Административные правонарушения примеры

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

— специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

— особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

— вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

— мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

— цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Предыдущая

А.В. Пешехонов

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

THE NOTION AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE INFRACTION IN THE SPHERE OF CONSUMER-ORIENTED

В данной статье автор дает понятие и раскрывает признаки административных правонарушений в сфере потребительского рынка.

Значительное место среди правонарушений в сфере предпринимательской деятельности занимают правонарушения на потребитель -ском рынке. В литературе под потребитель -ским рынком понимаются «социально —

экономические отношения, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потребителям». Желание выяснить сущность чаще всего встре -чающихся правонарушений в обществе, понять их природу, состав и, самое главное, опреде-лить административно-правовые средства и способы предупреждения и пресечения данных правонарушений сотрудниками органов внутренних дел и послужило основанием написа-ния данной статьи. Потребительские правона-рушения были выбраны не случайно, а именно потому, что эти правонарушения просты, эти правонарушения понятны и ясны (каждый че -ловек является потребителем и в любом случае может поставить себя на место любого потребителя во многих ситуациях) эта тематика ин -тересна, так как многие желают знать, где и как их могут обмануть, и поэтому хотелось бы избежать неблагоприятных последствий.

Административным правонарушением в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Хотя глава 2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», в статье 2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки. Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей главы 1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответст-

венностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.

Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (наличие совершённого деяния, противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Признаками административного правонарушения, совокупность которых позволяет квалифицировать деяние в качестве административного правонарушения, являются следующие:

Часть правонарушений в сфере предпринимательской деятельности совершается в форме бездействия, уклонения от совершения обязательных действий — это, например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1); отказ от контррекламы (ст. 14.3); непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8); неисполнение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании юридического лица банкротом (ч. 2 ст. 14.13).

В диспозициях некоторых статей главы 14 КоАП РФ сформулировано сразу несколько самостоятельных составов правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме действий, так и в форме бездействия. Таковыми, например, являются диспозиции ч. 2 ст. 14.23 — заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом , а равно неприменение последствий прекращения его действия, ч. 3 ст. 14.25 — непредоставле-ние, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом.

2. Противоправность деяния (деяние запрещено КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях). Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, например осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в установленном порядке. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государствен -ной регистрации в уполномоченном государственном органе. Общие правила государствен -ной регистрации индивидуальных предприни-мателей и юридических лиц содержатся в ст. 2, 51, 52 ГК РФ. Предпринимательская деятель -ность без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудо-вая деятельность. Осуществление предприни -мательской деятельности без регистрации за -прещено, и статья 14.1 КоАП РФ вводит адми -нистративную ответственность за осуществле -ние предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специ-ального разрешения (лицензии).

Противоправными также признаются определённые действия, совершенные без применения контрольно-кассовых машин.

Противоправность этого деяния возникла не вдруг. Она, можно сказать, является результатом глубокого анализа ранее действовавших норм об ответственности за проступки, связанные с обязанностью применения контрольно-кассовых машин, и практики применения этих положений.

Если проанализировать нормы об ответственности, связанные с использованием контрольно-кассовых машин (применением или неприменением), которые содержатся в новом Кодексе и законодательстве, действовавшем до него, на первый взгляд, можно прийти к выводу о резком сокращении составов административных правона-

рушений в этой сфере. Действительно, Кодексом напрямую предусматривается ответственность только за неприменение контрольно-кассовых машин. В ранее действующей редакции закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчётов с населением» содержались и другие составы: в частности, за использование неисправной контрольно-кассовой машины, за невыдачу чека или выдачу его, но с указанием суммы менее уплаченной.

Однако серьезное изучение правового существа данных проступков показывает, что они представляют собой нарушение либо прав потребителей, либо фискальных интересов государства. Ответственность за такие деяния в КоАП РФ также предусмотрена, но в других статьях. Она не яв -ляется узко связанной с применением контрольно-кассовых машин, поскольку такие правонарушения могут совершаться как с использованием любых технических средств, так и без их применения. Их юридическая квалификация от этого не изменится. В частности, ст. 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обман потребителей, который выражается в обмеривании, обвешивании, обсчете или в ином обмане в сфере торговли, оказания услуг. Использовались ли при этом либо для этого контрольно-кассовые машины, весовое оборудование, мерная посуда или другие технические средства или подобный обман был допущен без их применения — для квалификации такого проступка значения не имеет.

3. Наличие вины (отношение лица к совершенному им деянию) в форме умысла или неосторожности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности совершаются в большинстве своем умышленно. Речь идет о таких правонарушениях, как, например, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ); продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ); обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ).

Так, например, виновным признаётся совершение действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб. Обман характеризуется тем, что в результате противоправных действий продавца чужое имущество переходит в его владение. Незаконная нажива продавцом осуществляется путем обмеривания, обвешивания, обсчета или иного обмана потребителей в магазинах, на других предприятиях, реализующих товары или оказывающих услуги

населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенных в небольшом размере.

Перечень способов, указанных в ст. 14. 7 КоАП РФ, не является исчерпывающим, и норма является бланкетной; в необходимых случаях следует руководствоваться правилами продажи товаров. Бланкетный характер нормы приводит к значительному затруднению квалификации правонарушения и дублированию юридических составов. Так, введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) связано с непредставлением необходимой и достоверной информации. Однако нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.14.5 и 14.8 КоАП РФ. Очевидно, в этих условиях введение в заблуждение путем недостоверной информации следует квалифицировать по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, прямо предусматривающей данное противоправное деяние.

В ст.14.7 КоАП РФ не указывается размер ущерба, причиненного потребителю, однако, как вытекает из содержания данной статьи, он предполагается: не свыше одной десятой части минимального размера оплаты труда. Если он превышает одну десятую часть минимального размера оплаты труда, это влечет уголовную ответственность виновного.

Тем не менее, определенная категория административных правонарушений в указанной области может совершаться и по неосторожности — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце (ст. 14.5 КоАП РФ); несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов (ч. 2 ст. 14.20 КоАП РФ).

4. За совершение деяния предусмотрена административная ответственность, и деяние не влечет уголовной ответственности.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской, материальной и дисци -плинарной — один из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административная ответственность — это реализация административно -правовых санкций, применение уполномоченным органом (должно -стным лицом) административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми

регулируются многообразные аспекты деятельности органов исполнительной власти в различных отраслях и сферах Административной ответственности присущ всеобщий характер, то есть её нормы и правила обязательны для всех без исключения. Лица, нарушившие нормы Кодекса об административных правонарушениях, подлежат административной ответственности и не могут быть наказаны по аналогичным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, по статьям: 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), 176 УК РФ (незаконное получение кредита), 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака), 182 УК РФ (заведомо ложная реклама), 189 УК РФ (незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве), 196 УК РФ (преднамеренное банкротство), 197 УК РФ (фиктивное банкротство). Указанные преступления в отличие от административных правонарушений характеризуются наличием различного рода опасных последствий (причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, иные тяжкие последствия), неоднократностью деяния и тому подобное.

5. К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП РФ законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Общественная опасность деяния (в меньшей степени, чем при совершении преступлении), заключается в нанесении вреда личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, обществу и государству (объекты, охраняемые законодательством об административных правонарушениях и перечисленные в ст. 1.2 КоАП РФ) или угрозе нанесения такого вреда.

Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям, как утверждают некоторые ученые -административистъг, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, преднамеренным банкротством — правонарушением в соответствии с ч. 2 ст.14.12 КоАП РФ признается умышленное создание или увеличение неплатёжеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, но если, то же деяние будет совершено с причинением крупного ущерба

либо иных тяжких последствий, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 196 УК РФ.

Для некоторых правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать, например, имущество, бухгалтерские и иные учетные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 14.13 — неправомерные действия при банкротстве), единый государственный реестр юридических лиц (ст. 14.25 — нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц).

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юриди -ческих признаков — необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров А.В. Видовое разнообразие и квалифицирующие признаки субъектов административных правонарушений в области предпри-нимательской деятельности / А.В. Федоров // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей РЮИ МВД России: сборник научных трудов. Часть II. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2004.

3. Федоров А. В. К вопросу об органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области предприни -мательской деятельности / А.В. Федоров // Правовая политика : сб. тезисов Всероссийской научно-теоретической конференции. Ч. II: При -оритеты и направления правовой политики России. — Ростов н/Д.; Таганрог, 2005.

4. Денисенко В.В. Административные наказания, предусмотренные за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.В. Денисенко, А.В. Федоров. — Ростов-н/Д., 2005.

5. Федоров А.В. Особенности нормативного закрепления объективной стороны административных правонарушений в области предприни -мательской деятельности / А.В. Федоров // Сборник научных трудов Ставропольского государственного университета. — Ставрополь, 2005.

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Административные правонарушения примеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *