Договорная федерация примеры

На сегодняшний день нет единого подхода в трактовке федерализма как теории одной из форм государственного устройства и федерации как самой формы государственного устройства. Существует множество толкований этих понятий. Так, швейцарский исследователь М. Устери обнаружил около двух десятков трактовок федерализма. Американский политолог У. Стюарт собрал 497 толкований. Иначе говоря, существует множество теорий этого сложного феномена. Поэтому естественно, что в отечественной и зарубежной политической науке не прекращаются споры и дискуссии о сущности федерализма, его структурных элементах, пригодности для той или иной страны или народа, достоинствах и преимуществах по сравнению с другими формами государственного устройства.

Разные авторы предлагают собственные классификации федераций. Наиболее распространенной из них является классификация, базирующаяся на таком основополагающем критерии, как конституционно-правовое оформление. По этому принципу выделяются договорная и конституционная федерации. Некоторые авторы выделяют также конституционнодоговорный или договорно-конституционный тип, сочетающий принципы обоих названных типов. Выбор одной из них для той или иной страны представляет весьма трудную задачу.

Договорная федерация, как правило, создается путем заключения самостоятельными государствами или государственными образованиями договоров об объединении. Иначе говоря, здесь основополагающим учредительным или государствообразующим документом является федеративный договор либо иной аналогичный ему документ. Соответственно, федерация рассматривается как добровольный союз, в котором вступающие в него государства или государственные образования делегировали ряд своих прав и полномочий центральной или федеральной власти. При этом каждый член федерации сохраняет за собой определенную долю суверенитета в принадлежащей ему юрисдикции. Центральное правительство не может внести какие-либо изменения в конституционный договор, а каждый член может при желании расторгнуть этот договор и выйти из состава федерации.

Как показывает мировой опыт, договорные федерации являются наиболее слабыми, поскольку допускают добровольный выход одного или нескольких субъектов из состава федеративного союза по своему усмотрению. Поэтому неудивительно, что договорный принцип устройства федеративного государства вызывает, пожалуй, наибольшее число споров, особенно по вопросу о его влиянии на характер российского федерализма.

Такие государства либо рано или поздно распадаются, либо превращаются в федерации конституционного типа. Наглядное представление об этом можно составить из следующих примеров. Так, казалось бы, более или менее нормально функционировавшая федерация Мали, созданная на основе Судана и Сенегала, довольно быстро распалась. Такая же судьба постигла другую федерацию – Сенегамби, в состав которой входили Сенегал и Гамбия. В 1965 г. из федеративного государства Малайзия, образованного в 1963 г., вышел один из штатов – Сингапур, определившийся как самостоятельное суверенное государство.

В качестве противоположного примера можно привести эволюцию американской федерации. Конституция США 1787 г., на основе которой была сформирована государственно-политическая система этой страны, являлась компромиссным документом. Он был подготовлен и принят с учетом разнородных, зачастую противоречащих друг другу позиций и интересов тринадцати североамериканских колоний, преобразованных, согласно «Статьям Конфедерации» – своеобразной конституции, принятой в 1783 г. по завершении Войны за независимость США от Великобритании, в штаты (англ. state – государство). Как явствует из названия учредительного документа, государство, созданное в результате Войны за независимость, представляло собой конфедерацию. Соответственно, Конституцию 1787 г. можно было рассматривать как договор о формировании нового американского государства на принципах федерализма.

Однако, как показывают опыт США и эволюции трактовки конституции этой страны, американское государство, сохраняя в теории договорный характер, постепенно превращалось в конституционную или, во всяком случае, в конституционно-договорную федерацию.

В конституционной федерации в качестве основополагающего учредительного государствообразующего документа выступает федеральная конституция, которая определяет системные и структурные принципы государственного устройства. В отличие от договорной, конституционная федерация не допускает возможности выхода какого-либо субъекта из состава федеративного союза без соответствующего согласия всех остальных субъектов федерации. Попытки же силового решения этой проблемы, как правило, чреваты непредсказуемыми, зачастую кровавыми последствиями.

Обоснованность этого тезиса воочию подтвердилась на примере Гражданской войны начала 60-х гг. XIX в., когда 11 южных штатов объявили о своем добровольном выходе из состава США и образовании самостоятельного государства под названием Конфедерация южных штатов. Однако Вашингтон решительно использовал вооруженные силы для восстановления единства государства. Именно этот конституционный принцип стал одним из краеугольных камней жизнеспособности и долговечности Соединенных Штатов как великой мировой державы, основанной на федеративных принципах.

Что касается Российской Федерации, то в 1992 г., еще до принятия Конституции 1993 г., был принят Федеративный договор, который многими рассматривался именно как учредительный документ. Такое понимание как будто подтверждалось развернувшейся в 1990-х гг. кампанией по заключению договоров между федеральным центром и субъектами Федерации. Однако при оценке значения данного договора следует отметить тот факт, что Россия как государственное образование создавалась на протяжении многих веков, а Федеративный договор был подписан не для создания союза, а с целью разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации.

Конституция 1993 г. является единственным документом, определяющим принципы федеративного устройства России. Она представляет собой учредительный акт государства, Основной закон, обладающий высшей юридической силой. Иными словами, Россия является конституционной федерацией, исключающей всякую возможность выхода из федерального союза какого-либо одного из его субъектов. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что текст Федеративного договора выведен за рамки Конституции.

В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что в преамбуле Конституции говорится не о создании нового государства, а о возрождении суверенной государственности России. Конституционная природа Российской Федерации была подтверждена решительными действиями руководства государства, не допустившего одностороннего выхода Чечни из ее состава, хотя для защиты целостности страны пришлось провести две кровопролитные войны.

Важно понимать, что изложенная здесь классификация носит условный характер, поскольку чистые модели федерации если и существуют, то крайне редко. Они могут переходить одна в другую либо в том или ином виде сочетаться. Например, США, как уже отмечалось, эволюционировали из конфедерации 13 штатов в конституционную или конституционно-договорную федерацию.

Даже этих примеров достаточно, чтобы утверждать: реальная история федерализма не знает противопоставлений договорных федераций как союзов, созданных согласием государств-учредителей, и конституционных образований, формируемых «сверху», выраженной в конституции волей метрополии или гражданского сообщества, народа. Каждая федерация формируется на базе сочетания договорных и конституционных элементов: того, какой из них преобладает, как устанавливается их соподчиненность и что определяет контуры политического строя союзного государства на последовательно сменяющих друг друга стадиях развития федеративных отношений.

Конфедерация — это союз суверенных государств, создаваемый для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы).

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение международного статуса

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия).

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

Политико-правовая природа конфедерации

Вопрос о политико-правовой природе конфедерации разработан слабо. Существуют два основных подхода:

а) конфедерация является формой государственного устройства;

б) конфедерация НЕ является формой государственного устройства.

Более убедительным представляется второй подход, т.к. конфедерация не обладает ни одним признаком государства и представляет собой межгосударственное объединение.

4.1. Основные понятия федерализма.
Федерализм и федерация

Федерация (лат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства; характеризуется наличием территориальных образований – субъектов федерации (штатов, республик, провинций, кантонов, земель, областей и т. д.), обладающих отдельными признаками государственности. Субъекты федерации обладают полномочиями по решению внутренних вопросов, включая разработку и принятие собственного законодательства, определение структуры органов власти и их формирование, осуществление элементов правосудия, поддержание общественного порядка. Субъекты федерации лишены собственного государственного суверенитета; они передают в ведение федерального правительства основополагающие для единого государства вопросы – обороны, внешней политики, безопасности, социальной защиты населения и т. д. Объединяющие начала федерации – федеральная конституция, единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральные органы власти и управления, институт единого гражданства, федеральная юстиция.

Федерация признается одним из оптимальных способов существования сложноорганизованных государств (большая территория, сложный этнический состав населения, различные исторические традиции и др.). Такие государства успешно сочетают преимущества политического и хозяйственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью их членов, реализуя принципы «общей воли» – этой невидимой «оси» политического курса государства.

Идеи федерализма в истории политической мысли имеют давние традиции. Родоначальником современной теории федерализма принято считать Йоханнеса Альтузиуса (1562–1683), германского мыслителя, автора федеративной теории народного суверенитета. Важную роль в утверждении идей федерализма в мире сыграли американские государственные деятели А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, авторы известного сборника статей «Федералист», первоначально опубликованного в виде 85 политических эссе в нью-йоркской газете «Индепендент джорнел» («Independent Journal») вскоре после завершения Конституционного конвента 1787 г. В сборнике получило воплощение развернутое философское обоснование конституции США – план, не имевший исторических прецедентов.

В настоящее время в мире существуют 22 государства с федеративной формой (примерно 1/8 от общего числа государств). География федерализма обширна, охватывает все пять обитаемых континентов. В Европе – Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Россия, ФРГ, Швейцария; в Азии – Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ; в Африке – Танзания, Нигерия, Коморские острова, Эфиопия; в Северной и Южной Америке – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США; в Австралии и Океании – Австралийский Союз, Папуа – Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии.

В зависимости от доминирующего фактора можно выделить следующие разновидности федераций: договорные и конституционные; территориальные, национальные и смешанные; двухсубъектные и полисубъектные. Федерации, четко отвечающие критериям определенного вида, сложно найти на политической карте: на практике федерации содержат признаки разных видов. Разберемся в классификации подробнее.

Во-первых, в зависимости от правового способа учреждения федеративного государства существуют конституционные и договорные федерации. Договорные федерации обычно создаются либо «снизу» (учредительный договор между отдельными региональными сообществами), либо посредством преобразования унитарного государства в федеративное с заключением договора как основного источника, определяющего отношения между центром и регионами. Исторически подобный путь образования федераций был продуктивен, однако в современных условиях, как считают многие эксперты, договор уже не в состоянии предметно закрепить усложняющиеся отношения между центральной властью и ее составными частями.

В конституционной федерации федеративное устройство определено в конституции федерального государства, закрепляющей политико-правовой статус самой федерации и субъектов федерации (республик, провинций, штатов, областей и т. д.), а также соответствующих органов государственной власти. Именно конституция одновременно обеспечивает легитимность полномочий федеральной власти и политической автономии ее составных частей.

Конституционно-договорная федерация характеризуется наличием одновременно двух источников: конституции и федеративного договора. Двойственная политико-правовая природа государственности в такой федерации нередко порождает проблемы, связанные с конфликтом договорных и законодательных норм, с желанием установить особый статус во взаимоотношениях с федеральным центром. На практике установление подобных взаимоотношений находит свое решение в форме заключения двусторонних договоров между федеральными органами государственной власти и отдельными субъектами. В России заключался Федеративный договор, а в 1999 г. были распространены двухсторонние договоры Федерации с субъектами; в 2000-е годы остались договоры только с отдельными республиками.

Во-вторых, федерации делятся на территориальные, национальные, смешанные. Точкой отсчета в данном случае является использование этнического ареала как признака деления на субъекты федерации. Так, в этнических (национальных) федерациях субъектами становятся территории, на которых компактно проживают коренные этнолингвистические группы. В государствах с полиэтничным населением, компактно проживающим на исторически сложившейся территории, федерализм способен сыграть важную роль в решении национального вопроса. Немецкий философ и социолог Ю́рген Ха́бермас (нем. Jürgen Habermas, 1929) рассматривает федерализм как противоядие национализму; государство конструирует свои политические сообщества на основе конституционного патриотизма, который признает все формы культурных различий и отражает интересы всех групп внутри гражданского общества.

В территориальных федерациях ситуация другая. Опыт строительства территориальных федераций (США, Германия, Австрия) показывает, что этноконфессиональные факторы могут быть выведены за скобки. Регионы не оформляют различия по этническим параметрам, т. е. государство формально считается мононациональным. История знает случаи, когда этнический фактор сознательно не учитывается, чтобы обеспечить численное превосходство одной нации или избежать расколов в обществе.

Смешанный тип федерации – государства, где регионы организованы как по этническому, так и по территориальному принципу. В национально-территориальных федерациях (к которым относятся Россия, Индия, Канада) сочетаются субъекты федерации, образованные и по территориальному, и по этническому признаку; при этом государственно-правовой статус субъектов также может различаться.

В-третьих, федерации классифицируются, исходя из меры дробности административно-правовой структуры. Существуют двухсубъектные и полисубъектные федерации. Пример первого типа – Танзания, Босния и Герцеговина, в определенной степени Бельгия. Полисубъектные федерации – более распространенная модель с центром и несколькими политико-территориальными единицами в роли субъектов федерации (США, Канада, Бразилия, Швейцария, Мексика, Индия, Россия).

Различают два основных подхода к способу организации власти в федеративном государстве: сетевой и централизаторский. Американский политолог, сторонник сетевого подхода Д. Элейзер (президент-основатель Международной ассоциации центров по исследованию федерализма), представляет федерализм как родовое понятие, обозначающее тип политической организации, при которой достигается сочетание самоуправления и долевого правления, осуществляемого через конституционное участие во власти на основе ее децентрализации. Федерализм имеет несколько видов, одним из которых и является собственно федерация. Согласно этому подходу унитарные децентрализованные и автономизированные государства имеют признаки федераций. Согласно Д. Элейзеру федерализм воспринимается как содержание правительственной структуры: если политико-управленческая структура государства установлена таким образом, что в ней имеют место, по меньшей мере, два уровня правительства, обладающие собственным набором учреждений, полномочий и обязанностей, существование каждого из которых гарантировано конституцией, то эта структура является федеральной. Федерализм тем самым создает устойчивую организационную структуру для достижения общих целей всех участников федеративных отношений.

Д. Элейзер в общем выделяет три классические модели организации власти в государстве: модель пирамиды, центрально-периферийную и матричную модели. При этом устройство федеративного государства соответствует матричной нецентрализованной модели.

Для федеративных государств более характерна матричная модель: децентрализация, когда полномочия правительства в их пределах распределяются среди многих центров, существование и власть которых гарантируются общей конституцией, а не концентрируется в единственном центре («пирамида») или, если и распределяется, то в незначительных долях («центр – периферия»). В матричной модели нет ни более высоких, ни более низких центров власти; децентрализация имеет договорный характер и касается структурного распределения полномочий среди многочисленных центров (субъектов федерации). В ней имеют место только бόльшие или меньшие по объему полномочий правительства, принимающие соответствующие политические решения. В такой трактовке между национальным правительством и правительствами субъектов федерации устанавливаются отношения сотрудничества и координации, а не только подчинения и иерархии.

Договорная федерация примеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *