Приватизация сельскохозяйственных земель

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – земли, которые находятся за территориями населенных пунктов и используются или предназначены для нужд сельского хозяйства. К землям такой категории принято относить сельскохозяйственные угодья, земли, занятие дорогами, коммуникациями, насаждениями, необходимыми для защиты земли от негативного воздействия, водными объектами, зданиями, сооружениями для производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции.

Приватизация земельных участков – передача права частной собственности на землю гражданам. Такая возможность распространяется на те земли сельхозназначения, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Процесс приватизации регламентируется Земельным Кодексом РФ и рядом Федеральных Законов. Не подлежат приватизации те земли сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности, расположенные в районах Крайнего Севера и занятые оленьими или отгонными пастбищами.

Приватизировать земельный участок могут физические и юридические лица на основе единоличной, совместной или долевой собственности. В процессе оформления нередко возникают затруднения, чаще всего они связаны с классификацией отрезка территории или наличием ограничений на них.

Порядок приватизации

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, может передаваться без проведения торгов, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Также без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, которые участвуют в программах господдержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной деятельностью, связанной с ним.

Оформление земли в собственность – обязательная процедура. Без нее человек не сможет вступить в право собственности на участок и, следовательно, не будет считаться его собственником. Для этого по окончании процедуры ему нужно обратиться в Росреестр. Только получив все необходимые документы, он сможет распоряжаться своим недвижимым имуществом. Перед тем, как идти в муниципалитет или орган исполнительной власти, необходимо подготовить пакет документов. В него входит:

  • Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, в котором указано основание для приватизации.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Документ о праве наследования, если владелец участка земельного участка скончался.
  • Оплаченные квитанции.

После того, как ваши документы проверят, их необходимо отправить в Росреестр. Также вы должны подготовить заявление, в котором описаны основания для приватизации. Важно подготовить все документы в двух экземплярах: оригинал после приватизации отдается владельцу участка, копии – остаются в Росреестре. Когда вы соберете весь необходимый пакет документов, отправляйтесь в Росреестр. Важно, чтобы участок, который вы собираетесь приватизировать, был на кадастровом учёте. Если его нет, то орган государственной власти обязан провести подобную процедуру в течение 20 дней. Затраты на постановку на кадастровый учет оплачивает лицо, которое инициировало приватизацию.

После этого осуществляется подготовка межевого плана. Когда все документы будут готовы и получен положительный ответ о приватизации, возникает право собственности. Основанием для него является подписанный договор купли-продажи, а также акт приема-передачи. Важно, чтобы собственник оплатил стоимость земельного участка до подписания последнего документа.

По окончанию процедуры владельцу выдается Свидетельство о собственности. Если же на участке сельскохозяйственного назначения имеются какие-либо строения, пакет документов необходимо дополнить бумагами, которые подтверждают собственность этого гражданина на описанную недвижимость.

В среднем процедура приватизации занимает 15-70 дней, все зависит от полноты подготовленных документов, а также длительности согласования. Согласно Федеральному Закону № 101, субъекты РФ могут установить свои сроки приватизации. Так, в некоторых субъектах приватизация разрешается с момента вступления в силу ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в некоторых — по истечении 49 лет или10 лет после вступления в силу указанного закона. Кроме того, субъекты могут установить и разные сроки приватизации для разных категорий землепользователей (арендаторов и т.п.). Если же закон о приватизации в субъекте не принят, то она осуществляется с 1 января 2004 г.

Приватизация земли. Сельхоз

Здравствуйте, Дмитрий.

Бесплатно получить земельный участок при указанных Вами условиях не представляется возможным,только через выкуп, если на земельном участке будут Ваши объекты недвижимости, либо по истечение 3-х лет.

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения была отменена Федеральным законом о введении в действие Земельного кодекса.

Разъяснения Верховного Суда

Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

8. При рассмотрении споров, связанных с приватизацией земельных участков сельскохозяйственного назначения, необходимо иметь в виду следующее.

Законодательство, действовавшее до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 8 Закона о введении в действие ЗК РФ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).

Поэтому, если приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией права собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволявших приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.

В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (вступил в силу с момента его официального опубликования — с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

Случаи и основания передачи в собственность бесплатно земельных участков указаны в Земельном кодексе.

Земельный кодекс
Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ „О содействии развитию жилищного строительства“;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом „Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Выкупить Вы можете ранее 3 лет и без торгов по указанному мной Выше основанию, либо зарегистрировать сельскохозяйственную организацию.

Земельный кодекс

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“;

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

С уважением! Г.А. Кураев

Приватизация земли в сельском хозяйстве

Приватизация земель в сельском хозяйстве – это не самый простой процесс, который требует дополнительных знаний. Важно учитывать, что не все земли можно перевести в категорию частных. Возможность приватизации земли сельскохозяйственного назначения закрепляется за физическими и юридическими лицами при выполнении ряда условий.

Особенности приватизации

Земли сельскохозяйственного назначения представлены участками, которые располагаются за пределами населенных пунктов. Их можно использовать только для нужд сельского хозяйства. Их назначение связано с производством, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции. Приватизация таких участков возможна, если они находятся в муниципальной или государственной собственности.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ, для осуществления сельскохозяйственной деятельности предоставляются территории, расположенные за пределами сельских и городских поселений. Выделяют следующие виды угодий:

  • сельскохозяйственные, предназначенные под пашню, сенокосы, виноградники и многолетние насаждения;
  • не сельскохозяйственные, которые используются для сельскохозяйственных построек и других целей.

Процедура регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ;
  • ФЗ № 101 от 24.07.2002 (последняя редакция 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Важно! Приватизация не допускается в отношении участков, которые находятся в районах Крайнего Севера и заняты отгонными или оленьими пастбищами.

Порядок действий

Приватизировать земельный участок могут граждане и юридические компании. Допускается приватизация в единоличную, совместную или долевую собственность. Приватизация бывает двух видов:

  • платная;
  • бесплатная.

За приватизацию вносится оплата в зависимости от кадастровой стоимости. Граждане имеют право пройти процедуру бесплатной регистрации. Данное правило применимо только к тем участкам, которые находятся в их пожизненно наследуемом или бессрочном владении на основе соответствующих документов.

Оформление собственности

Оформление собственности на землю – это обязательная процедура, которая производится в Росреестре. Чтобы реализовать данное обязательство, необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • документ о предоставлении права пользования участком;
  • выписку из ЕГРН;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • заявление установленного образца;
  • свидетельство о наследстве, если право собственности оформляется после смерти владельца.

Обратите внимание! Документ о пользовании участком выдается в садовом товариществе или местной администрации. Все зависит от того, кто его выдавал.

Регистрация осуществляется в течение 5-7 дней. Если документы подаются через отделение МФЦ, срок увеличивается на 2-3 дня. Если же участок еще не числится в едином кадастре недвижимости, процедура оформления может затянуться до 30 календарных дней. По ее завершении выдается выписка из ЕГРН и возвращаются документы. В результате у собственника появляется право на продажу, дарение или обмен участка.

Таким образом, при должной подготовке документов приватизация сельскохозяйственных земель не представляет дополнительных сложностей. Главное, чтобы у заявителя были основания на данную процедуру.
___________________
Татьяна Пластун, юрист

Расположенные на загородных территориях земли в большинстве случаев предназначаются под ведение сельского хозяйства. Согласно законодательным нормам они могут допускаться к приватизации путем переоформления в собственность гражданину или организации.

Земельные участки сельхозназначения: что это?

Земельные ресурсу по законодательству России подразделяются на виды согласно их целевому назначению. В Земельном Кодексе подразделение указано в статье 78, где на первом месте стоит графа о землях сельскохозяйственного назначения:

  • это земли предназначенные для государственного хозяйства (сельхозпроизводство, пашни, выгон, сады, огороды, защитная лесная зона, рыболовство и т.п.);
  • использование предназначено для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства, для личного подсобного хозяйство, животноводство;
  • для использования кооперативного производства, хозяйственных товариществ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими и некоммерческими организациями (о порядке приватизации ЗУ в садовом товариществе написано );
  • использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Земля с/х назначения предназначается для обслуживания цикла выращивания плодово-овощных, зерновых культур. Оборот земельных территорий в России определяется согласно земельным законам и Конституцией РФ. В правовых актах определены виды земельной собственности как:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная.

Государство при этом выступает гарантом защиты прав собственности при совершении различных сделок с землей.

Земли сельхоз назначения являются муниципальной и государственной собственностью, что не отменяет права ее приватизации для обычных граждан или организаций. Данное право установлено в Земельном Кодексе РФ, а также в Федеральном Законе № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Оборот и приватизация земель осуществляется на следующих основаниях:

  1. В ФЗ № 178 регламентирован порядок приватизации со стороны местной власти.
  2. Земли отходят гражданским собственникам или коммерческим организациям при оформлении долгосрочной аренды или по праву приватизирования.
  3. В ЗК РФ существует право выкупа земли на коммерческой основе.
  4. В ФЗ № 178 описаны законные обстоятельства, позволяющие гражданам или организациям выкупать, или приватизировать арендованную землю, взятую на срок более 3-х лет.

Все вопросы о собственности, особенностях процесса приватизации земель различного целевого предназначения дополнительно рассмотрены властями в Постановлении Пленума ВАС под номером 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Субъекты и основания для перевода ЗУ в собственность

Приватизация земель осуществляется на следующих основах:

  1. Платно — после долгосрочной аренды, путем выкупа участка у государственной или муниципальной власти (сколько стоит приватизировать землю?) .
  2. Бесплатно — при заключении договоров о бессрочном пользовании, при наличии льгот или будучи участником земельных программ (кому полагается и как оформляется бесплатная приватизация?).

В Земельном Кодексе установлены лица, которые могут платно осуществить приватизацию ЗУ сельскохозяйственного назначения:

  • лица, оформившие земельные участки под ведение личного подсобного хозяйства или оформившие для этих же целей долгосрочную аренду;
  • граждане, взявшие земли под строительство индивидуального жилищного строительства за чертой городского поселения или населенного пункта;
  • граждане, которые взяли земли у муниципалитета для разведения огородов, садов либо под личные нужды.

На бесплатной основе приватизацию могут осуществить следующие лица:

  • заключившие долгосрочный договор о бессрочном пользовании ЗУ с местными властями;
  • получившие землю от государства вместо изъятой собственности.

В первую очередь законодательством установлено, что граждане, получившие земельные участки под целевое использование до 2001 года и построившие на них дом до этого года, имеют право в ближайшем будущем переоформить их в собственность.

Пошаговая инструкция по оформлению наделов в собственность

Для получения земельного надела сельскохозяйственного назначения от государственной или муниципальной власти путем приватизации требуется сделать следующее:

  1. Провести кадастровое межевание занимаемой гражданином территории, которую он использует и собирается приватизировать.
  2. Посетить местную администрацию лично и составить заявку в письменной форме, с выражением просьбы о передачи земельного надела в собственность. При этом просить могут те, кто уже фактически использует данный участок и особенно, если построил там жилой жом (о нюансах приватизации земли под жилым домом читайте , а о том, как можно оформить в собственность ЗУ вместе со строением на нем, узнайте в этой статье).
  3. Собрать пакет документации, необходимой для рассмотрения заявки (какие документы нужны для оформления приватизации земли под разные нужды читайте ).

Администрация обязуется в срок 14 дней рассмотреть прошение и вынести решение о приватизации участка — отказ или удовлетворить просьбу.

Если по каким-либо причинам у гражданина отсутствует необходимый документ для проведения приватизации, то власти могут предложить административный вариант оформления перехода прав собственности. Сотрудник по межведомственным каналам будет восстанавливать утраченную документацию без участия гражданина-просителя в течение 30 дней.

Для приватизации понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или личный документ заявителя;
  • основание использования надела (например, разрешения муниципалитете, распоряжение предприятия);
  • сведения о наличии построек на приватизируемой территории (в идеале свидетельство о праве собственности);
  • акт о проведении кадастрового межевания (предоставить кадастровый паспорт);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на находящиеся на ЗУ строения.

Особым случаем приватизируется участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, полученный без проведения торгов:

  1. Приватизация возможна, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок.
  2. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости.
  3. Без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной схожей деятельностью.

Особенности процедуры

Из процедуры приватизации земель с/х пользования можно сформировать следующие особенности:

  • субъектами приватизации могут выступать как простые граждане, так и юридические организации;
  • ЗУ переоформляется в собственность после заключения договора аренды или при бессрочном пользовании;
  • приватизация возможна на платной основе в результате выкупа земель у муниципалитета или на безвозмездной основе;
  • приватизация земельных участков необходима для закрепления статуса собственника за физическим или юридическим лицом.

Статус собственник исключает притязания третьих лиц на принадлежащую землю и дает возможность распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, дарить или разменивать.

Какие участки нельзя приватизировать?

Действующее российское земельное законодательство определяет специальный список с/х земель не подлежащих приватизации:

  • входящие в фондовые земли — леса, водные объекты, заповедники и т.п.;
  • охраняемые природные, ресурсные объекты;
  • зараженные территории, могильники, земли отведенные под сброс мусора;
  • территории, предназначенные под муниципальные и государственные нужды;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Более подробно о том, какие категории земель не подлежат приватизации, рассказано отдельно.

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения возможна на платной и бесплатной основе. Приватизировать согласно Земельному Кодексу с/х участки могут физические и юридические лица. Для оформления понадобится составить заявление и предоставить пакет документов в местную администрацию.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения – это передача угодий в собственность граждан. По ст. 77 ЗК РФ объектом приватизации выступают земельные наделы, которые находятся за пределами города, используются для сельскохозяйственных нужд.

Виды земель с/х назначения

Они делятся на 2 вида:

  1. Пашни, виноградники, сенокосы, залежь.
  2. Земли, предназначенные для сел/х построек, лесополоса, дороги, овраги т.д.

В 2002 году был принят N101-ФЗ, в котором говорится об условиях и порядке передачи земель сельхозназначения. В частности, ст. 10 устанавливает, что приватизация этого вида земель возможна только на основании торгов. Граждане, ЮЛ могут получить интересующий их участок по аукциону. Организация этого процесса регулируется ст. 38 ЗК РФ.

Пункт 4 названной статьи закрепляет положение, по которому участок земли, арендуемый гражданином или организацией, выкупается в течение трех лет с момента оформления арендного договора. Но при условии целевого его использования. Уполномоченный орган, он же – собственник, принимает соответствующее решение в течение двух недель со дня передачи заявления и выкупе.

Земельные угодья с/х назначения – это особая категория, которая используется строго по назначению. Например, это может быть ведение сельскохозяйственного производства. Использование земель исключает другие формы ее хозяйственной эксплуатации. Сюда включен запрет на возведение зданий, сооружений.

Пути и субъекты приватизации

Земельные наделы предоставляются платно и бесплатно. Второй вариант доступен для физических лиц, которые пользуются землей на праве бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Взимание денег, кроме сборов, установленных законов, запрещено.

Без торгов приватизировать ЗУ в государственной собственности можно, если заинтересованные в процедуре лица подали в местный орган власти заявление о заключении арендного договора или о проведении сделки по купли-продажи в течение полугода с момента регистрации прав на участок. Цена установлена в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Вне аукциона передаются ЗУ крестьянским хозяйствам, с/х организациям, а также тем, кто принимает участие в государственной поддержке в области развития с/х.

Субъектами приватизационного процесса выступают граждане, организации, которые выкупают землю на правах единоличной, совместной собственности.

Организации, которые имеют земельные наделы в бессрочном пользовании, обязаны их переоформить и заключить арендный договор, либо выкупить участок.

Граждане, которым были выделены участки для ведения подсобного или дачного хозяйства, для возведения построек, обязаны переоформить режим пожизненного наследуемого владения на право собственности.

На приватизацию земельного угодья могут рассчитывать граждане, которые выступают собственниками построек, стоящих на земельном наделе.

Что не может быть приватизировано

  • принадлежащие лесному, водному фонду, особо охраняемых территорий;
  • зараженные опасными веществами;
  • объекты общего пользования;
  • объекты транспорта;
  • участки, предназначенные для нужд государства и муниципальных органов.

Особенностью приватизации рассматриваемых земель выступает то, что не выкупаются те, которые заняты оленьими пастбищами в районах, принадлежащих Крайнему Северу, отгонным пастбищам.

Перечень участков, не подлежащих приватизационному процессу, не исчерпывающий.

В частности, по ст. 129, 209 ГК РФ земельные участки находятся в обороте в той мере, в какой это допускает ЗК РФ. Если в других законах содержится запрет на передачу ЗУ в собственность гражданам, ЮЛ, это говорит о запрете на приватизацию.

Способы

Ст. 13 вышеназванного закона устанавливает способы приватизации:

  1. Продажа ЗУ на аукционе, конкурсе.
  2. Публичное предложение без объявления стоимости.
  3. Внесение ЗУ в качестве вклада в УК АО открытого типа.
  4. Выкуп ЗУ.

Особенности отчуждения угодий определены в ст. 28 закона. В частности, приватизация зданий и сооружений, объектов, строительство которых не завершено, но они признаны недвижимостью может быть осуществлена. Но из этого правила существуют исключения:

  • не отчуждается земельный надел, изъятый из оборота, даже при условии, что на нем находится здание и сооружение;
  • не может быть передан участок земли, не выделяемый в натуре совместно с частью земельного участка.

Если имеет место последняя ситуация, то с приобретателями зданий и сооружений должен быть заключен договор аренды, характеризующийся множественностью лиц на стороне арендатора.

Приватизация участков, находящихся в режиме бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения – бесплатная!

В ЗК РФ указаны лица, имеющие право на платное осуществление приватизации. В частности, это:

  • граждане, оформившие земельные наделы под ведение личного хозяйства, заключившие под эту цель аренду долгосрочного характера;
  • граждане, использующие земельный надел под ИЖС за пределами НП;
  • граждане, которые взяли земельное угодье под сады и огороды.

Приватизация на бесплатной основе доступна гражданам:

  • оформившие договор бессрочного пользования ЗУ с местными органами власти;
  • получившие от государства землю вместо собственности, которая была изъята.

Законом установлено, что физические лица, получившие земельные участки под целевое использование до 2001 года, построившие на нем дом, могут переоформить их в собственность.

Алгоритм действий

Для получения ЗУ путем приватизации необходимо предпринять ряд действий:

  • осуществление кадастрового межевания территории, которая планируется к использованию;
  • личное посещение местного органа власти;
  • составление заявки в письменном виде с просьбой о выделении земельного участка в собственность гражданам.

При этом составить заявления могут граждане, использующие ЗУ и те, которые возвели на земле дом.

Основное, о чем должны позаботиться граждане – это о подготовке, сборе документов. После их передачи в местную администрацию, она обязана в срок не позднее двух недель вынести решение о праве заявителя на приватизацию. Решение от уполномоченного органа может быть в двух формах: одобрение или отказ.

Если по определенным причинам у гражданина отсутствует необходимый документ, то власти могут предложить альтернативу. Она заключается в административном варианте перехода права собственности. Сотрудник местного органа власти, пользуясь межведомственными каналами, будет заниматься восстановлением утраченной документации без участия заявителя. На это ему отведен срок — 30 дней.

Документы для приватизации

Для осуществления приватизационного процесса необходим пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • основания, по которым происходит пользование ЗУ;
  • информация о наличии построек на территории, которую планируется приватизировать;
  • акт об осуществлении кадастрового межевания;
  • выписка из ЕГРН.

Квитанция об оплате услуг по регистрации ЗУ и заявление подается в регистрационный орган. Все бумаги передаются в двух экземплярах. Один из них – оригинал, второй – копия. Оригинал обязательно возвращается после завершения регистрации.

После завершения регистрационного процесса заявитель получает выписку из ЕГРН. Несколько лет назад она заменила бумажное свидетельство о собственности. Согласно документу, человек или организация становится собственником ЗУ. С этого момента владелец вправе продать, обменять, подарить участок.

Если на ЗУ находятся строения, они подлежат приватизации вместе с ним. В этой ситуации в пакет документов, кроме бумаг на саму землю, входят и те, которые распространяются на объекты недвижимого имущества.

Документы на недвижимость требуются для того чтобы уполномоченный орган понимал, что строения принадлежат заявителю на праве собственности. А также то, что они соответствующим образом оформлены. Если здание, которое стоит на приватизируемом земельном наделе, принадлежит нескольким лицам, то заявление подается от их имени, право собственности оформляется в долях. Каждому из заявителей принадлежит доля.

Выводы по особенностям приватизации земель с/х назначения:

  1. Заинтересованными в этом процессе лицами могут выступать граждане, ЮЛ.
  2. Участок переоформляется им в собственность после имеющегося на руках арендного договора, либо из режима бессрочного пользования.
  3. Приватизация может быть платной, по итогам выкупа земель у местного органа власти. Также она может быть безвозмездной.
  4. Суть приватизационного процесса заключается в том, что он закрепляет статус собственника за гражданином и ЮЛ.

Правовое положение собственника ЗУ исключает возможность притязания на объект недвижимости со стороны третьих лиц!

Приватизация сельскохозяйственных земель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *