Когда положено включать отопление по закону?

Каждый год жители многоквартирных домов могут испытывать на себе некоторые дискомфортные условия, связанные с включением или отключением отопительных систем. Многих не устраивают сроки, согласно которым это происходит. Наша задача разобраться, когда коммунальщики обязаны включать в квартирах отопление и когда заканчивается отопительный сезон в 2020 году.

Тут обязательно нужно отметить, что наступление отопительного сезона связано с целым комплексом мероприятий, направленных на нормальный запуск всех систем. Это и различные подготовительные процедуры и необходимые ремонты. Чтобы с наступлением осени не испытывать проблем, нужно их предотвратить заранее.

Когда включат отопление в 2020 году?

Наболевшим вопросом остается включение отопления в квартире. И здесь существуют свои условия подачи горячей воды в батареи:

  1. Температурный режим наружного воздуха. Постановление № 354 определяет начало отопительного сезона с наступлением среднесуточных температур не выше 8 °C на протяжении 5 суток. Эта граница связана не только с комфортом в квартирах, но и предотвращает вероятность промерзания систем и не отапливаемых помещений дома.
  2. Необходимо подтверждение синоптиков. Похолодание может оказаться кратковременным. Если же прогнозы не будут обещать длительного потепления, то и смысл в запуске систем теплоснабжения нет. Этот факт может возмутить жильцов, которые посчитают включение преждевременным, а платить за тепло придется им.

Приблизительное время наступления отопительного сезона в средней полосе России составляет первая половина октября. Как раз в это время устанавливается похолодание и перепады температур в сторону высоких маловероятны.

Часто вместе со стартом систем отопления, наступает непростое время для коммунальщиков. Всегда случаются проблемы непредсказуемого характера. Поэтому управляющие компании, как правило, устанавливают для себя график подачи тепла в обслуживаемые дома. Это связано с тем, чтобы возможные неполадки устранять оперативно.

График включения отопления в Москве, СПБ и регионах России в 2020 году

Таблица включения отопления в квартире для некоторых регионов России, показывает что отопительный сезон начнется в среднем с конца сентября:

Регион Планируемая дата включения отопления
Москва 26 сентября
Московская область 28 сентября
Санкт-Петербург 16 сентября
Липецк 2 октября
Владимир 27 сентября
Омск 26 сентября
Екатеринбург 16 сентября
Тверь 1 октября
Минск 1 октября
Усть-Каменогорск 4 октября
Курган 24 сентября (в некоторых домах с опозданием)
Ярославль 27 сентября
Тула 1 октября
Новокузнецк 16 сентября
Воронеж 2 октября
Уфа 19 сентября
Хабаровск 7 октября
Воркута 23 августа
Мурманск 1 сентября
Пермь 6 сентября

Внимание! С начало изложенных выше дат начинается отопление в социальных учреждениях: школ, больниц и др. В домах и квартирах дают тепло в течении 2 дней после издания Постановления региональных властей.

Что делать, если отопительный сезон начался, а батареи холодные?

Нередки случаи, когда батареи остаются холодными после открытия сезона отопления. Если у соседей батареи теплые, то проблема в отдельно взятом радиаторе. Возможно, в ваши трубы попал воздух, который создал пробку, не позволяющую поступать теплу. Здесь поможет обращение в обслуживающую дом организацию, она направит специалиста. Он проверит работоспособность системы отопления в квартире, по необходимости стравит воздух.

На отсутствие тепла в батарее может повлиять и накопившийся налет, если трубы старые. Теплоотдача таких радиаторов значительно снижается.

Если специалист не найдет причины, то следует снова обратиться в ЖКХ с запросом о проведении замеров температуры в квартире или комнате и, соответственно, снижения платы за теплоресурс. По результатам замеров обязательно должен быть составлен акт, на основании которого и будет производиться перерасчет.

Считается, что комфортная температура для разных помещений в квартире разные. Так для жилой комнаты эти показатели составляют 18-24 градусов, на кухне и ванной комнате – 18-26 градусов (подробнее читайте — какая должна быть температура в квартире).

Когда выключают отопление в 2020 году?

По прогнозам синоптиков конец отопительного сезона в 2020 году уже начнется в 20 числах апреля и в зависимости от регионов закончится в мае.

Отключение системы отопления по закону происходит с соблюдением нескольких условий:

  1. Температура наружной атмосферы. Согласно Постановления № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…», окончанием отопительного сезона признается время, когда дневные температуры держатся выше 80C на протяжении 5 дней. Такое условие действует для тех домов, где теплоноситель поступает в инженерные системы дома по централизованным сетям. Если эта коммунальная услуга предоставляется с использованием общедомового оборудования, то дату окончания отопительного сезона определяют сами собственники помещений в доме путем проведения собрания и составлением решения. Если такое не принято, то пользуются нормами вышеуказанного Постановления.
  2. Соответствие сезонному периоду. При отключении тепла во внимание принимается также пора, когда остановка оборудования теплоснабжающими организациями считается наиболее благоприятным. Для средней полосы России это период с апреля по середину мая. Именно тогда отключение будет достаточно комфортным для населения и оборудования.
  3. Как правило, окончание сезона подачи тепла в дома согласовываются с метеорологическими службами. Они могут спрогнозировать, возможно ли резкое изменение температуры в сторону уменьшения в течение ближайших 10 дней. Если такое не предвидится, то и подавать тепло в дома можно прекратить с наступлением первых двух условий.

Окончательное решение по остановке теплоснабжения принимается на уровне местных властей. Поэтому не всегда стоит ругать коммунальный службы, в управлении которых находится дом. В этом случае они лишь исполнители.

График отключения отопления в регионах России 2020 году

Местные власти планируют выключить отопление до 1 мая.

Регион Планируемая дата отключения отопления
Москва 26 апреля
Московская область 24 апреля
Тверь 3 мая
Липецк 23 апреля
Владимир 23 апреля
Омск 6 мая
Санкт-Петербург 13 мая
Минск 2 апреля
Усть-Каменогорск 23 апреля
Курган 5 мая
Ярославль 27 апреля
Тула 28 апреля
Новокузнецк 13 мая
Воронеж 22 апреля
Уфа 6 мая
Хабаровск 1 мая

Переход на летний режим и отключение систем теплоснабжения происходит поэтапно. Сначала это происходит на промышленных объектах, затем отключают офисные и административные здания и помещения. Потом наступает очередь жилых домов и только в последний момент социальную сферу: больницы, школы и детские сады.

Что делать, если на улице тепло, а отопление не выключают?

Существуют правила, о которых мы говорили ранее. Основное из них гласит, что тепло отключают при среднесуточной температуре воздуха не менее 80C на протяжении 5 дней. Средняя температуры выводится путем замеров дневных и ночных показателей. Но весной перепады могут быть очень значительными, то есть днем тепло, а ночью еще подмораживать. Здесь есть своя логика: выключать тепло в домах нужно, когда уже точно установится комфортная для этого температура.

Многие жалуются на то, что им приходится «отапливать улицу» и за это платить. С установлением теплой погоды увеличивается количество звонков и жалоб в адрес коммунальных служб. Но они лишь исполнители, а решение принимается властями территорий.

В этом случае в выигрыше остаются лишь те дома, где есть общедомовое оборудование, которое позволяет перекрыть поступление теплоносителя. Опять же управляющая компания сделает это только по решению собрания жильцов. Далеко не всех раздражают горячие батареи, могут найтись недовольные и холодными.

Сейчас многие ЦТП, обслуживающие несколько многоквартирных домов, оснащаются автоматикой, которая способна реагировать на изменение наружной температуры воздуха. Это позволяет снижать подаваемый в квартиры теплоноситель с наступлением более теплого сезона.

Пожалуй, самым эффективным способом снизить температуру батареи в квартире – поставить терморегулятор. Хотя это поможет лишь создать комфортный климат в помещении, но никак не повлияет на плату, если в доме не проведен капитальный ремонт с заменой всей системы отопления.

В заключение хотелось бы отметить, что начало и окончание сезона отопления непосредственно зависит от температуры за окном. Решение о том, когда батареи должны стать теплыми, принимается властями территориального уровня в соответствии с принятым законодательством в сфере коммунальных услуг.

В помощь собственнику помещений многоквартирного дома — практическое пособие в вопросах и ответах, подготовленное Фондом содействия реформированию ЖКХ и ФСТ России.

1. Какой порядок расчета за коммунальную услугу по водоотведению?

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении, определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды — в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, определяется по формуле 4:

Pi = ni × Nj × T кр,

где:

ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;

T кр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Нормативы потребления коммунальных услуг установлены распоряжением от 22.08.2012 № 250-р.

Разъяснения по оплате коммунальных услуг по водоотведению на общедомовые нужды приведены в ответе на вопрос № 4.

2. Правомерно ли начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по окончании отопительного периода?

По общему правилу оплата коммунальной услуги должна производиться в период, когда такая услуга оказывается.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Разделе VI «Отопление» приложения № 1 к Правилам.

При этом ресурсоснабжающая организация вправе осуществлять расчеты с исполнителями коммунальных услуг, выставляя счет на оплату за расчетный период равный периоду фактического потребления.

В Санкт-Петербурге сложилась следующая практика. При наличии приборов учета счет на оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, отопление) выставляется в месяце, следующим за отчетным.
Например, в счете-квитанции за июль следовало бы указать, что оплата коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится по показаниям прибора учета горячей воды за июнь.

3. Какой тариф должен применяться при расчетах с населением за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению?

Порядок оплаты коммунальных услуг с 01.09.2012 определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При наличии общедомовых приборов учета граждане должны оплатить то количество коммунальных ресурсов, которое зафиксировано прибором учета.

С 01.01.2014 в рамках действующего законодательства Комитетом по тарифам Санкт-Пететербурга установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду и тарифы на теплоноситель для всех категорий потребителей, за исключением категории потребителей, относящихся к категории «Население».

В соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», при расчетах с населением исполнители коммунальных услуг должны применять установленный средневзвешенный тариф на тепловую энергию в руб./Гкал и горячую воду в руб./ куб. м без выделения соответствующих компонентов.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую исполнителям коммунальных услуг, установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в руб./Гкал.
При этом тариф на горячую воду для граждан рассчитан исходя из среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,06 Гкал/ куб. м.

Разъяснения, касающиеся оплаты потребленного количества тепловой энергии, превышающей расчетную величину 0,06 Гкал/куб.м., отражен в информационном письме Комитета от 15.08.2013 № 01-13-922/13-0-0.

4. Необходимо ли производить оплату за водоотведение на общедомовые нужды?

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:

— коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;

— плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При этом услуга по водоотведению является самостоятельной коммунальной услугой и должна указываться в платежном документе отдельной строкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 в Правила с 01.06.2013 внесены изменения согласно которым исключено понятие коммунальной услуги «водоотведение на общедомовые нужды». Согласно изменениям плата за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не выставляется.

Также следует отметить, что в силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, например, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

5. О введении социальной нормы потребления электрической энергии на территории Санкт-Петербурга

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – постановление № 614) расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы потребления электрической энергии (далее – социальная норма потребления) в субъектах Российской Федерации, не включенных в перечень пилотных регионов, включая Санкт-Петербург, начинают осуществляться не позднее 01.07.2016.

Согласно положениям постановления № 614 расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению будет производиться с учетом объемов потребления электрической энергии (мощности) в пределах и сверх социальной нормы для 6 групп домохозяйств в зависимости от количества зарегистрированных граждан (от 1 до 5 и более), а также для категорий потребителей, приравненных к населению. К шестой группе домохозяйств относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в том числе в общежитиях, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

За базовую величину социальной нормы потребления согласно постановлению № 614 принимается расчетная величина, определенная на основании статистических данных для одиноко проживающего гражданина в квартире с газовой плитой. Среднегодовое статистическое потребление электрической энергии для каждого региона Российской Федерации определяется индивидуально, так как должны учитываться такие параметры электропотребления как продолжительность светового дня, использование бытовых электрических приборов различной мощности и др. При этом порядок определения величины социальной нормы потребления электрической энергии в действующей редакции постановления № 614 не предусматривает учет таких факторов как расположение окон жилого помещения или сезон времени года.

Таким образом, базовая величина потребления электрической энергии в пределах социальной нормы потребления должна усредненно учитывать влияние различных объективных и субъективных факторов.

6. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» (далее – распоряжение № 134-р) установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Подробная расшифровка размера платы указана в информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.08.2012 № 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012».

При этом обращаем внимание, что установленный распоряжением № 134-р размер платы, относится исключительно к нанимателям государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Для собственников жилых и нежилых помещений (далее – собственники помещений) в многоквартирных домах порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер платы за жилищные услуги устанавливается на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Комитет, в рамках своей компетенции, устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме при соблюдении двух условий:

  • размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на очередной год общим собранием собственников не утверждался;
  • на общем собрании собственников помещений принято решение о необходимости обратиться в Комитет для установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором они проживают.

7. Расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета

В случаях, когда общедомовые приборы учета в многоквартирном доме не установлены или их установка по техническим причинам не представляется возможным, расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р.

При наличии общедомовых приборов учета граждане должны оплачивать то количество коммунальных ресурсов, потребление которых зафиксировано приборами учета на тот или иной вид коммунального ресурса.

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Обращаем внимание, что установленные Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифы на тот или иной вид коммунального ресурса применяются в расчетах как за коммунальные услуги, потребленные в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и на общедомовые нужды.

При этом тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в нежилых помещениях, должны соответствовать тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для группы «Прочие».

8. Куда необходимо обращаться по вопросу правильности расчетов платы за коммунальные и жилищные услуги, а также по вопросу связанному с нарушениями в части определения объемов коммунальных услуг?

Рассмотрение вопросов, связанных с проведением проверок правильности расчетов размера платы за коммунальные и жилищные услуги, а также рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями в части определения объемов коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате, относятся к сфере регионального государственного жилищного надзора.

Согласно пункту 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 776 (далее – Порядок) региональный государственный жилищный надзор осуществляется Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ СПб). Пунктом 19.1 Порядка предусмотрено, что предметом проверок ГЖИ СПб является соблюдение лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, а также к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

9. По какому тарифу производится оплата коммунальной услуги по отоплению в нежилых помещениях (на примере паркинга)?

Для расчета коммунальной услуги по отоплению в паркинге должны применяться тарифы на тепловую энергию для группы «Прочие потребители», установленные для ресурсоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию в здание, где расположен паркинг.

Следует отметить, тарифы на тепловую энергию устанавливаются распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для соответствующих ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии.

По вопросу определения ресурсоснабжающей организации,
поставляющей тепловую энергию в здание, где расположен паркинг, следует обращаться к исполнителю коммунальных услуг, заключившему договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии.

Информацию о ресурсоснабжающих организациях, в отношении которых Комитетом осуществляется государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы можно получить на сайте Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по адресу: http://www.tarifspb.ru/documents/docs/.

10. Как рассчитывается размер платы за содержание земельного участка входящего в состав общего имущества многоквартирного дома?

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности помимо прочего общего имущества принадлежит земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы
и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт помещения, а также порядок внесения такой платы, указанный в договоре управления многоквартирным домом, на основании статей 156 и 158 ЖК РФ определяется общим собранием собственников с учетом предложений органов управления многоквартирного дома и устанавливается на срок не менее чем один год.

При этом согласно части 10 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу подпункта «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно пункту 3 статьи 156 ЖК РФ и пункту 3.7-2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее – наниматели государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга (далее – плата за содержание), установленный распоряжением Комитета от 18.07.2011 № 134-р, а также составляющие размера платы за содержание, указанные в информационном письме Комитета от 29.08.2012 № 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012», применяются в расчетах платы за содержание исключительно для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

В отношении собственников Комитет в рамках своей компетенции устанавливает размер платы за содержание и ремонт общего имущества отдельного многоквартирного дома при соблюдении двух условий:

  • вопросы, касающиеся платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников не утверждались;
  • на общем собрании собственников помещений принято решение о необходимости обращения в Комитет для последующего установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

11. Какой порядок применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду для потребителей, являющихся собственниками (арендаторами) нежилых помещений?

Разъяснения о порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду для нежилых помещений даются в информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 05.03.2014 № 01-13-301/14-0-0 «О порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду».

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом (вариант 1), позволяющего определить количество горячей воды в куб. м и количество тепловой энергии в Гкал, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей воды, расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Количество горячей воды в i-м жилом или нежилом помещении м3iопределяется по внутриквартирному прибору учета, а при его отсутствии — по нормативу потребления для жилых помещений или расчетным методом
в порядке, предусмотренном законодательством, для нежилых помещений.

Количество тепловой энергии, используемой для приготовления горячей воды, рассчитывается исходя из соотношения показаний общедомового прибора учета на вводев многоквартирный дом в Гкал и м3 — Гкал(общ)/м3(общ).
Таким образом, количество тепловой энергии (Qi) на нужды горячего водоснабжения в нежилом помещении определяется:

Qi = м3i ∙ Гкал(общ)/м3(общ).

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом, позволяющего определить количество горячей воды в м3 и суммарное количество тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей и на отопление в Гкал (вариант 2), расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Для определения объема тепловой энергии, отпущенной на цели горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений, при наличии указанного прибора учета, рекомендуется исходить из количества тепловой энергии 0,06 Гкал, расходуемого на приготовление 1 куб. м горячей воды. Указанное соотношение (Гкал/ куб. м) может применяться при соблюдении температуры горячей воды в местах водоразбора в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) и Санитарных правил и норм СанПиН 4723 88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», в соответствии с приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105 «Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения».

При этом в межотопительный период рекомендуется производить расчеты, исходя из варианта 1.

Данные варианты расчета расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды целесообразно применять до внесения соответствующих изменений в Правила предоставления коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в нежилых помещениях, должны соответствовать тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для группы «Прочие».

12. Является ли обязательным требование по установке приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных)?

Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме установить приборы учета используемых коммунальных ресурсов, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При неисполнении собственниками указанных требований, обязанность по осуществлению деятельности, связанной с установкой, заменой, эксплуатацией приборов учета используемых коммунальных ресурсов, закреплена за ресурсоснабжающими организациями в соответствии с пунктами 9 и 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

В случае отсутствия приборов учета, с 1 января 2015 года предусмотрено применение поэтапного повышения коэффициентов платы на следующие виды коммунальных услуг: отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение.

13. Куда необходимо обращаться по вопросу установления платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга?

Закон Санкт-Петербурга от 04.12.2013 № 690-120 («О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге») (далее – Закон № 690-120) в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения, связанные с организацией проведения в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Целью принятия Закона № 690-120 является проведение капитального ремонта в сроки, обеспечивающие безопасность и комфортность проживания граждан, а также недопущение снижения эксплуатационных характеристик многоквартирных домов. При этом предусматривается обязанность граждан по уплате взносов на капитальный ремонт.

Пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 49 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в 2014 году» установлено, что размер взноса для собственников помещений составляет 2,00 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в месяц.

В силу пункта 3.2.7 Положения о Жилищном комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, Жилищный комитет осуществляет методическое руководство подведомственными Комитету организациями по вопросам контроля и надзора в установленном порядке за выполнением капитального ремонта жилищного фонда, в том числе в рамках федеральных целевых программ и целевых программ Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 4 Положения о порядке осуществления контроля за целевым расходованием владельцем специального счета денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2013 № 1019, контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, по всем вопросам регулирования и контроля системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах необходимо обращаться в уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией.

1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда:

— плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

2) для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования:

— плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 Жилищного кодекса РФ;

3) для собственника помещения в многоквартирном доме

— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

— взнос на капитальный ремонт.

4) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со ст.156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается на срок не менее чем один год в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, и определяется с учетом предложений управляющей организации.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, за исключением размера расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном дом.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления ТСЖ либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом ТСЖ либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается постановлением Правительства Камчатского края.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, установленных Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края, и по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценам Камча.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления и утвержденного тарифа.

Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 № 491.

Насколько повысилась стоимость коммунальных услуг, где в России дешевле жить, почему в регионах тарифы различаются в разы и кто может сэкономить на оплате Читать в полной версии

С 1 июля 2020 года в России прошло плановое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это первое и единственное повышение в нынешнем году, хотя годом ранее тарифы менялись дважды: 1 января 2019 года они выросли на 1,7%, а летом прошлого года поднялись на 4%.

Летом 2020-го рост цен на услуги ЖКХ в зависимости от региона составил от 2,4% до 6,5%. В большей части регионов прибавка составила от 3,6% до 4%, но на Кавказе тарифы выросли более заметно: в Чечне — на 6,5%, в Кабардино-Балкарии — на 5,4%, в Дагестане — на 5,2%. Самая маленькая прибавка на 2,4% отмечена в Ненецком автономном округе, а в Москве и области тарифы выросли на 5% и 4,1% соответственно.

Регионы с высокими тарифами ЖКХ

Самые высокие в стране тарифы на коммунальные услуги традиционно устанавливаются в Москве, где очень высокая стоимость электричества и горячей воды, а ежегодные взносы на капремонт превышают плату в регионах более чем вдвое. Очень высокие тарифы действуют и в Подмосковье, причем электричество и отопление в городах области может быть даже дороже, чем в столице.

Даже в Санкт-Петербурге некоторые платежи существенно меньше, хотя по стоимости электричества и воды он также находится в антилидерах. Не слишком дешевой оказывается жизнь в сибирских регионах. А в южном Волгограде стоимость электроэнергии, отопления и горячей воды лишь немногим меньше, чем в Санкт-Петербурге, газ же вообще оказывается самым дорогим в стране.

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Регионы с низкими тарифами ЖКХ

Больше всего тарифы выросли на Кавказе, но это не значит, что там дорого жить. Например, в Чечне и Дагестане дешевое электричество и невысокие цены на газ. Кроме того, на Кавказе низкие тарифы на горячую воду и одни из самых низких ставок по капремонту. Отопление дороже, чем в среднем по России, но в южных регионах тепло в больших количествах не требуется.

Если бы не стоимость горячей воды, к регионам с невысокими тарифами ЖКХ можно было бы причислить Новосибирск, в котором очень комфортная стоимость электроэнергии и отопления. А самые низкие тарифы сейчас держатся в Иркутской области, где электричество дешевле московского в пять раз, а стоимость газа почти втрое ниже, чем в Волгограде.

От чего зависят тарифы

Тарифы в каждом регионе зависят от местной инфраструктуры, конструктивных особенностей инженерных сетей и сложности обслуживания. Например, в добывающих регионах ресурсы, очевидно, дешевле, а в северных — сложнее коммуникации. Тарифы на электричество зависят от типа плит (электрические/газовые), а на воду и отопление — от вида используемой инженерной системы. Именно поэтому в некоторых регионах воду тарифицируют по кубометрам, а в других берут плату за гигакалорию. По-разному рассчитывают и уборку мусора: за кубометр отходов, по количеству квадратных метров жилья или по числу проживающих в квартире.

Значение имеет тип дома, этажность, наличие электрических или газовых плит, мусоропровода и так далее. В разных районах одного города могут работать разные компании-поставщики с разными тарифами. Наконец, частная управляющая компания, обслуживающая конкретный дом, вправе установить вообще любой тариф с любым набором включенных и дополнительных услуг.

Тарифы ЖКХ в разных регионах России

Будет ли обещанная заморозка тарифов

В период пандемии жители Москвы, Подмосковья, Кировской, Пензенской, Ростовской областей и Бурятии не платили взносы за капремонт. В начале лета глава Минстроя России Владимир Якушев предложил не поднимать тарифы с 1 июля, чтобы сгладить последствия коронавирусных ограничений. На федеральном уровне проект не поддержали, но некоторые регионы все-таки сгладили переход на новые тарифы.

Так, в Волгоградской, Ярославской и Калужской областях сохранились тарифы на вывоз мусора, а в Рязанской области также на газ и капитальный ремонт. В Иркутске не меняли стоимость водоснабжения и капремонта, Подмосковье поставляет газ по прежним ценам, а Нижегородская область сохранила тарифы на отопление. Кроме того, в ряде регионов коррекция цен оказалась ниже уровня, предложенного правительством.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Кому положены льготы на оплату ЖКХ

Российское законодательство ограничивает долю доходов семьи, которую она может потратить на оплату коммуналки, на уровне не более 22%, но регионы вправе снижать эту планку самостоятельно. Так, в Москве семья может тратить на ЖКХ максимум 10% своих доходов, а в Санкт-Петербурге — не более 14% совокупного дохода семьи. В случае если необходимые траты выходят за рамки этих цифр, семья имеет право на субсидию.

Льготы полагаются также лицам с доходом меньше прожиточного минимума (по состоянию на лето 2020 года составляет в среднем 10 843 руб.) и ряду социальных категорий граждан. Это касается многодетных, матерей-одиночек, пенсионеров и инвалидов. Кроме того, меньше должны платить военнослужащие, Герои СССР и России, ликвидаторы, сельские врачи и учителя.

Когда положено включать отопление по закону?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *