Служба во флоте

Наступил великий день моряка-подводника! Наша редакция представляет третий рассказ капитана 1 ранга Александра Надеждина, десять лет прослужившего на атомных подводных лодках и поздравляет всех с этим замечательным праздником!
Предисловие от автора
В этих рассказах, мною, через отдельные истории, иногда приукрашенные, но, в целом, правдивые, делается попытка представить особенности военно-морской жизни службы. Серьезно, но чаще с иронией.
Прочитав эти истории, Вы можете обнаружить случайные совпадения с событиями, происходившими и в других подразделениях армии и флота. Поэтому прошу, не принимайте на свой счет, но, если понравится, то принимайте.
За то, что это было там, где автор служил или жил, он ручается. Фамилии, в некоторых случаях, намеренно сокращены или придуманы другие, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть. Воинские звания полностью соответствуют званиям героев этих историй. Должности могут быть иногда вымышленными. Образы политработников – собирательные. Только не надо считать их плохими. Они были заложниками обстоятельств, впрочем, как и все мы.
«Армия – школа скверная, так как война бывает не каждый день, а военные делают вид, будто их работа постоянная»
Бернард Шоу
В море, однако, лучше
Подводная лодка имеет форму сигары: утолщенная вначале, она плавно уменьшает свои размеры к корме. Заканчивается винтами и вертикальным рулем, чтобы плыть в нужном направлении. Еще ее отличает от табачного изделия размер и рубка, находящаяся в первой трети корпуса. На рубке бывают горизонтальные рули, позволяющие удерживать заданную глубину. Некоторые субмарины несут в себе ракеты и все – торпеды.
Моя родная подводная лодка, размеров в хороший многоэтажный и многоквартирный дом, вооружена шестнадцатью баллистическими ракетами с очень большой дальностью полета. В несколько тысяч километров. И именно на таком расстоянии мы и патрулировали вдоль берегов Соединенных Штатов Америки. И, если внимательно посмотреть на карту, то можно понять, что путь наш проходил где-то по центру Атлантики, от северной Европы до Бермудского Треугольника и обратно.
Внутри лодки служат, живут, радуются, переживают и скучают по дому подводники. Матросы, мичманы и офицеры, объединенные в боевые части, службы, группы, команды и отделения. Все несут вахту. Посменно. Четыре часа через восемь. Первая – с начала суток до четырех утра и – с двенадцати до шестнадцати. Вторая после первой и, понятно, что третья смена служит в оставшееся время.
Я любил выходить в море. Именно там чувствуешь себя настоящим моряком, причастным к чему-то очень важному и значительному. На берегу тоже гордишься, что ты подводник, но чаще в отпуске или в компании очаровательных женщин.
Повседневной жизнью совсем не гордишься, потому как она суетлива и бестолкова. Боевая подготовка часто заменяется на различные работы, не всегда имеющие отношение к делу. Ну, там, на уборки территорий, на покраску всего к приезду большого начальства, на субботники по субботам и воскресники на следующий день, на строевые занятия и на такие же смотры и на различные наряды, не связанные со службой и на какую-нибудь художественную самодеятельность, придумываемую нашими политработниками к революционным и государственным праздникам. В общем большое и бестолковое разнообразие береговой службы. Как, например, такое.
Однажды, меня даже направили нести патрульную службу в мурманский аэропорт, на целых десять дней. Тогда, в семидесятых годах, он располагался в местечке Килпъявр. На военном аэродроме. Я, молодой лейтенант, получив пистолет и шестнадцать патронов к нему и, взяв собой двух матросов, отбыл в начале сентября 1973 года в город Мурманск. В комендатуре, получив строгий инструктаж от коменданта города и бланки протоколов досмотра военнослужащих, я направился к месту своей службы. Поселили нас в каком-то бараке с неудобствами, прикрепили к летной столовой воинской части в пяти километрах от аэропорта. То есть, ходить надо было три раза в день по тридцать километров. А, поскольку машины нам не дали, то мы, сходив пару раз туда и обратно, перестали это делать. Стали питаться за свои деньги в местном буфете. Кефиром, чаем, сосисками и бутербродами. У матросов, конечно же, денег не было, поэтому почти всю свою зарплату я истратил на поддержание жизни подчиненных.
В общем, служба пошла ровно, без видимых происшествий. Обычная служба патрульного. Контроль за отданием воинской чести, опрятной формой одежды, бравым и трезвым видом. У военных, конечно. За гражданскими пассажирами следила доблестная милиция, с которыми я располагался в одном помещении. Тогда его называли пикетом милиции. Именно с тех незапамятных времен отношение к органам правопорядка у меня в значительной степени изменилось. От сильного неуважения до стойкой неприязни. Не стесняясь моего присутствия, они обирали нетрезвых пассажиров. Изымались деньги и ценные вещи. Без протоколов и санкций. Часть денег пропивалась, остальные пересылались начальству. Пытались привлечь к этому беспределу меня и моих матросов, но мы дистанцировались от этого. Я с нетерпением ждал конца своей ссылки. Было скучно и противно. Каждый день. Кроме двух раз.
В первом случае мне пришлось разоружать лейтенанта из местной воинской части. Во втором – во главе комендантского взвода ждать на посадочной полосе самолет, который был захвачен террористами. С взведенным пистолетом в дрожащей руке. Но обо всем по порядку.
Сначала — про захват в воздухе. Как раз в те времена стали происходить случаи угона самолетов за пределы нашей необъятной родины. Поэтому пилотам провели в кабину тайную кнопку, с нажатием которой земля принимала специальный радиосигнал и готовилась к встрече в полной готовности. В данном случае в виде начальника патруля, двух матросов и человек пятнадцати солдат с автоматами. А, поскольку, «Альфу» еще не придумали, то нам было поручено разрулить ситуацию. Думаю, что при реальном захвате мы бы покрошили в клочья весь самолет с террористами и пассажирами. Хорошо, что сигнал оказался ложным. Видимо, кнопку поставили в том месте, где она легко задевалась ногой.
Но ситуация с лейтенантом оказалась серьезнее. Здесь была неразделенная любовь. Переживая, юноша добыл пистолет и пошел вместе с ним в ресторан аэропорта заливать горе. По мере опустошения бутылки водки, его решимость застрелиться, трансформировалась в ненависть ко всем окружающим. И он стал подумывать кого-нибудь застрелить вместо себя. Официантка, которую он держал под прицелом, была бледной как лист бумаги. В готовности оказаться без чувств. Я уже был готов стрелять на поражение. И только боязнь попасть в девушку, удерживала меня сделать это. Тогда я принял другое решение. Попытаться разоружить несчастного влюбленного. И сделал я это так.
Ресторан находился на первом этаже, и высота окон позволяла заглянуть в зал с улицы. К одному окну лейтенант сидел спиной. И оно было приоткрыто. Я очень аккуратно влез через него в зал, потихоньку подобрался и обхватил его руками, так, чтобы он не мог размахивать пистолетом. Борьба была недолгой. Матросы помогли мне быстро его разоружить.
За героический наш поступок, командование воинской части, в обмен на молчание, оставшиеся два дня, выделяло машину, которая возила нас на завтрак, обед и ужин. Я только пожалел, что лейтенант так поздно решился на свой поступок, а то все десять дней питались бы мы здоровой и вкусной пищей, по летному пайку.
Такая, вот, была служба подводника в море и на берегу. Но в море, однако, было лучше.
Продолжение следует…
Рисунки: Олег Каравашкин, капраз

Радиотелеграфист обслуживает корабельные радиостанции различных систем. В его обязанности входят установка и поддержание непрерывной и надежной связи, а также радиоразведка в целях обеспечения устойчивого управления кораблем во всех видах боевой и повседневной деятельности.

Радиотелеграфист должен знать основы электротехники и радиотехники в объеме, необходимом для понимания физических процессов, происходящих при работе на средствах радиосвязи; назначение, тактико-технические данные, принципы работы аппаратуры связи и правила ее эксплуатации; требования руководящих документов по обеспечению безопасности и соблюдению режима секретности при работе на средствах связи, способы защиты радиосвязи от радиоразведки и радиопомех противника, характерные неисправности, возникающие при работе радиостанции.

Деятельность радиотелеграфиста осуществляется со значительными энергетическими нагрузками, в вынужденном темпе. Объем перерабатываемой информации большой. Деятельность в основном исполнительская. Эмоциональные и физические нагрузки повышенные. Деловые контакты частые, с большим количеством лиц, осуществляются по каналам радиосвязи, внутрикорабельным каналам связи и в непосредственном общении.

Выполнение служебных обязанностей происходит в закрытых помещениях (на боевом посту) со строго ограниченным допуском других военнослужащих.

У радиотелеграфиста должно быть хорошо развито чувство ответственности за сохранность и эффективное использование материальной части, строгое соблюдение режима секретности при работе.

Профессионально важными качествами радиотелеграфиста являются высокий уровень чувствительности и выносливости слухового анализатора, хорошие показатели оперативной слуховой памяти и восприятия разговорной речи, чувство ритма, правильная дикция, подвижность кистей и пальцев рук.

Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование.

Для назначения на должность необходимо пройти подготовку в учебной воинской части.

В период службы у специалиста имеется возможность для повышения классной квалификации до 1-го класса и продвижения по службе до должности командира отделения.

Родственные гражданские специальности: монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, радиооператор, радиотелеграфист, радиотехник, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре.

30 октября — особая дата для всех, кто связал свою жизнь со служением Военно-морскому Флоту России, ведь именно в этот памятный день в 1696 году Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота: «Морским судам быть».

Разумеется, флот на Руси появился за долго до начала правления Петра I. Но тот прежний флот не носил регулярного характера. Пётр заимствовал идею создания военно-морского флота в Европе. После этого в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, а в дальнейшем, Тихоокеанский, Черноморский, Северный флоты и Каспийская флотилия.

История Военно-морского флота России неразрывно связана с великими географическими открытиями, яркими победами и беспримерными подвигами в великих морских сражениях. Доблесть, мужество, отвага и самопожертвование русских моряков воспета в веках. Золотыми буквами вписаны великие имена русских мореплавателей в мировую историю.

Сегодня современный Российский Военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолёты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции Военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

В московской спасательной службе на водных объектах почти уже десять лет оперативным дежурным трудится Сергей Юрьевич Давыдов, который является достойным представителем яркой плеяды российских военно-морских офицеров.

Сергей Юрьевич рос в семье моряка. Пример отца, фильмы и книги о морской романтике, подвигах матросов, повлияли на решение юного Сергея после армии в 1980 году поступить в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова на факультет радиотехнического оснащения надводных кораблей. По окончании училища в 1985 году, он поступает в распоряжение командующего Черноморским флотом и просит о прохождении службы на больших кораблях. Удача благосклонна к молодому лейтенанту – следует назначение на крейсер проекта 68бис «Михаил Кутузов». Ныне это единственный сохранившийся крейсер подобного проекта. Он превращён в музей и стоит на вечной стоянке в порту Новороссийска. Сергей назначается командиром группы управления РЛС, живёт в самом надёжном месте боевого корабля — 37 каюте, она расположена под броневой палубой. На время ремонта крейсера «Михаил Кутузов» Сергей откомандирован на большой противолодочный корабль проекта 61 «Комсомолец Украины» (первый построенный БПК данного проекта).

«Первая моя боевая служба на «Поющем фрегате», как называли американцы корабли нашего проекта, состоялась уже в октябре 1985 года, — вспоминает Сергей Юрьевич. – Было ли страшно в море? Как и любому нормальному человеку, конечно, бывало. Я не знаю таких людей, которым бы не было страшно. Однажды в Средиземном море, при подходе к Гибралтару, мы попали в сильный шторм, порядка 7 баллов! Кто представляет себе корабли проекта 61, могу сказать, что уровни волны и палубы были равны – сделал шаг и ты уже в море… На «Комсомольце» мы пересекли Атлантику и зашли на Кубу. Этот поход, разумеется, стал самым запоминающимся в моей жизни. К сожалению, на Кубе, к нам на корабль Фидель Кастро не приезжал – к нему ездил наш командир с военным атташе, но зато к нам приезжал его брат, Рауль Кастро. Когда мы уходили домой, в Союз, корабль загрузили мороженым и бананами – подарок от кубинского народа. Ели мы эти бананы дня три, – смеётся Сергей Юрьевич. – Через три дня весь личный состав, офицеры, мичмана, уже их просто видеть не могли эти бананы… Честно признаюсь, выкинули их вскоре за борт. Корабль весь ими пропах. После таких испытаний через три месяца я вернулся в Севастополь уже настоящим «морским волком», ведь многие ребята с моего курса, кто попал по распределению на другие корабли ещё и в море не ходили, а мне повезло».

После «Комсомольца Украины», Сергей Юрьевич был командирован на аналогичный БПК «Смелый», который впоследствии был передан Польше. На «Смелом» Сергей обошёл вокруг Европы. Будучи в Средиземном море, экипаж противолодочника обнаружил атомную подводную лодку вероятного противника и более двух часов сопровождал её.

Вернувшись на отремонтированный «Михаил Кутузов», Сергей Юрьевич Давыдов участвовал во всех стрельбах на приз Главкома ВМФ. Через год следует назначение командиром группы на БПК «Керчь» проекта 1134Б.

«На «Керчи» я прошёл все должности – командир группы, командир радиотехнического дивизиона, командир радиотехнической боевой части. В этот период мы прошли всё Чёрное море, много ходили в Средиземноморье. Бывали в портах Румынии, Югославии и Болгарии. Часто гостили в сирийском Тартусе, а также в гаванях Ливии, Туниса… практически во всех странах Северной Африки».

В 1988 году экипаж «Керчи» был с визитом в Турции. Это был первый заход кораблей Советского военно-морского флота в Стамбул. Газеты тогда писали, что заход одного военного корабля с дружественным визитом на 5-6 дней решает больше, чем вся дипломатическая работа за десятилетия.

Вскоре Сергей Юрьевич поступил в Военно-морскую академию, которую успешно окончил и уже до 2010 года проходил службу в Главном штабе военно-морского флота.

«От службы у меня остались только самые хорошие впечатления. Плохих даже не помню. Были нюансы, но всю это стёрлось за временем и их незначительностью. После увольнения из рядов военно-морского флота короткое время работал в коммерческой структуре. Однако, мне эта работа и отношение людей к делу были совсем не по душе и я ушёл. И тут ко мне обратился Сергей Николаевич Ежов, которого я очень хорошо знал ещё с 1998 года. Мне предложили попробовать себя в качестве оперативного дежурного в Московской городской поисково-спасательной службе на водных объектах. Я согласился. И вот с 1 декабря 2010 года я работаю в ГКУ «МГПСС».

За годы работы Сергей Юрьевич Давыдов проявил себя грамотным, ответственным и исполнительным работником, неоднократно отмечался как лучший работник Службы по итогам года, имеет ведомственные награды, почётные грамоты.

«Особенно яркие впечатления на новой работе получаешь летом, в особо жаркий период, когда на водоёмах происходит по 8-10 происшествий, – делится впечатлениями Сергей Юрьевич. – Нужно получить всю информацию от дежурной смены, максимально точно, быстро её обработать, совершить массу звонков с докладами, заполнить бумаги, сделать карту происшествия… Скучать не приходится! Каждое дежурство я общаюсь с ребятами на станциях. Кто-то на моих глазах уже прошёл путь от простого спасателя до заместителя или начальника поисково-спасательной станции, со всеми мы в дружеских отношениях, хоть практически и не видимся вживую.

В этот праздничный день я хочу пожелать всем моим коллегам самое главное крепкого здоровья, ведь с годами только вино становится лучше, а также здоровья их семьям, детям и внукам. А также продолжать держать честь МГПСС на всех уровнях, что бы о нас говорилось только хорошее!»

Служба во флоте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *