Реформа Роспотребнадзора

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.

В 2019–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы». По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы — создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) — оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих — 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных — 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году — 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. «Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить — запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,— говорит он.

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников — достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Анастасия Мануйлова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Началась реорганизация Ростехнадзора, предусматривающая укрупнение территориальных управлений.

Еще 05.10.2012 г. Правительство РФ утвердило новую схему размещения территориальных органов федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), согласно которому их будет на 20% меньше, чем ранее — 28 вместо 36.

Смотрите распоряжение Правительства РФ от 5 октября 2012 г. №1846-р, и приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 октября 2012 г. №570 «О предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В новой схеме, предполагающей укрупнение территориальных подразделений Ростехнадзора, нет Верхне-Волжского управления службы (Ярославль), Беломорского управления (Петрозаводск), Северного управления (Вологда), Нижне-Донского управления (Ростов-на-Дону), Приуральского упрвления (Уфа), Средне-Волжского управления (Саратов), Западно-Сибирского управления (Новосибирск), Прибайкальского управления (Иркутск), Южно-Сибирского (Кемерово) и Камчатского управления службы (Петропавловск-Камчатский).

В то же время новая схема предполагает создание Сибирского (Кемерово) и Кавказского (Пятигорск) управлений ведомства.

Президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос об оптимизации ведомств, занимающихся контролем и надзором. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в федеральном ведомстве, правительстве и Кремле, соответствующее поручение было дано в июле.

В нем прописано, что правительство должно до 1 декабря представить в Кремль предложения по оптимизации структуры и сокращению числа контрольных и надзорных органов. Премьер-министр направил поручение в Минюст, Минфин, Минтруд и Минэкономразвития, которые должны представить свои наработки до 15 октября.
Как отмечает «Коммерсантъ», речь идет об исключении дублирующих функций и возможном объединении контрольно-надзорных органов «по сферам деятельности».
В правительстве изданию заявили, что списка органов, которые может затронуть оптимизация, пока нет. В Минюсте уточнили, что выполняют надзорные и контрольные функции прежде всего федеральные службы (всего их 30, 17 находятся под контролем профильных министерств). В целом же контрольно-надзорными функциями наделено 44 ведомства, в том числе министерства в сфере своей деятельности. В Минэкономразвития сообщили, что сейчас только «ведется проработка предложений, по итогам которой будет принято решение о том, какие предложения будут направлены головному исполнителю». Головным исполнителем назначен министр Михаил Абызов, который курирует экспертный совет при Белом доме и занимается реформой контрольно-надзорной деятельности в составе правительственной комиссии по административной реформе.
Ранее, в августе 2014 года, Минэкономразвития разработало концепцию нового закона о государственном и муниципальном контроле, согласно которой контрольно-надзорные органы должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. В декабре президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию потребовал создать единый реестр проверок. «Каждая проверка должна стать публичной», — заявил он. В конце декабря депутаты внесли поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» (294-ФЗ), предусматривающие создание единого реестра проверок. Вслед за этим Минэкономразвития разработало проект постановления правительства о правилах формирования и ведения реестра. В марте 20125 года министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов рассказал РБК, что единый реестр требований к проверкам бизнеса может быть утвержден до конца этого года.

ФРИО утверждает, что письмо Путину подписали 300 000 предприятий, в которых работают 4,8 млн человек. По мнению предпринимателей, Роспотребнадзор в его текущем виде не должен существовать и его нужно упразднить.

«В своём нынешнем виде Роспотребнадзор представляет собой карательный орган, собирающий деньги за нарушение устаревших и бессмысленных требований, аналогам которых нет нигде в мире, — указано в обращении. — Санитарные правила и иные документы содержат положения, дублирующие, расширяющие и противоречащие требованиям действующих актов правительства РФ, технических регламентов ЕАЭС, актов других органов и ведомств».

Рестораторы указали, что функции Роспотребнадзора дублируют работу других служб. Ведомство не прислушивается к бизнесу и не учитывает его предложения по переработке санитарных правил, говорится в документе. При этом сотрудники Роспотребнадзора «не имеют практического опыта или компетенций ни в одной из сфер регулирования», уверены предприниматели.

«Указанные выше проблемы не просто мешают функционированию бизнеса, но и заставляют предпринимателей выполнять формальные требования во избежание штрафов в ущерб технологичности и здравому смыслу», — пишут бизнесмены.

Согласно предложению бизнесменов, Роспотребнадзор должен лишиться права закрывать предприятия и отказаться от выездных проверок, заменив их обучением, страховкой и программами контроля качества. Предложенные шаги «позволят поднять отрасли экономики из глубочайшего кризиса и дать им возможность для развития», уверены в ФРИО.

Кроме этого, рестораторы и отельеры предложили пересмотреть налоговую систему — снизить НДС для пищевой промышленности и ресторанов до 10%, ввести специальный налоговый режим. Они также попросили, чтобы, присваивая компании статус малого или среднего бизнеса, государство исключило критерий количества сотрудников.

Сергей Мамонтов / РИА «Новости»

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Реформа Роспотребнадзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *