Ст 143 налогового кодекса РФ

Новая редакция Ст. 143 НК РФ

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Не применяется с 1 января 2017 г.

3. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные указанным Федеральным законом и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным законом.

Комментарий к Статье 143 НК РФ

Статья 143 НК РФ определяет круг плательщиков налога на добавленную стоимость. Это организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, которые должны заплатить налог при перемещении товаров через таможенную границу России.

Определение организаций и предпринимателей приведено в ст. 11 части первой НК РФ.

Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. Кроме того, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся бизнесом без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

И наконец, платить НДС при перемещении товаров через таможенную границу России должны лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Согласно ст. 320 Таможенного кодекса РФ плательщиком налогов по общему правилу является декларант. Однако есть случаи, когда в качестве плательщика пошлин, налогов, включая «таможенный» НДС, кроме декларанта могут выступать:

— таможенный брокер (представитель) — когда он оформляет таможенную декларацию и уплачивает таможенные пошлины, налоги. Конечно, если таможенный режим, определенный для декларирования товаров, предусматривает их уплату;

— владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Данные лица являются ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов при наличии двух условий: во-первых, допущено несоблюдение требований о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных положении для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, во-вторых, такая ответственность прямо предусмотрена ТК РФ;

— лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, либо лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Кроме того, при «незаконном» ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Другой комментарий к Ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации

При применении статьи 143 НК следует учитывать, что обособленные подразделения (филиалы, представительства и др.) плательщиками НДС не являются. Плательщиками НДС признаются создавшие их организации, которые уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС также представляются в налоговый орган по месту налогового учета головной организации. Об этом говорится в письме Управления ФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237.

1. Плательщик имеет право:
1.1. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
1.2. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
1.3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;
1.4. обращаться за изменением установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;
1.5. обращаться за осуществлением административных процедур в налоговый орган по месту постановки на учет, если иное не установлено подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса;
1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт (справку) проверки;
1.7. представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту (справке) проверки;
1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;
1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;
1.12. не выполнять решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям настоящего Кодекса и иного законодательства;
1.13. в целях проверки благонадежности деловой репутации использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы;
1.14. знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате им налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
2. Плательщики имеют также иные права, установленные налоговым или таможенным законодательством.
3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Часть первая настоящего пункта распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме.
4. Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
5. Иное обязанное лицо пользуется правами, предоставленными настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства плательщику.

Права налогоплательщика определены в ст. 21 НК РФ. Их можно разделить на несколько условных категорий — информационные, улучшающие положение посредством применения льгот или отсрочек, связанные с проведением проверок и другие, которые по своему характеру можно было бы назвать процессуальными.

Виды прав налогоплательщиков России

К числу информационных относятся те, что определяются ст. 16 НК РФ. В ст. 21 НК РФ положения повторяются, при этом закрепляется правовой характер возможности получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах.

Если отнять это право у налогоплательщика, то он окажется вынужденным самостоятельно собирать информацию в СМИ и тратить деньги на получение сведений у юристов, но при этом не получит никаких гарантий того, что ему дадут полностью достоверную информацию.

Положение ст. 21 НК РФ даёт возможность бесплатно получить информацию обо всех налогах в региональном отделении налоговой инспекции и отправлять письменные запросы в минфин.

Причиной последнего может быть необходимость получения консультации по применению какого-то положения о налогах. Возможно, что разъяснение может потребоваться в случае, когда возникло противоречивое понимание налогового законодательства.

К улучшающим положение налогоплательщика относятся права, установленные подпунктами 3 — 5 перечня ст. 21 НК РФ. Это право на использование налоговых льгот, получение отсрочки, рассрочку или налогового кредита, а так же право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Связанные с ними права перечислены в подпунктах 5.1, 8, 15. К ним относится участие в совместных сверках и присутствие при проведении выездной проверки, право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так же для налогоплательщиков установлены право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами или действиями их должностных лиц, а так же право на невыполнение неправомерных актов и требований

Практика показывает, что осуществление многих из указанных прав чаще всего оказывается невозможным даже при наличии судебного решения в пользу налогоплательщика. Поэтому осуществление всех его прав оказывается несколько проблематичным.

Довольно часто возникают судебные иски из-за того, что налоговые органы проводит многократные проверки или завышают налоговую базу. При этом параллельно налоговики могут истребовать все долги по налогам в порядке бесспорного списания с помощью инкассовых поручений. Законодательство наделяет фискальные органы довольно высокими правами в этом плане.

Если налогоплательщик недоволен, то он может обращаться в суд, а налоговые органы в таком случае стараются не уступать. Решения судов не в свою пользу многие инспекции стараются обжаловать в судах вышестоящих инстанций.

Особенности упоминания ст. 21 НК РФ в судебных актах

Эта статья упоминается практически во всех судебных актах, связанных с налоговыми спорами, судебные слушания по которым инициируются налогоплательщиками. И это вполне логично. Все основные права перечислены в ней, а поводом для обращения в суд и является нарушение прав.

Однако сама схема ссылки на положения ст. 21 НК РФ выглядит так… Сначала идёт абзац о том, что определённое право существует, но для его реализации необходимо соблюдение законных оснований. К примеру, в определении по делу № 309-КГ15-15468, которое было вынесено 04.12.2015 года, сначала, со ссылкой на с подпункт 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, указано на то, что для применения льготы должно иметься наличие установленных законодательством условий.

Затем уже говорится о том, что в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации определённого профиля. Другими словами, положение ст. 21 НК РФ может и не иметь к делу никакого отношения, если не существует других нормативных актов, конкретизирующих вопрос наличия у истца соответствующих прав.

Ст 143 налогового кодекса РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *