Подтверждение льготы по НДС

Содержание

О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями

Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2″с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

  • налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

  • налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

  • налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

– по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Основное образование

106 800 000

Альфа

Договор

90 000 000

П/п

Бета

Договор

10 000 000

П/п

Гамма

Договор

5 000 000

П/п

Дзета

Договор

1 000 000

П/п

Тета

Договор

500 000

П/п

Сигма

Договор

300 000

П/п

Дополнительное образование

35 500 233

Повышение квалификации

14 499 767

Всего

х

156 800 000

х

х

х

х

х

х

156 800 000

Если налогоплательщик не представит реестр или представил его не по рекомендованной форме, контролеры вправе запросить все документы по льготным операциям. (Довольно любопытно: с одной стороны, главное налоговое ведомство страны указывает, что реестр документов, подтверждающих правомерность использования льгот, носит рекомендательный характер, с другой, подчеркивает, что представление реестра не по рекомендованной форме может повлечь выставление сплошного требования о представлении документов.) Например, в случае невозможности идентифицировать подтверждающие документы, невозможности их соотнести с использованными льготами, неуказания в реестре суммы операции.

Пример 2.

ООО «Лютик» и ООО «Ромашка» представили декларации по НДС за I квартал 2017 года в одну ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях ООО «Лютик» представило реестр по установленной в Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ форме, а ООО «Ромашка» – в произвольной форме.

Согласно данным СУР АСК «НДС-2» оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском.

По итогам применения к указанным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – сокращенный объем документов (подробности – в следующем разделе консультации);

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Таким образом, снизить налоговые риски можно, не отклоняясь от рекомендованной формы.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

* В случае если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

В Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ не разъяснено, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции. Получается, что фактически любое нарушение (в том числе не связанное с занижением налоговой базы), зафиксированное в акте предыдущей камеральной проверки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Достаточно, например, не представить один документ, чтобы в акте проверки появились нарушения о непредставлении и отсутствии документа (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ), которые явятся основанием для истребования большего объема документов.

О расчете объема документов

Примеры заполнения расчета объема документов, подлежащих истребованию в целях проверки обоснованности применения льгот в разрезе кода операций, приведены в приложении 3 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Соответствующие расчеты производит сам инспектор, но ни расчета, ни информации о том, к какой категории риска относится налогоплательщик, он не представит. Контролер лишь выставит требование о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, причем по тем операциям, которые его интересуют (для каждого кода операции). Под пристальным вниманием, понятно, окажутся сделки на весомые суммы.

Пример 4.

Обратимся к условиям примера 1, уточнив их следующими данными.

Предположим, что уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» налогоплательщика средний. В предыдущих налоговых декларациях по указанному коду имелись нарушения.

Налоговый орган определит объем документов, подлежащих истребованию, следующим образом:

  • по основному виду образования – 5 документов (12 док. х 40%);

  • по дополнительному образованию – 6 документов (15 док. х 40%);

  • по повышению квалификации – 8 документов (20 док. х 40%).

Не менее 50% объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Можно ли обжаловать запрос лишних документов?

Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.

Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.

К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

* * *

Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.

К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;

  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.

Налоговая служба напоминает: с начала текущего года подход к проверке в декларациях по НДС льготных операций изменился. Речь о необлагаемой (освобожденной от налогообложения) деятельности, перечисленной в пунктах 2 и 3 статьи 149 НК РФ. Проверяя правомерность применения льгот, налоговики теперь используют риск-ориентированный подход. Это значит, что проверке подлежат не все операции, а лишь те, которые заинтересуют инспекторов. Благодаря этому снижается нагрузка как на сотрудников ИФНС, так и на организации.

В связи с этим налогоплательщики теперь могут в качестве обоснования применения льгот представить не сами подтверждающие документы, а лишь их реестр. Составляется он в виде таблицы, форма которой приведена в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Важно придерживаться рекомендованной формы реестра, иначе ИФНС затребует полный объем документов. Вместе с реестром нужно представить перечень и формы типовых договоров, применяемых в рамках необлагаемой НДС деятельности.

Инспекторы изучат реестр и запросят у налогоплательщика документы по отдельным операциям. Что именно проверять, подскажет специальный алгоритм, разработанный для каждого кода вида операции (Приложение № 2 к упомянутому Приказу). Налоговики сообщают, что внимательнее всего они присматриваются к крупным сделкам.

Если налогоплательщик не представит реестр (равно как и представит его не по форме), то у него будут затребованы документы в полном объеме. То же самое грозит и в случае, если у ИФНС есть сведения, что организация применяет льготы неправомерно.

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итоги

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи «Для обоснования льгот по НДС налоговики потребуют новый реестр».

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

А вот официальные разъяснения о порядке внесения сведений в реестр документов отсутствуют. Зато в приложении № 3 к письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ показан образец реестра.

Скачать пример

Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.

Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем — по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец — по мелким.

Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.

В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.

В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:

  • договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
  • счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
  • платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
  • лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.

Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.

После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.

Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.

Итоги

При своевременной подаче реестра подтверждающих документов по льготе НДС налогоплательщик получает право на проведение выборочной проверки подтверждающих документов. И чем подробнее и яснее будет раскрыта информация об этих документах, тем в меньшем количестве их запросят налоговые инспекторы.

Что такое вид группа направление необлагаемой операции. Заполнение документов на подтверждение льготы по ндс

Льготы, налоговая инспекция имеет право выслать требования о предоставлении документов, подтверждающих это право (п. 6 ст. 88 НК РФ). Теперь компании смогут сократить объем истребуемых документов.

Новая методика проверки

Подробности внедряемого подхода, а также формы необходимых документов приведены в письме ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/, направленном во все территориальные инспекции.

Новая методика проверки касается деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, а также тех, в которых заявлены НДС-льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих проверок.

К факторам, определяющим, будет ли очередная выборочной или полномасштабной, помимо прочего, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;
  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;
  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (рекомендуемая форма есть в приложении 1 к письму ФНС России).

На основании информации об операциях, содержащейся в представленном компанией реестре, налоговая инспекция и должна истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Их объем определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Не менее половины таких документов должны подтверждать наиболее крупные суммы.

Какие данные включать в реестр

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения представляет собой таблицу, в которую компания должна внести следующие данные:

  • код операции (указывается в соответствии с приложением № 1 к порядку заполнения декларации по НДС;
  • сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);
  • наименование контрагента;
  • ИНН и КПП;
  • тип, номер и дата подтверждающего документа.

К реестру организация должна приложить перечень и формы типовых договоров, которые она использует при осуществлении льготных операций.

77 город Москва

Дата публикации: 26.01.2017

О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок налоговых делкраций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п.2 и п.3 ст. 149 НК РФ

Дата документа: 26.01.2017
Вид документа: Письмо
Принявший орган: ФНС России
Номер: ЕД-4-15/
Тип ситуации:

ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. № 33 (далее – налоговая льгота).

При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее – СУР),
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее – Пояснения). Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении № 1 к настоящему письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее – Документы).

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении № 2 к настоящему письму. При этом, не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра, или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, не указания в реестре суммы операции), истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Какую сумму указывать в графе 10 Реестра — сумму договора или сумму отгрузки?

Какие документы и какую сумму следует указать организации в реестре документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот разъяснит статья.

Вопрос: Мы получили требование из налоговой инспекции о предоставлении Реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операция. Это относится к сданной нами декларации по НДС за 1 квартал 2017г (раздел 7, код 1010204 — реализация медицинских изделий). Какие документы нам указать в графе 7, 8, 9, 10 реестра? В примере от ИФНС указаны следующие документы: договор, №, дата, плат.поручение, сумма и т.д.. Но ведь документ, подтверждающий обоснованность применения льготы (без НДС) для нас — это регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Ответ: В графах 7-10 укажите данные договора или платежного поручения на реализацию (оплату реализации) медицинских изделий:

В графе 7 – тип документы (договор/платежное поручение);

В графе 8 – номер договора (номер платежного поручения);

В графе 9 – дату договора (дату платежного поручения);

В графе 10 – сумму договора (сумму по платежному поручению).

Суммарную сумму необлагаемых операций по коду 1010204 по всем договорам/платежным поручениям, отраженную в разделе 7 декларации по НДС, укажите в графе 3 реестра.

Реестр документов, который спасет вас на камералке

У вас появилась реальная возможность существенно сократить количество документов, которые вы представляете на камералках по НДС. Для этого подайте в инспекцию специальный реестр по форме ФНС. Образец — ниже. Тогда инспекторы запросят у вас точно меньше бумаг.

Форма реестра

Заполняйте реестр строго по форме из приложения 1 к письму ФНС. Иначе налоговики запросят все документы по льготам.*

В ходе камералки по НДС инспекторы должны требовать от компаний не все подряд документы, а выборочно. Такие рекомендации ФНС направила инспекторам (письмо ФНС России от 26января 2017 г. № ЕД-4-15/1281). Речь идет о документах, которые подтверждают право компании не платить НДС в соответствии с пунктами и статьи 149 НК РФ, если речь идет о льготе.

Раньше на камералке по НДС налоговики требовали от компаний все подряд документы по льготам. Теперь такое исключено. Инспекторы будут тратить минимум времени на проверку льгот по НДС у добросовестных компаний. В зависимости от различных критериев налоговики посчитают, сколько они вправе запросить у вас документов из тех, что вы перечислили в реестре.

Подробный порядок есть в приложениях и к письму ФНС. А основные правила следующие. Максимум инспекторы вправе запросить у вас 40 процентов документов из тех, что вы перечислили в реестре. Но в целом не более 500 документов. В зависимости от того, к какому уровню налогового риска программа ФНС отнесла вашу декларацию, и других критериев, запросят 40, 10 или максимум 5 процентов бумаг. Не меньше половины составят бумаги по самым крупным суммам из реестра. Если в реестре по какой-то льготной операции меньше 30 бумаг, то запросят их все.

Кстати, зная объем запрошенных у вас бумаг и причину, по которой у вас запросили именно столько документов, можно определить, к какому налоговому риску программа ФНС отнесла вашу декларацию. К примеру, из квартала в квартал у вас запрашивают 40 процентов документов от тех, что вы перечислили в реестре. Значит, ваши декларации в программе ФНС, скорее всего, числятся с высоким уровнем риска. А это углубленные камералки, вплоть до выездных проверок. Или, допустим, в течение года у вас вообще не требуют документы, а запрашивают только реестр. Это говорит о низком уровне налогового риска. Это хорошо видно в таблице.

>Как налоговики посчитают, сколько документов запросить по льготам

Материалы для скачивания:

Сколько бумаг запросят, чтобы подтвердить льготный НДС

Ф НС России разработала для инспекторов алгоритм, как считать число документов, которые компания должна представить в подтверждение льготы по НДС. Чтобы не представлять лишних бумаг, компания должна подать по запросу реестр по специальной форме (письмо ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/). Иначе инспекторы смогут не ограничивать себя в запросах.

Шаг 1. Составьте реестр документов

Налоговики вправе затребовать пояснения при камеральной проверке, если компания показала в декларации льготу. Когда компания получила такое требование, составьте реестр подтверждающих документов. Воспользуйтесь формой из письма ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/ . Инспекторы будут запрашивать такие пояснения ежеквартально.

РЕЕСТР ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС

Код операции В том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. Наименование контрагента (покупателя) Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор и т. д.) Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 7 8 9 10
1010245 Реализация услуг в сфере образования Повышение квалификации 800 000 ООО «Альянс» Договор 71 06.02.2017 800 000
Платежное поручение 123 06.02.2017 800 000
300 000 ООО «Орбита» Договор 46 21.01.2017 300 000
Платежное поручение 98 21.01.2017 300 000
55 000 ООО «Персей» Договор 65 15.01.2017 55 000
Платежное поручение 84 15.01.2017 55 000

Пример заполненного реестра мы привели выше. К реестру приложите перечень и формы типовых договоров, которые используете в льготных операциях. Это также повлияет на объем необходимых документов (см. табл. 1 ниже).*

ТАБЛИЦА 1. АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ОБЪЕМА ДОКУМЕНТОВ, ЗАПРАШИВАЕМЫХ ПО ЛЬГОТЕ

Уровень риска Льготные операции впервые за три квартала При проверках за предыдущие периоды налоговики находили ошибки Подавала компания «уточненки»* Компания использует типовой договор на все операции кода** Объем запрашиваемых документов (% от количества документов в реестре по коду вида льготной операции)***
Высокий (у компании признаки однодневки) 40%
Средний Нет Да 40%
Нет Нет Да 40%
Нет Нет Нет Нет Не более 10%
Нет Нет Нет Да Не более 5%
Да 40%
Низкий (компания добросовестно отчитывается и платит налоги без просрочек, есть ресурсы, чтобы вести бизнес) Нет Да 40%
Нет Нет Да 40%
Нет Нет Нет Нет Не более 10%
Нет Нет Нет Да Не более 5%
Да Нет Не более 10%
Да Да Не более 5%

* Для компаний с высоким и средним риском оцениваются предыдущие четыре квартала. Если риск низкий — предыдущие три квартала.

** Компания должна работать с типовыми договорами по всем операциям льготы.

*** 50% документов должны быть по наибольшим суммам.

Шаг 2. Определите уровень риска компании

Ревизоры посчитают, сколько бумаг им хватит, исходя из уровня риска компании. Чем выше риск у компании, тем больше вероятность, что инспекторы запросят бумаги по максимуму.

Налоговый риск определяет специальная программа (СУР АСК «НДС-2»). Информация, к какой группе риска отнесли компанию, закрыта. Но основной принцип известен. Его чиновники озвучили в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/ .

Группа 1: высокий налоговый риск. В зону высокого риска попадают компании с признаками однодневки. Программа причислит вас к рисковым, если:

У компании нет достаточных ресурсов (активов). Например, нет в штате сотрудников, на балансе нет активов, показатели финансово-хозяйственной деятельности низкие;
-компания не отчитывается, не платит налоги или у нее подозрительно низкая налоговая нагрузка.

Группа 2: низкий налоговый риск. В зеленую зону чиновники включают надежные компании. Тех, кто:

Ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность;
-своевременно и в полном объеме платит налоги;
-обладает достаточными активами для бизнеса.

Группа 3: средний налоговый риск. В эту группу попадают все компании, которые не вошли в первые две группы. Если у вас нет признаков однодневки, но налоговики не смогли причислить компанию к самым надежным, вы в группе со средним налоговым риском.

Группа риска — не единственный критерий, который повлияет на объем предоставляемых документов. Налоговики дополнительно проверят еще ряд факторов.

Для налоговиков важно, были ли у компании ошибки в декларациях, работает ли она с типовыми договорами, как часто заявляет льготу. Это видно из алгоритма расчета документов, который мы привели в табл. 1 выше.

Из таблицы видно, что, если компания надежна, в течение года сдавала отчетность без ошибок и использует типовой договор, налоговики запросят не более 5% от заявленных бумаг. Этот лимит не действует, только если в реестре по льготе компания приведет менее 30 подтверждающих документов. Тогда будьте готовы представить все бумаги.

Инспекторы вправе запрашивать у надежной компании документы всего раз в год. Но вот пояснения в форме реестра инспекторы будут просить ежеквартально в любом случае.

Маленькая компания с небольшими активами и с признаками однодневки должна будет представить инспекторам 40% документов из реестра. Аналогичная ситуация, если налоговики нашли ошибки в декларации льготника. Но если расчет покажет, что документов много, налоговики запросят не более 500 документов по одному виду льготы. В любом случае как минимум половина из представленных документов будет по самым дорогим сделкам.

Налоговики запросили у ООО «Компания» перечень подтверждающих документов по льготным операциям. Общество представило инспекторам реестр по утвержденной форме (см. образец выше). В перечне 80 документов. Компания входит в группу с низким риском. В результате чиновники затребовали у ООО «Компания» всего четыре документа: договор и платежку по сделке с ООО «Альянс», а также договоры с ООО «Орбита», ООО «Персей» (см. табл. 2 ниже).

ТАБЛИЦА 2. РАСЧЕТ ЗАПРАШИВАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

Из письма ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/

При непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.
При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

>Заполнение реестров документов, подтверждающих ставку 0 % по НДС

Автозаполнение «Реестра по НДС: Приложение 5» в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Один из самых востребованных пользователями реестров — Реестр по НДС: Приложение 5 (реестр полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов) заполняется автоматически начиная с релиза 3.0.43.50 «1С:Бухгалтерии 8».

Для использования возможностей программы по учету грузовых таможенных деклараций при экспорте, а также для автоматического формирования реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов, предназначенного для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в разделе Главное —> Функциональность на закладке Торговля необходимо установить флаг Экспорт товаров (рис. 1).

Рис. 1. Настройка функциональности по учету таможенных деклараций по экспорту

Для регистрации таможенных деклараций и товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации, предназначен документ Таможенная декларация (экспорт) (рис. 2), доступ к которому осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Продажи.

Рис. 2. Таможенная декларация (экспорт)

В шапке документа указываются следующие реквизиты:

  • Номер — регистрационный номер таможенной декларации (полной таможенной декларации);
  • Код операции — код операции согласно Приложению № 1 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, которым утверждена форма декларации по НДС, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме;
  • Основания – документы реализации по ставке 0 %, к которым оформлена грузовая таможенная декларация.

В табличной части (Сопроводительные документы) указываются следующие реквизиты:

  • Вид транспорта — код вида транспорта, которым товары вывозились с территории Российской Федерации (значение необходимо выбрать из выпадающего списка);
  • Сопроводительный документ – код вида транспортного, товаросопроводительного или иного документа, подтверждающего вывоз товаров за пределы РФ (значение необходимо выбрать из выпадающего списка);
  • Номер и Дата – реквизиты сопроводительного документа.

Также в документе Таможенная декларация (экспорт) можно заполнить Примечание – информацию в произвольной форме об иных документах, относящихся к операции, представляемых одновременно с налоговой декларацией по НДС.

После регистрации в учетной системе регламентного документа Подтверждение нулевой ставки НДС сведения из таможенных деклараций и товаросопроводительных документов используются для автоматического заполнения реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов, предназначенного для подтверждения нулевой ставки НДС (Приложение № 5 к приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).

Для составления этого реестра в едином рабочем месте 1С:Отчетность предназначен регламентированный отчет Реестр по НДС: Приложение 5. Открыть его можно из группы отчетов Налоговая отчетность (если выбрать группировку видов отчетов по категориям) или из группы отчетов ФНС (если выбрать группировку видов отчетов по получателям). Пример заполненного отчета представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Реестр по НДС: Приложение 5

Сформированный реестр для подтверждения ставки 0 % по НДС можно отправить в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (кнопка Отправить).

Автоматическое заполнение Раздела 7 декларации по НДС при необлагаемых операциях

Налогоплательщики, которые осуществляли операции, не облагаемые НДС по статьям 146, 147, 148 или 149 НК РФ, в состав декларации по НДС за отчетный период должны включать Раздел 7. Налоговый орган вправе запросить пояснения и документы по таким льготным операциям. При этом количество документов можно сократить, если представить в налоговую инспекцию пояснения в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых при осуществлении операций по соответствующим кодам. Эксперты 1С на примере программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 рассказывают, как учитывать НДС по необлагаемым операциям, заполнить Раздел 7 декларации по НДС и реестр подтверждающих документов.

Порядок заполнения Раздела 7 декларации по НДС

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее — Порядку), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации, если в соответствующем налоговом периоде налогоплательщик осуществлял:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК РФ);
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 и ст. 148 НК РФ, п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)); а также
  • получал суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ).

При заполнении Раздела 7 налоговой декларации в графе 1 указываются коды операций, приведенные в Приложении № 1 к Порядку.

При отражении в графе 1 операций:

  • не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций заполняются показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010;
  • не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2. При этом показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

Согласно пункту 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

В целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых документов, ФНC России в письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ направила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 статьи 149 НК РФ и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 НК РФ и пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

В этих рекомендациях налоговая служба предложила налогоплательщикам представлять в налоговый орган пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма реестра приведена в Приложении № 1 к данному письму.

Если налогоплательщик представляет пояснения в виде Реестра по предложенной форме, то объем истребуемых документов существенно сокращается и производится с использованием риск-ориентированного подхода, изложенного в Приложении № 2 к данному письму.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

Заполнение Раздела 7 декларации по НДС в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Порядок учета НДС по необлагаемым операциям, заполнение Раздела 7 декларации по НДС и реестра подтверждающих документов рассмотрим на следующем примере.

Пример

Организация ООО «ТФ-Мега», применяющая общую систему налогообложения, во II квартале 2017 года осуществила следующие операции:

  • реализовала на территории РФ оправы для корригирующих очков на сумму 165 700,00 руб. (НДС не облагается согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оказала рекламные услуги иностранному партнеру на сумму 2 000,00 EUR (НДС не облагается согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ);
  • реализовала на территории РФ солнцезащитные очки на сумму 457 250,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 69 750,00 руб.).

Также ООО «ТФ-Мега» арендовала офисное помещение у ООО «Дельта». Стоимость услуги по аренде за II квартал 2017 года составила 177 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 27 000,00 руб.).

Последовательность операций приведена в таблице 1.

Настройка учетной политики и параметров учета

Налогоплательщику, осуществляющему операции, облагаемые НДС, и операции, не подлежащие налогообложению, необходимо выполнить соответствующие настройки программы.

На закладке НДС формы Учетная политика (раздел Главное — подраздел Настройки — форма Налоги и отчеты) нужно установить флаг Ведется раздельный учет входящего НДС и Раздельный учет НДС по способам учета.

В настройках параметров учета (раздел Администрирование — подраздел Настройки программы — форма Параметры учета), пройдя по гиперссылке Настройка плана счетов, в строке Учет сумм НДС по приобретенным ценностям следует установить значение По контрагентам, счетам-фактурам полученным и способам учета. Для этого необходимо, перейдя по соответствующей гиперссылке, проставить флаг для значения По способам учета.

После выполнения настроек в табличной части документов учетной системы Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная), а также с видом операции Товары, услуги, комиссия на закладке Товары появится графа Способ учета НДС. В этой графе отражается информация о выбранном способе учета входного НДС, который может принимать значения:

  • Принимается к вычету;
  • Учитывается в стоимости;
  • Блокируется до подтверждения 0%;
  • Распределяется.

Для документов учетной системы Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (акт) информация о способе учета входного НДС будет отражаться в графе Счета-учета.

Для того чтобы в документе Поступление (акт, накладная) значение Способ учета НДС заполнялось автоматически, нужно воспользоваться настройкой регистра сведений Счета учета номенклатуры (раздел Справочники — подраздел Товары и услуги — справочник Номенклатура).

Для автоматического заполнения в программе Раздела 7 налоговой декларации по НДС и формирования реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот согласно письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ (далее — Реестр подтверждающих документов), в настройке номенклатуры (раздел Справочники — подраздел Товары и услуги — справочник Номенклатура) для соответствующей номенклатурной позиции в поле % НДС необходимо установить значение Без НДС (рис. 1).

Рис. 1. Указание кода операции, не облагаемой НДС

После этого в открывшемся поле Код операции нужно указать код освобождаемой операции в соответствии с Приложением № 1 к порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016).

Так как в Реестре подтверждающих документов предусмотрено указание не только кода операции, но еще и вида (группы, направления) необлагаемой операции, то требуемое значение вида (группы, направления) можно ввести, открыв соответствующую форму для выбранного кода операции (рис. 1). Напомним, что указание группы (вида, направления) в отсутствии нормативных разъяснений устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, исходя из собственного представления и удобства использования.

Порядок заполнения Раздела 7 налоговой декларации по НДС и необходимость представления Реестра подтверждающих документов зависит от того, является ли данная операция:

  • освобождаемой от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ;
  • не признаваемой объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ;
  • местом реализации товаров (работ, услуг) не признается территория РФ в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.

В связи с этим необходимо в открывшейся форме для соответствующего кода операции проставить флаги:

  • в строке Операция не подлежит налогообложению (ст. 149 НК РФ) — если данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ. В этом случае согласно пункту 44.2 Порядка заполнения
    Раздела 7 декларации будут формироваться показатели в графах 3 и 4;
  • в строке Включается в реестр подтверждающих документов — если операция, не подлежащая налогообложению (освобождаемая от налогообложения) в соответствии с пунктом 2 или пунктом 3 статьи 149 НК РФ, подпадает под понятие налоговой льготы с учетом пункта 1 статьи 56 НК РФ и пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. При проставленном флаге данная операция включается в Реестр подтверждающих документов.

Если осуществляемая операция не облагается НДС в связи с тем, что местом реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) не признается территория РФ в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ, то необходимо указать код операции согласно Приложению № 1 к порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) в соответствующем договоре с контрагентом (раздел Справочники — подраздел Покупки и продажи — справочник Договоры).

Учет необлагаемых операций

Отгрузка оправ для корригирующих очков покупателю ООО «Торговый дом» (операции: 2.1 «Отгрузка оправ для корригирующих очков покупателю ООО „Торговый дом»»; 2.2 «Списание себестоимости проданных товаров») в программе регистрируется с помощью документа Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Продажи — подраздел Продажи).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), счета-фактуры не составляются. Поэтому документ учетной системы Счет-фактура выданный не формируется, и, следовательно, кнопка Выписать счет-фактуру под табличной частью документа Реализация (акт, накладная) не используется.

После проведения документа в регистр бухгалтерии вводятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованных оправ для корригирующих очков по каждой номенклатурной позиции; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на продажную стоимость оправ для корригирующих очков по каждой номенклатурной позиции.

Поскольку реализуются импортные оправы для очков, то по дебету вспомогательного забалансового счета ГТД вводятся записи о количестве оправ с указанием страны происхождения и номера таможенной декларации.

В регистры:

  • НДС продажи — вводится запись о стоимости товаров, освобождаемых от налогообложения;
  • Необлагаемые НДС операции — вносится запись с видом движения Приход для последующего внесения информации в Раздел 7 декларации по НДС;
  • Раздельный учет НДС — вводятся записи с видом движения Расход.
  • Документы по необлагаемым операциям — вводятся данные о документах по данной операции для формирования Реестра подтверждающих документов.

Отгрузка оправ для корригирующих очков покупателю ООО «Стиль» (операции: 2.3 «Отгрузка оправ для корригирующих очков покупателю ООО „Стиль»»; 2.2 «Списание себестоимости проданных товаров») в программе регистрируется с помощью документа Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) в порядке, аналогичном приведенному для реализации товаров ООО «Торговый дом» (операции 2.1 и 2.2).

Оказание рекламной услуги иностранному заказчику «Honka» (операция 2.5 «Оказание рекламной услуги иностранному заказчику „Honka»») в программе регистрируется с помощью документа Реализация (акты, накладные) с видом операции Услуги (акт) (раздел Продажи — подраздел Продажи).

При совершении операций, местом реализации которых не признается территория РФ, счета-фактуры не составляются (письма Минфина России от 16.04.2012 № 03-07-08/107, от 17.02.2009 № 03-07-08/36). Поэтому документ учетной системы Счет-фактура выданный не формируется, и, следовательно, кнопка Выписать счет-фактуру под табличной частью документа Реали­зация (акт, накладная) не используется.

После проведения документа в регистр бухгалтерии вводится бухгалтерская запись:

Дебет 62.21 Кредит 90.01.1 — на стоимость рекламной услуги в размере 127 570,40 руб. (2 000,00 EUR х 63,7852, где 63,7852 — курс EUR, установленный ЦБ РФ на дату оказания услуги, т. е. на 10.06.2017).

В регистры:

  • НДС продажи — вводится запись о стоимости рек­ламной услуги, оказанной иностранному партнеру.
  • Необлагаемые НДС операции — вносится запись с видом движения Приход для последующего внесения записей в Раздел 7 декларации по НДС.
  • Раздельный учет НДС — вводится запись с видом движения Расход.
  • Рублевые суммы документов в валюте — вводится запись о рублевом эквиваленте суммы, отраженной в документе Реализация (акт, накладная) в EUR, причем как для определения выручки от реализации в бухгалтерском и налоговом учете (БУ и НУ), так и для расчета налоговой базы по НДС.

Поскольку в отношении операций, местом реализации которых не признается территория РФ, Реестр подтверждающих документов не формируется, то запись в регистр Документы по необлагаемым операциям не производится.

Учет услуги по аренде

Организация ООО «ТФ-Мега» во II квартале 2017 года арендовала у ООО «Дельта» офисное помещение.

Оказание услуги по аренде помещения за II квартал 2017 года (операции: 3.1 «Услуга по аренде помещения за II квартал 2017 года»; 3.2 «Учет входного НДС по аренде за II квартал 2017 года») регистрируется с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (акт) (раздел Покупки — подраздел Покупки).

Поскольку услуга по аренде офисного помещения относится ко всей деятельности организации, т. е. и к облагаемым НДС операция, и к операциям, не подлежащим налогообложению, то сумму предъявленного арендодателем НДС необходимо распределить (п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Для этого в документе Поступление (акт, накладная) в графе Счета учета табличной части следует установить для способа учета НДС значение Распределяется.

После проведения документа будут сформированы бухгалтерские проводки:

Дебет 26 Кредит 60.01 — на стоимость услуги без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС, предъявленную арендодателем. При этом у счета 19.04 появляется третье субконто, отражающее способ учета НДС — Распределяется.

В регистр НДС предъявленный вводятся записи с видом движения Приход с событием Предъявлен НДС Поставщиком и с видом движения Расход с событием НДС подлежит распределению на сумму НДС, предъявленную арендодателем и подлежащую распределению.

Одновременно на списанную в регистре НДС предъявленный сумму налога вводится запись в регистр Раздельный учет НДС с видом движения Приход.

Для регистрации полученного от арендодателя счета-фактуры (операция 3.3 «Регистрация счета-фактуры арендодателя за II квартал 2017 года») необходимо в поля Счет-фактура № и от документа Поступление (акт, накладная) ввести, соответственно, номер и дату входящего счета-фактуры и нажать кнопку Зарегистри­ровать. При этом автоматически будет создан документ Счет-фактура полученный, а в форме документа-основания появится гиперссылка на созданный счет-фактуру.

В результате проведения документа Счет-фактура полученный будет внесена запись в регистр сведений Журнал учета счетов-фактур для хранения необходимой информации о полученном счете-фактуре.

Распределение предъявленной суммы НДС по услуге по аренде (операции: 3.4 «Учет суммы входного НДС по аренде, подлежащей вычету»; 3.5 «Учет суммы входного НДС по аренде, включаемой в стоимость») производится документом Распределение НДС (раздел Операции — подраздел Закрытие периода — гиперссылка Регламентные операции НДС) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение НДС. Расчет выручки от реализации

Для расчета пропорции распределения НДС необходимо выполнить команду Заполнить.

После выполнения этой команды в программе на закладке Выручка от реализации будет автоматически рассчитана сумма выручки (стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) от деятельности, облагаемой НДС, и от деятельности, не подлежащей налогообложения (как освобождаемой от налогообложения, так и от той, местом реализации которой не признается территория РФ).

В программе показатели пропорции за II квартал 2017 года будут рассчитаны следующим образом:

  • выручка от облагаемой деятельности (стоимость отгруженных солнцезащитных очков) за II квартал 2017 года без учета НДС — 387 500,00 руб. (см. условие Примера);
  • выручка от деятельности, не облагаемой НДС — 293 270,40 руб. (96 900,00 руб. + 68 800,00 руб. + 127 570,40 руб.).

Автоматическое распределение суммы входного НДС согласно рассчитанной пропорции будет отражено на закладке Распределение документа Распределение НДС (рис. 3).

По кнопке Анализ распределения НДС документа Распределение НДС можно сформировать отчет и при необходимости произвести его печать.

После проведения документа Распределение НДС в регистре бухгалтерии будут сделаны следующие записи.

Сумма входного НДС по услуге аренды офисного помещения будет перенесена с кредита счета 19.04 с третьим субконто Распределяется в дебет счета 19.04 с третьими субконто:

  • Принимается к вычету — в соответствующей доле;
  • Учитывается в стоимости — в соответствующей доле.

В регистры:

  • НДС предъявленный — будет введена запись с видом движения Приход с событием НДС распределен на сумму НДС, предъявленную поставщиком и подлежащую вычету после распределения.
  • накопления Необлагаемые НДС операции — вносится запись с видом движения Приход, отражающая сумму НДС, относящуюся к операциям, не подлежащим налогообложению и, следовательно, не принимаемую к налоговому вычету.
  • Раздельный учет НДС — будет внесена запись с видом движения Расход на сумму НДС, предъявленную поставщиком.

Регистрация в книге покупок полученного счета-фактуры по услугам аренды помещения за II квартал 2017 года (операция 3.6 «Предъявление к вычету суммы входного НДС») производится документом Формирование записей книги покупок (раздел Операции — подраздел Закрытие периода — гипер­ссылка Регламентные операции НДС) с помощью команды Создать.

Данные для книги покупок о суммах налога, предъявляемых к вычету в текущем налоговом периоде, отражаются на закладке Приобретенные ценности.

Для заполнения документа по данным учетной системы целесообразно использовать команду Заполнить.

В табличную часть документа будут внесены сведения о приобретенной услуге по аренде офисного помещения за II квартал 2017 года, по которой заявляется к вычету предъявленная арендодателем сумма входного НДС в доле, рассчитанной на основании сформированной пропорции по распределению (рис. 3).

Рис. 3. Распределение НДС

После проведения документа формируется бухгалтерская проводка:

Дебет 68.02 Кредит 19.04 с третьим субконто «Принимается к вычету» — на сумму НДС, подлежащую вычету по приобретенной услуге аренды помещения.

В регистры:

  • НДС предъявленный — на сумму НДС, принятую к вычету вводится запись с видом движения Расход.
  • НДС Покупки — вводится запись для книги покупок, отражающая принятие НДС к вычету по услуге аренды помещения за II квартал 2017 года.

На основании записи регистра НДС Покупки заполняется книга покупок за II квартал 2017 года (раздел Покупки — подраздел НДС).

Формирование налоговой отчетности

Формирование Раздела 7 декларации по НДС (операция: 4.1 «Формирование записей Раздела 7 декларации по НДС») производится документом Формиро­вание записей раздела 7 декларации по НДС (раздел Операции — подраздел Закрытие периода — гиперссылка Регламентные операции НДС) (рис. 4).

Рис. 4. Формирование записей Раздела 7 декларации по НДС

Для автоматического заполнения документа по данным учетной системы необходимо выполнить команду Заполнить. При выполнении данной команды программа автоматически:

  • перенесет в документ отраженные в учете необлагаемые операции за соответствующий отчетный период;
  • заполнит суммы входного НДС, относящиеся к каждой конкретной операции (НДС (Графа 4) — Прямой);
  • перераспределит рассчитанную ранее долю входного распределяемого НДС (рис. 3) между всеми операциями пропорционально стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (НДС (Графа 4) — Распределенный).

Если необходимо расширить список подтверждающих документов по необлагаемым (освобождаемым от налогообложения) операциям, то необходимо, пройдя по соответствующей гиперссылке в графе Подтверждающие документы, внести документ в список по кнопке Добавить. Если возникнет необходимость отразить в Разделе 7 налоговой декларации по НДС какую-либо дополнительную операцию, то следует:

  • внести операцию в список по кнопке Добавить;
  • выполнить перераспределение НДС между всеми необлагаемыми операциями по кнопке Распределить НДС.

После проведения документа Формирование записей раздела 7 декларации по НДС вносятся соответствующие записи в регистр Записи раздела 7 декларации по НДС для формирования данного раздела декларации.

Одновременно вносятся расходные записи в регистр Необлагаемые НДС операции.

Таким образом в Разделе 7 декларации по НДС за II квартал 2017 года будут автоматически заполнены следующие показатели:

Раздел 7 декларации по НДС
за II квартал 2017 года

Данные

Графа 1

Соответствующие коды операций по реализации оправ для корригирующих очков и оказания рекламной услуги иностранному партнеру

Графа 2

Стоимость реализованных товаров (оправ для корригирующих очков) и оказанной рекламной услуги

Графа 3

Стоимость приобретенных оправ для корригирующих очков

Графа 4

Сумма входного НДС по услуге по аренде офисного помещения, относящаяся к операции реализации оправ для корригирующих очков в размере 6 571,82 руб., а также сумма входного НДС по дополнительным расходам, связанным с приобретением оправ для корригирующих очков (например, расходам на доставку), в размере 573,47 руб.

Напомним, что согласно пункту 44.2 Порядка заполнения Раздела 7 декларации при отражении в графе 1 операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

Реестр подтверждающих документов (операция 4.2 «Подтверждение налоговых льгот по НДС») в программе формируется с помощью отчета Реестр к разделу 7 декларации (раздел Отчеты — подраздел НДС — гиперссылка Реестр к разделу 7 декларации).

Заполнение Реестра подтверждающих документов производится по кнопке Сформировать (рис. 5).

Рис. 5. Составление «Реестра подтвердающих документов» за II квартал 2017 года

Поскольку в письме ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ не содержится конкретных указаний относительно того, как именно должен заполняться данный реестр (в целом по контагенту или в разрезе каждой операции), в программе реализовано пооперационное заполнение.

По кнопке Печать можно выполнить печать данного Реестра подтверждающих документов для направления в налоговый орган. Электронный формат для Реестра в настоящий момент не утвержден.

Подтверждение льготы по НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *