиру и оплатив госпошлину подать заявление в суд.
Также суду необходимо доказательство того, что военнослужащий не смог урегулировать вопрос о приватизации служебной квартиры в досудебном порядке.
Для этого военнослужащему необходимо обратиться с письменным заявлением в орган, в ведении которого находится служебная квартира. Представитель министерства обороны или федерального учреждения должен в письменном виде ответить военнослужащему, что процедура приватизации осуществима исключительно через суд.
Если квартира принадлежит Министерству обороны РФ, их ответ иначе называется как «Отказ Минобороны в Приватизации». Также в ответе министерства обороны может быть указано возражает ли этот орган против Ваших требований или поддерживает их. Если в ответе на обращение военнослужащего сказано, что возражает, пугаться не стоит, все решения о приватизации служебной квартиры или в отказе военной приватизации всё равно принимает суд.
Следующими документами, необходимыми для подачи иска в суд являются копия финансового лицевого счета с указанием общей и жилой площади квартиры и выписка из домовой книги. Для суда они будут служить доказательствами того, что в квартире действительно проживает военнослужащий и члены его семьи.
В случае, если в служебной квартире проживает человек, на которого военнослужащий не будет приватизировать квартиру, то ему необходимо дать заверенное нотариусом «согласие на приватизацию» этого жилого помещения (квартиры) за указанными людьми и свой отказ от права на приватизацию служебной квартиры. Копию этого документа необходимо также приложить к исковому заявлению в суд.
В случае бесплатной приватизации, военнослужащему необходимо будет доказать, что он ранее не учествовал в бесплатной приватизации. Для этого необходимо получить «справки о неприватизации» из паспортных столов всех районов, в которых Вы когда либо жили. В суд «справку о неприватизации» иногда предоставлять необязательно, ведь, если с Вами был заключен договор социального найма, значит Ваше участие в бесплатной приватизации уже проверило Минобороны РФ.
Технический паспорт (калька-план) на служебное жилое помещение (из ФФГУП «Ростехинвентаризация» (БТИ) — без постановки на кадастровый учёт будет служить доказательством того, что в служебной квартире не было проведено неузаконенных перепланировок. Также потребуется кадастровый паспорт на служебное жилое помещение.
Ну и конечно, военнослужащему потребуется сделать ксерокопии паспортов и свидетельств рождения детей.
Суд рассмотрит обращение военнослужащего и вынесет решение о том что данную квартиру можно «расслужебить»
Получив решение суда, военнослужащему необходимо зарегистрировать право собственности на бывшую служебную квартиру. Для этого ему потребуется — решение суда, кадастровый паспорт квартиры.
Государственная пошлина за регистрацию в Росреестре составит 2000 рублей.
С ЧЕМ СВЯЗАНЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ?
1. Первый этап приватизации
Для приватизации квартиры необходим договор передачи. Военнослужащий обращается в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» с просьбой его заключить.
2. Получение отказа
Заключение договора передачи квартиры в собственность с военнослужащим невозможно, поскольку Минобороны не наделило ФГКУ «СТУИО» МО РФ правом на приватизацию служебных квартир.
3. Обращение в суд
Военнослужащему не хватает документов для подачи в Росреестр и он не может получить свидетельство о собственности на квартиру. Что делать в этом случае? Единственным решением будет обращение в суд.
Какие документы необходимо собрать для иска в суд?
1. Копии паспортов всех участников приватизации
2. Нотариальный отказ от участия в приватизации от тех, кто прописан в квартире, но отказывается в ней участвовать
3. Справка формы 9 (числом не позднее 10 дней до подачи иска в суд)
4. Технический паспорт, технический план, кадастровый паспорт на квартиру
5. Договор социального найма
6. Письмо-отказ от ФГУ Министерства обороны от передачи квартиры в собственность граждан
7. Выписка из послужного списка военнослужащего
8.Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
9. Все справки, подтверждающие неучастие в приватизации по месту жительства, начиная с 1991 года. Это справки из БТИ до 1995 года. Выписки из ЕГРП Росреестра с 1995 года.
10. Выписка по форме 3 из ЕГРП по всей России (о наличии собственности)
11. Исковое заявление (составляли сами на основании примеров из интернета)
12. Квитанция госпошлины.
13. Копия доверенности ( если заявление подает доверенное лицо)
14. Выписка из послужного списка+ Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
15. Копии Свидетельства о браке (так как супруг отказывался от участия в приватизации)

ПРИВАТИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.А. Шебеко

Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматривается один из интереснейших процессов становления и развития нового института частной собственности в рамках переходной экономики постсоветского периода. Подробно анализируется типология приватизации, ее сущность и понятие. Учитывается специфика и особенности реализации, характерные для Российской Федерации.

Я рассчитывал, что процесс пойдет намного быстрее…

Даже не представлял себе, как сложны будут проблемы, связанные с приватизацией, и каким упорным будет сопротивление со стороны государственных предприятий.

Вацлав Гавел

За время построения демократического общества мы привыкли к деловым отношениям, к частной собственности, к частичной или полной свободе действий на коммерческом поле.

Привыкли мы и к слову «приватизация».

Сейчас уже не для кого не секрет, что с самого начала приватизация в России затевалась на лжи, обмане, красивых посулах и заведомо несбыточных перспективах, которые не сбылись и не могли сбыться в принципе.

Какие же цели, по мнению идеологов перестройки, преследовала приватизация государственного и муниципального имущества? Создание широкого слоя собственников? Повышение эффективности экономики? Повышение наполняемости бюджета за счет продажи госпредприятий?

Более двух веков назад известный английский экономист Адам Смит анализировал преимущества приватизации государственных (коронных) земель и утверждал: «В каждой великой монархии в Европе продажа земель, принадлежащих короне, могла бы принести очень значительную сумму денег. Эта продажа, если принять во внимание покрытие государственных долгов, дала бы значительно больший доход по сравнению с залоговыми операциями… Когда коронные земли станут объектом частной собственности, они в течение нескольких лет будут улучшены и хорошо культивированы» .

Очевидно, что это самый поверхностный и формальный критерий, который позволяет любой акт продажи (передачи) государственного имущества в частные руки в любую историческую эпоху отнести к приватизации.

Реально же мир заговорил о приватизации в современном ее понимании только в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Очевидно, что за современным понятием приватизации стоят совсем иные социально-экономические процессы и отношения, чем это имело место в Древнем Египте или Англии XVIII в. Гораздо важнее для понимания современной природы приватизации наличие общего и особенного в развертывании приватизационного процесса.

В 1980-е гг. в целом ряде государств (Центральная и Восточная Европа, Балтия) развернулся процесс приватизации государственной собственности, и к середине 1990-х гг. более восьмидесяти развитых и развивающихся стран приняли национальные программы сокращения государственного сектора и осуществления процесса приватизации. Бесспорным лидером выступила Великобритания (в 1970-1980-х гг.), которая последовательно осуществила приватизацию большей части принадлежавшей государству собственности .

В современном мире можно выделить, по меньшей мере, два типа приватизации, различие между которыми обусловлено наличием (отсутствием) системных преобразований с точки зрения перехода от одной конкретной системы хозяйства к другой.

Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой отношений собственности в пределах существующего социально-экономического уклада: в рамках уже существующей рыночно-конкурентной среды при наличии (доминировании) частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития экономики либо в рамках подавляющего господства государственной собственности и административно-командной системы управления экономикой. В контексте этого процесса (перестройка отношений собственности) практически во всех странах Запада произошла серьезная переоценка места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике, нашедшая свое выражение в процессах приватизации 1980-1990-х гг. Это явление стало характерным не только для большинства стран Западной Европы с традиционно высоким уровнем экономического развития (Англия, Франция), но и для таких стран, как США, Япония, Швейцария, в которых удельный вес государства в масштабах экономики был сравнительно невелик.

Второй тип приватизации связан с распадом мировой социалистической системы и с начавшимися системными преобразованиями в экономике бывших социалистических стран, в первую очередь в России и в странах Восточной Европы. Основное содержание этого процесса составил переход от административно-командной (плановой) системы хозяйства к системе, основанной на рыночных принципах хозяйствования (децентрализация управления, частная собственность, конкуренция).

В рамках этого типа приватизация играет совершенно иную роль. Здесь ей отводится место своеобразного «рычага реформ», способного создать условия для качественного скачка в иной общественно-экономический уклад.

Хорошо известно определение приватизации как процесса продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. В определенном смысле близким для такой трактовки приватизации является понятие «денационализация».

Некоторые исследователи в понятие «приватизация» также включают и процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса госпредприятия. Близким такой трактовке в значительной мере является понятие «разгосударствление».

Такая, более широкая, трактовка, скорее, типична для приватизационной техники стран Запада и не принимается всерьез (как метод приватизации) российскими идеологами. Вместе с тем можно с определенной степенью условности говорить

о наличии такого «разгосударствления» в России уже начиная с 1987-1988 гг.

Если же рассматривать приватизацию как важнейший элемент системных преобразований в переходной экономике, то такого определения будет недостаточно. Представляется необходимым ввести «системное» определение приватизации как относительно длительного (сопоставимого по времени со всем периодом перехода) системообразующего явления, для которого принципиальны два параллельных процесса.

С одной стороны, происходит постепенное самоустранение государства от тех функций субъекта (регулятора) отношений собственности, которые несвойственны ему в системе рыночно-конкурентного хозяйства. Соответственно, происходит сужение или изменение возможностей государства как субъекта имущественных отношений по экономической реализации соответствующих прав.

С другой стороны, это созидательный процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и институциональных структур, без которых невозможна в полной мере экономическая реализация института частной собственности. В первую очередь, это частный и частно-корпоративный секторы экономики; устоявшаяся система корпоративного контроля (управления), прямо связанная со сложившейся и стабильной структурой собственности; рынок ценных бумаг как важнейший механизм перераспределения прав собственности и мобилизации инвестиционных ресурсов; система институциональных негосударственных инвесторов.

Очень важно иметь в виду, что этот созидательный процесс в условиях переходной экономики (на первых этапах ее развития) может развиваться только как вторичное явление вслед за самоустранением государства. Другими словами, образующиеся институты на первых порах лишь пассивно заполняют ниши, которые оставляет государство.

В современной литературе нередко можно встретить точку зрения, в соответствии с которой «приватизация открыла путь к свободному предпринимательству, а значит, дала потенциальную возможность каждому гражданину реализовать себя в сфере экономической деятельности» .

В общем случае сущность приватизации заключается не только в изменении формы собственности и субъекта права собственности на то или иное имущество. Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников в новой системе хозяйственных и социальных отношений.

Отечественной правовой науке понятие приватизации не было известно до конца 1980-х гг. Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, однако особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось. Например, Петр I одним из своих указов передал в частные руки около 30 промышленных предприятий, и такого рода «передачи» имели место от случая к случаю вплоть до 1917 г. .

Такие исследователи, как В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский, под приватизацией предприятия понимали не только «инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления», но и «происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала» .

В мировой практике термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.).

Понятие «приватизации» в качестве юридического термина появилось в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 . Под приватизацией, согласно ст. 1 указанного Закона, понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.

Приведенное понятие содержало в себе ряд недостатков, среди которых можно выделить следующие:

— неоправданное ограничение круга лиц, являвшихся приобретателями государственного имущества;

— использование неюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.);

— отсутствие указания на возмездность отношений собственности, связанных с приватизацией государственного имущества.

В ст. 217 Гражданского кодекса РФ 1994 г. под приватизацией государственного и муниципального имущества понималась передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Развитие законодательства о приватизации, начавшееся в 1997 г., изменило и легальное определение приватизации. Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-Ф3 , существенно изменившего понятие и условия приватизации. Указанный Федеральный закон в ст. 1 закреплял, что «под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц» .

Действующее в настоящее время законодательство понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ) .

Развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависит от ситуации в стране; от экономических целей, которые преследует государство,

отчуждая свое имущество. И способы осуществления такого отчуждения (т.е. способы приватизации) неразрывно связаны с целью приватизации.

Ситуация, в которой проводилась приватизация в России, кардинально отличалась от тех процессов и условий, в которых приватизация осуществлялась в развитых государствах (например, в Великобритании в 1980-х гг.). Поэтому мировые стандарты неприменимы к России 1990-х гг. и позже, даже несмотря на тот факт, что в российской приватизации активное участие принимали специалисты Всемирного банка и Международного валютного фонда (американцы А. Шлейфер, Р. Вишна и швед А. Ослунд) .

Принято думать, что «приватизация по-русски» — это детище правительства и, в частности, Ельцина, которое увидело свет в 90-х гг.

Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назрела еще в конце 60-х гг. Но все попытки реформирования были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью не только лишь один бюрократический аппарат, но и всю политическую систему в целом. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 г. М.С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно необдуманность его решений привела к провалу перестройки.

Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 г., когда Съездом КПСС был утвержден Закон «О приватизации и денационализации государственной собственности». Но, опять-таки, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991 г., благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав над общественными. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

При анализе особенностей приватизации в России следует исходить из того, что она представляет собой не просто процесс перехода собственности на активы существующих государственных предприятий, финансовых ресурсов в частный сектор, но и создание условий для возникновения частных капиталов, для увеличения всеми возможными способами (как официальными, так и неофициальными) доли частного сектора в совокупных активах и национальном продукте страны.

Сказанное в полной мере относится и к приватизации муниципальной собственности, составляющей важное направление и структурную часть общего приватизационного процесса.

Вместе с тем процессу приватизации еще очень далеко до завершения. Цели, которые преследовались авторами концепции приватизации, не были достигнуты даже по формальным показателям .

С натяжкой можно сказать, что завершился только один из этапов приватизации, на котором закончилось формирование ее материальной основы и относительно «пригодной» правовой базы.

С самого начала одним из необходимых условий успеха проводимых преобразований являлась их легитимность, которая должна была лечь в основу своеобраз-

ной системы мер, предполагающих, во-первых, законность в принятии политических решений о приватизации; во-вторых, наличие стабильной и внутренне непротиворечивой системы нормативных актов, регулирующих процесс приватизации, основанной на признании верховенства закона; в-третьих, строгое следование предписаниям правовых норм субъектами приватизации.

Но, увы, всего этого не было.

Итогом приватизации «по-русски» на настоящем этапе стало развитие не классической частной собственности и уж тем более не современной частной собственности с определенными социальными коррекциями, характерными для ряда развитых европейских стран, а становление собственности, имеющей номенклатурнокорпоративное содержание, с большой долей государственного вмешательства в процесс и являющейся частной лишь по форме.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Бунич А.П. Осень олигархов: история приватизации и будущее России. — М.: Яуза: Эксмо, 2005. — 443 с.

3. Емельянов A.B. Приватизация и свобода предпринимательства // Гражданин и право. — 2006. — № 2.

4. Законодательство Петра I / Под ред. Клеандрова В.М. и др. — М.: Юридическая литература, 1997. — 878 с.

5. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций. — М., Статут, 2000. — 91с.

6. Петти В., Смит А., Рикардо Д. Классика экономической мысли. — М., ЭКСМО-пресс, 2000. — 894 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Основы экономической теории / Под ред. Николаевой И.П. — М.: ЮНИТИ, 2001, —231 с.

9. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 27.

10. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-Ф3 (с изменениями от 23 июня 1999 г., 5 августа 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997.

11. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002.

PRIVATIZATION: CONCEPT, TYPOLOGY AND FEATURES OF REALIZATION IN MODERN RUSSIA

V.A. Shebeko

Последняя дата подачи заявления — 28 февраля, рассказали в минстрое. После этой даты стать официальным хозяином своих квадратных метров можно будет только одним способом — выкупив их у государства по рыночной цене. В народе уже назвали это «платной приватизацией».

Но не исключено, что это правило будет действовать не для всех. Программу по бесплатному оформлению жилья в собственность хотят продлить для трех категорий граждан. Законопроект с таким предложением Госдума приняла в первом чтении на прошлой неделе.

Первая категория — жители Крыма и Севастополя, где до сих пор не закончилась инвентаризация жилищного фонда. Вторая — жильцы аварийных домов, которым сегодня запрещено приватизировать опасные квартиры (но есть шанс оформить в собственность новую квартиру). Третья — дети-сироты, в силу возраста не успевшие получить жилье от государства. А также те, у кого не окончился срок действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения. Первые две группы смогут получить в собственность квадратные метры до 2020 года, для сирот планируют предусмотреть бессрочное право на приватизацию.

Между тем, по мнению экспертов «Российской газеты», в этот список необходимо также включить очередников. Тех, кто встал в жилищную очередь давно, но до сих пор не получил своих квартир. Полный перечень россиян, для которых продлят приватизацию, депутаты обещали подготовить ко второму чтению законопроекта.

Программу хотят продлить для жителей Крыма и Севастополя, жильцов аварийных домов и детей-сирот

Напомним, бесплатная приватизация жилья в России была запущена в 1992 году. Это уникальная по своей сути программа, аналогов которой нет во всем мире. Ее рассчитывали завершить еще в 2007 году с принятием нового Жилищного кодекса, но после этого завершение программы неоднократно откладывалось. В прошлом году позицию правительства по этому вопросу обозначил премьер-министр Дмитрий Медведев, заявив, что бесплатная приватизация не может продлеваться бесконечно. Иначе в стране никогда не будет ни арендного жилья, ни маневренного фонда, куда можно было бы в срочном порядке переселять жертв техногенных катастроф или стихийных бедствий.

Да и зачем продлевать программу? Все, кто хотел оформить жилье в собственность, уже давно это сделали. За двадцать четыре года жилье приватизировали более 30,6 миллиона человек, и теперь в частных руках находится 93 процента жилого фонда России. Ни в одной стране мира нет столько собственных квартир! Естественно, что Госдума отклонила сразу четыре альтернативных законопроекта, которыми предлагалось продлить бесплатную передачу жилых помещений в собственность для всех категорий граждан.

Эксперты «РГ» с этим полностью согласны. По мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, программу действительно надо завершать и все силы бросить на развитие программы некоммерческого найма. «Надо использовать не только муниципальное жилье, но и частный сектор. При этом надо подумать над субсидированием платы за наем», — ранее отметила Разворотнева.

Так что февраль 2017 года точно последний месяц действия программы. В течение 28 дней документы можно подать в офисах Росреестра, Федеральной кадастровой палаты или многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы». Сама приватизация бесплатная, но придется заплатить госпошлину за оформление документов — 2 тысячи рублей. По закону общий срок государственной регистрации прав составляет 10 рабочих дней.

Собственник жилья получает право продать его, подарить или завещать. Однако у него сразу появляются и обязанности — ежегодно платить налог на имущество и делать взносы за капитальный ремонт.

Кстати, желающих приватизировать квартиру уже не так много. Росреестр в 2016 году зарегистрировал почти на 40 процентов меньше бесплатно приватизированных квартир, чем в 2015 году. Если в позапрошлом году таких было более одного миллиона, то в прошлом — всего 600 тысяч.

Описание

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда.

Кто может приватизировать жилое помещение

Право на приватизацию имеют граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда на условиях социального найма.

Каждый гражданин имеет право на приватизацию жилого помещения один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию после достижения ими совершеннолетия.

Какие помещения не подлежат приватизации

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения.

Возникновение права собственности

Право собственности на жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений в порядке приватизации, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, внаем эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, несут бремя содержания таких жилых помещений: платят налоги, взносы на капитальный ремонт.

До какого приватизация квартир?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *