Третейский суд ростех

«Ростех» не будет первой госкорпорацией с собственным третейским судом. Российский арбитражный центр (РАЦ), возможно, связан с «Росатомом»: в 2019 г. из 262 рассмотренных им дел 194 были внутригрупповыми спорами предприятий атомной отрасли. Для таких споров в РАЦе есть упрощенная процедура и уменьшенные ставки сборов. Так что «свой арбитраж» – это тренд, просто раньше позволить себе его могли обычные корпорации, а теперь только государственные. У остальных не хватает лоббистских возможностей.

Третейские суды (арбитражи) всюду в мире – альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало от 398 до 1829 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Первая оценка получена в ходе переписи третейских судов журнала «Третейский суд», вторая – из данных государственных судов.

Преимущество третейского суда перед государственным – возможность конфиденциально разрешить спор, а потом получить в государственном суде исполнительный лист (как говорят юристы, «засилить решение»). По общему праву такое решение не может быть пересмотрено государственным судом. Третейские суды могут быть и международными – один из таких вынес решение о споре между акционерами ЮКОСа и Россией.

Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против «карманных» судов: Минюст ввел лицензирование, их количество резко сократилось, сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подавалось порядка 100 заявок. Из известных арбитражей первым пал Сибирский третейский суд (СТС): ему в предоставлении лицензии отказывали шесть раз. Председатель суда Михаил Морозов безуспешно обжаловал решения Минюста в суде. Среди оснований для отказа называлось отсутствие у суда репутации. Сотни дел, которые этот суд рассматривал ежегодно, и его успешное функционирование с 1992 г. во внимание приняты не были.

Итоги реформы положительно оценивают третейские суды, получившие разрешение работать. Сейчас рынок поделили в основном три: уже упоминавшиеся МКАС при ТПП, РАЦ и Арбитражный центр при РСПП. Заметны третейский суд по спортивным спорам и два иностранных суда (венский и гонконгский арбитражи), получившие лицензии в России.

Основные арбитражи, уцелевшие после реформы, тесно связаны с государством. По сути, на арбитражи, оставшиеся островком «вольницы 1990-х», была распространена вертикаль власти. Борясь с «карманными» третейскими судами, государство фактически создало систему «государственно-карманных» третейских судов. В процессе реформы уровень конкуренции среди арбитражей сильно сократился. Минюст отказал в лицензии арбитражам, связанным со Сбербанком, с «Ростехом», третейскому суду при Российской арбитражной ассоциации (объединяет более 100 юридических фирм). Но если СТС пытался отсудить лицензию, то «Ростех» поступил изящнее: правит законодательство.

Идеологически законопроект депутата Гетты противоречит реформе 2015–2017 гг., но Минюст к нему возражений не имеет. Нынешний министр юстиции Константин Чуйченко возглавил министерство в 2020 г., и реформа 2015 г. – не его детище. Министр более чем знаком с третейскими судами: будучи в «Газпроме» начальником юридического департамента, Чуйченко в 2000-х гг. создал его третейский суд, возглавлял его и входил в число третейских судей «Газпрома», уже будучи помощником президента. Минюст не против, значит, открывается дорога к своим арбитражам и для других госкорпораций.

Но третейским судам все равно будет очень трудно выжить. Российская система государственного правосудия отторгает третейские суды. Их реформу инициировал Высший арбитражный суд и лично его председатель Антон Иванов, публично выступавший за борьбу с «карманными» судами. Но с тех пор реформирован до полного исчезновения и Высший арбитражный суд, а, сняв судейскую мантию, Иванов стал противником своей же реформы.

Негативное отношение государственных судов к третейским не изменилось. В представлении российских судей правосудие должно быть только государственным. Как показывает проведенная мною серия интервью с судьями и экспертами из третейского сообщества, судьи полагают, что третейские суды помогают компаниям в мошенничестве (например, в выводе средств при банкротстве), и не понимают, зачем они вообще нужны в судебной системе. Хотя именно третейские суды могут снять часть нагрузки с государственных и дать участникам гражданского оборота возможность выбора.

Поэтому едва ли третейские суды смогут спокойно работать в существующей парадигме. Государство не будет им помогать. «Карманные» третейские суды, за которыми скрываются серьезные интересы влиятельных политических акторов, неизбежно будут появляться, но их работа подтвердит мнение российских судей, что такие суды действуют лишь в интересах тех, кто их создал.

Арбитражная Палата Казахстана (далее – «Палата» или «АПК») – независимая, некоммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение постоянно действующих арбитражей и физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве арбитров. Палата создана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским Кодексом Республики Казахстан, со статьей 11 Закона Республики Казахстан «Об Арбитраже» и другими законодательными актами Республики Казахстан и действует на основе добровольности, самоуправления, саморегулирования, гласности и равноправия членов Палаты. Она объединяет постоянно действующие арбитражи Республики Казахстан посредством коллективного членства. Постоянно действующие арбитражи, а также физические лица, осуществляющие деятельность в качестве арбитров, имеют право на вступление в Палату в качестве ее постоянных членов, а также на включение в Реестр арбитров, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан.

АПК осуществляет свою деятельность в соответствии с Международными Конвенциями в сфере арбитража, Конституцией Республики Казахстан, Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об Арбитраже», другими правовыми актами, международными договорами, Уставом АПК. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации арбитражной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы арбитражного сообщества в органах государственной власти.

Количество и наименование постоянно действующих арбитражей, являющихся членами Арбитражной Палаты Казахстана отражается в Реестре Палаты.

Москва. 28 ноября. ИНТЕРФАКС — Зампред думского комитета по финансовому рынку Антон Гетта («Единая Россия») внес в Госдуму законопроект, которым предлагается создать при государственной корпорации «Ростех» постоянно действующее арбитражное учреждение для разрешения споров с участием промышленных компаний, входящих в госкорпорацию, а также предприятий ОПК и других промышленных компаний.

Документ опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Поправки вносятся в закон о промышленной политике, его предлагается дополнить главой, согласно которой для администрирования арбитража (третейского разбирательства) споров, возникающих между промышленными компаниями, создается «постоянно действующее арбитражное учреждение». Оно создается при некоммерческой организации, учредителем которой является госкорпорация «Ростех». В данный арбитраж могут передаваться споры в том случае, если одной из сторон являются дочерние общества госкорпорации, подконтрольные ей общества, а также общества, в которых госкорпорация «имеет возможность определять решения».

Согласно законопроекту, в создаваемый арбитраж могут обращаться также организации, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК) и «субъекты деятельности в сфере промышленности».

Как говорится в пояснительной записке к документу, «Ростех» участвует в капитале значительного числа организаций или имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения. При этом возникающие между ними споры компании вынуждены разрешать в судебном порядке в судах РФ. «Сфера осуществления деятельности указанными организациями имеет определенную специфику, нередко возникающие споры вытекают из отношений при закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну», — отмечается в пояснительной записке.

По мнению автора, принятие данного закона будет способствовать развитию института арбитража в РФ в сфере промышленной политики, повысит авторитет и привлекательность третейского разбирательства, позволит снизить нагрузку на государственные суды.

В случае принятия закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Третейский суд ростех

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *