Сп рекомендательный или обязательный характер?

Вопрос:
Некоммерческое партнерство «Информационно-правовой консорциум «Кодекс», просит дать разъяснение о применении следующих строительных норм и правил:
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;
СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы»;
СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»;
СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;
СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»;
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;
СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;
СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;
СНиП 32-02-2003 «Метрополитены»;
СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»;
СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»;
СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»;
СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий»;
СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик»;
СП 52-101-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры».
Всем перечисленным документам отказано в государственной регистрации в Минюсте России. Сопроводительные письма Минюста России об отказе в госрегистрации документов в той или иной степени содержат ссылки на Закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 года.
При этом документы, за исключением СНиП 12-01-2004, СП 23-103-2003, СП 33-101-2003, СП 52-101-2003, утверждены Госстроем России в июне 2003 года, до вступления в силу Закона «О техническом регулировании».
В письме Госстроя от 22.12.2003 N ЛБ-8381/9 «О применении статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» относительно действия указанной статьи в области строительства Госстроем России излагается следующая позиция ведомства: «До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 года».
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763, п.10 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с п.15 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
В п.19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Из вышеперечисленного следует, что указанные строительные нормы и правила не должны применяться. Но в данном случае Госстрой России, утверждавший документы, их не отменил.
Только лишь в ноябре 2006 года опубликовано совместное письмо Минпроэнерго и Минрегиона от 29.11.2006 N АР-6893/08/12325-ЮТ/08 «О результатах рассмотрения вопроса практического применения ряда СНиПов, принятых бывшим Госстроем России в 2001-2003 годах», в котором сообщалось следующее:
«Письмом от 28 апреля 2006 года N 01/3472-ЕЗ Министерство юстиции Российской Федерации сообщило, что им принято решение не рассматривать СНиПы на предмет их государственной регистрации с учетом их нормативно-технического характера и положений Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, указанные строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьей 46 Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.».
В связи со всем изложенным просим вас сообщить, подлежат ли применению строительные нормы и правила, перечисленные в начале данного письма.
Министерство регионального развития Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПИСЬМО
от 25 сентября 2009 года N 31531-ИП/08

Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено письмо НП «Информационно-правовой консорциум «КОДЕКС» и сообщается следующее.
Минрегион России подтверждает, что СниП, принятые до 1 июля 2003 года, подлежат обязательному исполнению в порядке, определенном статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», в том числе:
СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы»;
СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»;
СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;
СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»;
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;
СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;
СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;
СНиП 32-02-2003 «Метрополитены»;
СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»;
СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»;
СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»;
Вместе с тем СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» носит рекомендательный характер. Данное указание отмечено во введении СНиП.
Кроме того, своды правил по существу системы нормативных документов в строительстве — это документы добровольного применения. В этой связи СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий», СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик», СП 52-101-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции предварительного напряжения арматуры» являются документами добровольного применения.
Одновременно следует отметить, что с 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В этой связи проектная документация должна разрабатываться с учетом требований данного технического регламента, а также национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 30 апреля 2009 года N 1573. При этом в соответствии с частью 1 статьи 151 данного Федерального закона вышеперечисленные СНиП подлежат обязательному исполнению в части, ему не противоречащей.
Директор
Департамента регулирования
градостроительной деятельности
И.В.Пономарев

1 июля этого года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст). Что он несет кадровикам? Придется ли что-то менять в технологиях нашей работы? Давайте проанализируем некоторые его положения.

Прежде всего нам нужно разобраться с ключевыми вопросами. Во-первых, насколько ГОСТ обязателен для применения? Во-вторых (этот вопрос логически вытекает из первого), возможны ли какие-либо санкции за неисполнение его положений?

Ответ на эти вопросы весьма прост: согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ГОСТы в нашей стране носят рекомендательный характер.

Да, именно так: государственные и национальные стандарты по общему правилу не являются нормативными документами, обязательными для исполнения. В ст. 4 Федерального закона № 162-ФЗ первым же принципом стандартизации заявлена добровольность применения документов по стандартизации.

Правда, из этого правила есть исключения, однако касаются они оборонной, атомной промышленности и безопасности дорожного движения (ст. 6 Федерального закона № 162-ФЗ), но никак не стандартов оформления документов.

А в ст. 26 Федерального закона № 162-ФЗ четко сказано, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе (ч. 1 ст. 26). Поэтому применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя только в случае публичного заявления им о соответствии его продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26).

Таким образом, ГОСТ Р 7.0.97-2016 нормативно-правовым документом не является и обязательному применению не подлежит.

Соответственно, не был обязательным для применения и предыдущий ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст), прекративший свое действие 30 июня 2018 г.

Например, в отметке о заверении копии часто вместо слова «Верно» писали «Копия верна». Не правда ли, коллеги, многие из вас узнали свою формулировку?

Даже шапку документов подавляющее большинство оформляет не по ГОСТу. Сравните вариант по ГОСТу с продольным (пример 1) или угловым расположением реквизитов (пример 2) и тот, который используется в подавляющем большинстве организаций: с продольным (пример 3) или угловым расположением реквизитов (пример 4).

Возможно, отличий еще больше. И в этом нет ничего страшного: поскольку ГОСТ не является нормативным документом, в случае несоблюдения его положений (заметьте, раз это не нормативный правовой акт, то не «требований», а именно «положений») никаких санкций быть не может. Так что ни инспекторы ГИТ, ни проверяющие из прокуратуры или каких-либо иных органов не вправе предъявлять претензии, основанные на положениях ГОСТа.

Тем не менее создать нам проблемы он может.

Дело в том, что согласно п. 5.26 нового ГОСТа при оформлении копий документов для сторонних («других») организаций в реквизите «отметка о заверении копии» нужно дополнительно указывать еще место хранения того документа, с которого была изготовлена копия. Видимо, по мнению авторов ГОСТа, догадаться, что оригинал хранится в той организации, которая заверила копию, и найти дело с оригиналом слишком сложно.

Формулировка предлагается следующая: «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год».

Учитывая рекомендательный характер ГОСТа, это положение (рекомендацию!) можно игнорировать. Однако проблема в том, что копия пойдет именно в другую организацию, и мы не можем быть уверены, что должностные лица той организации понимают рекомендательную силу ГОСТов. И, соответственно, не можем быть уверены в том, что они примут копию, которая заверена, но без отметки о месте нахождения оригинала. Поэтому исключительно чтобы не создавать своим работникам проблем (особенно при обращении в банки за кредитами, так как известно, что банки, как правило, самые большие формалисты в таких делах), лучше оформлять копии по ГОСТу.

Правда, сразу возникает следующий вопрос: ГОСТ хочет, чтобы были указаны сведения о деле, где хранится подлинник. Но ведь, к примеру, трудовые книжки в делах никогда не хранятся, так как же оформлять ссылку? Ответ простой: поскольку на нет и суда нет (причем даже в буквальном смысле этого выражения), будем писать только организацию, например: «Подлинник находится в ООО «Мотылёк”» (здесь слово «документа» (см. выше цитату из ГОСТа) явно избыточное, так что его вполне можно опустить).

В связи со сказанным технологический совет: закажите штамп, проще будет работать. Кстати, авторы ГОСТа тоже об этом упомянули.

Что касается других изменений в новом ГОСТе относительно старого — они несущественные.

Так, в реквизитах «адресат» и «текст» теперь рекомендуется инициалы писать не перед, а после фамилии (пример 5). Отметим, что в реквизите «подпись» все остается по-прежнему: сначала инициалы, потом фамилия.

Обратите внимание: в докладной записке (см. пример 5) директор подробно сформулировал, что должно быть сделано. Но мы ведь знаем, какое это редкое явление. Чаще всего, если руководитель согласен с тем, что предложено в документе, он в лучшем случае пишет «Не возражаю» или «Согласен», а то и вовсе проставит только подпись и дату. Как говорится, молчание — знак согласия, следовательно, раз нет возражений — есть одобрение.

Прежний ГОСТ 2003 года вполне допускал, чтобы содержание поручения (так это в нем называлось) указывалось только при необходимости.

Новый ГОСТ поручение по документу (так это теперь называется) включает в состав резолюции без оговорок. Но кто из кадровиков будет переучивать своего генерального директора или президента компании? Собственно, это можно и не делать. Главное, чтобы резолюция читалась однозначно и не вызывала сомнений. А ГОСТ — рекомендательный документ, и этим все сказано.

Сравнивая старый и новый ГОСТ, можно увидеть и некоторые другие изменения, однако они несущественны с точки зрения кадрового делопроизводства, поэтому мы не стали рассматривать их в этой статье.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2014 года N 1521

Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

(с изменениями на 7 декабря 2016 года)

См. Сравнительный анализ Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 и Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 N 985.
См. Сравнение постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 и постановления Правительства РФ от 04.07.2020 N 985.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Установить, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 июля 2015 года и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1033.

2_1. Установить, что пункт 2_2 перечня, утвержденного настоящим постановлением, в отношении размещенных до 1 марта 2016 года средств наружной рекламы (рекламных конструкций) применяется с 1 января 2020 года.
(Пункт дополнительно включен с 17 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 1307)

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации до 1 марта 2015 года утвердить методические рекомендации по применению перечня, утвержденного настоящим постановлением.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий до 30 марта 2015 года привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

5. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 июля 2015 года.

6. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст.3405) с 1 июля 2015 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

(с изменениями на 7 декабря 2016 года)

Национальные стандарты

2_2. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1, 6.4, 6.12, 6.13).
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1033; в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 1307.

Своды правил (актуализированные редакции СНиП)

4. СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 1, 4 (пункт 4.4), 6-10.

9. СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Разделы 1 (пункт 1.1), 4, 6-15, приложения В-Е.

12. СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85* «Основания гидротехнических сооружений». Разделы 1, 4 (пункты 4.7-4.10), 7-14, приложения В, Г.

15. СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками». Разделы 1, 4-7.

17. СП 29.13330.2011 «СНиП 2.03.13-88 «Полы». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункт 4.15), 5 (пункты 5.11-5.13, 5.15, 5.21, 5.25).

21. СП 33.13330.2012 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов». Разделы 1, 5-9.

27. СП 39.13330.2012 «СНиП 2.06.05-84* «Плотины из грунтовых материалов». Разделы 1, 4-8.

28. СП 40.13330.2012 «СНиП 2.06.06-85 «Плотины бетонные и железобетонные». Разделы 1, 4-8.

40. СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения». Разделы 1, 4-8, приложения А, Б, Г, Д, Е.

43. СП 61.13330.2012 «СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». Разделы 1, 5 (пункты 5.9, 5.18, 5.19).

46. СП 64.13330.2011 «СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции». Разделы 1 (пункт 1.1, 1.2, 1.7), 4 (пункты 4.2-4.4, 4.11), 5, 6, 7, 8, приложение Е.

48. СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Разделы 1, 4 (пункт 4.2), 6 (пункт 6.6), 12 (пункт 12.5.3).

49. СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний». Разделы 1, 4-9, 10 (пункты 10.3-10.5).

58. СП 102.13330.2012 «СНиП 2.06.09-84 «Туннели гидротехнические». Разделы 1, 4, 5, 6 (пункты 6.2-6.4), 7, 8, 9 (пункты 9.1-9.3), 10.

63. СП 109.13330.2012 «СНиП 2.11.02-87 «Холодильники». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.2), 5 (пункты 5.12, 5.15-5.18, 5.23, 5.24, 5.29), 10 (пункты 10.1, 10.2).

69. СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 «Аэродромы» Разделы 1, 5-10.

72. СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». Разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1-6.10, 6.25-6.34), 9, 10, 12, 13, 15-17.

75. СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология». Разделы 1, 3-13.

76. СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Разделы 1, 7, 8.
Примечание. Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2014 г. N 1521

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ (ЧАСТЕЙ ТАКИХ

СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ

КОТОРЫХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Установить, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 июля 2015 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.

2(1). Установить, что пункт 2(2) перечня, утвержденного настоящим постановлением, в отношении размещенных до 1 марта 2016 г. средств наружной рекламы (рекламных конструкций) применяется с 1 января 2020 г.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации до 1 марта 2015 г. утвердить методические рекомендации по применению перечня, утвержденного настоящим постановлением.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий до 30 марта 2015 г. привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

5. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 июля 2015 г.

6. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3405) с 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 декабря 2014 г. N 1521

ПЕРЕЧЕНЬ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ (ЧАСТЕЙ ТАКИХ

СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ

КОТОРЫХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

Национальные стандарты

2(1). ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.1 — 4.4, 4.8), 5 (пункты 5.5 — 5.10), 8 (пункты 8.2 — 8.4, 8.7).

Своды правил (актуализированные редакции СНиП)

4. СП 15.13330.2012 «СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 1, 4 (пункт 4.4), 6 — 10.

9. СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Разделы 1 (пункт 1.1), 4, 6 — 15, приложения В — Е.

12. СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85* «Основания гидротехнических сооружений». Разделы 1, 4 (пункты 4.7 — 4.10), 7 — 14, приложения В, Г.

15. СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками». Разделы 1, 4 — 7.

17. СП 29.13330.2011 «СНиП 2.03.13-88 «Полы». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункт 4.15), 5 (пункты 5.11 — 5.13, 5.15, 5.21, 5.25).

21. СП 33.13330.2012 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов». Разделы 1, 5 — 9.

27. СП 39.13330.2012 «СНиП 2.06.05-84* «Плотины из грунтовых материалов». Разделы 1, 4 — 8.

28. СП 40.13330.2012 «СНиП 2.06.06-85 «Плотины бетонные и железобетонные». Разделы 1, 4 — 8.

40. СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения». Разделы 1, 4 — 8, приложения А, Б, Г, Д, Е.

43. СП 61.13330.2012 «СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». Разделы 1, 5 (пункты 5.9, 5.18, 5.19).

46. СП 64.13330.2011 «СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции». Разделы 1 (пункт 1.1, 1.2, 1.7), 4 (пункты 4.2 — 4.4, 4.11), 5, 6, 7, 8, приложение Е.

48. СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Разделы 1, 4 (пункт 4.2), 6 (пункт 6.6), 12 (пункт 12.5.3).

49. СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний». Разделы 1, 4 — 9, 10 (пункты 10.3 — 10.5).

58. СП 102.13330.2012 «СНиП 2.06.09-84 «Туннели гидротехнические». Разделы 1, 4, 5, 6 (пункты 6.2 — 6.4), 7, 8, 9 (пункты 9.1 — 9.3), 10.

63. СП 109.13330.2012 «СНиП 2.11.02-87 «Холодильники». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.2), 5 (пункты 5.12, 5.15 — 5.18, 5.23, 5.24, 5.29), 10 (пункты 10.1, 10.2).

69. СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 «Аэродромы» Разделы 1, 5 — 10.

72. СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». Разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 — 6.10, 6.25 — 6.34), 9, 10, 12, 13, 15 — 17.

75. СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология». Разделы 1, 3 — 13.

76. СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Разделы 1, 7, 8.

Примечание. Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.

«Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения» (утв. МВД России 27.11.2017)

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Приказ Минстроя России от 27.04.2017 N 750/пр О документе, подтверждающем аналогичность назначения и проектной мощности проектируемого объекта капитального строительства и соответствие природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство объекта капитального строительства, назначению, проектной мощности объекта капитального строительства и условиям территории, с учетом которых проектная документация повторного использования, которая использована для проектирования, подготавливалась для первоначального применения

<2> Указывается в соответствии с пунктом 75 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465, N 40, ст. 5568; 2016, N 50, ст. 7122).

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

При осуществлении федерального государственного строительного надзора необходимо руководствоваться требованиями сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521.

«Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного строительного надзора» (утв. Минобороны России)

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120 Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)

При определении сценариев аварий ГТС и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии ГТС, вызванные непреодолимой силой, если сила и интенсивность такого воздействия превышают значения, на которые рассчитано ГТС, в соответствии со сводом правил СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465; N 40, ст. 5568) и утвержденным проектом ГТС. Не подлежат рассмотрению аварии, вызванные умыслом и противоправными действиями потерпевших или других лиц (за исключением владельца ГТС).

Приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр (ред. от 08.08.2019) Об утверждении формы проектной декларации

<34> В графе 9.2.24 сейсмостойкость указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 14.13330.2011. Свод правил «Строительство в сейсмических районах. СНиП II-7-81*», утвержденных Приказом Минстроя России от 18 февраля 2014 г. N 60/пр «Об утверждении свода правил пересмотр СП 14.13330.2011 «СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах».

Приказ МЧС России от 24.06.2016 N 339 Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

оснащение объектов лифтами, обеспечение достаточный ширины дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок для передвижения кресел-колясок в соответствии с положениями пункта 40 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» <1> и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» <2>;

<Письмо> Минстроя России от 29.11.2016 N 40222-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (вместе с «Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»)

Своды правил, указанные ниже, применяются на обязательной основе. Раздел 5.2, включающий формулу 5.2, и Приложение Г СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (далее — СП 50.13330), СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99 Строительная климатология» (далее — СП 131.13330) включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521.

Приказ Росстата от 07.12.2016 N 764 (ред. от 08.11.2018) «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры»

В графах 4 — 6 указывается 1 при наличии зданий (помещений) с наличием безбарьерной среды для лиц с нарушениями: зрения (графа 4), слуха (графа 5), опорно-двигательного аппарата (графа 6), в противном случае ставится 0. Данные заполняются в соответствии с пунктом 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также при наличии ассистивных средств с учетом разумного приспособления, если объект невозможно приспособить полностью.

Приказ Ростехнадзора от 17.10.2016 N 421 (ред. от 13.07.2020) «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе «Порядком ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»)

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Утвержден новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521, регулирующее аналогичные правоотношения.

Принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до вступления в силу настоящего постановления и которые представлены на экспертизу, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1521.

Сп рекомендательный или обязательный характер?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *