Политическое движение

Современные общественные организации и движения: общее и особенное.

Скобелина Н.А. – к.с.н., ст.преп. кафедры политологии ВолгГТУ

Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус. «Организацией» называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое (1, 348). «Социальная организация» определяется и как «тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей, характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом» (2, 527). Все эти определения соотносятся с устойчивыми и масштабными структурами, социальными институтами. Объектом нашего рассмотрения являются общественные организации и движения как добровольные объединения людей на основе общих интересов и целей.

В последние десятилетия в России произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе – это, прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования, и значительно трансформировались старые. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следует отметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимый характер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическим партиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась, прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Говоря о партиях, М.Вебер писал: «Это детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» (3, 674). Однако сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер.

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая — это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. Хотя, в отношении функционеров имеется и такое правило. Общественно-политические движения, создаваемые и функционируемые в России, можно сказать, обладают почти всеми атрибутами политических организаций. Здесь автор диссертации имеет в виду наличие программы, устава, организационной структуры, иерархичности, определенной сети организаций на местах. Следует подчеркнуть, что создание многих общественно-политических движений в период 90-х гг. начиналось с организационного ядра, а не «снизу». Более того, финансирование отделений этих движений на местах шло из центра.

Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик» (4, 173).

Для изучения процесса институционализации современных общественных организаций и движений наряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов», потому что именно конкретные организации, как структурные единицы являются объектом нашего исследования. Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М. Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактику и стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения» (5, 32). Ядром теории является понятие организации общественных движений. Организация идентифицируется с ценностями — целями того или иного общественного движения, сформированными той или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип – это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно–политические движения. Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы: 1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги; 2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения; 3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…» (6, 92).

Сторонники теории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточно широко – как совокупность установок на социальное изменение. Эти установки являются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическую направленность. Французский социолог А.Турен считает движения действующими акторами. По его мнению, движение – такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений (7, 9-10). По-мнению А.Турена, движение является основой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных на контроль за историчностью (8, 64). Движение представляет собой совокупность трех составляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя в конфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движение должно быть способно определить), тотальности (определение актором поля конфликта).

Теоретики мобилизации ресурсов утверждают, что для мобилизации коллективных действий необходимы усложненные организационные формы и способы коммуникации. В центре их исследований находится «рациональный актор» (индивид или группа), использующий стратегическую или инструментальную логику. Следует акцентировать внимание и на следующих положениях: «Не имеется никаких фундаментальных различий между институциональными и неинституциональными коллективными действиями. Оба типа действий влекут за собой конфликты интересов, встроенные в отношения институциональной власти» (9, 643). Тем самым теоретики данного подхода еще раз подчеркивают, что организация и рациональность – это особенность не только общественных организаций, но и современных движений.

Данную теорию при исследовании современных организаций и движений используют отечественные исследователи: Э.Клопов, Л.Гордон, В.Костюшев, Д.Доусон, О.Яницкий и другие исследователи.

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Список литературы:

1.Российская социологическая энциклопедия. – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1999. — С.348.

2.Большой толковый социологический словарь (Collins). Т.1. (А-О). – М.: Вече, АСТ, 2001. — С.527.

3.Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. – С.674.

4.Димитров Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. — М.,1990. — С.173.

5.Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений // Социология общественных движений: концептуальные модели исследования. М., 1992.

7.Турен А. Введение к методу социологической интервенции // Новые социальные движения в России. М.,1993. С.9-10.

8.Лаперони Д. Социология социальных движений // Журнал социологии и социальной антропологии. Современная французская социология. Том 2.Санкт-Петербург, 1999.С.64.

9.Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. – М.: «Весь мир», 2003. — С.643.

В самом общем виде общественное движение можно определить как «совместное стремление людей к реализации общей цели”. Общественное движение — это совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства.

Характерные черты общественных движений:

• многочисленность

• широкая социальная база

• организационная и идейная аморфность

• нестабильность ориентации и состава

• стихийность и спонтанность действий

Появление общественных движений относят к 19в. В их становлении и развитии можно выделить ряд стадий:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идёт о возникновении определённого социального беспокойства по поводу той или иной нерешённой проблемы.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Возможен ряд вариантов развития событий: или окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению.

Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Общественная организация — это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Характерные черты общественных организаций:

• Наличие разветвлённого аппарата

• Наличие чёткой структуры

• Устава

• Постоянного членства

• Централизованного руководства

Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции:

• участие в образовании государственных структур

• участие в обсуждении и принятии политических решений

• представление и защита интересов граждан

• осуществление социального контроля

• формирование общественного мнения и т.д.

По целям:

• Общественные движения неполитического характера, т.е. которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе

• Общественные движения политического характера

По социальной принадлежности: Рабочее, Крестьянское, Интеллигенция, Фермеров, Мелких собственников

По отношению к существующему строю: Консервативные, Реформаторские, Революционные, Реакционные

По способам и методам действий: Насильственные, Ненасильственные

По половозрастному признаку: Движения в защиту прав женщин, Движения молодежи, пенсионеров, детей

По профессиональному признаку: Объединения врачей, ученых, военных, писателей, учителей, адвокатов

В последнее время заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческий характер и имеют международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы.

Гражданское общество — общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов. Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества.

Общественные объединения — политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

Общественные движения — это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее. По критерию цели бывают общественно-политические движения и организации: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические.

По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутриуправленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде.

По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные. Все общественные движения и организации призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, К причинам возникновения общественных движений и организаций относятся: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественнополитические движения и организации возникают на основе социальногрупповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политическойжизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении — от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий. Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников. Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • по идеологической основе — либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • по национальному признаку — национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • по демографическому признаку — молодёжные, студенческие и др.;
  • по масштабам — международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями. Независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение — межклассовым. Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественнополитических движений с партиями, но независимые общественнополитические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.

Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.

22. Политические движения и общественные организации

Политические движения воспринимаются как нечто аморфное, плохо структурированное, в отличие от политических партий. Политическое движение может быть охарактеризовано как общественная деятельность, направленная на реализацию политического интереса и приведение в соответствии с этим политических отношений через участие значительных групп заинтересованных лиц.

Движения достаточно сложны по своему составу. Многие люди, организации, не желающие участвовать в работе государственных органов или входить в какие-то конкретные политические партии, находят свое место в составе политических движений, участвуя в отдельных акциях, демонстрируя свое сочувствие и поддержку тому или иному движению.

После Второй мировой войны, создания атомного оружия и в условиях «холодной войны» большой размах приобрели антивоенные, антиядерные движения. Сотни тысяч людей участвовали в митингах, шествиях, фестивалях, выражая свой протест против очередных опасных испытаний атомного оружия, против силовых акций сильных в военном отношении стран, против соседей. В США в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. мощный характер приняло движение против войны во Вьетнаме, которая получила название «грязной войны». Резкое международное осуждение вызвал ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. и в Афганистан в 1979 г. Правда, на Западе считали, что антивоенные выступления в западных странах и США были организованы «агентами влияния» СССР, а в СССР считали, что антисоветскими кампаниями руководили западные спецслужбы.

В последние десятилетия XX в. резко возросла активность массовых движений за сохранение окружающей среды. В 1971 г. активистами из США и Канады была создана независимая международная общественная организация «Гринпис», целью которой была провозглашена борьба против деградации окружающей среды. «Гринпис» инициировала ненасильственные акции протеста, добиваясь от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.

Движения против расовой и национальной дискриминации на протяжении XX в. имели постоянную основу. Ликвидация колониальной системы заняла несколько десятилетий и сопровождалась возникновением множества противоречивых ситуаций.

Значительный авторитет и резонанс имели акции, проводимые пацифистскими движениями ученых, врачей, юристов и других представителей интеллектуального труда за мир и сохранение окружающей среды.

В последние годы во всем мире и в России, в частности, большую роль играют предпринимательские союзы. Лица, входящие в такие организации, располагают огромными финансовыми средствами, личными связями, налаженными каналами влияния на высшие структуры государственной власти. Некоторые специалисты считают, что именно эти организации финансируют различные политические партии, избирательные кампании будущих парламентариев, кандидатов в президенты. При этом поддержка оказывается различным силам и лидерам, действует принцип «не класть все яйца в одну корзину».

Таблица 57. Признаки и характеристики политических движений

Во многих странах большое значение придается детским и молодежным организациям. Так, в Англии возникло движение скаутов (юных разведчиков, в основном мальчиков). С 1907 по 1997 г. в скаутском движении приняли участие свыше 250 млн человек в 172 странах мира. В скаутских отрядах получали первые навыки общественной деятельности многие видные государственные и общественные деятели.

В СССР существовала стройная система детских и молодежных организаций. В возрасте 7–9 лет большинство учащихся было октябрятами, в 10–14 лет — пионерами, в 14–28 лет — комсомольцами. После 1991 г. эти организации либо были распущены, либо реорганизовались под новыми названиями. В России к началу XXI в. действовало около 300 федеральных, межрегиональных и местных молодежных организаций: Федерация скаутов России, Российский союз молодежи, Союз молодежи Петербурга, Дети Ленинградской области, Российский студенческий союз и др.

Работающее население в большинстве стран мира объединено в профессиональные союзы. Эти организации являются достаточно многочисленными и влиятельными. Они защищают специфические права трудящихся различных профессий, но нередко объединяются и для общенациональных акций. Вопросы повышения заработной платы, улучшения условий труда обсуждаются в рамках трехсторонних комиссий из представителей государства, работодателей и профсоюзов. При необходимости профсоюзы организуют демонстрации, пикетирование, забастовки, то есть организованное прекращение работы. Лидеры политических партий в различных странах стараются заручиться поддержкой профсоюзов. В постсоветской России профессиональные союзы сохранились в качестве едва ли не наиболее массовой организации трудящихся, с которой вынуждены считаться и правительство, и работодатели.

Для участия в общественной деятельности необходимы многие условия: развитые общественное сознание и общественная психология, наличие свободного времени и средств, благоприятная нормативная база. В современной России значительная часть взрослого населения в лучшем случае входит в профессиональные союзы. Многие россияне не доверяют ни политическим партиям, ни общественным движениям. Формирование гражданского общества происходит чрезвычайно медленно.

Таблица 58. Общественно-политические движения в современном мире

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

§ 25 – 26. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60 – 70-х ГГ. XIX В

§ 25 – 26. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60 – 70-х ГГ. XIX В Консерваторы. Отношение российского общества к реформам правительства было неоднозначным.Консерваторы, приспосабливаясь к реформаторскому курсу Александра II, были недовольны отменой «исконных прав» дворянства на землю и

§ 3. Культура и общественные движения

§ 3. Культура и общественные движения Наука и техника. После смерти Сталина начались процессы освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля, мелочной регламентации спецслужбами, преодоления догматизма. Относительная терпимость к плюрализму мнений,

Глава 1 Первые попытки организации партизанского движения

Глава 1 Первые попытки организации партизанского движения Довоенная советская концепция партизанской войны Партизанская война занимала довольно серьезное место в менталитете советского руководства в период между войнами. В учебниках и курсах военных академий

Предисловие. Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг.

Предисловие. Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

ГЛАВА 1 Политические, общественные и демографические трудности позднего Средневековья, зарождение национальной экономики (1340–1454)

ГЛАВА 1 Политические, общественные и демографические трудности позднего Средневековья, зарождение национальной экономики (1340–1454) В последнее столетие Средних веков – от начала и до конца Столетней войны – в долгих и тяжелых родовых муках рождалась новая Европа.

§ 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

§ 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Реформы 60-х гг. ускорили процесс формирования гражданского общества в России. По мере модернизации этот процесс получил социальную почву в новых средних слоях, характерных для индустриального общества, прежде всего гуманитарной и

Глава 15 Датское общество и общественные движения в 1814-1840 годах

Глава 15 Датское общество и общественные движения в 1814-1840 годах Сельское хозяйство Наполеоновские войны дорого обошлись Дании. К тому же росла инфляция. Все это заставило политическое руководство страны предпринять определенные меры — сначала ввести новые налоги, а

Общественные движения

Общественные движения Важнейшим фактором модернизации Дании на протяжении всего описываемого периода явилось недовольство широких социальных слоев порядками традиционного общества и властью их установивших. До 1848 г. борьбу против абсолютистского государства

12.3. Общественные движения

12.3. Общественные движения Проводимые в России реформы 1860–1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограничены и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении:

Общественные движения Больше всего сторонников было в рядах либералов., которые, несмотря на разнообразие оттенков, в основном выступали за мирный переход к конституционным формам правления, за политические и гражданские свободы, за просвещение народа.В 60-х годах на

Предисловие Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг.

Предисловие Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

49. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ

49. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей

Украинские политические партии и общественные организации в России

Украинские политические партии и общественные организации в России Первые политические партии Восточной Украины возникли на базе Братства тарасовцев, Революционной украинской партии и Всеукраинской загальной (общей) беспартийной организации. Они включили в себя

Глава 3. Политические организации.

Глава 3. Политические организации. На протяжении 1920-30-х годов в российской эмиграции было создано гигантское количество организаций и объединений разной политической направленности. Их можно разделить на две основные группы: тех, кто считал, что советская власть может

Общественные организации (общества), зарегистрированные Енисейской казенной палатой

Общественные организации (общества), зарегистрированные Енисейской казенной палатой Владимирский детский приют для девочек, основан 15 июля 1848 года.7 ноября 1850 года состоялось открытие Сибирского отдела Русского географического общества в г. Иркутске.Красноярское

Политическое движение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *