Правовая защита информации

Принят
на двадцать третьем пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 23-14
от 17 апреля 2004 года)

Содержание

О праве на доступ к информации

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О праве на доступ к информации

Целью настоящего Закона является создание правовых условий для реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.

Глава I. Общие положения

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Право на доступ к информации — право каждого гражданина свободно осуществлять поиск информации и получать ее от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления (далее — органов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.
Общественный интерес — интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.
Документ — информация, зафиксированная в письменной, аудиовизуальной, акустической, электронной, оптической или любой иной форме, пригодной для непосредственного восприятия, с реквизитами. установленными для данной формы документа.
Официальный документ — документ, созданный органом, организацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удостоверенный в установленном порядке.
Информация ограниченного доступа — информация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов.
Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них, независимо от формы их представления.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется:
— на государственные органы и организации, органы местного самоуправления (органы и организации), их должностных лиц, предоставляющих информацию;
— на лиц (физических и юридических), получающих информацию, имеющих право на доступ к информации и обратившихся за ней в установленном порядке.

2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с доступом к информации, содержащейся в официальных документах и не отнесенной к категории информации ограниченного доступа.
Законами государства и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами могут устанавливаться конкретные виды информации, подлежащие обязательному предоставлению лицам, запрашивающим информацию, а также особенности и условия доступа к отдельным видам информации.

3. Порядок доступа государственных органов и организаций к информации, находящейся в ведении других государственных органов и организаций, устанавливается иными актами национального законодательства.

4. Проекты законодательных актов государства предоставляются для ознакомления заинтересованных лиц.
Порядок ознакомления с названными документами устанавливается государственными органами законодательной власти, местными органами законодательной (представительной) власти.
Решение об ознакомлении с проектами иных официальных документов или доведении их до всеобщего сведения принимают органы или организации, разрабатывающие эти проекты.

Статья 3. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов, к категории информации ограниченного доступа.

2. Ограничение доступа к информации не допускается в отношении:
— законов, иных нормативно-правовых актов, которые в соответствии с национальным законодательством подлежат обязательному опубликованию;
— информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозов: экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
— информации о размерах золотого запаса и валютных резервах государства;
— информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
— информации о состоянии здоровья лиц, отнесенных национальным законодательством к категории высших должностных лиц государства;
— информации о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц;
— информации о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— информации об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения;
— информации о состоянии борьбы с преступностью.

Статья 4. Основные принципы обеспечения права на доступ к информации

1. Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:
— доступность и открытость информации;
— достоверность и полнота информации;
— своевременность предоставления информации;
— защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;
— ответственность за нарушение права на доступ к информации;
— соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц;
— установление ограничения права на доступ к информации законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, поддержания авторитета и беспристрастности правосудия, охраны нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

2. Порядок установления режима ограниченного доступа к информации определяется законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Глава II. Порядок реализации права на доступ к информации

Порядок реализации права на доступ к информации

Статья 5. Способы реализации права на доступ к информации

1. Доступ к информации обеспечивается:
— обязательным доведением информации до всеобщего сведения;
— сообщением информации для всеобщего сведения;
— удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

2. Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

3. Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

4. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:
— ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;
— получения копии соответствующего документа или выдержек из него;
— получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;
— получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;
— получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

5. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных.

Статья 6. Организация доступа к информации

1. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

2. Функция по обеспечению информацией лиц, запрашивающих информацию, должна быть зафиксирована в положении о соответствующем органе или организации, в процессе деятельности которых создается указанная информация.
Права, обязанности, ответственность специализированных служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятельность по реализации данной функции, устанавливаются положениями об этих службах и подразделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

3. Для реализации функций по обеспечению доступа к информации по усмотрению органа или организации, создающих данную информацию, могут быть привлечены на договорных условиях организации, осуществляющие на законных основаниях деятельность по предоставлению информационных услуг.
Реквизиты этих организаций (название организации, почтовый адрес, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты, сетевой адрес; далее — реквизиты организаций) должны быть доведены до сведения лиц, обратившихся за получением информации.

4. Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.
Названные правила должны содержать наименование и режим работы соответствующих организаций, служб, подразделений или должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению доступа к информации; категории предоставляемой информации, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядок оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Статья 7. Организация доступа к информации в автоматизированных информационных системах органов и организаций

1. Для обеспечения права на доступ к информации из автоматизированных информационных систем органов и организаций эти органы и организации:
— подключают названные системы к сети связи общего пользования и размещают информацию на официальном сервере органа (органов) или организации (организаций) для неограниченного доступа граждан, органов и организаций, подключенных к данной сети;
— создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легко доступных для граждан, органов и организаций (в помещениях органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и в других местах, определенных законодательством);
— выделяют адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети связи общего пользования;
— несут ответственность за содержание, достоверность и полноту информации, размещаемой на официальном сервере.

2. В случае предоставления информации в электронном виде ее достоверность подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом в порядке, установленном законодательством. В документах, созданных с помощью компьютера и передаваемых по телекоммуникационным каналам, обязательно указание всех реквизитов, установленных для данных документов.

Статья 8. Права и обязанности лица, запрашивающего информацию

1. Лицо, запрашивающее информацию, имеет право:
— избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Законом;
— не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, если такое обоснование не требуется для уточнения содержания запроса и если иное не установлено законом;
— требовать письменного ответа;
— обжаловать в установленном порядке действия органов и организаций, их должностных лиц, нарушивших право на доступ к информации и установленный порядок его реализации.

2. Лицо, запрашивающее информацию, обязано соблюдать порядок и условия доступа к информации, предусмотренные настоящим Законом, другими издаваемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Статья 9. Обязанности органов и организаций, их должностных лиц по обеспечению доступа к информации

1. Органы и организации, их должностные лица обязаны:
— создать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации;
— в течение установленного срока хранить официальные документы, содержащие информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с данным Законом;
— обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков и условий ее предоставления;
— соблюдать установленный законодательством порядок опубликования официальных документов, издаваемых в виде нормативно-правовых актов;
— в течение установленного срока хранить принятые ими акты, документы, определяющие их правовой статус, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, а также иные официальные документы.
Органы и организации, их должностные лица несут ответственность за нарушение установленного настоящим Законом и другими актами права на доступ к информации.

2. В случае если предоставленная информация содержит неточные или неполные сведения, орган или организация обязаны по мотивированному письменному заявлению лица, запросившего информацию, в возможно короткий срок, но не позднее семи рабочих дней после дня получения заявления, уточнить или дополнить предоставленную информацию.

3. Органы и организации ведут реестры официальных документов, которые они обязаны доводить до всеобщего сведения и предоставлять по запросам.
Реестр должен содержать наименование, дату принятия, номер каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган или организация, ведущие реестр, могут устанавливать другие обязательные требования к данному реестру.

Статья 10. Запрос на получение информации

1. Запрос адресуется органу, организации или должностному лицу, которые, по мнению обратившегося с запросом лица, обладают необходимой ему информацией.

2. Запрос на получение информации должен содержать, по возможности, наименование запрашиваемого документа, его реквизиты или иные характеристики запрашиваемой информации, необходимые и достаточные для ее поиска.
В запросе указываются фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его почтовый адрес, номер телефона или факса, адрес электронной почты для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать календарных дней после дня получения запроса.
Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением в течение семи рабочих дней после получения запроса направляется письменное уведомление об отсрочке ответа. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки и срок предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцати календарных дней сверх установленного настоящим Законом срока для ответа.

2. Если орган или организация, получившие запрос, не обладают запрашиваемой информацией, то не позднее чем в семидневный срок они обязаны сообщить об этом лицу, запросившему информацию, а также, по возможности, предоставить ему реквизиты органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать реквизиты органа или организации, куда направлен указанный запрос.

3. В том случае если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации.

4. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

5. Предоставление информации в устной форме взамен требуемой письменной не допускается без согласования с лицом, запрашивающим информацию. При этом должны быть указаны причины представления информации в данной форме.

6. Представление справки по запрашиваемому документу или выдержек из него допустимо в случае, если такая справка или выдержки содержат исчерпывающую информацию по запросу, а также в случае необходимости обеспечения установленных режимов ограниченного доступа к информации.

7. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат обязательной регистрации по месту получения этих запросов.

Статья 12. Отказ в предоставлении информации

1. За исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных интересов, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:
— составляющие государственную или служебную тайну;
— о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими законами;
— об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-разыскной и следственной деятельности;
— о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
— доступ к которым ограничен другими законами.
Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.

2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.

3. Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:
— не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона;
— неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;
— орган или организация не располагает запрашиваемой информацией.

4. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

5. Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 13. Порядок возмещения расходов на предоставление информации

1. На безвозмездной основе предоставляется информация:
— непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;
— уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона;
— содержащаяся в правилах, названных в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;
— о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию.

2. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, лица, официально признанные безработными) в соответствии с законодательством при наличии соответствующих удостоверяющих документов.
Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению органов и организаций, предоставляющих эту информацию.

3. За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимость услуг, связанных с ее предоставлением.
Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается правилами, названными в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона.

4. Порядок возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается правительством государства.

Глава III. Защита права на информацию и ответственность за нарушение настоящего Закона

Защита права на информацию и ответственность за
нарушение настоящего Закона

Статья 14. Защита права на доступ к информации

1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредоставление в течение установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного настоящим Законом, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суде.
Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на доступ к информации, может быть обжаловано уполномоченному по правам человека.

2. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную, неполную информацию или получившие ее несвоевременно, имеют право на компенсацию понесенного морального вреда в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении Закона о праве на доступ к информации, несут ответственность, установленную законодательством.

Текст документа сверен по:
«Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ»,
N 34, 2004 год

УДК 37.014.15

Пархоменко П.Н. ( г. Ростов-на-Дону, РГУ)

Яковлев С.А. (г. Ростов-на-Дону, ГКБ «Связь»)

Пархоменко Н.Г. (г. Ростов-на-Дону, ГКБ «Связь»)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Процесс бурной информатизации современной жизни объективно приводит к усилению значимости достижения требуемого уровня информационной безопасности в масштабах как всего государства, так и отдельных его составляющих (регионов, отраслей, критически важных объектов и т. д.). При этом возникает ряд проблем нормативно-правового характера.

Нормативная правовая основа решения проблем информационной безопасности Российской Федерации базируется на соответствующей системе правовых норм, которые регулируют отношения в данной области. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определены в утвержденной Президентом РФ «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» .

Данный документ является базовым. Он определяет основные мероприятия, обеспечивающие эффективное противодействие угрозам безопасности государства и соблюдение национальных интересов в этой сфере. Этот документ предусматривает также разработку последующих нормативных правовых документов, призванных регулировать отношения в сфере информационной безопасности.

По мнению Гостехкомиссии РФ, первоочередной задачей сегодня является разработка Концепции нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, на которой будет основываться выработка согласованных действий всех субъектов права законодательной инициативы, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, выработка предложений по совершенствованию ее правового, методического, научнотехнического и организационного обеспечения.

При этом главными направлениями совершенствования законодательства в этой области

являются:

• разработка проектов федеральных законов, регулирующих отношения в области служебной, коммерческой, банковской и других видов тайн;

• усиление борьбы с правонарушениями в информационной сфере путем совершенствования норм, регулирующих ответственность физических и юридических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, уничтожение, блокирование и модификацию;

• разработка нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области противодействия техническим разведкам;

• совершенствование систем лицензирования и сертификации в различных сферах информационной безопасности;

• регулирование вопросов использования импортных аппаратных и программных средств, в том числе средств защиты информации;

• дальнейшее развитие законодательства в области государственной тайны и системы ее защиты;

• гармонизация стандартов Российской Федерации в области информационной безопасности с международными стандартами .

Последнее направление является особенно важным, поскольку принятие российского стандарта, аналогичного международному стандарту 180 15408-99 («Общие критерии») позволит России не только выйти на международный уровень оценки безопасности информационных технологий, но и получить возможность создания нового поколения межведомственных нормативно-методических документов по оценке информационной безопасности на единой основе.

Такие межведомственные нормативные документы должны в определенной мере компенсировать имеющийся разрыв, отсутствие необходимой координации между деятельностью правоохранительных органов по противодействию компьютерной преступности и мероприятиями, проводимыми службами информационной безопасности .

Так, преступления в информационной сфере, посягающие на отношения по поводу реализации прав на информационные ресурсы (собственности и т. д.), информационную инфраструктуру и составляющие ее элементы, не имеют в Росси отдельного нормативного регулирования в материальном законе. Связь уголовного (материального) и уголовно-процессуального закона заключается в их соотношении, как содержания и формы. Такие деяния, в зависимости от конкретных обстоятельств, квалифицируются в соответствии с рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также по совокупности совершенных деяний. Например, сбор, хищение или хранение информации с использованием компьютерных технологий в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их

представителям сведений, составляющих государственную тайну, подлежит квалификации не только за соответствующее посягательство на государственную тайну, но и посягательство на охраняемую законом компьютерную информацию.

В данной сфере правового регулирования существуют пробелы, которые должны быть устранены на законодательном уровне. Информация в базах данных, с одной стороны, обладает высокой стоимостью, а с другой- использование сведений конфиденциального характера не уполномоченными на то лицами способно причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, общественному порядку и безопасности .

1.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.- №Пр-1895 от 9.09.2000г

2.Григоров С. И. Гостехкомиссии России- 10 лет //Системы безопасности. Межотраслевой тематический каталог. — 2002

3.Андреев Б. В. Правовое обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных сетях

// Системы безопасности. — 2002-2003.- №6

Обращение-набор символов, передаваемых отправителем. Средства распространения информации-каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.  

Модель вычленяет основные факторы эффективной коммуникации. Отправители должны знать, каких аудиторий они хотят достичь и какие ответные реакции хотят получить. Они должны уметь искусно кодировать обращения с учетом специфики процесса расшифровки, которым обычно пользуется целевая аудитория. Они должны передавать обращения посредством эффективных средств распространения информации, достигающих целевой аудитории. Они должны создавать каналы обратной связи, дабы знать об ответных реакциях аудитории на свое обращение.  
Мы с вами рассмотрим составляющие элементы коммуникационной модели главным образом с точки зрения цепочки планирования (двигаясь по ней в обратном направлении-от целевой аудитории к коммуникатору). Коммуникатор сферы маркетинга должен 1) выявить свою целевую аудиторию, 2) определить желаемую ответную реакцию, 3) выбрать обращение, 4) выбрать средства распространения информации, 5) выбрать свойства, характеризующие источник обращения, и 6) собрать информацию, поступающую по каналам обратной связи.  
Выбор средств распространения информации  
КАНАЛЫ НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Каналы неличной коммуникации — это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся средства массового и избирательного воздействия, специфическая атмосфера, мероприятия событийного характера. Средства массового и избирательного воздействия включают в себя средства печатной рекламы (газеты, журналы, отправления прямой почтовой рекламы), электронные средства рекламы (радио, телевидение) и иллюстративно-изобразительные средства рекламы (щиты, вывески, плакаты). Средства массовой информации нацелены на большие недифференцированные аудитории, а средства избирательного воздействия — на специализированные аудитории (см. врезку 33 с рассказом о примере средства избирательного воздействия). Специфическая атмосфера-это специально созданная среда, способствующая возникновению или укреплению предрасположенности покупателя к приобретению или использованию товара. Так, юридические конторы и банки рассчитаны на внушение чувства уверенности и прочих представлений, которые могут быть ценными, с точки зрения клиентов 9. Мероприятия событийного характера-это мероприятия, рассчитанные на донесение до целевых аудиторий каких-то конкретных обращений. С целью произвести на аудиторию тот или иной коммуникационный эффект отделы по организации общественного мнения устраивают пресс-конференции, церемонии торжественного открытия, пуска и т.п.  
При подготовке конкретных маркетинговых коммуникаций коммуникатору необходимо уметь разбираться в девяти составляющих любого коммуникационного процесса, которыми являются отправитель, получатель, кодирование, расшифровка, обращение, средства распространения информации, ответная реакция, обратная связь и помехи. Первейшая задача коммуникатора заключается в выявлении целевой аудитории и ее характеристик. Затем ему предстоит определить желаемую ответную реакцию, будь то осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность или совершение покупки. После этого необходимо разработать обращение с эффективным содержанием, эффективной структурой и эффективной формой. Далее нужно выбрать средства распространения информации для проведения как личной, так и неличной коммуникации. Обращение должно быть доведено до получателя лицом, заслуживающим доверия, а именно кем-то, кому присущи профессионализм, добросовестность и привлекательность. И наконец, коммуникатор должен постоянно следить за ростом осведомленности рынка, ростом числа опробовавших товар и численностью тех, кто остался доволен товаром в процессе опробования.  
Средства распространения информации — каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.  
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.  
Рекламные доллары поступают в самые разные средства распространения информации журналы и газеты, радио и телевидение, наружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески, надписи в небе), директ мейл , сувениры (спичечные коробки, записные книжки, календари), транспортные планшеты (в поездах, автобусах), каталоги, справочники, циркуляры. У рекламы множество применений. Ею пользуются для формирования долговременного образа организации (престижная реклама), для долговременного выделения  
РЕШЕНИЯ О СРЕДСТВАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Охват, частность, воздействие Основные виды средств распространения информации  
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ШИРОТЕ ОХВАТА, ЧАСТОТЕ ПОЯВЛЕНИЯ И СИЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ. При выборе средств распространения информации рекламодатель должен принять решение о желательной широте охвата, частоте появления и силе воздействия, которые необходимо обеспечить для решения поставленных перед рекламой задач.  
ОТБОР ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Специалист по средствам рекламы, планирующий их использование, должен хорошо знать, какие показатели охвата, частотности и силы воздействия обеспечивает каждое из этих средств. Краткая характеристика основных средств распространения информации дается в табл. 21. По показателям объема  
Данные о потребительской панели покажут, какие именно группы лиц откликнулись на программу стимулирования и как они стали вести себя после ее окончания. Когда необходимо получить дополнительную информацию, можно провести опросы потребителей, чтобы выяснить, многие ли из них припоминают кампанию стимулирования, что они думали в момент ее проведения, многие ли воспользовались предлагавшимися выгодами, как сказалась она на их последующем покупательском поведении в части выбора марок. Мероприятия по стимулированию сбыта можно оценивать и посредством проведения экспериментов, в ходе которых изменяют ценностную значимость стимула, длительность его действия и средства распространения информации о нем.  

Пропаганда включает в себя использование редакционного, а не платного места и/или времени во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами фирмы, для решения конкретной задачи-способствовать достижению поставленных целей 25.  
Проведение пропагандистских мероприятий требует особого внимания. Возьмем, к примеру, размещение материалов в средствах распространения информации. Великолепный материал разместить легко. Однако большинство материалов нельзя назвать великолепными, а значит, они могут и не получить добро со стороны занятых редакторов. Одним из основных ценных качеств специалиста по пропаганда является наличие у него личных связей с редакторами средств распространения информации. Нередко специалисты по пропаганде-это бывшие журналисты, которые лично знают  
Самым простым методом определения эффективности пропаганды является замер числа контактов с материалом, размещенным в средствах распространения информации. Специалист передает клиенту подборку вырезок и сведений обо всех средствах распространения информации, использовавших материал о товаре, сопровождая эту подборку примерно таким резюме.  
Благодаря техническому прогрессу арсенал стимулирования пополнился рядом новых средств распространения информации. Перечислите преимущества и недостатки следующих средств распространения информации и скажите, в каких случаях лучше всего подходит то или иное средство.  
Предприниматели отвечают на эти обвинения в поднятии коммерческой шумихи следующим образом. Во-первых, они рассчитывают, что их рекламные обращения достигают, в первую очередь, целевой аудитории. В связи с использованием каналов массовых коммуникаций часть объявлений волей-неволей достигает людей, которые не заинтересованы в конкретном товаре и поэтому испытывают чувства скуки или раздражения от рекламы. Ну а те, кто покупает журналы, адресованные их интересам, такие, как Вог или Форчун , редко жалуются по поводу объявлений, поскольку в них рекламируются товары, интересующие покупателя. Во-вторых, объявления обеспечивают свободу коммерческому радио и телевидению в их роли средств распространения информации и сдерживают рост расценок журналов и газет. Большинство населения считает включение в программы рекламных роликов очень скромной платой за все это.  
Цели курса углубленное изучение различных аспектов рекламной деятельности как составной части маркетинговых коммуникаций комплексный анализ всех компонент рекламного бизнеса, осуществляемый на базе знаний в области коммерции, маркетинга и информационных технологий привитие навыков организации рекламных кампаний, проведения отдельных рекламных мероприятий с помощью различных средств распространения информации.  
Применительно к налогообложению рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распространения информации относятся печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка), иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т. д.), аудио- и видеозапись и др.  
Выяснить, многим ли покупателям запомнилась кампания по стимулированию, какое мнение о ней сложилось у них в момент ее проведения, многие ли воспользовались предложенными выгодами, повлияла ли кампания на их выбор, можно путем опроса потребителей. Мероприятия по стимулированию сбыта можно оценивать и посредством проведения экспериментов, в ходе которых устанавливается разная ценностная значимость стимула для разных групп, изменение продолжительности его действия и эффективность средства распространения информации.  
Коммуникационный процесс определяется девятью составляющими отправитель, получатель, кодирование, расшифровка, обращение, средства распространения информации, ответная реакция, обратная связь и помехи. Первейшая задача коммуникатора заключается в выявлении целевой аудитории и ее характеристик. Затем определяется желаемая ответная реакция (осведомленность, убежденность, совершенные покупки). После этого необходимо разработать обращение с эффективным содержанием. Далее нужно выбрать средства для проведения как личной, так и не личной коммуникации. Обращение доводится до получателя лицом, заслуживающим доверия, и наконец, коммуникатор должен постоянно следить за ростом осведомленности рынка и ростом числа опробовавших товар.  
Для решения этой задачи используются следующие элементы пропаганда, отклики прессы, использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов предприятия, лоббизм. Пропаганда занимает самое значительное место в структуре паблик рилейшнз спонсорство предоставление предприятием средств отдельным лицам и орга-  
Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники, в свою очередь, поддерживают коммуникации со своими покупателями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде обмена мнениями друг с другом и с другими контактными аудиториями. Комплекс маркетинговых коммуникаций (или Комплекс стимулирования) состоит из четырех видов средств воздействия рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды и личной продажи. Структура процесса коммуникации включает восемь составляющих. Два первых элемента — основные участники коммуникации, т.е. отправитель и получатель. Два следующих — основные орудия коммуникации, т.е. обращение и средства распространения информации. Четыре элемента являются основными функциональными составляющими кодирование (представление мысли в символической форме), расшифровка (процесс, в ходе которого полу-  
Следующую составляющую в этом комплексе — пропаганду -автор рассматривает как часть деятельности по организации общественного мнения (паблидс рилейшнс). Он рекомендует шире использовать ее в маркетинговых программах и, более того, включать в состав отдела маркетинга фирмы специалиста по пропаганде, чтобы не выпустить из поля зрения специфические задачи той части пропагандистской работы, которая призвана оказывать содействие решению проблем товарного маркетинга. Пропаганду,-замечает Ф. Котлер,-нередко называют падчерицей маркетинга, ибо пользуются ею в ограниченных масштабах и довольно редко. А ведь пропаганда может произвести запоминающееся воздействие на уровень общественной осведомленности, и обойдется это во много раз дешевле, чем обходится реклама, поскольку фирма не платит ни за место, ни за время в средствах распространения информации. Оплачивается только работа персонала и рассылка самих пропагандистских материалов (с. 539-540).  

Пропаганду альбома вели с использованием всех вообразимых средств распространения информации. Мэрилин Лаверти, заведующая отделом пропаганды фирмы, организовала появление материала об оркестре на обложке журнала Роллинг стоун , выступление в телевизионном шоу Вечерние развлечения и передачу видеозаписей четырех песен из альбома по сети кабельного телевидения МТБ. Лаверти выбирала для своих целей общенациональные средства распространения информации, которые могли бы донести до аудитории образ веселого оркестра. Статья в журнале Роллинг стоун начиналась с описания того, как музыканты играют в крикет у себя дома в Мельбурне. Тут же была помещена фотография оркестра, на которой музыканты дурачились с бокалами шампанского, стетоскопом и парой смешных шляп. В одном из видеороликов, переданных по сети МТВ, ведущий певец оркестра Колин Хей предстал резвящимся в обличье Шерлока Холмса.  
Стремительному росту деятельности по стимулированию сбыта, особенно на потребительских рынках, способствовали несколько факторов14. Вот некоторые из них. 1. Сегодня высшее руководство более охотно воспринимает стимулирование в качестве одного из эффективных орудий сбыта. 2. Все большее число управляющих по товарам обретают умение пользоваться средствами стимулирования сбыта. 3. На управляющих по товарам оказывают постоянно усиливающееся давление, требуя роста сбыта. 4. Все большее число конкурентов начинают заниматься деятельностью по стимулированию сбыта. 5. Посредники требуют все больших уступок со стороны производителей. 6. Эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек, рекламной тесноты в средствах распространения информации и законодательных ограничений.  
Освещение в средствах распространения информации выразилось в публикации новостей и фотографий общей площадью 3500 дюймов колонки в 350 изданиях с общим тиражом 79,4 млн. экземпляров, в использовании 2500 минут эфирного времени 290 радиостанций с примерной слушательской аудиторией 65 млн. человек, а также в использовании 660 минут эфирного времени 160 телецентров с аудиторией зрителей порядка 91 млн. человек. Покупка таких же объемов места и времени по рекламным расценкам обошлась бы фирме в 1047000 долл.26  
Реклама, т.е. использование продавцом платных средств распространения информации для доведения увещевательных сведений о товарах, услугах или организациях,- мощное средство стимулирования. Американские деятели рынка ежегодно тратят на рекламу более 61 млрд. долл., а сама реклама выступает во множестве разновидностей (общенациональная, региональная, местная на широкого потребителя, на сферу промышленности, на сферу розничной торговли товарная реклама, реклама марки, престижная реклама и т.п.). Принятие решения о рекламе-это пятиступенчатый процесс, состоящий из постановки задач, принятия решений о бюджете, обращении и средствах распространения информации, а также из последующей оценки результатов рекламной программы. Рекламодатели должны четко определить цели своей рекламы, будь то информирование, увещевание или напоминание. Размеры рек-  
Publi relations и пропаганда должны стать частью общей стратегии коммуникаций, усиливая воздействие сообщений, получаемых потребителями с помощью других средств распространения информации. Ряд возникающих в связи с этим важных проблем обсуждается во врезке 14.3.  

Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Понятие «информационная безопасность»
1.2. Основы информационного права
Глава 2. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
2.1. Определение, виды и источники информации, подлежащей защите
2.2. Угрозы и возможные каналы утечки конфиденциальной информации
2.3. Информация как объект права собственности. Виды защищаемой информации
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Международный опыт правового обеспечения информационной безопасности
3.2. Основы политики государства в области правового обеспечения информационной безопасности
3.3. Государственная система правового обеспечения информационной безопасности
Глава 4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
4.1. Правовой режим защиты государственной тайны
4.2. Защита государственной тайны при международном обмене информацией
Глава 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. Структура и основные направления развития законодательной базы в области информационной безопасности
5.2. Содержание основных законов Российской Федерации в области информационной безопасности
5.3. Основные руководящие нормативно-технические, методические и организационные документы в области информационной безопасности
Глава 6. ЗАЩИТА ПРАВ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
6.1. Правовая охрана доступа к информации
6.2. Защита права на неприкосновенность частной жизни
6.3. Защита права на личную информацию с ограниченным доступом
6.4. Защита личности от воздействия «вредной» информации
Глава 7. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
7.1. Виды компьютерных преступлений и правовая защита от них
7.2. Правовые аспекты применения электронной цифровой подписи
7.3. Правовые основы разработки и использования средств криптографической защиты информации
Глава 8. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
8.1. Законодательство об авторском праве и смежных правах
8.2. Законодательство о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных
8.3. Основы патентного права
Глава 9. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
9.1. Понятие «коммерческая тайна»
9.2. Объекты защиты коммерческой тайны
9.3. Основные положения по организации защиты коммерческой тайны предприятия
Глава 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
10.1. Система лицензирования деятельности организаций по оказанию услуг в области информационной безопасности
10.2. Система сертификации средств защиты информации
10.3. Аттестация объектов обработки конфиденциальной информации
Глава 11. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
11.1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение правовых норм по защите информации
11.2. Уголовная ответственность за правонарушения в области защиты государственной тайны
11.3. Уголовная ответственность за компьютерные преступления
11.4. Административная ответственность за правонарушения в области информационной безопасности
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Правовая защита информации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *