Увеличение земельного участка

Минэкономразвития России относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований (далее — уточненная площадь), не должна быть:

меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), более чем на десять процентов;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Федеральным законом от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) статья 42.8 Закона N 221-ФЗ дополнена в том числе частью 4, согласно которой в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные частью 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, исполнитель комплексных кадастровых работ:

устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершению выполнения комплексных кадастровых согласно пункту 5 части 2 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ (в редакции Закона N 150-ФЗ) вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

Порядок образования земельных участков и оформления прав на них установлен соответственно главами I.1 и V Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования — 16 сентября 2019 г.

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее — приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее — Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания — генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Начальник
Управления обеспечения
кадастровых и землеустроительных работ
Д.А. Молоденков

Содержание

Письмо Росреестра от 28.04.2016 N 14-исх/05932-ГЕ/16 <О разъяснении законодательства>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 28 апреля 2016 г. N 14-исх/05932-ГЕ/16

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях упорядочения практики государственной регистрации прав на ранее учтенные и образуемые из них земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, отмечает следующее.

Минобороны России обозначена проблема, связанная с государственной регистрацией прав на земельные участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости имеют статус «ранее учтенные», границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением предусмотренных Законом о регистрации случаев (под которые, как правило, земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, не подпадают).

При этом, по сведениям Минобороны России, при уточнении границ соответствующих земельных участков выявляется расхождение (в меньшую сторону) фактической площади таких земельных участков по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, оформленных до введения в действие Закона о регистрации, в связи с чем Минобороны России высказываются опасения относительно возможного принятия регистрирующими органами решений об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки с фактической площадью, отличной — меньшей — от указанной в правоустанавливающем документе.

В этой связи отмечаем следующее.

1. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.06.2014 N ОГ-Д23-4587, ограничения, связанные с уменьшением площади земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, действующим законодательством не установлены.

Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при отсутствии указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

В этой связи в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» должны быть отражены обоснования результатов соответствующих кадастровых работ с приложением (при наличии) к межевому плану документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.

Учитывая изложенное, полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в результате которого фактическая площадь земельного участка меньше, чем площадь, указанная в правоустанавливающем документе, и государственной регистрации прав на такой земельный участок (с фактической площадью). Однако, на наш взгляд, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ не может быть меньше установленного в соответствии с федеральным законом минимального размера земельных участков, кроме того, такое уменьшение должно быть обусловлено объективными причинами и, соответственно, уточнение границ не должно приводить к значительному (несоразмерному) уменьшению площади земельного участка.

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах исходного земельного участка, то их предварительное (не в связи с собственно образованием из него земельных участков) уточнение не требуется.

Более того, согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Соответственно, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4 статьи 27 Закона о кадастре).

Исключением из указанных правил для ситуации, когда сведения о границах исходного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, являются случаи наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении его границ. В этом случае образованию земельных участков должно предшествовать исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ исходного земельного участка. При этом к данной ситуации не применяются положения части 5 статьи 27 Закона о кадастре относительно того, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Для ситуации, когда исходный земельный участок в результате его раздела сохраняется в измененных границах, Закон о кадастре не содержит обязательного требования о необходимости уточнения границ исходного земельного участка в связи с его разделом, если ранее (до раздела) такие границы не были уточнены (установлены).

Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В этой связи в случае, когда земельные участки образованы из земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (например, с учетом пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»), полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета соответствующих образованных земельных участков и государственной регистрации прав на них без уточнения местоположения границ исходного земельного участка, сохраняющегося в результате раздела в измененных границах (при этом в отношении такого исходного земельного участка орган кадастрового учета самостоятельно на основании части 3 статьи 24 Закона о кадастре внесет изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о его площади), если образуемые и исходный земельные участки (их площади) соответствуют установленным требованиям к предельным (в частности, минимальным) размерам земельных участков. Кроме того, суммарная площадь образованных земельных участков и исходного земельного участка, сохраняющегося в измененных границах, если площадь исходного земельного участка не уточнялась, так как не осуществлялось уточнение его границ, не может быть больше первоначальной площади исходного земельного участка.

Относительно раздела земельного участка, при котором исходный земельный участок не сохраняется в измененных границах либо может сохраняться в измененных границах, но заказчиком кадастровых работ принято решение об уточнении его границ одновременно с его преобразованием, а сумма площадей образованных земельных участков отличается от площади исходного земельного участка, отмечаем.

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

В этой связи в указанной ситуации разделу земельного участка, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, должно предшествовать уточнение местоположения его границ. При этом, как указано выше, в силу части 5 статьи 27 Закона о кадастре при уточнении границ исходного земельного участка его площадь может увеличиться относительно содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о ней на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; суммарная площадь образованных земельных участков не может отличаться от уточненной с учетом части 5 статьи 27 Закона о кадастре площади исходного земельного участка.

Изложенное в настоящем письме мнение (рекомендация) согласовано Департаментом имущественных отношений Минобороны России (письмо от 05.04.2016 N 141/9539).

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Уточнение границ земельного участка очень часто является вынужденной мерой, даже если ранее они были определены в основных документах, но не были вынесены в натуру.

В этом случае может потребоваться выполнение межевых работ, целью которых станет уточнение имеющихся границ.

Однако, при определённых условиях, площадь участка может увеличиться, если при этом не пострадают интересы владельцев смежных участков.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Законодательное регулирование

Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.

В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.

В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.

В этом случае необходимо будет обращаться к другому нормативному акту, в соответствии с которым осуществляется вся межевая деятельность на территории России. Таким нормативным актом является Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”. Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.

Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.

Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.

В каких случаях можно увеличить площадь участка при уточнении границ

Увеличение площади земельного участка при уточнении его границ достаточно часто встречает сопротивление соседей, так как они считают, что при этом могут сильно пострадать их интересы.

Однако в этом случае следует сразу определить, что внесение таких изменений никак не ущемит их права. Это обусловлено тем, что законом разрешено увеличить площадь земельных участков при уточнении границ только в нескольких случаях.

К таким случаям будут относиться:

  • Необходимость уточнения границ, если сведения об участке, содержащиеся в ГКН, не соответствуют нормативным требованиям об их оформлении;
  • Уточнённая площадь участка не превысит установленные законом предков и нормы для данной категории земель;
  • Если необходимо соблюсти все условия определения границ участка, которые зафиксированы в соответствующих нормативных актах;
  • Если нет возможности определить границы участка по правоустанавливающих документам на него (например, в силу их утраты), и они будут рассчитываться, исходя из фактического положения на местности на протяжении последних пятнадцати лет.

Только в том случае, если уточнение границ подходит под одну из этих категорий, увеличение площади может быть осуществлено.

Допустимые пределы увеличения площади участка

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист Действующее законодательство, в частности, Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”, определил, в каких случаях и на какое количество квадратных метров можно увеличить площадь участка при уточнении границ.

Так, если увеличение будет происходить за счёт участка, принадлежащего тому же собственнику, что и увеличиваемый, например, путём их объединения, никаких ограничений в этом плане нет.

Если же речь идёт об увеличении площади участка, которое осуществляется за счёт свободных земель, прилегающих к исследуемому наделу, то здесь необходимо помнить, что существует ряд ограничений на увеличение площади:

  • Увеличить можно только тот участок, который не “дотягивает” по своему размеру до минимальной нормы (например, для индивидуального жилищного строительства этот размер составляет 6 соток, для личного подсобного хозяйства – 10 и т.д.);
  • Увеличение может быть осуществлено только в том случае, если оно никоим образом не затронет интересы владельцев соседних участков (например, не будет ликвидирован проезд к соседним участкам или закрыт аварийный проезд и т.д.);
  • Увеличить участок за счёт присоединяемых земель можно только на предельную величину минимального размера земельного участка, которая определена соответствующим нормативным актом для земель конкретного целевого назначения.

Если такой размер не установлен, то площадь присоединяемой территории не должна превышать десять процентов от площади исследуемого участка.

Только в том случае, если все эти условия были соблюдены, земельный участок может быть увеличен, а сведения об этом — внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Способы увеличения площади участка при уточнении границ

Так как увеличение площади участка при уточнении его границ считается с юридической точки зрения одним из способов получения нового участка, законодатель предпринял попытку ограничить количество вариантов, в которых увеличение площади участка, являющееся, по сути, самозахватом территории, возможно осуществить.

К таким случаям будут относиться:

  1. В случае проведения межевых работ;
  2. При присоединении соседнего участка.

В том случае, если увеличение площади участка происходит при выполнении межевых работ, это будет возможно только тогда, когда собственник исследуемого участка сможет доказать, что площадь его владения в конкретном случае составляет количество квадратных метров меньшее, чем предусмотрено по закону.

Но в этом случае увеличение будет возможно только тогда, когда подобные действия никоим образом не ущемляют права собственников других участков.

Если в процессе уточнения границ выясняется, что к существующему участку можно присоединить другой, находящийся также в собственности у владельца основного, то увеличение площади будет вполне законным.

Переуступка права аренды земельного участка.

Долгосрочная аренда земельного участка позволит развить полноценный бизнес. Подробнее о данном виде аренды читайте в этой статье.

Для выписки умершего из квартиры необходимо собрать пакет определенных документов. Об этом подробно можно узнать .

Возможные проблемы

При увеличении площади земельного участка, если оно происходит при уточнении границ, могут возникнуть определённые сложности с узакониванием полученного участка.

Среди наиболее распространённых следует рассмотреть:

  • Отказ в постановке на кадастровый учёт участка с увеличенной площадью. Возникнуть он может в двух случаях: если кадастровый инженер не смог объяснить необходимость увеличения площади, а также если площадь участка соответствовала нормам эксплуатации для этой категории земель, а после увеличения стала избыточной;
  • Отказ соседей в согласовании новых границ. Кроме обычной соседской вредности в этом случае следует говорить также о том, что такой отказ может быть абсолютно мотивирован тем фактом, что при увеличении границ могут пострадать интересы владельцев смежных участков (при этом речь идёт не о захвате их территории, а об ограничении возможности использования ими своих участков, например, из-за невозможности подъехать на машине);
  • Нарушение норм, в соответствии с которыми может быть увеличен участок (то есть при уточнении границ произошло увеличение площади на количество квадратных метров, превышающих те предельные размеры увеличения, которые зафиксированы в действующем законодательстве).

В том случае, если возникла какая-либо из перечисленных проблем, решением их может стать только повторное уточнение границ с учётом тех сложностей, которые возникли ранее.

Увеличение площади участка, которое происходит при уточнении границ, обязательно должно быть осуществлено только в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Существует ограниченный перечень случаев, когда это можно осуществить. Если при выполнении этих работ были нарушены требования законодательства, в постановке на учёт такого участка будет отказано.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

ФЗ 218 ст. 26 п 32 «в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным „законодательством“, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона)».
В СРО тоже сказали, что нельзя.
На одном сайте поясняют изменения, которые были приняты после вступления в силу 150 ФЗ от 16.09.2019 г. «Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ…»

Как и на сколько можно увеличить площадь земельного участка при межевании

После проведения процедуры межевания собственники могут рассчитывать на расширение границ надела.

При этом люди должны учитывать ограничения, установленные государством.

Площадь земельного участка не может быть увеличена больше, чем на 10%.

Существует несколько вариантов, которые позволяют расширить свои угодья на законных основаниях.

Что такое уточнение границ земельного участка?

До 2007 года многие собственники земли не проводили процедуру межевания. Учет земельных участков носил декларативный характер. Это привело к возникновению спорных ситуаций между соседями.

Специалисты Росреестра рекомендуют владельцам таких наделов уточнить его границы. Процедура позволит защитить интересы землевладельцев. При регистрации в ЕГРН закрепляется конфигурация и площадь участка. Уточнение границ надела осуществляется в соответствии со ст. 42 ФЗ №218.

В Приказе Минэкономразвития №90 прописаны нормы, которые должны соблюдаться при проведении процедуры.

Погрешность площади надела не может быть больше 0,3 м.

Можно выделить несколько оснований для проведения межевания:

  • Владелец участка написал заявление.
  • Межевание необходимо при рассмотрении земельных споров между соседями в суде.
  • Выявлены ошибки при определении границ смежных наделов.

Кадастровый инженер описывает недочеты и указывает в документе меры по их устранению.

Как расширить

Увеличить площадь наделам можно несколькими способами.

Прирезки

Порядок оформления

Зачастую у владельцев земли отсутствуют документы, которые подтверждают право на использование надела. До 2015 года государство приравнивало такие действия к самовольному захвату.

Чтобы решить проблему было решено внести изменения, касающиеся порядка проведения прирезки. Процедура должна осуществляться в соответствии со ст. 32.29 ч. 4 ЗК РФ.

Увеличение площади участка проводится по нескольким основаниям:

  • В процессе межевания были выявлены несоответствия границ участка, указанным в плане.
  • Необходимо исправить изломанный контур надела.
  • Необходимо учитывать следующие условия проведения прирезки:
  • Земля не должна находиться в зоне ЛЭП или газопроводов.
  • У основного и присоединяемого участка должно быть одинаковое целевое назначение.

Процедуру можно провести только в случае, если отсутствуют смежные наделы.

Куда обращаться

Чтобы избежать отказа лучше всего проконсультироваться с кадастровым инженером. После этого владельцу земли нужно оформить заявление.

Собственник должен предоставить в органы местного самоуправления:

  • копию правоустанавливающей документации;
  • кадастровый план и паспорт;
  • доверенность, если собственник не может заниматься сбором и оформлением документов.

Препятствием к увеличению участка может быть ущемление интересов соседей.

Стоимость

При положительном решении владелец земельного участка должен самостоятельно организовать и оплатить услуги кадастрового инженера.

Затраты на проведение процедуры зависят от региона, площади надела и сложности выполняемых работ.

К примеру, жителям Подмосковья придется заплатить 10 тыс. руб.

Расходы дачников, проживающих в Ленинградской области, составляют около 30 тыс. руб.

К затратам необходимо добавить плату за прирезку участка, которая установлена в размере 15% от кадастровой стоимости.

Сроки оформления

В течение 30 дней администрация должна рассмотреть документы и принять решение.

Выкуп прилегающей территории

До 2007 года участки вносили в реестр без проведения межевания. Чтобы изменить границы надела необходимо получить согласие в органах местного самоуправления.

Выкуп земли производится на основании заявления собственника. Прилегающие территории присоединяют к участку при условии, что они были признаны бесхозными.

Процедура изменения конфигурация надела оформляется актом. Владелец участка должен провести межевание с одновременным присоединением выкупленного участка.

Куда нужно подавать документы

Чтобы выкупить участок земли гражданин должен обратиться в органы местного самоуправления. Помимо заявления необходимо предъявить справку, которая подтверждает право пользования наделом.

Чтобы расширить границы участка необходимо иметь при себе справку из ЕГРН и паспорт.

Продолжительность оформления

Администрация района имеет право рассматривать документы в течение 30 дней.

Местные органы власти обычно требуют от заявителя внести аванс в размере 20% от кадастровой стоимости надела. Услуги по оценке участка оплачиваются за счет покупателя. После процедуры межевания между собственником земельного надела и государственными структурами заключается соглашение.

Чтобы оформить договор необходимо предоставить:

  • кадастровый паспорт;
  • геодезический план;
  • платежные документы, в которых указана сумма аванса;
  • справку о том, что участок используется частным лицом.

Администрация района может отказать заявителю в следующих ситуациях:

  • Человек не имеет право претендовать на землю, которая попадает под мораторий.
  • Ограничения могут быть связаны с запретом на строительство жилья на участке.
  • Надел уже принадлежит другому человеку.

Признание права собственности

Владелец может претендовать на землю в следующих случаях:

  • надел был передан по наследству;
  • человек стал владельцем участка после проведения приватизации;
  • право собственности было признано в судебном порядке.

Особенности получения наследства

Земля, принадлежащая умершему, распределяется между близкими в соответствии с долями. Причем раздел участка производится после получения свидетельства о праве на наследство.

Новые собственники должны зарегистрировать наделы в Росреестре. Процедура осуществляется на основании межевого плана с учетом доли каждого человека. На заключительном этапе родственникам выдают выписку из ЕГРН.

За нотариальное оформление документов с людей взимают 2 000-3 000 руб. Сумма зависит от региона, в котором проживают люди. Новым собственникам земельных участков необходимо заплатить госпошлину в размере 0,3% от оценочной стоимости.

Наследники не могут рассчитывать на землю, на которую умерший родственник имел временные права. Такая ситуация может возникнуть, если человек оформлял договор аренды.

Порядок признания прав на приватизированную землю

Чтобы получить право на участок земли необходимо обратиться в местные органы власти.

Граждане, указанные в ст. 39.1, 39.5 ЗК РФ имеют право на бесплатную приватизацию.

На безвозмездной основе выделяют землю людям, которые в течение 5 лет использовали надел для ведения личного хозяйства или фермерства.

На привилегии могут рассчитывать многодетные матери, которые решили приватизировать землю.

Плата не взимается с граждан, которые построили на участке дом. Бесплатная приватизация для этой категории людей предоставляется только при условии целевого использования надела в течение 5 лет.

Чтобы приватизировать участок, необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • межевой план на участок;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю.

С владельцев приватизированной земли взимается госпошлина, которая составляет 350 руб.

Обращение в суд

Зачастую земельные споры можно решить только в судебном порядке.

Причиной обращения в инстанцию может быть:

  • Отсутствие распорядительных документов на участок.
  • Людям приходится подавать иск в суд, если местные власти отказываются регистрировать право на надел.
  • Собственники сталкиваются со спорными моментами, которые возникают во время приватизации.

Документы

При рассмотрении дел, касающихся прав на землю, суды требуют следующие документы:

  • Архивные выписки, которые нужно взять из БТИ или в администрации.
  • В качестве доказательства человек может предоставить платежки, в которых указана сумму и наименование сбора.
  • Судьи учитывают наличие информации о переписке с местными властями, которые отказываются оформлять документы на землю.

Судебные издержки

Расходы зависят от оценочной стоимости земли.

В соответствии со ст.27 ФЗ №221 собственник не может расширить границы надела больше, чем на 10%.

Причины отказа в увеличении земельного надела

Местные власти вправе отказать людям, претендующим на расширение участка в следующих ситуациях:

  • Препятствием к увеличению надела является наличие на прирезаемой территории чужой собственности.
  • Администрация отказывает претендентам, если существуют споры между соседями.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором кадастровый инженер рассказывает о способах как увеличить площадь земельного участка.

Чтобы увеличить площадь своего участка собственник может выкупить прилегающие территории. Расшить границы надела на сколько-либо можно за счет прирезки дополнительных метров, но это значение не может быть больше 10% площади надела. Признание прав собственности зависит от решения региональных органов власти.

>Что такое уточнение границ земельного участка с увеличением площади и как расширить границы ЗУ? 3 способа увеличения надела при межевании

Что такое уточнение границ земельного участка с увеличением площади?

Уточнение границ ЗУ с увеличением площади – это юридическая процедура законного оформления дополнительной площади, путём присоединения к основному участку.

Относится к виду работ, проводимых кадастровым инженером в процессе межевания и регулируется положениями Федерального закона о государственном кадастре недвижимости № 221-ФЗ от 24.07.07 г.

На практике это называется оформлением прирезок. На основании положений Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.14 г. допускается увеличение границ земельного участка при межевании за счёт прилегающих бесхозных земель до 10% общей площади.

В остальных случаях процедура относится к реорганизации земель – за счёт выкупа или переоформления прилегающего участка. Так же допускается признание права собственности на землю через суд.

Как расширить границы земельного участка?

Прежде чем расширить ЗУ каждому землевладельцу следует знать:

  1. Где и как посмотреть границы своего участка?
  2. Какой порядок согласования местоположения границ ЗУ с соседями?
  3. Как можно провести межевание без согласования с соседями?

Читайте наши статьи и будьте грамотными в земельных вопросах!

Вариант 1 – Оформление прирезок

Основания

Основанием для данного вида расширения участка являются:

  • желание собственника ЗУ;
  • отсутствие межевания;
  • прилегающие к участку бесхозные земли.

В этом случае допускается простое межевание, которое увеличивает надел на 10%, за счёт заброшенной полосы земли в межевой зоне.

Куда обращаться?

Обращаться требуется в геодезическую компанию, к кадастровому инженеру с заявкой, в которой указываются притязания на прилегающую площадь.

Заявление об образовании земельного участка в результате раздела.

Обязательно предъявляются документы, которые удостоверяют принадлежность участка заявителю.

Сколько стоит и в какие сроки?

При таком незначительном увеличении ЗУ стоимость не увеличивается, составляя 5-7 тысяч рублей для стандартных малогабаритных участков земель поселений или дач.

Вся процедура занимает от двух недель до полутора месяцев.

Если у добавочной площади окажется владелец, собственнику будет вменяться ответственность за самозахват (ст. 7.1 КоАП РФ).

Вариант 2 – Выкуп прилегающей территории

Если прилегающий участок большого размера заброшен, то его допустимо прирезать только в случае полученного разрешения от собственника – администрации населённого пункта.

В данном случае основанием является инициатива двух сторон – заинтересованного лица и муниципалитета. При этом обязательным условием является отсутствие межевания.

Что делать в первую очередь?

Вначале обращаются в администрацию с заявлением, в котором выражают просьбу передать в собственность прилегающую к ЗУ площадь земли, которая не обрабатывается и является бесхозной.

Получить административный акт, разрешающий переоформление и оплатить указанную исполкомом стоимость. Как правило, она устанавливается не выше кадастровой стоимости земель.

Заявление о выкупе ЗУ, находящегося в государственной (муниципальной) собственности.

Далее обратится в геодезическую компанию за межеванием, с одновременным присоединением выкупленного ЗУ.

Если участок был размежёван ранее, процедура уточнения границ будет неправоспособной. В этом случае прилегающие земли оформляются отдельно, а затем происходит реорганизация двух участков путём слияния.

В администрацию прилагают к заявлению правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на ЗУ. В геодезическую компанию к данным документам прилагают административный акт с разрешением расширения площади ЗУ.

Стоимость и сроки

Зависит от конфигурации ЗУ и его площади. А так же – от категории земель. Если эти параметры превышают стандартные нормативы, то стоимость устанавливается индивидуально. Административный акт выдаётся бесплатно.

Вся процедура состоит из двух этапов, каждый из которых требует времени для его проведения:

  1. Получение административного акта – от 30 до 45 календарных дней.
  2. Межевание – от полутора недель до полутора месяцев.

Вариант 3 – Признание права собственности

Если при оформлении документации, параметры площади участка оказались меньше, чем те, которыми фактически пользовался собственник, то допустимо обратиться в суд и затребовать увеличения площади ЗУ до требуемого размера.

Подробнее узнать, что делать, если граница ЗУ не установлена в соответствии с требованиями можно в этой статье.

Взыскатель должен был пользоваться данной площадью более 15 лет как своей собственной, ухаживая за землёй и неся ответственное управление. При этом участок не должен быть ранее размежёванным.

Вначале обратиться в местную администрацию с официальным запросом, в котором указать:

  1. Факт пользования данным участком, указав его полную фактическую площадь и срок пользования, который превышает 15 лет.
  2. Просить признать право собственности на данную территорию надела на законном основании.

Если исполком даст согласие – остаётся процедура межевания на основании административного акта, по алгоритму предшествующей схемы. При отказе – получить мотивированное заключение в виде официального документа.

После отказа требуется обратиться в районный суд с исковым заявлением по месту расположения ЗУ. В исковом заявлении представить ту же информацию, которая представлялась в администрацию, касающуюся обстоятельств фактического распоряжения землями.

Здесь же указать позиции муниципалитета, на основании которых был получен отказ, и обосновать их неправомерность.

К иску прилагается документация, которая представлялась в администрацию. Так же – дополнительные доказательства ответственного управления участком на протяжении 15 лет. Допускаются письменные и устные свидетельские показания.

В суд уплачивается пошлина в размере 300 рублей.

Рассмотрение вопроса не превышает 2 месяца.

Во всех случаях учитывается соблюдение максимально допущенного размера, установленного администрацией на один ЗУ соответствующей категории земель.

На основании положительного решения суда проводится межевание с уточнением границ и увеличением участка до его фактического размера.

В статье показаны 3 способа увеличения площади участка уточнением границ. Они не подходят для земель, прошедших межевание. Здесь применяется иной алгоритм. Подробнее о границах ЗУ читайте в нашем разделе.

Увеличение земельного участка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *