Ограниченные возможности

В Европе и Центральной Азии дети с ограниченными возможностями здоровья особенно уязвимы к стигматизации и дискриминации и часто изолируются от остального общества. Бывает, что они оказываются неучтенными в национальной статистике и, таким образом, превращаются в «невидимок» для лиц, отвечающих за принятие решений, для поставщиков услуг и общественности.

Хотя информация о 5,1 миллиона (это примерное число) детей с ограниченными возможностями в регионе остается скудной, мы знаем, что они сталкиваются с многочисленными нарушениями своих прав: начиная от отсутствия ранней диагностики и заканчивая отказом в доступе к образованию и в участии в жизни местного сообщества.

Нарушения их прав зачастую очень серьезны

Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями здоровья усугубляется, если они уже принадлежат к другой незащищенной группе. В качестве примера можно привести девочку-рома с выраженными внешними особенностями здоровья, которую заставили выпрашивать милостыню на улице, или живущего в Турции сирийского ребенка-беженца с инвалидностью, семья которого находится под угрозой нищеты.

Нарушения прав таких детей зачастую очень серьезны: в мире до 68 % девочек и до 30 % мальчиков с особенностями интеллектуального развития или психического здоровья подвергаются сексуальному насилию до достижения 18-летнего возраста.

Господствует тенденция «исправлять» детей с ограниченными возможностями вместо того, чтобы менять отношение к ним. Внимание уделяется скорее медицинскому реагированию для коррекции «дефектов», чем более широкой поддержке, помогающей детям в полной мере раскрыть свой потенциал.

В регионе не хватает служб для выявления и диагностики инвалидности ребенка в раннем возрасте и для индивидуализированной поддержки семей. В итоге дети с ограниченными возможностями здоровья часто передаются на воспитание в интернатные учреждения – подход, который оправдывают тем, что «им самим так будет лучше». В мире дети с ограниченными возможностями почти в 17 раз чаще оказываются в воспитательных учреждениях, чем остальные ребята.

Из-за стигматизации многие семьи не решаются просить о помощи и информационной поддержке

В Европе и Центральной Азии, как полагают, миллионы детей с ограниченными возможностями здоровья не учатся в школе. Многим по-прежнему закрыт доступ к обычному образованию: их отправляют в так называемые спецшколы. Некоторые учителя все еще отказываются учить детей с инвалидностью, а иные родители боятся, что образование их ребенка пострадает, если у него будет одноклассник(ца) с ограниченными возможностями здоровья.

Права человека лиц с ограниченными возможностями являются одной из тех областей, которой я чаще всего занимаюсь в своей работе по странам, при этом включая в себя такие наиболее часто возникающие вопросы, как право на жизнь, интегрированную в общество, вне лечебных учреждений; право на дееспособность, а также право на инклюзивное образование. Значительная часть этой работы сосредоточена на правах лиц с психосоциальными и интеллектуальными ограниченными возможностями, которые являются наиболее уязвимой и маргинализированной группой в обществе.

Основополагающим инструментом, регулирующим эти вопросы, является Конвенция ООН 2006 года о правах инвалидов (далее — «КПИ»), поскольку она способствует изменению парадигмы в существующих подходах к инвалидности и лицам с ограниченными возможностями, без которого невозможно эффективно защищать их права. Изменение парадигмы подразумевает переход от медицинской к социальной модели, подразумевающей отношение к лицам с ограниченными возможностями как к активным равноправным субъектам, способным принимать самостоятельные решения и вносить свой вклад в общество, а не как к объектам благотворительности и лечения.

Вызывает оптимизм то, что подавляющее большинство государств-членов Совета Европы (за исключением Ирландии и Монако), а также ЕС ратифицировали КПИ, и что большое число государств также ратифицировало Факультативный протокол к этой Конвенции, на основании которого создается механизм индивидуальных жалоб в связи с возможными нарушениями Конвенции. Спустя пять лет рассмотрения этих вопросов, я убежден, что многие государства-члены Совета Европы еще далеки от внедрения тех изменений, которые они поддержали при ратификации КПИ. В целом, во всех упомянутых выше областях, приоритетом государств должна быть адаптация существующих систем, не соответствующих положениям КПИ, а не их фундаментальное реформирование. Общественное мнение зачастую по-прежнему полагает, что некоторым людям лучше быть в лечебных учреждениях, что некоторые люди слишком ограничены в своих возможностях, что они не способны принимать самостоятельные решения в отношении своей жизни, а также что они не могут получать образование наряду с иными лицами. Именно такое отношение должно быть изменено для того, чтобы произошли необходимые изменения.

Право на жизнь в обществе, вне лечебных учреждений

В статье 19 КПИ предусматривается, что все лица с инвалидностью имеют право «жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора”, при этом от государств требуется содействие полному соблюдению этого права заинтересованных и их полной интеграции и участию в жизни общества.

Специализированные учреждения для инвалидов являются символом серьезного нарушения их прав: они не только создают среду повышенного риска пренебрежений, насилия и жестокого обращения, как отмечено в моих докладах по Болгарии и Румынии. Такие учреждения делают людей с инвалидностью невидимыми для общества, тем самым усиливая существующее предвзятое отношение к ним. Я постоянно призываю государства-члены Совета Европы прекратить размещение в лечебных учреждениях и разрабатывать планы перехода и постепенного отказа от учреждений в сторону создания таких условий, которые основывались бы на предоставлении медико-социальных услуг в самом обществе. Тем не менее, по всей Европе по-прежнему существуют большие, отделенные от общества учреждения. Некоторые европейские страны продолжают ремонтировать существующие учреждения или даже строить новые – причем иногда это делается с помощью фондов ЕС, как об этом сообщалось в Болгарии, Венгрии, Литве и Румынии. Усилия по выводу лиц с инвалидностью из учреждений могут часто замедляться мерами жесткой экономии, как это было в Испании, где сокращение бюджета значительно повлияло на предоставление услуг лицам с инвалидностью в обществе.

Несмотря на то, что в некоторых странах были предприняты определенные шаги по расширению таких услуг в обществе, процесс вывода лиц с инвалидностью из лечебных учреждений идет чрезвычайно медленно и неполноценно. В моих докладах по Болгарии, Дании и Венгрии я отметил тревожную тенденцию замены крупных учреждений на меньшие. Даже если материальные условия в некоторых из этих учреждений находятся на высоком уровне, они не предоставляют людям контроля над собственной жизнью и полноценной интерактивности с обществом и внешним миром, как этого требует статья 19 КПИ.

Правовая дееспособность

Идея предоставления контроля над своей жизнью, пронизывающая насквозь всю КПИ, затрагивает вопрос правовой дееспособности человека. Многие люди лишены своей дееспособности в силу интеллектуальных или психосоциальных ограниченных возможностей, что затрагивает их основополагающее право на самостоятельное принятие решений. Это та область, в которой психологическая инертность, в том числе среди политиков, а также специалистов в области права и медицины, обуславливает отсутствие движения вперед.

Мои визиты в страны выявляют тот факт, что в большом количестве европейских государств, включая Данию, Венгрию и Румынию, существуют законы, допускающие ограничение лиц в самостоятельном принятии решений, вплоть до установления полной опеки. Это в свою очередь лишает соответствующих лиц свободы принятия решений по всем важным аспектам своей жизни, таких как семейные взаимоотношения (право на заключение брака или родительские права), личная целостность (включая согласие на медицинское лечение), договорные вопросы, а также право на труд. В этой связи также вызывает особую обеспокоенность вопрос автоматического лишения права голоса лиц, находящихся под полной опекой в некоторых странах, в нарушение не только КПИ, но и рекомендации Комитета министров Совета Европы от 2011 года об участии лиц с ограниченными возможностями в политической и общественной жизни.

Более того, ограничение дееспособности человека зачастую не сопровождаются должными процессуальными гарантиями. Например, право лица быть заслушанным при решении вопроса установления над ним опеки не всегда гарантировано законами в некоторых государствах, но даже если оно гарантируется, оно может не всегда соблюдаться на практике. Аналогичным образом, некоторые правовые системы не предусматривают возможности автоматического и регулярного судебного пересмотра лишения дееспособности. Иногда в законодательстве также отсутствуют должные гарантии защиты от возможного конфликта интересов, необоснованного влияния или злоупотреблений над лицами, лишенными дееспособности.

Мною были положительно оценены прогрессивные инициативы, некоторых стран, включая Австрию и Финляндию, которые заключались в запуске многообещающих тестовых проектов по наделению лиц с инвалидностью права принятия самостоятельных решений с поддержкой третьих лиц. Другие страны, такие как Чешская Республика и Латвия, первыми отменили полную опеку. Аналогичным образом, Литва произвела определенные улучшения в сторону отмены полной недееспособности лиц с инвалидностью. Нашей общей конечной целью должно быть исключение всех видов внешнего принятия решений и их замена на принцип принятия самостоятельных решений при оказании заинтересованным лицам поддержки, уважая их автономию, волю и предпочтения. Такой новый подход должен быть распространен во всех странах-членах и должен быть доступен всем лицам с ограниченными возможностями, как об этом четко заявлено в статье 12 КПИ.

Принудительное лечение и помещение в учреждения

Еще одним чувствительным и проблемным вопросом, который тесно связан с дееспособностью и жизни в обществе лиц с инвалидностью, является принудительное помещение и лечение с использованием специальных средств в психиатрии. Во время моих визитов в некоторые страны я сталкивался с различными подходами, вызывающими сомнения, включая большие масштабы обязательной госпитализации указанных лиц во Франции и долгосрочную проблему использования принуждения в отношении данной категории людей в Норвегии.

Такая картина является результатом мнения о том, что принудительное помещение людей с проблемами психического здоровья в специальные учреждения является необходимостью, поскольку они могут причинить вред самим себе или окружающим. В этой связи я неоднократно подчеркивал необходимость смещения акцента на вопросы того, как можно избежать принуждения и как наилучшим образом поддержать человека при выборе методов лечения. Однако государства больше сосредоточены на вопросах укрепления судебных гарантий и контроля, что зачастую не особо помогает лицам на практике (например, в Румынии я обращал внимание на то, что несмотря на существующие гарантии, лица не имеют эффективного доступа к судебным процедурам, им также препятствуют в реализации права быть заслушанным лично). Именно поэтому я скептически отозвался об идее разработать в рамках Совета Европы юридический инструмент (в форме Дополнительного протокола к Конвенции Овьедо), направленный на защиту прав и достоинства лиц «с психическими расстройствами» в контексте их принудительного помещения и лечения.

Принудительное помещение лиц в специальные учреждения по причине их инвалидности является не только произвольным лишением свободы, но также и дискриминацией по состоянию здоровья, в нарушение положений КПИ. В частности, статья 14, §1(b) КПИ ООН прямо указывает, что «наличие инвалидности ни в коем случае не должно являться основанием для лишения свободы”, а статья 25 (d) КПИ ООН гарантирует лицам с инвалидностью право на достижение самого высокого уровня медицинского обслуживания на основе свободного и информированного согласия.

Я уже оценивал положительно ряд эффективных инициатив, предоставляющих реальную альтернативу принуждению, включая метод «открытого диалога» для противодействия острым психозам, применяемый в Финляндии, при котором пациент привлекается ко всем решениям в области лечения. Данный метод отличился высоким уровнем успеха. Я призываю государства-члены брать пример с таких успешных инициатив и реформировать свои системы лечения психиатрических заболеваний с целью снижения и дальнейшего искоренения практики принуждения в психиатрии. Принудительное помещение лиц с инвалидностью в закрытые учреждения, в том числе в социальные центры должно ограничиваться лишь чрезвычайными ситуациями, связанными с угрозой жизни. Такие случаи должны рассматриваться как крайние меры, необходимость применения которых была вызвана объективными и недискриминационными причинами, не направленными исключительно на лиц с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование

Образование лиц с ограниченными возможностями – еще одна область, в которой государства-члены далеки от соблюдения статьи 24 КПИ, требующей обеспечивать инклюзивную систему образования на всех уровнях.

Раздельное обучение противоречит праву детей с ограниченными возможностями на качественное образование на основе равных возможностей, поскольку оно часто характеризуется низким уровнем ожиданий, обучения и худшими материальными условиями. Это также порождает и укрепляет маргинализацию детей с ограниченными возможностями на последующих этапах их жизни, в том числе в вопросе их доступа на рынок труда (специализированное образование обычно не обеспечивает детей каким-либо дипломом в конце их обучения). Для их сверстников без инвалидности, для учителей и других людей в обществе раздельное обучение лишает их понимания и знаний о человеческом многообразии и об основных жизненных навыках.

Информация, собранная в рамках моей работы показывает, что раздельное обучение остается нормой во многих государствах-членах. В Бельгии и в Чешской Республике большое число детей-инвалидов по-прежнему сегрегируется в специализированных школах, уменьшая перспективы их интеграции в основной поток обучения. Аналогичным образом во Франции почти 80% детей с аутизмом не имеют доступа к общему образованию — ситуация, которую Европейский комитет социальных прав неоднократно признавал не соответствующей Европейской социальной хартии в своих решениях, принятых в рамках процедуры коллективных жалоб. И даже в странах, достигших высокого уровня интеграции, таких как Испания, меры жесткой экономии могут привести к упразднению существующих форм индивидуализированной поддержки. Некоторые страны стремятся установить определенную форму разделения, маскируя их нейтральными и приемлемыми терминами (например, как «соответствующее образование» в Нидерландах) или («инклюзивные образовательные центры» в Румынии). Часто эти недостатки объясняются отсутствием соответствующих ресурсов, необходимостью обеспечить их доступность или предоставить индивидуальную поддержку. Однако отсутствие ресурсов никогда не должно быть оправданием для второсортного или отдельного образования для детей с ограниченными возможностями.

Путь вперед

Как показывают вышеприведенные примеры, некоторые государства-члены Совета Европы еще не в полной мере приняли изменение парадигмы, требуемое КПИ. Следует подчеркнуть, что без изменения самого взгляда на данный вопрос, даже самая благонамеренная политика приведет в той или иной степени к воспроизведению изоляции, а не к поддержке независимой жизни. Государства-члены должны демонстрировать лидерство и начать переосмысливать системы, в корне противоречащие КПИ, и не пытаться их приспособить. Государствам необходимо наращивать усилия по реформированию законодательства для искоренения практики, несовместимой с КПИ, основывая свои реформы на комплексных и должным образом финансируемых планах действий. Самое главное — политики должны услышать этот принцип, гласящий: «Ничего в отношении нас без нас!», реализация которого должна проходить с активным вовлечением лиц с ограниченными возможностями в разработку той политики, которая глубоко влияет на их жизнь.

Нилс Муйжниекс

Список источников:

Веб-страница Комиссара о лицах с ограниченными возможностями

Бюллетень о праве лиц с ограниченными возможностями на независимую жизнь и участие в жизни общества, опубликованный 13 марта 2012 года

Бюллетень о праве на юридическую дееспособность для лиц с интеллектуальными и психосоциальными ограниченными возможностями, опубликованный 20 февраля 2012 года

Бюллетень о правах человека и инвалидности, опубликованный 20 октября 2008 года

Комментарий по правам человека об инклюзивном образовании, опубликованный 5 мая 2015 года

Комментарии Комиссара Совета Европы по правам человека на тему «Рабочий документ о защите прав человека и достоинства лиц с психическими расстройствами в отношении недобровольного размещения и недобровольного лечения», опубликованный 9 ноября 2015 года

Стратегия Совета Европы в области инвалидности 2017-2023

Рекомендация Комитета министров CM/Rec(2011)14 государствам-членам об участии инвалидов в политической и общественной жизни, принятая 16 ноября 2011 года.

Рекомендация CM/Rec(99)4 о принципах, касающихся юридической защиты недееспособных взрослых, принятая 23 февраля 1999 года

Конвенция ООН о правах инвалидов и Факультативный протокол

  1. Организация образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС организация образовательной деятельности для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья, в учебном плане предусмотрены дисциплины по выбору, что дает студенту возможность выбирать индивидуальную траекторию обучения. Действует стандарт ВГУЭС «Об обучении студентов по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам. Свободное посещение занятий». При необходимости обучающимся предоставляются адаптированные образовательные программы. Преподаватели университета прошли повышение квалификации по программам: «Подготовка научно-педагогических кадров к организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ», «Основы инклюзивного высшего образования», «Теория и практика инклюзивного высшего образования».

Занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся осуществляется с учетом ограничений здоровья.

Срок получения по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.

Обучающимся с ОВЗ различных нозологий по заявлению предоставляются специальные технические средства, услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и ЛОВЗ в образовательном процессе используется специальное оборудование. Практически все аудитории университета оснащены мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения. Используемые во ВГУЭС современные лабораторные комплексы обладают высокой мобильностью, что позволяет использовать их для организации образовательного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Пять учебных аудиторий с количеством посадочных мест от 22 до 200 оборудованы звукоусиливающей аппаратурой (микрофоны, динамики). Также имеется мобильный беспроводной комплект с индивидуальными наушниками на 80 слушателей. Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи.

Внедренная технология виртуализации рабочих мест позволяет обеспечить индивидуальный подход к студентам с ОВЗ, предоставляя в любом компьютерном классе (более 20 -ти) специальные возможности в зависимости от потребностей обучающихся.

В библиотеке установлено оборудование для слепых и слабовидящих: портативное устройство PEARL предоставляет быстрый доступ для незрячих и слабовидящих пользователей к печатным материалам путем голосового воспроизведения материала. Складная камера в секунды подключается к ПК и производит снимки изображения печатного материала. Устройство позволяет быстро конвертировать печатный материал в речь. Читает все виды документов. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Студенты — волонтеры университета в рамках реализации социально значимого проекта «Сделаем книгу доступной для незрячих» осуществляют работу по подготовке текстов электронных книг для инвалидов по зрению.

Для реализации концепции материально-технического обеспечения учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретено специальное оборудование: для обучающихся с ОВЗ по зрению- дисплей Брайля, видео-увеличитель, клавиатуры с большими кнопками, компьютерные джойстики, программное обеспечение- синтезаторы речи, для обучающихся с ОВЗ по слуху- радиоклассы, портативную информационную индукционную систему, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — столы с микролифтами.

Помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, оборудованы звукоусиливающей аппаратурой.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы условия для беспрепятственного доступа на прилегающую территорию, в здания университета, учебные аудитории, столовые и другие помещения, а также безопасного пребывания в них. На территории университета есть возможность подъезда к входам в здания автомобильного транспорта, выделены места парковки автотранспортных средств. Входы в университет оборудованы пандусами, беспроводной системой вызова помощи. Информативность доступности нужного объекта университета для людей с ограниченной функцией зрения достигается при помощи предупреждающих знаков, табличек и наклеек. Желтыми кругами на высоте 1,5 м от уровня пола оборудованы стеклянные двери. Первые и последние ступени лестничных маршей маркированы желтой лентой. Для передвижения по лестничным пролетам инвалидов – колясочников приобретен мобильный подъемник – ступенькоход «SHERPA». В учебном корпусе оборудована универсальная туалетная комната в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным помещениям.

Вход в здание общежития оборудовано беспроводной системой вызова помощи. Для студентов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, оборудована специальная комната, имеющая все необходимое для комфортного проживания.

Работает система оповещения и сигнализации. Пульты пожарной охраны выведены на посты видеонаблюдения, работает звуковое и речевое оповещение.

  1. Электронное обучение как часть доступной среды.

На заседании Ученого совета университета утверждена Концепция внедрения электронного обучения в образовательный процесс ВГУЭС (Протокол №1 от 10 октября 2013г. решения Ученого совета), было принято решение об апробации методик и технологий электронного обучения в образовательный процесс университета по всем реализуемым программам. Использование системы электронного обучения позволяет осуществлять прием-передачу информации в доступных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В последние годы все более широко применяются технологии интегрированного обучения с использованием активных и интерактивных методов обучения и преобладанием технологии «face–to–face». Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями (skype), участия в вебинарах. Для удобства студентов на сайте университета создан информационный сервис «Личный кабинет», в котором каждый студент может получить адресную информацию по многим аспектам реализации своей программы, включая перечни литературы и информационных источников, расписание занятий и консультаций, отчет по посещаемости, успеваемости и многое другое.

Перспективы развития образовательных технологий связаны с увеличением роли «e–learning» в образовательном процессе. Внедрение e–learning на программном уровне является частью стратегии вуза по повышению качества и доступности образования. В настоящее время в образовательном процессе активно используется виртуальная обучающая среда Moodle.

  1. Профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья.

С целью предоставления комплекса профориентационных услуг в 2004 году во ВГУЭС был создан Центр «Абитуриент». Данный Центр позволяет обеспечить качественную подготовку школьников и абитуриентов к получению профессионального образования в их интересах. Он является надежным помощником учащимся, в том числе ЛОВЗ, их родителям и педагогам в профориентационной работе.

Центр «Абитуриент» проводит систематические профориентационных мероприятия на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детских домов, школ–интернатов, центров творчества, центров занятости населения и других учреждений города и края. Особое внимание уделяется подросткам с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность и эффективность профориентационной работы центра оценивается по такому важному показателю как увеличение количества школьников, поступающих на программы профессионального образования, рекомендованные специалистами, исходя из способностей и состояния здоровья каждого.

Содержание и методы довузовской подготовки направлены на саморазвитие личности школьника на основе индивидуального подхода.

Надо отметить, что на протяжении многих лет сотрудники Центра взаимодействуют с Приморским детским фондом, возглавляемым Председателем Правления Хомечко Е. А., участвуют в реализации программ, направленных на помощь детям — инвалидам: «Соучастие в судьбе», «Спешите делать добро».

Работа Приемной комиссии для поступающих с ограниченными возможностями строится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Большую помощь в проведении приемной кампании оказывают мобильные группы, созданные из числа волонтеров университета. При необходимости волонтеры встречают абитуриентов, сопровождают во время подачи документов и прохождении вступительных испытании.

Правила приема и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов размещены на сайте университета.

  1. Создание воспитательной среды, вовлечение студентов в волонтерство.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является создание воспитательной среды, основанной на развитии у студентов общечеловеческих ценностей.

Такую задачу ставят и успешно решают Управление молодежной политики, Совет студеческих объединений (ССО) и Центр волонтеров.

Студенты ВГУЭС активно вовлечены в добровольческую деятельность — помогают детским домам и домам престарелых, устраивают «экологические десанты», выезжают с благотворительными концертами, проводят рейды по очистке города и участвуют в организации статусных мероприятий регионального и всероссийского уровней, которые проходят в нашем ВУЗе, городе и крае.

Управление молодежной политики, ССО и Центр волонтеров предоставляют для всех студентов равные возможности для участия во всех организуемых мероприятиях. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью без выделения их в обособленную группу.

Так, ВГУЭС организовал и провел при участии ЛОВЗ и непосредственной помощи волонтеров ВГУЭС следующие мероприятия:

  • Конкурс красоты для инвалидов-колясочников «Красота без границ»;
  • Уборка территории в Седанкинском доме-интернате;
  • Организация ежегодного праздника приуроченного к Международному дню пожилого человека;
  • Помощь студентам с инвалидностью различных нозологий в подготовке к сессии;
  • Организация сбора средств для специализированной коррекционной общеобразовательной школы — интерната VI вида;
  • Проведение благотворительной акции «Яркий день»;
  • Проведение ежегодной социальной акции «Апельсинка»
  1. Развитие адаптивной физической культуры и спорта для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС на базе СК «Чемпион» созданы условия для развития адаптивной физической культуры и спорта для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с ОВЗ в зависимости от состояния здоровья и возможностей занимаются физической культурой в группах здоровья.

Около 200 человек, имеющих ограниченные возможности здоровья, на регулярной основе занимаются в СК «Чемпион» такими видами спорта, как: баскетбол, регби, плавание, фехтование, пауэрлифтинг, настольный теннис, теннис и др.

Категории занимающихся людей: слабовидящие, слабослышащие, с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями психического развития и другие.

С 2011г. в спортивном комплексе ВГУЭС регулярно проводятся соревнования и турниры по настольному теннису и плаванию с участием лиц с ОВЗ.

Вход в комплекс оборудован пандусом, также выделено место парковки автомобиля для ММГ.

  1. Организация практик и трудоустройство студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Современный рынок труда требует новых подходов к организации процессов содействия трудоустройству и эффективному «вхождению» в занятость студентов, выпускников.

Связующим звеном между университетом и бизнес–средой является Региональный центр «Старт–Карьера». Этот проект реализуется во ВГУЭС с 2003 года. Региональный Центр «Старт Карьера» осуществляет взаимодействие с рынком труда и мониторинг результатов взаимодействия с предприятиями – партнерами; консультативную поддержку студентов в процессе поиска мест практик, стажировок и трудоустройства; занимается непосредственным трудоустройством студентов и выпускников в компании Приморского края.

Со студентами, в том числе с ОВЗ, начиная с 1-ого курса, проводятся различные мероприятия, направленные на погружение в будущую профессию, такие как:
— Ежедневные консультационные работы по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии на рынке труда.
— Обучающие мероприятия с привлечением в качестве ведущих представителей предприятий — работодателей (тренинги, мастер-классы, деловые игры).

— Организация профильных стажировок на предприятиях города и края под руководством специалиста — практика (сотрудника данного предприятия), выступающего в качестве индивидуального руководителя-наставника для студентов.
-День компании, день профессии, экскурсии на предприятия.
-Проект WORK-кастинг — бизнес-игра, состоящая из нескольких этапов в присутствии представителей компаний-работодателей, которые готовы уже на период проведения проекта принять на работу на стартовые позиции наиболее проявивших себя на данном проекте, перспективных, подающих надежды молодых специалистов, выпускников вуза.
— «Азбука успеха» — это программа обучающих курсов для студентов. На курсах студенты получают знания и навыки, которые им будут необходимы на первых шагах их профессиональной деятельности — правильно составлять резюме при трудоустройстве, уверенно подавать себя на собеседовании, овладеть базовыми навыками коммуникации, тайм-менеджмента.
Два раза в год проводится мониторинг показателей трудоустройства и работы выпускников очной формы обучения, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. Результаты мониторинга показывают, что процент трудоустройства выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ после окончания университета высокий и составляет 100% .

  1. Социальная сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во ВГУЭС осуществляется социальное сопровождение обучающихся, которое направлено на социальную поддержку инвалидов, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии.

В университете ведется учет инвалидов и лиц с ОВЗ. При поступлении или по заявлению студента во время учебного процесса данные о студентах вносятся в информационную систему «ИИСУСС».

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 студентам, являющимcя детьми – инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, назначается государственная социальная стипендия, предоставляется бесплатно общежитие.

В связи с тем, что увеличилось число студентов с инвалидностью по заболеванию «сахарный диабет», службой питания ВГУЭС разработано меню, включающее в себя блюда, с ограничением углеводов, жиров, сахара, в вареном и запеченном виде. Ежемесячной традицией в университете стали дни здорового питания. Приглашенные специалисты консультируют студентов по вопросам диеты.

8. Медицинско-оздоровительное сопровождение.

Студентам из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оказывается неотложная медицинская помощь и помощь узких специалистов, в том числе лабораторные, инструментальные обследования бесплатно в рамках ОМС. Медицинское обслуживание проводится на базе АНО РМЦ «ЛОТОС» по соглашению о сотрудничестве от 01.12.12.

Для инвалидов и ЛОВЗ разработаны программы реабилитации с применением аппаратной реабилитации (при заболеваниях связанных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями центральной нервной системы, с общесоматическими заболеваниями). Реабилитация данной категории студентов проводится бесплатно по направлениям из лечебно-профилактических учреждений в рамках программы обязательного медицинского страхования.

9. Телефоны «горячей линии»:

— по вопросам приёмной кампании: 8(423)240-40-23, 8(423)240-42-98;

— по вопросам организации образовательного процесса: 8(423)240-41-25.

Ограниченные возможности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *