Льготы для депутатов госдумы

Первым советским народным депутатам, заседавшим в Верховном Совете СССР с 1989 по 1994 год, предлагают установить ежемесячную доплату к пенсии, которая позволит увеличить ее размер примерно до 200 тыс. рублей. Такой проект указа президента в этом месяце подготовило Министерство труда и социальной защиты.

Согласно проекту, ежемесячная доплата будет устанавливаться в таком размере, чтобы пенсия достигала 55% вознаграждения действующих депутатов Госдумы. На текущий момент официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 350 тыс. рублей в месяц (до вычета НДФЛ). Таким образом, пенсию первых избранных на демократической основе депутатов СССР предлагается установить на уровне 190 тыс. рублей.

В проекте Минтруда оговаривается, что на доплату к пенсии смогут рассчитывать те бывшие народные депутаты, которые являются гражданами РФ и достигли 65-летнего возраста, при этом депутатскую деятельность в Верховном Совете СССР они вели не менее года.

В Минтруда посчитали, что под действие указа попадет 285 человек. При этом на его реализацию потребуется дополнительные ассигнования федерального бюджета: в 2016 году — в размере 105,4 млн рублей, в 2017 год — в размере 101 млн рублей, в 2018 год — 97 млн рублей.

Как именно в Минтруда просчитали сокращение расходов по этому направлению, в ведомстве ответить затруднились, но сообщили, что «проект указа подготовлен в целях предоставления социальных гарантий в области пенсионного обеспечения народным депутатам СССР созыва 1989–1994 годов, аналогичных тем, которые в настоящее время предусмотрены для народных депутатов РСФСР созыва 1990–1995 годов».

В пояснительной записке к проекту указа президента говорится, что «союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990–1995 годов, и их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в РФ». Этот проект Минтруда можно назвать компромиссным по сравнению с законопроектом, который в октябре 2014 года был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов, авторы — Иосиф Кобзон, Владимир Плигин, Надежда Герасимова.

Они предложили увеличение пенсии не только народным депутатам СССР, но также и депутатам Госдумы первого созыва 1993–1995 годов. Обе категории бывших депутатов предлагается уравнять в пенсиях с действующими парламентариями. Сейчас депутаты и сенаторы при выходе на пенсию могут рассчитывать на надбавку до 55% от вознаграждения действующего депутата или сенатора, если полномочия ими исполнялись от года до 3 лет, и до 75% — если свыше 3 лет. Депутаты первого созыва Госдумы могут претендовать на пенсию, не превышающую 55% от денежного вознаграждения действующего депутата, так как Дума первого созыва в условиях переходного периода действовала всего 2 года (с 1993 по 1995 год) и единороссы хотели повысить их пенсию до 75% от текущей зарплаты депутата.

Вопрос о выплатах народным депутатам СССР вообще законодательно не урегулирован.
На законопроект единороссов поступили отрицательные отзывы из правительства и Счетной палаты. Правительство в своем отзыве указало, что вопрос о пенсиях советским депутатам «не является предметом правового регулирования законом РФ», так как «статус депутата СССР» определялся законодательством СССР, которым не установлено пенсионное обеспечение. Счетная палата не одобрила размер бюджетных затрат на повышение пенсий, обвинив авторов проекта в неправильных расчетах: по оценкам аудиторов, ежегодные затраты на выплаты бывшим депутатам в случае принятия закона составят почти 240 млн рублей. Тем не менее тот законопроект был принят в первом чтении в феврале 2015 года, второе чтение не назначено.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Роман Терехин отметил, что на момент избрания народных депутатов СССР на них распространялось положение о персональных пенсиях, которое было утверждено постановлением Совета министров СССР в декабре 1977 года. Это документ, по словам эксперта, «гарантировал достаточно высокую пенсию всем народным избранникам, а после их смерти — членам их семей». Но дальнейшие реформы в государстве и законодательстве привели к тому, что с 1991 года назначение и выплата персональных пенсий были фактически прекращены и пенсию им стали начислять на общих основаниях.

Общими основаниями для получения пенсии по старости сегодня являются достижение пенсионного возраста (мужчинам старше 60 лет и женщинам с 55 лет) и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

— Но такие условия явно проигрывают тем особым гарантиям, которые существовали в прежние времена, тем более что современные депутаты вправе рассчитывать на пенсию, равную 75% нынешнего денежного содержания, — говорит Терехин. — Средняя пенсия по России в 2014 году составила немногим более 11,5 тыс. рублей, в июле 2015 года — 12 082 рубля.

Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов напомнил, что подход, когда пенсия рассчитывается исходя из того, какая зарплата предусмотрена на аналогичной должности в текущий момент, не используется при определении пенсии учителя, врача, инженера, рабочего.

— На основании каких именно расчетов выяснилось, что пенсионеру-депутату нужно на жизнь в 20 раз больше, чем пенсионеру-трактористу, ответить трудно. Поверить в то, что в нынешней экономической ситуации не нашлось лучшего применения 100 млн рублей в год, тоже трудно. С точки зрения эффективности расходования бюджетных средств подобные траты нельзя считать обоснованными, — сказал эксперт.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова сомневается в том, что бюджет способен будет выплачивать на ежемесячной основе доплату к пенсии.

— Согласно недавнему заявлению Минфина, дефицит бюджета в текущем году может составить около 3% ВВП, — напомнила эксперт, — и, скорее всего, бюджет останется дефицитным и в следующем году. Более жизнеспособной предложенная мера выглядела бы с прогрессивной индексацией пенсий экс-депутатам по схеме «инфляция плюс дополнительная ставка».

По состоянию на 1 сентября расходы федерального бюджета выше доходов на 1 трлн рублей (2,1% ВВП). Согласно последним поправкам в бюджет-2015, в этом году доходы государства составят 12,5 трлн рублей, расходы — 15,2 трлн, дефицит — 2,7 трлн.

Средний белорус зарабатывает 1000 рублей, а средний белорусский депутат – 1000 долларов. А если со всеми премиями, то и 3000 долларов. Подсчитываем, какие еще льготы есть у депутатов?

Из более чем пятисот кандидатов – 110 депутатов совсем скоро займут рабочие места в парламенте. Ева Сапрыгина баллотировалась от Жодинского округа. Белорусам она запомнилась своим ярким выступлением на государственном канале, пишет Белсат.

Съемочной группе программы «Асабісты капітал» Ева объясняет: ее имидж – это аллегория того, как проходили выборы и как организована работа белорусского парламента.

«То законодательство, которое у нас есть сейчас, оно абсурдно. Те законы, которые сейчас принимаются, они бессмысленны. Один из самых абсурдных законов, кроме общеизвестных, на мой взгляд, – это смертная казнь», – говорит Ева Сапрыгина.

Ева говорит, что собиралась в парламент не ради большого заработка. А для того, чтобы изменить законодательство.

«От 1000 долларов до 2000 они зарабатывают. С одной стороны, мне их жаль, потому что создается впечатление, что они особо ничего не решают. Они как марионетки, выполняющие приказы», – делится своим мнением Ева Сапрыгина.

В ходе нынешних депутатских выборов можно было узнать, какие доходы задекларировали предыдущие депутаты, решившие повторно выдвигаться в парламент. Эта информация была опубликована в открытых источниках.

К примеру, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко за 2018 год задекларировал доход более 72 000 рублей – это почти 6 000 рублей в месяц. Доход депутата Леонида Писаника составил около 3800 рублей в месяц. Депутат Анатолий Дашко зарабатывал более 3200 рублей в месяц.

Зарплаты в парламенте не у всех одинаковые и зависят от того, какие вопросы курирует депутат.

«Зарплата колеблется: в какие-то месяцы может быть премия, может быть немного меньше премия. А так на руки получается или 2200, или 2100, или 2300», – говорит бывшая депутат Елена Анисим.

Кроме хороших зарплат, депутаты могут похвастаться и привилегиями. Им предоставляется арендное жилье вне очереди. Они могут пользоваться служебным транспортом. Депутаты имеют право лечиться в Республиканском клиническом медицинском центре управделами президента. По достижении пенсионного возраста бывшие депутаты получают прибавку к основной пенсии размером 70% от актуального заработка депутатов.

В этом году на одно депутатское место претендовали пять человек. Будем надеяться, что новых депутатов привлекли в парламент не только хорошие зарплаты и льготы, но и возможность на законодательном уровне положительно повлиять на ситуацию в Беларуси.

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак предложил отменить пенсионные надбавки депутатам Госдумы и сенаторам Совфеда. Также единоросс призвал тех депутатов, кто уже заслужил надбавки, отказаться от них. К такому повороту событий оказались готовы далеко не все его коллеги, хотя поправку, скорее всего, примут. Вопрос о пенсиях членов правительства пока открыт.

В понедельник, 20 августа, «Единая Россия» провела совместное заседание генсовета партии и совета руководителей фракций ЕР, чтобы обсудить предлагаемые поправки в законопроект об изменениях в пенсионной системе.

Как правило, большая часть решений, выносимых на обсуждение на подобных мероприятиях, уже имеет одобрение на уровне руководства партии, поэтому само заседание обычно исполняет роль легитимации принимаемых поправок.

Кроме того, как пояснил «Газете.Ru» один из присутствующих на обсуждении, расчет заключался в том, что обращение к целевым группам ЕР (например, пенсионерам) поможет сгладить негативный эффект для рейтинга партии. На вопрос о том, доверяют ли сейчас граждане единороссам, собеседник ответил, что «партийцы у нас разные».

Во вторник, 21 августа, в Госдуме пройдут парламентские слушания по реформированию пенсионного законодательства, и предложения ЕР будут озвучены вторично.

На совместном заседании генсовета и совета руководителей фракций «Единой России» также присутствовал ряд политологов. В их числе — Михаил Виноградов, Константин Костин, Евгений Минченко.

При этом, по информации «Газеты.Ru», аналогичные встречи сегодня проходили и в Государственной думе, и в администрации президента. Вероятно, на всех собраниях обсуждались пенсии. ЕР, Госдума и администрация президента публично заявляют, что работают сообща, однако свои совещания они все же не согласовывают.

В ходе совместного заседания единороссы последовательно повторили тот аргумент, который уже неоднократно встречался на страницах СМИ — если пенсионный возраст не повысить, вскоре саму пенсионную систему постигнет коллапс, так как соотношение работающих и пенсионеров приблизится «один к одному».

Однако они подчеркивали, что для улучшения жизни граждан, которым до пенсии работать станет больше, кое-что все же можно сделать. Собственно, их предложения и легли в основу решения генсовета. Большая часть мер уже так или иначе попадала в информационное пространство.

— Отвязать от пенсионного возраста ряд льгот, которые приобретались гражданами только после выхода на пенсию, а предоставлять их по достижении женщинами 55 лет, а мужчинами — 60. Фракциям ЕР в региональных парламентах предложено рассмотреть вопрос о сохранении региональных льгот соцподдержки для этих возрастных категорий.

— Работодателям может быть предложено рассмотреть возможность оплачивать ежегодную диспансеризацию сотрудникам этого возраста.

— Выработать меры, которые помогут находить работу гражданам предпенсионного возраста.

Также «Единая Россия» обратилась к правительству с предложением сформировать новую систему накопительной пенсии и назначить ее тем, кто достигает 55 и 60 лет (женщин и мужчин соответственно).

Однако как оказалось, это еще далеко не все предложения. Уже под завершение заседания секретарь генсовета Андрей Турчак заявил, что избиратели постоянно спрашивают его на встречах о справедливости, то есть о чужих деньгах, а точнее о средствах, конфискованных у обвиненных по коррупционным делам.

«Люди спрашивают на встречах, где миллиарды Захарченко, где миллиарды господина Слабикова, где миллиарды других коррупционеров и взяточников», — начал Турчак.

Напомним, что Дмитрий Захарченко — полковник МВД, в квартире у которого наличными нашли сумму приблизительно в 9 млрд руб. Григорий Слабиков — бывший руководитель Северо-Западного управления «Ростехнадзора», у которого также была обнаружена крупная сумма денег.

Турчак заявил, что партия будет рекомендовать передавать эти деньги прямиков в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Но это оказалось не самым громким предложением. Секретарь генсовета ЕР предложил начать с себя, то есть законодательно закрепить тот факт, что пенсии депутатов ГД и сенаторов начислялись точно так же, как и обычным гражданам. «Считаю, что это будет справедливо», — заявил единоросс, добавив, что норма должна начать действовать уже с 1 января 2019 года.

На данный момент «Законом о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы» устанавливает парламентариям депутатам доплаты к пенсиям. Если они проработали в статусе народного избранника более пяти лет, то пенсия равна 55% от оклада (плюс сама зарплата, если депутат еще работает), если больше 10 лет — 75% оклада. Недавно Госдума обнародовала информацию, что на данный момент эти суммы составляют 46 и 63 тыс. рублей.

Фактически Турчак предложил депутатам от этих доплат отказаться. Тем же, кто уже на надбавки заработал, единоросс предложил написать добровольное заявление об отказе. Причем законом должно быть прописано, что отозвать свое решение депутаты не смогут.

К такому повороту событий оказались готовы не все присутствующие депутаты. По залу прокатился ропот, а депутат-единоросс Раиса Кармазина тогда уж сразу предложила обсудить и пенсионные надбавки для чиновников правительства. Впрочем, это предложение в резолюцию не попало.

При этом предложение Турчака, несмотря на внезапность, скорее всего, будет принято депутатами. Источник, близкий к руководству ЕР, отмечает, что глава правительства и лидер единороссов Дмитрий Медведев в курсе такого предложения. Источник «Газеты.Ru» в Госдуме утверждает, что о предложении отказаться от депутатских пенсий знали и в руководстве фракции, хотя не все. По словам собеседника «Газеты.Ru», неожиданным было только то, что идею озвучил именно Турчак.

«Поступило предложение от Андрея Анатольевича Турчака в части отмены преференций по пенсионному обеспечению для сенаторов и депутатов. Мы ждем внесения этого предложения для рассмотрения в Государственной думе»,

— коротко прокомментировал инициативу однопартийца руководитель фракции ЕР в Госдуме Сергей Неверов.

Политолог Александр Пожалов считает, что подобные решения носят «популистский» характер, хотя их можно понять.

«Эти предложения озвучиваются перед региональными выборами. Избиратели обвиняют депутатов, что они зарвались со своими пенсиями. Так что в какой-то мере это такая конъюнктурная поправка. Содержательно существующих финансовых проблем она не решит»

— уверен эксперт.

Он считает, что с точки зрения поправок депутатам еще целесообразно обсудить переходный период для повышения пенсий, а также вопрос, не стоит ли оставить прежним или хотя бы не так сильно повышать пенсионный возраст для жителей дальневосточных и северных регионов.

Но вместо этого сейчас в повестке — отказ депутатов от своих надбавок. Политолог считает, что такие решения в контексте грядущих выборов можно понять, но долго работать в рамках такой повестки ЕР не сможет. Принижая свои льготы, они понижают и свой статус относительно членов правительства.

Представитель ЛДПР, глава думского комитета по труду о соцполитике Ярослав Нилов заявил «Газете.Ru», что его партия законопроект поддержит, однако тогда уж будет настаивать на обсуждении и других вопросов. «А почему мы забываем про депутатов региональных тогда? А что делать с лицами, замещающими госдолжности, например, членами правительства? Почему берется только одна категория и почему это делается именно сейчас? Целесообразно рассматривать эту проблему комплексно», — называет новые темы для обсуждения депутатским корпусом Нилов.

По его мнению, пенсионные доплаты названных групп тоже надо пересмотреть, чтобы инициатива не была однобокой.

Также парламентарий ставит под сомнение то, что призыв к отказу от повышенной пенсии тех депутатов, кто уже ее получает, сработает. «Вспомните истории с «золотыми парашютами» для тех парламентариев Госдумы, кто в этот созыв не попал. Многим рекомендовали, но отказались всего несколько человек», — напоминает депутат.

&nbspДепутатские запросы

Конкурс на депутатский мандат сегодня велик, как никогда. Кого-то влечет в депутаты забота об интересах народа, кого-то — жажда власти, кого-то — возможность лоббировать частные интересы. Другая привлекательная сторона мандата — пресловутая депутатская неприкосновенность. Однако в депутатстве есть и еще один приятный момент. Если подсчитать все материальные блага, которые причитаются российскому депутату по закону, получится довольно внушительный «компенсационный пакет».
Законотворческая деятельность депутатов стоит недешево. В бюджете 1999 года на обеспечение деятельности Госдумы было отведено около 530 млн руб. (около $20 млн по нынешнему курсу). И это понятно: нужно же содержать обслуживающий аппарат Думы (примерно 2 тыс. человек), здания, оплачивать транспорт, связь и проч. Расходы на денежное содержание 450 народных избранников проходят в бюджете отдельной строкой. На них в этом году выделено свыше 68 млн руб. ($2,6 млн). Таким образом, формально на каждого депутата приходится примерно 152 тыс. руб. ($5900) живых денег в год. На деле слуги народа обходятся ему гораздо дороже — стоит подсчитать расходы на квартиры, машины и прочие депутатские привилегии. На какие же блага может рассчитывать депутат?
Деньги
Прежде всего государство позаботилось о своевременной доставке иногороднего депутата к месту работы. Слуге народа, а также членам его семьи полностью возмещаются расходы, связанные с переездом в Москву. Кроме того, при переезде в столицу депутату выплачивается единовременное денежное пособие в размере половины его оклада (3 тыс. руб.), а его родственникам причитается четверть оклада главы семьи.
Приступив к исполнению своих обязанностей, депутаты тут же начинают получать ежемесячное денежное вознаграждение. Зарплата у депутата Госдумы (как, кстати, и у депутата Мосгордумы) приравнена к зарплате федерального министра — 6 тыс. руб. в месяц. Однако зарплата — это еще не все. По закону депутату полагаются еще «иные выплаты». Какие именно?
Во-первых, депутатам Госдумы ежемесячно возмещают расходы, «связанные с осуществлением их полномочий»,— в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда (около 420 руб.). Кроме того, каждый квартал депутаты получают премии (в размере месячного оклада) — за счет этого прибавка к зарплате составляет в среднем 2 тыс. руб. в месяц. Добавим к этому отпускные (примерно два оклада) и ежегодное пособие на лечение (еще два оклада) и получим, что в среднем у депутата за месяц «набегает» более 10 тыс. руб. (примерно $400). И это не считая командировочных. Сергей Юшенков, депутат Госдумы: Если ездить за границу пару раз в месяц, сумма командировочных в пересчете на рубли составит больше оклада. Кстати, командировочные не облагаются налогом.
Льготы
Депутаты получают не только живые деньги, но и солидный пакет льгот. Условно его можно разделить на две части: первая обеспечивает непосредственное выполнение депутатом его полномочий, вторая помогает ему поддерживать психофизическую активность, позволяющую эти полномочия выполнять.
Так, орган исполнительной власти, на территории которого находится избирательный округ депутата, обязан предоставлять ему транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью и необходимой оргтехникой (включая персональные компьютеры, принтеры, копировально-множительную технику). Кроме того, депутаты имеют право бесплатно пользоваться правительственной и другими видами связи, в том числе междугородной и международной. Пользоваться ею можно без ограничений и в любых местах — дома, в офисе, гостинице и т. п. Правда, мобильной связью депутаты Госдумы обделены (в отличие, скажем, от депутатов Мосгордумы, которым выделяют сотовые телефоны с лимитом времени 250 минут в месяц).
Поскольку работа у депутата тяжелая, государство оплачивает труд пяти его помощников. Месячный фонд оплаты труда помощников, в пределах которого депутат сам определяет их оклады, составляет 1,65 размера оклада депутата. Кстати, работать помощниками могут и родственники депутата. Таким образом они могут приносить семье дополнительный доход.
Еще одна депутатская льгота — транспорт. К сожалению, рядовым депутатам персональных машин не полагается, но в любой момент они могут вызвать автомобиль марки «Волга», арендуемый Госдумой в автотранспортных предприятиях Москвы. Пользоваться «Волгами» можно и по личной надобности. А вот каждый из 35 депутатов Мосгордумы имеет персональную «Волгу».
Впрочем, транспортные услуги в Госдуме оставляют желать лучшего. Габдулвахит Багаутдинов, депутат Госдумы: Мне приходилось несколько раз из-за поломок просто оставлять служебную машину на улице и добираться до места самостоятельно. Еще депутаты могут воспользоваться специальным автобусом, который утром и вечером курсирует от Митина, где проживают многие народные избранники, до Охотного ряда. Припомнить его марку депутаты не смогли (нечасто им, видимо, пользуются), но заверили, что это обычный автобус, без роскоши вроде спальных мест, кондиционеров и видео.
С точки зрения обеспечения транспортом от простых депутатов председатели комитетов и руководители фракций Думы отличаются тем, что имеют персональные Audi с водителем. Спикер Госдумы — вообще четвертое лицо в государстве, ему положены не только персональная Audi, но и охрана.
На этом список транспортных льгот не заканчивается. Депутаты Госдумы могут бесплатно пользоваться на территории России воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, не говоря уже о пригородном и городском (за исключением такси). Кроме того, депутат может без очереди получить бесплатный билет на самолет или вертолет, в спальный или купейный вагон поезда, в каюту I-го или II класса судов всех категорий. А поскольку количество поездок депутатов никак не регламентируется, депутат может хоть через день за казенный счет летать в Сочи. Даже по личным делам.
Лечение и отдых
Для полноценного осуществления своих полномочий депутату необходимо постоянно находиться в хорошей форме. Поэтому отдыхают депутаты долго — 48 дней. Кроме того, они могут устраивать себе отдых и в рабочее время (по крайней мере, за пропуск заседаний никаких санкций закон не предусматривает).
Отдохнуть от законотворческой деятельности депутаты могут в одном из 20 санаториев (в Подмосковье, на Северном Кавказе и проч.). Путевки туда, естественно, продаются со скидкой. Виктор Шейнис, депутат Госдумы: Например, в этом году путевка в клинический санаторий «Барвиха» на 24 дня стоила 7500 руб. Полная стоимость, конечно, больше.
Если отдых не помогает депутату поправить пошатнувшееся здоровье, он может обратиться за бесплатной медицинской помощью. Лечатся депутаты в поликлинике Управления делами президента. Но обслуживанием довольны не все. Габдулвахит Багаутдинов: Недавно, например, я лечил там зуб, так у меня пломба через три месяца вылетела. Пришлось идти снова. Мне сказали, что можно сделать или бесплатно, или за деньги. Я выбрал платную услугу и заплатил за новую пломбу 255 руб. Серьезные операции депутатам делают в ЦКБ.
Кстати, все депутаты страхуются от «причинения увечья или иного повреждения здоровья» на сумму годового денежного вознаграждения. А если, не дай Бог, здоровью депутата будет причинен ущерб, приведший к потере его трудоспособности, несчастный народный избранник получит не только единовременную страховую компенсацию, но и пенсию, а также доплаты — в сумме они составят аккурат депутатский оклад.
Жилье
Однако самая большая депутатская привилегия — возможность поселиться в Москве (это касается, естественно, иногородних депутатов). Согласно закону «О статусе депутата Государственной думы», на период осуществления своих полномочий иногородний депутат должен быть обеспечен жильем. Он может выбирать, жить ли ему в служебной квартире (с мебелью и телефоном) или в двухместном номере в гостинице разряда «высший ‘А'» (например, гостиницах «Россия» и Москва», где номер стоит около $40 в сутки). Либо получить единовременную денежную компенсацию для приобретения жилья в собственность. Точную сумму нам назвать отказались, но, по некоторым сведениям, она составляет примерно $60 тыс.

По словам депутата Госдумы Александра Куликова, в начале 1997 года со служебным жильем было тяжело, поэтому депутаты могли жить либо в гостинице, либо в Митине, где им предоставляли квартиру в собственность: Служебные квартиры в Митине депутатам начали предоставлять в конце 1997 года. До этого некоторые депутаты, в том числе и я, были вынуждены брать квартиры в собственность. Я говорю «вынуждены», потому что служебные квартиры более пригодны для жилья, они по крайней мере обставлены; в собственность же мы получали лишь голые стены. Например, я до сих пор толком не успел обставить квартиру. Да и дома у нас не кирпичные, а панельные.
Как уверяли нас многие депутаты, передача квартиры в собственность — это для страны не зло, а благо, поскольку она обходится бюджету чуть ли не в два раза дешевле четырехлетнего проживания народного избранника в гостинице. Видимо, поэтому, получая служебные квартиры, большинство депутатов немедленно их приватизируют (в противном случае служебное жилье пришлось бы освободить в течение месяца после прекращения депутатских полномочий). Один депутат в частной беседе так объяснил нам свою позицию: Депутат должен иметь нормальное жилье и нормальные условия для работы. Это принято не только у нас, но и во всем мире. Кроме того, представьте себе, что какой-нибудь депутат уехал из провинции, а в его прежней квартире остался жить его сын. За четыре года сын мог жениться, обзавестись детьми. Теперь в этой квартире места нет. Куда возвращаться депутату? Так что квартира в Москве — это справедливое решение его жилищных проблем. Тем более что за время исполнения депутатских обязанностей у депутата могли еще и дети родиться. На вопрос, нужно ли бороться с приватизацией служебного жилья, этот депутат ответил: «Пусть борются те, кому это положено. А кому положено, я не знаю».
Кроме всего прочего, депутат вправе рассчитывать на бесплатное поселение в гостиницах в тех городах, куда его позовут служебные (или даже личные) дела. Отдельный номер с телефоном, кстати, ему обязаны предоставлять в течение часа. И, между прочим, право на внеочередное поселение в гостинице распространяется также на «лицо, сопровождающее депутата».
Пенсия
Как это ни печально, но четыре года, отведенные депутату на исполнение его полномочий, все-таки заканчиваются. Тем не менее некоторые льготы продолжают действовать. Так, срок полномочий депутата засчитывается в его трудовой стаж. При этом бывший депутат не остается без работы — он может вернуться на свою должность, а при ее отсутствии получить равноценную. Кстати, депутат и его семья могут уехать домой за государственный счет, а для их имущества выделяют контейнеры весом до 10 тонн. Если, конечно, бывший народный избранник не успел окончательно закрепиться в Москве.
Естественно, думцы позаботились и о своем пенсионном обеспечении. Каждый депутат, проработавший в Думе не менее года, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Например, депутат, отработавший не менее трех лет, будет получать в общей сложности 55% депутатского оклада (3300 руб.), а более трех лет — 75% (4500 руб.). Депутатские пенсии, спору нет, значительно привлекательнее обычных.
Кроме того, государство позаботилось о депутатах и на случай непредвиденных обстоятельств — досрочного роспуска Государственной думы. В этом случае депутаты получат по три оклада в качестве компенсации. Что в принципе справедливо: ведь по КЗоТу все работники, увольняемые по сокращению штата, получают выходное пособие в таком же размере. К тому же депутат, имеющий необходимый трудовой стаж, может по своему усмотрению досрочно выйти на пенсию (правда, не ранее чем за два года до установленного пенсионного возраста). Пенсия, естественно, назначается с вышеописанными доплатами.
Но как правило бывшие депутаты на пенсию не торопятся. Потому что служить народу — это почетная обязанность, которую депутату хочется выполнять как можно дольше. И большинство думцев предпочитают баллотироваться на новый срок и снова получать законные льготы. Если же депутату не удается попасть в Думу нового созыва, ему выплачивается единовременное денежное пособие в виде одного оклада. Видимо, в качестве компенсации морального ущерба.
ИВАН ШЕНКОВ
———————————————————
В СРЕДНЕМ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ПОЛУЧАЕТ ОКОЛО 10 ТЫС. РУБ. В МЕСЯЦ. ОДНАКО ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ ВСЕХ ЛЬГОТ И ПРИВИЛЕГИЙ ДЕПУТАТА ОЦЕНИТЬ ТРУДНО
———————————————————
Их нравы
Сколько стоит власть за рубежом
Практически во всех развитых странах депутатам и министрам возмещаются офисные расходы, в том числе расходы на содержание штата, транспортные расходы для проезда из своего округа в столицу. Как правило, парламентарии в этих странах не обладают иммунитетом от уголовного преследования.
В Германии зарплата депутатов бундестага составляет примерно DM15 тыс. в месяц, министров — DM25 тыс., канцлера — DM35 тыс. Жилье и автотранспорт депутаты оплачивают из собственных средств, но для служебных поездок могут пользоваться машинами из автопарка бундестага. Канцлеру, кроме того, полагаются телохранители.
В Великобритании члены палаты общин получают примерно 45 тыс. фунтов в год, а также пособие на офисные расходы (около 50 тыс. фунтов). Им также выплачиваются пособия на жилье. Министерские зарплаты составляют от 25 до 80 тыс. фунтов (для министров—членов палаты лордов). Зарплата премьер-министра — более 100 тыс. фунтов, лорд-канцлера — 150 тыс. Вдобавок к этому министры—члены палаты общин получают полную депутатскую зарплату.
Сумма месячных выплат депутатам национального собрания Франции (зарплата, служебные расходы, пособие на жилье) — более 40 тыс. франков (около $8 тыс.). Из этой суммы более трети удерживается в качестве обязательных платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т. п. Премьер-министр получает около 60 тыс. франков в месяц, министры — примерно 45 тыс. Помимо министерской зарплаты министры в случае исполнения ими иных функций (мэр города, генеральный советник, депутат Европарламента) получают соответствующую оплату в полном размере.
Конгрессмены США получают около $140 тыс. в год (лидеры фракций — более $150 тыс.). Зарплата президента составляет более $200 тыс. в год плюс транспортные расходы — около $100 тыс. Зарплата членов кабинета примерно равна зарплате лидеров фракций конгресса.
Зарплата депутата парламента Японии превышает 1 млн иен (около $10 тыс.) в месяц. Депутату предоставляется жилье, так называемое общежитие для депутатов парламента, корпуса которого расположены в престижных районах Токио. Премьер-министр получает 20 млн иен в год ($180 тыс.), ему предоставляются резиденция в центре Токио и автомобиль.
ОТДЕЛ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
———————————————————
Их нравы
Сколько стоит власть в СНГ
В большинстве стран СНГ профессия депутата не относится к числу наиболее высокооплачиваемых. К примеру, ежемесячный доход депутата Украины составляет около $220 (зарплата, которая, кстати, не облагается подоходным налогом; надбавки за членство в комиссиях, комитетах, научное звание и проч.). Правда, списку льгот депутатов Верховной рады могли бы позавидовать их коллеги из других стран СНГ. Депутату и его семье предоставляются жилье в Киеве, оплаченное проживание в гостинице во время сессии. Жизнь и здоровье депутата страхуются на сумму его 10-летней зарплаты. Если во время исполнения полномочий депутат получает инвалидность, ему выплачивают компенсацию в размере зарплаты за пять лет. По окончании срока полномочий депутату предоставляют должность на прежнем месте работы, либо он зачисляется в резерв кадров министерства, в системе которого работал. Причем на время трудоустройства Верховная рада обеспечивает бывшему депутату зарплату в том же размере, что и действующему (но на срок не более одного года). Если бывший депутат так и не смог устроиться на работу, за ним по достижении им пенсионного возраста сохраняется 50% зарплаты. Но и это не все. В течение пяти лет после прекращения депутатских полномочий работодатель не может досрочно расторгнуть трудовой контракт с бывшим депутатом без согласия Верховной рады. По достижении пенсионного возраста депутату назначается пенсия в размере 80% от зарплаты действующего депутата. Кроме того, сохраняются медицинское обслуживание и обеспечение путевками.
Относительно неплохо живут депутаты в Казахстане. По некоторым данным, они получают $800 в месяц. На срок полномочий им предоставляется благоустроенное жилье в столице, а по истечении депутатского срока и до момента трудоустройства (или достижения пенсионного возраста) ежемесячно выплачивается пособие, равное среднемесячной зарплате. Платят, правда, не дольше трех месяцев со дня прекращения полномочий депутата.
Зарплата депутата в Грузии — примерно $120 в месяц. Нуждающиеся в аренде жилья в столице получают еще $100 и еще $50 на транспорт. Глава парламента имеет 20-процентную надбавку. Его, а также его заместителей и руководителей комитетов парламента обслуживает персональный автотранспорт.
Оклад депутатов Национального собрания Белоруссии — около $100. Тем из них, кто не имеет в Минске жилья, через полгода после начала работы предоставляют служебную жилплощадь. До этого депутат живет в гостинице или получает деньги на аренду жилья. По окончании полномочий белорусские депутаты обязаны сдать служебную квартиру государству.

А вот депутатам парламента Узбекистана особенно не разгуляться. Зарплата у них около $30 в месяц, да и квартиры, в которых они живут, в собственность не оформляются, и после окончания срока полномочий депутаты обязаны их освободить. Что касается служебного транспорта, то он закреплен лишь за депутатами, которые работают на постоянной основе (большинство депутатов ездят на сессии дважды в год).
И наконец, самые бедные депутаты — в Таджикистане. Их оклад не превышает $15 в месяц. Служебные квартиры полагаются только членам президиума, остальные снимают жилье за свой счет. Народный депутат Таджикистана может только без очереди провести телефон и получить 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг.

Статья 21. Ливенский городской Совет народных депутатов

1. Ливенский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления города, который подотчетен непосредственно населению города и состоит из 32 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Один депутат работает на постоянной основе.

Ливенский городской Совет народных депутатов обладает правами юридического лица, имеет официальные бланки, штампы и печати установленного образца с изображением герба города.

2. Срок полномочий Ливенского городского Совета народных депутатов составляет 5 лет.
3. В исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находятся:
1) принятие Устава города Ливны и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы города в отставку.
4. К иным основным полномочиям Ливенского городского Совета народных депутатов относятся:
1) назначение местного референдума и муниципальных выборов;
2) утверждение генерального плана города, а также внесения в него изменений и дополнений;
3) утверждение правил землепользования и застройки и внесения в них изменений и дополнений;
4) формирование по предложению главы города контрольного органа города;
5) утверждение структуры администрации города;
6) выступление с отчетами перед населением города не реже 1 раза в год;
7) утверждение состава административной комиссии и внесение в него изменений;
8) принятие регламента, регулирующего порядок деятельности городского Совета народных депутатов;
9) формирование, изменение, упразднение постоянных комиссий городского Совета народных депутатов и заслушивание отчетов об их деятельности;
10) утверждение структуры и штата аппарата городского Совета народных депутатов;
11) определение порядка использования официальных символов города;
12) иные вопросы, отнесенные к компетенции настоящим Уставом и действующим законодательством.
5. Ливенский городской Совет народных депутатов ежегодно заслушивает отчеты главы города о результатах деятельности администрации города и иных подведомственных главе города органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Ливенским городским Советом народных депутатов.
6. Ливенский городской Совет народных депутатов обладает правом законодательной инициативы в Орловском областном Совете народных депутатов.
7. Ливенский городской Совет народных депутатов осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
8. Полномочия Ливенского городского Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полномочия Ливенского городского Совета народных депутатов также прекращаются в случаях:
1) принятия решения о самороспуске, при условии, что за самороспуск проголосовало не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов городского Совета народных депутатов;
2) вступления в законную силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов городского Совета народных депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3) преобразования города, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения города;
4) увеличения численности избирателей города более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ города;
5) нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.
Досрочное прекращение полномочий Ливенского городского Совета народных депутатов влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
В случае досрочного прекращения полномочий Ливенского городского Совета народных депутатов, досрочные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
9. Расходы на обеспечение деятельности Ливенского городского Совета народных депутатов предусматриваются в местном бюджета отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.»

Статья 26. Статус депутата Ливенского городского Совета народных депутатов

1. Депутатом городского Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и обладающий избирательным правом.

2. Депутат городского Совета народных депутатов избирается на срок полномочий городского Совета народных депутатов. Полномочия депутата городского Совета народных депутатов начинаются с момента его избрания и прекращаются со дня начала работы городского Совета народных депутатов нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата городского Совета народных депутатов.
3. Полномочия депутата прекращаются досрочно в следующих случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий городского Совета народных депутатов;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных федеральным законом и иными федеральными законами.
Полномочия депутата прекращаются в случаях, предусмотренных:
— пунктом 1 части 3 настоящей статьи — с момента совершения факта;
— пунктом 2 части 3 настоящей статьи — со дня, определяемого решением городского Совета народных депутатов. При отклонении городским Советом народных депутатов заявления депутата о досрочном сложении полномочий, депутат вправе сложить полномочия через 2 недели после рассмотрения заявления на заседании с письменным уведомлением об этом городского Совета народных депутатов.
Заявление депутата о сложении полномочий подается в письменной форме в городской Совет народных депутатов. Решение об удовлетворении заявления депутата принимается на ближайшем заседании городского Совета народных депутатов. Заявление не может быть отозвано после принятия решения городским Советом народных депутатов;
— пунктами 3-5 части 3 настоящей статьи — с даты вступления в законную силу решения суда или соответственно приговора суда;
— пунктом 6 части 3 настоящей статьи — с момента совершения факта;
— подпунктом 7 части 3 настоящей статьи — с установленной даты прекращения или приобретения гражданства, приобретения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
— пунктом 8 части 3 настоящей статьи — с момента опубликования решения об отзыве депутата;
— пунктом 9 части 3 настоящей статьи — с даты досрочного прекращения полномочий городского Совета народных депутатов;
— пунктом 10 части 3 настоящей статьи — с момента совершения факта.
Информация о досрочном прекращении полномочий депутата подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию).
4. Депутат городского Совета народных депутатов принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к компетенции городского Совета народных депутатов, и осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Уставом.
Депутат имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его статус в течение срока полномочий. Образец и описание удостоверения депутата городского Совета народных депутатов утверждаются городским Советом народных депутатов.
5. Депутатам городского Совета народных депутатов гарантируется возмещение расходов, понесенных ими при непосредственном осуществлении депутатских полномочий, за счет средств бюджета города.
6. На время проведения заседаний городского Совета народных депутатов, его комиссий депутат освобождается от выполнения основных производственных и служебных обязанностей. Освобождение депутатов от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в Совет народных депутатов (письменное извещение, телефонограмма за подписью председателя городского Совета народных депутатов).
Освобождение депутата для непосредственной работы с избирателями производится на основании его письменного заявления, но не более одного дня в месяц.
Депутат для работы с избирателями своего округа определяет соответствующие дни месяца и часы приема жителей. Для осуществления депутатских полномочий предоставляется помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.
7. Депутат городского Совета народных депутатов имеет право на:
1) участие в обсуждении любых вопросов, относящихся к ведению органов местного самоуправления, а также внесения в органы местного самоуправления предложений, подлежащих обязательному рассмотрению;
2) посещение предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории города и прием их руководителями для осуществления своих полномочий;
3) первоочередной прием руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления по вопросам своей компетенции;
4) получение документов, принятых органами местного самоуправления, необходимых для осуществления его полномочий, а также на обеспечение документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти области и органами местного самоуправления;
5) получение необходимой ему информации и документов от должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, находящихся на территории города, если такая информация и документы не содержат сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
6) обращение с вопросом, запросом к главе города, руководителям структурных подразделений администрации города, руководителям предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Совета народных депутатов.
Депутату в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом, иными муниципальными нормативными правовыми актами обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита их прав, чести и достоинства.»

Льготы для депутатов госдумы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *