Алгоритм проведения запроса котировок

Содержание

Размещение заказа путем запроса котировок

В соответствии с Законом о государственных закупках <1> размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов. Но в исключительных случаях указанный Закон разрешает размещение заказа и без проведения торгов. К таким случаям относится способ размещения заказа путем запроса котировок. В данной статье рассмотрим основные положения этого способа размещения заказа в соответствии с гл. 4 Закона о государственных закупках.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Общие положения способа размещения заказа путем запроса котировок

Запрос котировок относится к способу размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд без проведения торгов. В соответствии со ст. 42 Закона о государственных закупках под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (п. 2 ст. 47 Закона о государственных закупках).

Официальный сайт РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг — www.zakupki.gov.ru.

Для справки. Минэкономразвития для представления в Правительство РФ подготовило проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» <2> (далее — Проект). В перспективе, которая обозначена в Проекте, будет иметь место запрос котировок как один из способов осуществления закупок (ст. 64 Проекта). При этом извещение об осуществлении закупок, в том числе о размещении заказа путем запроса котировок, должно будет размещаться в единой информационной системе, в которой будет содержаться информация обо всех этапах госзакупок — от этапа планирования до этапа исполнения контракта и контроля за его исполнением (ст. 5 Проекта).

<2> Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» размещен на сайте Минэкономразвития — www.economy.gov.ru. Согласно ст. 98 Проекта закон вступит в силу через год со дня его официального опубликования.

Размещение заказа путем запроса котировок цен на товары (работы, услуги) возможно при одновременном выполнении следующих условий:

  • если производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и есть функционирующий рынок;
  • если цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

При этом следует иметь в виду, что Закон о государственных закупках устанавливает ограничения при размещении заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала. Так, в соответствии с п. 3 ст. 42 Закона о государственных закупках не допускается размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала. Под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273.

Размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг без ограничения цены контракта возможно у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), если заказчик находится на территории иностранного государства и заказ связан с осуществлением его деятельности (п. 5 ст. 42 Закона о государственных закупках).

Не действует ограничение цены контракта и в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения путем запроса котировок:

  • если судом вынесено определение об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку указанных выше товаров;
  • если ФАС или органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. Решение принимается указанными органами на основании заявления заказчика в срок не более чем десять рабочих дней со дня выдачи предписания. Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку таких товаров. При заключении контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока (п. 6 ст. 42 Закона о государственных закупках).

Без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (гл. 5 Закона о государственных закупках).

Законом о государственных закупках не предусмотрено изменение условий государственного контракта о цене в ходе его исполнения, если размещение заказа проводилось путем запроса котировок цен. Отсюда следует вывод, что установление в контракте, заключаемом по результатам запроса котировок, возможности изменения цены контракта в ходе его исполнения является нарушением Закона о государственных закупках.

Обратите внимание! Если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми (п. 1 ст. 8 Закона о государственных закупках).

Закон о государственных закупках наделяет заказчика, уполномоченный орган правом направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Эта процедура выполняется одновременно с размещением заказчиком, уполномоченным органом извещения о проведении котировок на официальном сайте. В случае проведения запроса котировок заказчиком, находящимся на территории иностранного государства, в целях поставки товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчик обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить указанные поставки исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц. При этом запрос котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме (п. п. 3, 5, 6 ст. 45 Закона о государственных закупках).

Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:

  • за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок;
  • за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.

Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение кроме данных о заказчике (наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика) и источника финансирования заказа должно содержать следующую информацию (ст. 43 Закона о государственных закупках):

  1. наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
  2. требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования. Кроме того, при размещении заказов на поставки машин и оборудования устанавливаются указанные выше требования, действующие в период гарантийного срока, а также требования к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования устанавливаются требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно при размещении заказов на поставки новых машин и оборудования предусматриваются требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и установлении срока действия такой гарантии. Предоставление указанной гарантии осуществляется вместе с товаром, и срок ее действия должен быть не менее срока действия гарантии производителя данного товара;
  3. место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  4. сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  5. сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
  6. максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках).

В качестве справки укажем на то, что в соответствии с Проектом начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования следующих методов:

  • нормативного метода — расчета цены контракта на основе нормативов;
  • метода одной цены — когда цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу, услугу;
  • тарифного метода;
  • метода индексации — когда расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);
  • запросного метода, который используется дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг).
  • проектного метода — расчета цены долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн руб.) и особо важных комплексных контрактов;
  • иного обоснованного заказчиком метода в случае невозможности использования методов, указанных выше;
  1. место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок;
  2. срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  3. требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.

Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами «или эквивалент». Исключение установлено для случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров устанавливается согласно требованиям и показателям, которые должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, указанным в извещении на основании п. 4 ст. 43 Закона о государственных закупках.

Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 2 ст. 45 Закона о государственных закупках).

Котировочная заявка

Котировочную заявку может подать любой участник размещения заказа, в том числе участник, которому не был направлен запрос котировок. Участник размещения заказа может подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Для справки. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8 Закона о государственных закупках).

Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа (ст. 46 Закона о государственных закупках).

Котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме (п. п. 2, 3 ст. 46 Закона о государственных закупках).

Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития России от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ — это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи <3>). Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.

<3> Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», данный Закон утрачивает силу с 1 июля 2012 г. в связи с изданием Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

  1. наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
  2. идентификационный номер налогоплательщика;
  3. наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
  4. согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  5. цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (п. 3 ст. 47 Закона о государственных закупках).

Если подана одна котировочная заявка…

В этом случае процедура запроса котировок продлевается путем размещения на официальном сайте извещения о продлении срока подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня. Заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставку необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Котировочная заявка, поданная в дополнительный срок, рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения котировочных заявок, поданных в срок, указанный в первоначальном извещении о проведении запроса котировок.

Если продление срока подачи котировочных заявок не привело к положительному результату (не подана дополнительно ни одна котировочная заявка), заказчик обязан заключить контракт с участником размещения заказа, подавшим единственную котировочную заявку. Контракт заключается с таким участником при условии, что котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене контракта, не превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом условия заключения контракта должны соответствовать условиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок, а цена контракта — соответствовать цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке.

Участник размещения заказа, подавший такую заявку, не вправе отказаться от заключения контракта. Он признается уклонившимся от заключения контракта в случае непредставления заказчику в срок, предусмотренный извещением о проведении запроса котировок, подписанного контракта (п. 6 ст. 46 Закона о государственных закупках).

Если не подана ни одна котировочная заявка…

В данной ситуации заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок, изменив условия исполнения контракта.

Если повторное размещение заказа путем запроса котировок не привело к положительному результату, заказчик, уполномоченный орган могут:

  • осуществить еще одно повторное размещение заказа путем запроса котировок;
  • направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ. По согласованию с указанными органами заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) установлен Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 N 124 (п. п. 7, 8 ст. 46 Закона о государственных закупках).

Л.Салина

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Как провести электронный запрос котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С недавнего времени заказчики обязаны проводить запрос котировок в электронной форме (44-ФЗ, ч. 2 ст. 24) на специальных электронных площадках (ч. 1, 3 ст. 24.1). Мы разберем, как проводится электронный запрос котировок 44-ФЗ, пошаговая инструкция описывает каждый этап процедуры: что и в какие сроки нужно сделать, какие документы оформить. Из статьи узнаете:

  1. Чем отличается электронный ЗК от обычного.
  2. Когда проводится электронный ЗК по по 44-ФЗ.
  3. Как подготовиться к проведению ЗК по 44-ФЗ.
  4. Как разработать документы для электронного ЗК по 44-ФЗ.
  5. Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ.
  6. Как разработать документы для электронного запроса котировок по 223-ФЗ.
  7. Как подготовить заявку на участие в электронном запросе котировок.
  8. Как подать заявку на электронный запрос котировок.
  9. Когда проводится запрос котировок в бумажном виде.

Чем отличается от обычного запроса котировок

Многие специалисты сейчас задаются вопросом, чем отличается открытый запрос котировок в электронной форме от других конкурентных процедур. Разница состоит в механизме определения победителя. Ответим на вопрос чуть подробнее. Победителем запроса котировок признается тот участник, который предложит минимальную стоимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом котировочная комиссия должна проверить такого участника на полное соответствие требованиям документации заказа и действующего законодательства. К примеру, в электронном запросе предложений для выявления победителя сравнивают не только цену, но и другие критерии исполнения контракта (например, опыт, квалификацию, производственные мощности). При этом заказчик может использовать электронный запрос предложений в ограниченном списке ситуаций. Такой перечень закреплен в статье 83.1 44-ФЗ. Результатом же электронного запроса котировок является заключение электронного контракта с победителем (ст. 82.5 закона № 44).

Когда проводится

Для того чтобы осуществить проведение запроса котировок в электронной форме (ЭЗК), закупка должна соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 82.1:

  • НМЦК должна быть в пределах 500 000 руб.;
  • объем закупок, проводимых в виде котировок, должен быть не более 100 млн руб. и при этом не превышать 10 % от СГОЗ.

Сведения об электронном запросе котировок в обязательном порядке включаются в план-график. Для рассмотрения результатов процедуры создается либо котировочная, либо единая комиссия.

С чего начать

Чтобы провести запрос котировок в электронной форме в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, допускается отмена запроса котировок в электронной форме не позднее чем за 2 дня до момента окончания подачи заявок. В таком случае оператор ЭП возвращает все ранее поданные заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене ЭЗК с одновременным электронным уведомлением участника об отмене процедуры.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Как разработать документы

Для того чтобы организовать электронный запрос котировок, заказчик должен подготовить соответствующее извещение и проект контракта на запрос котировок — электронный открытый и доступный каждому участнику (ч. 1, 3 ст. 82.2). В извещение организации-заказчику надлежит внести следующую информацию, полностью характеризующую запрос котировок по 44-ФЗ (статья 82.2), а именно:

  1. Адрес электронной площадки.
  2. Наименование, адрес и контакты заказчика, основные условия контракта, идентификационный код заказа, ограничения, преимущества для участников, дату и время окончания сроков подачи ценовых предложений, параметры определения победителя, обеспечение контракта (при необходимости) и проч. Полный список параметров представлен в ст. 42 закона о ФКС.
  3. Срок заключения контракта.

Указывать требование о предоставлении копии лицензии или наличие или отсутствие в РНП в извещении не допускается (пп. «а» п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 82.3).

Следующий шаг — проект контракта. Он должен быть разработан в соответствии с положениями ГК РФ, НК РФ и иных законодательных норм, а также согласно потребностям заказчика. В договоре должны быть прописаны все существенные условия, порядок его исполнения, ответственность сторон, а также возможность изменения договорных условий (ст. 34 и 95).

В обязательном порядке необходимо указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ

Разберем порядок проведения запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ. ЭЗК в рамках закона № 223 проводится в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 3 данного нормативного акта. Возможность его проведения заказчику необходимо прописать в положении о закупках. Также учреждению, организовывающему заказ, нужно свериться с перечнем товаров, работ и услуг, закупать которые можно только электронно (ч. 4 ст. 3 закона № 223, ПП РФ № 616 от 21.06.2012).

Сведения о предстоящем электронном запросе котировок надлежит включить в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Так же, как и по нормам ФКС, при осуществлении процедуры в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц» документацию разрабатывать не нужно, достаточно корректно заполнить извещение и подготовить проект контракта.

Запрос котировок в электронной форме через ЕИС осуществляется аналогично заказу в рамках закона № 44: сначала заказчик готовит извещение и проект контракта, а затем публикует их в ЕИС не позднее 5 рабочих дней до срока вскрытия заявок. После завершения приема ценовых предложений от поставщиков заказчик рассматривает документы, выявляет победителя и размещает в ЕИС необходимые протоколы (ч. 13, 14 ст. 3.2 закона № 223). В результате проведения процедуры заключается договор с победителем (ч. 15 ст. 3.2).

В том случае, если заказчик привел свое положение о закупке в соответствие с требованиями закона № 223 (ч. 3 ст. 4 505-ФЗ), он должен проводить процедуру с субъектами МСП только на тех площадках, которые утверждены РП РФ № 1447-р от 12.07.2018.

Как разработать документы для электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Заказчику для того чтобы провести электронную процедуру по 223-ФЗ в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц», нужно составить извещение и проект контракта.

В извещении указывается информация в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223:

  1. Организационные данные заказчика.
  2. Сведения о предмете и условиях договора.
  3. Данные о самой процедуре заказа — способ закупки, адрес площадки, даты начала и окончания подачи, а также порядок предоставления ценовых предложений.
  4. Форма заявки.
  5. При необходимости — этапы проведения запроса котировок, требования об обеспечении заявки и исполнении договора, условие об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 закона № 223).
  6. Порядок внесения изменений в заявку.

В извещении в обязательном порядке указывается, что участниками заказа могут выступать любые физические и юридические лица, а также ИП, но при этом все они должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком (ч. 5 ст. 3).

Проект договора составляется в рамках действующего законодательства и в соответствии с потребностями заказчика. В договорные условия переносятся все требования, отраженные в извещении. Также необходимо определить ответственность сторон, правила формирования цены, порядок и сроки приемки результатов договора, а также порядок взаиморасчетов.

Далее доступна для скачивания документация — запрос котировок в электронной форме.

Как подготовить заявку на участие в электронной процедуре

Основным плюсом участия в такой процедуре является существенная экономия денежных средств, поскольку в этом случае не требуется ни обеспечение заявки на участие, ни обеспечение исполнения контракта. Но перед тем как подать заявку на участие, важно убедиться, что планируемая прибыль от выигранного контракта будет выше затрат, которые связаны с его подписанием (это могут быть расходы на подготовку и доставку документов или на консультации сторонних организаций).

Заявка на участие в электронной процедуре должна полностью соответствовать требованиям извещения. В самой заявке должны быть представлены предложения участника о товарах, работах, услугах и о цене контракта (ч. 2 ст. 82.3 закона № 44).

Требования к содержанию документа закреплены ч. 9 ст. 82.3, следовательно, если заказчик просит предоставить иную информацию, это является нарушением.

Согласно данному законодательному положению (ч. 9 ст. 82.3), в предложение необходимо включать следующую информацию:

  • регистрационные сведения об участнике заказа;
  • согласие участника на исполнение предмета и условий контракта, которое оформляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
  • требуемые декларации (принадлежность к СМП и СОНКО, право на получение преимуществ), которые также формируются с применением программно-аппаратных средств ЭП;
  • подтверждение соблюдения условий и запретов по ст. 14;
  • конкретные показатели ТРУ и, при необходимости, указание на товарный знак.

Как подать заявку на электронный запрос котировок

Участник имеет право предоставить только одну заявку на запрос котировок в электронной форме. Документы можно подать в любое время с момента размещения извещения и до окончания срока подачи ценовых предложений (ч. 3, 4 ст. 82.3 закона № 44).

При этом исполнитель должен учесть, что подать документы может только тот участник, который зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭП (ч. 1 ст. 82.3). Участники, которые аккредитованы на ЭП до 01.01.2019 и информация и документы которых включены в реестр, могут не регистрироваться в ЕИС до 31.12.2019 (ч. 50 ст. 112).

Заявку надлежит подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору ЭП (п. 4 Письма Минфина РФ № 24-06-08/43650 от 25.06.2018).

Если участник является иностранным лицом, то при выборе ЭЦП ему нужно применять правила, закрепленные в Письмах Минфина и Минкомсвязи № 24-06-05/54209, № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018.

Когда проводится запрос котировок в бумажном виде

Порядок применения электронной процедуры не распространяется на следующие категории закупок:

  • заказы организаций, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств;
  • оказание скорой (в т. ч. специализированной) медпомощи;
  • госзаказ в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС.

Подводя итоги, можно отметить, что процедура имеет общие критерии и требования как в ФКС, так и в закупках отдельных юридических лиц. Но ввиду наличия «рамочных» отношений и индивидуальных требований коммерческого заказчика, участие в запросах котировок по 223-ФЗ может быть значительно сложнее по предоставляемой информации об участнике.

Запрос котировок по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика 2018

Запрос котировок считается одной из самых быстрых и простых закупочных процедур. Она относится к категории неконкурентных, то есть проводится без организации торгов. Заказчику позволено закупать товары и услуги при помощи запроса котировок только, когда НМЦК контракта не больше 500 000 рублей. Порядок проведения этой процедуры оговаривается в параграфе 3 44-ФЗ.

Особенности запроса котировок

Согласно порядку, установленному статьей 72 44-ФЗ, закупки методом запроса котировок не должны превышать 10% от совокупного объема закупок в год. При этом общая сумма контактов, заключенная таким методом, не может быть больше 100 миллионов рублей.

Можно выделить несколько отличительных особенностей запроса котировок:

  1. Главным критерием определения победителя становится предложенная им цена контракта. При этом торги не проводятся. Цена контракт прописывается участником в заявке и не подлежит изменению.
  2. Запрещено взимание платы с потенциальных поставщиков за участие в процедуре.
  3. Не позднее, чем за два дня до окончания времени подачи заявки заказчик имеет возможность принять решение об отмене процедуры или внесении коррективов в извещение.
  4. Прием предложений от участников прекращается непосредственно перед моментом вскрытия конвертов.
  5. Согласно части 2 статьи 78 44-ФЗ заказчик обязан не препятствовать участнику закупки на процедуре вскрытия конвертов.
  6. Во время распечатывания конвертов с предложениями участников заказчик должен вести аудио и видеосъемку. Это правило установлено частью 5 статьи 78.

Единственным недостатком запроса котировок считается невозможность получения информации из заявок даже после того, как они вскрыты. Это дает возможность недобросовестным заказчикам фальсифицировать результаты. Для того чтобы этого избежать поставщикам рекомендовано присутствовать на процедуре вскрытия конвертов и вести аудио и видеозапись самостоятельно.

Что должно входить в котировочную документацию

Котировочная документация должна состоять из следующих обязательных документов:

  • Извещение о проведении закупочной процедуры.
  • Описание закупаемого объекта.
  • Обоснование НМЦК.
  • Форма заявки.
  • Проект контракта.

Основной частью документации становится извещение. К нему предъявляются требования, прописанные в статье 73 44-ФЗ. В извещение обязательно должна входить следующая информация:

  1. Сведения о заказчике, контрактной службе и управляющем.
  2. Идентификационный код закупки. Это требование вступило в силу с 01.01.2017 г.
  3. Требования, предъявляемые к участнику запроса котировок.
  4. Перечень документов, который потенциальный поставщик обязан предоставить в составе своей заявки.
  5. Сведения о предоставлении обеспечения контракта, если оно предусмотрено.
  6. Информация о месте и времени вскрытия конвертов с предложениями.
  7. Возможность одностороннего отказа заказчика от выполнения договорных обязательств.
  8. Преимущества, которые имеют право получить поставщики в соответствии со статьями 28, 29 и 30 44-ФЗ.

В документации заказчик должен прописать способ подачи заявок. В электронном виде заявки законодательно разрешено подавать только посредствам ЕИС. Но пока такой функционал не разработан, остается только возможность подачи предложений в бумажном конверте. Использовать для этих целей электронную почту запрещено.

Основные этапы процедуры и их регламентированные сроки

Весь процесс проведения запроса котировок делится на несколько основных этапов. Сроки их проведения регламентированы законодательно.

Этап

Срок реализации

Ссылка на 44-ФЗ

Размещение подготовленного извещения в ЕИС

Если НМЦК меньше 250 000 рублей, то разместить извещение нужно не менее, чем за 4 дня до момента завершения подачи предложений. Если НМЦК превышает 250 тысяч рублей, то этот срок составляет не меньше 7 рабочих дней до момента финиша подачи предложений.

Статья 74 часть 1

Внесение коррективов в котировочную документацию или решение об отмене проведения процедуры

Не позднее, чем за 2 дня до момента финиша подачи предложений.

Статья 74 часть 6

Публикация новой версии документации

В течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о внесении коррективов.

Статья 74 часть 6

При внесении коррективов срок подачи заявок дожжен быть продлен

Если НМЦК меньше 250 тысяч рублей, то срок продлевается не менее, чем на 4 рабочих дня. Если НМЦК больше 250 тысяч рублей, то не менее, чем на 7 рабочих дней.

Статья 74 часть 6

Распечатывание конвертов с предложениями потенциальных поставщиков

В день окончания подачи предложений

Статья 78 часть 1 и 8

Размещение протокола распечатывания конвертов в ЕИС

В день его формирования

Стать 78 часть 8

Предоставление заказчиком разъяснений результатов оценки предложений участников в случае поступления соответствующего запроса

На протяжении двух рабочих дней с момента подачи запроса

Статья 78 часть 10

Передача победителю запроса котировок оформленного контракта вместе с копией итогового протокола

В течение двух дней с момента оформления итогового протокола

Статья 78 часть 8

Общий срок заключения контракта

Не меньше 7 и не больше 20 дней с момента обнародования финального протокола.

Статья 78 часть 15

Соблюдение всех установленных сроков обязательно для заказчика. В случае выявления нарушения его привлекают к административной ответственности.

Особенности рассмотрения заявок

Потенциальные поставщики подают заявки, ориентируясь на форму, приложенную к документации. Заказчик обязан отклонить предложение в следующих случаях:

  1. Если потенциальный поставщик не соответствует требованиям, установленным котировочной документации.
  2. Когда предлагаемые участником товары или услуги не соответствуют требованиям, описанным в техническом задании.
  3. Если к заявке не приложены обязательные документы.
  4. В том случае, если заявка поступила к заказчику позднее крайнего срока.
  5. Когда предложенная участником цена превышает НМЦК.
  6. Если от одного участника подано 2 и более заявок.

В остальных случаях заявка признается удовлетворяющей требованиям. Победителем признается тот участник, который предложил минимальную цену контракта.

Запрос котировок – простая и быстрая закупочная процедура, которая идеально подойдет для заключения контактов с небольшой ценой. Заказчику не придется разрабатывать многостраничную документацию и проводить торги. Все этапы процедуры предельно просты и понятны.

На сегодняшний день запрос котировок считается самым простым, востребованным и быстрым способом проведения закупки, ведь для участия не требуются серьезные финансовые вложения и ощутимые временные затраты. О том, что собой представляет запрос котировок по 44-ФЗ, и о каких нюансах следует знать, мы сегодня и поговорим.

Что это такое?

Запрос котировок представляет собой способ определения поставщика, при котором победителем признается поставщик, предложивший наиболее выгодные для Заказчика условия.

Данный способ применим для закупки товаров, услуг или работ стоимостью до 500 тысяч рублей за исключением отдельных положений ФЗ-44.

Требования и порядок проведения запроса котировок регламентированы статьями 72-74 44-ФЗ.

Важно: Информация о проведении котировочного запроса должна размещаться Заказчиком в ЕИС и быть доступной для ознакомления без взимания какой-либо платы. Одновременно с публикацией сведений о запросе котировок организатор закупки вправе направить запрос как минимум трем лицам, осуществляющих поставку необходимой продукции.

Участником котировочного запроса может быть совершенно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и лица, зарегистрированные в качестве ИП. Необходимо отметить, что участник закупки может подать лишь одну котировочную заявку от собственного имени.

В том случае, если Заказчик внес какие-либо корректировки в извещение о проведении запроса, любой участник закупки может изменить или отозвать собственную заявку до окончания срока подачи заявок.

Плюсы и минусы

В качестве способа определения поставщика котировочный запрос обладает как минимум тремя неоспоримыми преимуществами:

  • простотой (отсутствием необходимости разрабатывать закупочную документацию и продумывать критерии оценки предложений, так как единственным критерием является стоимость контракта);
  • скоростью (до семи рабочих дней на прием заявок, при этом вскрытие, рассмотрение и сопоставление заявок производится в течение одного дня);
  • минимальным комплектом документов (лицензии, допуски СРО и другие сопутствующие документы к заявке не прикладываются).

В то же время к недостаткам запроса котировок можно отнести незначительную экономию средств для организатора закупки.

Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?

Основными отличиями котировочного запроса от запроса предложений являются:

  • механизм определения победившего участника (при котировочном запросе основным критерием является предложенная цена, в то время как при запросе предложений во внимание берутся наиболее привлекательные условия исполнения контракта);
  • типы закупок, которые могут быть осуществлены посредством запроса (при котировочном запросе основным условием является стоимость контракта, которая не должна превышать полумиллиона рублей, а общий годовой объем при этом – 10 процентов от общего объема, предусмотренного планом-графиком; в то же время случаи, при которых допускается проведение запроса предложений, строго регламентированы на законодательном уровне);
  • состав документов (при запросе котировок Заказчик должен разместить в ЕИС извещение и проект контракта, в то время как при запросе предложений необходимо добавить еще и документацию, определенную требованиями части 6 статьи 83 44-ФЗ);
  • внесение корректировок или отмена закупки (запрос котировок, в отличие от запроса предложений, не позволяет осуществлять данные действия);
  • срок подачи и сопоставления заявок, окончательное предложение (при запросе котировок срок подачи заявок может колебаться от 4 до 7 дней, а после вскрытия конвертов победитель определяется в течение одного дня; однако при запросе предложений все допущенные участники предоставляют Заказчику окончательные предложения, после чего комиссии потребуется еще один день для определения и объявления победителя).

Котировочная комиссия 44-ФЗ: сколько человек

Согласно 44-ФЗ минимальное количество членов котировочной комиссии составляет 3 человека.

Закупки, которые можно провести запросом котировок

Как уже было сказано, Заказчик вправе использовать запрос котировок в качестве способа определения поставщика при условии, что максимальная стоимость контракта не превышает полумиллиона рублей, а годовой объем закупок, осуществляемых данным способом, не превышает 10 процентов совокупного ежегодного объема закупок Заказчика и 100 миллионов рублей (статья 72 44-ФЗ).

Как проводить запрос котировок по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

В электронной форме

Для того чтобы принять участие в котировочном запросе в электронной форме потенциальному участнику необходимо подготовить и подать официальную заявку, оформленную в соответствии с требованиями статьи 73 44-ФЗ. Согласно настоящему законодательному акту в электронной заявке должны содержаться такие сведения, как:

  • реквизиты участника;
  • паспортные данные должностного лица;
  • физический и юридический адреса организации;
  • ИНН компании и ответственного лица;
  • документы, подтверждающие наличие преимуществ (принадлежность к СМП, СОНКО и прочее);
  • заявление цены выполнения поставок/работ по контракту.

Порядок проведения

Согласно статье 74 44-ФЗ, порядок проведения процедуры выглядит следующим образом:

  • Заказчик размещает в ЕИС официальное извещение о проведении котировочного запроса и проект контракта минимум за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок (или за 4 рабочих дня, если речь идет о закупке на сумму до 250 тысяч рублей);
  • вместе с размещением извещения в ЕИС Заказчик вправе (а в случаях, определенных статьями 75 и 76 – обязан) направить запрос как минимум трем лицам, осуществляющим поставки необходимой продукции;
  • котировочный запрос может направляться с использованием любых форм связи, в том числе в электронном формате;
  • Заказчик может принять решение о внесении корректировок в официальное извещение не позже, чем за два рабочих дня до окончания сроков подачи заявок, при этом сроки подачи заявок должны быть продлены до необходимого минимума – 7 или 4 дней соответственно;
  • прием заявок на участие в котировочном запросе прекращается в момент наступления срока вскрытия конвертов и открытия доступа к поступившим электронным предложениям.

Какие данные должны быть указаны в котировочной заявке?

В соответствии с требованиями части 3 статьи 37 Закона 44-ФЗ в котировочной заявке помимо реквизитов участника должны быть указаны следующие данные:

  • согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в официальном извещении о запросе котировок;
  • наименование и основные характеристики поставляемой продукции;
  • ценовое предложение;
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа или представителя единоличного исполнительного органа.

Запрос котировок: таблица сроков проведения

Сроки определения поставщика посредством проведения котировок строго регламентированы на законодательном уровне. Для удобства мы систематизировали данные и поместили их в таблицу, расположенную ниже.

Этап

Сроки

Публикация извещения За 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или за 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей)
Внесение корректировок в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания сроков подачи заявок
Публикация откорректированного извещения В течение одного рабочего дня со дня внесения корректировок
Продление сроков подачи заявок на 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или на 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей)
Отзыв заявки на участие До окончания сроков подачи заявок
Подтверждение получения котировочной заявки на участие Заказчиком По требованию участника
Рассмотрение поступивших заявок В день вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным предложениям
Публикация протокола рассмотрения поступивших заявок В день утверждения протокола
Отправка проекта контракта победившему участнику Не позднее двух рабочих дней с момента утверждения итогового протокола
Подписание контракта Не ранее 7 дней с момента публикации протокола в ЕИС, но не позднее 20 дней с момента его утверждения
Разъяснение результатов рассмотрения заявки Заказчиком по запросу участника запроса В течение двух рабочих дней с момента поступления запроса

Котировочная заявка: какие документы прикладывать?

Согласно действующему законодательству участник закупки в форме запроса котировок должен приложить к собственной заявке:

  • документы, подтверждающие право на получение преимуществ согласно статья 28 и 29 настоящего закона, или их копии;
  • декларацию о принадлежности к СМП или СОНКО в случае, если Заказчиком установлено подобное ограничение;
  • документы, подтверждающие соответствие продукции, работ и услуг предъявляемым требованиям, в том числе ограничением допуска.

Внимание: Требовать от участников запроса предоставления иной документации Заказчик не вправе.

Расчет сроков: калькулятор онлайн

Как уже было сказано, закон предусматривает определенные сроки проведения котировочного запроса. Однако для большего удобства расчета точных сроков можно воспользоваться специализированными сервисами, такими как онлайн-калькулятор с сайта Единого центра консультаций по госзакупкам. Найти этот калькулятор можно по ссылке http://ecgz.ru/calc_d.htm.

Образцы документов

Форма котировочной заявки

Форма котировочной заявки указывается Заказчиком в официальном извещении о проведении запроса котировок. Пример такой формы также можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/lbt9X4RJ3L74o7 и https://yadi.sk/i/rCEk_k8y3L74on .

Как оформить конверт для котировочной заявки

С образцом оформления конверта можно ознакомиться по ссылке https://yadi.sk/i/qePzJK_f3L74rr.

Протокол

Для того чтобы ознакомиться с примером протокола запроса котировок необходимо скачать документ по ссылке https://yadi.sk/i/ei2Xvyzt3L74tY или https://yadi.sk/i/Q7RnRuNi3L74uR.

Какая информация должна содержаться?

Статья 73 ФЗ№44 гласит, что в официальном извещении о котировочном запросе должны содержаться следующие сведения:

  • реквизиты Заказчика: наименование, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, ФИО ответственного должностного лица, специализированной организации (пукт 1 статья 42);
  • идентификационный код/номер закупки (пункт 3 статья 42);
  • краткое изложение условий закупки (пункт 2 статья 42):
    • название и описание предмета закупки;
    • информация о количестве и месте доставки товара или сведения о месте выполнения работ или оказания услуг;
    • сроки поставки продукции, завершения работ или график оказания услуг;
    • максимальная стоимость контракта;
    • источник финансирования.
  • ограничение участия (пункт 4 статья 42);
  • используемый метод определения поставщика – запрос котировок (пункт 5 статья 42);
  • сроки, порядок и место подачи заявок (пункт 6 статья 42);
  • размер, порядок и условия обеспечения исполнения условий договора, если это предусмотрено статьей 96 настоящего закона;
  • требования к участникам, а также исчерпывающий список необходимых документов, соответствующий пункту 1 части 1 статьи 31;
  • форма котировочной заявки;
  • дата, время и место вскрытия конвертов и открытия доступа к предложениям, поступившим в электронной форме;
  • сведения о контрактном управляющем, контрактной службе и лицах, ответственных за заключение контракта, а также сроки подписания контракта победившим участником;
  • сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения условий договора согласно положениям частей 8-26 статьи 95;
  • преимущества, предоставляемые определенной группе участников в соответствии со статьями 28-30.

Отмена

Статья 36 Закона 44-ФЗ гласит, что Заказчик имеет право на отмену определения поставщика не позднее, чем за 2 дня до сроков окончания подачи котировочных заявок. При этом после публикации извещения об отмене закупки Заказчик не может вскрывать конверты или открывать доступ к поступившим электронным заявкам.

Причем по истечении сроков отмены процедуры и до заключения контракта организатор вправе отменить определение поставщика лишь в случае возникновения веских обстоятельств непреодолимой силы.

Решение об отмене процедуры публикуется в день принятия решения, а также без какого-либо промедления доводится до сведения поставщиков, ранее подавших заявки на участие в котировочном запросе.

Важно: Отмененной процедура считается лишь с момента публикации извещения о его отмене в ЕИС.

Таким образом, запрос котировок по 44-ФЗ — одна из простейших и удобнейших форм определения поставщика, которая существенно экономит финансовые и временные ресурсы всех сторон закупки. Единственным существенным недостатком данной процедуры является ограничение максимальной стоимости контракта, ведь Заказчик имеет право определять поставщика с помощью запроса котировок только в случаях, когда стоимость контракта не превышает полумиллиона рублей. В противном случае организатор будет вынужден использовать другие, менее удобные и простые формы определения поставщика.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Алгоритм проведения запроса котировок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *