Университет и институт

Мы говорим об учебных заведениях, каждое из которых относятся к категории высших. Институт ориентирован на подготовку студентов в узкой профессиональной области. Университет – многопрофильный ВУЗ, готовит специалистов по большому числу учебных программ. Академия ориентирована на подготовку широкого круга специалистов в определенной отрасли деятельности (экономика, образование, сельское хозяйство, военное дело и другие).

Какой ВУЗ выше по статусу? Сказывается ли статус учебного заведения на качестве образования? Поговорим об этом далее.

Характерные черты университета

Университет – это многопрофильный ВУЗ, проводящий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по большому числу специальностей. В его компетенции также находится переподготовка и повышение квалификации, научная работа не менее чем в 5-ти областях, соответствующих деятельности учебного заведения.

Ключевые черты:

  • Широкий круг специальностей, по которым проводится подготовка обучающихся студентов.
  • Большой состав преподавателей, соответствующий критериям и естественным образовательным потребностям.
  • Возможность включения в состав ряда институтов, их преобразование в факультеты.

Именно университет (а не академию, как многие считают) принято считать наиболее статусным ВУЗом в сравнении с остальными.

Закон при этом о статусах ничего не говорит, лишь обуславливает критерии градации. И одновременно с этим многие академии стремительно преобразовываются в университеты.

Данный факт обуславливается не столько стремлением повысить свой «статус» и привлечь студентов, сколько желание получить максимально широкие возможности для осуществления подготовки по непрофильным специальностям (по образовательным программам, выходящим за пределы компетенции и выбранной ВУЗом области).

Характерные черты академии

Академия – это ВУЗ, готовящий студентов по широкому кругу специальностей в одной из отраслей общественной деятельности. Он также может проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Ключевые черты:

  • Широкий круг образовательных программ.
  • Подготовка студентов в одной отрасли.
  • Преподавательский состав меньше в сравнении с университетским.

Академия также проводит научные исследования, но только в своей отрасли. Поэтому научная работа не является столь же масштабной, как в университетах.

Акцент на одну область может накладывать отпечаток и на число студентов, и на объемы научной работы. В теории ВУЗ ориентирован на обеспечение одной из отраслей человеческой деятельности специалистами высокого класса за счет акцентирования программ подготовки именно на эту сферу.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Что делать, если не поступил в ВУЗ? Ответ на этот вопрос и подробную инструкцию о том, что делать в такой ситуации найдешь в нашей статье.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Различия между институтом, университетом и академией

При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:

  • Программы подготовки.
  • Соотношение аспирантов и студентов-очников.
  • Степени профессоров, преподавательский состав.

Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов. По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.

Чем отличается институт от университета

В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:

  • Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
  • Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
  • Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.

Еще одно важное отличие университета от института заключается в числе прошедших защиту аспирантов. В случае если через год после выпуска ее проходит не менее 1/4 выпускников, то ВУЗ может быть классифицирован как университет. Соответственно показатели института могут быть ниже заветных 25%.

Чем отличается академия от института

Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:

  • На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
  • Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
  • Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.

Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР. А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.

Отличие академии от университета

Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:

  • На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
  • Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.

Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.

Как не вылететь из университета – практические советы от студентов.

Вместо заключения: где лучше учиться

Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.

Студентам рекомендуется основывать выбор не на виде высшего учебного заведения, а на его рейтинге, опыте студентов этого ВУЗа, на основе данных о популярности выпускников среди работодателей и других практических показателях.

Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.

Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации. Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии. Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.

Автор статьи Мария Косицына Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ. Написано статей 74

§ 25. Сложносокращенные слова и аббревиатуры

1. Сложносокращенное слово, обозначающее название учреждений или организаций, пишется с прописной буквы в случае, если словосочетание в полном виде пишется с прописной буквы: Госсовет, Минводхоз, Профиздат.

2. Аббревиатура, читаемая по названиям букв, пишется одними прописными буквами независимо от того, образована она от имени собственного или нарицательного: СНГ (Союз Независимых Государств), ЦСУ (Центральное статистическое управление), РТС (ремонтно-техническая станция), ЧП (чрезвычайное происшествие).

3. Аббревиатура, читаемая по звукам, пишется:

1) одними прописными буквами, если она образована от имени собственного: ООН (Организация Объединенных Наций);

2) одними строчными буквами, если она образована от имени нарицательного: вуз (высшее учебное заведение), роно (районный отдел народного образования), орс (отдел рабочего снабжения).

Примечание. Закрепилось написание прописными буквами аббревиатур: ГЭС (гидроэлектростанция), ГРЭС, ЖЭК (жилищно-экс-плуатационная контора).

4. В сложносокращенных словах со значением имени собственного, образованных частично из начальных звуков, частично из усеченных слов, первая часть пишется прописными буквами, а вторая — строчными: ВНИИстройдормаш (Всероссийский научно-исследовательский институт дорожного машиностроения), НИИхиммаш (Научно-исследовательский институт химического машиностроения).

Но если аббревиатура находится в середине или в конце сложносокращенного слова, то она пишется строчными буквами: Промтрансниипроект, Гипродорнии.

5. Аббревиатуры, образованные из названий букв иноязычного алфавита, пишутся с прописной буквы, причем все названия букв соединяются дефисом: Би-би-си (английская радиостанция), Си-ай-си (американская разведка), Си-эн-эн (американская радиотелевизионная компания).

Статус высших и средних учебных заведений.

Что такое статус учебного заведения?

Каждое учебное заведение имеет государственный статус, который присваивается (а в дальнейшем подтверждается каждые пять лет на аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. Статус в обязательном порядке включается в наименование вуза или ссуза и отражается в Уставе и свидетельстве о государственной аккредитации.

Рассмотрим, в чем заключается различие между институтом, академией и университетом.

В России существует три вида высших учебных заведений: институт, академия и университет.

Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным – проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии.

Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: академия физической культуры, сельскохозяйственная академия, академия туризма, текстильная академия, академия железнодорожного транспорта.

В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного вуза могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты.

Такая четкая градация характерна в основном для государственных вузов. Негосударственные учебные заведения часто, стараясь возвыситься над конкурентами, искусственно завышают свой статус. Например, «Современный гуманитарный университет» вынужден был переименоваться в «Современную гуманитарную академию». Также негосударственные вузы чаще используют в названии словосочетание «высшая школа». Однако аккредитованные негосударственные образовательный организации при этом стараются добавлять к названию в скобках действительный статус. Например: «Высшая гуманитарная школа им. Дубнова (институт)».

Бывает, что государственные вузы, которые, просуществовав много лет, уже не беспокоятся о потере свого веса в глазах абитуриентов. Это сложившиеся учебные заведения, название которых уже давно всем знакомо. При повышении статуса на аккредитационной коллегии такие вузы, чтобы не потерять узнаваемость, сохраняют старое название, к которому в скобках добавляют приписку (университет). Например: «Московский авиационный институт (Государственный технический университет)» или «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». Или наоборот, сохраняют всем знакомую аббревиатуру старого названия. Например: «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», или «Московский государственный технический университет «МАМИ».

Но, не смотря на все эти различия, законодательством не предусмотрены какие-либо льготы, преимущества или ограничения для выпускников образовательных организаций разного статуса. Для студента высшего учебного заведения более важно наличие государственной аккредитации, чем статус.

Учебные заведения среднего профессионального образования тоже имеют градацию по статусу. Это техникум и коллеж.

Колледж отличается от техникума тем, что в нем ведется подготовка специалистов не только по базовому, но и по повышенному уровню. То есть в приложении к свидетельству об аккредитации колледжа должна быть указана хотя бы одна программа, по которой обучают специалистов повышенного уровня. Например, с присвоением квалификации не «техник», а «старший техник».

Квалификация повышенного уровня дает выпускнику колледжа возможность продолжить обучение в высшем учебном заведении соответствующего профиля по сокращенной программе, с перезачетом тех дисциплин, которые преподавались в колледже в таком объеме, который предусмотрен для их изучения в учреждениях высшего профессионального образования.

Многочисленные абитуриенты, ежегодно штурмующие двери престижных ВУЗов страны, вряд ли задумываются над тем, почему выбранное ими учебное заведение имеет статус университета, института или академии. А ведь ВУЗы имеют определённое название неспроста, оно помогает ориентироваться в статусе образовательного учреждения и направлению обучения. Самые популярные среди поступающих – академия и университет. И хотя их часто отождествляют, разница между ними присутствует.

Возникновение

По легенде академия возникла изначально как школа, которой руководил философ Платон. Она находилась в роще бога Академа. Недолго думая, Платон решил назвать свою школу Академией, в честь этого бога. Позже академии стали чем-то вроде кружков интеллигенции и только при дворе Карла Великого академия стала высшим учебным заведением. В России же первой академией стала Духовная, открывшаяся в 1658 году.

Университет появился в средние века, приблизительно в XII-XIV, и сразу представлял собой многопрофильное высшее учебное заведение. Сегодня это популярнейшие высшие образовательные учреждения во всём мире. В России пытаются сократить количество университетов, так как многие из высших учебных заведений не соответствуют мировым стандартам обучения.

Образование и статус заведения

Академии – это образовательные учреждения, относящееся к высшим. Направления деятельности у академий достаточно обширны: реализация образовательных программ как вузовского, так и послевузовского образования, проведение исследований в определённой области науки. На каждую сотню студентов академии должно приходиться не менее двух аспирантов. Не менее 55% педагогов должны иметь учёные степени и звания.

Университет осуществляет многопрофильную подготовку по разнообразным специальностям. Также, как и в академии, в университете проводят переподготовку кадров. Минимальное количество аспирантов, приходящееся на каждые сто студентов не должно быть меньше, чем 4 человека. Процент педагогов, которые в обязательном порядке должны иметь учёную степень или звание равняется 60.

Выводы TheDifference.ru

  1. Современные академии готовят специалистов определённого направления, например сельскохозяйственное или художественное. Университеты – многопрофильные заведения.
  2. Университеты по статусу выше, чем академии, но это не влияет на качество получаемого образования и на его ценность. И в том, и в другом случае студент получает высшее образование.
  3. На каждую сотню студентов в академии должно приходиться не менее двух аспирантов, а в университете – не менее четырёх.
  4. Процент педагогов с ученой степенью или званием в академиях не может быть менее 55%, а университетах- 60%.

Наверняка многие не раз задумывались о том, почему высшие учебные заведения имеют различные названия и как наименования влияют на статус вуза, качество получаемого образования и что выше академия или университет. Отличия есть, однако формальная категория вуза не определяет престижности его диплома и не оказывает влияния на уровень получаемых знаний. Принципиальная разница заключается в числе специальностей, охвату различных отраслей и направленности образования, которая может быть узкопрофильной или фундаментальной.

Что такое вуз

Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.

Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».

Институт

Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.

Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

Университет

Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.

Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

Академия

Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.

Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.

Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

Чем академия отличается от университета и института

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Чтобы перейти в ранг университета, организация должна обучать студентов по минимум семи различным направлениям.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Что выше: университет или академия

Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:

  • многопрофильность подготовки;
  • проведение исследований по нескольким направлениям;
  • более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).

Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.

Университет и институт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *