Общественное движение в России

Общественные движения в России

  • Общественно-политические движения в РФ
  • Российские молодежные общественные объединения

Общественно-политические движения в Российской Федерации

На постсоветском пространстве в 1980-х гг. появились такие массовые политические движения, как польская «Солидарность», чешский «Гражданский форум», «Демократическая Россия» в РСФСР. Аналогичные движения и организации образовались в других бывших республиках СССР. Увеличение числа общественных движений в России, по мнению профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД РФ Л.Ф. Шевцовой, является «одной из важнейших предпосылок движения общества к нормальному и цивилизованному состоянию» (Шевцова, 1998, С. 321). Также следует отметить, что в условиях политического многообразия и постоянного движения интересов расширяются возможности выживания малых групп и увеличивается относительная свобода действий индивидов. Данный процесс, по мнению К.С. Гаджиева, «находит отражение в возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-политических движений, организаций и объединений» (Гаджиев, 1999, С. 123) и после 1989 г. данный процесс стал постепенно доминировать в политической жизни России. Совокупность такой политической активности рассматривается как система прямых, не опосредованных выборами связей между группами интересов и органами власти (Руденко, 2003, С. 41).

Правовые основы деятельности общественных объединений в Российской Федерации составляют Конституция РФ (п.п.4-5 статьи 13, п.п. 1-2 статьи 30), п.п. 1-3 статьи 117 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «Об общественных объединениях», другие федеральные законы об отдельных видах общественных объединений. Указанные федеральные законы регулируют содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, а также статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется статьёй 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целях).

Среди известных российских социально-политических движений следует выделить такие, как: «За права человека» (исполнительный директор Л.А. Пономарев) и «Другая Россия» (лидеры Г. Каспаров и Э. Лимонов). Современная российская политическая жизнь также представлена молодёжными политическими организациями различных направлений: проправительственными «Идущие вместе» и «Наши»; молодёжными отделениями оппозиционных политических партий: «Лига справедливости» (Партия «Справедливая Россия»), «Молодёжное Яблоко» (Партия «Яблоко»), «Соколы Жириновского» (ЛДПР), «Преемники» (ДПР); «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации» (КПРФ); внепартийными демократическими молодёжными движениями и организациями: «Демократическая альтернатива» («ДА!»), «Молодёжная общественная палата».

Неотъемлемым элементом политической жизни России стал политический плюрализм, существование групп интересов и объединений, выражающих различные взгляды на политику правительства Российской Федерации, что, по мнению профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД РФ Л.Ф. Шевцовой, является одной из важнейших предпосылок движения общества к цивилизованному состоянию. Также следует отметить, что в условиях политического многообразия расширяются возможности групп и увеличивается относительная свобода действий индивидов. Среди наиболее значимых российских социально-политических движений следует выделить такие, как: «Развитие предпринимательства», «Демократическая альтернатива» («ДА!»).

Политическая жизнь России эволюционировала от тоталитарного режима к политическому плюрализму, в российской политике сформировались и прошли процесс институционализации объединения, имеющие различные программы социальной и экономической политики. Однако в настоящее время в современной России не получили большого развития общественные организации, такие как, благотворительные учреждения, культурные, этнические, религиозные организации, которые могли бы эффективно представлять интересы широких слоёв общества в российской политике. Следует также отметить, что для развития российских институтов представительства интересов огромное значение имеет дальнейшая демократизация общества.

ЛИТЕРАТУРА

Российские молодежные общественно-политические объединения и движения как составная часть гражданского общества

Недетская заметка

Политическая активность лидеров в российских общественно-политических движениях в 1990-е гг. и в начале XXI в. выявила многочисленные слабости, присущие некоторым начинающим лидерам объединений и движений, находящихся в периоде становления: политическую неопытность, склонность части молодых лидеров отдельных общественно-политических объединений и движений проявлять политическую активность не по существу функциональной деятельности данных объединений и движений, а стремиться выделиться по более или менее яркой форме их публичных выступлений.

В системе современного российского гражданского общества весьма динамично развивается и всё более успешно функционирует сфера политических и неполитических общественных объединений и движений, в том числе и в сфере молодёжной проблематики. Между тем, российская политология и социология осуществляют лишь первые шаги в исследовании этого феномена. Поэтому дальнейшие социологические и политологические исследования феномена молодёжных общественно-политических объединений и движений должны дать ответ на следующие вопросы: «Какую роль в становлении и развитии российских молодёжных общественно-политических организаций и движений должно сыграть государство, а какую институты гражданского общества?», «Какими характеристиками должны обладать российские молодёжные общественно-политические объединения и движения?»

Для дальнейшего исследования процесса становления и развития молодёжных общественно-политических объединений и движений в современной России как составной части гражданского общества необходимо разрешить сложные для социологии и политической науки теоретические проблемы формулировки основных положений концепции участия в молодёжных общественных и политических объединениях и движениях как фактора карьерного роста в качестве методологической основы анализа процессов формирования гражданственности современной российской молодёжи.

Минюст разработал поправки к закону «Об общественных объединениях» об обязательной регистрации не имеющих юридического лица некоммерческих объединений. Без включения в новый реестр такие НКО будут лишены прав общественных объединений, включая использование наименования, проведение собраний и митингов и распространение информации о своей деятельности. Эксперты считают идею Минюста репрессивной по отношению к гражданскому обществу.

Уведомление о разработке нового законопроекта о регулировании деятельности общественных объединений Минюст опубликовал 25 декабря, его публичное обсуждение практически совпало с новогодними каникулами и завершилось вчера. Минюст объяснил инициативу «отсутствием актуальных систематизированных сведений об общественных объединениях, не являющихся юрлицами» — в том числе о полном наименовании, руководителях и месте нахождения. Эти сведения, по версии Минюста, необходимы для подачи заявлений в суд «о возмещении причиненного вреда в рамках гражданского судопроизводства» и «о запрете деятельности» таких объединений.

Такие некоммерческие организации, подчеркнул Минюст, «пользуются правами, предусмотренными законом «Об общественных объединениях», и несут предусмотренные законодательством обязанности». Право граждан на объединение предусмотрено Конституцией, при этом по закону «Об общественных объединениях» к ним относятся политические партии, организации, в том числе религиозные, а также общественные движения, учреждения, фонды и органы общественной самодеятельности. Такие НКО, согласно ч. 2 ст. 27 закона, имеют право использовать наименование, распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации и пикеты, защищать интересы своих членов в органах власти и выступать с инициативами в уставных целях.

Но для создания общественного объединения в соответствии с законом у него должен быть сформирован устав и избрано руководство.

Новый законопроект еще не опубликован. Как сообщили «Ъ” в Минюсте, в случае его принятия он вступит в силу после девяти месяцев со дня официального опубликования. С этого момента незарегистрированные объединения без юрлица будут обязаны размещать в интернете «уведомления о создании и сообщения о продолжении своей деятельности». Объединения, которые будут созданы до дня вступления поправок в силу, должны будут не позднее 1 февраля следующего года разместить в интернете или представить в Минюст сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок уведомлений установит Минюст. В ведомстве уточнили, что объединения будут обладать предусмотренными для них законом «Об общественных объединениях» правами лишь после размещения уведомления, а неисполнение этой обязанности повлечет их прекращение — то есть фактически запрет на дальнейшую деятельность. Напомним, аналогичный механизм был предусмотрен при введении реестра НКО — «иностранных агентов», после чего ряд подпадавших под эти требования НКО отказались от статуса юрлица.

На вопросы «Ъ”, какие конкретно случаи послужили поводом для разработки проекта, а также в чем заключались связанные с ними проблемы при подаче в суд заявлений Минюста и иных лиц, в ведомстве не ответили. При этом пленум Верховного суда (ВС) в конце 2016 года принял постановление №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами». ВС разъяснил порядок и процедуру ликвидации таких объединений, отметив, что Минюст не вправе подавать административный иск о запрете религиозной группы, если ее руководитель не подал уведомление о начале ее деятельности. По иску прокуратуры ВС в 2011 году запретил незарегистрированную «Армию воли народа», признав ее экстремистской организацией. Об обращениях граждан в суды против таких объединений в постановлении пленума не говорится.

По мнению старшего юриста «Команды 29» Макса Оленичева, «новый реестр станет очередным инструментом давления на гражданское общество». «Ситуация, когда общественные организации стараются работать без госрегистрации,— адекватная реакция на работу в условиях авторитаризма. За последние шесть лет государство зачистило поле гражданской активности среди зарегистрированных НКО, но у него отсутствуют эффективные механизмы контроля деятельности незарегистрированных организаций»,— говорит он. Эксперт напомнил, что, например, в Санкт-Петербурге в 2014 году прокуратура по заявлению одного из депутатов заксобрания проводила проверку незарегистрированного Фонда Иофе, который осуществлял проекты в области сохранения исторической памяти о репрессированных после признания центра «Мемориал» «иностранным агентом». В 2012 году был создан Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие, который не стал регистрироваться в госреестре, но проводит публичные акции, а незарегистрированное движение «Весна», например, проводило акцию на мосту Кадырова накануне рассмотрения Конституционным судом дела о чечено-ингушской границе.

Адвокат Иван Павлов отмечает, что сам закон «Об общественных объединениях» — несовременный. «Общество научилось справляться без официального статуса, чтобы реализовать без регистрации некоммерческие инициативы, которые государству не нравятся,— сказал он «Ъ”. «Это, конечно, продолжение закручивания гаек. Объединения защиты прав потребителей или борцов с точечной застройкой и мусорными полигонами функционируют без госрегистрации, реализуя ст. 31 Конституции»,— говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук считает, что «в группе риска» окажутся в том числе религиозные группы, а за введением нового реестра последует распространение на незарегистрированные НКО закона об «иностранных агентах». Юридический директор «Мемориала» Кирилл Коротеев не исключает, что неисполнение новых требований может повлечь дополнительные меры — например, штрафы за неуведомление об отсутствии юрлица: «Это позволит госорганам зарабатывать отчетность на группах любителей обсудить Толстого за пятничным чаем».

Анна Пушкарская

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

«Сердца ПОКОЛЕНИЙ”

Ветераны являются главными свидетелями и участниками истории Советского государства и современной России. Их детство прошло во время коллективизации страны, юность в годы первых пятилеток, молодыми они участвовали в боевых операциях Красной армии в предвоенные годы. Они защищали Родину в жестокой войне с фашистами и освобождали с боями оккупированные города и села России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских республик. Именно советские воины принесли освобождение народам Европы от фашизма!

В мирные послевоенные годы фронтовики поднимали разрушенное народное хозяйство, строили заводы гиганты, руководили фабриками и колхозами, учили в школах и институтах будущих космонавтов, воспитывали Героев Социалистического труда и известных передовиков производства.

А теперь наступило время, когда мы должны помочь им, окружить заботой и обеспечить достойную старость. Ведь даже в настоящее время условия их жизни достаточно тяжелы, поэтому они очень нуждаются в нашей поддержке.

Общественное движение в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *