Конкурсные процедуры закупок

>Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Что изменилось с 01.07.2018

В 2019 году частично вступил в силу 505-ФЗ от 31.12.2017, а частично изменил правила проведения закупок только с 01.07.2018.

Согласно нововведенным нормативам, конкурентным считается заказ, если он проводится с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

На основании обновленного законодательства конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением тех случаев, которые заказчик утвердит в положении о закупке. Запросы, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, будут проводиться исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик может воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ (например, переговоры).

Правила проведения по 223-ФЗ

Порядок проведения регулируется статьями 3.2–3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:

  1. Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  3. Сроки размещения извещения составляют:
    • для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
    • для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
    • для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
  4. При проведении конкурентных процедур заказчик в обязательном порядке заключает договор с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Заказчик также вправе не предоставлять обоснование закупки и начальной минимальной цены контракта. Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Конкурентные процедуры в электронной форме, осуществляемые в соответствии с 223-ФЗ, проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса в ЭФ должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). Участник, подавший запрос на участие в заказе, имеет право отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Особенности закупки у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер должен проводиться исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если же цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта договора и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4).

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.

Понятие и регулирование конкурентных закупок

Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.

Выбор исполнителя происходит на принципах равноправия, справедливости и здоровой конкуренции между претендентами на заключение договора. Для исключения возможной коррупции конкурентные процедуры проводятся преимущественно в электронной форме под контролем антимонопольной службы.

Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:

  • законом № 223-ФЗ;
  • законом № 135 «О защите конкуренции»;
  • Положением о закупке;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • местными нормативными актами.

В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).

Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.

Виды и формы конкурентных процедур

Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:

  • конкурс;
  • аукцион на понижение;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • иные процедуры, определенные заказчиком.

Каждая из перечисленных процедур может проходить как в открытой, так и в закрытой форме.

Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.

Торговые процедуры

Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

При торгах в форме аукциона договор заключается с участником, который предложил самую низкую цену, а конкурс предполагает заключение договора с лицом, предложившим лучшие условия выполнения закупки.

Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:

  • при большом количестве потенциальных участников закупки;
  • при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
  • когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.

При планировании сроков торговых процедур нужно учитывать, что если ни один из участников не подходит под требования заказчика, то конкурс (или аукцион) не состоится, и потребуется дополнительное время на определение исполнителя заказа.

Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:

  1. Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
  2. Участники предлагают условия исполнения.
  3. Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.

Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.

Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.

Использование запросов котировок или предложений в целях выбора исполнителя является более предпочтительным для небольших закупок, а также закупок товаров или услуг, имеющих сложные характеристики, так как условия таких процедур, включая сроки размещения сведений в ЕИС и на торговых онлайн-площадках, определяются самим заказчиком в Положении о закупке.

Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.

Процедуры, не относящиеся к торгам

Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.

При конкурентных переговорах участники предлагают заказчику условия, сроки исполнения заказа и цену, такие предложения фиксируются в протоколе. Заказчик выбирает исполнителя после оценки всех предложений и аргументов участников переговоров.

Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):

  • сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
  • участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
  • для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.

Порядок закрытых процедур

В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.

Получившие приглашение на участие в закрытой закупке лица обязаны обеспечивать сохранность сведений, используемых при проведении торговых процедур и выполнении заказа. Порядок соблюдения уровней секретности регламентируется документами о закупке.

Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.

Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)


Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

5 типов процедур

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:

  • Экосистема цифрового мира закупок (чтобы воровали меньше).
  • Электронная подпись для участия в закупках.
  • Для чего нужны закупки, и как это выглядит с точки зрения ИТ.
  • Модель атак: где в основном злоупотребляют на конкурсных закупках и как с этим борются.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры – это вид торгов, которые имеют несколько отличительных особенностей. Практически каждая компания, стремящаяся снизить свои расходы, принимает участие в торгах. На сегодняшний день активно развиваются электронные торги на различных электронных площадках, в том числе и государственные торги, которые считаются наиболее выгодными и гарантирующими постоянные и стабильные заказы. Если компания ищет поставщиков сырья, комплектующих, запасных частей и прочего, то участие в торгах может обещать очень выгодные покупки.

Однако все торги, как электронные, так и реальные, требуют довольно большого объема времени. Это подготовка к торгам – сбор документов, технических, финансовых, юридических, предоставление гарантий и многое другое. А если поставка по выгодной цене нужна в короткие сроки? Вот тогда и приходит на помощь такой инструмент, как конкурентные переговоры. Это своеобразный ускоренный вариант поиска поставщика на самых выгодных условиях.

Цели и порядок организации конкурентных переговоров

Итак, конкурентные переговоры – это способ найти поставщика товара или услуги в результате переговоров с различными компаниями (конкурентами). В результате таких переговоров выбираются наиболее выгодные условия, эффективные предложения, которые вносятся в условия контракта. Переговоры считаются состоявшимися, если нашлось минимум два участника, с победителем конкурентных переговоров заключается договор, чаще всего это происходит сразу же, после чего начинается работа. Ведь главная причина проведения конкурентных переговоров – нехватка времени на полноценные торги.

Иногда победителями таких переговоров становятся две или несколько компаний. Это происходит в том случае, если условия предлагаются примерно одинаковые, а объем требуемого сырья настолько велик, что одна компания быстро столько поставить не может. Кроме того, в результате таких переговоров отлично пополняется база поставщиков, и это позволяет и в будущем использовать момент конкуренции для получения более выгодной цены на необходимый товар или услугу.

На конкурентных переговорах выявляются не только ценовые уровни поставки, но и профессионализм поставщика, качество товара, обсуждаются условия доставки, сервисного обслуживания, удобство платежей, сроки, гарантии отсутствия пересортицы и многое другое. И именно из соотношения цены и всех перечисленных условий рождается правильное решение по выбору поставщика. Бизнесмены, как правило, народ опытный, и проводят выбор с учетом многих факторов, но начинающим настоятельно рекомендуем – сравнивайте не только цены, предложенные конкурентами, учитывайте все параметры предложений.

Многие экономисты считают конкурентные переговоры наименее эффективным средством поиска и выбора поставщика. Причин тому несколько. Во-первых, предприниматель самостоятельно приглашает участников переговоров с предложениями, используя собственные знакомства, связи, телефон и почту. Такие приглашения по сравнению с электронными торгами существенно проигрывают. Во-вторых, не всегда получается качественно проверить репутацию и документы всех участников. Участников электронных торгов проверяют целые системы и профессиональные команды, поэтому там больше гарантий полной законности сделки и выполнения будущим поставщиком всех условий контракта.

Два вида конкурентных переговоров

Конкурентные переговоры могут проводиться по одной из двух схем. Первая – когда на переговоры приглашаются все претенденты на заключение контракта одновременно. Сидя в одной комнате, конкуренты рассказывают организатору переговоров о своих выгодах, преимуществах.

Плюс таких переговоров в том, что конкуренты слышат, как коллеги скидывают цены, предлагают лучшие условия, и сами начинают существенно двигаться в цене и расширять зону обслуживания. Причем, происходит это практически в «режиме онлайн», то есть – сразу же. Не надо ждать, пока дойдет письмо, не надо давать подтверждение реальности выгодных предложений, конкуренты видят все своими глазами.

Минус таких переговоров в том, что раскрывается информация, которую организатор переговоров зачастую хотел бы сохранить в тайне, так как она носит сугубо коммерческий характер. Все также узнают победителя данных торгов, и сумму сделки, и сроки, так как договор заключается тут же, а его условия обсуждались при всех.

Второй вид конкурентных переговоров – последовательные. В этом случае в кабинет к заказчику заходят представители компаний по очереди, беседы проводятся при закрытых дверях, и впоследствии участникам озвучиваются итоги переговоров – каждому свое решение. В этом случае никто из конкурентов не представляет, чем закончились переговоры, с кем заключен контракт. Никто не знает, какие суммы были предложены, какими условиями будет сопровождаться сделка, никто не стремиться сбить цену, потому что просто не знает, а что же предложили конкуренты. Для того, чтобы стоимость все же обсуждалась конструктивно, организатор торгов устанавливает стартовую цену. Она служит ориентиром для снижения цены в дальнейшем, а с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, заключается контракт, и опять-таки это происходит без присутствия конкурентов.

Случается, что ни один поставщик не заинтересовывает заказчика. В этом случае, если требуется экстренная закупка, выбирается наиболее приемлемый, хоть и не идеальный, вариант, но договор заключается на короткий срок, даже на разовую закупку. Если же сроки позволяют, то лучше всего выйти на большие электронные торги.

Еще один ход для конкурентных переговоров – окончательное решение не принимается сразу. Можно предложить претендентам на заключение договора в трехдневный срок (или любой другой) подготовить окончательное решение по предложенным условиям поставок. По этим письменным предложениям можно довольно просто выбрать своего поставщика. Но всегда помните, что такой способ торгов имеет многочисленные минусы, поэтому используйте конкурентные переговоры в исключительных экстренных случаях.

Как организовать конкурентные переговоры

Для того, чтобы начать организовывать конкурентные переговоры, необходимо определить четко – что вы предлагаете их участникам и изложить это в «Положении». Не знаете, как его писать, скачайте форму в интернете, наполните ее своими данными. Главное, четко понимайте, насколько грамотны ваши претенденты на контракт, понимают ли они, что такое конкурентные переговоры, что включает в себя пакет предложения, что такое отбор, приглашение, квалификационный анализ. Если вы не уверены, что приглашенные поймут все в точности, составьте в приглашении параграф «Основные понятия», по аналогии с полными договорами уважаемых компаний. Укажите в положении, на основании чего проводятся переговоры, это может быть решение директората, специально созданной комиссии и пр.

Начало сбора потенциальных поставщиков происходит по самым разным каналам. Звоните, пишите, извещайте своих знакомых, посылайте письма по электронке, ищите на профессиональных сайтах те компании, которые могут стать вашими поставщиками. В приглашении укажите тему торгов (переговоров), сроки предоставления заявки на участие, и способ ее подачи. Известите, когда пройдут сами переговоры, когда будет принято решение о выборе поставщика. Если оставляете за собой право отказать какой-либо компании в участии в переговорах, то заранее оговорите это в предложении или Положении.

Также в этих документах надо указать наименование объекта торгов (товар или услуга, что конкретно), надо указать все контактные данные организатора торгов, ФИО ответственного лица и лица принимающего решение. Сюда же вносят форму подачи заявки, указывают форму проведения переговоров, сроки выполнения заказа, поставки, информацию о предполагаемых финансовых объемах поставки, а также стартовая цена. Вся существенная информация, которая касается будущей сделки, вносится в Положение, которое становится главным документом будущих конкурентных переговоров. Добейтесь того, чтобы после его прочтения партнеры имели самое полное представление о будущем мероприятии, чтобы они представили его во всех деталях. Чем меньше у участников останется вопросов, тем эффективнее пройдут переговоры, не надо будет отвлекаться на разъяснения и устранение неточностей и ошибок.

После получения предложения конкуренты начинают собирать пакет документов и составлять свое предложение. В разных отраслях требуются различные основные документы. Если это продукты питания, то требуются санитарные сертификаты, если речь идет о строительстве объектов, то необходимы чертежи, допуски СРО и прочее. Все документы, собранные компанией, участвующей в переговорах, упаковываются в конверт и предоставляются в комиссию по рассмотрению заявок. Комиссия до начала переговоров должна проверить все данные, которые указали компании-претенденты. Без этой проверки выбор поставщика будет сопряжен с большим риском.

Для приведения всех претендентов в равные условия ограничьте участие компаний в переговорах только с одним предложением. Определите также единые формы подачи документов, при большом числе участников это существенно облегчит рассмотрение заявок и сократит сроки подготовки к переговорам.

Некоторые компании организуют во время переговоров видео или аудиозаписи. Если вы видите в этом необходимость, то делайте именно так. Но по-настоящему важно другое: все, что происходит на конкурентных переговорах, должно быть зафиксировано. Это необходимо и для самостоятельного просмотра при принятии окончательного решения, и для предоставления недовольным участникам переговоров, которые не получили право заключать контракт.

Как фиксировать ход переговоров – дело ваше, но секретарь с пишущей машинкой уже не являются показателем деловых возможностей компании. Поэтому установка видеокамеры будет оптимальным и недорогим решением. Запись звука организуется также очень легко, для этого достаточно пригласить любого звукооператора со своим оборудованием. А если вы считаете, что этот контракт представит вашу компанию в выгодном свете перед потребителями, используйте видео и аудиосъемку для производства информационных и рекламных сюжетов.

Е.Щугорева

Олег Тиньков о тактике переговоров:

ПРИГЛАШЕНИЕ

на участие в конкурентных переговорах в электронной форме

№ 5338

«14» августа 2014 г.

1. Способ закупки: открытые конкурентные переговоры в электронной форме

2. Наименование Заказчика: ОАО «Петербургская сбытовая компания»

Место нахождения: 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 11

Почтовый адрес: 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 11

Контактный телефон: (812) 336-69-69

Адрес электронной почты: office@pesc.ru

3. Наименование Организатора закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО – Центр управления закупками»

Место нахождения:119435, Россия, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 3.

Почтовый адрес: 119435, Россия, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 3.

Контактное лицо: Гребенюк Анна Викторовна

Контактный телефон: +7 (495) 664 8840 доб. 3117

Адрес электронной почты: grebenyuk_av@interrao.ru

4. Предмет открытых конкурентных переговоров в электронной форме: право заключения договора на приобретение программно-аппаратного комплекса (ПАК) для единого биллинга юридических лиц сбытовых компаний группы «Интер РАО» для ОАО «Петербургская сбытовая компания»

5. Предмет договора:

Лот 1: Приобретение программно-аппаратного комплекса (ПАК) для единого биллинга юридических лиц сбытовых компаний группы «Интер РАО» для ОАО «Петербургская сбытовая компания».

6. Объем поставляемых товаров:

Лот 1: в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» Закупочной документации.

Подробное описание и требования к поставляемым товарам, а также условия договора содержатся в Закупочной документации, которая является неотъемлемой частью Приглашения на участие в открытых конкурентных переговорах в электронной форме.

7. Место поставки товара:

Лот 1: в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» Закупочной документации.

8. Сведения о начальной (предельной) цене договора:

Лот 1: 101 204 000,00 руб. без НДС.

9. Срок, место и порядок предоставления Закупочной документации:

Закупочная документация находится в открытом доступе на электронной торговой площадке B2B-Center (ОАО «Центр развития экономики») www.b2b-energo.ru (№_____), ООО «ИНТЕР РАО – Центр управления закупками» http://www.interrao-zakupki.ru, и ОАО «Петербургская сбытовая компания» www.pesc.ru, начиная с даты размещения приглашения.

Закупочная документация предоставляется лицу через функционал электронной торговой площадки.

Плата за предоставление Закупочной документации не взимается.

Закупочная документация предоставляется в течение срока, определенного регламентами работы электронной торговой площадки.

10. Сведения о предоставлении:

— преференций: нет.

— альтернативных предложений: да.

11. Место подачи и срок окончания подачи заявок на участие в закупке: заявки на участие в закупке должны быть поданы до 15:00 (по московскому времени) «01» сентября 2014 года через соответствующий функционал электронной торговой площадки B2B-Center, указанный в пункте 9 настоящего приглашения.

12. Дата и место рассмотрения заявок на участие в закупке: Организатор закупки проведет процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке в 15:00 (по московскому времени) «01» сентября 2014 года, в порядке, предусмотренном правилами работы электронной торговой площадки.

13. Дата и место подведения итогов конкурентных переговоров: подведение итогов состоится по адресу Организатора закупки не позднее «01» октября 2014 года. Организатор закупки вправе, при необходимости, изменить данный срок.

14. Организатор закупки вправе отказаться от его проведения в любое время, если иное прямо не указано в Закупочной документации без каких-либо для себя последствий.

15. Договор по результатам конкурентных переговоров между Заказчиком и Победителем закупки будет заключен не позднее 20 (двадцати) дней со дня подписания протокола по экспертизе справки о цепочке собственников Победителя конкурентных переговоров (признания Победителя).

16. Подробные условия конкурентных переговоров в электронной форме, а также условия заключения договора по результатам конкурентных переговоров содержатся в Закупочной документации, которая является неотъемлемой частью Приглашения на участие в открытых конкурентных переговорах в электронной форме.

17. Победителем конкурентных переговоров признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в Закупочной документации.

18. Настоящее приглашение не является офертой или публичной офертой Заказчика. Проведение закупки способом конкурентные переговоры в электронной форме не накладывает на Заказчика или Организатора такой закупки обязательств, в случае отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе проведения процедуры, если иное прямо не указано в Закупочной документации.

>Как провести закрытые торги по 223-ФЗ

Что такое закрытые процедуры по 223-ФЗ

Закрытыми называют торги, при которых заказчик направляет приглашения принять участие ограниченному кругу поставщиков, а сведения о процедуре не размещаются в ЕИС.

Порядок проведения закрытых закупок по 223-ФЗ регламентируются статей 3.5, которая начала действовать с 01.07.2018.

Основные положения о закрытых торгах (ЗТ):

  • проводятся в форме конкурса, аукциона, запроса предложений, котировок иным конкурентным способом, который предусмотрен положением о закупке;
  • случаи проведения определены законом;
  • информация не размещается в ЕИС;
  • принимают участие не менее двух организаций, которым заказчик направляет приглашения;
  • могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме.

Случаи проведения

Проведение закупки в закрытой форме является исключением, поскольку основным принципом, согласно закону 223-ФЗ, является информационная открытость закупочной деятельности заказчиков.

Случаи выбора закрытых способов строго определены законом:

  • сведения, содержащиеся в документах закупки, составляют гостайну;
  • Правительством РФ или координационным советом Правительства РФ определена необходимость проведения конкретной закупки в закрытой форме (ч. 2 ст. 3.1; ч. 16 ст. 4);
  • ТРУ попали в перечень, утвержденный правительством, — ч. 16 ст. 4 (отдельные виды ТРУ в сфере атомной энергетики, космической деятельности, услуги по перевозке опасных грузов и др.);
  • закупаемые товары относятся к перечню продукции машиностроения, составленному координационным советом Правительства РФ (п. 3 ч. 8 ст. 3.1).

Порядок проведения закрытых тендеров

Порядок проведения процедуры

Содержание извещения и документации

Рассмотрение заявок

Конкурс

  1. Подготовка извещения и документации.
  2. Определение перечня возможных участников. Если сведения о закупке составляют гостайну, претендент должен иметь лицензию ФСБ на работу с такими сведениями.
  3. Отправление приглашений и документации не менее чем 2-м претендентам не позднее чем за 15 к. д. до даты окончания срока приема заявок.
  4. Заявки подаются в запечатанных конвертах или посредством электронной торговой площадки. Особенности проведения ЗТ в электронной форме устанавливает Правительство РФ (ч. 4 ст. 3.5).
  1. В извещении указать (ч. 9 ст. 4):
    • способ закупки;
    • сведения о заказчике;
    • предмет и условия проекта договора;
    • НМЦ;
    • порядок предоставления документации;
    • срок приема заявок.
  2. Содержание документации (ч. 10 ст. 4):
    • описание и требования к продукции (ч. 6.1 ст. 3);
    • правила оформления заявки;
    • НМЦ;
    • порядок оплаты ТРУ;
    • требования к участникам;
    • срок приема заявок;
    • этапы рассмотрения и сроки;
    • алгоритм оценивания заявок;
    • иные сведения в соответствии с положением.

Заявки рассматриваются на соответствие требованиям, прописанным в документации. Сопоставление происходит строго по установленным критериям.

По итогам каждого этапа составляется протокол. Требования — в ч. 13, 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, который отвечает всем требованиям и предложил лучшие условия.

Аукцион

Документация аналогична конкурсной + указывается шаг аукциона (ч. 18 ст. 3.2).

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену (если после снижения цены до нуля проводится тендер на право заключить договор, то побеждает предложение с наибольшей ценой).

Запрос котировок

Аналогично конкурсу.

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 5 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену.

Запрос предложений

Аналогично конкурсу.

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 7 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Аналогично проведению конкурса.

Порядок заключения договора

Для всех процедур этот этап проходит по одним и тем же правилам.

Стороны подписывают договор не ранее чем через 10 и не позднее 20 дней с даты итогового протокола.

При согласовании с органом управления — не позднее 5 дней после одобрения; при обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после получения решения ФАС.

Можно ли проводить закрытую процедуру закупки при работе по 223-ФЗ?

Анна, добрый день! Хотя закупки, осуществляемые в рамках 223-ФЗ в основном регламентируются положением о закупках, утверждаемого до начала года соответствующей организацией, все же сам закон содержит некоторые прямые ограничения. В частности, согласно ст. 3.5

Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, еслисведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, или если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее также — закрытая конкурентная закупка).

т.е. либо это гостайна, либо в отношении конкретной закупки Правительством РФ принято решение о невключении сведений о ней в единую систему закупок, либо в соответствии с п. 16 ст. 4 223-ФЗ указанное оборудование включено в перечень оборудования, по которым могут применяться закрытые процедуры закупок. Таким образом, 223-ФЗ установлены исчерпывающий перечень оснований при наличии которых конкурентные закупки могут проводится закрытым способом, т.е. без размещения информации ЕИС

Конкурсные процедуры закупок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *