Почему врачи назначают дорогие лекарства?

Министерство здравоохранения намерено положить конец практике назначения врачами дорогих лекарств. Председатель Комитета фармации Министерства здравоохранения Людмила Бюрабекова на пресс-конференции в СЦК ответила на вопрос журналистов, как обезопасить себя от недобросовестных в этом плане врачей.

«У нас есть центр рационального использования лекарственных средств при РГП НПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения». В своё время мы создали его как раз-таки для пациентов, чтобы они могли получать там исчерпывающую информацию о тех препаратах, которые им назначают», – сказала Людмила Бюрабекова.

Она добавила, что в рамках законопроекта «О ценовом регулировании лекарств в розничной сети» планируется ужесточить законодательство. Всем врачам будет дано поручение выписывать лекарственные средства только по международным непатентованным наименованиям.

«И уже непосредственно в аптеке сам пациент будет выбирать – какого производителя препарат ему купить. Соответственно, ценовая политика будет отличаться», – сказала Людмила Бюрабекова.

Кроме того, появится электронная выписка рецептов. Охвачены будут все врачи и аптеки, участвующие в рознице.

«То есть пациент будет приходить на приём. Врач будет выписывать ему рецепт в электронной программе. Затем пациент будет приходить в любую аптеку, и там аптека (фармацевт – Авт.) посмотрит: да действительно, ему выписали этот рецепт, и он будет получать препарат. Но под международным непатентованным наименованием. То есть здесь уже этика будет самих фармацевтических работников в аптеке, чтобы они предлагали все имеющиеся аналоги этих препаратов, которые у них есть», – добавила она.

В Комитет фармации ежедневно поступают жалобы от групп населения, покупающих лекарства по льготным ценам, отметил специалист Комитета фармации Министерства здравоохранения РК Арнур Нуртаев.

«К сожалению, эта проблема есть, она не возникла сегодня или вчера. Проблема ежегодно повторяется в конце каждого года. Для чего проводятся реформы, которые Министерство здравоохранения РК делает как раз, чтобы исключить в будущем эти дефициты, которые возникают из года в год, ввиду того, что лекарства по какой-то причине не закупаются. Заканчиваются именно в аптеках, обслуживающих в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В этой связи было принято решение о централизации амбулаторного лекарственного обеспечения», – сказал он.

Комментируя регулирование цен на лекарства, он отметил, что розничный рынок до сих пор остаётся неконтролируемым.

«Розничный рынок, к сожалению, подвержен галопированию – резким скачкам. Каждый год новая партия лекарств приходит, и она тут же становится значительно дороже. Ну и, конечно, дисбаланс между аптеками можно посмотреть. В аптеках можно сравнить, что одно и то же лекарственное средство может стоить с разницей в 20-30%», – сказал Арнур Нуртаев.

Новый законопроект даст полномочия Минздраву контролировать цены в аптеках. Первый этап коснётся рецептурных препаратов.

«Мы ожидаем, что к октябрю 2018 года данное требование уже вступит в законную силу, и все компании будут обязаны регистрировать цены на все свои лекарственные средства, которые отпускаются по рецепту. Для чего необходим какой-то определённый период? В первую очередь для того, чтобы компании смогли получить какое-то время, чтобы зарегистрировать эти цены. Их нельзя зарегистрировать за один день. Это процедура, правила. До октября 2018 года у них будет время, чтобы всё это осуществить», – объяснил Арнур Нуртаев.

Контроль за безрецептурными препаратами Минздрав отложил до 2023 года. Это решение было принято во время переговоров на площадке НПП «Атамекен».

«Было принято решение отложить ценовое регулирование безрецептурных лекарственных средств до 2023 года. Потому что безрецептурные лекарственные средства – это в первую очередь конкуренция, и там нет значительной необходимости в регулировании», – заключил Арнур Нуртаев.

На этой же пресс-конференции Людмила Бюрабекова заявила, что задержание сотрудников Комитета фармации в июле и руководителя ТОО «СК-Фармация» этой осенью никак не сказалось на работе по ценорегулированию.

Весной этого года министр здравоохранения Елжан Биртанов обещал закрепить предельные цены на все лекарства в розничной торговле с 1 января 2018 года.

Министр также объяснил, почему в работе по ценорегулированию раньше возникали проблемы.

«Ценовое регулирование мы ввели два года назад, но слишком понадеялись на честность наших предпринимателей. Как выяснилось, компании-производители дают абсолютно разные цены для разных стран. К примеру, по вакцинам компания «Файзер» даёт нам одну цену, а для другой страны в рамках СНГ – в два раза ниже. Это политика дистрибуции компаний, и мы не всегда об этом знаем. А компании пользуются этим, в два-три раза завышая цену на входе в страну. И мы вынуждены покупать продукцию, поскольку те, кто скинет хотя бы несколько тиынов, оказываются победителями, а потом выясняется, что цена просто завышена», – прокомментировал ситуацию Биртанов.

Недавно обратилась к своему лечащему врачу по поводу одной застарелой болячки. Он, желая искоренить болезнь раз и навсегда, выписал кучу импортных дорогостоящих лекарств.

Знакомый аптекарь, увидев рецепт, резюмировал: «Зачем тебе переплачивать? Возьми дженерики: они дешевле, а эффект, как у дорогостоящих препаратов».

Я задумалась: «Что же получается? Если прав мой знакомый, то выходит, что врачи зарабатывают на нашем здоровье, выписывая дорогие препараты, поскольку наверняка находятся в сговоре с аптекарями. А если не прав и дженерики не эффективны? Тогда, купив их, я буду продолжать болеть!»

Пытаясь решить эту задачу с множеством неизвестных, я отправилась к человеку, который знает о лекарствах все. Ну, или почти все.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ДЖЕНЕРИКИ?

«На поиски новой химической формулы лекарства, изготовление, клинические испытания фирма-производитель тратит уйму времени и денег, — говорит директор Центра сертификации и контроля качества лекарственных средств Пензенской области Владимир Егоров. — В общей сложности в выпуск оригинального лекарственного препарата крупные фармкомпании вкладывают от 800 млн. до 1 млрд. долларов. Согласитесь, это большие деньги!»

Но конкуренцию никто не отменял: если бы на фармрынке существовало два производителя, тогда игра велась бы по другим правилам. Как только заканчивается срок действия патента, в борьбу вступают другие производители. Они выпускают дешевые аналоги дорогих лекарств — дженерики.

Стоит такой препарат гораздо дешевле оригинала. Дженерики выходят под другим названием, но с одним и тем же активно действующим веществом. Производители либо покупают технологию его изготовления, либо лекарственную субстанцию.

ОРГАНИЗМ — НЕ ПОЛИГОН

Дженерик дешевле оригинала, так как при его производстве используется дешевая рабочая сила и уже усовершенствованные технологии. На цену оригинального лекарства влияет наличие дополнительных действующих веществ, которые делают лекарство дороже.

В этом легко убедиться на примере парацетамола. В чистом виде это дешевое жаропонижающее. А в новомодные порошки и шипучие таблетки, изготовленные на его основе, добавляют противоаллергические компоненты, витамин С и т. д.

Еще один пример. Импортный препарат «Вольтарен» в ампулах стоит 300 руб., а его аналог «Диклофенак» — всего 50 руб. Действующее вещество в них одно и то же, но разница в так называемой биодоступности препарата.

После приема лекарства активное вещество в организме претерпевает различные изменения. И та часть вещества, которая не успела разрушиться, оказывает лечебное действие. И если биодоступность препарата 80%, это значит, что оставшиеся 20% банально разрушились. Следовательно, чем выше биодоступность, тем меньше таблеток нужно принимать для достижения эффекта. Бытует мнение, что в оригинальных препаратах биодоступность гораздо выше, чем в дженериках.

Говоря проще, дешевый препарат лечит медленнее, чем дорогой. Это, конечно, обывательское мнение, но оно отчасти верное. Чтобы это подтвердить, нужно провести сравнительные испытания на сходную эффективность препарата.

Нет, мы не призываем всех пользоваться исключительно дорогостоящими лекарственными препаратами. Просто, пытаясь докопаться до истины, мы пришли к выводу, что дешевое не всегда хорошее. А экономить на здоровье как-то не хочется…

Есть еще один немаловажный момент, который не следует забывать, — масса таблетки выше, чем масса содержащегося в ней активного вещества. Ведь пилюля состоит из различных наполнителей, которые предохраняют активное вещество от окисления, улучшают вкус, придают определенный цвет, имеют защитное покрытие.

Они могут замедлять всасывание вещества в кровь и даже частично взаимодействовать с лекарством.

Поэтому чтобы не устраивать из организма полигон для испытаний, читайте инструкцию по применению лекарственного препарата. И помните: каждый случай индивидуален и зависит от степени тяжести заболевания.

Иногда для того, чтобы поправить здоровье, нужно воспользоваться только оригинальным препаратом, а иногда можно обойтись и дженериком. Например, вместо дорогого сиропа от кашля «Лазолван» принять его аналог «Амброксол».

Но все-таки медики настойчиво рекомендуют относиться к выбору лекарств осторожно и обязательно советоваться с лечащим врачом. Например, существует устойчивое мнение, что после 40 лет для профилактики образования тромбов нужно постоянно принимать аспирин. Дескать, он кровь разжижает. На самом деле это не совсем так.

Аспирин и «Тромбоаз» — взаимозаменяемые препараты с одним и тем же действующим веществом — ацетилсалициловой кислотой. Аспирин известен не только как жаропонижающее средство, его действительно назначают и больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями для предотвращения тромбозов.

Но воздействие препарата зависит от дозировки. К примеру, чтобы понизить температуру тела, нужно выпить 500 мг препарата. А у «Тромбоаза» дозировка значительно меньше, но ее вполне хватает, чтобы предотвратить тромбообразование. Пациентам кардиоцентра назначают именно «Тромбоаз». Если больной с сердечными заболеваниями будет пить аспирин такими дозировками, то получит язву желудка и ему уже будет не до сердца.

ВНИМАНИЕ НА УПАКОВКУ

Когда на рынок лекарственных средств попадает партия дженериков, то и между ними начинается конкуренция. Частенько оказывается, что у однотипных активно действующее вещество одно и то же, но цена при этом отличается. Это еще связано с себестоимостью продукции. К тому же аптека по собственному усмотрению может повысить или понизить цену.

«А на многих пациентов вообще действует эффект плацебо, который наступает от рекламы и красивой упаковки таблеток, — говорит Владимир Егоров. — Кстати, это не миф, а давно доказанный факт. Поэтому я не устаю повторять местным производителям: не жалейте денег на упаковку, поменяйте эту невзрачную этикетку, и покупатель к вам потянется.

А пока в аптеках никто не спрашивает «Дротаверин», ведь усиленно рекламируется «Нош-па». Активное вещество у этих препаратов одинаковое, но «Нош-па» стоит 111 рублей, а «Дротаверин» — 20″.

Помните, как в прошлом году смели с прилавков небезызвестный «Арбидол», а стоил он недешево. Только сейчас ему репутацию немного подпортили: в Москве в аптечных сетях обнаружили 700 коробок поддельного препарата, который производился из… обычного крахмала.

МЕСТНЫЕ ИЛИ ИМПОРТНЫЕ?

Мало кто знает, что вполне достойный заменитель «Арбидола» выпускают на местном заводе. «Ремантадин» относится к группе противовоспалительных средств. На прошлой неделе губернатор встречался с главными врачами больниц и руководителями аптечных сетей, где выяснилось, что отечественные препараты не жалуют в местных аптеках.

«В январе этого года мы выпустили больше лекарств, чем реализовали, — констатировала и. о. гендиректора ОАО «Биосинтез» Людмила Леонтьева. — Выпуская такие дешевые препараты, как «Магний сульфат», «Новокаин», «Пирацетам», завод несет 30-процентные убытки.

В то же время мы не можем отказаться от этих препаратов, потому что они востребованы скорой помощью. Пензенские фармсети не очень-то жалуют наши препараты. На складах предприятия коробками хранятся лекарства, которые потом приходится списывать из-за ненадобности».

«Аптекари купили врачей, — возмущался на том совещании губернатор. — Фармкомпании перечисляют неплохие деньги в карманы медикам за выписанные рецепты на импортные лекарства».

А Юрий Быков, начальник управления промышленности, транспорта и энергетики региона отметил, что в Таджикистане и Казахстане пензенские препараты ежегодно реализуют на сумму 324 млн рублей. В то время как в Пензенской области всего лишь на 92 млн рублей вместо положенных 2 млрд 940 рублей.

Последним держал слово главврач горбольницы № 5 Дмитрий Зиновьев. Он посоветовал заводу-изготовителю провести выборочный мониторинг среди пациентов, задав им один-единственный вопрос: «Как вы себя чувствуете после приема наших лекарств?»

«Порой пациенты сами приходят к врачу и просят выписать им рецепт на лекарства импортных производителей. Почему в этом перечне пожеланий нет отечественных таблеток, я затрудняюсь ответить, — сказал Дмитрий Юрьевич. — Возможно, зарубежные препараты намного эффективнее».

Сообщить о поддельных лекарствах можно в Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств Пензенской области. Адрес: проспект Строителей, 35, тел. 43-58-11.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НЕДОРОГИХ ЛЕКАРСТВ

У них значительно ниже цена.

Их почти не подделывают, так как это невыгодно.

Лечебный эффект такой же, как у дорогого оригинала.

Но недорогие аналоги, как правило, выпускают с содержанием дешевых вспомогательных компонентов и на устаревшем оборудовании.

Динара Шадыханова

«Аргументы и факты — Пенза», № 9, 29 февраля 2012 г.

Почему врачи назначают дорогие лекарства?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *