ФЗ экологическая экспертиза

татьи, является исчерпывающим.

3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 202-ФЗ)

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

21. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы. (Пункт введен — Федеральный закон от 16.05.2008 № 75-ФЗ)

3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 — 34 настоящего Федерального закона.

4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Глава V. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 202-ФЗ)

Глава VI. Финансовое обеспечение экологической экспертизы

(Наименование в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

Статья 28. Финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы

(Наименование в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

1. Финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ; от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

Статья 29. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы

(Наименование в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе

Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

1) непредставление документации на экологическую экспертизу;

2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

5) уклонение от представления федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ; от 12.02.2015 № 12-ФЗ)

6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются: (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

1) нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

3) неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;

5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

6) необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

1) нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;

4) сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления являются: (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;

2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);

4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе кредитными организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 202-ФЗ)

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 31. Уголовная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 26.06.2008 № 96-ФЗ)

Статья 32. Административная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. (В редакции Федерального закона от 26.06.2008 № 96-ФЗ)

Статья 33. Материальная ответственность

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 202-ФЗ)

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы

Статья 35

(Утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Глава IX. Международные договоры Российской Федерации

Статья 36. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава X. Заключительные положения

Статья 361. Заключительные положения

По 31 декабря 2024 года оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения (в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае проведение государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов в соответствии с подпунктами 71 и 78 статьи 11 настоящего Федерального закона не требуется. (Статья введена — Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ)

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельно­сти на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко­номических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).
Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных экологических и иных последствий такой деятельности.
Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.
В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях — федеральном и субъектов РФ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организа­циями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.
Проведение государственной экологической экспертизы является обяза­тельным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.
Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:
— специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);
— экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномо­ченным органом по проведению экспертизы;
— заказчик документации, подлежащей экспертизе, — предприятие, ор­ганизация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.
Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяй­ственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окру­жающую природную среду, а также ее результаты.
Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
— проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
— проекты комплексных и целевых федеральных программ;
— проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических зон и территорий с особым режимом природопользования;
— проекты схем развития отраслей народного хозяйства;
— проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри­ториальной организации производительных сил РФ;
— проекты инвестиционных программ;
— проекты комплексных схем охраны природы;
— технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности;
— проекты международных договоров;
— договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;
— материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;
— проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;
— проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий;
— иные виды документации.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
— обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
— достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую экспертизу;
— независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
— гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;
— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательст­вом. Его результатом становится заключение экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы.
Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмот­рен законом и для заключения общественной экологической экспертизы.
Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет реализации объекта экологической экспертизы.

В случае Вашей заинтересованности в проведении экологической экспертизы, наши специалисты предоставят Вам данные об объемах работ и их стоимости. Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество!

1)Предметом курса ЭЭ явл-я изучение законодат-х правовых основ ЭЭ и порядка её проведения.ЭЭ проводится в соот-и с треб-ми фед-го закона от 10 янв 2002г об охране окр среды, а также в соот-и с ФЗ от 23 нояб 1995г об экологической экспертизе.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Виды экологической экспертизы:Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями.

К задачам ЭЭ относятся:

1)организация и проведение всестороннего,объективного,научно-обоснованного анализа материалов,представленных на экспертизу.

2)оценка принятых проектных решений ,в том числе:

-Проверка принятых решений эколог-х требований стандартов и нормативов;

-Оценка правильности определения заказчиков,степени эколог-го риска и опасности намечаемой или осуществляемой хоз-й деят-ти.

-Определение обоснованности,эффективности или достаточности предусматриваемых мер по охране здоровья населения окр среды и рационал использованию природ-х ресурсов в экспериментир-х материалов.

-Подготовка объективного научно-обоснованного заключения по рассматриваемым материалам,своевременная передача его госуд-м и иным органом принимающим решение о реализации проекта.

-презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

-обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

-комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;

-обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

-достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

-независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

-научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

-гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

-ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности предусматривает, что любой вид хозяйственной деятельности может повлечь неприятные экологические последствия для окружающей среды. Поэтому обязанность заказчика проекта  дать его экологическое обоснование и доказать экологическую безопасность будущего производства химических веществ. При этом необходимо спрогнозировать, с одной стороны, воздействие химического объекта на окружающую среду, с другой стороны,  обосновать допустимость такого воздействия и предусмотреть в этой связи необходимые природоохранные меры.

Заказчик обязан провести государственную экспертизу проекта до начала его деятельности. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и ее последствий означает, что заказчик и проектировщик-оценщик готовят «материалы по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экспертизы предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации химических объектов экспертизы. Выявлять несоблюдение нормативов качества окружающей среды в случае реализации проекта.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов. И в качестве критериев принимают высокую биологическую продуктивность популяций, оптимальное соотношение видов и биомассы популяций, находящихся на разных трофических уровнях и др.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика проекта химического производства обеспечить представление на государственную экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, о реализации проекта и т.д. Полной считается информация, которая передается органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации.

Принцип независимости экологической экспертизы при осуществлении своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническое задание на проведение экологической экспертизы и задачи, поставленные перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. Оказываемое давление на эксперта в любых формах является противоправным действием.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения экологической экспертизы означает, что содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Критериями при этом могут служить не только научные утверждения, ссылки на труды авторитетных ученых, но, главным образом, положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов, предусмотрены законодательством об охране окружающей среды.

Принцип гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участие общественных организаций, учета общественного мнения. Кстати, не выполнение этого принципа считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответсвенности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России. Экспертная комиссия проводится приказом министра природных ресурсов.

Заключение экспертной комиссии утверждается приказом министра природных ресурсов и приобретает статус государственного документа государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в котором также определен срок действия решений. Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий начала финансирования проекта химического производства.

6)Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за появилась в России в начале 80-х годов. Первоначально развитие ее носило довольно стихийный характер. Отсутствовало правовое регулирование общественного участия в экологической экспертизе, не были четко обозначены и формы этого участия. Первым документом, внесшим некоторую определенность, стал Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). В законе упоминалось, что государственная экологическая экспертиза должна проходить гласно, с участием общественности, а также впервые законодательно закреплялось понятие «общественная экологическая экспертиза». Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), существенно изменивший права общественности].

Общественная экологическая экспертиза:

-организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (статья 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Чтобы провести ОЭЭ, нужно подать заявление общественных организаций (объединений) о ее проведении для получения государственной регистрации.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане (гражданин) и общественные организации (общественная организация) (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

получать информацию о результатах ее проведения, о начале и результатах ее проведения.

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

знакомиться с нормативно-технической документацией,

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

ОЭЭ не может проводиться в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

ОЭЭ — это эффективный инструмент общественного участия, она позволяет дать оценку качеству подготовки проектной документации и сделать выводы о возможных экологических, социально-экологических и экономических последствиях реализации проекта.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением (общественное мнение) и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Объекты ЭЭ в с/х:

1)проекты землепользования;

2)проекты использования не возделанных земель или слабо освоенных территорий для интенсификации с/х;

3)проекты водопользования;

4)лесонасаждения в тех случаях,когда оно может обусловить серьезные экологические изменении и переход к другим типам землепользования;

5)птицеводческие хоз-ва;

6)свиноводческие хоз-ва;

7)рыбоводческие заводы;

8)проекты мелиорации земель.

Согласно закону об ЭЭ и постановление правительства РФ от 11 июня 1996г,госуд-я ЭЭ проводится экспертной комиссией,образованной приказом министра природ ресурсов,в приказе утверждаются предсидатель комиссии,его заместители,ответственные секретари,определен перечень и персональный состав рабочих групп, в состав эксп комиссии по мимо штатных работников министер природ рес-ов,могут включаться приглашенные ученые,академики наук и высших учебных заведений.Общая числен-ть проектов составляет от 50-70 чел,а сложных от 70-100чел,особо сложных 120-150 чел.

Регистрация общественной экологической экспертизы.Общественная экологическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Только после этого имеет смысл запрашивать документацию и добиваться участия наблюдателей в государственной экспертизе. Порядок регистрации общественной экологической экспертизы определяется статьей 23 Закона. Регистрация осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественной организации (объединения), организующего общественную экологическую экспертизу. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать следующие сведения:

Наименование и юридический адрес общественной организации (объединения), организующего общественную экологическую экспертизу;

Характер предусмотренной уставом деятельности;

Сведения о составе экспертной комиссии;

Сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

Сроки проведения экспертизы.

Следует помнить, что неправильно составленное заявление может повлечь за собой отказ в регистрации общественной экологической экспертизы. Возможный вариант заявления о регистрации общественной экологической экспертизы приведен в Приложении 1. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным .

ФЗ экологическая экспертиза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *