Разрешение на строительство линий связи

Главная страница → Статьи → Разрешение на размещение объекта на муниципальных землях

Кто-то сказал: «За горами – сказочный лес,
Там на заветных деревьях сидят попугаи,
Звери повсюду гуляют, никто друг дружку не ест».
Хочется это увидеть – ведь так не бывает.

С. Галанин. Русский рокер.

«Аттракцион невиданной щедрости» или Разрешение на размещение объекта.

Вы счастливый представитель активно вымирающего среднего класса, или вы строитель, с неистребимым желанием строить все и вся вопреки стабилизации мировой экономики. Т.е. – вы наш потенциальный, так горячо любимый нами клиент!

Итак!

Здравствуй Друг! Сейчас я расскажу тебе сказку.

Сказку о невиданном, и от того кажущемся уж совсем нереальным в своей простоте, но при этом – действительно удобном инструменте – о разрешении на размещение объектов.

Введение такого инструмента сильно упростило строительство/реконструкцию и оформление инженерных сетей, проездов и прочих важных и удобных штуковин.

Кому требуется: Юрлицам и Физлицам;

Для чего: размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной? или муниципальной? собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства Российской? Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 г. Если кратко, то подобным образом может быть оформлено размещение инженерных коммуникаций до определенных мощностей, элементов благоустройства территории, проездов и подъездных дорог, пожарных водоемов.

Разрешение на размещение линейного объекта (инженерные коммуникации, дороги) выдается сроком на 11 месяцев, для площадного объекта (элементы благоустройства и пр.) – до 60 месяцев.

Основным документом, необходимым для получения разрешения на размещение объекта является Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек территории (Схема Границ). Схема границ подготавливается кадастровым инженером. Основой для Схемы границ является топографический план в масштабе 1:500. Схема содержит данные об испрашиваемом участке, его площади, координатах поворотных точек. Также наносится информация об участках, прошедших процедуру государственного кадастрового учёта, граничащих с испрашиваемым участком. Схема заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, а также подписью и печатью генерального директора юридического лица, в пользу которого оформляется разрешение на размещение объекта.

Сложно понять сухой язык бюрократической правды? А пожалуйста!

Пример 1.

Вы хотите подключить ваш дом к сети канализации? Точка подключения к магистральной сети находится за пределом вашего участка, и часть проектируемой трассы пролегает по муниципальным землям? Вам необходимо разработать проект производства работ, а также открыть ордер на земляные работы. Для открытия ордера одним из необходимых документов является разрешение на размещение объекта.

Пример 2.

Допустим вы председатель СНТ и какое-то время назад в результате героических усилий вы проложили газопровод для газификации вашего товарищества. Газопровод построен, но его ещё необходимо оформить. Для оформления существующих коммуникаций также необходимо по муниципальным землям получать разрешение на размещение объекта.

Пример 3.

Вы застройщик и строите какой-либо объект: Многоквартирный дом, детский сад, школу, торговый центр, магазин или любое другое отдельно стоящее здание.

Такой объект должен обеспечиваться инженерными сетями: теплосеть, электричество, канализация, ливневая канализация, водопровод, связь и т.д.

Как правило внешние сети к такому объекту имеют подключения к магистральным сетям за пределом земельного участка выделенного по строительство объекта. В этом случае на участки под трассами сетей, там где они пролегает по муниципальным землям, необходимо получать разрешение на размещение объекта.

Если вы дожили до завершения строительства линейного сооружения, то ввода его в эксплуатацию потребуется технический план, а для технического плана необходимо, чтобы инженерная сеть была расположена на земельных участках, принадлежащих застройщику на каком-либо праве. Это может быть:

  • Право собственности на земельный участок;
  • Договор аренды земельного участка;
  • Договор аренды части земельного участка;
  • Сервитут на земельный участок или его часть;
  • Разрешение на размещение объекта — на земельные участки находящиеся в муниципальной собственности или на земли неразграниченной государственной собственности.

Для получения Разрешения на размещение объекта необходимо подать заявление в электронном виде через портал Госуслуг Московской области https://uslugi.mosreg.ru/

Заполнив необходимые формы вам необходимо приложить сканы следующих документов:

  • Заявление (формируется автоматически, необходимо распечатать, подписать и отсканировать);
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (доверенность);
  • Документ, подтверждающий личность представителя (паспорт);
  • Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в формате PDF;
  • Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в формате AutoCAD DWG;
  • Выписка ЕГРЮЛ на заявителя, в случае если заявителем является юридическое лицо.

Если все документы подготовлены и загружены правильно, объект соответствует перечню, указанному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 г., то через 7 (Семь) календарных дней вы получите разрешение на размещение объекта виде документа подписанного электронно-цифровой подписью уполномоченного лица.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Кадастровые инженеры компании АршинЪ готовы подготовить для вас Схему границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории для получения разрешения на размещение объекта.

Стоимость работ от 15.000 руб.

Срок работы от 5 рабочих дней

13 мая 2013 года в адрес Национального объединения проектировщиков поступило письмо заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Бориса Мурашова с разъяснением вопроса о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого проектными СРО, для разработки рабочей документации.

Ранее данный запрос был отправлен и в Минрегион России. Однако позиция, изложенная в ответном письме о том, что «действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации», не дает однозначного ответа. В итоге мы подготовили обращение в Госстрой с просьбой дать поручение соответствующим службам о разъяснении необходимости наличия свидетельства о допуске к проектным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при подготовке рабочей документации на основании проектной документации.

Одной из важнейших причин нашего обращения в Госстрой для разъяснения данной ситуации является то, что в соответствии с действующим законодательством за качество подготовленной проектной документации отвечает проектировщик, имеющий допуск соответствующей саморегулируемой организации. При этом в практике нередки случаи, когда на стадии разработки рабочей документации лицами, у которых допуск на проектирование отсутствует, вносятся существенные изменения в проект, и, само собой, эти изменения напрямую касаются безопасности будущего объекта.
Так как рабочая документация не проходит экспертизу, а объект строится в соответствии с рабочей документацией, получается, что за конечный продукт будет отвечать проектировщик первоначальный. Очень сложно будет найти тех, кто разрабатывал рабочую документацию и внес изменения в проектную документацию. Мы озаботились тем, чтобы члены саморегулируемых организаций в области проектирования не несли ответственность за нарушения проектной документации, которые сделали не они.

В случае применения письма Госстроя мы придем к тому, что и проектную, и рабочую документацию будут разрабатывать те, кто имеет допуск СРО, они же и будут нести ответственность. В противном случае мы могли бы прийти к правовому коллапсу, когда из-за причинения ущерба невозможно было бы найти ответственного. В случае разработки рабочей документации другими лицами, проектировщик имеет право отказаться от ответственности за качество этих работ.

В разъяснении, полученном из Госстроя, в частности, указывается исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, требованиям которых должна соответствовать рабочая документация, а именно Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона. Перечень включает в себя также Постановление Правительства Российской Федерации № 468 от 21.06.2010 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» и Постановление Правительства Российской Федерации № 54 от 01.02.2006 г. «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Проектная и рабочая документация существенно отличаются друг от друга. Это, в первую очередь, разные пакеты документов. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По рабочей документации осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль. Она состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации. Рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства. Это указано в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г.

В связи с тем, что на сегодняшний день строительство объектов производится в основном на основании рабочей документации, к ее подготовке должны быть допущены хозяйствующие объекты, имеющие в своем штате работников с необходимой квалификацией и опытом работы по соответствующему профилю, обладающие оборудованием для проведения данных работ, а также имеющие систему имущественной ответственности перед потребителями за качество проведенных работ, в том числе систему страхования гражданской ответственности. Качество подготовки рабочей документации напрямую влияет на показатели таких характеристик объекта капитального строительства, как безопасность, долговечность, энергоэффективность, сейсмоустойчивость и другие.

Благодаря письму Госстроя на поставленный вопрос был найден ответ: архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, поэтому определение термина «рабочая документация» Градостроительным кодексом РФ не пред­усмотрено. В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитие проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе ­— рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.

Антон Мороз, руководитель аппарата Национального объединения проектировщиков

Полная или частичная перепечатка материалов — только с письменного разрешения редакции!

Вопрос :

Организация заключила договор на выполнение проектно-сметной документации на строительство жилого дома. Приложением к договору являлся календарный план выполнения стадии «П» и стадии «Р», без определения степени детализации стадии «П» до стадии «Р» в тексте договора или путем ссылки на нормативные документы.

Инвестор обратился к разработчику проектно-сметной документации с требованием приостановить проектирование и передать выполненную по акту работу на бумажном носителе (4 экз.) и в электронном виде.

Требование инвестора было выполнено, но инвестор, получив материалы, акт не подписал, причин отказа от подписания не указал, переписку по данному вопросу прекратил. В настоящее время осуществляет строительство жилого дома по полученной по акту документации.

Можно ли разрабатывать стадию «П» в объеме детализации, позволяющем вести строительные работы?

Можно ли перемаркировать чертежи стадии «П» на «Р» по соглашению с заказчиком (после экспертизы)?

Какие требования определяют уровень детализации материалов стадии «Р», и каково их отличие от стадии «П»?

Является ли производство строительных работ по переданным чертежам стадии «П» подтверждением их достаточной детализации и делает ли это их соответствующими стадии «Р»?

Не является ли желательным (учитывая направления реформы технического регулирования) отказ от этого разделения и определения на стадии проведения экспертизы — только достаточности детализации документации для осуществления строительства, соответствия техническим регламентам?

Ответ :

В целях реализации проектных решений разрабатывается рабочая документация (п.4 Положения о составе и содержании проектной документации, утв. постановлением Правительства РФ N 87). Рабочая документация содержит схемы, чертежы, спецификацию оборудования.

Больше законодательство не содержит обязательных норм, регламентирующих данные вопросы.

С учетом того, что в предмет госстройнадзора входит проверка выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации (п.13 Положения о госстройнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ N 54 от 01.02.2006), РД должна быть настолько детализированной, чтобы вести работы.

Т.е. РД обязательна, как отдельная стадия.

Перемаркировывать чертежи никто не запрещает, главное, чтобы был должный уровень детализации.

Обязательных требований по детализации нет, кроме указанных выше, подробнее должно быть указано в договоре.

Выполнять работы можно попытаться и по стадии проектной документации, но формально РД должна быть.

Виды документации

В соответствии c Градостроительным Кодексом РФ строительство или реконструкция практически любого здания, сооружения или линейного объекта должно осуществляться по документации, разработанной и согласованной в установленном порядке. На текущий момент, в рамках архитектурно-строительного проектирования, такая документация выполняется в две стадии: П и Р.

Стадия П (проектная документация) проходит экспертизу, на её основе выдаётся разрешение на строительство, она же подаётся в прочие ведомства для других необходимых согласований. Подробнее о стадии П читайте в статье «проектная документация».

Стадия Р — это и есть рабочая документация.

Что такое рабочая документация в строительстве?

Определение «рабочая документация» дано в ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».

Итак, рабочая документация — совокупность графических и текстовых документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений, необходимых для производства строительных и монтажных работ.

То есть, проект разрабатывается для согласований, рабочка — для производства строительных работ. РД, в отличие от П, не содержит обоснований выбора применённых решений, так как является, по сути, руководством по монтажу.

Также рабочая документация необходима для:

  • планирования закупок и людских ресурсов для производства и контроля строительных и монтажных работ;
  • разработки исполнительной документации, которая является частью приёмо-сдаточной документации на объект.

Как в определении, так и в п.4 Постановления Правительства №87 указано, что рабочая документация не должна нарушать решения проектной документации, определяющие параметры объекта капитального строительства. Другими словами, она должна соответствовать проекту.

Отметим, что порядок разработки законодательством не определен, поэтому рабочая документация может быть подготовлена как одновременно с проектной, так и после неё. Ответим на вопрос — зачем подготавливать стадию «Р» одновременно с проектной документацией?

Ответ прост – в процессе детализации решений стадии П при разработке РД всегда обнаруживаются ошибки, вносятся изменения в связи с какими-либо неучтенными факторами или возникшими пожеланиями Заказчика. Если при этом изменения существенные и затрагивают основные характеристики объекта, а стадия П уже прошла экспертизу – Вам придётся вносить в неё изменения и проходить процедуру согласования заново. Зачастую, чтобы этого избежать, сначала выполняется документация для производства строительных работ, на её основе подготавливается проект, предъявляемый к утверждению. Уточним, что начинать работы без разрешения на строительство запрещено, и наличие РД никак не влияет на этот факт, ведь оно выдается на основании проекта.

Состав, содержание и оформление рабочей документации

На данный момент обязательных норм, определяющих перечень разделов, включаемых в комплект рабочей документации, не существует — объем и содержание должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации. Например, в здании отсутствует газ, поэтому раздел газоснабжения разрабатываться не будет. Перечень разрабатываемых разделов указывается в задании на проектирование. (п.5 Постановления Правительства №87).

Если договор на разработку рабочей документации заключен не с первоначальным проектировщиком, то он может пойти в суд с иском о приведении объекта в соответствие с требованиями проектной документации, которую он разрабатывал. Иными словами, первоначальный проектировщик может решить, что от его первоначального замысла ничего не осталось. Поэтому, в целях минимизации таких рисков, состав и содержании рабочей документации лучше указывать в составе стадии П.

Основные (общие для всех разделов) требования к рабочей документации для строительства объектов различного назначения устанавливает ГОСТ Р 21.1101-2013. Также указанный ГОСТ определяет правила внесения изменений в рабочую документацию, а также правила оформления сброшюрованной документации.

В состав рабочей документации включают рабочие чертежи, объединенные в основные комплекты по маркам (OB, BK, ЭМ и прочие, см. далее), а также прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта (спецификации, расчеты и т.д.).

Основной комплект рабочих чертежей любой марки может быть разделен на несколько основных комплектов той же марки (с добавлением к ней порядкового номера) в соответствии с процессом организации строительных и монтажных работ, например, АР1, АР2, АРЗ.

Каждому основному комплекту рабочих чертежей присваивают обозначение, в состав которого включают базовое обозначение, устанавливаемое по действующей в организации системе (например, шифр объекта), и через дефис — марку основного комплекта.

Приведем марки основных комплектов рабочих чертежей при классическом разделении проектной организации на отделы, а также укажем некоторые ГОСТы, по которым эта документация оформляется. Отметим, что, в случае необходимости, можно вводить собственные марки основных комплектов РД, в дополнение к указанным ниже. При этом желательно, чтобы они состояли не более, чем из трех букв русского алфавита и соответствовали начальным буквам наименования комплекта.

ОТДЕЛ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

ГП — Генеральный план. Оформляется по ГОСТ 21.508

Соответствующее постановление правительства Москвы на днях подписал мэр столицы Сергей Собянин.

Фото: www.business-vector.info

Документ отменяет необходимость получения разрешения на строительство сетей водоснабжения и водоотведения, для некапитальных объектов и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

По мнению чиновников столичной мэрии, эта реформа значительно ускорит строительный процесс в Белокаменной, поскольку срок подготовки градостроительной документации и оформления земельно-имущественных отношений для таких объектов сокращен до 10 рабочих дней.

«Контроль за прокладкой таких сетей останется за Москвой на этапах выдачи разрешения на использование земельных участков и ордера на проведение земляных работ», — пояснил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

По просьбе портала ЕРЗ суть изменений комментирует эксперт в этой сфере, управляющий партнер ООО «Концепт Проект», член рабочей группы Агентства стратегических инициатив по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства Иван КУДРЯШОВ (на фото).

«Правительство Москвы ведет последовательную работу по упрощению порядка оформления строительства объектов инженерной инфраструктуры, — отметил эксперт. — Пунктом 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривается возможность установления случаев, когда разрешение на строительство не требуется, на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

В 2015 году вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми в ряде случаев использование земельных участков осуществляется без оформления договоров аренды или сервитутов на основании разрешения орган государственной власти.

Во исполнение данных положений закона было принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

На основании данных нормативных правовых актов органы власти субъектов РФ приступили к принятию собственной нормативной базы по установлению перечня случаев, когда не требуется разрешение на строительство объектов и предоставление земельных участков, а возможно размещение объекта на основании разрешения уполномоченных органов.

В настоящее время такие документы приняты в 83 субъектах РФ (например, как сообщили порталу ЕРЗ в АСИ, в Тюменской области еще в 2016 году отменили получение разрешений для строительства водопроводов диаметром до 300 мм — Ред.). Надо отметить, что долгое время Москва находилась в аутсайдерах данного процесса, однако в настоящее время столичные власти постепенно наверстывают упущенное.

Фото: www.allremont59.ru

Апрель был отмечен принятием постановления Правительства Москвы от 10.04.2018 №283-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. №636-ПП и от 15 мая 2012 г. №199-ПП». Данный документ расширил перечень случаев, когда в соответствии с постановлением Правительства Москвы №636-ПП, не требуется оформление арендных отношений для размещения объектов, а возможно получение разрешения на размещение объекта в упрощенном порядке, а также уточняется данный порядок.

22 мая 2018 года с принятием постановления Правительства Москвы №463-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. №636-ПП и от 27 августа 2012 г. №432-ПП» столица России сделала еще один шаг в направлении ускорения и упрощения строительного процесса.

Документом внесены изменения в перечни случаев, когда не требуется оформлять договор аренды для размещения объекта и когда для строительства не требуется получения разрешения на строительство.

Фото: www.bager.by

Данные изменения касаются сетей водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой и ливневой канализации). До настоящего времени был ограничен рабочий диаметр сети: для хозяйственно-бытовой — 300 мм, для ливневой — 1 000 мм. В настоящее время такие ограничения устранены, и в упрощенном порядке можно оформить строительство любых сетей водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, сделан еще один шаг в направлении ускорения и упрощения строительного процесса, и, что особенно радует, данные изменения относятся ко всем застройщикам — как жилой, так и коммерческой недвижимости», — подчеркнул эксперт.

ООО «Концепт Проект» осуществляет комплексное юридическое консультирование и сопровождение инвестиционно-строительных проектов на всех этапах их реализации

14 октября 2019

Часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс) дополнена случаями, при которых не требуется разрешение на строительство:

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 № 1064 установлено, что в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2013 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона о связи к сооружениям связи относятся объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи).

До вступления в силу указанных положений, в Камчатском крае получение разрешения на строительство не требовалось лишь в случае строительства, реконструкции линий и сооружений связи, проходящих на территории одного населенного пункта, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 3 метров (пункт 5 статьи 16(1) Закона Камчатского края от 14.11.2012 № 160 «О регулировании отдельных вопросов градостроительной деятельности в Камчатском крае»).

Теперь, даже если в региональном списке нет вышеуказанных линий и сооружений связи, получать разрешение для их строительства, реконструкции не требуется.

Кроме того, пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, установлено, что линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Разрешение на строительство линий связи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *