О несостоятельности кредитных организаций

Содержание

24. Особенности банкротства кредитных организаций

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 №40-ФЗ.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Несостоятельность (банкротство) кредитной организации – признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Обязанность по уплате обязательных платежей (обязанность по уплате своих обязательных платежей в бюджеты и обязанность по исполнению поручений о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в бюджеты).

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (если соответствующие обязанности не исполнены в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей).

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Указанные меры осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних 6 месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах;

2) не удовлетворяет требования или не исполняет обязанность в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения по тем же причинам;

3) допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

4) нарушает норматив достаточности собственных средств, установленный ЦБ РФ;

5) нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 10%;

6) допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала.

При возникновении таких оснований кредитная организация, ее участники (учредители) обязаны принять меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации (ЦБ РФ вправе требовать от кредитной организации осуществления таких мер, а также назначить временную администрацию).

Меры, принимаемые в целях финансового оздоровления кредитной организации:

1) оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

2) изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

3) приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

4) изменение организационной структуры кредитной организации.

Временная администрация – специальный орган по управлению кредитной организацией, назначаемый ЦБ РФ (в период ее действия ЦБ РФ вправе ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации) (назначается на срок не более 6 месяцев; если к моменту окончания по-прежнему имеются основания для ее назначения – она направляет в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии; руководитель – служащий ЦБ РФ).

Основания назначения временной администрации:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) кредитная организация не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя или реорганизации кредитной организации;

5) в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии.

Реорганизация кредитной организации (исключительно в форме слияния или присоединения в порядке, установленном ФЗ о банкротстве и НА ЦБ РФ).

Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом (правом на обращение обладают – сама кредитная организация; конкурсные кредиторы, включая ф/л; ЦБ РФ).

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производству по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на основании заявления указанных лиц (если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера МРОТ, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей).

Дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня принятия судом заявления (включая срок на подготовку дела к СР и принятия решения по делу) (предварительное СЗ не проводится; проверка обоснованности требований лица-заявителя проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве) (решение суда направляется в ЦБ РФ и В ФНС для внесения в реестр записи о том, что кредитная организация находится в стадии ликвидации).

Арбитражный суд выносит решение об отказе в признании кредитной организации банкротом (если отсутствуют признаки банкротства или установлен факт фиктивного банкротства (кредитная организация подлежит принудительной ликвидации)).

Конкурсное производство (вводится сроком на год, может продлеваться не более чем на 6 месяцев) (осуществляется конкурсным управляющим (должен быть аккредитован при ЦБ РФ в качестве конкурсного управляющего; при отсутствии лицензии на привлечение денежных средств ф/л во вклады утверждается в порядке ФЗ о банкротстве, при наличии лицензии – конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов)).

Конкурсный управляющий или Агентство должны опубликовать в «Российской газете», «Вестнике Банка России» и печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (со дня публикации начинается течение срока предъявления требований кредиторов – не менее 60 дней).

Конкурсный управляющий обязан использовать только один корсчет кредитной организации – банкрота для денежных средств в валюте РФ (а также необходимое число корсчетов для денежных средств в иностранных валютах) (при осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего – сета кредитной организации открываются в Агентстве).

После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах в порядке, определенном ФЗ о банкротстве (при продаже имущества права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации); единым лотом также может выставляться имущество, переданное по договорам лизинга с одновременной уступкой права требования по таким договорам; принадлежащие кредитной организации ц/б могут быть проданы через организатора торговли на РЦБ).

Из имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие, отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной ФЗ о банкротстве (вне очереди исполняются – судебные расходы; расходы на опубликование сообщений; обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему; обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также возникшие в ходе конкурсного производства).

В первую очередь удовлетворяются:

1) требования ф/л, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования ф/л, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорами банковского вклада или банковского счета (за исключением ИП, если такие счета открыты в связи с их ПрД);

3) требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов ф/л в банках РФ»;

4) требования ЦБ РФ, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ в результате осуществления выплат ЦБ РФ по вкладам ф/л в признанных банкротами банках, не участвовавших в системе обязательного страхования вкладов ф/л в банках РФ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами (за исключением обязательств перед кредиторами 1-й и 2-й очереди).

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования с ЦБ РФ ликвидационного баланса конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (по итогам его рассмотрения суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов учредителями кредитной организации или третьими лицами – определение о прекращении производства по делу о банкротстве) (конкурсный управляющий в течение 30 дней представляет данное определение и другие документы в ЦБ РФ).

Банкротство кредитных организаций: понятие и признаки

К банкротству кредитных организаций, если кратко — относится неспособность удовлетворения юридическим лицом денежных обязательств перед заимодавцем. В современное время множество разных кредитных компаний предлагают свои услуги на рынке России. Это могут быть крупные банковские организации и мелкие МФО, которые ведут деятельность онлайн.

Абсолютно любая компания, предприятие или организация может обанкротиться. Единственное различие — у разной формы собственности этот процесс проходит по-разному. Сегодня в статье и рассмотрим все нюансы и понятие несостоятельности организаций, что предоставляют займ.

Банкротство кредитных организаций со стороны закона

Вся процедура о несостоятельности займовых предприятий, а также все особенности банкротства кредитных организаций и специфики регулируются законодательством РФ, а именно основным Федеральным законом России “О банкротстве” от 25.02.1999 N 40-ФЗ. Помимо этого ФЗ есть еще актуальный ФЗ №127. Этим нормативным актом регулируются такие моменты:

  1. Основание для банкротства.
  2. Оздоровление предприятия.
  3. План проведения процедуры.
  4. Оспаривание по решениям арбитражных судов.

Внимание! Не оставляйте без своего внимания и такие нормативные акты: ФЗ № 395-1, ФЗ № 86, инструкция № 126-И.

Все эти акты и инструкции созданы регулировать работу банков. Несут в себе порядок необходимых действий по предотвращению краха. Все кредитные компании контролируются Центральным банком.

Основания и признаки банкротства кредитной организации

Признаки несостоятельности займовых компаний могут быть такими:

  1. Финансово-кредитная организация не имеет возможности выполнять в полной мере свои обязательства после 2-х недельного срока от конечной даты.
  2. Все активы банка не смогут перекрыть все его обязательств перед кредиторами и других обязательных платежей.
  3. Отзыв Центральным банком выданной лицензии.
  4. Есть решение суда.

Делами о неплатежеспособности банковских учреждений занимается арбитражный суд.

Признание банкротства может быть 2-х вариантов:

  1. Решение суда по банкротству.
  2. Добровольная основа.

Какие есть меры по предупреждению несостоятельности

Все меры по недопущению процесса банкротства должны быть приняты и реализованы до момента, когда Центральный банк займется отзывом лицензии.

К мерам по предупреждению относится:

  1. Финансовое оздоровление организации.
  2. Организация и утверждение временной администрации.
  3. Реорганизация общей структуры банка.

Рассмотрим подробнее все эти меры реабилитации.

Финансовое оздоровление проводится из-за указаний Центробанка, который в свою очередь принимает такое решение определяя, что грозит кредитная несостоятельность у банка и нужны меры реабилитации. Бывает так, что и сами руководители начинают процесс по предупреждению краха. Меры проводят в виде процедур:

1. Проводят финансовую поддержку предприятию, что на грани банкрота. Такие действия заключаются в:

  • размещение депозитных средств на счетах организации;
  • предоставление 1-2 поручителя;
  • отсрочки в платежах Центробанку;
  • новое распределение прибыли компании;
  • увеличение уставного капитала;
  • освобождение от долгов.

2. Перераспределение активов:

  • замена неликвидных на ликвидные;
  • уменьшение расходов организации;
  • продажа активов, что не приносят прибыли;
  • другие изменения активов, что положительно отразятся на основном капитале.

3. Перераспределение пассивов:

  • увеличение капитала компании, что на грани краха;
  • уменьшение удельного веса краткосрочных обязательств;
  • увеличение долгосрочных обязательств.

4. Увеличение капитала.

5. Реорганизация внутри компании: изменение в штате (сокращения, набор новых сотрудников, перераспределение обязанностей).

6. Различные другие мероприятия, что смогут вывести компанию из разорения.

Организация и утверждение временной администрации

Членов временной администрации назначает арбитражный суд. Обычно такие назначения на срок 6 месяцев и больше если динамика в работе наблюдается положительная. Такой орган утверждается, когда:

  • у кредитной компании долги перед кредиторами;
  • снижение капитала больше 25% сравнительно последнего года деятельности;
  • ликвидность отклонилась от норм, что установлены Центробанком;
  • есть основания для отзыва лицензии.

В обязанности временной администрации входит:

  • рассмотрение деятельности кредитной компании и выявление причин, что влекут несостоятельность;
  • разработка методов против краха;
  • подача мероприятий на утверждение Центробанку, с целью контроля действий;
  • старания направленные на увеличение капитала и его стабилизации.

Реорганизация общей структуры банка. Зачастую, это слияние или присоединение к другой кредитной организации. Такой метод применим, когда действительно нависла угроза отзыва лицензии. Проведение такой процедуры назначается Центробанком.

Процедура и стадии банкротства

Если попытки финансового оздоровления несостоятельности предприятия не увенчались успехом — крах неизбежен. Этапы процедуры такие:

  1. Заявление свободной формы подписанное представителями предприятия, что на грани банкрота. Это может быть временная администрация, руководитель, кредиторы.
  2. Публикация информации о банкротстве в “Комерсантъ”.
  3. Утверждение временной администрации. Все руководство организацией, права и полномочия уходят под контроль к утвержденной судом администрации периодом на 6 месяцев.
  4. Начало конкурсного производства. Распродажа всего имущества с последующим погашением всех возникших обязательств.

Стадии банкротства кредитной организации:

1-я стадия. Пока это скрытая форма. Убытки увеличиваются, доходы уменьшаются. Самое начало проблем. Появляются просрочки по выплатам.

2-я стадия. Начальное обанкрочивание. Заметны финансовые проблемы. Доход отсутствует. Есть задержки по выплатам и находятся ошибки в деятельности.

3-я стадия. Финансовые проблемы уже длительный период. Появляется необходимость в займах. Начало задержек и потеря стабильности в выплатах по заработной плате.

4-я стадия. Начало частичного или уже полного производственного бездействия. Усугубление финансовой неустойчивости. Кредиторская и дебиторская задолженности увеличились.

5-я стадия. Полное признание руководством банкротства. Отзыв лицензии.

Последствия банкротства организации для вкладчиков и заемщиков

Конечно для всех вкладчиков и заемщиков при банкротстве компании ожидается ряд существенных последствий. При утверждении банкротства банка все кредиты и вклады этого банка передаются заимодателям, перед которыми у банка-банкрота есть непогашенные обязательства. Всем заемщикам и вкладчикам в письменном порядке сообщат об изменениях.

Для заемщиков ситуация может немного, а может и сильно усложниться тем, что новый кредитор предложит новые условия. Например:

  • увеличить %-ю ставку;
  • изменить дату ежемесячного платежа;
  • уменьшить срок кредитования.

Если такие действия нового кредитора не устраивают заемщика, то второй смело может оспорить их в суде.

Что же касается вкладчиков. Все обязательства относительно вкладов имеют первоочередность погашения.

Важный нюанс! Физические лица, что имели вклады в обанкротившейся организации имеют право на выплаты от государства. Работает программа страхования вкладов. Эта программа не распространяется на юридические лица.

Меры, что должен предпринять вкладчик, как только узнает о банкротстве:

  1. Сбор всех документов, что говорят о сотрудничестве с банкротом.
  2. Узнайте адрес арбитражного управляющего. Поднимите публикацию Комерсантъ, где новость о банкротстве компании, в этом номере и будут зафиксированы данные об управляющем.
  3. Напишите заявление о прошении включить вас в список кредиторов. Такой документ направляется в арбитражный суд.

После рассмотрения вашего поданного документа, вам придет уведомление о включении в реестр.

Скачать заявление о включении в реестр требований кредиторов

Включение вкладчика в реестр кредиторов и очередность погашения долгов

Все вкладчики имеют право, и возможность податься в реестр кредиторов в течение 60- и дней с момента начала процедуры полной несостоятельности. Чем быстрее будет подано такое прошение — тем больше шансов присутствовать и участвовать в заседании кредиторов. На таком собрании будет приниматься решение относительно собственности банкрота и выплат после ее реализации.

Очередность погашения:

  1. 1-я очередь. Погашение долгов перед арбитражным управленцем и судом.
  2. 2-я очередь. Погашение обязательств по трудовым договорам.
  3. 3-я очередь. Все необходимые выплаты государственным предприятиям.
  4. 4-я очередь. Удовлетворение остальных кредиторы. (в эту очередь входят и вкладчики).

>Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются в федеральных законах «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ГК РФ, а также в нормативных актах Банка России в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Исходя из легального определения, несостоятельность кредитной организации должна быть признана арбитражным судом, кредитная организация не может самостоятельно объявить себя банкротом. В таком случае юридические последствия, предусмотренные в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», не могут возникнуть.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества кредитной организации (активов) недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда при условии соблюдения перечисленных признаков.

Таким образом, почти все признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации сосредоточены в определении. К ним относятся: официальное признание кредитной организации несостоятельной (банкротом) арбитражным судом, неудовлетворение (неисполнение) требований кредиторов (обязанностей по уплате обязательных платежей), минимальный размер задолженности по требованиям кредиторов и обязательным платежам, 14-дневный срок неудовлетворения требований кредиторов (обязанностей по уплате обязательных платежей). Для предотвращения несостоятельности (банкротства) кредитной организации закон предусматривает меры по ее предупреждению.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

При нормально организованной системе банковского управления и банковского надзора признанию несостоятельной (банкротом) кредитной организации будут предшествовать меры по предупреждению банкротства. Некоторые из них реализуются кредитной организацией самостоятельно, некоторые (как, например, назначение временной администрации), осуществляются Банком России.

К мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

  1. финансовое оздоровление кредитной организации;
  2. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  3. реорганизация кредитной организации.

Указанные меры осуществляются при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Осуществление мер по предупреждению банкротства кредитной организации может инициироваться ею самостоятельно (это меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации) или по требованию Банка России (меры по финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначение временной администрации).

Финансовое оздоровление кредитной организации — одна из первоочередных мер по предупреждению ее банкротства. Своевременное выявление оснований для принятия этой меры способствует восстановлению способности кредитной организации удовлетворять требования кредиторов и исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Причем руководитель кредитной организации обязан в течение десяти дней с момента возникновения указанных выше обстоятельств обратиться в Совет директоров (Наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (или о реорганизации) кредитной организации при условии, что причины обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации.

Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по предупреждению банкротства. Совет директоров (Наблюдательный совет), получивший ходатайство, не позднее десяти дней должен принять по нему решение и проинформировать об этом Банк России. Если Совет директоров (Наблюдательный совет) не принял решения по ходатайству, либо отказался принимать решение об осуществлении мер по предупреждению несостоятельности, либо отказался созвать общее собрание учредителей (участников) кредитной организации, если необходимость проведения такого собрания вытекает из существа рекомендованных мер, либо если учредители (участники) кредитной организации не приняли решения об осуществлении мер по предупреждению несостоятельности, руководитель кредитной организации обязан в течение трех дней со дня истечения десятидневного срока обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (или реорганизации).

Банк России, в отличие от указанных субъектов, не обязан, а вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии для этого оснований, которое должно содержать перечень причин для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. Кроме изменения организационной структуры кре-

дитной организации, к мерам по финансовому оздоровлению также относятся следующие:

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, которая может быть оказана в следующих формах:

  • размещения денежных средств на депозите кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по ее финансовому оздоровлению;
  • дополнительного взноса в уставный капитал;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

2. Изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, которое может предусматривать следующее изменение структуры активов:

  • улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
  • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание ее долга, и расходов на ее управление;
  • продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
  • иные меры по изменению структуры ее активов.

Изменение структуры пассивов может предусматривать:

  • увеличение собственных средств (капитала);
  • снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • иные меры по изменению структуры ее пассивов.

3. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Если величина собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера уставного капитала кредитной организации, она обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала). Решение о ликвидации должно быть принято, если величина собственных средств (капитала) по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного в федеральных законах «Об акционерных обществах» или «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Назначение временной администрации по управлению кредитной организации является мерой по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, которую она не может осуществить самостоятельно.

Временная администрация — специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России в порядке, установленном в федеральном законе и нормативных актах Банка России. Ее назначение является одной из мер, призванных предупредить банкротство кредитной организации. Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если временная администрация назначена после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то срок ее полномочий определяется со дня назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, этот орган направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основания назначения временной администрации установлены в ст. 17 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 % ее уставного капитала, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Временная администрация прекращает свою деятельность по решению Банка России в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, по другим основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Если причины назначения временной администрации устранены, полномочия исполнительных органов и руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации, восстанавливаются, если руководители не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Так же как и сообщение о назначении временной администрации, сообщение о прекращении ее деятельности публикуется Банком России в «Вестнике Банка России».

Реорганизация в форме слияния или присоединения согласно федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является мерой по предупреждению их банкротства. Основания и особенности ее осуществления были рассмотрены в предыдущей теме. Остается только еще раз подчеркнуть, что в данных случаях реорганизация осуществляется именно по требованию Банка России, получив которое руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней обратиться в органы управления кредитной организации (Совет директоров или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации. Последние обязаны в срок не позднее десяти дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации в итоге приобретают свою специфику по сравнению с мерами, осуществляемыми в общем порядке. Не лишена особенностей правового регулирования и процедура конкурсного производства кредитной организации.

Конкурсное производство кредитной организации, признанной банкротом

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Кроме того, в судебном решении должно содержаться указание на признание требований заявителя обоснованными и на утверждение конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии, — арбитражный управляющий, аккредитованный при Банке России. Условием получения свидетельства об аккредитации является обучение по программе Банка России, соответствие требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим, а также отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства о несостоятельности.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику — кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство имеет ярко выраженную ликвидационную направленность.

Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Не затрагивая вопросы общего порядка осуществления конкурсного производства, остановимся на особенностях конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом, главной из которых является обеспечение прав кредиторов при удовлетворении их требований, осуществляемом в два этапа: в порядке предварительных и окончательных выплат.

Конкурсный управляющий обязан совершить действия по опубликованию объявления о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, а также объявление об осуществлении кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат.

Для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов первой очереди, срок составления которого составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70 % денежных средств, находящихся на счетах на день истечения срока предъявления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат. При недостаточности средств они распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Выплаченные суммы в ходе предварительных выплат вычитаются из суммы требований кредиторов первой очереди, что отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом.

Законные интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляет собрание и (или) комитет кредиторов, которые вправе обращаться в Банк России с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего и ходатайством об аннулировании аккредитации конкурсного управляющего.

Кредиторы вправе предъявлять свои требования в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в период деятельности временной администрации. Требования предъявляются с приложением вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований. Конкурсный управляющий формирует реестр обоснованных требований и устанавливает срок их предъявления, который не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации несостоятельной. Не позднее 30 рабочих дней со дня получения требования кредитора конкурсный управляющий уведомляет его о включении требований в реестр, либо об отказе в таком включении в реестр, либо о включении требования в реестр в неполном объеме. Порядок ведения реестра требований кредиторов определяется в ст. 50.30 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, за исключением текущих обязательств, определяется на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Требования по текущим обязательствам кредитной организации не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим обязательствам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:

1) обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России;

2) денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня завершения конкурсного производства, в том числе:

  • обязательства по уплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
  • обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему;
  • судебные расходы, расходы на опубликование сообщений, иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства;

3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;

4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 50.27 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).

После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди, и представляет в Банк России на согласование.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте РФ — основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также необходимое количество счетов для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банке России порядке. Остатки денежных средств с иных счетов кредитной организации, признанной банкротом, а также иные денежные средства, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на указанные счета кредитной организации.

Основное содержание конкурсного производства формируют расчеты с кредиторами с соблюдением очередности удовлетворения требований, установленной федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 50.36 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Так, в первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования граждан-кредиторов кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предпринимательской деятельности, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления профессиональной деятельности, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций, чьи требования удовлетворяются в третью очередь);

3) требования Агентства по страхованию вкладов по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в результате осуществления выплат.

Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов первой очереди, предъявленные после закрытия реестра, но до завершения расчетов со всеми кредиторами, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требования кредиторов последующей очереди. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований последующей очереди приостанавливается.

Погашенными считаются удовлетворенные требования кредиторов, а также те требования, в отношении которых имеются иные основания для прекращения обязательств. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества кредитной организации, считаются также погашенными. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций не допускается.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса с Банком России конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов ее учредителями (участниками) или третьими лицами — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение с иными документами представляется конкурсным управляющим в Банк России для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и дальнейшего внесения уполномоченным государственным органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства ликвидация кредитной организации считается также завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

В данном параграфе рассматриваются особенности банкротства кредитных организаций, включая понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций; судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций; конкурсного производства кредитной организации, в том числе ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации.

Понятие, признаки и критерии банкротства кредитных организаций

Под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается не только ее обязанность как налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, по и ее обязанность как налогового агента по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. В соответствии с НК РФ налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; несвоевременное поступление в бюджет уплаченных налогоплательщиком налоговых сумм связывается с деятельностью банков и влечет их ответственность (п. 3 ст. 45, ст. 60, 133 ПК РФ).

Наряду с сущностным признаком банкротства кредитных организаций – ее неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает дополнительные признаки банкротства кредитных организаций, связанные с установлением:

  • а) неплатежеспособности кредитной организации (определением минимального срока просрочки исполнения требований кредиторов по денежным обязательствам или обязанности по уплате обязательных платежей сопряженного с минимальным совокупным размером требований кредиторов к кредитной организации) или
  • б) ее неоплатности (установлением факта недостаточности имущества кредитной организации для исполнения ее обязательств перед кредиторами).

Таким образом, кредитная организация, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и, следовательно, может быть признана арбитражным судом банкротом при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства (ст. 2, ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций):

  • 1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда (100 тыс. руб.), и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (критерий неплатежеспособности);
  • 2) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения денежных обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей (критерий неоплатности). В данном случае стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации определяются на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

Особенности судопроизводства но делам о банкротстве кредитных организаций проявляются в порядке возбуждения судопроизводства по делам о банкротстве кредитных организаций, подготовки дел к рассмотрению, порядке их судебного разбирательства, обжалования судебных актов (ст. 50.1–50.15 Закона о банкротстве кредитных организаций). В части, неурегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций, дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве и АПК РФ.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • а) должник – кредитная организация – в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). При этом не следует забывать о том, что в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, на должника возлагается обязанность подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом;
  • б) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договорам банковского вклада или банковского счета. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • в) уполномоченные органы. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у уполномоченного органа после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и зависит от характера требования. По денежным обязательствам такое право возникает, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. По обязательным платежам такое право возникает, если требование об уплате обязательных платежей подтверждено решением налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации;
  • г) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации. При обнаружении Банком России признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, Банк России направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. При этом не применяются правила, предусмотренные п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве (подтверждение требований вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда либо решением налогового или таможенного органа).

Если лицензия на осуществление банковских операций не отозвана у кредитной организации, имеющей признаки банкротства, кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до направления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд обязаны направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. В случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Требования к заявлению о признании кредитной организации банкротом и перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, определены ст. 50.5–50.6 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается арбитражным судом после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций и при наличии хотя бы одного из указанных выше признаков банкротства кредитной организации. О принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу о банкротстве. Основания для вынесения указанного определения, а также для вынесения определений об оставлении заявления о признании кредитной организации банкротом без движения и определения о возвращении заявления о признании кредитной организации банкротом определены в ст. 50.7–50.9 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются кредитная организация – должник, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а также Банк России как орган банковского регулирования и надзора (ст. 50.2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: а) решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; б) решение об отказе в признании кредитной организации банкротом; в) определение о прекращении производства по делу в отношении кредитной организации.

Решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом при наличии признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций. В этом решении должно содержаться указание на открытие конкурсного производства; признание требования заявителя обоснованным и указание на включение этого требования в реестр требований кредиторов; утверждение конкурсного управляющего. При этом следует учитывать, что проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании арбитражного суда, что и рассмотрение вопроса о признании кредитной организации банкротом. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России.

Решение об отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае отсутствия признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, в том числе в случае установления фиктивного банкротства, если заявление о признании банкротом подано самой кредитной организацией.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве кредитной организации в случае: а) признания в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными; б) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном ст. 50.37 Закона о банкротстве кредитных организаций (исполнение обязательств кредитной организации ее участниками или третьими лицами в конкурсном производстве); в) завершения конкурсного производства.

  • Об общих правилах банкротства, регаментированных АПК РФ и Законом о банкротстве и подлежащих применению к отношениям банкротства кредитных организаций с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве кредитных организаций, но не рассматриваемыми подробно в данной главе, см.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / под ред. В. Ф. Попондопуло. 3-е изд. М., 2011; Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование. М., 2012.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 22.10.2002 № 10515/01.
  • Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) (см.: постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).
  • О правовом положении и функциях Агентства по страхованию вкладов, см.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  • См.: Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, утв. ЦБ РФ от 14.12.2004 № 265-П.

О несостоятельности кредитных организаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *