Обработка персональных данных в школе

В последнее время в школах всё чаще случаются конфликты из-за несогласия родителей с различными вариантами обработки персональных данных. Иногда школа и родители просто не могут понять друг друга или говорят о разных вещах. Михаил Кушнир рассказывает о пяти важных аспектах, которые помогут уладить или предотвратить недоразумения, связанные с законом 152-ФЗ «О персональных данных».

К счастью для школ, внимание родителей к персональным данным довольно редкое явление, но весьма неприятное:

  • Во-первых, потому что школа является оператором персональных данных и отвечает за их безопасность;
  • Во-вторых, потому что проблема с персональными данными крайне путанная, и никто толком в ней не разбирается;
  • В-третьих, потому что претензии и угрозы родителей чаще всего далеки от адекватных.

Чтобы требования были адекватными, нужно освоить основные понятия и принципы закона. Я выделю здесь несколько ключевых особенностей, но полезно прочитать закон полностью — он небольшой.

Школа обрабатывает персональные данные учителей, учеников и их родителей. Обработку данных учителей я рассматривать здесь не буду. В отношении родителей обработка должна быть весьма ограниченная: убедиться, что школа имеет дело именно с родителями своих учеников и обеспечить с ними продуктивную коммуникацию.

1. Что такое «персональные данные»?

По закону, это любая информация, связанная с конкретным человеком. Это значит, что ее можно обрабатывать только в соответствии с теми целями, для которых персональные данные были переданы. Понятие цели обработки — не просто фигура речи, а важный критерий законности обработки.

2. Виды данных и защита данных

По закону оператор персональных данных отвечает за их сохранность. Важно различать понятие «персональные данные» и требования по их защищенности: менее строгие требования к защищенности не отменяют принципов отношения к данным как персональным. Требования по защите персональных данных зависят от их вида:

  • Если субъект дает согласие на публикацию некоторых своих персональных данных в открытых источниках, то такие данные считаются общедоступными и они не требуют защиты. Но даже в отношении общедоступных данных в случае отзыва согласия необходимо соблюдать требования закона по их защите для новых условий. Бывают ситуации, когда необходимость открытой публикации определенных данных предусматривается законом, в частности, администрация и педагоги школы обязаны публиковать на официальном сайте образовательной организации свои ФИО и квалификационные показатели, названия курсов, которые они ведут.
  • Если без дополнительной информации невозможно определить, к какому человеку относятся обрабатываемые данные, они называются обезличенными и требования по их защите существенно проще, чем в отношении идентифицируемых данных. Этот удобный аспект обработки данных часто остается недооцененным, а зря.
  • Если данные содержат медицинскую информацию или из других специфических категорий (кому важно, уточните в законе самостоятельно), такие данные требуют наиболее жестких мер по обеспечению защищенности.
  • Чем больше в системе содержится персональных данных, тем жестче требования по защищенности системы.

3. Правила обработки персональных данных в школе должны быть легко доступны, опубликованы на официальном сайте. Родителей с ними обязаны ознакомить под роспись. Умные школы предусматривают в заявлении на прием фразу «с правилами обработки данных ознакомлен». Особо умные там же предусматривают фразу «разрешаю публикацию фото- и видео- изображений моего ребенка в материалах школы при отражении событий, связанных с образовательным процессом». Это связано не с 152-ФЗ, а с ГК РФ, но очень похоже на его логику: отсутствие такого согласия может стать серьезной головной болью школы.

4. Согласие на обработку персональных данных

Тут больше всего глупостей происходит:

  • Отчасти потому, что в первой версии закона всегда требовалось письменное согласие, а сейчас письменное согласие нужно только тогда, когда это явно указано в законе, причем про образовательные отношения таких требований нет.
  • Отчасти потому, что оператор персональных данных обязан иметь доказательство правомочности обработки данных, а письменное согласие является наиболее очевидным доказательством.
  • Отчасти потому, что данные сейчас модно хранить не в школе, а в сети — в «облаках», — но правомочность такой обработки данных сложно доказать без письменного согласия.

Важно понимать, что согласие на обработку ваших персональных данных нужно обязательно, но не обязательно письменное. Есть несколько исключений в законе, когда ваше согласие не требуется, но их крайне мало. Если вы сдали данные ребенка в школу в рамках приемных мероприятий, то по факту согласились с обработкой его персональных данных для целей обучения. Эти цели должны либо быть прописаны в договоре на образовательные услуги, либо подразумеваться неявно из образовательного законодательства. Если обработка требует чего-то не предусмотренного в законе «Об образовании в РФ», нужно иметь доказательство ее правомочности — проще всего при наличии письменного согласия.

Рассмотрим типичную ситуацию организации поездки с детьми, для которой нужно покупать групповые билеты, готовить списки участников. Если поездка оформляется как мероприятие в рамках образовательных отношений, то доказательства обоснованности такой обработки не нужны. Для этого приказ о проведении мероприятия должен быть выполнен в формулировках с соответствующими тезисами 152-ФЗ.

Во всех аналогичных ситуациях вне типового образовательного процесса нужно учитывать эту специфику закона, чтобы школа всегда имела доказательства правомочности обработки данных учеников: либо в рамках образовательных отношений, либо по письменному согласию, либо в рамках иных федеральных законов.

В любой момент вы можете отозвать согласие на обработку персональных данных, в каком бы виде вы его не давали: письменно или по факту начала деловых отношений. Но нужно понимать, что такой отзыв будет иметь административные последствия, потому что оператор не сможет продолжать обработку ваших данных в прежнем режиме.

Яркой иллюстрацией важности согласия является письмо Минобрнауки от 4.3.2015 N 03-155 с ответом на вопрос, может ли родитель отказаться от передачи данных из школы в государственную информационную систему сдачи ОГЭ/ЕГЭ? Хотя для государственных систем письменное согласие субъекта можно не получать, отказаться родитель может! Но в этом случае ребенок не может быть допущен к сдаче экзамена.

4а. Согласие на передачу данных для обработки

Передача данных третьим лицам является одним из видов обработки персональных данных. Такая передача является существенной особенностью для организации требуемых по закону мероприятий по защите. Без согласия самого субъекта данные могут передаваться третьим лицам только в предусмотренных федеральными законами случаях, в частности, когда есть угроза жизни или здоровью людей.

Для доказательства такого согласия обычно школа требует письменное подтверждение. Это актуально, например, для работы в электронном классном журнале, хранящем данные где-то в сети Интернет. Проблема отражена для электронных журналов отдельным письмом Минобрнауки России от 21.10.2014 N АК-3358/08.

5. Всегда ли вы знаете, где обрабатываются ваши данные?

Если у вас есть подозрение, что ваши данные без вашего согласия кому-то передавались и/или что они используются для других целей, чем вы их передавали оператору, имеет смысл написать запрос и снять сомнения.

Любой субъект персональных данных в любой момент может потребовать от оператора отчет о том, как используются его данные, кому они передавались и с какой целью. Ответ на такие запросы должен занимать не больше месяца. Сомнение могут вызвать условия обработки данных у контрагента вашей школы — внешнего оператора, — например, оператора сетевого электронного журнала.

Примеры поводов для сомнения:

  • вы не понимаете целей обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не понимаете правил обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не можете найти договор между внешним оператором и школой;
  • вы не уверены, что внешний оператор надежен, поскольку не можете найти у него на сайте скана сертификата, выдаваемого регулятором для подтверждения защитных качеств информационной системы.

Договор может быть важен, чтобы понять, кто и как обрабатывает данные вашего ребенка, можно ли ему доверять, поскольку школа эту обязанность ему перепоручила. Бывают вопиющие случаи, когда никто не может ответить на вопрос, какая система обрабатывает ваши данные, кто ее оператор, а школа регулярно отправляет в эту систему данные, причем администрация школы внимательно контролируется органами власти в отношении обеспечения этой регулярности.

Только квалифицированное обращение родителей может заставить такие ситуации разрешаться законным образом.

Следует иметь в виду, что в защите персональных данных школа не специалист и вряд ли хорошо понимает, насколько хорошо это делает ее партнер по обработке. Это не значит, что все плохо, но, если у вас появились сомнения, важно знать свои права и грамотно ими пользоваться. Более строгое изложение проблематики 152-ФЗ в школе доступно в подборке нормативных актов на сайте Ружэль.

Екатерина ТерешатоваFollow Feb 15, 2018 · 7 min read

Персональные данные в школе: излишние страхи

Как известно, персональные данные детей необходимы не только непосредственно для образовательного процесса. Участие в олимпиаде и конкурсе, школьные поездки — все эти мероприятия сопровождаются получением сведений о детях. Зачастую недопонимание между родителями и школьной администрацией возникает из-за недостаточно верного толкования действующего законодательства.

Большинство опасений родителей по поводу персональных данных их детей, возможности их разглашения или передачи третьим лицам являются надуманными. Российское законодательство достаточно подробно регламентирует порядок сбора, обработки и передачи персональных данных. Наконец, добросовестность школы при использовании персональных данных детей обеспечивается наличием механизмов ответственности за нарушение требований законодательства.

Персональные данные и принципы их обработки

Порядок сбора, обработки и передачи персональных данных регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановлениями Правительства Российской Федерации, детализирующими положения закона.

В соответствии с законом персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, к персональным данным относится любая информация, связанная с конкретным человеком.

Под «обработкой персональных данных» понимаются любые действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, а также уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Данный принцип требует от школы полного соблюдения законодательства при использовании персональных данных и равное отношение ко всем лицам, передающим такую информацию.

Действия школы по использованию персональных данных ограничиваются конкретными и законными целями. В случае образовательной деятельности такие цели продиктованы особым статусом образовательной организации — школы. Это значит, что персональные данные обучающихся могут быть использованы исключительно в некоммерческих целых и для реализации образовательной программы.

Еще одно важное условие — содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Школа вправе запрашивать объем персональных данных, необходимый для реализации образовательной программы. Родители вправе не передавать данные, которые являются избыточными (например, информация об уровне дохода семьи).

В соответствии с законодательством при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Этот принцип означает, что родителям (законным представителям) следует предоставлять достоверные и неискаженные, полные и соответствующие действительности персональные данные.

Согласие на их обработку персональных данных

Перечень персональных данных, которые указываются в заявлении о приеме в школу, указан в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». К таким данным относятся: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка. Примерная форма заявления размещается школой на информационном стенде и (или) на официальном сайте школы в сети «Интернет».

Для приема в школу родителям (законным представителям) детей необходимо предоставить и иные данные. В частности, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Обработка персональных данных может осуществляться исключительно с согласия субъекта персональных данных. Согласно законодательству субъект персональных данных — родители (законные представители) обучающихся — принимает решение о предоставлении персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Правила обработки персональных данных обучающихся регламентируются локальным нормативным актом школы. Помимо информации о составе персональных данных, собираемых школой, порядка их сбора, должны быть определены обязанности работников администрации школы, имеющих доступ к персональным данным, а также порядок хранений и защиты сведений от возможного получения их третьими лицами без согласия родителей.

Согласие на обработку персональных данных должно быть сформулировано полно и конкретно и не вызывать у родителей неоднозначного понимания условий обработки персональных данных.

В форму согласия на обработку персональных данных рекомендуется включить все действия с информацией о ребенке, которые содержатся в законодательстве. При этом не нужно менять формулировки, а слово в слово воспроизвести положение закона в согласии на обработку персональных данных.

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

Допустим, школа планирует провести исследование, для участия в котором необходимо обезличить персональные данные учеников (вместо фамилии, имени и отчества указать соответствующие коды), но при этом окажется, что во время приема согласие родителей (законных представителей) детей на обезличивание персональных данных не было запрошено.

С одной стороны, ничего не мешает школе обратиться к родителям с просьбой подписать новое согласие на обработку персональных данных, объяснив необходимость участия в исследовании целями образовательного процесса. С другой стороны, если школа осуществит обезличивание данных без согласия родителей (законных представителей) есть риск, что такие действия будут квалифицированы как обработка персональных данных без письменного согласия. За данное административное правонарушение (статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрены достаточно высокие штрафы: от 10 до 20 тысяч рублей для должностного лица и от 15 до 75 тысяч рублей для образовательной организации.

Таким образом, включив абсолютно все предусмотренные законодательством действия с персональными данными школа сможет избежать конфликтов и с родителями, и с законом.

Согласие на обработку персональных данных подписывается родителями при приеме ребенка в образовательную организацию, одновременно с заявлением о приеме и передачей документов, предусмотренных Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32).

Фото и видео с изображением ученика

Особый случай — использование изображений обучающихся. Пока не выработана однозначная позиция, относится ли фотография или видеозапись с изображением лица к персональным данным. Однако необходимо помнить, что изображение человека находится под особой защитой.

Статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена правовая охрана изображения гражданина как нематериального блага. Таким образом, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением.

На практике нередко встречаются случаи, когда родители запрещают осуществлять фото- и видеосъемку открытых уроков и школьных праздников, либо опубликовывать изображение ребенка на официальном сайте школы. Данные действия могут быть расценены как обработка персональных данных, что в случае возникновения конфликта может привести к привлечению образовательной организации и ее должностных лиц к гражданской или административной ответственности. В то же время получение дополнительных согласий родителей перед каждым школьным мероприятием всегда сопровождается трудностями для администрации школы.

С учетом этого рекомендуется включать разрешение на опубликование фотографий и видеозаписей с изображением обучающегося в открытых источниках в согласие на обработку персональных данных. Это особенно важно, если такие фотографии и видеозаписи позволяют идентифицировать ребенка.

Трансграничная передача персональных данных

На многих родителей эта фраза наводит страх. Однако в современных условиях международной кооперации такая практика является обычной. Несложно себе представить сотрудничество российских и иностранных школ, участие детей в международных конкурсах, олимпиадах или программах обмена, либо выезд школьников за рубеж для обучения в языковой школе. Все эти мероприятия, так или иначе, сопровождаются необходимостью передачи персональных данных.

Законодательство в настоящее время не требуют включения в согласие на обработку персональных данных согласия на трансграничную передачу данных в страны, являющиеся участницами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года. Например, при направлении обучающихся во Францию, являющуюся подписантом соответствующей Конвенции Совета Европы, не нужно запрашивать согласие на передачу персональных данных.

В то же самое время возможна передача данных в государства, которые не являются участниками упомянутой Конвенции. Перечень таких стран, в которых гарантируется обеспечение требуемой защиты данных, устанавливается Правительством Российской Федерации. К таким странам относятся, к примеру, Австралия, Израиль, Канада, Новая Зеландия, Швейцария и некоторые другие.

Таким образом, при направлении обучающихся за рубеж администрация школы должна удостовериться, обеспечивается государством принимающей стороны адекватная защита персональных данных.

Передача персональных данных детей в зарубежные страны при соблюдении требований законодательства не является экстраординарным событием. Источником обеспокоенности родителей в данном случае являются недостаточно корректные сообщения средств массовой информации и неточное понимание законодательства о персональных данных.

Проведение научных исследований в школе

Нередко школам поступают предложения принять участие в исследованиях, например, образовательных результатов обучающихся или оценки школьного климата. Для школы это уникальная возможность получить обратную связь и объективно оценить свою деятельность, а также установить новые институциональные партнерства.

Тем не менее, и такие исследования достаточно часто вызывают сомнения у родителей на предмет правомерности использования персональных данных детей.

Условие о проведении исследований в целях улучшения образовательного процесса, например, в целях диагностики и оценивания прогресса обучающихся, также рекомендуется включать в согласие на обработку персональных данных.

Сами исследователи редко имеют доступ к персональным данным детей. Как правило, такие исследования (чаще это опросы и тестирования) проводят сами учителя. Результаты исследований передаются в обезличенном виде, что не позволяет идентифицировать конкретного участника опроса.

Персональные данные используются исключительно в интересах ребенка для помощи учителю в выстраивании системы работы с детьми. Безусловно, при получении согласия родителей на участие их детей в исследованиях важен неформальный подход: разъяснение содержания и значения таких исследований позволит убедить родителей в их важности и для ребенка, и для школы.

Отказ от предоставления персональных данных

Мы достаточно часто слышим об опасениях родителей за персональные данные их детей и сомнения в должной обработке образовательными организациями. Многие при поступлении в школу даже отказываются предоставлять подобную информацию.

Некоторым родителям кажется, что отказ от предоставления персональных детей не ограничивает их права на получение образования. С одной стороны, да, это так. Ребенок может посещать школу и реализовывать образовательную программу. С другой стороны, такой отказ блокирует участие обучающегося в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ), поскольку информация о нем не будет внесена в государственную информационную систему итоговой аттестации. Кроме этого, невозможно получение аттестата об основном общем или среднем общем образования. Формы этих документов не предусматривают их выдачи в обезличенном виде. Порядок заполнения аттестатов предписывает указывать фамилию, имя и отчество лица, завершившего обучение.

Наконец, в случае отказа родителя дать согласие на обработку персональных данных ребенка ограничивается его право участвовать в олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях, в которых предусматривается идентификация участника.

Согласие на обработку персональных данных должно максимально подробно информировать родителя ребенка, поступающего в школу, о целях и действиях по обработке его персональных данных. На школе лежит важная задача разъяснения положений законодательства о персональных данных в случае возникновения у родителей каких-либо вопросов. Безусловно, это не обязанность школы, однако отсутствие недопонимания при подписании согласия на обработку персональных данных обеспечит отсутствие конфликтов в будущем.

Развитие различных информационных технологий привело к тому, что личная информация о человеке становится все более доступной. Различные сообщества, многочисленные социальные сети могут содержать целое «досье» на взрослого и ребенка. Каждый взрослый сам для себя решает, какую именно информацию можно выложить в информационные сети «Интернет». Дети часто создают свои аккаунты и там делятся личной информацией.

При поступлении в школу каждый родитель получает соглашение, где дает свое письменное согласие на обработку персональных данных. У многих возникает вопросы и опасения, относительно распространения персональных данных семьи или ребенка. Нередко родители хотят узнать, каким образом, в каких случаях личная информация о ребенке может быть распространена.

Для начала необходимо определиться, что такое персональные данные?

«Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ»О персональных данных»).

Что значит, дать согласие на обработку персональных данных?

«Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных» (Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Обработка указанных специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных.

Каждая школа разрабатывает локальный акт, который конкретизирует сведения, относящиеся к персональным данным, кто имеет доступ к персональным данным обучающегося, права и обязанности работников, получивших доступ к персональным данным ученика и т. д.

Например, к персональным данным ученика относятся:

сведения, содержащиеся в свидетельстве о рождении, паспорте или ином документе, удостоверяющем личность; информация, содержащаяся в личном деле учащегося; информация, содержащаяся в личном деле учащегося, лишенного родительского попечения; информация, содержащаяся в классном журнале; информация, содержащаяся в Карточке здоровья учащегося; информация о состоянии здоровья; документ о месте проживания; фотографии; иные сведения, необходимые для определения отношений обучения и воспитания.

Иные персональные данные учащегося, необходимые в связи с отношениями обучения и воспитания, администрация может получить только с письменного согласия одного из родителей (законного представителя). К таким данным относятся документы, содержащие сведения, необходимые для предоставления учащемуся гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством:

  • документы о составе семьи;
  • документы о состоянии здоровья;
  • документы, подтверждающие право на дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (родители-инвалиды, неполная семья, ребенок-сирота, ребенок из многодетной семьи и т. п.).

Персональные данные учащегося являются конфиденциальной информацией и не могут быть использованы администрацией или любым иным лицом в личных целях.

Право доступа к персональным данным обучающегося могут иметь:

  • работники департамента (управления) образования (при наличии соответствующих полномочий, установленных приказом департамента (управления) образования;
  • директор образовательного учреждения;
  • секретарь образовательного учреждения;
  • заместители директора по УВР;
  • социальный педагог;
  • педагоги дополнительного образования
  • врач/медработник.
  • учителя-предметники;
  • классный руководитель.

Не имеет права получать информацию об учащемся родитель (законный представитель), лишенный или ограниченный в родительских правах на основании вступившего в законную силу постановления суда.

Работники, имеющие доступ к персональным данным учащегося, обязаны:

1. Не сообщать персональные данные обучающегося третьей стороне без письменного согласия одного из родителей (законного представителя), кроме случаев, когда в соответствии с федеральными законами такого согласия не требуется.

2. Использовать персональные данные обучающегося, полученные только от него лично или с письменного согласия одного из родителей (законного представителя).

3. Обеспечить защиту персональных данных обучающегося от их неправомерного использования или утраты, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Ознакомить родителя (родителей) или законного представителя с настоящим Положением и их правами и обязанностями в области защиты персональных данных, под роспись.

5. Соблюдать требование конфиденциальности персональных данных учащегося.

6. Исключать или исправлять по письменному требованию одного из родителей (законного представителя) обучающегося его недостоверные или неполные персональные данные, а также данные, обработанные с нарушением требований законодательства.

7. Ограничивать персональные данные учащегося при передаче уполномоченным работникам правоохранительных органов или работникам департамента (управления) образования только той информацией, которая необходима для выполнения указанными лицами их функций.

8. Запрашивать информацию о состоянии здоровья учащегося только у родителей (законных представителей).

9. Обеспечить учащемуся или одному из его родителей (законному представителю) свободный доступ к персональным данным обучающегося, включая право на получение копий любой записи, содержащей его персональные данные.

10. Предоставить по требованию одного из родителей (законного представителя) учащегося полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных.

Данные должны храниться в недоступных местах всеобщего пользования (например, в сейфе) на бумажных носителях и (или) на электронных носителях с ограниченным доступом.

Существуют Приказы Министерства образования, которые также содержат некоторые вопросы, касающиеся личных данных обучающегося.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Личные/персональные данные ребенка содержатся в основном в личном деле ребенка. На каждого ребенка, зачисленного в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы. Таким образом, на начальном этапе обучения ребенка в общеобразовательной организации его личное дело будет состоять из следующих данных: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка, адрес места жительства родителей, контактные телефоны.

В процессе обучения личное дело будет пополняться документами о состоянии здоровья ребенка, данными о результатах промежуточной и итоговой аттестаций, какими-либо персональными данными, документами, подтверждающими достижения в учебе, спорте, иных видах деятельности, а также иными документами.

Личное дело обучающегося подлежит выдаче ему или его законным представителям в случае перевода в другую организацию, осуществляющую образовательную.

Если родители отказываются подписывать согласие на обработку персональных данных, то в этом случае школа действует в рамках законодательства и предполагается, что минимум персональных данных для обработки родитель предоставить обязан.

Страхи родителей, связанные с обработкой персональных данных ребенка и семьи чаще всего необоснованны. Ребенок все равно будет находиться школьной базе, и школа будет получать на него финансирование. Но учета его участия в школьной жизни может не быть. Обработка персональных данных нередко подразумевает ведения учета успеваемости в электронном журнале, передача данных ребенка для участия в олимпиадах и конкурсах.

Нарушением закона о защите персональных данных может стать рассылка персональных данных по общедоступным сетям, поскольку такие виды обработки данных не предусмотрены законодательством, в данном случае требуется желание субъектов данных, подкрепленное письменным согласием.

Планируемые результаты обучения

Специалисты, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе, в соответствии ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» должны знать по коду компетенции:

ПК-1: Возможности и критерии выбора программных средств для решения профессиональных и образовательных задач;

ПК-1: Основные методы, способы и средства работы с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях;

ОПК-8: Различные теоретические подходы к активности подростков в Интернете – ее формам, задачам, побочным эффектам, рискам, к понятию интернет-зависимости и оказанию социальной и психологической помощи подросткам с чрезмерным использованием интернета;

ПКПП-2: Технологии установления контакта и проведения профилактических мероприятий с подростками, родителями и специалистами образовательных учреждений, а также методы оказания помощи в ситуациях интернетзависимости;

ПКПП-2: Цели, задачи и технологии сопровождения детей и подростков в освоении ими пространства Интернета. Принципы разработки и проведения программ профилактики и коррекции чрезмерного использования интернета для подростков, родителей, педагогов и администрации ОУ;

ПКПП-5: Методы установления контакта со взрослыми из окружения подростка, привлечения их к сотрудничеству в системной профилактической работе. Задачи развития, возрастные особенности и особенности социальной ситуации и социальных рисков подростков в современном обществе.

ОПК-13: Методы профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Уметь:

ПК-1: Использовать основные методы, способы и средства работы с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях

ПК-1: Реализовывать основные модели применения информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе

ПК-6: Взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами, используя возможности информационно-коммуникационных технологий;

ОПК-8: Планировать и организовывать работу по предупреждению чрезмерному использованию интернета подростками, в том числе социально уязвимыми и попавшими в трудные жизненные ситуации;

ПКПП-2: Устанавливать контакт с подростками для обсуждения их опыта использования Интернета, конструктивно знакомить подростка с возможностями и опасностями Интернета, этикой и техникой безопасности поведения в Интернете.проводить индивидуальные и групповые профилактические программы, направленные на повышение безопасности подростков, как пользователей сети, формирование у них навыков корректного поведения в виртуальной среде;

ПКПП-2: Анализировать Интернет-контент с точки зрения его пользы/вреда для подростковой аудитории; Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;

ПКПП-4: Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения участников образовательного процесса с целью повышения их пользовательской культуры и навыков эффективной просветительской работы с подростками;

ОПК-13: Применять методы профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям в соответствии с профессиональным стандартом педагога в разделе «Необходимые умения»: «ИКТ-компетентность» и «Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде».

Обработка персональных данных в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *