Бюджетные места

Система поступления в вузы на сегодняшний день такова, что с окончательным выбором учебного заведения приходится определяться уже после того, как вас зачислили, например, в 4 вуза из 5. При этом в двух на платное обучение, а в двух — на бесплатное. Первый порыв — идти получать бесплатное образование. Однако не всё так просто.

Итак, предстоит сделать выбор: на платное или бесплатное обучение соглашаться. Не всё так однозначно, как кажется. Давайте попробуем беспристрастно оценить плюсы и минусы как платного, так и бесплатного образования в нашей стране, а потом уже сделать вывод.

Платное образование

Получение платного образования означает лишь то, что вы будете оплачивать своё обучение. Источников финансирования несколько:

  • собственные деньги — многие именно так и делают: работают, чтобы оплатить собственное обучение;
  • деньги родителей — это удел вчерашних школьников, которые прямо со школьной скамьи пересаживаются на студенческую;
  • деньги спонсоров, в качестве которых выступают чаще всего работодатели, пытающиеся таким образом удержать ценного сотрудника в своей организации;
  • кредит — набирает популярность и делает платное образование практически общедоступным.

Плюсы платного образования:

  1. легко поступить (в любом случае — легче, чем на бесплатное);
  2. фиксированные платежи — заплатив положенное за обучение, не приходится раскошеливаться на непредвиденные расходы;
  3. знания на высоком уровне (если вуз хороший, конечно).

Минусы платного образования:

  1. легко вылететь, ведь платное обучение не освобождает от сдачи сессий, а тут зависит не от уровня денег, а от знаний;
  2. тяжело учиться, если вы поступили в вуз, весьма требовательный к знаниям студентов, а школьная база у вас маловата;
  3. некачественное образование (если угораздило попасть в слабый вуз, который не обучает, а лишь выдаёт дипломы).

Главное заблуждение о платном образовании: раз платишь деньги, тебя не исключат — ведь вузу ты важен как источник финансирования. На самом деле это не так. Деньги, полученные за «платников» не аккумулируются в самом вузе, а поступают в Минобрнауки, а потом возвращаются вузам в качестве процентов. Сумма процентов может оказаться гораздо меньше проблем, создаваемых студентом и тогда его исключат без сильных раздумий.

Бесплатное обучение

Вы взрослые люди и понимаете, что бесплатного образования не бывает, ведь обучение требует зарплаты преподавателям и материально-технической базы, как минимум. Затраты на обучение выделяет государство. То есть, бесплатное обучение — только для вас бесплатное, вы учитесь за счёт государства.
Плюсы бесплатного образования:

  1. бесплатное;
  2. качественное (если повезло попасть в достойный вуз).

Минусы бесплатного образования:

  1. платить всё равно приходится (за учебники, факультативы, дополнительные занятия) и иногда эти расходы сравнимы с расходами на платное обучение;
  2. скудная материально-техническая база (государственное финансирование к шику не располагает).

Основной миф о бесплатном образовании: если учишься бесплатно, то априори получаешь качественное образование. Образование зависит не от способа оплаты, а от степени желания студента поглощать знания.

Так что же лучше?

Чтобы сделать окончательный выбор, попробуйте провести простой анализ ситуации, найдите ответы на 3 вопроса:

  1. Во сколько мне реально обойдётся обучение в этом вузе?
  2. Каковы материально-техническая база вуза и преподавательский состав?
  3. Я действительно хочу получить именно эту специальность?

Ответив на эти вопросы, вы без труда выберете для себя оптимальное образование, без оглядки на то — платное оно или нет.

Теги

Бюджетное отделение – это форма обучения в вузе или ссузе, при которой учеба студента оплачивается за счет средств государственного бюджета.

Любой гражданин России имеет право на бесплатное образование (любого уровня), если он получает его впервые.

Чтобы поступить на бесплатное отделение, абитуриенту необходимо набрать необходимое количество баллов. Проходной балл зависит от количества бюджетных мест на факультете, от числа абитуриентов, подавших заявление, и от их баллов. Вне конкурса на бюджет имеют право поступить обладатели различных льгот и участники олимпиад.

Студены бюджетных отделений, показывающие хорошие результаты в учебе и сдающие сессии на «хорошо» и «отлично», получают стипендии.

В государственных вузах обучаться бесплатно можно и очно, и заочно, на любой ступени образования (бакалавр, магистр, аспирант). Однако сегодня среди негосударственных вузов уже есть такие, где студенты имеют возможность учиться бесплатно.

После революции 1917 года образование в нашей стране стало бесплатным и общеобязательным. Но уже через 7 лет по политическим причинам в вузах назначили плату за обучение. А с 1954 года все ступени образования в СССР снова стали бесплатными. В 90-х годах в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы, а в государственных учебных заведениях начали открывать платные отделения. Обучение иностранцев в царской России и в СССР было бесплатным.

По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

На бакалавриат я поступала в 2014 году после окончания 11 класса и передо мной, как и перед всеми, сразу встал вопрос, где продолжить своё обучение. Многие уже давно для себя решили, кем хотят стать и куда пойдут учиться, оставшаяся же часть в панике начинает метаться от одного учебного заведения к другому. Тогда, как и сейчас, можно было подать документы в 5 ВУЗов на 3 направления (бакалавриат) и в 3 ВУЗа на 2 направления (магистратура). Большинство, даже те, кто точно знают, куда хотят и что хотят, стараются использовать свои возможности по-максимуму и скорее всего подают документы в максимальное количество ВУЗов (на всякий случай!). Поэтому, не пугайтесь, если вдруг в списках подавших заявление вы окажетесь далеко не первым и даже не в середине. Эти списки мало о чем могут сказать, так как у абитуриентов, числящихся выше вас, данный ВУЗ может быть 4 или 5 в списке приоритетов. Помните, что ШАНСЫ ЕСТЬ ВСЕГДА! И не нужно сдаваться и расстраиваться раньше времени. Целью для многих является поступление на бюджет — место, ради которого было вложено столько сил, времени и денег на репетиторов. Сейчас есть тенденция к тому, чтобы говорить о том, что количество бюджетных мест стремительно сокращается и в скором времени все желающие получить высшее образование будут платить деньги, а те, кто не в состоянии это сделать — поступать в учреждения среднего профессионального образования или идти работать. Развеничиваем этот миф — НЕТ, не совсем так это работает. Ежегодно государство выделяет и будет выделять определённое количество средств из своего бюджета на подготовку молодых кадров. ХОРОШАЯ НОВОСТЬ — бюджетные места могут не только пропадать, но и появляться.

От чего это зависит?

1 — ПОЧЕМУ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ?

а) Каждый год количество бюджета напрямую зависит от количества целевых мест и мест особой квоты. Очень спорный момент — опираться на данные прошлых лет, потому как каждый год происходит перераспределение этого количества. Приведём пример, на определённое направление существует 30 мест за счёт государственных ассигнований, из них 20 — по общему конкурсу, 8 — целевые и 2 — особая квота. На следующий год же вы видите, что по общему конкурсу мест всего 10 (условно), но если обратить внимание на целевые места и места особой квоты, их количество может увеличиться. В результате, мест так и остаётся 30. Таким образом, происходит просто ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ мест как таковых, все зависит в том числе и от гос. заказов на определённые кадры в данный конкретный год. Если же вы видите, что на ваше направление стало всего 20 мест (вместо 30, включая общий конкурс, целевой набор и особую квоту), значит их (10 «пропавших» мест) , скорее всего могли «перекинуть» на другое, более востребованное в этом году направление.

б) ВУЗ сдаёт свои позиции/государству не нужны кадры, имеющие данную специальность.

Разберём первый случай. В течение года в ВУЗе проходят многочисленные проверки, делаются анонимные опросы качества обучения. От кого-то поступают жалобы и проверка может нагрянуть тогда, когда никто этого совсем не ждёт и преподавательский состав может предстать перед комиссией «во всей красе». Комиссия раз, два и более отмечает для себя такие провалы, которые ни коим образом не красят ВУЗ. В результате, его лицензии может грозить опасность. Преподаватели могут не пройти аттестацию и их способность вести преподавательскую деятельность может встать под угрозу. Также среди причин, влекущих за собой негативные последствия могут быть — дисциплинарные проблемы (в расписании стоит пара, но преподавателя/студентов нет на месте), декан не следит за учебным процессом и каждый из преподавателей занимается всем, чем угодно, только не преподаванием. В настоящее время впринципе существует нехватка квалифицированных кадров. Всё это в совокупности ведёт к тому, что вуз должен отстоять себя, чтобы оправдать лицензию. Не все

факультеты, направления, кафедры могут через это пройти, в результате чего их закрывают, либо лишают бюджета.

Второй же вариант — количество бюджета на одном направлении сократили в связи с тем, что увеличили его количество на другое направление. Например, в этом году имеется переизбыток бухгалтеров, но есть большая потребность в инжинерах. Результат — бюджет с направления «бухгалтерское дело» перекинули на специальности, связанные с инжинерией.

2 — откуда появляются бюджетные места, если раньше их не было?

1 — ВУЗ/филиал — сравнительно молодой, открылся совсем недавно, он только разворачивает свою деятельность, ему нужно себя проявить, чтобы получить бюджетные места. То же может касаться и какого-то конкретного направления в уже давно существующем университете. В результате этого, какое-то время на вашем факультете может не быть бюджетных мест, но в течение нескольких лет они благополучно появляются.

ВАЖНО! Ваш университет должен иметь статус «государственного университета». Не государственные учреждения осуществляют свою деятельность только на платной основе.

Львиная доля бюджетных мест распределяется между победителями и призёрами различных олимпиад — Всероссийской Олимпиады Школьников, олимпиады «Покори Воробьевы горы», проводимой МГУ им. Ломоносова.

СОВЕТ: Будучи ещё школьником, старайтесь принимать участие в различных олимпиадах (в том числе вышеупомянутые) . И чем больше, тем лучше. Так вы «набьете руку» и при должной мотивации, ваши старания рано или поздно увенчаются успехом. Так вы обеспечите себе место (бюджетное!) в одном из престижных ВУЗов страны. Кроме того, многие ВУЗы проводят свои собственные олимпиады, по результатам которых вы также сможете обеспечить себе бюджетное место в данном конкретном университете.

Бюджетное отделение – это форма обучения в вузе или ссузе, при которой учеба студента оплачивается за счет средств государственного бюджета.

Чтобы поступить на бесплатное отделение, абитуриенту необходимо набрать максимальное количество баллов. Проходной балл зависит от количества бюджетных мест на факультете, от числа абитуриентов, подавших заявление, и от их баллов.

Каждый год «Балтийскому информационному техникуму” выделяются бюджетные места.

Специальность подготовки Количество выделяемых бюджетных мест за счет бюджета Калининградской области
10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем” 10 (на базе 9 и 11 классов)

Перевод студентов с платного обучения на бесплатное возможен, как правило, после двух курсов, показав отличную успеваемость, при наличии свободных мест.

Студенты, показывающие хорошие результаты в учебе и сдающие сессии на «хорошо» и «отлично», получают стипендии.

Перевод на бюджет

По состоянию на начало 2019 учебного года на специальность 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» 3 курса обучения имеется 1 (одно) вакантное бюджетное место

Прием заявлений о переводе на бюджет осуществляется с 5 сентября 2019 года в учебном отделе.

2018 год

По состоянию на 01 декабря 2018 года на специальность 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» 2 курса обучения имеется 1 (одно) вакантное бюджетное место.

Кандидаты на вакантные места (.docx, 55 Кб)

Выписка Совет техникума (.doc, 49 Кб)

2017 год

По состоянию на 01 декабря 2017 года имеются 3 вакантных бюджетных места по специальности 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» 3 курса обучения.

Кандидаты на вакантные места (.docx, 53 Кб)

Выписка Совет техникума (.docx, 50 Кб)

Чтобы помочь людям как можно дольше оставаться профессионально востребованными и не отставать от развития технологий, минтруд предложил принимать со следующего года на бесплатное обучение — новой профессии или в рамках повышения квалификации — всех желающих, достигших возраста 50 лет. Одновременно минэкономразвития предлагает дать компаниям, вкладывающимся в подготовку и переподготовку кадров, дополнительные налоговые льготы.

К бесплатному обучению уже приступили 86 тысяч предпенсионеров, с 2020 года в этой программе сможет участвовать гораздо больше людей

В предложении минтруда речь идет об обучении в рамках федерального проекта «Старшее поколение» (часть нацпроекта «Демография»). Программа заработала в этом году, сейчас она предполагает профессиональное обучение лиц предпенсионного возраста, который начинается за пять лет до выхода на пенсию. С 2020 года под действие программы попадет значительно более широкий круг людей.

Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Бесплатное обучение будет доступно как работающим, так и безработным, обратившимся в службы занятости, уточнил глава минтруда Максим Топилин. Помимо служб занятости, на бесплатное обучение можно попасть через своего работодателя, на это юрлицам выделяются специальные компенсации.

С начала года уже заключены договоры на обучение при содействии центров занятости населения 98,7 тысячи предпенсионеров (почти в два раза больше плана на год), к обучению приступили 86 тысяч из них, поясняют в минтруде.

Наиболее эффективно программа обучения реализуется в Белгородской, Костромской, Кировской областях, Мордовии, Татарстане, Крыму, Адыгее, Чувашии, Камчатском крае. Там число участников программы превысило плановые показатели в три и более раза.

Также и предпенсионеры, и — со следующего года — люди старше 50 лет, могут пойти учиться по международным стандартам WorldSkills, и тоже за счет федерального бюджета.

Учиться приходят в основном две категории людей: желающие повысить квалификацию и желающие освоить новую профессию

Академия Worldskills предлагает обучение уже по 127 компетенциям в более чем 600 образовательных центрах (колледжи, техникумы, вузы) почти во всех регионах, рассказывает «РГ» директор Академии «Ворлдскиллс Россия» Светлана Крайчинская. С марта прошли обучение по международным стандартам либо направлены на учебу и приступят к ней в ближайшие дни 17 тысяч человек. А до конца года ожидается, что выучиться по этим стандартам смогут 25 тысяч человек, как и планировалось изначально.

«Снижение возраста бесплатного обучения до 50 лет — это необходимый и назревший шаг. В текущем году в союз поступило немало обращений от людей, не достигших предпенсионных лет, но желающих получить дополнительное образование по международным стандартам и получить сертификат умений и навыков — Скиллс-паспорт», — говорит Крайчинская.

Учиться приходят две основные категории работников. Первая — люди, желающие повысить квалификацию по своей основной профессии, обновить знания и навыки. Вторая — освоить новую профессию. Высокий спрос на компетенции, связанные с программированием и IT-технологиями. Например, специалисты по электромонтажу осваивают модуль программирования, специалисты по ремонту и обслуживанию автомобилей — модуль компьютерной диагностики, преподаватели школ, колледжей и вузов — веб-дизайн. Программисты, которые учились в 80-90-е годы, — актуальные программные решения.

Цитата

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты о нацпроекте «Демография»:

«Профессиональное обучение граждан в рамках нацпроекта — это возможность совершенствовать навыки бесплатно, за счет государства, и быть востребованным работодателем, что особенно важно для работников старших возрастов.»

Чему учиться, чтобы не остаться без работы

Эксперты портала hh.ru составили рейтинг профессий будущего, спрос на которые появится в ближайшие десять лет.

В перечень вошли биоинженеры, биофармакологи, биоинформатики, IT-проектировщики «умной среды», специалисты по робототехнике, кибербезопасности, альтернативной энергетике, нейропсихологии, программисты, инженеры, в том числе инженеры 3D-печати, архитекторы и дизайнеры виртуальной реальности.

Остальные профессии не исчезнут, но работодатели в целом будут предъявлять более жесткие требования.

По словам руководителя проекта «Атлас новых профессий», реализуемого АСИ и школой управления «Сколково», Дмитрия Судакова, успех человека будет зависеть и от того, сможет ли он получить навыки XXI века. Для каждой специальности набор требований будет свой. Но современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки, которые пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее. Среди них — системное мышление, умение воспринимать элемент как часть системы, отделять главное от частного. Навыки межотраслевой коммуникации, понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер. Практически любому специалисту нужно будет обладать навыками менеджмента (уметь управлять процессами и проектами), программирования.

Кадры

Компании получат скидку

Крупным компаниям будет выгоднее заниматься подготовкой специалистов непосредственно в вузах и средних специальных учебных заведениях — инвестиции в кадры позволят им уменьшать налог на прибыль.

Подготовленный минэкономразвития законопроект разрешает относить к расходам на обучение, указанным в ст. 264 Налогового кодекса РФ, взносы в образовательные фонды, передаваемое образовательным организациям оборудование, технику и другое имущество, а также расходы на развитие материальной и учебно-лабораторной базы, на содержание оборудования и техники. Основной критерий получения льгот — прием на работу в данном налоговом периоде хотя бы одного выпускника заведения, которому помогает компания, с заключением трудового договора не менее чем на год.

Кроме того, компании смогут воспользоваться налоговыми льготами в случае передачи имущества центрам оценки квалификации при условии, что в налоговом периоде такие центры провели независимую оценку квалификации хотя бы одного из работников налогоплательщика.

На подпадающие под эти льготы расходы минэкономразвития предлагает установить лимит в 1,5% от общих доходов от реализации компании. В минфине не ответили на запрос о позиции по этому законопроекту.

Почти у всех компаний, принявших участие в специальном опросе, средства на поддержку профобразования не превышают 1% от прибыли, но если инициатива будет принята, две трети опрошенных компаний готовы увеличить эти расходы, указывает министерство со ссылкой на данные «Деловой России» и РСПП.

Подготовил Игорь Зубков

Бюджетные места

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *