Правовое регулирование отношений в области образования

Структура нормативно-правового регулирования в области образования: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные законы, законы субъектов РФ.

Законодательство, регулирующее статус Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета; организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково».

Нормативно-правовое регулирование деятельности федеральных университетов и национально-исследовательских университетов в Российской Федерации.

Правовое регулирование образовательной деятельности в подзаконных актах.

Образование в Российской Федерации представляет целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, общества и государства, в результате которого гражданин приобретает необходимые ему знания, умения, навыки, а также представление о своих правах и обязанностях. Все это способствует формированию личности обучающихся и находит свое закрепление в праве.

Правовые нормы в сфере образования устанавливают: типы образовательных организаций; организационно-правовые формы организаций, осуществляющих образовательную деятельность; правовой статус участников образовательных отношений; социальные гарантии, предоставляемые обучающимся и преподавателям; имущественные права образовательных организаций и др. В совокупности эти нормы регулируют различные образовательные отношения и направлены на реализацию конституционных, гражданских и других прав их участников.

Нормативно-правовое регулирование в сфере образования отражено в правовых актах различной юридической силы. Право на образование в Российской Федерации в соответствии с международными актами было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в ст. 27: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно». Конституция РФ подтверждает это конституционное право граждан, а также разъ­ясняет в ст. 43, что «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно». Следовательно, Конституция РФ провозглашает право на образование как одно из важнейших конституционных прав гражданина, выражая его содержание через правомочия: право на дошкольное образование; право на основное общее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее образование; устанавливая для всех граждан обязательное основное общее образование.

Поскольку в настоящее время деятельность Российской Федерации в сфере образования относится к одному из приоритетных направлений, то для реализации государственной политики в области образования и подробной ее регламентации был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который подробно и комплексно регулирует образовательные отношения, в отличие от ранее действующего Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании». Например: разъясняет правовое положение организаций, осуществляющих образовательную деятельность; вводит новые организационно-правовые формы образовательных организаций и их типы; определяет новеллы – инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, присмотр и уход за детьми, конфликт интересов педагогического работника и др.

Так же как и другие нормативно-правовые акты, федеральные законы регулируют отдельные вопросы образовательных отношений, например: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) подробно разъясняет правовой статус юридических лиц, при осуществлении образовательной деятельности, права и обязанности их участников; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. закрепляет основные гарантии прав детей; Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. регулирует права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. определяет общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. регулирует правовое положение автономных учреждений в сфере образования, порядок их создания, реорганизации, ликвидации, права и имущество, создание органов управления и др.

Необходимо отметить значение Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», который определил особенности правового положения этих ведущих классических университетов Российской Федерации как уникальных научно-образовательных комплексов, старейших образовательных организаций высшего образования страны, имеющих огромное значение для развития российского общества. Важным нововведением этого закона от 8 марта 2015 г. является предоставление права указанным вузам реализовать в образовательных организациях, учрежденных ими за рубежом, программы высшего образования и выдавать документы об образовании, которые получают студенты соответствующей специальности МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

В соответствии с поручениями Президента РФ от 10 декабря 2005 г. в Российской Федерации была сформирована единая общенациональная стратегия инновационного, опережающего развития российского образования, его модернизации для обеспечения конкурентоспособности. Для выполнения поставленных задач был создан инновационный центр на основании Федерального закона от 28 сентября 2009 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», представляющий собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для исследований и разработок по различным направлениям, в том числе и в сфере образования. При этом образовательные услуги оказывают только частные организации, осуществляющие образовательную деятельность без получения на нее лицензии и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности. Такие образовательные организации осуществляют свою деятельность на основании разрешений управляющей компании (российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Президентом РФ, возложена реализация проекта), разрешение отбирается в соответствии с решением Правительства РФ. Образовательная деятельность в «Сколково» осуществляется на основании разрешений, выданных управляющей компанией, приравненных к документам, выданным образовательным организациям, получившим лицензии и государственную аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники для обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в соответствии с указами Президента РФ в Российской Федерации были созданы федеральные университеты и национальные исследовательские университеты. Согласно Указу Президента РФ от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» такой статус имеют, например, следующие образовательным организации: Государственный университет «Высшая школа экономики», Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Пермский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова, Томский политехнический университет и др.

Впоследствии на основании Указа Президента РФ от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» были созданы федеральные университеты – Северный (Арктический), Приволжский, Уральский, Дальневосточный, которые будут готовить конкурентоспособных специалистов для своего федерального округа. В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 10 федеральных университетов, по распоряжению Правительства РФ от 4 августа 2014 г. № 1465-р создан Крымский федеральный университет им. В. И.Вернадского.

Большое значение для развития образования в Российской Федерации уделяется законам субъектов РФ (региональное законодательство). Согласно п. «е» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому субъекты РФ вправе принимать законодательство в сфере образования. Например, законодательство г. Санкт-Петербурга, Московской, Саратовской, Калининградской областей уточняет условия и порядок приема и отчисления обучающихся, а в Республиках Саха (Якутия) и Северная Осетия – Алания законы об образовании учитывают местные традиции и обычаи. В соответствии с федеральным законодательством в образовательных организациях регионов могут вводить форменную одежду для обучающихся, устанавливать плату за предоставление образовательных услуг, определять вид сделок с имуществом школы (вуза) и др.

Развитие законодательства быстрыми темпами в сфере образования происходит на основании подзаконных актов, к которым относят:

  • Указы Президента РФ, например, об обеспечении государственных гарантий несовершеннолетним и другим обучающимся – «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2013 г., «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 25 февраля 2003 г. и др.
  • Постановления Правительства РФ, например, разъясняющие порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и о целевом обучении, условия и порядок оказания платных образовательных услуг, например: «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» от 27 ноября 2013 г. № 1076; «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15 августа 2013 г. № 706 и др.
  • Акты Министерства образования и науки Российской Федерации: Письмо от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений», согласно которому наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации; Письмо от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся», в соответствии с которым эти требования отнесены к компетенции образовательной организации; Письмо от 24 апреля 2013 г. № ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за детьми» разъясняет условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную дея­тельность, замещающих функции и обязанности родителей по заботе о детях, и др.

Необходимо отметить среди подзаконных актов значение локальных нормативных актов, которые принимаются непосредственно самой образовательной организацией и распространяются на ее обучающихся, а также преподавателей и сотрудников этой организации, осуществляющей образовательную деятельность, к ним относятся: правила внутреннего распорядка, положения о социальных выплатах, правила проживания в общежитиях, графики учебного процесса и др.

Законодательство в сфере образования содержит различные нормы – публичного и частного права. Основные права на образование закреплены в Конституции РФ, их дальнейшее развитие и особенности подробно разъяснены в законах и подзаконных актах, относящихся к образовательной деятельности, которая в последнее время получает интенсивное развитие и имеет среди других направлений государственной политики Российской Федерации приоритетное значение.

Педагогическое право — отрасль права, регулирующая педагогические отношения.

Структура педагогического законодательства

Педагогическое законодательство действует в следующих сферах образования: дошкольном; общем (школьном); начальном профессиональном; среднем профессиональном; высшем профессиональном; послевузовском; дополнительном.

Каждая подотрасль законодательства, действующая в той или иной сфере, в свою очередь, делится по видам регулируемых отношений на институты (группы норм):

1) институт заключения, изменения и прекращения договора образовательного учреждения и обучающегося;

2) институт времени обучения и времени отдыха;

3) институт дисциплины труда, включая методы стимулирования, мотивации обучающихся;

4) институт содержания обучения;

5) институт условий обучения;

6) институт государственных образовательных стандартов.

Особенности заключения договора между образовательным

учреждением и обучающимся

Отношения по обучению между образовательным учреждением и обучающимся строятся на основе договора. Согласно ч. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», отношения между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними. Согласно п. 61 Типового положения об общеобразовательном учреждении (1994 г.), права и обязанности родителей (лиц, их замещающих) могут закрепляться в заключенном между родителями и общеобразовательным учреждением договоре.

Раздел 2 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (1993 г.) содержит правила приема в высшее учебное заведение, определяющие права и обязанности граждан и вуза. В то же время условия договора между вузом и гражданином определяются в заявлении гражданина о приеме в вуз, в приказе о зачислении в вуз и других документах вуза.

Раздел 2 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (постановление Правительства РФ от 14.10.1994 № 1168) не требует заключения письменного договора со студентом. Он должен представить заявление и другие документы, а ccуз издает приказ о зачислении.

Особенность заключения договора определяется обязанностями и правами сторон. Если при приеме в муниципальную школу последняя не имеет права отказать в приеме на обучение ребенка, то вуз может отказать в зачислении гражданину, не выдержавшему конкурс.

Особенности заключения договора на обучение определяются в уставе образовательного учреждения (подп. 3 ч. 5 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Изменение и прекращение договора на образование

Особенности изменения и прекращения договора на образование устанавливаются в уставе образовательного учреждения, а также содержатся в других нормативных актах. Например, согласно п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, орган управления образовательным учреждением имеет право исключить учащегося при наличии следующих факторов:

— учащийся достиг 15-летнего возраста;

— учащийся совершил противоправное действие или грубые и неоднократные нарушения устава;

— получено согласие органа местного самоуправления;

— получено согласие органа опеки и попечительства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 58 Типового положения о ссузе, п. 72 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), порядок отчисления студентов определяется в уставе вуза, ссуза.

Время обучения и отдыха

Время обучения и отдыха регулируется уставами образовательного учреждения, типовыми положениями и другими нормативными актами. Например, в п. 43 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливается продолжительность учебного года в I классе 30 недель, во II — XI классах — не менее 34 недель. Общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает годовой календарный учебный график.

Дисциплина обучения

Дисциплинарные отношения в образовательном учреждении регулируются согласно подп. 13 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Правилам внутреннего распорядка, уставу образовательного учреждения. В соответствии с п. 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Условия обучения

Условия обучения регулируются в уставе образовательных учреждений, в типовых положениях, определяются в других нормативных актах.

Важнейшими условиями обучения, влияющими на образовательные отношения, считаются:

— число учащихся в классе, группе;

— качество преподавания;

— обеспеченность учебными пособиями;

— продолжительность рабочего времени и времени обучения;

— продолжительность времени отдыха;

— состояние школьных зданий;

— размер заработной платы работников системы образования;

— наличие вспомогательного персонала и качество его работы.

Эти условия определены в пп. 85 — 124 Рекомендации о положении учителей, принятой Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей в Париже 5 октября 1966 г. Перечисленные условия можно считать определяющими для всех видов образовательных учреждений.

Содержание образования

Содержание образования регулируется различными разделами типовых положений об образовательных учреждениях, например: в Типовом положении о вузе в разделе «Учебная и научная деятельность вуза», в Типовом положении о ссузе в разделе «Учебная деятельность», а также в разделе «Государственные образовательные стандарты».

В Законе РФ «Об образовании» содержание образования регулируется в ст. 14 «Общие требования к содержанию образования».

Государственные образовательные стандарты

Государственные образовательные стандарты устанавливают общие требования к содержанию образования. Например, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (1994 г.) определяет:

1) структуру высшего профессионального образования, документ о высшем образовании;

2) общие требования к основным профессиональным и образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;

3) общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;

4) академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;

5) общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

6) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве федерального компонента;

7) правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта.

Имущественная деятельность образовательного учреждения

Право образовательного учреждения на закрепленное за ним имущество прописано в ст. 296 ГК РФ и называется правом оперативного управления. Образовательное учреждение осуществляет по отношению к закрепленному за ним имуществу права владения, пользования и распоряжения с ограничениями, установленными законом, целями образовательного учреждения, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник имущества вправе изъять у образовательного учреждения лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Порядок изъятия установлен в договоре с учредителем.

Имущество образовательного учреждения может находиться у него на правах оперативного управления и на праве собственности, согласно ч. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании».

Собственность образовательного учреждения может быть образована следующими способами: а) передана в дар; б) пожертвована; в) завещана; г) получена в результате собственной деятельности; д) заработана с помощью оказания платных образовательных услуг, предпринимательской деятельности.

Собственное имущество образовательного учреждения обязательно должно учитываться на отдельном балансе согласно ст. 298 ГК РФ.

Образовательное учреждение, согласно ст. 43 Закона РФ «Об образовании», самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе и валютный.

Государственное муниципальное учреждение вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.

Образовательное учреждение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью: реализацией и сдачей в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговлей покупными товарами и оборудованием; оказанием посреднических услуг; долевым участием в деятельности других учреждений (в том числе образовательных); приобретением акций, облигаций, иных ценных бумаг и получением доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведением приносящих доход иных операций (ст. 47 Закона РФ «Об образовании»).

Педагог имеет право заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, которая рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации. Эта деятельность не лицензируется. В то же время незарегистрированная индивидуальная трудовая деятельность не допускается.

Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях (ст. 49 Закона РФ «Об образовании»).

Нормативное регулирование профессиональной деятельности педагогов.

Право на педагогическую деятельность. Продолжительность рабочего времени педагогических работников. Отпуск педагогов.

Нормативно-правовое регулирование труда педагогических работников осуществляется ТК РФ, Федеральным от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а на локальном уровне актами, объединяющими общие и специальные нормы правового регулирования каждой образовательной организации, являются Устав и Коллективный договор.

В соответствии с ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности, конкретизированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, причем не только к квалификации и стажу работы, но и к профилю полученной специальности. По мере введения профессиональных стандартов в системе образования единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов, служащих будут отменяться, а требования к педагогическим работникам указаны в профессиональных стандартах.

Между тем некоторые граждане, проходящие по образовательному цензу, не смогут работать педагогами. Согласно ТК РФ имеются ряд ограничений на занятие педагогической деятельностью.

Ст.21 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует вопросы образовательной деятельности лиц, имеющих право на ее ведение, и общие требования к ее осуществлению.

Ст.47 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности педагогических работников в образовательной сфере, а также гарантии их реализации.

Ст.48 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывает суть обязанностей и ответственности педагогических работников.

Трудовые отношения педагогического работника с образовательной организацией осуществляются на основании трудового договора, правила заключения которого установлены , ТК РФ. Содержание трудового договора определено ТК РФ.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников установлена ТК РФ. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для педагогов предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю ( ТК РФ). Периоды каникул обучающихся, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются рабочим временем.

В зависимости от должности или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с РФ и иными нормативными правовыми актами. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»)

На основании ТК РФ педагогическим работникам полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска определена в Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в котором так же удалось сохранить удлиненные оплачиваемые отпуска для большинства работников, для которых они предусматривались ранее.

Педагогические работники имеют ряд социальных гарантий, которые указаны в Постановлении Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10 декабря 2015 г. N 2-2 «О ситуации с реализацией указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов с учетом формирования федерального бюджета на 2016 год и дальнейших действиях Профсоюза».

— в отношении Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета (Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»);

— в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории инновационного центра «Сколково» (ст. 17 «Особенности осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на территории Центра» Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»»);

— в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории международного медицинского кластера (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития (ст. 20 «Особенности осуществления образовательной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития» Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»);

— в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории свободного порта Владивосток (ст. 18 «Особенности осуществления образовательной деятельности на территории свободного порта Владивосток» Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Так, в Федеральном законе «О свободном порте Владивосток» закреплено (ст. 18): «В целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников резидентов свободного порта Владивосток Правительство Российской Федерации вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории свободного порта Владивосток, созданных на такой территории или являющихся резидентами свободного порта Владивосток».

В Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково»» устанавливается (ст. 17), что образовательная деятельность на территории Центра осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности.

В-третьих, в комментируемом Законе в качестве особенностей действия норм по кругу лиц указано, что на граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе.

Так, например, в ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержатся особые правила дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Установлено, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего, включающее в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации, осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются: его назначение на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего и т. д.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2289.

Кроме того, в советский период одновременно существовало сразу несколько органов, наделенных правом принимать акты законодательного характера. До принятия Конституции СССР 1936 г. к числу законодательных органов относились Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров, а в первые годы советской власти, вплоть до 1920 г., законодательствовали и наркоматы.

Примечательно, что соответствующая статья ГК РФ (ст. 3) называется «Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права». В пунктах 3, 4 и 7 этой статьи предусматривается возможность принятия Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными министерствами нормативных актов, регулирующих гражданские отношения. Однако такие нормативные правовые акты имеют подзаконный характер и в состав гражданского законодательства не входят.

Так, например, в ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ) определено, что жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Как видно из содержания ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в состав законодательства в области охраны окружающей среды включен сам Федеральный закон «Об охране окружающей среды», иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Заметим, что оба приведенных примера, демонстрирующие расширительный подход к определению законодательства, при котором законодательство отождествляется с простой совокупностью нормативных правовых актов, взяты из законодательных актов, принятых спустя десять лет после принятия Гражданского кодекса РФ, в котором законодатель использовал понятие «законодательство» в собственном (узком) смысле.

Верховное положение Конституции РФ в системе источников образовательного права и требование соответствия Конституции РФ норм всех иных источников образовательного права представляются очевидными. В то же время это особое место Конституции РФ не является основанием для отнесения ее к актам законодательства об образовании (а именно такой вывод может быть сделан по смыслу нормы, содержащейся в п. 1 ст. 4 Закона об образовании 2012 г.). Формулировка п. 1 ст. 4 в ее настоящем виде может быть отнесена к юридико-техническим недочетам нового закона об образовании.

Например, в постановлениях Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П («По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и пункта 7 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной»), от 27 ноября 2009 г. № 18-П («По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы») и др.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсульантПлюс.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсульантПлюс.

Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2013. № 57 (часть 1). С. 78 — 114.

Собрание законодательства РФ.2012. № 19. Ст. 2336.

Собрание законодательства РФ. 2010. №10. Ст. 1057.

Собрание законодательства РФ. 2008. № 19. Ст. 2118.

Собрание законодательства РФ . 2008. № 37. Ст. 4184.

Собрание законодательства РФ. 2012. № 27. Ст. 3675.

Собрание законодательства РФ.2012. № 32. Ст. 4480.

Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4377.

Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.

Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4437.

Собрание законодательства РФ. 2015. № 33. Ст. 4829.

Собрание законодательства РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

Собрание законодательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2923.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 46, 2013.

Российская газета, № 217, 18.11.2009.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 29, 2010.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 49, 2005.

Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Обращает на себя внимание композиционная непоследовательность, обнаружившаяся в отношении муниципальных актов в ст. 4 Закона об образовании. Они не были упомянуты в пункте 1 ст. 4, в котором перечислялись формы правового регулирования образовательных отношений. Однако в пунктах 4 и 5 этой же статьи законодатель устанавливает требование соответствия норм, содержащихся в муниципальных актах, предписаниям федерального закона и в случае обнаружения коллидирующих норм отдает приоритет нормам Закона об образовании 2012 г.

Локальные акты регулируют образовательные отношения применительно к конкретной образовательной организации и в этом качестве должны быть упомянуты в ст. 4 Закона об образовании 2012 г., в которой были перечислены все формы правового регулирования отношений в сфере образования.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Правовое регулирование отношений в области образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *