Бердяев о рабстве и свободе

Несмотря на то, что Н.Бердяев, безусловно, один из самых оригинальных, известных и переиздаваемых российских мыслителей; на то, что его постоянно цитируют историки, политологи, социологи, философией права он почти не замечен. Думаю, что для этого есть объективные причины. Справедливо отмечают его противоречивость (например, Нерсесянц в учебнике «Философия права») или то, что он не всегда мыслил точно (М.Мамардашвили и др.). Собственно, он и сам писал: «Я думаю, что человек вообще есть существо противоречивое и поляризованное. Противоречива и поляризована и мысль философа, если она не отвлечена совершенно от первичной жизни и сохраняет с ней связь». Но мне кажется, что все это, в конечном счете, неважно, второстепенно. Н.Бердяев очень много может дать для понимания человека, его свободы, достоинства, рабства, судьбы и истории, а, следовательно, для понимания самых сложных проблем права. Но его нужно читать особым образом. Не надо искать в его работах системы как в наукообразных книгах по философии. Это не Кант, не Гегель и т.п. Это настолько же философ, насколько проповедник и поэт. Он не строит жесткую конструкцию мысли, а как художник отдельными мазками рисует сложную картину. Его жжет сильный внутренний огонь, поэтому он пишет много, постоянно, но не ставит задачу дать какие-либо четкие определения. Он стремится к тому, чтобы у читателя возникло определенное отношение к миру, ощущение жизни, а не система знаний. Философия по Н.Бердяеву должна приглашать к размышлению, должна пробуждать мысль и заставлять человека двигаться, будить в нем желание к самостоятельному творчеству. Ему хотелось потрясти людей, разбудить их для того, чтобы они сами посмотрели на мир. Всю жизнь его раздражало только упрощение и разные формы рабства, даже рабства человека у самого себя. Поэтому в любом явлении он выявлял сложность и противоречия. Его мысль направлена на выявление ложных, закабаляющих структур мира и освобождение сознания человека для творческого акта.

Чтобы воспринять философию Н.Бердяева, его взгляды на человека, государство, право и историю, необходима определенная техника чтения. Такая же манера восприятия, которая необходима для восприятия стихов Б.Пастернака, романов М.Пруста, картин сюрреалистов или проповедей средневековых мистиков. У Н.Бердяева есть структура, но это структура не научного типа. Она сложна, но не закончена. В его работах главное – это погружение в сложное и динамичное миросозерцание автора. Он видит все научные дисциплины, квантовую физику и современную литературу, но одновременно он видит учения отцов церкви и по восприятию жизни ближе всего находится к ним. Он пишет как бы вне времени и вне конкретного пространства, но одновременно стремится включить в свои работы всю историю, всю сложную динамику человеческого духа и мысли.

Для юриста, изучающего философию или теорию права, важны многие работы Н.Бердяева, но я скажу об одной. Это книга «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939г) Эта книга написана после многих схваток с разными идеологическими врагами, после многих пережитых катаклизмов. В ней есть основные мотивы, которые были в ранних работах Н.Бердяева, но они изложены уже спокойнее, яснее. И в то же время в ней очень много жизненной силы и попытка новой постановки сложных вопросов. Мне кажется, она лучше многих предыдущих и последующих работ Н.Бердяева. В ней какие-то основные рок-н-рольные мотивы, которые играли в крови Н.Бердяева всю жизнь, звучат особенно отчетливо. Через призму этой книги необходимо хотя бы один раз взглянуть на ст.2 Конституции РФ, согласно которой: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

С точки зрения Н.Бердяева человек должен преодолеть себя в творческом акте. Личность, которая имеет центральное, экзистенциальное значение – это не каждый человек, а человек, совершающий творческий акт. Он пишет: «Человек должен быть свободен, не смеет быть рабом, ибо должен быть человеком. Такова воля Бога. Человек любит быть рабом и предъявляет право на рабство, меняющее свои формы. Именно рабство есть требуемое человеком право. Свобода не должна быть декларацией прав человека, она должна быть декларацией обязанности человека, долга человека быть личностью, проявить силу характера личности. Нельзя отказаться от личности, отказаться можно от жизни и иногда должно отказаться от неё, но не от личности, не от достоинств человека, не от свободы, с которой связано это достоинство. Личность связана с сознанием призвания. Каждый человек должен сознать это призвание, независимо от размера дарований. Это есть призвание – в индивидуально-неповторимой форме дать ответ на Божий призыв и творчески использовать свои дары». Рабство безопасно и выгодно. «Предел рабства есть отсутствие его сознания» «Очень интересно, что психологически легче всего воспринимается как свобода отсутствие движения, привычное состояние.» «Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко».

Социальное освобождение должно происходить, но окончательное освобождение – это освобождение внутреннего мира человека. «Автономия личности в отношении к окружающему миру и изолгавшемуся обществу не есть фактическое состояние, а высшее качественное достижение. Свобода духа не есть отвлеченное провозглашение прав, а есть высшее состояние, которое должен достигнуть человек. Рабы должны быть освобождены путем социального акта, но они внутри могут остаться рабами, победа над рабством есть духовный акт» «Рабство человека заключается не только в том, что внешняя сила порабощает его, но ещё глубже, в том, что он соглашается быть рабом, что он по-рабски принимает действие порабощающей его силы…Рабство есть прежде всего структура сознания…»

Н.Бердяев определяет повсюду соблазны, формы рабства: рабство у общества, цивилизации, культуры, самого себя (индивидуализм) и т.д. Он выделяет в любом явлении элементы, которые порабощают человека и элементы, способствующие становлению его свободы. Он критикует различные философские, религиозные, социологические взгляды за скрытую идеализацию рабства. Он видит формы рабства даже в механистических законах ньютоновой физики, в которых все задано и нет места случаю и творческому акту. «Современная физика одинаково отрицает и космос в античном смысле слова, и старый детерминистический материализм…» Он считает, что иллюзия приобщения к неизменному порядку вселенной порабощает, а новый взгляд физики, признающей случай, ведет к освобождению от «космического прельщения».

Важно то, что индивидуализм с точки зрения Н.Бердяева тоже форма рабства. «Свободная личность есть редкий цветок мировой жизни. Огромное число людей не состоит из личностей, личность у этого большинства людей или ещё в потенции или уже разлагается. Индивидуализм совсем не значит, что личность подымается, или означает это лишь вследствие неточного употребления слов…Освобождение человека от рабства у мира, от порабощенности его внеположными силами есть освобождение от рабства у самого себя, у порабощающих сил его я, т.е. эгоцентризма». «Подлинный духовный аристократизм связан с сознанием служения, а не с сознанием своей привилегированности».

Отношение к государству у Н.Бердяева сложное. Он показывает двойной образ государства. «Государство имеет функциональное значение в общественной жизни людей. В разные периоды роль государства бывает разная. Государство двоится, имеет двойной образ. Оно может и освобождать человека, и порабощать его» «Великая опасность заключается не в самой идее государства, исполняющего необходимые функции, а в идее суверенитета государства, суверенитета теократии, монархии, аристократии, демократии, коммунизма» «Повсюду мы встречаемся с мистикой суверенитета, мистикой народа, коллектива, партии. Это есть вечное явление человеческого рабства». «Государство должно защищать свободу и право, в этом его оправдание. Но всякая абсолютизация государства есть великое зло. Государственная власть не обладает никаким суверенитетом». «Но власть государства сохраняет свое относительное функциональное значение. Анархическая утопия идиллистического безгосударственного жития есть ложь и соблазн». В анархизме есть своя правда, но в целом это наивная философия, не замечающая глубинных основ рабства человека. «В некоторых отношениях функция государства должна быть расширена, например в жизни экономической. Нельзя допустить, чтобы были голодные, угнетенные нуждой, безработные, нельзя допустить эксплуатацию человека. Чтобы всего этого не было – должно было бы быть главной целью государства. Государство есть прежде всего гарантийное, посредническое и контрольное учреждение». В итоге свой взгляд на государство и общество Н.Бердяев называет персоналистическим социализмом. «Персоналистический социализм исходит из примата личности над обществом. Это есть лишь социальная проекция персонализма». «Когда уравнительная тирания оскорбляет мое понимание достоинства личности, мою любовь к свободе и творчеству, я восстаю против неё и готов в крайней форме выразить свое восстание. Но когда защитники социального неравенства бесстыдно защищают свои привилегии, когда капитализм угнетает трудящиеся массы, превращая человека в вещь, я также восстаю. В обоих случаях я отрицаю основы современного мира» Н.Бердяев радикальный религиозный философ свободы с левыми взглядами. Это очень глубокая экзистенциальная философия, не обходящая никаких сложных и неприятных вопросов о человеке.

Важно то, что Н.Бердяев самобытен и его мысль не является отражением и адаптацией другой мысли. Из-за этого его философия могла бы послужить началом интересного течения в теории и философии права. Как известно, теория права постоянно отражает и перерабатывает те оригинальные идеи, которые возникают в философии (не в философии права, а в философии вообще). Например, в теории права в 20 веке наблюдалось столкновение сторонников Г.Харта и Р.Дворкина. Но теория Г. Харта – это прикладная переработка философских взглядов Л.Витгенштейна, а теория Р.Дворкина – это схожая переработка сначала феноменологии, а затем герменевтики. Те, кто пересказывал Р.Дворкина и Г.Харта в какой-то мере отражали отражения. Я уже не говорю про Гегеля, Канта и т.п.

Философия Н.Бердяева, в которой содержатся взрыв, вызов, постановка разных сложных вопросов, тоже могла бы стать началом для многих размышлений. Но она не может быть темой для диссертаций, из неё в этом случае многое пришлось бы удалить. Она не прагматична, наоборот, её конечная системность проявляется в её религиозности. Но для тех, кто пытается найти смысл достоинства человека она именно то, что нужно.

Т.А. Логиновских Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

УДК 1(091)(470+571)<<19>>

Н.А. БЕРДЯЕВ О ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИДЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Аннотация

Формирование личности студента — это процесс социализации личности, включающий в себя многие составляющие традиционной культуры и образования. В высшей школе студент получает профессиональные знания, становится специалистом в конкретной сфере деятельности. Гуманитарное образование (включая и философское знание) формирует духовные, нравственные ценности как основу культуры личности. Важнейшая роль в воспитании духовной личности принадлежит русской философии, ярким представителем которой является Н.А. Бердяев. Философская антропология (учение о человеке) Н.А. Бердяева — это размышление о человеке как главном объекте исследования в пространстве философских проблем. Формирование духовности человека рассматривается как основа и цель в жизни, в том числе в образовательном процессе. Духовность — это акт общения и приобщения к нравсвенным, эстетическим, религиозным ценностям, это процесс самовыражения и самотворчества личности.

Ключевые слова: дух, духовность, субъективный мир, объективация, общение как духовный акт, творчество, внутренний мир личности.

T.A. Loginovskikh

Russian State Vocational And Pedagogical University,

Мир философии Н.А. Бердяева настолько глубок и многообразен, что позволяет современному исследователю вновь и вновь находить идеи и мысли в этом мире, открывающие новые грани и аспекты, казалось бы, достаточно полно изученных философских проблем. К таким проблемам относятся и вопросы духовно-нравственных ценностей личности, их значение и актуальность в воспитании личности студента. Значение философского творчества Н. Бердяева, его размышлений о личности заключается в явно обозначенной преемственности его идей, рассмотрении феномена личности в единстве её внутреннего содержания, духовности, нравственности и мира объективированного, противоречивого, противостоящего, с точки зрения Бердяева, миру личности.

Цель данной статьи — обратиться еще раз к великому духовному наследию Н. Бердяева и показать значение его идей в воспитании личности студентов как субъектов деятельности, творческого и созидательного труда, духовно и нравственно воспитанных на традициях и ценностях русской философии.

В работе «О рабстве и свободе человека» Бердяев подчеркивает, что личность является экзистенциальным центром, человек для философа есть единственный и главный предмет исследования. Но человек есть загадка, и в этой загадке скрыта тайна самого человека, его персоналистический дух, мысль, индивидуальность, социальные интересы и устремления. Личность есть целостный образ человека, включающий телесное, душевное и духовное начало: «единство личности создается духом. Но тело принадлежит образу человека. Старый дуализм духа и тела, идущий от Декарта, совершенно ложен и устарел. Такого дуализма не существует. Душевная жизнь проникает всю жизнь тела, как и телесная, жизнь воздействует на жизнь души. Есть витальное единство души и тела в человеке. Дуализм существует не между душой и телом, а между духом и природой, свободой и необходимостью. Личность есть победа духа над природой, свободы над необходимостью. Форма человеческого тела есть уже победа духа над природным хаосом» .

Мысль Бердяева о доминировании духа над природой широко известна по многим работам, но в том и состоит величие и значение идей великого русского мыслителя: оно вне времени и пространства. Духовность,

её составляющие ценности как никогда актуальны и в современной России, да и в мире. Философские работы Бердяева заставляют остановить миг жизни и задуматься над многими вопросами бытия, социальной жизни, нравственно-этическими проблемами молодёжи. Но главное — акцентировать внимание на духовности, истинно человеческом качестве, определяющем статус личности в обществе, его внутреннее состояние, выражающее субъект-субъектные отношения к другому человеку и обществу в целом через призму морали, справедливости, творческого поиска, патриотизма и других духовных ценностей.

Процесс воспитания молодого поколения всегда базируется на духовных традициях своей страны, её преемственности и взаимосвязи с настоящим. Духовный мир личности как феномен целостности не может находиться в неизменном состоянии. Детерминированные внешними и внутренними факторами, духовные и нравственные ценности личности всегда содержательно видоизменяются благодаря новым идеям, принципам, представлениям, эволюционируя от старого к новому, от прошлого к настоящему. Но в этой преемственности есть идеи, которые обладают высочайшей духовной силой и в современном мире. К таким идеям, бесспорно, можно отнести и идею Бердяева о единстве в личности духовно-душевно-телесного начал.

Н. Бердяев признаёт дух, духовное как приоритетное начало над природой, но его противопоставление духовного миру объектов, вызывает скептическое отношение к данной интенции, как у современного читателя, так и у тех представителей той эпохи, в которой жил и творил свои великие произведения русский философ. Он убеждает нас в том, что сфера «общего», враждебного личному и индивидуальному, есть сфера объективированного мира, социализированного, обыденного мира, который не есть мир подлинный. Мы видим, что «»общее» имеет, прежде всего, социальный источник и подлежит социологическому объяснению» . Более того, объективированное есть чужое, оно отчуж-дено от субъекта, это мир заколдованный, «царство кесаря», в объективации нет приобщения. По Бердяеву, объективация есть потеря свободы духа, это мир не духовный, потому что он был сотворён в порядке внутреннего общения и общности, но «он отпал от этого порядка в иной порядок» , принудительно-социализированный. Познание объективированного мира возможно, считает русский мыслитель. Наиболее высокой ценностью обладает научное познание, познание физико-математических наук, в нём отражается Логос.

На наш взгляд, размышления Н. Бердяева о духе, духовности актуальны как никогда на современном этапе общественного развития. Идеи великого русского мыслителя о кризисе духа, борьбе против духа, ослаблении и умалении духовности как результате объективации духа отражают состояние общественного бытия сегодня, противоречия и кризис современной России и мира . Развивая мысль, философ определяет объекти -вацию как погружение духа в мир, приспособление к состоянию мира, конформизм, неудачу творческого акта духа, подчинение личного общему, человеческого нечеловеческому, вдохновения закону. Духовность же может приобретать форму отрешенности от мира, жизневраж-дебную аскезу, коррелятивную царству объективации. Н. Бердяев утверждает, что «объективация духа совсем не была одухотворением мира, была не нисхождением, не проявлением христианского духа любви и милосердия, а покорностью состояниям мира, торжеством социальной обыденности» .

В то же время существует процесс возврата духа внутрь подлинного существования. И это означает активность к объективированному миру, восстановление свободы, одухотворение и преображение мира. И это есть не что иное, как рождение новой духовности. Русский философ определяет новую духовность как духовное завоевание мира, как реальное изменение мира, разрушение призраков общего, совершение персоналистической революции. Духовность ищет, прежде всего, Царства Божьего, а не царства мира, которое есть объективация духа. И здесь, по мнению Н. Бердяева, возникает парадокс между личным и социальным спасением. Он утверждает, что понимание христианства как религии личного спасения приводит к сужению, умалению и ослаблению духовности.

Вывод, к которому приходит Бердяев, заключается в том, что «объективированное познание стоит под знаком общества и этим отличается от познания существования, которое стоит под знаком общения» . В объективированном мире нет присутствия человека, а значит, нет духовного смысла бытия, нет ценностной основы экзистенциальной сущности личности, обусловленной свободой, внутренней энергией, творчеством. По мнению великого мыслителя, «внутреннее существование находится в порядке свободы, а не в порядке природы» . Объективация, по мысли Бердяева, есть рационализация, и здесь мысль не трансцендиру-ет к иррациональному и индивидуальному существованию и существующему. Очевидно, что из двух форм познания — познания как объективации, достигающего лишь общего, и познания как общения и приобщения — Бердяев на стороне второй формы, ибо именно она содержит экзистенциальный субъект: «достижение окончательного единства, разрешающего все противоречия и антиномии человеческой мысли и человеческого общения, достижимо лишь апофатически, как апофатическое познание Абсолютного, или общения в Боге и царстве Божьем. По сю сторону при катафатическом мышлении о Боге, при жизни в объективированном обществе остаётся дуализм, борьба двух начал, противоречие, трагизм» . Мир посюсторонний, убеждает нас русский мыслитель, онтологически лишен ценностей, но что это за мир, в чем его значимость для субъекта? Содержание и смысл духовности — в общении человеческих душ, в приобщении к нравственным ценностям. Это и составляет один из ключевых принципов воспитания личности студентов.

В пространстве идей о духе, духовности, по нашему мнению, интересной и глубокой является мысль великого философа о проблеме хлеба как духовной проблеме. Бердяев утверждает, «что персонализм должен признать и достоинство человеческого тела, недопустимость дурного с ним обращения, права тела на истинно человеческое существование. Поэтому и проблема хлеба делается духовной проблемой. Права человеческого тела потому уже связаны с достоинством личности, что самые возмущающие посягательства на личность, прежде всего, бывают посягательствами на тело. Морят голодом, бьют и убивают, прежде всего, человеческое тело, и через тело распостраняется это и на всего человека. Духа самого по себе нельзя ни бить, ни убивать» . Мысль о единстве духа и тела многократно повторялась во многих концепциях в истории философии, но идея о проблеме хлеба как духовной проблеме, сформулированная Бердяевым, оказывается очень актуальной в ситуации морально-нравственного кризиса в современной России, особенно в молодежной среде.

Проблема духовности хлеба, безусловно, является

метафизической: проблемой личностного бытия человека в целом, ценностных приоритетах, проблемой выбора и долга, социального и индивидуального, духовного и бездуховного. И в то же время человек находится в мире повседневности, практического опыта и индивидуальности. И здесь, в опыте каждодневного бытия для каждого человека вопрос о духовности хлеба не становится автоматически очевидным. Необходимо использовать определённые рычаги воздействия на личность в процессе воспитания, обучения, развития новых технологий самообразования, где ценностные установки имели бы приоритетное значение. Важным и необходимым в процессе воспитания и обучения студентов является личностный пример преподавателя как некий эталон духовно-ценностного отношения к миру, понимания гуманистического смысла и значения роли основных, значимых для личности социальных идеалов, объективированных в различных предметно-вещных, знаково-символических формах. Мир разнообразен, но един в пространстве одной личности, погруженной в духовные смыслы бытия.

Итак, для Бердяева наивысшей метафизической ценностью обладает мир духовный: это мир свободы, внутренних убеждений и устремлений целостной личности, мир общения и приобщения к Богу. Общение — вот то основание, благодаря которому личность обретает смысл личностного бытия, наполняет его че-ловекотворческим содержанием, возвышающим личность и делающим ее привлекательной для общения с другой личностью, с обществом в целом. А что же мир объективный? Здесь мы находим негативную оценку вещно-предметному миру, которую дает русский мыслитель, характеризуя его как холодный и мертвый. Не разделяя мнение Бердяева, другой русский мыслитель С.Л. Франк утверждает, что объективная действительность, кроме своей чувственно или наглядно данной области, может включать в себя и область невидимого, такие объекты, как, Бог, ангелы, бестелесные духи или души. Подлинное бытие раскрывается в первичной, непосредственной реальности, внутренней жизни личности, внешний мир есть если не безразличный, но всё же второстепенный мир по отношению к подлинному миру Основная черта моего внутреннего бытия, по мнению Франка, «это имманентно присущий ему момент транс-цендирования — соучастия в бытии за пределами самого себя» . Но что отличает позицию Франка, это понимание взаимосвязи первичной реальности с объективной реальностью, с миром всего сущего, она открывает нам связь с сверхмирной основой бытия, расширяет духовные горизонты человеческого бытия, освобождает нас от обманчивой видимости подавляющей нас объективной действительности. Ценной для нас является мысль русского мыслителя о том, что эта «внутренняя связь с первичной реальностью дарует нам и свободу от власти мира над ними, и возможность быть его творческим соучастником» .

Франк убеждён в том, что человек является частью объективной реальности через своё тело и плотскую жизнь, но эта часть незначительная и подчинённая «миру», из которого рождается человек, сверхмирная первичная реальность, субстанция, из которой проистекает и сам мир, и сама объективная действительность. Человек есть двухприродное существо, существо двойственное с некой интимной слитностью и гармонией. Таким образом, необходимо заметить, что Франк подчеркивает аксиологический смысл природного бытия человека, принадлежащего к миру объективной действительности, и это то основание, которое по-

зволяет подчеркнуть более адекватный подход Франка к природному, объективному миру, и, наоборот, увидеть утопию в понимании объективной реальности в философии Бердяева.

В современной философской антропологии мы можем отметить монографию профессора В.С. Мухиной «Личность. Мифы и реальность», в которой автор выделяет пять типов реальностей, являющихся условиями развития и бытия личности: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социально-нормативного пространства, природная реальность, реальность внутреннего пространства личности . Все эти реальности связаны между собой, они, по словам автора, являются значимыми, а следовательно, обладающими ценными свойствами, объективно существующими, реально воздействующими факторами. Так, предметный мир содержит особое психологическое отношение человека к миру вещей и предметов. Человеку свойственно не только отчуждение от вещи, но и одухотворение вещи, идентификация с этой вещью, по замечанию автора, антропоморфизм. Одушевление — важная и существенная характеристика присутствия человека в предметном мире, и это не только удел мифологического сознания, но «и сегодня в языке и в образных системах человеческого сознания мы находим оценочное отношение к вещи как обладающей или не обладающей душой. Существуют представления о том, что неотчуждённый труд создаёт «тёплую» вещь, в которую вложили душу, а отчуждённый труд производит «холодную» вещь, вещь без души» . Речь идёт, на наш взгляд, не только о психологической основе бытия человека, но и о философско-мировоззренческом подходе в понимании предметного мира личности. Интересным и аргументированным с точки зрения аксиологического подхода является рассмотрение автором предметного мира как жизненного пространства: «место отдельного человека среди людей определяется не только его качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях (дом, квартира, земля и другие, престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). Сообразуя человека как высшую ценность с предметным миром, нельзя забывать, что мир вещей — среда обитания человека» .

Оставим на некоторое время современное рассмотрение аксиологичности объективного мира и вернёмся к философскому творчеству Николая Бердяева. В объективации, по словам Бердяева, не раскрывается тайна существования личности, но в ней человек подчиняет себе мир, познание, прежде всего, активность духа. Для русского мыслителя в познании главное — свобода, не детерминированная объектом, потому что свобода до-бытийственна, примордиальна, свобода сочетается с Логосом, просветляется Логосом. Для Бердяева свобода — ключевое понятие, как капитал для Маркса, оно ак-сиологично. Ценностной природой обладают и те понятия, которые связаны со свободой, например, любовь: «познание, совершенно оторванное от любви, превращается в волю к господству, и в нём есть демония. Без любви всё превращается в демонию, даже вера, как и без свободы всё превращается в демонию» . Для нас в данном контексте познавательных проблем, рассмотренных Бердяевым, важной и интересной является проблема общения как глубинное постижение экзистенциального субъекта, общение как приобщенность к тайне существования, к духу, свобода, любовь как всеобъемлющие качества личности. Истины религиозные и философские, по мнению Бердяева, предполагают мак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

симальную степень духовной общности по сравнению с истинами естественных и физико-математических наук.

Понимание общения русским мыслителем как категории ценностной имеет глубокий метафизический смысл не только в аспекте познания, но и в аспекте онтологическом, как сущностное основание человеческого существования в различных формах бытия, как философское измерение субъект-субъектного взаимодействия. Общение в его гуманистическом содержании, выходя за пределы гносеологического смысла, имеет и воспитательное значение в системе нравственных, эстетических, моральных и педагогических отношений. Но это уже процесс объективации и социализации, который Бердяев не принимает.

В рамках рассматриваемого вопроса об общении мысль философа об одиночестве и социальности представляется нам весьма современной и своевременной. По убеждению Бердяева, одиночество не было свойственно человеку в период родового, коллективного общества. Но выход человека из этого бытия сопровождалось чувством одиночества. Объективированный мир не способен освободить человека из состояния одиночества, одиночество есть отпадение от мира объектов, а это мир падший. Одиночество есть рост души, а это уже мир Бога. Человек выходит из социального мира, но вновь возвращается в него, тем самым опять впадая в одиночество. Выход из одиночества — в жажде познания: «познание есть выход из себя в другое и других, необычайное расширение «я», его сознания, победа над разделением пространства и временем. Лишь то познание действительно преодолевает одиночество, которое в перспективе общения, а не в перспективе общества» .

На наш взгляд, проблема одиночества достаточно сложна и многогранна. Можно согласиться с философом в том, что проблема одиночества решается через общение, через взаимодействие «я» и «ты», через приобщение к Богу, божественному. Но это лишь часть решения проблемы. Необходимо учитывать и другие аспекты, например, психологическое состояние личности, детерминированное миром объектов, обыденностью, по словам, Бердяева. Жизненный опыт и личная судьба порой организуют человеческое бытие в соответствии с законами гармонии и красоты, который, как известно, спасёт мир и субъекта в этом мире от одиночества. Психологический аспект определяет и субъективное состояние личности, её субъектность как способ самовыражения творческого потенциала человека или, наоборот, неспособность выразить свой творческий потенциал по тем или иным причинам.

Отметим еще две идеи великого русского мыслителя относительно одиночества как экзистенциальной проблемы. Бердяев утверждает, что проблема одиночества есть проблема смерти, но смерти не как физического уничтожения человека, а как духовной смерти, как прекращение всех связей и общений, разрыв с объективированным миром, со всеми сферами бытия. Здесь русский философ остаётся верен самому себе, повторяя, что смерть есть момент уединения «я», момент отпадения от Бога в социальный, обыденный мир. И это, по сути, приводит нас к вопросу о соотношении мира объектов и «я», «я» и «ты». Размышляя над данной идеей Бердяева, можно прийти к такому выводу.

Каждый человек так или иначе испытывает состояние одиночества, но как момент жизни, как такое экзистенциальное ощущение, переживание, в котором личность уединяется в самого себя, в субъективный мир собственного «я», но не для того, чтобы оконча-

тельно порвать связи с объективированным миром, а чтобы попытаться осмыслить, понять причины внутренней тревоги, беспокойства своего существования. Рефлексия собственного «я» — важное звено в затянувщемся процессе одиночества. Путь преодоления одиночества также сложен, как и сама проблема. Предложенный русским мыслителем путь через транс-цендирование «Я» к Богу, через духовный путь в мистический опыт — это путь метафизического, отвлеченного познания, путь всеобщего постижения Истины, поиск гармонии и красоты божественного мира, путь успокоения и созерцания.

На наш взгляд, абсолютно верным, христиански-нравственным, истинно-человеческим, духовно-возвышенным основанием для преодоления одиночества, является любовь, дружба и общение. Любовь к другому человеку, любовь мужчины и женщины, матери к ребёнку и есть общение, выход из себя в другого, отражение себя в другом. Любовь — величайшая ценность, раскрывающая всю полноту человеческого бытия, природы, субъективного мира и так нелюбимого Н. Бердяевым мира объективированного, обыденного. Онтологически любовь своим светом делает социализированный мир радостным, прекрасным, духовно-возвышенным. Свет божественного мира усиливает положительную ауру индивида, успокаивает сердце, пробуждает душу. Личность постепенно преодолевает одиночество, возвращается из замкнутого круга субъективности к жизни, к живому опыту (по словам И. Ильина).

Любовь — это таинство, загадка. Но окончательное преодоление одиночества невозможно, так как в любящих остаётся демонический элемент вражды. Существует, полагает русский философ, метафизическая тайна любви, тайна пола, и с этим нельзя не согласиться. О сущности любви у Владимира Соловьёва есть замечательная работа «Смысл любви», где она рассматривается как преодоление эгоизма другого человека, где общение выступает духовно-ценностным основанием, в котором происходит истинный акт любви. Вообще необходимо заметить, что история русской философии пронизана идеей философской антропологии, экзистенциальными проблемами человеческого существования, в этом её самобытность и величие.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну мысль Н. Бердяева. Речь идёт об отношении мира объектов с любовью. В объективированном мире, считает русский мыслитель, любовь трагична и связана со смертью. Объективированный мир не знает подлинной любви, он знает только биологическую и социальную сторону любви. Но подлинного общения в мире социальном не происходит, не происходит и преодоления одиночества. В этом заключается дуализм проблемы любви. Выход, по убеждению Н. Бердяева, в трансцендировании любви. Философия человеческого существования, по его мнению, есть христианская, богочеловеческая философия. Значение идеи Н. Бердяева о любви как базисной ценностной основы бытия человека в современном мире столь же актуальна и духовно значима. Мы полагаем, что мир человека находится на границе пересечения многих сфер бытия, в том числе мира объективированного, социализированного, мира природного, мира духовно-ценностного. Цель философской антропологии — рассматривать человека как целостность, не рассекать на части, аргументируя подлинную ценность одного состояния человеческого бытия и принижать ценность других сторон жизни человека.

На современном уровне развития философии человека большое значение имеет вопрос о человеке как

субъекте глобальных проблем современности. Человек является предметом исследования глобалистики как нового направления в философии. Растёт интерес к проблеме личности как субъекте образования и воспитания в рамках глобальных проектов и программ, к числу которых относится и Болонский процесс.

Подведём итоги. Философская антропология Н.А. Бердяева — это целый мир духовно-ценностных принципов и установок, имеющих значение в воспитательном процессе личности студента. Общение — это базисная категория Н. Бердяева. Это тот предел, который обеспечит человеческому существованию истинную свободу, подлинный мир ценностных установок, смыслообразующий познавательный образ.

Экзистенциальное состояние личности — одиночество, оно преодолимо в ходе познавательного процесса, например, в научном познании через творчество, свободу поиска истины. Окончательное преодоление одиночества возможно только в общении и через общение я и ты. Любовь — вот подлинный мир личности, его свободы и преодоления одиночества. И этот мир любви и свободы предстает как истинные духовные ценности личности. Именно эти ценности определяют процесс воспитания личности студента в высшем профессиональном образовании.

Список литературы

1 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека //Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Изд-во Хранитель, 2006.

2 Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Фолио, 2006.

3 Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность. Екатеринбург: Изд-во: «ИнтелФлай», 2007.

4 Франк С.Л. Реальность и человек // Метафизика человеческого бытия. М.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2007.

I 1

О.В. Пащенко

Челябинская академия культуры и искусств

УДК 130.122

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ МОДУСА БУДУЩЕГО

Аннотация

В статье рассматривается модус будущего как главный временной модус, дающий возможность человеку достичь подлинного бытия. Именно наличие будущего во временной шкале дает человеку возможность выбора. И только в выборе возможно раскрытие экзистенции. 48

Ключевые слова: экзистенциализм, экзистенция, сущность, бытие, будущее, трансценденция, человек.

O.V. Pashchenko Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts

EХISTENTIAL MEANING OF THE FUTURE MODE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Index terms: existentialism, existence, essence, existence, future, transcendence, man.

Человек — это единственное существо способное осознавать свое бытие. По мнению немецкого философа М. Хайдеггера, «сущее, существующее способом экзистенции, есть человек. Только человек экзистиру-ет» . Причем специфика сознания человека состоит в том, что оно предполагает экзистенцию в качестве сущности. Экзистенциальную доминанту человеческого бытия образует самосознание неотделимое от самопознания. Именно к этой доминанте сводятся все сущностные характеристики человека.

Экзистенция — это трансценденция к бытию и движение трансцендирования носит не необходимый, а возможный характер (экзистенция — это совокупность возможностей, которые человек должен реализовать). Процесс становления экзистенции приобретает своеобразную форму; он не просто блуждание от возможности к возможности, а «движение, которое идет от возможности к возможности этой возможности, т. e. к трансцендентальной возможности» . При этом здесь не человек выходит на первый план, а бытие как измерение экзистенции. Человеческое сознание ориентировано на самопознание, а следовательно, выступает основой формирования специфики человеческого бытия. Бытие же выступает как необходимость для экзистенциального самоопределения в мире. Экзистенциальное самоопределение связано с поиском смыслов. И один из главных таких смыслов и есть смысл человеческого бытия. Причем его необходимо отличать от смысла жизни. Жизнь это лишь одна из форм бытия. А бытие-философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект .

Следовательно, смысл бытия подразумевает сам факт присутствия человека в этом мире, заброшенности человека в мир, тогда как жизнь воспринимается как короткий переход от рождения к смерти.

Человек как существо разумное живет не просто в мире предметов, а в мире смысловых значений, и входе своего самоопределения, самостановления он стремиться обогатить расширить эту сферу. Создание новых смысловых значений выступает перманентной целью жизнедеятельности человека: «смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более общих смыслов. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная» . Отсюда и образ реальности предВестник КГУ, 2013. № 4

Цитата

«В результате мы становимся похожими на капусту, где каждый лист — это чья-то установка, чья-то система взглядов и ценностей».
Олег Туманов

О чем книга

О каждом из нас. Она послойно сканирует привычное сознание среднестатистического россиянина, предлагая отбросить всю ту шелуху и негатив, которые мы впитали по инерции. В результате мы получаем самого себя, без внешних установок и навязанных догм, и долгожданную свободу выбора собственных действий.

Почему книга достойна прочтения

Это довольно смело, заявить на первых страницах книги о том, что главные манипуляторы жизни каждого человека — его родители. «В хорошем смысле», — спешно добавляет Туманов. А он вообще бывает, хороший смысл этого слова? Оказывается, что да. Погружаясь в дебри национального самосознания, автор убеждает, что мы буквально погрязли в чужих установках и понятиях. Да что там родительское манипулятивное воспитание на фоне того, что нам навешивается в детских садах, школах, университетах, госаппаратом, церковью и прочая и прочая?..
«Что же делать?» — мгновенно возникает логичный вопрос. Олег Туманов предлагает свое видение решения давней проблемы. Проблемы, по его мнению, сформированной советской властью, когда воля народа подавлялась, уступая вездесущему тоталитаризму.
Попутно Туманов советует, как избавиться от зависти, какие молитвы произносить ежедневно, даже если вы неверующий человек, и как сеять любовь вокруг себя, получая ее сторицей. Все это рождает правильную систематизацию мышления, и человек становится менеджером собственной жизни.
«По идее, вашей мечты должно быть достаточно, чтобы включить зажигание и запустить мотор, — пишет Туманов. — Сделайте первый шаг, небольшой, самый малый, самый комфортный — и убедитесь, что это совсем несложно сделать один шаг. «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага”, — говорил Лао-цзы, китайский философ, живший в VI–V веках до нашей эры».

Для кого эта книга

Для тех, кто хочет активно создавать собственный мир вокруг себя и не готов играть по чужим правилам.

Бердяев о рабстве и свободе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *