7 уроков в школе

Не так давно в Минздраве сообщили, что перерывы между занятиями в школах станут короче. Правда, тогда не разъяснили, как это будет происходить: то ли сократят 20-минутные перемены до 15 минут, то ли урежут каждый перерыв на несколько минут. Корреспондент БЕЛТА обратилась за разъяснением к заведующей отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алле Малаховой.

Вместо одной 30-минутной перемены — две по 15

Соответствующие изменения предусмотрены последней редакцией санитарных норм и правил, касающихся требований для учреждений общего среднего образования. Ранее оговаривалось, что в школах между учебными занятиями должны быть перерывы длительностью не менее 10 минут. Большая перемена — 30 минут — после второго учебного занятия. Могли быть перерывы по 20 минут после второго и третьего урока.

Однако периодически от родителей поступали вопросы, мол, почему одни дети едят на 30-минутной или 20-минутной перемене, а вторые пытаются успеть пообедать за 10 минут. В течение двух лет специалисты центра гигиены посещали школы по всей Беларуси, в результате чего накопился ряд моментов, требующих корректировки. «Практика организации питания свидетельствует, что, даже если детям предварительно накрывают на стол, на обед уходит минимум 15 минут. 10 минут для этого недостаточно, — сказала Алла Малахова. — Мы не сторонники того, чтобы дети спешили во время еды. Это противопоказано».

Исходя из практики применения и предложений заинтересованных в феврале этого года началась работа над изменениями и дополнениями в санитарные правила. Были даны уточнения по отдельным вопросам, в том числе касательно школьных перемен.

По последним нормам, длительность больших перерывов должна составлять не менее 15 минут. Сколько именно будет таковых, зависит от количества учащихся в учреждении образования, процента тех, кто получает горячее питание, и числа мест в обеденном зале. Причем больших перерывов должно быть не менее двух в первую и вторую смены: на одной дети едят, на второй — динамической — занимаются физической активностью.

«Обеденный зал учебного заведения, по строительным нормам, рассчитан на четыре посадки всех учеников. Например, если в школе 1 тыс. детей и все ходят обедать, то предусматривается зал на 250 мест, — отметила специалист. — Практика организации питания в больших школах показывает, что на каждой перемене в столовой есть дети, поэтому для питания могут быть предусмотрены даже три большие перемены. В сельских школах с этим проще — дети, как правило, вмещаются для приема пищи в одну посадку».

Подвижные перемены станут обязательными

Подпрограммой «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» госпрограммы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы предусмотрено развитие межведомственных информационных проектов — «Школа — территория здоровья» и «Здоровый класс». С учетом этого была активизирована работа по развитию здорового образа жизни в школах, в том числе проанализировали, сколько времени уделяется активному времяпрепровождению.

Оказалось, что учащиеся двигаются недостаточно. Два урока физкультуры и «Час здоровья и спорта» обеспечивают потребность в движении школьника всего на 20%. Ребенку же нужно 60 минут активных движений ежедневно. Поэтому дополнительные физкультминутки, подвижные перемены внесут значительный вклад в снятие статического напряжения. В том числе это и профилактика нарушений осанки. Более того, сами дети очень любят такие перемены, особенно в виде танцевальных флешмобов.

Ранее подвижная перемена в школах носила рекомендательный характер. С нового учебного года она станет обязательной.

О пересменке

В свое время длительность между первой и второй сменами составляла 30 минут. Однако с переходом на 5-дневную учебную неделю так называемая пересменка сократилась до 20 минут. Это сделано в целях сохранения здоровья ребенка, чтобы занятия во вторую смену не заканчивались слишком поздно. Поскольку многие школы со следующего учебного года будут начинать занятия с 8.30 или 9.00, решено еще больше сократить пересменку. Теперь она должна составлять от 15 минут.

В Беларуси сегодня четверть школ занимается в две смены, причем во вторую учатся около 16% учащихся. Медики уверены, что уроки во вторую смену должны заканчиваться как можно раньше, ведь для школьников это наименее благополучное время для занятий.

«Пересменку как таковую мы устанавливаем сейчас номинально. Обращаем внимание, что занятия во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При этом желательно, чтобы уроки во вторую смену начинались как можно раньше», — отметила Алла Малахова.

Специалист привела в пример следующую ситуацию: допустим, 3-й и 4-й классы занимаются в одном кабинете, но в разные смены. Третьеклассники заканчивают занятия в 13.00. Почему бы четвертому классу не начать занятия раньше, чем в 14.00? Единственное, нужно соблюдать условие: время начала занятий не должно часто меняться. Оно должно быть постоянным хотя бы в течение четверти. К примеру, по понедельникам у ребенка занятия будут начинаться в 12.00, по средам и пятницам — в 13.00 и только два раза в неделю — в 14.00.

Что касается дополнительных занятий (факультативных, стимулирующих, поддерживающих), их целесообразно проводить перед началом второй смены, а не после. Соответствующая рекомендация также дана в обновленных санитарных правилах.

Изменения в санитарные нормы и правила направлены на сохранение здоровья детей. Ведь не секрет, что для качественного усвоения учебного материала нормальное самочувствие ребенка на уроке играет не последнюю роль.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Количество уроков для первоклассников не должно быть более четырех в день. Для учеников предлагается установить норму не более пяти уроков, причем в расписании нужно чередовать разные по сложности предметы. Четверг и пятницу рекомендуется сделать облегченными днями для предупреждения утомляемости школьника.
«Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели в зависимости от класса (от 21 академического часа для 1-го класса до 37 академических часов для 10-11 классов), без учета времени на выполнение домашнего задания. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся первых классов — не должен превышать четырех уроков; для обучающихся 2-4 классов – не более пяти уроков», – сказано в сообщении Роспотребнадзора.

Ученикам 5-6 классов рекомендуется не более шести уроков в день, а для 7-11 классов – не более семи.
Также эксперты напомнили, что важно не пересиживать за компьютером. На уроках за компьютером школьники 1-2 классов могут проводить не более 20 минут, учащиеся 3-4 классов – не более 25 минут, пятиклассники и шестиклассники – не более получаса, старшеклассники – не более 35 минут.
Также не стоит использовать интерактивные доски на уроках больше пяти минут в начальной школе и 10 минут в 5-11 классах. В целом работу с техническими устройствами лучше чередовать с другими видами деятельности.
Ранее министерство просвещения предложило ограничить использование гаджетов среди школьников. Ведомство разработало рекомендации совместно с Рособрнадзором и Роспотребнадзором. В ведомстве отметили, что чрезмерное увлечение гаджетами может привести к нарушениям психики и ослаблению памяти.

Дозировка домашнего задания во 2 классе Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.
Домашнее задание по содержанию включает в себя:
1. усвоение изучаемого материала по учебнику;
2. выполнение устных упражнений на заданное правило;
3. выполнение письменных заданий;
4. выполнение творческих работ;
5. наблюдения, изготовление схем, таблиц;
6. индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся.
Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. По нормам выполнение домашнего задания для учащихся 2-го класса не должно превышать двух часов.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/4 — 1/5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков. Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям в выходные, праздничные и каникулярные дни дети не должны получать домашние задания.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5 — 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.
Выполнение домашнего задания по одному из базовых предметов не должно занимать более 20 минут.
Литературное чтение:
выразительное чтение текста и ролевое чтение – не более 3 страниц текста.
выучить стихотворение наизусть – стихотворение объёмом не более 10 — 12 строк.
Подробный пересказ текста – текст объёмом не более 1 учебной страницы.
Краткий пересказ текста – если содержание произведения превышает 1 учебную страницу.
Большие по содержанию произведения прочитываются в несколько этапов (по количеству отведённых урочных часов в календарно-тематическом плане).
Иногда задаю выполнить задание творческого характера в рабочей тетради (в соответствии с объёмом прочитанного произведения).
Русский язык:
Для выполнения домашнего задания задаю одно упражнение для письменного выполнения в тетради. Иногда, если письменное задание, небольшое по своему объёму, то задаю задание для устного выполнения (разгадать ребус, подобрать слова на заданное правило).
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила или словарные слова.
Математика:
Для письменного выполнения задаю не более двух заданий: одно – содержащее задачу, второе – состоящее из 4 примеров, либо 2 уравнения, либо одно геометрическое задание.
После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила.
Познание мира:
Для закрепления темы задаю подготовить пересказ одной темы, изученной на уроке (соответственно календарно-тематическому планированию). По желанию детям предлагается найти дополнительный материал, соответствующий изучаемой теме.
На выходные дни домашнее задание задаю, но составленное расписание уроков позволяет его выполнить досрочно (т.е. в субботу нет предметов, предполагающих выполнение письменных заданий). Основная нагрузка приходится на понедельник, вторник и среду.
Рекомендации по выполнению домашних заданий
1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.
3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.
5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.
6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художественРазвитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтенияРабота с текстом, 4 класс. Курс «Риторика»Художественный мир произведения. Содержание понятия

7 уроков в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *