Регулируемые доходы бюджета

СТ 65 БК РФ

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Комментарий к Ст. 65 Бюджетного кодекса РФ

1. Под расходами бюджета комментируемый Кодекс понимает денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (см. статью 6 Бюджетного кодекса РФ).

Формирование расходной части бюджетов представляет собой определение органами государственной власти и местного самоуправления направлений использования бюджетных средств. Данный процесс всецело зависит от приоритетности решаемых государством и местным самоуправлением задач. Указанная зависимость выражается тем ярче, чем меньше финансовые ресурсы, которыми в состоянии распоряжаться государство или муниципальные образования. Поэтому эффективность расходов бюджетов определяется правильностью избранных государством или муниципальным образованием приоритетов в своей финансовой деятельности.

Как следует из части 1 комментируемой статьи, фундаментом, на котором формируются расходы бюджетов, являются единая методологическая основа и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг и услуг местного самоуправления. Они устанавливаются Правительством РФ.

Единую методологическую основу формирования расходов бюджетов составляет бюджетная классификация, единая для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (см. главу 4 комментируемого Кодекса и комментарий к ней). Она включает в себя три основания классификации расходов, в соответствии с которыми выделяются:

— функциональная классификация расходов;

— экономическая классификация расходов;

— ведомственная классификация расходов.

На основании единой бюджетной классификации Правительством РФ разрабатываются методические рекомендации по формированию бюджетов всех уровней.

Минимальная бюджетная обеспеченность — это минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности позволяет Правительству РФ обеспечить права граждан Российской Федерации в сфере расходов бюджетов. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности зависят от установленных федеральным законодательством государственных минимальных социальных стандартов <*>.

2. Установление государственных минимальных социальных стандартов федеральным законодательством и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Правительством РФ призвано закрепить тот минимум услуг, который должен оказываться государством и муниципальными образованиями каждому гражданину РФ. При наличии достаточных финансовых возможностей органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом таких возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

УДК 330.322:378 Л.А. ЕФИМОВА

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

расходы федерального бюджета на образование — ИСТОЧНИК инвестирования в развитие человеческого капитала

Вопросы развития человеческого капитала находят свое отражение в истории экономической мысли. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем другие виды капиталовложений. Главным аргументом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства окупаются за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы, а работник самоутверждается, развивая свой человеческий капитал. Цель исследования — изучить вопросы инвестирования в человеческий капитал на государственном уровне. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных. Методология исследования базируется на изучении экономических явлений и процессов обоснования развития человеческого капитала. Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования доказывают необходимость исследования подходов к увеличению расходов бюджета на образование как основного источника инвестирования в развитие человеческого капитала. Благополучие и устойчивое развитие любой страны зависит от человеческого капитала. Для этого необходима продуманная, последовательная и эффективная политика в части сбалансированности инвестиций в развитие человеческого капитала как составной части стратегически ориентированной политики и приоритетного направления деятельности страны на длительную перспективу. Государственная поддержка как основной источник инвестиций в сферу образования, финансирование общего образования на муниципальном уровне, субвенции на заработную плату учителей и расходы из региональных бюджетов в муниципальные позволят создать необходимые условия для развития человеческого капитала.

Ключевые слова: расходы, федеральный, бюджет, государство, инвестиции, образование, человеческий капитал, приоритетные направления.

Современное социально-экономическое развитие любой страны характеризуется растущей ролью человека, вооруженного средствами производства и знаниями.

Человек выступает носителем индивидуальных способностей и талантов, которыми его наделила природа и которые развило общество. После осуществления расходов на подготовку, обучение, повышение квалификации формируется человеческий капитал.

Развитие человеческого капитала невозможно без инвестиций в человека в виде расходов на образование, подготовку работников на производстве, здравоохранение, рождение и воспитание детей, миграцию в поисках занятости и поиск необходимой информации.

Основой в спектре направлений инвестирования в человеческий капитал является образование. Обратимся к истории.

А. Смит писал : «…человека, изучившего с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, ожидает, что

труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, затраченные на обучение.».

К. Маркс подчеркивал, что «.развитие физических, умственных и творческих созидательных сил человека — есть действительное богатство». Дж. Гэлбрейт отмечал : «Доллар, вложенный в интеллект человека, приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений».

В теории человеческого капитала доказано, что финансирование образования является самым выгодным вложением капитала, т.е. система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал (финансовые затраты на образование) превращается в человеческий капитал (в развитии

интеллекта, культуры человека), который является определенной величиной вознаграждения для человека и общества в целом.

По мнению Г. Беккера, Т. Шульца, Л. Туроу , к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов, относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

В качестве одного из факторов экономического роста, наряду с организацией производства, интенсификацией труда, повышением эффективности экономической политики, Т. Шульц выделил образование, указывая, что способности человека «… развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». Развитие человека он считал таким же естественным итогом вложения дополнительных средств в образование, как технический прогресс, — итогом инвестирования в развитие производства. Его концепция о том, что капиталовложения в образование являются решающим фактором развития экономики, завоевала мировое признание.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем другие виды капиталовложений.

К. Макконелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, здравоохранение и мобильность. По их мнению , «Инвестиции в человеческий капитал — это действие, которое повышает квалификацию, способности и производительность труда. Затраты, которые способствуют повышению производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем». По расчетам Э. Денисона , «Прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы».

Важнейшим условием инвестиций в человеческий капитал по Л. Туроу является способность людей обучаться постоянно, в т.ч. самостоятельно : «Поскольку квалификация ведет к заработкам, а заработки ведут к квалификации, конечный итог инвестиционного процесса состоит в том, что больше всего квалификаций приобретают те, у кого уже была наибольшая квалификации, индивидуумы представляют собой источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал».

Анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж. Минцера . Согласно его оценкам объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в образование.

Согласно теории человеческого капитала человек, вкладывая средства в себя (своих детей), увеличивает свои возможности, а государство, направ-

ляя средства на создание человеческого капитала, увеличивает национальный доход.

Главным аргументом в пользу данных инвестиций является факт, что затраченные средства окупаются (являются оправданными) за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы, а работник самоутверждается в труде, развивая свой человеческий капитал. Следовательно, вначале приходится вкладывать средства в человека, создавать условия для производственной деятельности, затем получать отдачу от вложенных средств. Отсюда и интерес к проблеме человеческого капитала.

Признание важнейшей роли инвестиций в образование встречаются в работах отечественных ученых. По расчетам С.Г. Струмилина , «Квалифицированный труд производительнее простого труда в 2…3 раза. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию». А.И. Добрынин и С.А. Дятлов отмечают, что «из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в образование. Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала».

Для развития человеческого капитала инвестиционный период требует затрат времени. Ю.А. Корчагин утверждает, что инвестиционный период для человеческого капитала длиннее, чем у физического : «Для формирования физического капитала требуется в среднем от 1 до 5 лет, а инвестиционный период расходов на образование человека длится от 10 до 20 лет. Продолжительность функционирования человеческих ресурсов несоизмерима с продолжительностью функционирования основных средств — около 45 лет и 5-10 лет соответственно».

Рассмотрим понятийный аппарат используемых в статье терминов (табл. 1).

Элементы, которые накапливаются и развиваются в процессе использования в производственной деятельности и приносят доход, рассматриваются как капитал.

Под человеческим капиталом (унаследованные способности и таланты, физическую силу и здоровье, приобретенные в течение жизни знания, навыки, опыт) понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход.

Знания и навыки, т.е. дополнительный объем человеческого капитала, которыми обладает работник и которые приобретены им в процессе образования, профессиональной подготовки (путем инвестирования), на практике и опытным путем (без дополнительных инвестиций, т.е. без расходов на формальное обучение), составляют определенный запас производственного капитала. Ценность этого запаса определяется тем, как эти навыки могут быть проданы на рынке труда.

Затраты человека в течение жизни, которые способствуют росту текущего уровня потребления и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

значение терминов по Д.Н. Ушакову

Понятия Сущность

Расходы Затраты, издержки на что-нибудь

Федеральный Государственный

Государство Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры

Бюджет Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени

Образование Процесс усвоения знаний, обучение; совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения

Источник Исходная причина, основа происхождения чего-нибудь

Инвестиция Вклад, вложенный капитал

Развитие Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное

Человеческий Свойственный человеку

Капитал Внутренние качества человека как ценное достояние, собственность

предполагают повышение доходов в будущем, получили название инвестиций в человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал как экономическая категория выражают отношения между участниками инвестиционного процесса по поводу движения ресурсов, вложенных в человеческий капитал от момента мобилизации этих ресурсов до момента их возмещения. Происходит процесс кругооборота: человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Этот процесс бесконечен.

Известно, что источниками инвестиций (инвесторами) являются семья, работодатель и государство. В рамках статьи рассмотрим вопрос государственного инвестирования образования как приоритетного направления современной российской экономики, т.е. образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста.

В соответствии с принятым Федеральным бюджетом к 2015 г. предусмотрено сокращение доли расходов на образование до 4,1% с 4,8% в 2012 г. (табл. 2).

Сокращение объемов бюджетных ассигнований обусловлено окончанием сроков реализации

Расходы 2012 г 2013 г. 2014 г 2015 г.

Общегосударственные расходы 6,25 6,38 7,04 7,18

Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37

Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91

Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58

ЖКХ 1,77 1,33 0,90 0,82

Образование 4,68 5,04 4,65 3,95

Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72

Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38

Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,60 4,38

Обслуживание государственного долга 2,48 2,70 3,10 2,95

Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., % к общему объему расходов

Источник. Минфин России.

соответствующих федеральных целевых программ.

Динамика расходов федерального бюджета на образование за 20-летний период представлена на рисунке. Полиномиальный тренд применяется для описания значений попеременно возрастающих и убывающих временных рядов. Полином — степенная функция, а степень полинома определяется количеством экстремумов (максимальных и минимальных значений на анализируемом промежутке времени). Поэтому используем полиномиальную линию тренда пятой степени (период прогнозирования до 2018 г.), что дает возможность провести анализ точности построенной модели, опираясь на коэффициент детерминации как критерий оценки всей модели в целом.

Согласно расчетам модель с коэффициентом детерминации 0,98 можно признать наиболее достоверной.

Расходы по разделу «Образование» сократятся на 5,5%, планируется изменение структуры расходов по уровням образования (табл. 3).

К 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование — с 11,1% до 3,3%, на дошкольное образование — с 1,2% до 1,0%, расходы на прикладные научные исследования и на «другие вопросы в сфере образования сократятся на 20% и более чем в 2 раза соответственно. Еще значительнее сокращение удельного веса расходов на молодежную политику — в 4,5 раза. Это свидетельствует о том, что к сожалению, молодежная политика перестает быть приоритетом федерального центра.

Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку

и повышение квалификации. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование, хотя и увеличен, но всего на 0,1 п.п.

Основным же бенефициаром изменения структуры расходов на образование федерального бюджета является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в них возрастает с 78,8% до 89,7%, или на 10,9 п.п.

Как известно, общее образование финансируется на муниципальном уровне, при этом из региональных бюджетов в муниципальные поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы. А это означает, что предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приведет к росту нагрузки на бюджеты субъектов Федерации. В целом это увеличение — чуть более 2%, но для многих регионов нагрузка окажется заметной.

В «Стратегии-2030» среди приоритетных направлений развития страны центральное место занимает необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал : «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. .это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России».

700 600 500 400 300 200 100 о

у = 0,0025х5 — 0Д466Х4 + 2,8б05х3- 20,15бх2+- 63,104х- 38,656

R2 = 0,9802 603,5 605,7

552,4 . 558,9 547,7

499,5

387,9 J

А 4 386,4

294,6 329,7

160,5/ 211,9

99,0 ¿¿г

18,5 17,2 20’8

О ф

1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20:11 2012 2013 20:14 2015 2016 2017 2018 ♦ Расходы федерального бюджета на образование, млрд руб.

рис. 1. расходы федерального бюджета на образование, млрд руб.

Таблица 3

Состав и структура расходов федерального бюджета на образование в 2013-2015 гг.

2013 г. 2014 г. 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн руб. удельный вес, % млн руб. удельный вес, % млн руб. удельный вес, %

Расходы на образование — всего 605667,5 100,0 547728,9 100,0 572587,6 100,0

В том числе:

Дошкольное образование 7564,8 1,2 6025,5 1,1 5680,8 1,0

Общее образование 67380,8 11,1 19325,2 3,5 19047,6 3,3

Начальное профессиональное образование 4339,4 0,7 4469,2 0,8 4477,1 0,8

Среднее профессиональное образование 3603,3 0,6 3625,7 0,7 3792,1 0,7

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 6407,5 1,1 6437,2 1,2 6469,2 1,1

Высшее и послевузовское образование 477238,5 78,8 484106,1 88,4 513536,9 89,7

Молодежная политика и оздоровление детей 5293,1 0,9 5297,3 1,0 1035,6 0,2

Прикладные научные исследования в сфере образования 12521,7 2,1 9426,3 1,7 9824,6 1,7

Другие вопросы в сфере образования 21318,4 3,5 9016,4 1,6 8723,7 1,5

В качестве основных социальных приоритетов бюджетной политики до 2015 г. определены :

— безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи);

— обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;

— обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание.

Для исполнения социальных приоритетов бюджетной политики, чтобы сокращение расходов по социальным статьям негативно не сказалось на состоянии образования, формирование расходов проекта федерального бюджета по разделу «Образование» должно осуществляться с учетом необходимости реализации программ модернизации образования, должны активизироваться регионы при условии, что социальная помощь должна стать более адресной.

Исполнить обязательства по образованию по регионам поможет рост межбюджетных трансфертов (почти на 25 млрд руб. к 2015 г.).

Увеличение финансирования образования в качестве инвестиций в человеческий капитал должно оставаться одной из приоритетных задач государства.

Библиографический список

1. Смит А. Богатство народов. М.: Соцэкгиз, 1935. С. 280.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. 864 с.

3. Маркс К. Капитал. Л.: Печатный двор, 1952. 376 с.

4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Дж. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1976. 40б с.

5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ВШЭ, 2003. 672 с.

6. Schultz Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.

7. Thurow L. Investment in Human Capital. Bel-mont, 2000.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. 974 с.

9. Денисон Э. Анализ экономического роста США с 1929 по 1969 / Э. Денисон Accounting for United States Economic Growth, 1929-69. Paperback. 1974.

10. Mincer Jacob. Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. 471 с.

13. Корчагин Ю.А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. 40 с.

14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005. VIII. 1239 с.

15. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р) // mcx.ru.

Статья поступила 02.07.2015

FEDERAL BUDGET SPENDING ON EDUCATION IS THE SOURCE OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL

L.A. EFIMOVA

Russian Timiryazev State Agrarian University

Key words: spending, the Federal budget, the government, investment, education, human capital priorities.

1. Smith A. The Wealth of Nations. M.: In Union With Sicily, 1935. P. 280.

2. Fischer S., Dornbusch R., Schmalensee P. Economy: Trans. angl. M.: Delo LTD, 1995. 864 p.

3. Marx K. Capital. Leningrad: publishing house, 1952. 376 p.

4. Galbraith J.K. Economic theory and goals of the society: Trans. angl. / J.K. Galbraith. Moscow: Progress, 1976. 406 p.

5. Becker G.S. Human behavior: an economic approach. Moscow: HSE, 2003. 672 p.

6. Schultz Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.

7. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 2000.

8. The McConnell C.R., Brue S.L. Economics: principles, problems and policies: Trans. angl. Moscow: INFRA-M, 1999. 974 p.

10. Mincer Jacob. Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975.

11. Strumilin S.G. Problems of labor Economics. M.: Nauka, 1982. 471 p.

12. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., E.D. Tsyrenov. Human capital in transitive economy: formation, eval-

uation, utilization efficiency. SPb.: «Science», 1999. 309 p.

13. Korchagin Yu.A. Modernization of Russia should begin with the modernization of human capital. Voronezh: CIRA, 2009. 40 p.

14. Ushakov D.N. The big explanatory dictionary of modern Russian language. M.: «Alt-Print», 2005. VIII. 1239 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 2 July 2015

УДК 378.147+ 378.118 М.В. ШИНГАРЕВА

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации фгос впо

В статье обозначена проблема организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО, а также степень ее разработанности в педагогической науке; представлен сравнительный анализ определений понятия «самостоятельная работа студентов» разных авторов; определены принципы организации самостоятельной работы студентов; сформулированы рекомендации к отдельным видам аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одним из наиболее перспективных видов самостоятельной работы студентов является решение компетентностно-ориентированных задач, направленных на формирование у студентов определенной совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Автором даны определения понятий «компетентностно-ориентированная задача» и «система компетентностно-ориентированных задач», выделены основания для классификации компетентностно-ориентированных задач: их место в иерархии формируемых компетенций; виды профессиональной деятельности, установленные ФГОС; виды формируемых умений; содержание задач; их целевое назначение; характер учебно-познавательной деятельности студентов; формы организации обучения, в рамках которых возможно применение задач; число студентов, вовлеченных в процесс решения задачи, что позволило систематизировать компетентностно-ориентированные задачи. Создание систем компетентностно-ориентированных задач по каждой учебной дисциплине и их реализация в учебно-воспитательном процессе современного вуза является одним из условий успешной подготовки компетентного бакалавра, способного самостоятельно осуществить выполнение основных видов профессиональной деятельности. Согласно ФГОС ВПО внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. В статье представлен перечень разделов, которые должны быть включены в методические рекомендации по всем видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, аудиторная самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, компетентностно-ориентированная задача, система компетентностно-ориентированных задач.

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращения по вопросу о «бюджете одного гражданина» и сообщает.

Общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Статьей 6 Бюджетного кодекса определено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Структура бюджетной системы Российской Федерации определена статьей 10 Бюджетного кодекса и включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.

Согласно статьям 6, 13-15, 84-86 Бюджетного кодекса бюджеты бюджетной системы предназначены для исполнения расходных обязательств, возникающих при принятии законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, заключении договоров или соглашений, вследствие которых у публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения возникают обязанности предоставить средства из бюджета.

Исходя из положений статьи 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов, в том числе связанных с финансовым обеспечением дорожной деятельности, лекарственным обеспечением, строительством и капитальным ремонтом объектов государственной собственности, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, возникающими из установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса получателем средств бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.

Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно статье 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, не являются участниками бюджетного процесса.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в формах бюджетных ассигнований, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 69 Бюджетного кодекса, которым не предусмотрены ассигнования для формирования и исполнения «бюджета одного гражданина».

Реализация функций государства по социальному обеспечению населения предполагает предоставление отдельным категориям граждан социальных выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленных законом или иным нормативным правовым актом размере и порядке.

В соответствии со статьей 74.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, к которым относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Так, отдельным категориям граждан Российской Федерации может оказываться государственная поддержка в виде социальных выплат, пособий и компенсаций, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами (в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 16 декабря 1994 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и другими).

Статьями 69 и 78 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление субсидий, в том числе физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, однако указанные физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

При этом исполнение «бюджета одного гражданина» к компетенции участников бюджетного процесса не относится.

Кроме того, по вопросу бюджета одного гражданина позиция Министерства финансов Российской Федерации отражена в информационном сообщении от 18 июля 2011 года, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации по ссылке https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4-3409.

Указанное информационное сообщение содержит разъяснения в части необоснованности предложений по предоставлению средств бюджета непосредственно гражданину.

В отношении разъяснений приказа Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Порядок N 259н) следует отметить, что правовыми основаниями для разработки Порядка N 259н являются положения статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон N 459-ФЗ) и Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765.

Так, указанными нормативными правовыми актами определен перечень средств, получаемых юридическими лицами на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, соглашений (договоров) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), подлежащих казначейскому сопровождению в 2019 году (далее соответственно — целевые средства, получатель целевых средств).

При этом частью 1 статьи 5 Федерального закона N 459-ФЗ установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств их использование осуществляется после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов юридических лиц, которые получают целевые средства. Порядок такого санкционирования установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации (Порядок N 259н).

Санкционирование указанных расходов в соответствии с Порядком N 259н осуществляется в целях контроля за использованием средств, предоставляемых получателям целевых средств, в том числе при закупке товаров, работ, услуг, необходимых для достижения целей, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 4 Порядка N 259н для санкционирования целевых расходов юридическому лицу — получателю целевых средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы 0501213), в которых указываются, в том числе направления расходования целевых средств в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств согласно приложению N 4 к Порядку N 259н, соответствующие целям (предмету) документа, обосновывающего обязательство (например контракта, договора, соглашения).

При этом детализированным кодам направлений расходования целевых средств должны соответствовать направления выплат, указываемые в платежных документах, представляемых получателем целевых средств в территориальный орган Федерального казначейства в целях оплаты услуг (работ), товаров, которые необходимы получателю целевых средств для достижения цели, установленной при предоставлении целевых средств (например, закупка стройматериалов для строительства объекта).

Таким образом, использование целевых средств осуществляется получателями целевых средств в целях оплаты поставленных им товаров, выполненных в их интересах работ и полученных ими услуг и иных затрат, необходимых для достижения результата, установленного соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, а не в целях оказания государственной поддержки физическим лицам.

Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, положения Порядка N 259н направлены на обеспечение использования юридическими лицами средств, полученных из бюджета, исключительно для достижения целей, установленных при их предоставлении, а не добросовестное обогащение.

Директор Департамента Т.В. Саакян

отменен/утратил силу Редакция от 29.12.1999 Подробная информация

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.05.99 N 38н (ред. от 29.12.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

IX. Ведомственная классификация расходов бюджетов

25. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — руководитель органа государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Ведомственная структура бюджетов субъектов Российской Федерации необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов. Она указывает на распределение средств по их конкретным распорядителям — прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, реализующим принятые функциональные разделы и подразделы бюджетной классификации расходов. При этом денежные средства расписываются по получателям бюджетных средств в общей сумме, конкретизируются по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем и контролировать его осуществление.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — руководитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.

§2. Виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Говоря о видах расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего отметим, что Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды бюджетных расходов делит на 4 группы:

1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

3) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;

4) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Для нас, естественно, наибольший интерес представляют вторая и третья группы бюджетных расходов, поскольку они связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В группу расходов, которые совместно финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов муниципальных образований, относятся следующие функциональные виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации указанных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В нормативных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет (п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Некоторые субъекты Российской Федерации в своих законодательных актах пошли по пути конкретизации расходов, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях получения более конкретного представления о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, воспроизведем Закон Республики Карелия от 21 июля 2001 г. «О бюджетном процессе в Республике Карелия» в части, посвященной данным расходам.

Так, в соответствии с указанным Законом из республиканского бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия;

обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия;

обеспечение деятельности Конституционного Суда Республики Карелия;

осуществление международных и внешнеэкономических связей Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством;

инвентаризация земель, в интересах населения всех или нескольких муниципальных образований Республики Карелия;

внутрихозяйственное землеустройство, ремонтно-эксплутационные работы по содержанию мелиоративной сети, коренное улучшение земель;

воспроизводство лесов;

субсидии предприятиям сельского хозяйства на животноводческую продукцию;

покрытие убытков от содержания социальной сферы, частичная компенсация стоимости топлива, используемого на отопление жилья и объектов социальной сферы предприятий сельскохозяйственного назначения;

формирование государственной собственности Республики Карелия, содержание, учет, инвентаризация имущества, находящегося в собственности Республики Карелия;

поддержка и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности Республики Карелия или ведении органов государственной власти Республики Карелия, предприятий и организаций других форм собственности, тарифы на услуги, которые устанавливаются Правительством Республики Карелия;

государственная поддержка предприятий бытового обслуживания населения;

проектирование и планировка городов исторической застройки и других работ, имеющих важное значение для республики;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

содержание и развитие территориальных автодорог общего пользования Республики Карелия;

обеспечение деятельности бюджетных учреждений, находящихся в собственности Республики Карелия или в ведении органов государственной власти Республики Карелия, в том числе образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения и других учреждений, услуги которых предоставляются в интересах населения, проживающего на территории всех или нескольких муниципальных образований Республики Карелия;

мероприятия республиканского значения в области образования, культуры и искусства в пределах задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти Республики Карелия, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты населения, включая ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей, и другие социальные выплаты, предусмотренные действующим законодательством за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, если эти полномочия не переданы органам местного самоуправления по согласованию с ними, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения республики;

пособия фермерским хозяйствам на переселение в сельскую местность;

гражданская оборона и мобилизационная подготовка экономики в интересах населения Республики Карелия;

предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий республиканского значения;

реализация целевых республиканских программ;

реализация инвестиционной программы Республики Карелия;

мероприятия республиканского значения по сохранности особо ценных памятников природы, истории и культуры, находящихся в собственности Республики Карелия или в ведении органов государственной власти Республики Карелии;

поддержка особо ценных объектов культуры республиканского значения, находящихся в собственности Республики Карелия, по перечню, определяемому при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год;

государственная поддержка средств массовой информации, учредителями которых являются Правительство Республики Карелия, Законодательное Собрание Республики Карелия, республиканские органы исполнительной власти;

обслуживание и погашение государственного долга Республики Карелия;

проведение выборов и референдумов Республики Карелия;

обеспечение деятельности органов регистрации (записи) актов гражданского состояния Республики Карелия;

финансовая помощь местным бюджетам Республики Карелия.

Рассматривая вопрос о расходах, финансируемых исключительно из местных бюджетов, отметим, что в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Что касается расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, то она формируется в соответствии с Бюджетной классификации Российской Федерации.

Данная Бюджетная классификация применительно к расходам содержит три вида классификаций: функциональную, экономическую и ведомственную.

Функциональная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации Российской Федерации является группировкой расходов этих бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций субъектов, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации в пределах разделов.

Классификация видов расходов бюджета субъекта Российской Федерации образует третий уровень функциональной классификации расходов этих бюджетов и детализирует направления финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации по целевым статьям.

Функциональная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации обычно предусматривает такие направления, как: государственное управление и местное самоуправление; правоохранительная деятельность; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации; финансовая помощь местным бюджетам; дорожное хозяйство; прочие расходы; целевые бюджетные фонды.

Экономическая классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов этих бюджетов по их экономическому содержанию.

Исходя из экономической классификации расходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации – часть расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, другие расходы регионального бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов субъектов Российской Федерации – часть расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетных учреждений, финансируемых из регионального бюджета, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы региональных бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Например, ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга включает в себя такие органы, как: Администрация Санкт-Петербурга; Административный комитет; Аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге; Архивный комитет Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству; Комитет по внешним связям; Комитет по градостроительству и архитектуре; Комитет по культуре; Комитет по строительству; Комитет по транспорту; территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга и т. п. (всего 64 ведомства).

Регулируемые доходы бюджета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *