Эмансипация философия

17 сентября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие эмансипация чаще всего употребляется в связке с феминизмом (что это?).

В действительности его значение гораздо шире и затрагивает многие стороны общественной жизни.

Эмансипация: что это

Современное определение гласит, что эмансипация – это освобождение от зависимости, предрассудков, разных форм дискриминации и угнетения. Это свобода от чего-либо, что стесняет деятельность и разум человека.

В то же время эмансипируется всегда группа, которая репрезентирует какой-нибудь отдельный признак всех своих членов.

Она предполагает создание условий, при которых человек может жить по собственному усмотрению. В современном мире это вылилось в возможность человека менять национальную и половую идентичность. Некоторые мыслители используют уровень эмансипации в качестве критерия для оценки развития определенного общества.

Эмансипация несовершеннолетних (в гражданском праве)

В гражданском праве РФ эмансипация – это объявление несовершеннолетнего дееспособным (как это?).

В некотором смысле она связана с пониманием эмансипации в римском праве. В российском законодательство данное понятие появилось в 1994 году.

Согласно Статье 27 ГК РФ, несовершеннолетний, в возрасте 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей занимается предпринимательством.

Предоставление эмансипации происходит при участии органов опеки и с согласия обоих родителей или по решению суда.

В итоге родители перестают нести ответственность (что это?) по обязательствам эмансипированного.

Подобная процедура используется не часто. Она касается случаев, когда ребенок способен позаботиться о себе, но его опекуны представляют для него угрозу или создают неблагоприятную среду.

Что такое эмансипация женщин и мужчин

Эмансипацию женщин часто путают с феминизмом.

Но если феминизм – это социальное течение, то эмансипация женщин – это процесс, предполагающий борьбу за равноправие с мужчинами в области семейной, трудовой и общественной жизни.

Сюда входят политические права, а также право женщин на образование, труд и равную зарплату. Речь идет об отмене ограничений по признаку пола.

На практике эмансипация женщин тесно связана с обретением опыта пребывания в публичном пространстве. Сам термин возник в ходе июльской революции 1830 года и надолго вытеснил из обихода остальные смыслы. В Западной Европе это вылилось в суфражизм – движение женщин за получение политических прав.

Термин этот теперь применим и к мужчинам. В этом смысле мужчина должен быть освобожден от избыточного объема общих обязанностей и ему должны быть предоставлены равные с женщинами права в отношении родительской опеки над детьми.

История понятия

Понимание того, что такое эмансипация, менялось с течением времени. Термин возник в Древнем Риме, где отцы имели полную власть над имуществом и жизнью детей.

Emancipatio – латинское слово, которое в римском праве обозначало освобождение сыновей от власти главы семьи (pater familias).

После этого сын становился законным наследником. Институт эмансипации был зафиксирован в законах Двенадцати Таблиц. Церемония предполагала троекратную продажу сына третьему лицу (отцу по доверию).

После каждой продажи последний ремансипировал сына главе семьи, после чего тот выходил из-под власти отца. В итоге «эмансипируемый» обретал не свободу, а нового властителя. Процедура существовала до 6 века н. э. Во времена Юстиниана её заменили заявлением перед судьей.

Существование эмансипации в Риме обуславливалось стремлением не допустить дробления наследства.

Позднее этим термином стали называть аналогичные действия в других правовых системах. В конце XIX века термин связывали с освобождением детей из бедных семей от непосильного труда.

Одним из первых, кто широко употреблял названый термин, был Карл Маркс. Он писал об эмансипации буржуазии и пролетариата, евреев и христиан. Именно Маркс разработал первую типологию этого явления.

Эмансипация рабов

Это объявление рабов свободными. Данный вид эмансипации тесно связан с аболиционизмом – движением за освобождение рабов.

Оно возникло в Британской империи и завершилось отменой рабства в 1833 году. Итогом эмансипации рабов также является издание в 1862 году в США «Прокламации об освобождении рабов».

В России этот термин употребляли в отношении реформы 1861 года, отменившей крепостное право.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Манифест об отмене крепостного права, 1861 г.

Еврейского населения

Это процесс освобождения от ограничений в правах евреев и представителей иудейского вероисповедания.

Явление стартует в 18 веке. До этого евреи жили обособленно, в гетто или отдельных районах городов. Они были ограничены в правах по сравнению с окружающим населением. Им были недоступны некоторые виды деятельности.

Эстамп «Наполеон эмансипирует евреев», 1806 г.

Впервые евреи добились равноправия во Франции во времена революции.

Эмансипация евреев на территории Европы растянулась на столетие. В разных странах её уровень определяла численность еврейского населения.

Наиболее драматично этот процесс проходил на территории Центральной и Восточной Европы. Ей мешали консервативные настроения, которые часто принимали шовинистические формы.

В Российской империи изменение политики в отношении евреев было частью реформ Александра ІІ. Впечатляющий социальный рывок российское еврейство сделало в 20-30-х годах ХХ века. Но этот процесс стимулировал возникновение различных антисемитских теорий заговора.

В заключении

Сейчас человечество вовлечено в эмансипационные процессы ничуть не меньше, чем в прошлом. Современные исследования рассматривают борьбу за свои права сексуальных меньшинств (представителей ЛГБТ движения) как особые виды эмансипации.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Введение

Эмансипа́ция (лат. emancipatio) — освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.

Само это слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от отцовской власти или, в более широком смысле, отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и «эмансипируемый» таким образом обретал не свободу, а нового властителя. Подобное действие — отказ от своих полномочий и передача их другому лицу — было юридическим актом, зафиксированным ещё в законах Двенадцати Таблиц, и называлось emancipatio. Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву, называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве. Затем, в конце XIX — начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного — наравне со взрослыми — труда.

1. Полная дееспособность несовершеннолетних

Эмансипация — объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста .

В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, при этом при расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Однако вступление в брак не является основанием для того что бы считать лицо эмансипированным.

2. Эмансипация женщин

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату. См. также Суфражистки, Женское избирательное право.

3. Эмансипация мужчин

Эмансипация мужчин представляет собой процесс окончательного освобождения мужчин от избыточного объема «общих» обязанностей (ввиду отсутствия избыточного объема «общих» прав), то есть процесс достижения, завершения борьбы за окончательное равенство полов, а также предоставление мужчинам равных с женщинами прав на исконно «женских» территориях, например, в отношении детей и опеки над ними.

4. Эмансипация евреев

См. Эмансипация евреев

5. Эмансипация рабов

Эмансипация рабов — объявление их свободными людьми. См. Прокламация об освобождении рабов.

ЭМАНСИПЕ * émancipée. разг., шутл. Женщина, стремящаяся к равноправию с мужчинами. БАС-1В столицах я столько видел этих фам эмансипе и обманутых мужей. Водевиль 461. Ситников уже как три дня приехал с Кукшиной-эмансипе. Тург. // 30-12 573. Г-жа Шеншина, как эмансипе/, объвила, что она никаких супружеских обязанностей не признает. Тург. // 30 Письма 4 263. Она делала вид, что не понимала, а ведь все было просто: <он был> у девочек кордебалета, у веселых вдов и советских эмансипе, у закадычных дружков. И. Фаликов Трилистник. // Октябрь 1997 5 32. Динамика сюжета определялась ревностью émancipée к сопернице, которую она как можно быстрее старалась выдать замуж. РЛ 1996 1 184. Она <дочь> у меня эманципе, все у ней дураки, только она у меня одна умная. Чехов 1 15. Церковь лишь деликатно прикрывает срам современных «эмансипе». Лит. Рос. 25. 3. 1994. || В знач. нареч. Бравируя приличиями. Иногда, когда слишком разгуляются, нанимались тройки, Иван Степаныч подхватывался на руки, красавицы закутывались в шубки — и все это мчалось к «Барсову» или в «Эрмитаж», немножко «эмансипе», немножко двусмысленно, немножко скандально, но в коце концов все же бескорыстно, безвредно и весело. Н. Златовратский Устои. // ОЗ 1880 10 1 384. — Лекс. Даль-3: эманципэ; БАС-1: эмансипе/.

Подростковый возраст — период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный (Кон И. С, 1989).Эмоциональная эмансипация.

Эмоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых Эмоциональных отношений с другими людьми!

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. Созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и унижении и свободных от зависимости, такой системы, центром котором является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям — дружба, любовь.

Половые различия.

Стремление освободиться от эмоциональной зависимости от родителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным». Девочки более согласны с родительскими требованиями и больше озабочены поддержанием эмоциональных отношений с семьей. Мальчики более решительно противостоят своей семье и часто используют группу сверстников как средство поддержки своих попыток достичь независимости (Кле М., 1991. С. 114).

Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации, они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. В таком случае переходный возраст может надолго затянуться. В результате инфантильные молодые люди могут никогда не обрести социальной зрелости и часто предпочитают жить с родителями, даже после вступления в собственный брак. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных эмоциональных связей.

Нормативная эмансипация.

Нормативная эмансипация — формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются его родители. Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знаний, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего места среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.

По данным исследований, влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля (Райс Ф., 2000. С. 404). При неблагополучных отношениях в семье влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлений подростка усиливается.

Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», подчеркивая тем самым ее неизбежный и непреходящий характер, существование во все времена. Действительно, имеется, по крайней мере, несколько достаточно значимых различий между подростком и человеком среднего возраста (а в большинстве случаев родителям подростков около 40 лет). Так, если человек среднего возраста склонен к осторожности, опоре на жизненный опыт, то для подростков характерны авантюризм, дерзость, склонность к рискованным поступкам. Если для родителей характерны воспоминания о прошлом, склонность сравнивать сегодня и вчера, то подростки живут настоящим, прошлое для них не имеет значения. Люди среднего возраста исповедуют реалистическое, несколько скептическое отношение к жизни, а для подростков характерен идеализм и оптимизм. Родители консервативнее, согласны с существующим положением вещей, тогда как подростки склонны к критике существующего положения, стремятся все изменить и т. д. (Райе Ф., 2000).

Эмпирические исследования терминальных ценностей (ценностей смысла жизни) позволяют утверждать, что в целом они у родителей и детей схожи, неантагонистичны. Сравнительный анализ ценностных предпочтений у родителей и детей (выполненный по методике М. Рокича) показал: для отцов важны «здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, независимость», для матерей — «семья, здоровье, любовь, материальная обеспеченность, чувство долга, ответственность». Структуру ценностных предпочтений их детей-старшеклассников отличалась тем, что ценность — свобода, независимость — занимала одно из первых мест наравне с теми же ценностями здоровья, любви, семьи, дружбы (у девушек) и материальной обеспеченности (у юношей) (Ясюкова Л. А., 1996).

Больше различий между родителями и подростками обнаруживается в инструментальных ценностных ориентациях, т. е. в понимании тех средств, которыми можно достичь терминальных ценностей.

Несмотря на то что ценностные структуры старшеклассников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценности индивидуальной самореализации или ценности социального взаимодействия, большинство подростков называют в числе наиболее важных такие общечеловеческие ценности личного счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость» (Кириллова Н. А., 2000). Для студентов 18-19 лет наибольшее значение имеют такие жизненные ценности, как любовь, уверенность в себе, хорошие и верные друзья, здоровье, активная, эмоциональная жизнь, свобода, независимость в суждениях и поступках (Москвичева Н. Л., 2000). Таким образом, на протяжении подросткового и юношеского возраста иерархия ценностных предпочтений несколько меняется в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа (Собкин В. С, 1997), но вместе, с тем они близки и являются общечеловеческими.

Драматичность нормативной эмансипации усиливается во времена коренных, революционных изменений в обществе, когда ценностные ориентации родителей и детей могут приходить в острое противоречие, затрагивая мировоззренческие, духовные аспекты и создавая неопределенность и тревожность с обеих сторон. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой ситуации в большинстве утрачивают практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни (Лисовский В. Т., 1998). Кроме того, в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку во многом определяется тем, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы (Каган В. Е» 1992).

Действительно, современные российские подростки оценивают взаимоотношения с родителями как тревожащую проблему значительно чаще, чем их сверстники в Германии (Наш проблемный подросток, 1999).

Исследования показывают, что наблюдается и обратный процесс – восприятия новых ценностей, «научения» родителей от детей. Незаконченное предложение «Мой сын (дочь) учит меня…» матери чаще всего завершали ответами: «учит, как жить, современной жизни» (29%), «владеть собой, терпимости» (15%), «доброте, любви» (8%), давали разнообразные варианты: учит обращаться с техникой, моде, как вести себя с мужем и т.д. (21%) и менее трети или не ответили вообще, или считают, например, что «мал меня учить», ничему не учит (Гурко Т.А., 1996).

Поведенческая эмансипация.

Поведенческая эмансипация — стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.

Стремление к поведенческой автономии у подростков резко возрастает, и они упорно добиваются независимости в принятии самостоятельных решений. В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т. п. Вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться и разных сферах: в более серьезных вопросах, например, выборе стратегии образования, они подчиняются родителям. Таким образом, стремление к поведенческой автономии имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться. Подростки нуждаются и том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того как они научаются ею пользоваться (Райе Ф., 2000).

Психолого-педагогическое консультирование.

Создается впечатление, что экстравагантные поступки подростков продиктованы необходимостью определить границы приемлемого и неприемлемого поведения, они как бы испытывают реакцию родителей. Если родители неопределенно высказывают свое отношение, устраняются от воспитания, дают ребенку полную свободу, то подросток начинает испытывать чувство тревоги и отторжения от семьи. Поэтому поведение подростка надо контролировать, необходимо установить в семье опрделенные поведенческие нормы и придерживаться их и, конечно же, следует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам своего ребенка.

Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков являются наиболее «конфликтогенными»:

—социальная сфера жизни; выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего, инфантильное поведение;

—внешний вид и манера поведения: вредные привычки — курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;

—школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

—поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности — жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.

Вот подборка типичных жалоб «отчаявшихся» родителей на поведение подростков, приведенная американскими семейными терапевтами Робертом и Джин Байярд (1991):

—Поздно ложится спать.

—Лжет: например, говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще, говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.

—Пачкает на кухне.

—Берет без спроса мою одежду.

—Одевается, как бродяга (проститутка).

—Злоупотребляет косметикой.

—Гуляет допоздна или даже всю ночь.

—Оставляет свой велосипед (коньки и т. д.) на улице безприсмотра.

—Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или жетеряет их.

—Часами занимает телефон.

—Постоянно угрюм и замкнут.

—Водится с нежелательными приятелями.

—Слишком много смотрит телевизор.

—Валяется целыми днями, слушая музыку или просматривая телепрограммы.

—Не делает уроков.

—Не ходит в школу.

—Приводит друзей домой, когда меня нет.

—Не делает работу по дому.

—Закатывает истерики или угрожает, когда ему перечат.

—Не убирает в своей комнате.

—Убегает из дома.

—Дерется с братьями и сестрами.

—Ругается.

—Ничего не хочет делать вместе с семьей.

—Все время хочет быть один.

—Требует денег.

—Курит.

Как отмечают Р. Т. Байярд, Дж. Байярд (1991), проблема регуляции поведения подростков заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в том, что если их контроль успешен, ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.

Статистические данные о конфликтах подростков с родителями в разных странах приблизительно одинаковы: несмотря на то что около 70% подростков отмечают наличие каких-либо проблем, являющихся предметом споров и взаимных жалоб, серьезные конфликты подростков с родителями встречаются приблизительно в 15-20% семей (Крайг Г., 2000), примерно 5-10% находятся в постоянных острых конфликтах, заявляют о непонимании со стороны родителей и глубоких расхождениях с ними по многим вопросам. В целом же более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества (Кле М., 1991). С этим согласуются и данные, полученные по России: большинство подростков имеют эмоционально позитивное отношение к своей семье, уверенно себя чувствуют в семье и любят общаться с членами своей семьи (Ярцев Д. В., 1999). Конфликтуют с родителями постоянно — 3%, часто — 10%, иногда — 26%, редко — 38%, не имеют конфликтов 22% опрошенных (Психология человека…, 2001).

Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков уже в 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет (Наш проблемный подросток, 1999).

(По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 205-209).

Эмансипация философия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *