Управление охраной окружающей среды

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 349.6:354

Ястребов А.Е,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации; доцент кафедры конституционного и муниципального права; кандидат исторических наук, доцент (Российская Федерация, г. Москва)

О СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В статье исследуются основные тенденции и актуальные проблемы реформирования структуры, полномочий и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Анализируется влияние происходивших изменений на эффективность государственной экологической политики. Предлагается вариант оптимизации структуры органов государственной власти в данной сфере для комплексного решения природоохранных задач.

Ключевые слова: федеральные органы исполнительной власти, охрана окружающей среды, природопользование, структура, полномочия, функции.

Одной из наиболее актуальных проблем развития России является неблагополучная экологическая обстановка. Современное состояние окружающей среды характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. По имеющимся данным, свыше 40 млн. человек проживают в неблагоприятной природной среде1. Сложная экологическая ситуация в большинстве регионов страны и рост числа нарушений природоохранного законодательства свидетельствуют о низкой эффективности деятельности органов государственного управления в данной сфере.

На протяжении почти всей постсоветской истории России структура федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, в результате чего одни природоохранные органы получали самостоятельный статус, другие путем слияния реорганизовывались в комплексные органы. Решения, принимавшиеся по этим вопросам,

в большинстве случаев не только не способствовали последовательному решению экологических задач, но и значительно ослабляли уже достигнутый потенциал природоохранной деятельности.

Так, во второй половине 1990-х гг. именно в периоды, следовавшие за временем максимального применения штрафных санкций к нарушителям экологического законодательства, происходило понижение статуса природоохранных органов. В 1995 г. после достигнутых успехов в области контроля за выбросами и сбросами Министерство по охране окружающей среды было реорганизовано в соответствующий госкомитет, что внесло определенную дезорганизацию в работу органов экологического контроля. А указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 8672 были упразднены два самостоятельных ведомства — Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии) и Федеральная служба лесного хозяйства, а их функции переданы Министерству природных ресурсов. Как показало последующее развитие событий, именно это решение привело к развалу существующей системы экологического контроля и имело крайне неблагоприятные последствия для экологической ситуации в стране. Система государственного управления в области охраны окружающей среды оказалась фактически разрушенной. Были упразднены районные и городские комитеты по охране окружающей среды, а число природоохранных инспекторов было сокращено со 100 тысяч человек на всю страну до 3 тысяч человек3.

Одним из аргументов в пользу ликвидации самостоятельного природоохранного органа был прогноз ряда экономистов о том, что снятие экологических барьеров развития хозяйства приведет к более быстрому экономическому подъему и росту иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Было даже подсчитано, что двух-трехлетнее «устранение фактора Госкомэкологии» дополнительно принесет не менее 25 млрд. долларов капиталовложений в производственную сферу. Инвесторы в страну пришли, но, по оценкам экспертов, до 70% промышленных пред-

приятий, как старых, так и вновь введенных в эксплуатацию, отказываются строить или откладывают строительство новых очистных сооружений4. Снятие экологических барьеров создало условия для поддержания устаревших технологий в ущерб перевооружению производства.

Передача функций государственной экологического контроля и экологической экспертизы Министерству природных ресурсов оказалась ошибочным шагом. Экологи предупреждали, что не может ведомство, основной задачей которого является организация использования природных ресурсов, одновременно осуществлять эффективный контроль за этими процессами. В июне 2000 г. была срочно созвана Всероссийская чрезвычайная конференция по охране природы, участники которой призвали президента пересмотреть своё решение. Последовали многочисленные обращения к главе государства ряда депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, экологов. Но указ не был отменён, и реорганизация состоялась.

Наиболее крупная административная реформа, кардинально изменившая всю систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, последовала в 2004 г. Основными задачами реформы были исключение избыточных функций государства, устранение дублирования полномочий и определение недостающих функций, требуемых действующим законодательством, создание прозрачной структуры управления. Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая того же года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»5 было упразднено большинство существовавших министерств и ведомств и создана новая, трехступенчатая система указанных органов, в которую вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Главным направлением реформы стало разделение правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций. В большинстве отраслей выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование были

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

закреплены за министерствами, оказание услуг и управление государственным имуществом — за агентствами, а контрольнонадзорные функции переданы федеральным службам. В целом это способствовало более четкому разграничению полномочий и заложило основу для исключения конфликта интересов внутри одного ведомства, ранее осуществлявшего и правовое регулирование, и контроль.

Однако в сфере природопользования и охраны окружающей среды дублирование сохранилось. Министерство природных ресурсов РФ стало специально уполномоченным органом, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении большей части объектов охраны окружающей среды. В то же время правоустанавливающими функциями в отношении охотничьих видов животных и объектов рыболовства было наделено Министерство сельского хозяйства РФ, а в части экологического контроля и техногенного воздействия на окружающую среду — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Функции государственного экологического контроля были разделены между тремя федеральными службами. Контрольно-надзорные функции в отношении охотничьих видов животных и водных биологических ресурсов стала осуществлять Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), других объектов животного мира, лесных и водных ресурсов

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Контроль за загрязнением атмосферного воздуха и обращением с отходами выполняла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Оказание государственных услуг и управление государственным имуществом осуществляли Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию, находившиеся в ведении МПР, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по рыболовству, находившиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ6.

В дальнейшем структура федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды и распределение полномочий между этими органами неоднократно менялись. Так, в 2004 — 2008 гг. Ростехнадзор подчинялся непосредственно Правительству, в 2008 г. он был передан в ведение Минприроды РФ, и к нему перешли все функции по проведению государственной экологической экспертизы и контролю за безопасностью промышленных предприятий. Однако после катастрофы на СаяноШушенской ГЭС в 2010 г. Ростехнадзор был обратно передан в ведение Правительства РФ7.

В 2004 — 2008 гг. Федеральное агентство лесного хозяйства находилось в ведении МПР, в 2008 — 2010 гг. — Министерства сельского хозяйства. После масштабных лесных пожаров в европейской части России в 2010 г., наглядно показавших кризис системы государственного управления в данной сфере, это агентство также было передано в ведение Правительства РФ8.

В результате административной реформы 2004 г. полномочия в сфере охраны окружающей среды и природопользования были распределены между целым рядом органов исполнительной власти. Правоустанавливающими, разрешительными или согласовывающими полномочиями в природоохранной сфере обладали 12 органов9. Во многих случаях это разделение полномочий оказалось искусственным. За четыре года так и не удалось четко разграничить полномочия между Роспри-роднадзором и Ростехнадзором в области контроля за загрязнением окружающей среды и государственной экологической экспертизы. Возникла ситуация, когда ответственность за охрану окружающей среды разделили на части. При существенном увеличении числа правотворческих и контролирующих органов отсутствовал орган, занимающийся вопросами охраны окружающей среды в целом.

В результате почти полного дублирования функций многих органов исполнительной власти, разобщенности и несогласованности в их действиях эффективность государственного управления в сфере

природопользования и охраны окружающей среды, значительно ослабленная после ликвидации Госкомэкологии, продолжала снижаться. По данным Генеральной прокуратуры, опубликованным в материалах парламентских слушаний от 15 мая 2008 г. «О совершенствовании законодательства в области обеспечения экологического контроля», в результате реорганизации 2004 г. резко снизились показатели эффективности экологического контроля в сравнении с показателями 2003 г. проверено объектов в 19 раз меньше, выявлено экологических правонарушений в 45 раз меньше, а исков за ущерб окружающей среде предъявлено по всей стране всего 8 на сумму 630 тыс. рублей10.

Неэффективность деятельности государственных органов на фоне продолжающегося ухудшения экологической ситуации вызвала озабоченность властей, которые начиная с 2008 г. предприняли ряд шагов по изменению структуры и полномочий органов власти в данной сфере. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 72411 Министерство природных ресурсов РФ было переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В его компетенцию были полностью переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы обращения с отходами производства и потребления, ранее находившиеся у Ростехнадзора12. Положительным шагом стала передача Ростехнадзора в ведение Правительства РФ после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2010 г. Министерство природных ресурсов перестало заниматься вопросами, связанными с обеспечением промышленной безопасности, несвойственными основному профилю его деятельности.

Еще ранее Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 5313 полномочия по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне были переданы Росприроднадзору. Было устранено существовавшее дублирование в этой сфере, и Росприроднадзор стал единственным федеральным органом

исполнительной власти в области экологического контроля. К нему же перешла от Ростехнадзора функция по осуществлению государственной экологической экспертизы. Таким образом, после перепод-чинения Ростехнадзора Правительству РФ весь блок вопросов, связанных с охраной окружающей среды, был передан Министерству природных ресурсов РФ и Ро-сприроднадзору.

Также Постановлением Правительства РФ от 27 января 2010 г. № 3114 было устранено указанное выше искусственное разделение полномочий в области управления объектами животного мира между Минприроды и Министерством сельского хозяйства РФ. Они также перешли к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, а контроль за их использованием и охраной — к Росприроднадзору и соответствующим органам власти субъектов РФ.

Последние изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти были внесены Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 63615. Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Соответственно к данному министерству перешли функции нормативноправового регулирования в сфере лесных отношений. Это показывает положительную тенденцию реформирования органов власти в последнее время, направленную на ликвидацию дублирования полномочий и связанную с сосредоточением природоохранных функций в одном ведомстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим положением данного Указа Федеральное агентство по рыболовству в очередной раз поменяло свой статус. Оно во второй раз за десять лет перешло в ведение Минсельхоза, которому уже подчинялось в 2004 — 2008 гг. При этом Министерству сельского хозяйства РФ были переданы функции не только по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, рационального использования и охраны водных биологических ресурсов, но и полномочия, которыми оно ранее не занималось, — контроль и надзор за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Последствия этой, на наш взгляд, не до конца продуманной реформы сказались уже через несколько месяцев. В конце 2012 г. в Правительстве была подготовлена аналитическая записка, согласно которой после переподчинения Росрыболовства Минсельхозу произошло снижение основных показателей развития рыбной отрасли, в том числе снижение объемов добычи и индекса промышленного производства рыбопродукции. Одними из причин этого стали отсутствие в министерстве достаточного количества профессионалов в данной области, удлинение сроков процедуры согласования и получения разрешений на вылов16.

Последние события показывают, что реформирование структуры органов власти в данной сфере, возможно, продолжится. Для решения проблемы эффективности развития рыбной отрасли и других природных ресурсов в Правительстве и Администрации Президента обсуждается вопрос о создании Министерства возобновляемых природных ресурсов РФ, которое может взять на себя полномочия по регулированию рыболовства, лесного и охотничьего хозяйства17.

Анализ ситуации показывает, что происходившее на протяжении последнего десятилетия реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды носило во многом хаотичный и непоследовательный характер. Периодические реорганизации и передача целого ряда государственных

органов из подчинения одного ведомства в другое, дублирование их полномочий свидетельствовали об отсутствии четкой концепции реформирования, с одной стороны, и о необходимости любыми, иногда до конца не продуманными способами повышать эффективность их деятельности,

— с другой. Однако этих мер оказалось недостаточно для повышения эффективности государственного управления в данной сфере. По нашему мнению, для осуществления последовательной экологической политики и комплексного решения природоохранных задач необходимо воссоздать независимый уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, ликвидированный в 2000 г. Это должен быть орган, отделенный от Министерства природных ресурсов, который целесообразно подчинить напрямую Президенту либо Правительству Российской Федерации. Данному органу следует передать весь комплекс вопросов по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, включая выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование, осуществление государственного экологического надзора, экологической экспертизы, разработку и реализацию государственных программ в области охраны окружающей среды. Этот шаг может стать одной из важных предпосылок для качественных изменений в государственной политике в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

1 См.: Доклад Ю.П. Трутнева на «правительственном часе» // ЭКОС-информ. 2008. № 12. С. 6.

2 О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Рос. Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000, № 21, ст. 2168 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314).

4 Емельяненко В. Болезнь роста // Зеленый мир. 2010. № 9—12. С. 16.

5 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 22 июня 2010 г. № 773 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004, № 11, ст. 945; 2010, № 26, ст. 3331; Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Рос. Федерации от 20 мая 2004 г. № 649: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 25 августа 2010 г. № 1060 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004, № 21, ст. 2023; 2010, № 35, ст. 4528.

6 См.: Честин И.И. К совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов. Аналитические материалы «круглого стола»

7 Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Указ Президента Рос. Федерации от 23 июня 2010 г. № 780: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010, № 27, ст. 3445; 2012, № 22, ст. 2754.

9 См.: Веселов А.К. Сфера охраны окружающей среды в России // Зеленый мир. 2009. № 5 — 6. С. 2.

10 См.: Злотникова Т.В. Указ. соч. С. 16.

11 Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2008 г. № 724: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, № 19, ст. 2290; 2012, № 22, ст. 2754.

12 См.: О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2008 г. № 404: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1288 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, № 22, ст. 2581; 2012, № 51, ст. 7223.

13 Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). Постановление Правительства Рос. Федерации от 27 января 2009 г. № 53 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009, № 5, ст. 625.

14 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира. Постановление Правительства Рос. Федерации от 27 января 2010 г. № 31 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010, № 5, ст. 538.

17 Там же.

Yastrebov A.E., e-mail: yastrebov2008@yandex.ru

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. — Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. — Министерство экологии и природных ресурсов в РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь сосредоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне нежелательной.

Главными задачами указанного министерства в области рационального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления также относятся: Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) — координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);

Федеральная служба России гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Росгидромет) — осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболоводство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнадзор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль); МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому помимо государственных, существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

Если вы собрались в отпуск, туристический журнал lux-travel поможет подобрать отели и выбрать места для отдыха.

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 декабря 2017 года № 816

Утверждено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 25 мая 2000 года № 295

ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном контроле за охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности Кыргызской Республики

(В редакции постановлений Правительства КР от
27 сентября 2006 года № 696, 5 августа 2009 года № 493)

I. Общие положения

II. Органы, осуществляющие государственный контроль за охраной

окружающей среды, использованием природных ресурсов и

обеспечением экологической безопасности Кыргызской Республики

III. Компетенция Главного государственного инспектора по охране

окружающей среды Кыргызской Республики

IV. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих

государственный контроль, за охраной окружающей среды,

рациональным природопользованием и обеспечением экологической

безопасности

V. Социальная и правовая защита государственных инспекторов

по охране окружающей среды

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности Кыргызской Республики. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.

2. Государственный контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности ставит своими задачами:

— наблюдение за состоянием и изменением окружающей среды под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

— проверку выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды;

— соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

Система контроля за охраной окружающей среды включает государственный, ведомственный и общественный контроль.

II. Органы, осуществляющие государственный контроль за охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности Кыргызской Республики

3. Государственный контроль за охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности осуществляется Министерством охраны окружающей среды Кыргызской Республики, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, а также другими специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции. Министерство охраны окружающей среды и другие специально уполномоченные государственные органы при осуществлении государственного контроля руководствуются в своей деятельности Конституцией Кыргызской Республики и Законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.

4. Министерство охраны окружающей среды Кыргызской Республики является республиканским органом государственного управления, осуществляющим надведомственный государственный контроль за состоянием охраны окружающей среды и межотраслевое управление в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в Кыргызской Республике, несет ответственность (наряду с другими государственными специально уполномоченными органами и местными государственными администрациями и органами местного самоуправления) за охрану, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, разработку и осуществление государственной политики в данной области, обеспечение экологической безопасности.

Решения Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики, касающиеся вопросов охраны окружающей среды, являются обязательными к исполнению для всех министерств, ведомств, граждан, хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм собственности и могут быть обжалованы в судебном порядке.

5. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления на подведомственных территориях:

— осуществляют государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов по исполнению нормативных актов об охране окружающей среды, за использованием земельных ресурсов и других природных ресурсов и действуют в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность местных органов государственной власти;

— участвуют в разработке экологических программ;

— обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

— приостанавливают строительство объектов, хозяйственную и иную деятельность в случаях нарушения природоохранного законодательства по предписаниям органов охраны окружающей среды.

6. Специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды являются:

— Министерство внутренних дел Кыргызской Республики — в части соблюдения правил приобретения, хранения, перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых веществ (СДЯВ) и в части реализации контроля за соблюдением нормативов содержания вредных веществ в выбросах автотранспорта, уровней шума, установленных для автомототранспортных средств;

— Министерство здравоохранения Кыргызской Республики — в части контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм по охране окружающей среды, включая охрану от вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей (шум, электромагнитные излучения и т.п.), а также за санитарным состоянием территорий, населенных пунктов и мест отдыха;

— Государственная инспекция по надзору за безопасностью труда и производства и горному надзору при Министерстве по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Кыргызской Республики — осуществляет государственный контроль, надзор и экспертизу за безопасностью размещения и эксплуатации опасных производственных объектов, в области промышленной безопасности, а также контроль и реабилитацию хвостохранилищ и горных отвалов;

— Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики — в части охраны и рационального использования недр, подземных вод от загрязнения и истощения;

— Государственное агентство по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики — в части охраны и использования земель, своевременного и полноценного восстановления (рекультивации) земельных участков и защиты земель от эрозии;

— Государственное агентство по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики — в части состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Права и обязанности специально уполномоченных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, определяются положениями об этих органах, разработанными на основании действующих законодательных актов и утвержденными Правительством Кыргызской Республики. Координацию природоохранной деятельности этих органов осуществляет Министерство охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

Работники специально уполномоченных органов, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в Кыргызской Республике, наделяются правами государственных инспекторов по охране окружающей среды в соответствии с их компетенцией.

7. Руководство государственным контролем за охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности в республике осуществляет Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды — Министр охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

Заместителями Главного государственного инспектора Кыргызской Республики по охране окружающей среды в пределах установленных полномочий являются:

— заместитель Министра охраны окружающей среды Кыргызской Республики, курирующий контрольно-инспекционную службу;

— начальник Главного экологического контрольно-инспекционного управления Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики;

— начальник Государственной инспекции рыбного и водного надзора при Министерстве охраны окружающей среды Кыргызской Республики — в части рыбоохраны и охраны вод;

— Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по недропользованию — начальник государственной инспекции по недропользованию Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики — в части охраны недр;

— Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по использованию и охране земель — заместитель директора Государственного агентства по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики — в части использования земель;

Главный лесной инспектор Кыргызской Республики — директор Государственного агентства по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики — в части охраны лесов.

Руководство государственным контролем в области охраны и использования природных ресурсов в областях, городе Бишкек и государственных заповедниках республики осуществляют Главные государственные инспекторы по охране окружающей среды областей, города Бишкек и государственных заповедников.

Правами государственных инспекторов по охране окружающей среды наделяются и другие работники системы Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министром — Главным государственным инспектором Кыргызской Республики по охране окружающей среды.

Составление протоколов и рассмотрение дел об административных нарушениях должностными лицами проводится в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности.

8. Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли, деятельность предприятий, учреждений, организаций которой связана с эксплуатацией природных ресурсов.

При осуществлении ведомственного контроля министерства и административные ведомства, хозяйствующие субъекты обязаны руководствоваться природоохранным законодательством Кыргызской Республики, нормативными актами (правилами, инструкциями и т.д.), утверждаемыми Министерством охраны окружающей среды Кыргызской Республики и других, специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды в пределах установленной компетенции.

Органы, осуществляющие ведомственный контроль:

— Министерство сельского и водного хозяйства Кыргызской Республики — в части рационального использования водных ресурсов и в части охраны рыбных запасов и организации рыбного промысла в водоемах республики;

— Государственное агентство по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики — в части охраны животного и растительного мира, ведения охотничьего дела на территории государственного лесного фонда;

— охотничьи хозяйства и охотничьи-рыболовные общества — в части охраны охотничье-промысловых животных и птиц, на закрепленных за ними территориях.

Внутриведомственное управление и контроль за охраной окружающей среды осуществляют также министерства, административные ведомства, организации, предприятия и учреждения, связанные с эксплуатацией природных ресурсов и оказывающие воздействие на окружающую среду.

Права и обязанности органов, осуществляющих ведомственный контроль в области охраны окружающей среды, и должностных лиц этих органов определяются положениями об этих органах, утверждаемых в установленном порядке.

9. Органы Прокуратуры, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Государственной таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики оказывают органам Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики и другим специально уполномоченным государственным органам по охране окружающей среды содействие в осуществлении мер по охране и использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пограничные войска в районах несения ими службы в случае необходимости оказывают содействие органам государственного контроля за охраной окружающей среды в их природоохранной деятельности.

Органам, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, оказывают содействие внештатные инспектора по охране окружающей среды и общественные организации. Порядок проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов регулируется законодательством об общественных объединениях, уставами и положениями, не противоречащими Закону Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды».

Положение о внештатной инспекции по охране окружающей среды в Кыргызской Республике утверждается Министерством охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

III. Компетенция Главного государственного инспектора по охране окружающей среды Кыргызской Республики

10. Министр охраны окружающей среды Кыргызской Республики является Главным государственным инспектором Кыргызской Республики по охране окружающей среды.

11. Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды руководствуется в своей деятельности Конституцией Кыргызской Республики, Указами Президента Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды, постановлениями Правительства Кыргызской Республики и настоящим Положением.

12. Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды осуществляет организацию контроля за экологической обстановкой на всей территории республики и разработку общереспубликанских мероприятий по обеспечению экологической безопасности, Кыргызской Республики.

13. Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды имеет право:

— назначать и освобождать от должности главных государственных инспекторов по охране окружающей среды областей (регионов), города Бишкек, государственных заповедников;

— утверждать положения о главных государственных инспекторах по охране окружающей среды областей (регионов), города Бишкек, государственных заповедников;

— создавать службы экологического контроля;

— в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики посещать объекты, воздействующие на окружающую среду и требовать от юридических и физических лиц устранения нарушений природоохранного законодательства;

— требовать от должностных лиц и отдельных граждан представления информации для выяснения объективной экологической обстановки;

— поручать научно-исследовательским учреждениям, высшим учебным заведениям независимо от ведомственной принадлежности проведение специальных экспертиз на договорной или иной основе;

— запрещать и приостанавливать по собственной инициативе или по представлению органов местной государственной администрации и органов местного самоуправления любую деятельность, несущую потенциальную опасность здоровью человека и окружающей среде;

— приостанавливать строительство, реконструкцию и проектирование населенных пунктов, сооружений, а также проведение отдельных видов работ на указанных объектах, если они противоречат природоохранному законодательству;

— направлять представления в банки о прекращении или приостановлении финансирования объектов в случае невыполнения предписаний;

— вызывать в Министерство охраны окружающей среды Кыргызской Республики и принимать решение о привлечении должностных лиц и граждан по фактам грубых нарушений природоохранного законодательства к административной ответственности;

— предъявлять физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, требования о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

— ставить перед правоохранительными органами вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении природоохранных норм;

— заслушивать на заседаниях коллегии министерства отчеты руководителей министерств, административных ведомств, хозяйствующих субъектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и выполнения природоохранных мероприятий, а также обеспечения экологической безопасности;

— ставить перед соответствующими органами вопрос об ответственности руководителей и должностных лиц за допущенные нарушения природоохранного законодательства Кыргызской Республики в области стандартов, норм и правил по охране окружающей среды вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

— разрабатывать и вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения:

по улучшению экологической обстановки в республике;

о заслушивании отчетов глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления, руководителей министерств, административных ведомств, хозяйствующих субъектов по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

об отмене противоречащих природоохранному законодательству Кыргызской Республики нормативных актов и решений министерств, государственных комитетов, административных ведомств, глав местных государственных администраций и местного самоуправления;

о привлечении к ответственности в установленном порядке руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, глав местных государственных администраций и местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов за грубые систематические нарушения природоохранного законодательства, экологических нормативов, правил и стандартов природопользования, в том числе подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 августа 2009 года № 493)

14. Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды обязан:

— использовать своевременно и в полной мере предоставленные ему полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению экологических правонарушений;

— координировать природоохранную деятельность специально уполномоченных государственных органов охраны окружающей среды;

— координировать природоохранную деятельность с органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан, с целью охраны здоровья населения и обеспечения экологической безопасности населенных мест;

— сохранять государственную тайну в отношении информации, которая может стать известна при выполнении своих профессиональных обязанностей;

— отчитываться о своей деятельности перед Правительством Кыргызской Республики.

15. Решения Главного государственного инспектора Кыргызской Республики по охране окружающей среды, как и решения руководителей специально уполномоченных органов (заместителей Главного государственного инспектора), осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности Кыргызской Республики обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, хозяйствующими субъектами Кыргызской Республики, независимо от форм собственности и могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

16. Главный государственный инспектор Кыргызской Республики по охране окружающей среды несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

IV. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль, за охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности

17. Должностные лица органов охраны окружающей среды и другие специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды обязаны обеспечивать выполнение возложенных на них функций и в соответствии с их полномочиями имеют право:

а) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики посещать предприятия, учреждения, организации и другие объекты, рынки (базары) независимо от форм собственности и подчинения (в том числе военные и оборонные объекты), заповедники и другие особо охраняемые территории, запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, информацию и отчетность по вопросам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, результаты анализов и иные материалы, необходимые для выполнения их служебных обязанностей;

б) проверять в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики соблюдение требований природоохранного законодательства, нормативов качества окружающей среды, выполнение мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и использованию природных ресурсов, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля;

в) проверять в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики соблюдение условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, выполнение договоров и разрешений на природопользование, аннулировать их в установленном порядке, давать предписания или вносить предложения об их аннулировании;

г) при нарушении требований природоохранного законодательства в установленном порядке приостанавливать, ограничивать или запрещать:

— пользование природными ресурсами, сбросы и выбросы, физические и иные воздействия на окружающую среду;

— производство, эксплуатацию транспортных средств и иных передвижных установок и объектов с выбросами, превышающими, установленные нормативы;

— пользование радиоактивными материалами;

— строительство, реконструкцию и расширение объектов промышленного или иного назначения;

— проведение работ на территории заповедников и других особо охраняемых объектах природы, нарушающих установленный на них режим;

— другие виды работ, оказывающих отрицательное влияние на состояние окружающей среды;

д) в соответствии с действующим законодательством производить остановку, задержание и досмотр транспортных средств, изъятие орудий совершения нарушений, незаконно добытой продукции, доставлять нарушителей в местные органы внутренних дел для установления их личности;

е) требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушений природоохранного законодательства, составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях (в пределах компетенции) и налагать на виновных лиц штрафы и иные административные взыскания в порядке, установленном законодательством, при необходимости передавать дела в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности;

ж) предъявлять к нарушителям иски о возмещении ущерба;

з) вносить представления в соответствующие учреждения банков о прекращении финансирования (кредитования) работ по строительству, реконструкции и расширению объектов, осуществляемых с нарушением установленных в разрешениях условий или при отсутствии документов на пользование природными ресурсами.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 августа 2009 года № 493)

18. Решение государственных инспекторов и других работников специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обязательно для исполнения и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу.

19. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности, несут ответственность за своевременность принятия мер к нарушителям природоохранительного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

20. Убытки, причиненные природопользователям неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

V. Социальная и правовая защита государственных инспекторов по охране окружающей среды

21. Государственные инспекторы специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды Кыргызской Республики при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. При исполнении своих функций государственные инспекторы подчиняются только Главному государственному инспектору Кыргызской Республики по охране окружающей среды и его заместителям.

22. Лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности, угрожающие насилием или применяющие насильственные действия по отношению к должностным лицам уполномоченных органов, несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

23. Государственные инспектора по охране окружающей среды, внештатные инспектора, отличившиеся в борьбе с нарушителями природоохранного законодательства, принимавшие участие в взыскании исков, штрафов и нормативных платежей премируются в соответствии с Положением об образовании и использовании средств республиканского и местных фондов охраны природы и развития лесной отрасли в Кыргызской Республике и другими законодательными актами.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 августа 2009 года № 493)

24. Инспектируемые предприятия, учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны обеспечивать органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в установленном законодательством порядке транспортными средствами, приборами наблюдения и связи на период обследования объекта.

25. При осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов государственные инспекторы по охране окружающей среды, а также транспортные средства органов Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики, освобождаются от установленной платы за въезд или вход на территорию курортных зон и другие территории и объекты в Кыргызской Республике.

26. Государственным инспекторам по охране окружающей среды в установленном порядке при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение, хранение и применение служебного огнестрельного оружия и специальных средств (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества), применять физическую силу при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия и специальных средств регулируется законодательством Кыргызской Республики.

27. Государственным инспекторам по охране окружающей среды выдается форменная одежда со знаками различия и удостоверения единого образца. Форма одежды устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

28. Государственные инспектора по охране окружающей среды при исполнении служебных обязанностей имеют эмблему — ведомственный знак, пломбир и другие необходимые для работы средства.

Управление охраной окружающей среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *