Закон рд о земле последняя редакция

СТ 72 ЗК РФ

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

4. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

9. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к Статье 72 Земельного кодекса РФ

Определение муниципального земельного контроля соответствует общему определению муниципального контроля, данному в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также полностью соотносится с определением государственного земельного надзора.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Осуществление муниципального земельного контроля регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см.: Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора). М.: ИЗиСП; Триумф, 2012).

Рассматриваемой статьей однозначно определена территория, на которой осуществляют муниципальный земельный контроль органы местного самоуправления различных типов муниципальных образований.

Главной особенностью муниципального земельного контроля, установленной данной статьей, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Этими полномочиями обладают только органы государственного земельного надзора, а органы муниципального земельного контроля могут направить акт проверки, проведенной в рамках муниципального земельного контроля, на рассмотрение в органы государственного земельного надзора.

Вместе с тем акт, составленный органом муниципального земельного контроля, порождает юридические последствия для правообладателя земельного участка не только в виде предписания, содержащегося в таком акте, но и в виде безусловного основания для рассмотрения соответствующего материала органом государственного земельного надзора на предмет наличия правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена законодательством. Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1515.

Следует отметить, что законодатель положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» не случайно внес отдельные изменения в компетенцию органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль. Это объясняется прежде всего тем, что осуществление такого контроля является вопросом местного значения, решение которого подчиняется общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и в части муниципального земельного контроля.

Привлечение к ответственности за выявленное нарушение требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, будет осуществляться в соответствии с таким законодательством (см.: Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. Земельное право: Учебник. М.: Проспект, 2013).

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ УДК 349.41 ББК Х407.1я73 В751 Рецензенты: Кандидат юридических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина А.С. Пучнин Доктор исторических наук, профессор ТГТУ В.В. Никулин Воробьева, Л.В. В751 Земельное право Российской Федерации : учебное пособие / Л.В. Воробьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 92 с. – 150 экз. – ISBN 978-5-8265-0653-0. Содержит программу курса «Земельное право Российской Федерации», конспекты лекций по данной дисциплине, тематику семинарских занятий, задачи для закрепления теоретических знаний, вопросы к экзамену (зачету), тематику письменных работ. В приложении представлен перечень нормативных правовых актов и иных официальных документов, применяемых в сфере земельных правоотношений. Предназначен для студентов юридических факультетов высших учебных заведений, а также для преподавателей. УДК 349.41 ББК Х407.1я73 ISBN 978-5-8265-0653-0 © ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ), 2007 Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» Л.В. ВОРОБЬЕВА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Тамбов ♦ Издательство ТГТУ ♦ 2007 Учебное издание ВОРОБЬЕВА Людмила Васильевна ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебное пособие Редактор Т.М. Г л и н к и н а Инженер по компьютерному макетированию М.А. Ф и л а т о в а Подписано к печати 29.11.2007 Формат 60 × 84 / 16. 5,35 усл. печ. л. Тираж 150 экз. Заказ № 767 Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 Введение В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. 1 Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Действующий Земельный кодекс РФ, несомненно, обеспечил стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель. Однако практика применения земельного законодательства наглядно демонстрирует нам, чем для России обернулась 10-летняя политическая борьба, орудием в которой стал пресловутый «земельный вопрос». Существующий порядок оформления прав на землю по- прежнему остается неоправданно дорогостоящим и даже «дачная амнистия» не смогла существенно переломить ситуацию. По оценкам Общественной палаты РФ, к маю 2007 г. амнистией воспользовался лишь 1 % от предполагаемого числа граждан. За оформление прав на земельный участок, которым люди пользуются несколько десятков лет, приходится платить до 20 тысяч рублей – цена непомерно высокая для человека, который не собирается его отчуждать. Для горожан амнистия обернулась утратой права приватизации земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования либо пожизненного (наследуемого) владения. Поэтому не все нововведения в земельном законодательстве можно оценить позитивно. Тем не менее, законодательство в этой области активно развивается и совершенствуется, и земля превращается в полноценный объект гражданского оборота. Изучение земельного законодательства и проблем, связанных с его реализацией на практике – важная задача современного юридического образования. Земельное право является самостоятельной учебной дисциплиной, предусмотренной Государственным образовательным стандартом для обязательного изучения в вузах, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Юриспруденция». Предметом данной учебной дисциплины является отрасль «Земельное право», ее правовые нормы и институты. В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории, такие как: предмет и система земельного права, земельно-правовые нормы, субъекты и объекты земельных правоотношений, право собственности и иные вещные права на землю, правовая охрана земель и многие другие. Как отрасль научного знания земельное право призвано способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Она выявляет проблемы, противоречия и пробелы в регулировании земельных отношений правовыми нормами, разрабатывает научные основы земельного законодательства, проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений в различные исторические периоды, а также выявляет и анализирует тенденции развития его в современной России и за рубежом. Предлагаемое учебное пособие включает в себя программу и конспекты лекций основных тем курса, тематику семинарских занятий, фонд контрольных заданий по дисциплине «Земельное право» и обширный перечень нормативных правовых актов, научной и учебной литературы. Цель пособия – помочь студентам всех форм обучения в подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену, а также при написании письменных работ по земельному и экологическому праву. 1 Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2001. № 44. Ст. 4147. 1. ПРОГРАММА КУРСА «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Тема 1. Понятие, система и принципы земельного права Земля как часть природной среды, объект собственности, объект хозяйствования, политическое и правовое пространство. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права. История развития, понятие и основные признаки земельного права как отрасли права, отрасли науки, учебной дисциплины. Роль земельного права в развитии земельной реформы и рыночных отношений. Место земельного права в правовой системе, его соотношение с конституционным, экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права. Система земельного права. Принципы земельного права. Тема 2. Источники земельного права и земельное законодательство Понятие и особенности источников земельного права. Классификация источников земельного права. Система источников земельного права. Земельное право и земельное законодательство. Конституционные основы земельного права. Федеральное законодательство, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ как источники земельного права. Применение международных договоров Российской Федерации в области земельных отношений. Роль стандартов и иных нормативно-технических документов в регулировании земельных правоотношений. Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений. Формы и методы прокурорского надзора за обеспечением законности в области земельных отношений. Тема 3. Право собственности на землю Объекты и субъекты права государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Понятие и особенности права частной собственности на землю. Собственность граждан и юридических лиц на землю. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Ограничение права собственности на землю. Права и обязанности собственников земельных участков. Тема 4. Права на пользование и владение земельными участками Понятие права землепользования как института земельного права. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Пожизненное наследуемое владение земельными участками. Аренда земельных участков. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Безвозмездное срочное пользование земельными участками. Тема 5. Возникновение прав на землю Основания возникновения прав на землю. Документы о правах на земельные участки. Ограничения оборотоспособности земельных участков. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Выбор земельного участка для строительства. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Нормы предоставления земельных участков. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Сделки с землей. Особенности купли-продажи земельных участков. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения. Тема 6. Права и обязанности землепользователей и собственников земельных участков Права собственников земельных участков на использование земельных участков. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Осуществление прав на земельный участок. Тема 7. Прекращение и ограничение прав на землю Основания прекращения права собственности на землю. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Основания прекращения аренды земельного участка. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Основания прекращения сервитута. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Конфискация, реквизиция земельного участка. Условия и порядок отчуждения земельного участка. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Ограничение прав на землю. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Тема 8. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров Признание права на земельный участок. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающий угрозу для его нарушения. Возмещение убытков. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков. Рассмотрение земельных споров. Тема 9. Государственное управление использованием и охраной земель Состав земель Российской Федерации. Классификация земель по основному целевому назначению. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Государственный земельный мониторинг и государственный земельный кадастр. Землеустройство – понятие и принципы. Организация и порядок проведения землеустройства. Цели и содержание охраны земель. Земельный контроль: понятие и виды. Тема 10. Плата за землю и оценка земли Платность использования земли – принцип земельного права. Земельный налог. Субъекты и объекты налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка. Арендная плата. Оценка земли. Соотношение рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Тема 11. Ответственность за нарушение земельного законодательства Понятие и состав земельных правонарушений. Виды земельных правонарушений. Субъекты земельных правонарушений. Административная, уголовная и дисциплинарная виды ответственности за земельные правонарушения. Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Тема 12. Земли сельскохозяйственного назначения Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками сельскохозяйственного назначения. Правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков сельскохозяйственного назначения. Порядок и нормативы предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Тема 13. Земли поселений Понятие и состав земель поселений. Нормативное регулирование использования земель поселений. Особенности правого режима земель населенных пунктов. Тема 14. Земли промышленности и иного специального назначения Состав земель специального назначения, их классификация. Общая характеристика земель специального назначения. Земли промышленности. Земли энергетики. Земли транспорта. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. Земли для обеспечения космической деятельности. Земли обороны и безопасности. Особенности правового режима земель специального назначения. Тема 15. Земли особо охраняемых территорий Понятие и состав земель особо охраняемых территорий. Особенности правового режима земель лечебно- оздоровительных местностей и курортов, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель. Тема 16. Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса Правовой режим земель лесного фонда. Правовой режим земель водного фонда. Особенности субъектного состава отношений по лесопользованию и водопользованию. Правовой режим земель запаса. 2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ»ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Сложность изучения дисциплины «Земельное право» состоит в аморфности и противоречивости действующего земельного законодательства Российской Федерации, отсутствии системного анализа материалов судебной практики и достаточной новизне основополагающих нормативных правовых актов в области регулирования земельных правоотношений. Неустойчивость государственной политики в вопросах землепользования затрудняет стабилизацию правового регулирования земельных отношений. Поэтому при самостоятельной работе необходимо ориентироваться, прежде всего, на изучение новых федеральных и региональных нормативных правовых актов, официальных комментариев к ним и материалов судебной практики. Тема 1. Понятие, система и принципы земельного права При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что предметом земельного права являются общественные отношения, объектом которых выступает земля – уникальный продукт природы. Особенности земельных правоотношений обусловлены ценностью и ограниченностью земельных ресурсов, их высокой востребованностью в обществе. В качестве способов правового воздействия (методов) на поведение участников земельных отношений необходимо рассматривать разновидности общеправовых методов – императивного и диспозитивного и их производные – запреты, обязывания, рекомендации, дозволения и проч. Для правильного понимания сущности земельного права необходимо исследование исторических корней тех проблем, которые призвано решить ныне действующее законодательство. Такой подход позволит сформировать четкое понимание земельного права как самостоятельной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм, установленных и санкционированных государством, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, повышения продуктивности почв, охраны прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков и владельцев сервитутов. Система земельного права состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. При рассмотрении указанных вопросов необходимо подробно рассмотреть такие институты общей части, как право собственности и иные вещные права на землю, государственное регулирование охраны и использования земель, земельный процесс, ответственность за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права включает специфику правового регулирования использования земель различных правовых категорий – правовой режим земель поселений, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 впервые развернуто и подробно закрепил принципы земельного права – основные начала регулирования земельных правоотношений. При этом необходимо учитывать, что принципы земельного права также содержатся в Конституции РФ и в других федеральных законах (ФЗ РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2, ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 и др.), поэтому необходим комплексный подход к рассмотрению данного аспекта темы. Тема 2. Источники земельного права Изучение вопроса целесообразно начинать с рассмотрения характера и структуры правовой системы Российской Федерации, которая получила закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года и включает в себя: 1) федеральное законодательство; 2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 3) правовые акты органов местного самоуправления. Значение Конституции РФ как источника земельного права состоит в том, что она закрепляет: − общие принципы и формы правовых актов, регулирующих земельные отношения в общей системе российского законодательства, а также компетенцию некоторых органов государственной власти в этой сфере; − особенности правового регулирования отношений по поводу земли как природного ресурса; − принципы и характер регулирования отношений собственности на землю; − основы обеспечения охраны и рационального использования земель. Ст. 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Примером может служить Закон 2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018. 3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133. Тамбовской области (от 18.03.1997 г. № 101-з, в редакции от 2007 г.) «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области»4. Акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на федеральные акты Российской Федерации, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, а по горизонтали – на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты). По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяют на: 1) общие источники, например, Конституция РФ, Федеральный закон (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, Федеральный закон (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»6 и некоторые другие. Данные законы определяют основы управления, охраны и рационального использования земель и организацию управления земельными ресурсами; 2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования земельных правоотношений. К их числу относятся Земельный кодекс РФ (от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ), Федеральный закон (от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ) «О землеустройстве»7, ФЗ (от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»8, ФЗ (от 16 июля 1998 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»9 и другие. Особое место среди источников земельного права занимают договоры. Прежде всего, это Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. При изучении данной темы следует уделить внимание также межотраслевым источникам земельного права: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ), Водный кодекс РФ (от 3.06.2006 г. № 74- ФЗ)10, Лесной кодекс РФ (от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ)11, Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ)12, Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ)13 и др. Необходимо, однако, учитывать, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ЗК РФ). Особое место в регулировании отношений по эксплуатации и охране земель отводится международным договорам и соглашениям. Ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (см. также ст. 4 ЗК РФ). Тема 3. Право собственности на землю Изучая указанный вопрос, необходимо учитывать, что характер регулирования отношений собственности на природные ресурсы имеет принципиальное значение для обеспечения рационального использования и охраны земель. Статья 214 Гражданского кодекса РФ закрепила возможность отнесения земель, других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации. Публичной собственностью признается земля, находящаяся в государственной или муниципальной собственности. Субъектами такой формы собственности на землю в соответствии с Земельным кодексом РФ (пп. 9 п. 1 ст. 1) выступают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами (п. 2 ст. 16 ЗК РФ). Исчерпывающие перечни оснований приобретения права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки содержатся соответственно в статьях 17, 18 и 19 Земельного кодекса РФ. Так, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК РФ). 4 Тамбовская жизнь. 2004, 10 января. 5 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 6 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 7 СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582. 8 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018. 9 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399 10 СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. 11 СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279. 12 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 13 СЗ РФ. 2001. № 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1. Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5

Проект, внесенный парламентским Комитетом по аграрным вопросам, природопользованию, экологии и охране окружающей среды, рассматривался в двух чтениях.

Как сообщил докладывающий по данному вопросу председатель Комитета Артур Текушев, представленный законопроект разработан в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения соответствия им.

«Предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Земельного кодекса Кабардино- Балкарской Республики полномочие Правительства Кабардино-Балкарской Республики по установлению порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации дополняется аналогичным полномочием также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», — отметил А. Текушев, добавив, что законопроектом предлагаются также иные изменения терминологического и редакционного характера.

В ходе работы над законопроектом поправок к нему не поступало, подчеркнул А. Текушев, предложив принять законопроект в двух чтениях и направить главе КБР для подписания и обнародования.

Закон рд о земле последняя редакция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *