Практика без теории

Антон Безмолитвенный

Нет ничего практичнее хорошей теории.
Роберт Кирхгоф

Знакомьтесь: «Практик» и «Теоретик» — две базовые стратегии по жизни, обусловленные разными подходами к освоению мира. Сразу оговорюсь — это именно стратегии, а не конкретные люди — обозначенные идеальные типы не разгуливают по улице. В каждом человеке в разной пропорции можно найти и то, и другое.

Практик

В нашем обществе обычно принято считать, что «практика» — это всегда хорошо. Практичность ставится в заслугу. За ней усматривают некую «близость к жизни» и особую «сермяжную правду». Есть ли в этом какая-либо доля истины?

Разумеется! Практик обычно действительно адекватно приспособлен к жизни в рамках своей социальной ниши. Его действия, как правило, приносят очевидный материальный результат.

По большому счету от любой достаточно сложной системы ему требуется только одно — «чтобы работало». И только в последнюю очередь (если вдруг что-то сломается) он начинает интересоваться объяснениями, как именно это работает.

Можно сказать, что практик выдрессирован жизнью. Его действительно богатый опыт основан на запоминании некоторого количества повторяющихся событий: «туда не ходи — на голову снег упадет, совсем плохо будет».

Откуда берет истоки практический подход к жизни? С чем связана подобная «приземленность»?
С принципом «экономии мышления»: практика интересует расширение «зоны контроля», личное воздействие на мир, любое действие по жизни осуществляется им для решения конкретных задач. Нет задачи — практик и пальцем не пошевелит, даже задумываться ни секунды не будет. Объяснения ему нужны только в том случае, если они связаны с возможностью расширить «зону контроля» — способности воздействовать на окружение в интересах своего дела. Все, что выходит за рамки жизненного мира практика, зоны непосредственного воздействия и контроля — отбрасывается за ненадобностью.

Теоретик

В массовом сознании теория на сегодняшний день воспринимается скорее как отрицательное явление. Бесполезная трата времени, не имеющая связей с повседневной жизнью.

Почему так случилось?

Теоретик понимает причины интересующих его явлений, но далеко не всегда имеет возможность на них воздействовать.

Его интересует строение окружающего мира самого по себе: причины и следствия, структуры и а не инструменты влияния на ситуацию. Теоретик может потратить уйму времени, выясняя нюансы какого-то малоизвестного явления, никак не связанного с его каждодневной жизнью, просто так — «для расширения кругозора».

Теоретик как раз и определяется тем, что занимается исследованием вещей, выходящих за пределы зоны его непосредственного воздействия (Зоны Контроля). Причем делает это не по недоразумению, а осознанно — у него отсутствует убеждение, что ментальные усилия и вообще умственную энергию нужно экономить. Наоборот — в большинстве случаев теоретик не знает, что делать с избытком мыслей.

Зона Контроля и зона теоретических изысканий (Зона Исследования) для этого типажа существенно различаются. Поэтому теоретик действительно многое знает, но мало может по жизни.

Если теоретик расширяет зону контроля и обретает реальную власть над областью своих исследовательских изысканий, он превращается в практикующего теоретика.

Идеальный тип

Практикующий Теоретик — это идеальный типаж, Зона Контроля которого расширяется за счет зоны теоретического интереса и практически совпадает с ней. Действия практикующего теоретика находятся в Зоне Ближайшего Развития, основаны на понимании причин явлений и ведут к дальнейшему расширению зоны контроля.

Возникает вопрос: почему этот тип столь редко встречается в реальной жизни?

Теоретику не хватает трансмиссии — инструмента, позволяющего связывать зону контроля с зоной исследования, влиять на свое окружение. Самый главный вопрос по жизни для теоретика — «КАК? (это сделать) «
Теоретику в первую очередь следует полностью отказаться от трансцендентных исследований и заняться анализом своей Зоны Контроля, а после этого — в обязательном порядке ДЕЙСТВОВАТЬ. Причем, для начала — в своих узко эгоистичных интересах.

Теоретику не нужно дополнительного академического обучения — ему требуется пережить опыт вовлечения в деятельность. Например, на экстремальных или кейсовых (практико-ориентированных) тренингах.

Практику не хватает системности и структуры и опыта осмысленного действия. Самый главный вопрос для практика «ЧТО? (делать) «.
Практику следует начать АНАЛИЗИРОВАТЬ причины и последствия действий — в первую очередь своих, стихийно сформированных. И далее — сознательно осваивать навык действовать, основываясь на предварительно продуманном плане.

Практикам подойдут структурирующие (раскладывающие все по полочкам) тренинги, ориентированные на осмысление своей жизненной ситуации и расширение кругозора.

Желаю вам осознать свои сильные стороны и разработать слабые — с тем, чтобы стать практикующим теоретиком. Воплощайте мечты в жизнь. Это стоит того. Правда.

260 лет назад в австрийском городе Зальцбурге, который тогда называли северным Римом, родился Вольфганг Амадей Моцарт. Дата его рождения 27 января 1756 года – для русского читателя символический день.
27 января 1832 года маленькая трагедия – на самом деле по-шекспировски великая – «Моцарт и Сальери» впервые была поставлена в петербургском Большом театре. Если учесть, что Моцарт родился 27 января, а Пушкин был смертельно ранен в этот день, то есть над чем поразмышлять нумерологам.
Пушкин задумал свою трагедию в Михайловском в 1825 году. И завершил работу над ней в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Первоначальный заголовок был «Зависть». «Как рано зависти привлек я взор кровавый и злобной клеветы невидимый кинжал», – писал о себе восемнадцатилетний поэт. И нельзя сказать, что пушкинисты имеют более или менее определенный ответ на вопрос, кто эти завистники юного Пушкина. Но какого же гения не сопровождает зависть?
О конгениальности Пушкина и Моцарта говорилось, писалось не раз, но и логика жизненного пути того и другого поражает сходством. Блистательное начало и горестный конец. Уйма сомнительных диагнозов смертельной болезни Моцарта и около десяти подозреваемых авторов пасквиля, спровоцировавшего гибель Пушкина. Оба избрали рискованный путь свободных художников, воспринимали самих себя как независимых профессионалов, владеющих своим «ремеслом», гордых своей мастеровитостью. Моцарт: «Я люблю, чтоб ария подходила певцу с точностью хорошо сработанного платья». Пушкин: «На свою конченую поэму я смотрю, как сапожник смотрит на пару сапог»…
Моцарту «черный» человек заказывает «Реквием». Пушкину «белый человек» предсказан гадалкой А.Ф.Кирхгоф.
Когда в 1825 году европейские газеты сообщили о смерти композитора Антонио Сальери, который пережил Моцарта на 34 года и перед смертью мучимый угрызениями совести признался в отравлении «бога музыки», Пушкин усмотрел здесь трагедию зависти.
В наши дни именем Сальери называют театры, улицы, музеи. Ему ставят памятники, устраивают фестивали в его честь. Сальери сорок лет был «первым композитором» Австрийского двора, прекрасно материально устроенным. У Моцарта же все умопомрачительные творческие успехи были обратно пропорциональны финансовым, словно по какому-то злому колдовству. И похоронили-то его по третьему разряду в общей могиле для бедняков, никак не отмеченной. Провожающие дошли только до ограды кладбища святого Марка – якобы из-за снежной бури. Но в двадцатом веке американский музыковед Николаус Слонимский сделал запрос Венской метеорологической службе – оказалось, никакого ветра и снега в тот день не было! Возникающие вопросы не имеют ответов уже более двух веков. За гробом якобы шли несколько музыкантов, в том числе Сальери, и какой-то нищий. Об этом нищем невольно думаешь, читая рассказ певицы Венской оперы Алоизии Ланге, первой любви Моцарта: «Моцарт ненавидел холеных хлыщей от музыки, но если какой-нибудь нищий музыкант, понимающий искусство, заходил к нему, то он охотно играл для него не только часами, но и целые дни подряд». У Пушкина, правда, наоборот: слепой скрипач играет «из Моцарта», доставляя ему радость и вызывая возмущение Сальери. В глубине полувековой давности Пушкин разглядел этого «слепого скрипача».
Русский поэт, можно сказать, провидел характер и даже конкретные детали жизни человека, чей лучезарный гений был ему соприроден. Спор о том, отравил или нет Сальери Моцарта, никогда не закончится. Но многие верят Пушкину. Н.А. Римский-Корсаков создал одноактную оперу «Моцарт и Сальери», а композитор А.К. Лядов называл пушкинскую трагедию лучшей биографией Моцарта.
Элеонора Лебедева

Итак, начнём с того, что не будем отрицать тесную связь теории с практикой. Несомненно, в основе теории лежит практика, ведь теоретические выводы делаются, исходя из каких-либо практических действий (например, наблюдений, опытов).

Но несмотря на это, теория и «помогает» практике. Прежде чем провести какой-нибудь эксперимент, сначала нужно тщательно изучить его теоретическую базу, в том числе основополагающие принципы данной сферы и стратегически важные нюансы. Кстати, с таким изучением проблем не возникнет, ведь в большинстве случаев теория кодифицирована, систематизирована и содержится на материальных носителях. Это могут быть, например, и учебники, и энциклопедии, и словари, и книги. Также незаменимым источником теории является Интернет, в «паутине» которого можно найти и электронно-цифровые аналоги материальных носителей, и много того, что ещё не попало на «бумагу», а может, и никогда не попадёт.

Реклама

А вот информацию о практике бывает трудно добыть. Ведь чаще всего она исходит из неофициальных источников, поэтому её характерным признаком нельзя назвать достоверность. Для её изыскания придётся приложить значительные усилия, которые смогут отнять не только время, но и денежные средства.

Исходя из вышеотмеченных положений, можно с точностью заверить читателей, что теория не только является подготовительным этапом для внедрения в практику, но и помогает постоянно её развивать.

Если кто-то в будущем и не собирается заниматься практикой, то это ему не мешает углубиться в теорию, которая позволит повысить интеллект и расширить свой кругозор. Вот именно таких людей и называют начитанными, которые всё обо всём знают. Здесь уже не столь важно показать свою «рукодельность», как просто удивить окружающих своими умственными способностями по объёму памяти головного мозга.

Изучать же практику без теории представляется непростой задачей, ведущей к весьма поверхностным практическим познаниям. Про таких людей обычно говорят: «сам не понимает, что делает». «Рукодельность» свою покажет, но объяснить ничего не сможет, действовать, исходя из меняющийся ситуации, тоже не сможет, ведь в этом он не разбирается, а просто выполняет запомненные «шаблонные» действия.

Теперь с полной уверенностью можно отметить ещё одну черту теории: она имеет смысл и без применения на практике, а вот практике без теории «будет нелегко».

В значимости практики, конечно, никто и не сомневается, но и теорию слишком далеко на второй план всё же отодвигать не стоит, ведь она является постоянной «спутницей» и «помощницей» практики — и друг без друга они бы не смогли существовать.

Изучайте теорию, занимайтесь практикой и не пренебрегайте ни одной из «сестёр»!

Теги: теория, исследования, практика, информация, изучение, теория и практика

Г.Ф. Жигаев, М.П. Рябов, Е.Ю. Лудупова, С.М. Николаев

ПРАКТИКА БЕЗ НАУКИ СЛЕПА, НАУКА БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА

ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (Улан-Удэ) Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко (Улан-Удэ) Бурятский филиал НЦРВХ СО РАМН (Улан-Удэ)

В высшем медицинском образовании России две беды: одна — это недостаточное бюджетное финансирование, вторая — недостаточная практическая подготовка врачей.

Говоря об остаточном финансировании практического здравоохранения и высшей медицинской школы как главной причине недостаточной практической подготовки врачей, мы лукавим. Никто еще научно и практически не обосновал и не доказал, каким же должно быть адекватное финансирование, да его и не было никогда!

В начале ХХ века молодые российские врачи ставили вопрос о необходимости стажировки (до начала самостоятельной практики) в крупных лечебных учреждениях: «… мы оканчиваем медицинский факультет, не владея практически всеми методами клинического исследования, многие врачи не умеют держать скальпель в руках. В сущности, это вытекает из всего направления и характера преподавания на наших медицинских факультетах, где на первый план выходит теоретическая подготовка на основе естественно-научного факультета.

С этим явлением можно было бы еще мириться, если бы по окончании факультета мы имели возможность практически пополнить наше образование. Но эта возможность предоставляется нам крайне редко или не удается.».

После 1917 года плановое повышение квалификации врачей стало государственной задачей. В 1964 году создана единая государственная система последипломного обучения врачей и провизоров, в 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Министерству здравоохранения СССР.

В 1969 году введена интернатура. Бесспорно, она способствовала повышению уровня практической подготовки врачей, хотя при ее создании выявлялись различные организационно-методические недостатки.

В качестве лечебных баз для прохождения интернатуры Министерство здравоохранения утверждало представленные облздравотделами и согласованные с вузами крупные областные, городские многопрофильные и специализированные больницы, имеющие хорошо оснащенные отделения.

Непосредственное руководство по принципу наставничества осуществляли ведущие специалисты и заведующие отделениями и имеющие большой стаж, высокую профессиональную квалификацию. Каждая кандидатура предварительно подбиралась облздравом, горздравотделами, согласовывалась с вузом, а затем утверждалась министерством.

Переход России к демократическим преобразованиям и рыночным реформам направил Здравоохранение на курс децентрализации управления и введения бюджетно-страховой модели. Несмотря на то, что управление системой высшего медицинского образования формально осталось в руках Минздрава, взаимоотношения субъектов Федерации и министерства в области здравоохранения резко изменились.

Медицинские вузы в регионах остались в подчинении Министерства, а вся региональная система медицинской помощи перешла под управление и на финансирование исполнительных и законодательных властей региона и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС).

В этой связи у медицинских вузов остался прежний учредитель, а у территориальных лечебнопрофилактических учреждений и врачей региона появился новый.

Это не могло не сказаться отрицательно на интеграции в области практической подготовки врачей, и прежде всего в тех медицинских вузах, которые не имели собственных клиник или клиническая база которых была недостаточно мощной, не многопрофильной.

Создаваемые по крупицам связи между территориальными учреждениями здравоохранения и вузами в одночасье или рухнули, или были серьезно подорваны. Практическое здравоохранение отбросило высшую медицинскую школу далеко назад. Медицинские вузы оказались в положении «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Между прочим, подавляющее большинство зарубежных специалистов, в т.ч. США и Япония, отмечают более высокую и качественную теоретическую подготовку российских студентов в процессе их обучения в медицинских вузах по сравнению со студентами иностранных государств.

Основной целью высшей медицинской школы является подготовка врачей, способных эффективно оказывать лечебно-профилактическую помощь населению. А основная задача в достижении этой цели

— это качественная профессиональная практическая подготовка.

Важное значение для профессиональной практической подготовки студентов на додипломном этапе имеет соотношение аудиторских часов, рекомендуемых учебными планами по врачебным специальностям, и прежде всего по клиническим дисциплинам (в медицинских вузах зарубежья это соотношение таково: одна треть аудиторских часов отводится на лекции и две трети — на практические клинические занятия).

Учебные планы с рекомендациями были утверждены Минздравом еще в 1987 году. Анализ распределения часов только по клиническим дисциплинам показывает, что из общего числа часов на лекционные отводилось 32,4 %, на практические клинические занятия — 67,6 %, что соответственно общепринятому соотношению.

Однако в новом Госстандарте (1993) распределение часов по дисциплинам предоставлено самим вузам. Важно только, чтобы это происходило не в ущерб практической подготовке студентов.

Проведенное анонимное анкетирование среди интернов показало, что:

— более 80 % считают свою практическую подготовку в вузе крайне недостаточной, в первую очередь в плане врачебных умений и навыков (по клиническим дисциплинам);

— при оценке практических навыков («не видел», «видел, но не умею», «умею плохо», «умею хорошо») наиболее часто выбирали ответы «видел, но не умею» и «умею плохо»;

— причиной своей недостаточности практической подготовки считают:

а) доминирование теории над практикой;

б) редкое совместное с преподавателем проведение обследования, диагностики и лечения больных в клиниках;

в) подмена преподавателями в клиниках обучения студентов врачебным манипуляциям чтением студентами учебно-методической литературы (СРС) или выполнением хозяйственных, подсобных работ;

г) недостаточное число непосредственных контактов с больными (как самостоятельных, так и под контролем преподавателя);

— более 60 % опрошенных отмечают, что профессиональные умения с разной степени качества приобрели в период прохождения интернатуры (за 1 год), а не на шестилетнем этапе додипломной подготовки);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— теоретическая подготовка в вузе по клиническим дисциплинам оценена: хорошо — 23 %, удовлетворительно — 55 %, неудовлетворительно — 22 %;

— оценка практических (врачебных) умений и навыков: хорошо — 12 %, удовлетворительно — 49 %, неудовлетворительно — 39 %;

— объем подготовки по клиническим дисциплинам в вузе врачи-интерны оценили как: недостаточный

— 40 %, достаточный — 58 %, излишний — 2 % (по гуманитарным, социально-экономическим и медикобиологическим дисциплинам врачи считают объем подготовки в вузе излишним — соответственно 87 и 19 %).

В высшей медицинской школе следует считать фундаментальными для профессионального становления специалиста основные клинические дисциплины: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология. Именно на их фундамент должны надстраиваться узкоспециальные дисциплины, остальные могут иметь статус общеобразовательных, обеспечивающих качество врача-специалиста с высшим медицинским образованием.

Приоритетом в практической подготовке будущих врачей должна быть индивидуализация обучения: каждый преподаватель в малых группах студентов (5 — 6) на практике учит их основам врачебного мышления, проходя вместе с ними все этапы лечебно-диагностического процесса с его трудностями и ошибками не по учебникам, а непосредственно на примере каждого конкретного пациента.

К сожалению, в большинстве случаев в отечественной высшей медицинской школе клиническое обучение студентов проходит по концепции французской школы: не от выявления симптомов и синдромов болезни к диагнозу и лечению, а от уже поставленного диагноза к лечению.

Однако многие отечественные кафедры продолжают придерживаться славных традиций русских клиницистов — лечить не болезнь, а больного (школы Н.И. Пирогова, Боткина, Захаренко, Билибина, Гареева, Газова, Василенко и др.). И тем не менее, основным методом обучения в системе высшего медицинского образования по-прежнему остается информационный.

При отсутствии должного взаимоотношения с директором (главным врачом) кафедры лечебного учреждения (клинической базы) внутривузовского, внутрикафедрального, внутрибазового (больничного) контроля за качеством практической подготовки студентов, интернов и ординаторов делу не поможет никакой высший контроль.

Очень много зависит от позиции руководителя клинической базы, заведующего клинической кафедрой, ее профессоров и доцентов, которые не должны игнорировать положенное им по статусу непосредственное участие в практической подготовке студентов.

Производственная практика для колледжа – это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических профессиональных компетенций у студентов для облегчения их выхода на рынок труда и возможность получить обратную связь со стороны организаций и компаний, принимающих студентов на практику в качестве обучения.
Так и для студентов 3 курса специальности «Финансы» успешно завершилось прохождение преддипломной практики, на которой они зарекомендовали себя как исполнительные, трудолюбивые, организованные и инициативные сотрудники, которые ответственно подходят к выполнению заданий. Студенты поделились своим опытом самостоятельной работы, представив публичную защиту и презентации.

Батманова Маргарита, студентка 322 группы.

Преддипломная практика предоставила студентам множество новых возможностей, таких как:
— получение дополнительной информации о рынке востребованных компетенций и рынке профессий;
— получение информации о том, нужно ли углублять и в каком направлении знания, полученные в колледже;
— возможность трудоустройства в компании, где проходила производственная практика;
— получение навыков поиска работы и проведение переговоров с работодателем;
— и многие другие.
Руководители организаций, предоставивших места для прохождения практики нашим студентам, выразили благодарность педагогическому коллективу колледжа за хорошую подготовку будущих финансистов и надеются на дальнейшее взаимное сотрудничество в области подготовки высококвалифицированных специалистов.

Практика без теории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *